Функции управления персоналом таможенной службы

Контрольные вопросы


Раздел 2. Методология управления персоналом таможенной системы

Методология управления персоналом, как учение о структуре, законо- мерностях, методах и средствах определенной деятельности, рассматривает: сущность персонала организации как объекта управления; процесс форми- рования поведения индивидов, соответствующий целям и задачам органи- зации; методы и принципы управления работниками в процессе трудовой деятельности с точки зрения наиболее полного и эффективного развития и использования их потенциала в достижении целей организации (Феде- ральной таможенной службы). [24, c. 72]

2.1. закономерности управления персоналом таможенных органов

Объективной основой требований к системе и технологии управления персоналом таможенного органа являются не только общие законы и зако- номерности теории управления, но и закономерности, присущие этому про- цессу. [23, c.103]

2.1.1. Общие закономерности управления персоналом

Закономерности, как объективные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями и процессами проявляются и реализуются через деятельность людей.

Предметность
Изменение состава   Возрастание роли одних и снижение других функций
и содержания функ- управления персоналом на разных ступенях управления
ций управления   и изменение их содержания в связи с развитием и совер-
персоналом шенствованием таможенной службы
Основополагающими закономерностями управления персоналом явля- ются:


Раздел 2. Методология управления персоналом таможенной системы 25

2.1.2.

Закономерность
Содержание
Соответствие системы   Исходя из требований производственной деятельности,
управления персона- система управления персоналом должна соответствовать
лом целям и задачам   целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития
таможенного органа таможенной службы
Специфические (частные) закономерности управления персоналом таможенного органа


Системное формирование управления персоналом   Необходимость учета всех возможных взаимосвязей вну- три системы управления персоналом, между ее подсисте- мами и элементами, между системой управления персона- лом и системой управления таможенным органом в целом, а также таможенным органом и внешней средой
 
Пропорциональность управления персоналом   Пропорциональность на всех уровнях и во всех частях системы управления персоналом; оптимальность соот- ношения численности работников системы управления персоналом и таможенных органов
 
Ожидаемый итог — это фактор, обусловливающий содер- жание, организацию и методику процесса управления
Наличие стадий, этапов и их завершенность — одна из сущностных закономерностей процесса управления
За прогнозированием следует проектирование, а за ним — объектирование, планирование, непосредственное воздей- ствие на объект управления, проверка исполнения
Изменение состава и содержания функ- ций управления персоналом   Взаимодействие закономерностей, их влияние друг на друга своими свойствами и особенностями повышают результативность всего процесса управления персоналом
 
Направленность на результат
Стадийность
Последователь- ность, смена ста- дий, состояний
Пропорциональное со- четание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом   Необходимость пропорционального совершенствования всех подсистем и элементов системы управления персона- лом для недопущения и исключения диспропорций в целостной системе управления
 
Оптимальное      
сочетание централи- Определение степени централизации функций управле-  
зации и децентрали- ния персоналом в сочетании с децентрализацией части  
   
зации управления функций  
персоналом    


Закономерность
Сущность

Целостность
Совокупность непосредственно взаимосвязанных и взаимообусловленных, целесообразных, повторяющихся, имеющих четкую структуру элементов управления
Конкретный подход к пониманию и осуществлению смены этапов, стадий, фаз управления персоналом
Минимизация числа ступеней управления персоналом   Эффективность системы управления персоналом напрямую зависит от количества уровней управления
 


Линейно-функционального и целевого управления
Выработки и принятия решений
Первого лица и единства распорядительства
Контроля исполнения решений
Стимуляции
Соподчиненности
Закономерности управления персоналом влияют на состояние всех под- систем и элементов системы управления организацией. Например, законо- мерность минимизации числа ступеней управления персоналом взаимо- действует с закономерностью оптимального сочетания централизации и децентрализации управления персоналом и закономерностью изменения состава и содержания функций управления персоналом.

