Система факторов оптимизации тренировочно-соревновательной подготовки



Спортивная предрасположенность

Индивидуальные

возможности

Личностные

ориентации

на спортивные

достижения


Унификация состава действий, способов выполнения и оценки

упражнений

Регламентация

поведения спортсменов, судей

Правила проведения соревнований

Календарь соревнований

(командный, индивидуальный)


Физическая подготовка

Спортивно-техническая подготовка

Спортивно-тактическая подготовка

Психическая подготовка

Воспитание личности и интеллекта


Научно-методическое

и информационное

обеспечение

Медико-биологическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Финансирование

Организационные факторы

Факторы внешней среды



Рис. 27. Структурно-функциональная схема тренировочно-соревновательной подготовки


i [

правило, имеют преемственность на мировом, национальном, региональном и местном уровнях.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система сорев­нований является важнейшим универсальным механизмом управ­ления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во мно­гом определяет содержание, направленность и структуру трени­ровочного процесса; выступает в качестве необходимого инстру­мента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; спо­собствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.

Однако в определенных случаях отдельные соревнования вы­ходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как явля­ются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаше всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования — чемпионаты Рос­сии, регионов и т.д.

Система спортивной тренировки (см. рис. 27). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запла­нированных спортивных результатов в определенных стартах и в нуж­ные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подго­товки, определяет характер и содержание всей двигательной дея­тельности, а также финансового, материально-технического, ин­формационного, научного и медицинского обеспечения и вос­становительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершен­ствует свою физическую, техническую, тактическую и психичес­кую подготовленность, а успешными предпосылками для дости­жения их высокого уровня является воспитание человека и уро­вень его интеллектуальных способностей.

Система факторов, повышающих эффективность функциониро­вания системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 27).

Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенци­алом специачистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перс­пективными для дальнейшего роста спортивных результатов.

Научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений на­учно-технического прогресса является одним из решающих фак­торов результативности подготовки спортсменов. Система науч­но-методического, медико-биологического и информационного

ПА


обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть спе­циализированных подразделений в научно-исследовательских ин­ститутах и академиях физической культуры нашей страны; комп­лексные научные группы (КНГ), созданные при сборных коман­дах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализиро­ванные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные ре­дакции телевизионных компаний, информационные центры, ос­нащенные компьютерной техникой.

Эта система выполняет следующие функции:

— выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное
предвидение путей развития основных компонентов системы под­
готовки спортсменов и прогнозирование;

— разрабатывает теоретические, методические и программно-
нормативные основы спорта;

— совершенствует организационно-управленческие, экономи­
ческие и материально-технические факторы;

— разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а
также осуществляет реализацию практических мер по сохранению
и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их рабо­
тоспособности;

— разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспе­
чивает реализацию практических мер по психическому обеспече­
нию спортивной подготовки;

— ведет подготовку и переподготовку кадров по физической
культуре и спорту;

— обеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко при­меняются диагностическая, измерительная, вычислительная тех­ника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и инфор­мационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиоло­гов, биомехаииков, биохимиков, социологов, инженеров, мате­матиков и др.

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенство­ванием материально-технической базы, созданием новых моде­лей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы еже­годно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.


Финансирование спорта осуществляется из различных источни­ков: государственного бюджета, коммерческих организаций, спон­сорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать ус­ловия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных де­тей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.

I I

В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, регио­нальные, ведомственные спортивные организации, клубы, ко­манды успешно переходят на самофинансирование и другие не­традиционные формы финансового самообеспечения, что позво­ляет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.

В связи с постоянным совершенствованием технологий, повы­шающих эффективность функционирования системы соревнова­ний и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на под­готовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.

Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономи­ческих, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение, должно быть отдано зимним видам спорта, в горных — горно- А лыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население оп- ■ ределенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борь­бы, тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность тренировочной и соревновательной дея­тельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, из- А менение часового пояса. С одной стороны, они могут способство- f вать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внеш- й ней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям. I

Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена — это совокупность управляе- 1 мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на Ж реализацию программ и достижение поставленных задач. Она но­сит комплексный характер и охватывает все уровни — управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональ- " ный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические ™


задачи, соподчиненность и скоординированность которых опре­деляет системность управления. Комплексность проявляется так­же в том, что в системе управления присутствуют различные компо­ненты — биологические, социально-экономические, материаль­но-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и дос­тижение целей.

Под организационной структурой следует понимать совокуп­ность взаимосвязей и соподчиненное™ различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдель­ных ее компонентов, потоки информации между ними.

Механизм управления — это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различ­ных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управ­ление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения органи­зационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой — административная и функциональная обособленность, формиро­вание узковедомственных и узкоорганязационных целей.

17.4. Спортивные достижения и тенденции их развития

Спортивное достижение, как правило, характеризуется побе­дой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демон­страцией результатов, выраженных в показателях времени, рас­стояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резер­вных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегод­ня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техничес­ким прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими


факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы бо­лее подробно.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления опреде­ленных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного вы­полнения одного или нескольких видов деятельности. Необходи­мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей явля­ется одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успеш­ного выполнения соответствующей ей деятельности. По отноше­нию к спорту можно говорить о физических и психических каче­ствах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуще­ствления определенной соревновательной деятельности. Одарен-1 ность постепенно становится главным критерием при переходе] занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.


Спортивные достижения

           
  та        
  X        
л ф        
и о U   s 9.  
X о.   \-    
X о   о о X X  
О Q. с: о      
га „—^.        
ц; S   г— У-  
о     *-; о  
      со о  
к го   о сг  
га X го   о    
уаль ф л   П0Д1 /дона  
q; X   л    
  ^1   X t-  
ш о   ф Q.  
s о.   с О  
¥ а.   да у- С о  
  CZ   О    

О

о

X

ш

I -е-

-& СО


S X

х га ^

Ш CU *s

о о |-

о. I!«;

s са га

х ф >-

ф о. s

ао I

н о =

о: го "

m з: S

i £ S

ю га В

Е х л

Ф О Cl

Ш J О

о to о.

о а. с


ф

В

га * х

5 О 0)

1 с j-

5 Ф О

С Q>

ГО Q)


    ф X та о. ]     чение  
    о   S ф с  
    ш о   ЖИЗН о ф ю о  
  X     к о  
  си ка,   S ш о ^  
  S X   о с о си  
    ^:   о т о:
    ;oди^   ф НОМ к жеж
  ТИВ>     алы ЭКО m
  а. о с X ф   о s о; ОГО
  о     о X X ш
  го     ф Ф с: К
  г то     ф о CL о
  ^ 5 ----- /   О га X с

Рис. 28. факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений


В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врож­денные анатомо-физиологичесше и психические особенности. Од­нако высший уровень различных способностей человека всегда яв­ляется результатом его развития в процессе рационально построен­ной деятельности, а в спорте — системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способнос­тей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренно­стью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколени­ями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

— составом способностей к определенному виду спорта;

— объективной и более ранней оценкой у каждого человека
этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода
его дальнейшего совершенствования;

— какими путями добиться формирования этих способностей,
если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в
случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решаю­щее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воз­действуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является боль­шая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тре­нировке и достижении главной и промежуточных (этапных) це­лей. Одним из обязательных условий при этом являются значи­тельные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высо­ких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения — это «показатель разме­ра полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствова­ние, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значитель­ных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнова­ния, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в тод. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим каче­ствам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотиви­рованный на достижения спортсмен может выдержать такие на­грузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.


Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревнователь­ных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой дея­тельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрес­сивной техники и тактики; материально-техническим обеспече­нием; научно-методическим, медико-биологическим и информа­ционным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-мето­дические основы системы спортивной подготовки. Только на ос­нове современных научных данных, переработанных в методичес­кие разработки и рекомендации и нашедших свое место в струк­туре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства
и методы восстановления спортсменов после высоких трениро­
вочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повыше- j
ния их спортивной работоспособности. г

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют 1 разработка и применение высококачественного инвентаря, обо­рудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренаже­ров (механических, электромеханических, электронных) различ­ной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности систе­мы подготовки спортсменов является совершенствование их такти­ческой и технической подготовки. Во многих видах спорта тактичес­кая и техническая подготовки являются доминирующими сторона­ми мастерства, определяющими успех всей системы. От своевремен­ных разработок новых элементов и комбинаций, тактических при­емов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффек­тивность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурент­ность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специ­алистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работ­ников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специа­листов во многом способствует повышению спортивных достиже­ний в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифи­цированных и выдающихся спортсменов.


Социальные условия развития спортивного движения и его эконо­мическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни обще­ства, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаи­мосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, об­шей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономичес­ким потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населе­ния и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфио­пии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты афри­канских стран и др. Однако развитие многих популярных и массо­вых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способно­стей и являются одним из показателей развития спорта, физичес­кой культуры и культуры общества в целом.

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт ха­рактеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на про­тяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная дина­мика достижении. На одних этапах она связана со скачком результа­тов, на других — с временным плато (стабилизацией), на третьих — с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; эконо­мическими стимулами систе­мы соревнований; совершен­ствованием спортивного ин­вентаря и оборудования, одежды, обуви; использова­нием новых приемов повы­шения работоспособности спортсмена (психологичес­кой и физиологической на­правленности).

Годы
Рис. 29- Усредненная логистическая кри­вая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

Динамика роста спор­тивных достижений в лю­бом виде спорта выглядит в виде логистической кри­вой (рис. 29), впервые обо­снованной польскими уче­ными Е.Скоровским и Я.Брогли.



Щ

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становле­ния вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, чет­ким определением предмета соперничества спортсменов или ко­манд, созданием специфической для данного вида спорта мето­дики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному по­вышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с на­чалом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров трени­ровочных нагрузок, совершенствованием технической, тактичес­кой и психической подготовленности спортсменов, использова­нием более качественного инвентаря и оборудования при доста­точно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной де­ятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсме­ны и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблю­дается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением ро­ста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достиже­ния научно-технического прогресса могут вызвать и кратковре­менную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает боль­шие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совер­шенной и высокоэффективной системой тренировки, но и пе­реориентацией системы соревнований, приобретающей все бо­лее и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировоч­ной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое,


материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабили­зация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

Глава 18. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим терми­ном повторное выполнение спортивного упражнения с целью до­стижения наиболее высокого результата.

Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» рас­ширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

18.1. Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортив­ным состязанием, направленная на достижение максимально воз­можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обус­ловленного спецификой соревновательной деятельности и гаран­тирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные сторо­ны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физичес­кая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не прояв­ляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, на­правленный на достижение наивысших спортивных показателей.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие ос­новные задачи:

1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисцип­
лины;

2) совершенствование двигательных качеств и повышение
возможностей функциональных систем организма, обеспечиваю­
щих успешное выполнение соревновательного упражнения и дос­
тижение планируемых результатов;

3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

4) обеспечение необходимого уровня специальной психичес­
кой подготовленности;

5) приобретение теоретических знаний и практического опы­
та, необходимых для успешной тренировочной и соревнователь­
ной деятельности.


Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».

Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным на­грузкам, которое возникает в результате систематических физичес­ких упражнений и способствует повышению работоспособности че­ловека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его орга­низма, специфической и общей работоспособности, в достигну­той степени совершенства спортивных умений и навыков.

Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность при­обретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется прежде всего под воздействием упражнений обще-развивающего характера, повышающих функциональные возмож­ности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.

Подготовленность — это комплексный результат физичес­кой подготовки (степень развития физических качеств); техни­ческой подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактичес­кого мышления); психической подготовки (уровня совершенство­вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготов­ленность).

Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совер­шенствование спортсмена зависит от уровня развития различ­ных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, коор­динационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономич­ностью техники, уровнем психической устойчивости к преодо­лению утомления, умением реализовьтвать рациональную так­тическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оператив­ной переработке информации, с умением составлять рациональ­ный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, физической подго­товленностью, смелостью, решительностью, целеустремленно­стью и др.


Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновремен­ной реализации в соревновательной деятельности различных сто­рон подготовленности (спортивно-технической, физической, так­тической, психической).

18.2. Средства спортивной тренировки

Основными специфическими средствами спортивной трени­ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, обще подготовительные.

Избранные соревновательные упражнения — это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы­полняются по возможности в соответствии с правилами состяза­ний по избранному виду спорта.

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, не­велик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе­ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха­рактеру проявляемых способностей. Например, к числу специаль­но подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрез­кам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков — игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в опреде­ленных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических ка­честв, необходимых^ дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решаю­щей мере определяется спецификой избранной спортивной дис­циплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расче­том, чтобы обеспечить более направленное и дифференциро-


Рис. 30. Специальные упражнения лыжника-гонщика

Упражнения выполняются с целью:

а — увеличения силы отталкивания ногами; 6 — увеличения амплитуды движений руками и ногами; в — совершенствования координации дви­жений; г — увеличения силы отталкивания руками; д — сохранения в летний период координации движений и чувства скольжения


ванное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену (рис. 30).

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не по­зволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно до­биться с помощью специальных упражнений. Причина этого преж­де всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в инди­видуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специ­ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя­щие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким обра­зом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответство­вали по координационной структуре характеру выполнения и осо­бенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конк­ретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, эле­ментов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим осо­бенностям с соревновательным упражнением. Однако все сред­ства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улуч­шать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физи­ческие качества.

Общеподготовительные упражнения являются преимуществен­но средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль­но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, час­то недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах мно­голетней подготовки резко увеличивают объем специальной фи­зической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.


Влияние обще подготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные сред­ства (соревновательные и специально подготовительные упраж­нения), с одной стороны, оказывают более непосредственное вли­яние на повышение результатов. С другой стороны, можно утвер­ждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекра­щение их роста на этапе высших достижений, а также повышен­ный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объе­мом обшеподготовительных упражнений на тренировке и особен­но на ее ранних этапах.

При выборе обще подготовительных упражнений обычно со­блюдают следующие требования:

1) на ранних этапах спортивного пути общая физическая под­
готовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эф­
фективно решать задачи всестороннего физического развития;

2) на этапах углубленной специализации и спортивного совер­
шенствования она должна являться фундаментом для совершен­
ствования соревновательных навыков и физических способностей,
определяющих спортивный результат:

— при воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливо­
сти длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы,
плавание;

— при воспитании собственно силовых способностей — уп­
ражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а
также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с раз­
личного рода отягощениями и сопротивлением;

— при воспитании быстроты движений и двигательной реак­
ции — спринтерские упражнения, тренировочные разновидности
спортивных игр и подвижные игры;

— при воспитании координационных способностей — элемен­
ты спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими тре­
бованиями к координации движений.

Однако необходимо помнить, что обще подготовительные уп­ражнения должны вместе с тем выражать особенности спортив­ной специализации. Между различными физическими упражне­ниями возможны как положительные, так и отрицательные взаи­модействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.

Уже по одной этой причине средства общей физической под­готовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структу­ре тренировочного процесса.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировоч­ный процесс обычно способствует его общей эффективности.


18.3. Методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует по­нимать способ применения основных средств тренировки и со­вокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тре­нера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: I) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод стро­го регламентированного упражнения, игровой и соревнователь­ный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной трениров­ке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, осо­бенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словес­ных методов с наглядными. Эффективность тренировочного про­цесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ от­дельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстоя­ние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управле­нием и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и при­нудительную коррекцию двигательного действия.

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортив­ной техники, и методы, направленные преимущественно на вос­питание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также слож­ных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов ак­центируют последовательно на рациональном выполнении отдель­ных элементов целостного двигательного акта.


При разучивании более или менее сложных движений, кото­рые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В даль­нейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих слож­ного упражнения.

При применении целостно-конструктив но го и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и. имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях со­храняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение дви­гательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенство­вание физических качеств, выделяют две основные группы мето­дов — непрерывные и интервальные. Непрерывные методы харак­теризуются однократным непрерывным выполнением тренировоч­ной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непро­извольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выпол­
няться как в равномерном (стандартном), так и в переменном
(вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность
работы является постоянной, при переменном — варьирующей.
Интенсивность работы от упражнения к упражнению может воз­
растать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться
(варьирующий вариант). 1

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях
равномерной и переменной работы, в основном используются для
повышения аэробных возможностей, воспитания специальной вы­
носливости к работе средней и большой длительности. В качестве
примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10 000 м с
постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 к
10 000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью.
Указанные упражнения будут способствовать, как правило, по­
вышению аэробной производительности спортсменов, развитию
их выносливости к длительной работе, повышению ее экономич- ■
ности. т

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, ин­тенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсме­на в направлении повышения скоростных возможностей, разви-, тия различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных дости­жений в различных видах спорта.


В случае применения варьирующего варианта могут чередо­ваться части упражнения, выполняемые с различной интенсив­ностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий — свободно, с произвольной ско­ростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспи­танию специальной выносливости, становлению соревнователь­ной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с по­вышением интенсивности работы по мере выполнения упраж­нения, а нисходящий — с ее снижением. Так, проплывание ди­станции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий — на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжи­тельности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для дан­ных методов. В качестве примеров можно привести типичные се­рии, направленные на совершенствование специальной вынос­ливости: 10x400; 10x1000 м — в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для со­вершенствования спринтерских качеств в беге: 3x60 м с мак­симальной скоростью, отдых — 3—5 мин, 30 м — с ходу с макси­мальной скоростью, медленный бег — 200 м. Примером прогрес­сирующего варианта являются комплексы, предполагающие пос­ледовательное прохождение отрезков возрастающей длины (про­бегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами — 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант пред­полагает обратное сочетание: последовательное выполнение уп­ражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным умень­шением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на из­бирательное или комплексное совершенствование физических качеств.


Игровой метод используется в процессе спортивной трениров­ки не только для начального обучения движениям или избира­тельного воздействия на отдельные способности, сколько для ком­плексного совершенствования двигательной деятельности в ус­ложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершен­ствовать такие качества и способности, как ловкость, находчи­вость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной актив­ности с целью ускорения и повышения эффективности адаптаци­онных и восстановительных процессов, поддержания ранее дос­тигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных под­вижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную соревновательную деятельность, которая в данном случае вы­ступает в качестве оптимального способа повышения эффектив­ности тренировочного процесса. Применение данного метода свя­зано с высокими требованиями к технико-тактическим, физи­ческим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глу­бокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает ин­тегральное совершенствование различных сторон подготовленно­сти спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы мак­симально приблизить их к тем требованиям, которые в наиболь­шей мере способствуют решению поставленных задач.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облег­ченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно привести следующие:

— соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата, при
плохих погодных условиях (сильный встречный ветер в беге на
короткие дистанции, в велосипедном спорте и т.п.);

— соревнования в спортивных играх на полях и площадках мень­
ших размеров, при большей численности игроков в команде со­
перников;

— проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с
относительно небольшими паузами отдыха против нескольких
соперников;

— соревнования в играх и единоборствах с «неудобными»
противниками, применяющими непривычные технико-тактичес­
кие схемы ведения борьбы.


Облегчение условии соревнований может быть обеспечено:

— планированием соревнований на дистанциях меньшей
протяженности в циклических видах;

— уменьшением продолжительности боев, схваток в едино­
борствах;

— упрощением соревновательной программы в сложнокоор-
динационных видах;

— использованием облегченных снарядов в легкоатлетических
метаниях;

— уменьшением высоты сотки в волейболе, высоты кольца в
баскетболе;

— применением «гандикапа», при котором более слабому уча­
стнику предоставляется определенное преимущество — он стар­
тует несколько впереди (или раньше) других участников, получа­
ет преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных
играх) и т.п.

Следует отметить, что все вышеперечисленные методы спортив­ной тренировки применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалифи­кации и подготовленности, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

18.4. Принципы спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки представляют собой наи­более важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, s которых синтезированы научные дан­ные и передовой практический опыт тренерской работы.

Направленность на максимально возможные достижения, углублен­ная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, непредельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, зако­номерным является стремление каждого возможно дальше прой­ти по пути спортивного совершенствования.

Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства челове­ка. Такая устремленность стимулируется всей организацией и усло-


виями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения началь­ного спортивного разряда до золотой медали чемпиона).

Установка на высшие показатели реализуется соответствую­щим построением спортивной тренировки, использованием наи­более действенных средств и методов, углубленной специализа­цией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает так или иначе все отличительные черты спортив­ной тренировки — повышенный уровень нагрузок, особую сис­тему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную циклич­ность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировоч­ный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специ­ализации — установка на высшие достижения носит характер даль­ней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничи­вающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требова­ние обеспечить максимально возможную степень совершенство­вания в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации.

Спортивная специализация характеризуется таким распреде­лением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избран­ном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвы­чайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специали­зация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонно­стями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортив­ные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индиви­дуальным качествам спортсмена выбор специализации, а в неко­торых видах спорта и определенного амплуа в команде в значи­тельной мере сводит на нет усилия спортсмена и тренера.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности.

Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализа­ция не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возмо­жен лишь на основе разностороннего развития физических и духов­ных способностей, общего подъема функциональных возможностей


100
СФП
во
60

организма. В этом убеж­дает весь опыт спортив­ной практики, а также многочисленные дан­ные научных исследо­ваний.

Спортивная квалификация
Новички Ш разряд II разряд I разряд МС
МСМК
Рис. 31. Примерное соотношение средств об­щей и специальной физической подготовки в процессе многолетней тренировки спортсменов

Зависимость спор­тивных достижений от разностороннего разви­тия, в том числе и ин­теллектуального, объяс­няется двумя основны­ми причинами: во-пер­вых, единством орга-

низма — органической взаимосвязью его органов, систем и функ­ций в процессе деятельности и развития; во-вторых, взаимодей­ствиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем бла­гоприятнее предпосылки для образования новых форм двигатель­ной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специа­лизированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке нераз­рывно сочетаются общая и специальная подготовка.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена озна­чает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зави­симости их содержания: содержание общей физической подго­товки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосы­лок, которые создаются общей подготовкой.

Для различных периодов многолетней и круглогодичной тре­нировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специ­альной подготовки (рис. 31).

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характе­ризуется следующими основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и много­
летний процесс, гарзнтируюший наибольший кумулятивный эф­
фект в направлении спортивной специализации;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как
бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;



 

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в преде­лах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повы­шения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо-и микроциклов при определенных условиях допускается проведе­ние занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки. Принципиальный методический смысл этого поло­жения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать пре­емственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Гетерохронность (неодновременность) восстановления различ­ных функциональных возможностей организма после тренировоч­ных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позво­ляют в принципе тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непре­рывность тренирово


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: