Поскольку данный раздел является предельно сокращенным вариантом всего бизнес-плана, т.е. его «резюме», он разрабатывается после всех других разделов и включает информацию по следующим позициям.
1.1. Основные цели бизнес-плана.
1.2. Основные направления стратегии организации (ассортимент товаров/услуг, цены, качество, потребители, персонал, место расположения, сервисные услуги и т.п.).
1.3. Мероприятия по отдельным направлениям стратегии организации.
1.4. Необходимые средства и потенциальные источники их получения.
1.5. Преимущества производимых товаров/услуг.
1.6. Прогноз объема продаж товаров/услуг.
1.7. Ожидаемая выручка, чистая прибыль.
1.8. Планируемые затраты.
1.9. Уровень прибыльности инвестиций.
1.10. Срок возврата заемных средств.
1.11. Характерные (специфические) условия работы организации.
1.12. Данные о создании и регистрации организации.
1.13. Деловая биография (так называемая Сигпси1ит Укае — СУ) владельца/руководителя организации.
1.14. Контактные телефоны, факсы.
|
|
Сущность концепции бизнес-плана американскими специалистами сформулиррвана в следующей краткой специфической форме: «Я не знаю вашу фирму; я не знаю товаров вашей фирмы; я не знаю клиентов вашей фирмы; я не знаю истории вашей фирмы; я не знаю репутации вашей фирмы; я не знаю достижений вашей фирмы, так какой же товар после всего этого вы хотите мне предложить?»
2. Виды товаров/услуг
2.1. Название и подробное описание товаров/услуг.
2.2. Наглядное изображение товаров (фотографии, рисунки и т. п.).
2.3. Потребности, которые удовлетворяют товары/услуги.
2.4. Спрос на товары /услуги.
2.5. Цены производства и реализации товаров/услуг.
2.6. Соответствие товаров/услуг требованиям законодательства.
2.7. Жизненный цикл товаров/услуг.
2.8. Рынки и способы продаж.
2.9. Преимущества и недостатки товаров/услуг.
2.10. Особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг (дизайн, упаковка, послепродажное обслуживание, товарный знак и т.п.).
2.11. Патенты (авторские свидетельства).
3. Рынки сбыта товаров/услуг
3.1. Характеристика рынков и их сегментов (потенциальный и реальный рынок, рынок организаций-потребителей и конечных потребителей и т.д.).
3.2. Факторы влияния на спрос (по рынкам/сегментам).
3.3. Перспективы изменения потребностей (по рынкам/сегментам) и возможные варианты реакции на них.
3.4. Результаты исследования спроса и предложения.
3.5. Близость организации к рынку/сегменту.
4. Конкуренция на рынках сбыта товаров/услуг
4.1. Область деятельности и характер изменений в ней.
4.2. Качественно-количественная характеристика конкурентов (товары/услуги, цены, каналы сбыта, продвижение, сегменты рынка и т.п.).
|
|
4.3. Стратегия и тактика деятельности конкурентов.
5. План маркетинга
5.1. Тип маркетинга (конверсионный, стимулирующий, развивающий, поддерживающий, противодействующий маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, демаркетинг).
5.2. Каналы сбыта (одноуровневый, многоуровневые).
5.3. Продвижение (реклама, паблисити, персональные продажи и пр.).
5.4. Формирование общественного мнения об организации, ее товарах/услугах.
5.5. Ценообразование.
5.6. Стимулирование продаж (формы стимулирования потребителей, продавцов, собственного персонала; выставки-ярмарки и т.д.).
5.7. Послепродажное обслуживание.
6. План производства
6.1. Действующее/вновь создаваемое производство (наличие производственных помещений, земельных участков, материальных ресурсов и т. п. и дополнительная потребность в них).
6.2. Место расположения (близость к потребительскому рынку, поставщикам, транспортная связь и т.д.).
6.3. Ввод производственных мощностей.
6.4. Сырье, материалы, комплектующие.
6.5. Репутация и опыт работы с поставщиками.
6.6. Возможности и опыт производственной кооперации.
6.7. Факторы, лимитирующие объемы производства и поставок ресурсов.
6.8. Планирование производства (контроль качества продукции, охрана окружающей среды, утилизация отходов, обеспечение безопасности жизнедеятельности и т.д.).
7. Организационный план
7.1. Организационная структура фирмы (подразделения, характер их взаимодействия, координация и контроль деятельности и т.п.).
7.2. Рабочая сила (квалификация, формы привлечения к труду, заработная плата, режим труда, текучесть кадров, потребность в кадрах и пр.).
7.3. Управленческий персонал (СУ, функциональные обязанности, права и полномочия, достоинства и слабые места, система стимулирования, рекомендации по самосовершенствованию и т.п.).
7.4. Кадровая политика (принципы отбора и найма, повышение квалификации и переподготовка, методы и периодичность оценки качества труда, система продвижения по службе и т.д.).
8. Правовое обеспечение деятельности организации
8.1. Дата создания и регистрации (когда, где, кем).
8.2. Учредительные документы.
8.3. Форма собственности.
8.4. Основные пайщики.
8.5. Степень подверженности государственному контролю.
8.6. Копии лицензий, соглашений и договоров с другими организациями.
8.7. Возможные изменения в законодательстве и их влияние на деятельность организации.
8.8. Особенности нормативно-правового регулирования деятельности организации (налоговые льготы, техника безопасности, права потребителей и т.д.).
9. Оценка риска и страхование
9.1. Перечень возможных рисков (производственные, коммерческие, форс-мажорные и др.) с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого потенциального ущерба.
9.2. Организационные мероприятия по профилактике и нейтрализации возможных рисков.
9.3. Программа страхования от рисков.
10. Финансовый план
10.1. Оперативный план (отчет).
10.2. План (отчет) доходов и расходов.
10.3. План (отчет) движения денежных средств.
10.4. Балансовый отчет (план).
10.5. Необходимые для реализации проекта средства.
10.6. Источники и форма получения необходимых средств.
10.7. Возможные сроки возврата средств и объем доходов по ним. В заключение обратим внимание на следующее обстоятельство:
не существует раз и навсегда установленной методики разработки бизнес-плана и формы его изложения, в связи с чем каждый бизнес-план индивидуален.
В качестве иллюстрации предлагаем два примера бизнес-планов, разработанных зарубежными и российскими предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в различных областях физической культуры и спорта.
БИЗНЕС-ПЛАН АМЕРИКАНСКОЙ ФИРМЫ ПО ТОРГОВЛЕ СПОРТИВНЫМИ ТОВАРАМИ
|
|
Резюме
Фирма «____» — предприятие в форме товарищества, осно
ванное в_____ году. Фирма осуществляет торговлю оптом и в
розницу спортивной одеждой, обувью и аксессуарами в столице
штата_____ и близлежащих районах.
Г-да______, являющиеся владельцами предприятия, изыски
вают возможность привлечения 150000 долл. для покупки в соб
ственность помещений по адресу____, в настоящее время ис
пользуемое ими в своем бизнесе на условиях аренды. Помимо зат
рат на покупку (через ипотечный заем), предполагается вложить
средства в ремонт здания и модернизацию технологии складского
хранения товаров, поступающих по дилерскому соглашению от
компании «____», что является одним из условий дилерского
соглашения с нею. Данная сумма позволит сохранить необходимый резерв наличности и обеспечить достаточный оборотный капитал для увеличения товарооборота. Указанной суммы, по расчетам, достаточно для перехода через планируемую фазу увеличения сбыта таким образом, что предприятие сможет работать непрерывно и прибыльно.
Анализ реального и потенциального рынка спортивной одежды и обуви показывает наличие неудовлетворенного спроса на них, а также на спортивный инвентарь и сопутствующие товары, включая пищевые концентраты и консервы для быстрого приготовления пищи в условиях похода или пикника.
Репутация фирмы подтверждается наличием договоренности с муниципальными властями о получении лицензии на торговлю указанными товарами в районе стадионов во время проведения кубковых матчей между футбольными командами университетов на протяжении трех планируемых лет и, вероятно, в дальнейшем.
В своей деятельности по расширению рынка сбыта фирма ру
ководствуется прогнозами и рекомендациями консультационной
фирмы «_____», осуществившей анализ рынка спортивных това
ров и стратегий конкурентов.
Искомые 150000 долл. позволят фирме увеличить основной и оборотный капитал, значительно увеличить объем реализации при сохранении сложившегося в предыдущие годы уровня рентабельности.
|
|
Фирма изыскивает возможность получения кредитов общей
суммой______ для: 1) приобретения торгового оборудования и
создания товарно-материальных запасов; 2) покупки земельного
участка по адресу____; 3) осуществления необходимого ремон
та здания и модернизации складской технологии; 4) для поддер-
жания резервов финансовых средств в объеме, обеспечивающем достаточный оборотный капитал для расширения имеющегося у фирмы рынка оптовой и розничной торговли спортивной одеждой, обувью и аксессуарами.
Данная сумма вместе с дополнительными вложениями учре
дителей в виде доли в уставном капитале фирмы в размере_________
даст необходимые финансовые средства на период ремонта, ко- >
торый предполагается завершить к____. Через 3 мес после за
вершения ремонта предполагается выйти на полуторакратное уве- |
личение месячной «прибыли, что позволит в течение 9 последу- |
ющих месяцев вернуть кредит и выплатить проценты за пользо
вание им.
Фирма осуществляет оптовую и розничную торговлю спортив
ной одеждой, обувью и инвентарем. Оптовые партии приобретают- 1:
ся у фирмы со склада, расположенного по адресу________, неспеци
ализированными магазинами, находящимися за пределами райо
на, обслуживаемого двумя розничными магазинами фирмы. Кли
ентами фирмы являются спортсмены, лица, ориентирующиеся на
активный отдых, молодежь. Соотношение опта и розницы — 40: 60.
Фирма начинала с розничной торговли в 1985 г. как частное | предприятие, имеющее один магазин на правах аренды. В настоящее время предприятием владеют два компаньона, имеющие в уставном капитале равные доли. Фирма является официальным»
дилером компании «______» по производству спортивной одежды?
и снаряжения, обладает исключительными правами на реализа- >, цию указанной продукции на территории столицы штата и близ- § лежащих районов. Прибыль формируется как разность между объемом реализации в розницу и мелким оптом и затратами на закупку товаров с учетом собственных издержек. Магазины фирмы работают с 10.00 до 19.00, кроме воскресенья.
В настоящее время фирма арендует помещение общей площадью 150 кв. м на первом этаже четырехэтажного здания по адресу <
____. Здесь оборудованы: основной склад товара, поступающего
от поставщика, магазин мелкооптовой торговли, центральный офис. Здание сооружено из кирпича, имеет бетонные полы, по- | крытые линолеумом, системы кондиционирования и отопления. Имеются пути для подъезда к зданию грузового и легкового автотранспорта и места для парковки автомобилей клиентов. Магазины розничной торговли расположены на первых этажах домов, |
находящихся по адресам____, т.е. в центре города, в его дело- |
вой части. Площади магазинов — 65 и 84 кв. м. Помещения магазинов принадлежат владельцам фирмы на правах частной собственности.
Фирма будет продолжать поставки спортивной одежды и обу- |
ви, а также иных спортивных товаров высшего класса как офи-;
циальный дилер компании «___» оптовым и розничным поку-?
пателям. По мере роста объемов реализации мы планируем сохранить соотношение между оптовой и розничной торговлей 40: 60. Рост объемов розничной торговли будет наблюдаться еще в течение 5 лет. В этот же период фирма предполагает форсировать развитие оптовой торговли путем заключения дилерских соглашений с несколькими магазинами, не способными освоить крупные оптовые партии товара. Общий прирост объема реализации оценивается нами в 25 % за 5 лет. Наша цель — достичь 45 % реализации спортивной одежды и обуви и 25 % реализации спортивных товаров от общего объема реализации данного класса товаров в столице штата и близлежащих районах. На этой территории проживает более 500 тыс. человек. Общее количество мелких специализированных магазинов, торгующих обувью и одеждой, — 250.
Способы привлечения клиентов:
—рекламная кампания в газетах, на кабельном телевидении и по радио;
—бесплатное предоставление спортивной формы и обуви для футбольной команды университета города во время проведения кубковых матчей среди университетов штата в году;
—рассылка рекламных сообщений почтой владельцам магазинов и руководителям спортивных команд;
—установка двух рекламных щитов на автомобильной дороге, проходящей рядом с центральным офисом и магазином мелкооптовой торговли.
Косвенную конкуренцию нам составляет фирма «_______», офи
циальный дилер компании «______». Фирма торгует качественной,
но особо дорогой и престижной спортивной одеждой и обувью, пользующейся ограниченным и падающим спросом. Остальные косвенные конкуренты — небольшие магазины, ориентирующиеся на широкий ассортимент одежды и обуви, склонны заключать договоры на поставку им небольших партий спортивной одежды, обуви и других спортивных товаров, возможно, по специальным дилерским соглашениям (за некоторую скидку). Наша фирма готова выступить в качестве контрагента в этих соглашениях.
У фирмы имеется один прямой конкурент. Это фирма «_______»,
являющаяся официальным дилером компании «____». Фирма
торгует престижной спортивной одеждой и обувью высокого качества. Товары имеют высокую цену и ориентированы на узкий круг состоятельных клиентов, придерживающихся элитных стандартов потребления. Доля потенциальных потребителей в общем числе семей объективно невелика — не более 10 — 12%. Фирма-конкурент не планирует расширять круг клиентов за счет изменения ассортимента и предпочитает увеличивать объемы реализации за счет улучшения сервисного обслуживания (доставка на дом, торговля по каталогам и т.п.).
Владелец фирмы г-н_____ предпочитает общее руководство.
делами фирмы. Управление делами поделено между финансовым < директором, директором по розничной торговле и директором по маркетингу. Работу вспомогательных подразделений возглавляет администратор. Поддерживается коллегиальный стиль управления.
Политику оплаты работы персонала фирма строит на зависимости размера заработка от объема реализации и качества обслуживания (отсутствие нареканий и претензий). Личные доходы вла- > дельца формируются из заработной платы, размер которой составляет 1200 долл. в месяц, что в 1,5 раза больше, чем зарплата ; каждого из директоров. За последний календарный год еже- • квартально получал в виде предпринимательского дохода из чистой прибыли по 3 600 долл.
Для поддержки своего дела заключил контракты: с юридичес
кой конторой «_____», которая производит проверку договоров,
защищает интересы в суде и помогает в разрешении трудовых спо- >
ров, и с консультационной фирмой «___», специализирующейся
на анализе состояния рынка и систем управления. Аудиторскую
проверку за прошлый год провел г-н_____, имеющий лицензию
аудиторской палаты.
Владелец фирмы г-н__ родился в________ году. После окон
чания средней школы и службы в армии поступил на учебу в
университет города_____, который закончил в______ году, по
лучив степень бакалавра по специальности «маркетинг». В течение
10 лет работал по найму последовательно заведующим секцией
супермаркета,'менеджером по организации торговли (там же),
директором по маркетингу (там же). В_____ году приобрел не
большой магазин со смешанным ассортиментом непродовольствен
ных товаров и взял на себя управление им. За пять лет провел
специализацию магазина на торговле сначала одеждой и обувью,
а затем — спортивной одеждой и обувью. На заработанные сред
ства приобрел еще один магазин и помещение для склада и офиса.
Наладил систему дилерских соглашений с мелкооптовыми поку
пателями и стал официальным дилером компании «__».
Жена не работает; вместе с тремя детьми они проживают в
городе_____. Здоров и энергичен. Верит в успех своего дела и
возможности его расширения, поскольку имеет реальный опыт организации торговли, формирования и удержания рынка и клиентуры.
Фирма планирует принять на работу с неполным рабочим днем (на 3 мес) группу студентов бизнес-школы с целью проведения изучения рынка. Размер оплаты их работы будет установлен в зависимости от количества проведенных ими стандартизированных интервью стоимостью 5 долл. за единицу. Сумма вьщеленных на это средств составляет 1000 долл.
Для организации выездной торговли около стадионов на период кубковых матчей по футболу фирма планирует нанять 18 продавцов на полный рабочий день с оплатой труда в зависимости от объема реализации. Предположительно, эта сумма составит, исходя из 144 чел.-дн., около 7 500 долл. Если этот опыт окажется удачным, то на кубковые матчи следующего года будет привлечено по 4 продавца на каждый из 8 стадионов плюс 2 водителя с собственными машинами.
Других крупных расходов по зарплате на ближайшие два года не планируется. Система льгот, сложившаяся на предприятии, изменений не претерпит. Общий рост заработной платы не будет превышать 5 % в год относительно объема реализации.
Источники привлечения капитала:
долгосрочный кредит под залог недвижимости 95 000
краткосрочный кредит банка 30 000
кредитная линия 15 000
взнос владельца предприятия на увеличение
акционерного капитала компании 10 000
Всего |
Привлекаемый Капитал фирма использует
следующим образом:
покупка (аренда) собственности 95 000
приобретение оборудования 17 500
реконструкция и ремонт помещений 7 000
увеличение товарно-материальных запасов 12 5 00
увеличение оборотных средств 15 000
увеличение резервного фонда 3 000
Всего |
Фирма планирует приобрести в собственность помещение, рас
положенное по адресу_____, для размещения там магазина роз
ничной торговли и офиса.
Приобретение дополнительного нового оборудования для ма
газина, включающего прилавки, турникеты, передвижные под
доны на подшипниках и кассовые аппараты единого дизайна у
компании «_____», и грузовика планируется осуществить на ус
ловиях лизинга со сроком лизингового соглашения 1,5 года, что
даст возможность в течение этого периода не платить налоги на
имущество и на прибыль.
Грузовик предназначен для оперативной доставки товаров в период выездной торговли, а также будет использоваться как резервный при оказании дополнительных услуг мелкооптовым покупателям, не располагающим по тем или иным причинам собственным транспортом.
Реконструкция магазинов осуществляется в связи с переходом к торговле по принципу самообслуживания и вызвана необходимостью создания более привлекательного интерьера магазина с соблюдением единого фирменного стиля.
Ремонт офиса требуется в связи с увеличением потока мелкооптовых покупателей и будет осуществляться по проекту, разработанному художником-дизайнером в едином ключе с интерьером магазинов.
Прирост оборотного капитала позволит смягчить сезонные колебания конъюнктуры, приходящиеся на стыки весна—лето и лето —осень, когда выручка снижается на 3 — 5% и может возникнуть дефицит денежных средств при оплате текущих расходов.
Увеличение товарно-материальных запасов планируется в силу
того, что компания «____», официальным дилером которой яв
ляется наша фирма, предлагает сезонную партию товара с допол
нительной скидкой, что даст чистую экономию в размере 5 цен
тов на каждый доллар обычных затрат на приобретение у нее оп
товых партий товара.
Имеется договоренность с банком о предоставлении кредитной линии в размере 15000 долл. для особых случаев и оплаты экстренных расходов.