2.2.2 Частные принципы управления персоналом    
     
Демократизации     Информатизации  
     
     
Конкурсности     Нацеленности на результат  
     
     
  Соответствия  
Индивидуализации работы с кадрами      
   
    Повышения квалификации  
Сменяемости    
   
    Обучения и воспитания  
Непрерывности    
   
    Обеспечения профессионального роста (перспективности)  
Оперативности    
   
     
Гибкости     Развития творческого потенциала  
     
     
Преемственности     Социальной защищенности  
     
    Моральной и материальной мотивации  
Справедливости    
     
   
Психологической совместимости    
   
             
Так, сокращение числа ступеней управления персоналом приводит к изменению соотношения централизации и децентрализации функций на оставшихся ступенях управления персоналом, потому что меняются состав и содержание функций управления персоналом на этих ступенях. В свою очередь, изменение функций управления персоналом и соотношения цен- трализации и децентрализации приводит к изменению числа ступеней и системы управления персоналом. [23, c. 105]

2.2. Принципы управления персоналом в таможенных органах


Сущностью деятельности по управлению персоналом, содержательной частью системы являются принципы и методы управления персоналом. Поэтому система управления персоналом опирается на принципы, соответ- ствующие условиям, в которых осуществляется управление организацией.

Принципы — это основные правила, исходные положения и нормы дея- тельности организации, определяющие структуру, механизмы функцио- нирования и организационную культуру организации и которым должны следовать руководители (субъекты управления) в процессе управления персоналом. [22, c. 54]

2.2.1 Общие принципы управления персоналом    
     
Научности     Сочетания единоначалия и коллегиальности  
     
     
Плановости    
  Централизации и децентрализации  
   
Ответственности      
  Отбора, подбора и расстановки кадров  
   
Законности      
  Научной организации труда  
   
Системности     Информационной достаточности  
     
     
Оптимальности     Обратной связи  
     
             
Принципы управления персоналом объективны, так как отражают тре- бования объективно действующих экономических законов и закономерно- стей. Подразделяются на общие и частные.


Принципы системы управления персоналом реализуются во взаимо- действии. Сочетание принципов находится в прямой зависимости от кон- кретных условий функционирования системы управления персоналом в ор- ганизации (в нашем случае — в таможенных органах).

2.3. Методы управления персоналом и средства их реализации

На основе принципов формируется система методов, являющаяся важ- нейшим элементом системы управления персоналом.

Методы управления персоналом организации основываются на законах, закономерностях и принципах и применяются с учетом состояния и условий функционирования таможенной системы (технологии, информатизация, развитие экономических, правовых, социально-психологических отноше- ний), внешних факторов.

Методом управления называется совокупность путей, способов, прие- мов и форм воздействия на объект управления для достижения постав- ленных целей.


Административные методы

  Социально- психологические
Частные  
 
   
Экономические Идеологические
       
Регламентирование
— Положение о ФТС России; — Положение о РТУ; — Положение о таможне, таможенном посту; — Положение об отделе; — Типовые структуры; — Штатное расписание; — Должностной регламент
Организационные
Нормирование
Инструкции о порядке выполнения функ- ций, нормативы труда и отдыха, правила внутреннего распорядка
Инструктирование
Методическая и информационная помощь

Классификация методов управления персоналом
По формам управленческого воздействия
  Правовые
По масштабам человеческой деятельности
    Определяют способы до- стижения основных целей и задач функционирования таможенной системы
Общие  
 
 
    Используются в системах оперативного и текущего управления (РТУ, таможни, таможенные посты)
Частные  
 
 
Акты организационного нормирования и организационно-методичес- кого инструктирования являются нормативными, издаются руководите- лем организации и обязательны для должностных лиц и работников, всех тех кому они адресованы. [23, c. 112]

Распорядительные   — решения Коллегий ФТС, РТУ; — приказы, распоряжения; — резолюции, положения; — устные указания.
 
 

2.3.1.

Организационно- распорядительные
   
Общие  
     
Методы прямого управленческого воздействия

К методам прямого управленческого воздействия относятся организа- ционно-распорядительные и правовые.

Административные (организационно-распорядительные) методы управ- ления персоналом основываются на властных полномочиях руководителя, директивных механизмах воздействия на объект управления, дисципли- нарной и материальной ответственности подчиненных за свои действия («метод кнута»).

Основу формирования этих методов составляют существующие граж- данские нормы, административные права, трудовая дисциплина, а так- же инструкции, регламенты, приказы, указания, распоряжения и т.д. Эта группа включает методы формирования структуры органов управления, ру- ководства персоналом, утверждения норм и нормативов, издания приказов и распоряжений, разработки положений, должностных регламентов, стан- дартов и т.д.


Исполнительные   Установление ответственности  
 
  — личной, коллективной; — моральной; — материальной; — служебной
         
Правовыми актами ненормативного характера являются методы распорядительного характера (приказы, указания, распоряжения), приме- няемые для обеспечения соблюдения, исполнения и применения действу- ющего законодательства и других нормативных актов, а также придания управленческим решениям юридической силы.

Приказы издаются линейным руководителем, а распоряжения и указа- ния — руководителем функционального подразделения, службы.

Под правовыми методами управления персоналом понимается совокуп- ность средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы (объекты управления) и отношения между ними в процессе управ- ления.


Правовые методы
Разработка, использование и применение правовых норм
Формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых норм
Трудовое законодательство
Федеральный закон «О таможен- ной службе в РФ» № 311-ФЗ
Гражданское законодательство
Закон «О службе в таможенных органах РФ»
Уголовное законодательство
Административное законодательство
Закон «Об основах государствен- ной службы РФ»
Хозяйственное законодательство
Закон «О государственной граж- данской службе»
Кодекс чести таможенника РФ
Кодекс этики и служебного поведения госслужащих
Указ Президента РФ «Об общих принципах служебного поведения»
Дисциплинарный устав
Социальные и психологические методы управления представляют со- бой конкретные способы и приемы воздействия на формирование и раз- витие коллектива организации, на протекающие внутри него социальные процессы.

Социально-психологические методы воздействия на исполнителей че- рез систему моральной ответственности и психологических установок по- зволяют влиять на поведение персонала, формировать положительный социально-психологический климат в коллективе, реализовать творческий потенциал исполнителей.

Особенностями этих методов является то, что они направлены на ис- пользование в большей мере неформальных факторов, интересов личности, коллектива, группы в процессе управления и основаны на использовании закономерностей социологии и психологии.

По масштабу и способам воздействия эти методы подразделяются на со- циальные и психологические.

2.3.2.

Методы
Психологическое планиро- вание (постановка целей, разработка психологических нормативов)
Социальное регулирование
Моральное стимулирование
Гуманизация труда
Профотбор и обучение
Психологическое побуждение
Социальные Социальное планирование
Психологические
Социальная совместимость
Методы косвенного воздействия на персонал

К косвенным методам воздействия относятся экономические, социально- психологические и идеологические методы управления персоналом.

  Направление методов  
   
на группы людей и их взаимо- действие в процессе совместной деятельности     на конкретную личность сотруд- ника, персонифицированы и индивидуальны
 
           
  позволяют:  
 
 
определить роль и место сотрудника в коллективе  
 
 
выявить лидеров  
 
 
связать мотивацию людей с конечными результатами  
 
 
обеспечить эффективные коммуникации  
 
 
разрешить возникающие конфликты  
 
       
  преследуют цели:  
  формирование личной мотивации людей
 
 
  минимизация скандалов, стрессов, обид
 
  разработка служебной карьеры
 
 
  рост интеллектуальных способностей
 
 
  обращение к личности, его интеллекту, поведению
 
       
Экономические методы применяются для воздействия на исполните- лей через экономические стимулы и условия деятельности и основаны на материальной заинтересованности (стимулировании), экономических нор- мах и нормативах, методах анализа и построения системы управления пер- соналом («метод пряника»). [23, c. 62]

Экономические методы
Экономическое стимулирование
Экономико-математические
Неформализированные
Технико-экономическое планирование
Метод сценария
Коллективной генерации идей
Эффективная организация заработной платы
Деловых игр
Материальное стимулирование
Коллективная материальная заинтересованность
Слабо формализированные методы
Экономическая ответственность
Экспертных оценок
Формализированные
Построения «дерева целей»
Вероятностно-статические
Эвристический
Оптимизированные


Идеологические методы
Пропаганда
Агитация
Воспитание дисциплинированности
Конструктивная критика и самокритика
  Вовлечение в активную общественную деятельность
Политические образования (общественно-государственное ориентирование)
2.3.4. Частные методы и средства управления персоналом в таможенных органах

Методы
Средства

Мотивация

Убеждения

— меры морального и материального поощрения; — обогащение содержания труда, повышение интереса к работе; — систематическое повышение квалификации; — планирование карьеры
— педагогические меры разъяснительной работы, сти- мулирующие личный вклад в достижение общей цели коллектива
— использование властных полномочий, применение не- гативных санкций (наказания)
— четкое распределение прав и обязанностей, полномочий и ответственности; — обеспечение своевременной и достаточной информа- цией; — координация деятельности, обеспечивающая слажен- ную работу всех сотрудников
Принуждение
Обеспечение взаимодействия
Важными и значительно повышающими трудовой энтузиазм коллекти- ва, отдельных его работников являются идеологические методы, мотивиру- ющие исполнителей, воздействуя через систему моральной ответственности, чувство долга, патриотизма. [22, c. 63] Идеологические методы являются основополагающими в такой составляющей процесса управления персона- лом (его подсистемой), как воспитательная работа в таможенных органах.


2.3.3. Общие методы управления персоналом

Общие методы управления персоналом
Найм, отбор и прием персонала
Деловая оценка персонала
Социализация, профориентация, трудовая адаптация персонала
Мотивация трудовой деятельности персонала
Организация системы обучения персонала
Управление конфликтами, безопасностью персонала, организация труда
Высвобождение персонала
Классификация методов управления персоналом по признаку их при- надлежности к конкретным функциям управления (организация, планиро- вание, координация, регулирование, мотивация, контроль, учет) позволяет выстроить технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. [27, c. 115]


регулирование трудовых отношений между админи- страцией и сотрудником, между работниками;

Устранение конфликтных ситуаций
улучшение морально-психологического климата, усло- вий труда, стиля руководства

Индивидуальный подход
учет половозрастных, психофизиологических особен- ностей, образовательного уровня, стажа, опыта, профессио- нальных и личностных качеств сотрудников;

— поощрение инициативы, творческого развития

Таким образом, посредством методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, одновременно применяются различные методы в их сочетании. Например, методы деловой оценки персонала, методы обучения персонала, методы оценки результативности труда, методы повышения квалификации работников аппарата управления, методы построения системы управления персоналом, методы расчета потребности в персонале и др. Методы органи- чески дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом раз- витии.

2.4. Функции управления персоналом таможенной службы

Под функцией управления персоналом следует понимать конкретный вид управленческой деятельности, реализация которой требует определен- ных управленческих операций. Исходя из теории управления, функции


повышение качества служебной деятельности
предполагает: — работу с персоналом на более высоком каче- ственном уровне с применением современных методик и образовательных технологий; — организацию профессиональной учебы персона- ла на рабочих местах; — разработку и реализацию предложений по со- вершенствованию организации функциональной деятельности
подразделяются на общие, которые отражают наиболее важные, универ- в) сальные, применяемые в любом процессе управления (анализ и прогно-

направлена на: — управление профессио- нальным развитием госслу- жащих; — повышение профес- сиональной компетентности таможенников; — постоянное обогащение у служащих профессиональ- ных качеств, знаний, умений и навыков
зирование, планирование, организация, регулирование, контроль, моти- вирование, учет) и специфические (специализированные), являющиеся механизмом, средством осуществления общих функций.

К специфическим функциям, обеспечивающим управление персоналом в таможенных органах, следует отнести:

— административную;

— кадрового планирования;

— повышения качества служебной деятельности;

— социальную;

— мотивации;

— информационно-аналитическую;

— воспитательную.

Функция
Содержание, роль и назначение перечисленных функций, их сущность раскрываются в нижеприведенной схеме.

Содержание (сущность)
социальная
реализуется: — руководством таможенного органа; — службами управления персоналом; юридически- ми службами, службами охраны труда; — подразделениями медицинского, пенсионного, материально-технического обеспечения и социаль- ного развития; — профсоюзными организациями таможенных органов
г)

Реализуется при: — приеме, увольнении, служебном передвижении персонала; — административно-правовом регулировании карьеры; — применении дисциплинарной практики к гос- служащим и соблюдении норм трудового законода- тельства; — регламентации служебного времени и времени отдыха; — предоставлении льгот, гарантий
направлена на: — социальную защиту гос- служащих; — создание условий для эффективного труда; — определение уровня зара- ботной платы и социальных льгот; — оздоровление работающих и создание безопасных усло- вий труда
административная
а)

Заключается в деятельности органов управления по регу- лированию управленческих отношений, в т.ч. правовых основ управления персона- лом государственной службы

кадрового планирования
Реализуется при: — определении потребностей в госслужащих кон- кретной специализации и квалификации; — оценке имеющегося кадрового потенциала и определении потребностей в персонале в будущем; — планировании служебного передвижения гос- служащих и их профессионального развития
б)

Заключается в: — обеспечении таможенного органа необходимым количе- ством и качеством персонала в нужный момент и с наи- меньшими затратами*
мотивация
реализация требует: — необходимости учета и применения не только общих стимулов (зарплата, надбавки, продвиже- ния и т.п.), но и индивидуального подхода к каж- дому; — использования профессионального и творче- ского потенциала персонала, умелого управления мотивами и стимулами
д)

заключается в: — побуждении, стимулиро- вании персонала; — создании для активиза- ции деятельности матери- альных, моральных, соци- альных и других стимулов
* В результате кадрового планирования происходит совершенствование и оптимизация процессов форми- рования и использования персонала государственной службы, его развитие. Планирование является ис- точником информации о потребностях в персонале, о динамике изменения его численности, изменении квалификационной структуры. Оно позволяет своевременно организовать профессиональное обучение и обеспечить нужную квалификацию государственных служащих, спланировать их карьеру и подготовить резерв кадров, адаптировать государственных служащих, впервые принятых на государственную службу, и подготовить высвобождение персонала в связи с планируемыми организационно-штатными мероприя- тиями или плановым увольнением.


информационно- аналитическая
реализуется: — использованием современных информационных технологий, компьютерной техники; — наличием в службе по управлению персоналом информационного банка данных по кадрам; — проведением социологических исследований для изучения профессиональных и личностных качеств госслужащих (в т.ч. с применением «по- лиграфа»), а также оценки форм и методов работы с персоналом
е) 7. Что такое методы управления, какова основа их формирования

и применения?

8. Проклассифицируйте методы управления персоналом.

9.

заключается в: — сборе, обработке и исполь- зовании информации о коли- чественном и качественном составе персонала; уровне образования, квалификации, стаже, опыте работы и дру- гих данных
Дайте характеристику административных (организационно-распо- рядительных) методов управления.

10. Что понимается под правовыми методами управления и каково их содержание?

11. Охарактеризуйте экономические методы управления персоналом.

12. Сущность (содержание) социально-психологических методов и их особенности.

13. Идеологические методы управляющего воздействия на персонал

воспитательная
реализуется мероприятиями: — перспективного плана ФТС РФ по совершен- ствованию предупредительной и воспитательно- профилактической работы в борьбе с коррупцион- ными проявлениями в таможенных органах; — государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» — смотров-конкурсов самодеятельного художе- ственного творчества; — спортивно-массовой работы (спартакиады тамо- женных органов); — работы по пропаганде Кодекса чести и служеб- ного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации
ж) и их содержание.

14. Общие методы управления персоналом и их классификация.

15.

направлена на: — формирование у госслужа- щих определенного типа по- ведения, принятого в рамках организации; — создание в таможенных органах здорового морально- психологического климата; — укрепление и приумноже- ние традиций, повышение престижа профессии тамо- женника, гордости за при- надлежность к таможенной системе
Перечислите частные методы управления персоналом и средства их реализации.

16. Каково содержание воспитательной функции управления персона- лом?

17. В чем заключается и как реализуется административная функция управления персоналом?

18. Чем характеризуется функция кадрового планирования?

19. Что понимается под функцией повышения качества служебной дея- тельности?

20. Каковы роль и назначение социальной функции?

21. В чем состоит сущность функции мотивации?

22. Каково предназначение информационно-аналитической функции кадровой деятельности?

Таким образом, очевидно, что функции управления персоналом много- образны и предусматривают проведение большого объема работ. С возрас- танием роли таможенной службы в обществе эти функции будут услож- няться и обогащаться.

Контрольные вопросы

1. Что такое методология управления персоналом?

2. Перечислите основные закономерности управления персоналом и дайте их характеристику.

3. Каковы специфические закономерности управления персоналом в таможенных органах и их содержание?

4. Дайте определение принципов управления. Проклассифицируйте их.

5. В чем проявляются общие принципы управления?

6. Перечислите частные принципы управления персоналом и раскрой- те сущность их применения.


РазДЕл 3.

Система управления персоналом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: