Итоги и перспективы педагогических реформ

 

Реформы образования и воспитания в постсоветской России восприняты в научных и общественных кругах неоднозначно. Если одна их часть исключает возврат к идеологии и практике коммунистического воспитания, повторение негативного опыта советской школы, приведшего ее к системному кризису, то другая испытывает ностальгию по прошлому, предпочитая не вспоминать отрицательные тенденции в развитии советский школы и педагогики. Многие ученые и школьные работники разочарованы результатами педагогических реформ последнего десятилетия. Разноречивость суждений и оценок порождена многомерностью развития современных образования и педагогики. В сфере воспитания и обучения произошли важные прогрессивные сдвиги: крах монополии коммунистической идеологии, отказ от парадигмы эгалитаризма и единообразия; возрождение частной инициативы и т.д. Вместе с тем школа и педагогика столкнулись с такими проблемами, как недостаточная материально-техническая база обучения, отсутствие гарантии равных возможностей образования, снижение качества образования, ухудшение базовой подготовки учащихся, рост национализма и этноцентризма и др.

Выходу из кризиса, восстановлению России в качестве великой державы в сфере образования призван содействовать проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (2000 г.).

Доктрина декларирует важные стратегические цели и задачи: сохранить преемственность развития культуры; воспитывать патриотов, граждан демократического общества; содействовать разностороннему развитию, формированию навыков самообразования, воспитанию научного мировоззрения молодежи; обновить все составляющие школьного образования; поощрять вариативность типов и видов учебных заведений, образовательных программ, индивидуализированное, личностно-ориентированное обучение, обеспечить преемственность ступеней образования и т.д. Предполагается активное участие государства в оздоровлении и демократизации образования. Доктриной предусмотрено сохранить и упрочить бесплатность и доступность государственных учебных заведений для всех граждан России.

Вопросы и задания

 

1. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике в первой половине XX в.?

2. Что вы знаете о педагогическом традиционализме и идеях нового воспитания на Западе в первой половине XX столетия?

3. Проанализируйте основные итоги школьных реформ на Западе в первой половине XX в. Охарактеризуйте школьную систему одной из ведущих стран мира в этот период.

4. Что вы знаете об экспериментальных учебно-воспитательных учреждениях в странах Запада в первой половине XX в.?

5. Раскройте сущность основных современных концепций и идей в зарубежной педагогике.

6. Проанализируйте главные проблемы демократизации воспитания и обучения в ведущих странах за рубежом.

7. Охарактеризуйте важнейшие черты современных систем образования в ведущих странах мира.

8. Какие тенденции присущи практике школьного воспитания в ведущих странах мира?

9. Каковы содержание и методы обучения в современной зарубежной школе?

10. Представьте основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в зарубежной школе: покажите роль экспериментальных школ, новейших технических средств, средств массовой информации.

11. Что понимают на Западе под пожизненным воспитанием?

12. В чем вы усматриваете главные изменения в образовании и педагогике в России на рубеже XIX-XX вв.?

13. Как решался вопрос об обязательном обучении в России в начале 1900-х гг.? Можно ли говорить о прогрессе начального образования в этот период?

14. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-XX столетий?

15. Какие главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX - начале XX в. вам известны?

16. Расскажите о проблемах и приоритетах школьной политики в СССР в 1920-1980-х гг.

17. Есть ли основания говорить о кризисе советской школы на рубеже 1980-1990-х гг.?

18. Расскажите о противостоянии советской официальной педагогики и ее отечественных критиков. Что вы знаете о российском педагогическом зарубежье?

19. Можно ли говорить о подъеме отечественной педагогики в 1920-х гг.? Что вы знаете о педагогических дискуссиях и развитии педологии в этот период?

20. Проанализируйте главные педагогические идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

21. Назовите основные направления педагогических исследований в СССР в 1950-1980-х гг. Приведите примеры.

22. Охарактеризуйте российскую систему образования на рубеже XX-XXI в. Расскажите о реформах общего образования этого времени.

23. Расскажите об учителях и педагогическом образовании в современной России.

24. Охарактеризуйте приоритеты исследований и концепции в современной отечественной педагогике.

25. С какими проблемами в воспитании и обучении сталкивается современное российское общество? Как предлагается их решать?

Литература

Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.

Авилушкина С.С, К вопросу о месте «Хроники» Михаила Глики в системе византийского образования // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков. Л., 1987.

Актуальные проблемы и историография истории зарубежной педагогики. М., 1987

Алексеев В.М. В старом Китае. М., 1958.

Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. англ. М., 1993.

Аллен Ф. Песталоцци и его жизнь. М., 1981.

Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М., 1957

Американские просветители. Избранные произведения: В 2 т. М., 1968-1969.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983.

Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

Антология педагогической мысли древней Руси и русского государства XIV-XVII в. М., 1985.

Антология педагогической мысли древней Руси и русского государства XIV-XVII в. М., 1988.

Антология педагогической мысли России (вторая половина XIX — начало XX в.). М., 1990.

Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в., М., 1990.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в., М., 1987.

Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. М., 1994.

Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. К.И. Салимова и ГБ. Корнетов. М., 1988.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1981-1983.

Бабишин С.Б. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. М., 1989.

Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный ребенок / Пер. с англ. М., 1991.

Башляр Г XIX век. Педагоги и мыслители. М., 1990.

Безрогов В.Г и др. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография, М., 1996

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986.

Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М., 1994.

Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994.

Бируни Аль. Избранные произведения: В 2 т. Ташкент, 1957-1963.

Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения; В 2 т. М., 1979.

Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова. М., 1961.

Брежнев А. Пирогов. М., 1990.

Брунер Дж. Прогресс обучения / Пер. с англ. М., 1962.

Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.

Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона. М., 1984.

Валлон А. От действия к мысли / Пер. с франц. М., 1956.

Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. М., 1989.

Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987

Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.

Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.. 1986.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

Вопросы деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР. Западной Европе и США: Сб. науч. трудов. М., 1980. Всесоюзный съезд учителей. М., 1978.

Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография / Под ред. ГБ. Корнетова и В.Г Безрогова. М., 1996.

Вульфсон Б.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. М.. 1983.

Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.

Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. М., 1970.

Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. Воронеж-М., 1996.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970.

Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974.

Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М., 1990,

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1988.

Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.

Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк. М., 1972.

Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. М., 1963.

Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. Киев, 1970.

Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.

Гранстрем Е.М. Наука и образование // История Византии. М., 1967. Домострой. М., 1990. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып. 1. Ч. 1-2. М., 1989-1990.

Губко А. Рыцарь суровой доброты (В.И. Сорока-Росинский). М., 1991. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала Нового времени. М., 1990.

Гэ Чжэнмин. Мэнцзы //Перспективы. 1995. № 12.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.,

Дембицкий К. Близкий наш Корчак. Варшава, 1988.

Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий. М., 1967.

Деревцов И.А. Педагогические идеи А.Н. Радищева. М., 1962.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М., 2000.

Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

Джуринский А.Н. Модернизация образования и воспитания в США. М.. 2000.

Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2001.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М., 1989.

Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998.

Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. М., 1997.

Джуринский А.Н. Школа Франции XXстолетия. М., 1989.

Джуринский А.Н. Школа Франции. Традиции и реформы. М., 1981.

Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М., 1991.

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

Дмитриев ГД. Критический анализ дидактической мысли США. М., 1987.

Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России: 1918-1977; Библиографический указатель. М., 1979.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера «и «сегодня». М., 1996.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.. 1986.

Доктрина образования в России / Под ред. Е.П. Белозерцев и др. М., 1996.

Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2 т. М.. 1972-1973.

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. М., 1997.

Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч. 1-2. М., 1994.

Егоров С.Ф. Педагогические взгляды В.П. Вахтерова. М., 1984.

Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. М., 1987.

Жураковский ГЕ. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.

Жураковский Е.Г. Очерки по истории античной педагогики. М.. 1963.

Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. М., 1978.

Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Педагогические взгляды А.И. Герцена. М.. 1962.

Зеньковский В.В. Педагогика. М.. 1996.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960.

Змеёв С.И. Основы андрагогики. М., 1999.

Ибн Сина Абу Али. Избранные произведения. М., 1980.

Иванов А.В. Сократ как педагог. Харьков. 1892.

Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М.. 1993.

Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. М., 1993.

История воспитания и образования в России XVIII века. Хрестоматия. М., 1992.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Научи, ред. З.Н. Васильева. М., 2001.

История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.

История педагогики как учебный предмет / Под ред. К.И. Салимовой. М., 1996.

История педагогики. Ч. 1-2 / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1998.

Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Йегер В. Пайдея. Воспитание античного грека / Пер. с нем. М., 1997

Калгрен Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М., 1992.

Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Касымджанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982.

Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. М., 1996.

Кларин М.В. Инновации в обучении (Анализ зарубежного опыта). М., 1997

Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах. М., 1998.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.

Коменский Я.А., Локк Д, Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г Педагогическое наследие. М., 1987

Комин М.И. Проблемы нравственного воспитания молодого человека в трудах П.Ф. Лесгафта. Саратов, 1966.

Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Константинов Н.А. и др. История педагогики. М., 1981.

Константинов Н.А. Очерки истории средней школы. Гимназии и реальные училища конца XIX в. до Февральской революции 1917 г. М., 1956.

Конфуций и его школа. М., 1996.

Корнетов ГБ. Всемирная история педагогики. М., 1994.

Королев Ф.Ф. Ленин и педагогика. М., 1971.

Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920. М.. 1958.

Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. М., 1968.

Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931. М., 1961.

Костряков Н.В., Холмс Л.Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917-1932). Киров, 1993.

Крамер С, История начинается в Шумере / Пер. с англ. М., 1991.

Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. М., 1949.

Красновский А.А. Экспериментальное направление в педагогике. Казань, 1912.

Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1953.

Крупская Н.K. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1978-1980.

Ксенофонт. Киропедия. М., 1976.

Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 1993.

Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. М., 1997.

Культура Византии. IV — первая половина VII в. М., 1984.

Культура Византии. Вторая половина VII — XII в. М., 1989.

Культура Византии. XII — первая половина XV в. М., 1991.

Кумбс Ф.Г Кризис образования в современном мире / Пер. с англ. М., 1970.

Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа Англии. М., 1977.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. М., 1998.

Лебедев К. Педагогическая деятельность В.П. Вахтерова. М., 1984.

Левы-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Ленин В.И. О воспитании и образовании: В 2 т. М., 1980.

Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Липшиц Е.З. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX в. М.-Л., 1961.

Литвинов С.А., Крупская Н.К. Жизнь, деятельность, педагогические идеи. Киев, 1970.

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М, 1995.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.. 1991.

Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. М., 1970.

Лоренцсон В.Н. Выдающийся испанский педагог-гуманист ХЛ. Вивес. М., 1959.

Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

Лужников A.M. История педагогики. Свердловск, 1991.

Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983-1986.

Макогоненко Г Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. М.-Л., 1952.

Малинин ГА., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система СТ. Шацкого. М., 1993.

Малькова З.А. Современная школа США. М., 1971.

Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2 т. М., 1978.

Марру А.И. История воспитания Античности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998.

Марцинковский И.Б. Университетское образование в капиталистических странах. Ташкент. 1981.

Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского. Педагогическая система Х.Л. Вивеса. Курск, 1994.

Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. М., 1991.

Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987. М., 1987

Монтень М. Опыты: В 3 т. М., 1979-1980.

Мор Т. Утопия. М., 1953. Мысли о православной педагогике. М., 1994.

Народное образование в СССР Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973. М., 3974.

Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М., 1978.

Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996.

Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.

Образование в современном мире. М., 1986.

Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997.

Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.. 1995.

Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. М., 1967

Опыт педагогической деятельности С. Шацкого. М., 1976.

Осовский Е.Г Развитие теории профессионально-технического образования в СССР 1917-1940. М., 1980.

Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1867- 1917). М., 1982.

Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Оуэн Р. Избранные произведения. Т. 1-2. М.-Л., 1950.

Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980). М., 1986.

Очерки истории школы и педагогики древнего и средневекового Востока. М., 1988.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939). М., 1982.

Очерки истории школы и педагогики" за рубежом. Ч. 1-3. М., 1988-1991.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII — 1-я половина XIX в. М., 1973.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 2-я половина XIX в. М., 1976.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР Конец XIX - начало XX в. М., 1991.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов CCCР 1917-1941. М., 1980.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961. М.. 1983.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961-1986. М.. 1987.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1989.

Павлов Д.С. Педагогика XIX века. М.. 1965.

Парижская коммуна в борьбе за демократизацию школы. М.. 1958.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

Педагогика народов мира. История и современность. М., 2000.

Педагогическая антропология /Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М., 1998.

Педагогические идеи Роберта Оуна. М., 1940.

Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М.. 1993.

Песталоцци И.Г Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в древнем мире и средневековой России. Орехово-Зуево. 1992.

Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.

Пискунов A.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII - начала.XIX в. М., 1960.

Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII — начала XX в. М., 1976.

Платон. Сочинения: В 3 т. М.. 1968-1972.

Плеханов А.В. Очерки по истории русской революционно-демократической педагогики. Вып. 1-2. Владимир, 1973-1974.

Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 3. М., 1964.

Просвещение и педагогическая мысль древней Руси. М., 1983.

Пряникова В.Г, Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.

Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991.

Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1981.

Развитие экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР и за рубежом.: Сб. науч. трудов. М., 1977.

Рахимов С. Педагогические идеи Абу ибн-Сины. Ташкент, 1964.

Реформы образования в современном мире. М., 1995.

Ричмонд У. Учителя и машины / Пер. с англ. М., 1968.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М., 1994.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

Российское зарубежье: образование- педагогика, культура I Под ред. Е.Г Осовского. Саранск, 1998.

Ротенберг В.А. Педагогические идеи и деятельность Роберта Оуна. М., 1981.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. М.. 1989.

Салимова К. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии. М., 1993.

Самодурова З.Г Социальный состав учащихся Византии VII-XII в. // Византийский временник. М., 1990-1991. Т. 51-52.

Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М.. 1987.

Семенов Д.Д- Избранные педагогические сочинения. М., 1953.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986.

Сен-Симон А. Избранные сочинения. М.-Л., 1948.

Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М., 1953.

Скаткин М.Н. О школе будущего. М., 1974.

Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание среднего образования. Проблемы н перспективы. М,, 1981,

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998.

Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М.. 1963.

Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х г. XIX в. М., 1954.

Советская литература по истории школы и педагогики за рубежом: Библиографический указатель. М., 1987.

Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т. 1-3. М.. 1994.

Становление и развитие советской школы и педагогики (1917-1937): Сб. научн. трудов. М., 1978.

Стоунс Э. Психопедагогика / Пер. с англ. М., 1984.

Суд над системой образования: стратегия на будущее / Пер. с англ. М., 1991.

Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979-1980.

Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. М., 1960.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М.. 1989. Три великих сказания древней Индии. М., 1978.

Теоретико-методологические вопросы истории педагогики. М., 1986.

Тлашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. Ташкент, 1985.

Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

Тумим-Альмендиген Н.А. Педагогические опыты и взгляды Р. Оуна. Л.. 1960.

У истоков русской марксистской педагогической мысли. Педагогические взгляды Г.В. Плеханова. Тбилиси, 1975.

Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988.

Фараби Аль. Гражданская политика // Социально-этические трактаты. А.-Ата. 1973.

Фараби Аль. Историко-философские трактаты. А.-Ата, 1985.

Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1961.

Филиппова Л.Д. Высшая школа США. М., 1981.

Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М., 1991.

Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г, Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.

Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. М., 1990.

Фролов А.А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы. Горький, 1990.

Фрумов С.А. Французская школа и борьба за ее демократизацию. 1850-1870. М., 1960.

Фрумов С.А. Борьба за демократизацию французской школы в период революции 1848 г. // Известия АПН РСФСР Вып. 105. М., 1959.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М., 1979.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. М., 1981.

Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.,1972.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. М., 1986.

Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.

Хюссен Т. Образование в 2000 году / Пер. со швед. М., 1987

Цирульников A.M. История образования в портретах и документах. М., 2000.

Цицерон М.Т. Диалоги. М.. 1966.

Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.

Цицерон М.Т. Тускуланские беседы // Избр. соч. М., 1975.

Чернышевский Н.Г Избранные педагогические сочинения. М., 1983.

Чистяков Н.В., Лаврушин B.C. Толстой — литератор и педагог. М., 1981.

Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. М., 1995.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.

Шестаков В.П. Проблема эстетического воспитания (очерки истории). М., 1962.

Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч. 1. М., 1992.

Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. М., 1984,

Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.

Экономцев И.Н. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов // Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия: Сборник статей. М., 1992.

Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США / Под ред. А.И. Пискунова и А.Н. Джуринского. М., 1989.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1991.


Содержание

Предисловие............................................................................................................................................................................................................... 4

Раздел I. Воспитание и обучение в древнем мире............................................................................................................................................... 6

Глава 1. Зарождение воспитания и педагогического мышления............................................................................................................... 7

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................... 7

2. Семейно-сословное воспитание.................................................................................................................................................................. 8

3. Понимание смысла и способов воспитания............................................................................................................................................. 8

Глава 2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке.................................................................................................................................. 9

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................... 9

2. «Дома табличек»........................................................................................................................................................................................... 10

3. Школы писцов в Египте............................................................................................................................................................................... 12

4. Воспитание и обучение в Палестине....................................................................................................................................................... 13

5. Воспитание и обучение в Индии............................................................................................................................................................... 14

6. Зарождение педагогической мысли и обучения в Китае................................................................................................................... 16

Глава 3. Античная педагогика и школа Средиземноморья....................................................................................................................... 19

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 19

2. Воспитание и обучение в Греции............................................................................................................................................................. 19

3. Воспитание и образование в эпоху Эллинизма................................................................................................................................... 27

4. Воспитание и педагогические идеи в Риме............................................................................................................................................ 28

5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан.............................................................................................................................. 31

6. Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира................................................................... 33

Глава 4. Представления восточных славян о воспитании......................................................................................................................... 33

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 33

2. Народная педагогика восточных славян............................................................................................................................................... 34

Вопросы и задания................................................................................................................................................................................................ 35

Раздел II. Воспитание и школа средневековья.................................................................................................................................................. 35

Глава 1. Воспитание и школа в Византии...................................................................................................................................................... 36

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 36

2. Педагогическая мысль................................................................................................................................................................................. 37

3. Система воспитания и образования........................................................................................................................................................ 38

4. Место Византии в истории мировой педагогики................................................................................................................................. 40

Глава 2. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на средневековом Востоке..................................................................... 40

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 40

2. Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока...................................................................................................................... 41

3. Система обучения и воспитания в исламском мире............................................................................................................................ 43

4. Воспитание и обучение в Индии............................................................................................................................................................... 45

5. Школа и взгляды на воспитание в Китае............................................................................................................................................... 46

Глава 3. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего средневековья......................................................................... 49

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 49

2. Философско-педагогическая мысль......................................................................................................................................................... 49

3. Традиции дохристианского воспитания................................................................................................................................................ 51

4. Сословно-семейное воспитание и обучение......................................................................................................................................... 51

5. Типы и виды учебных заведений.............................................................................................................................................................. 52

Глава 4. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпох Возрождения и............................................................................. 57

Реформации.............................................................................................................................................................................................................. 58

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 58

2. Педагогические идеи Возрождения......................................................................................................................................................... 58

3. Педагогические идеи Реформации........................................................................................................................................................... 63

4. Иезуиты и воспитание.................................................................................................................................................................................. 64

5. Школа в XV — начале XVII в.................................................................................................................................................................... 64

Глава 5. Воспитание и учение в славянском мире....................................................................................................................................... 70

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 70

2. Воспитание и обучение в Киевской Руси............................................................................................................................................... 71

3. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)........................................................................... 75

4. Просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.)................................................................... 80

Вопросы и задания................................................................................................................................................................................................ 82

Раздел III. Школа и педагогические учения нового времени........................................................................................................................ 83

Глава 1. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения.................... 83

1. Общий взгляд.................................................................................................................................................................................................. 83

2. Педагогическая мысль начала Нового времени.................................................................................................................................. 84

3. Педагогические идеи Просвещения......................................................................................................................................................... 89

4. Педагогические идеи и проекты Французской революции............................................................................................................... 97

5. Тенденции развития образования............................................................................................................................................................ 99

Глава 2. Педагогическая мысль и школьные реформы в России XVIII в............................................................................................ 104

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 104

2. Воспитание и обучение в первой половине XVIII в......................................................................................................................... 105

3. Педагогическая мысль и школьные реформы во второй половине XVIII в............................................................................... 108

Глава 3. Педагогика и школа Запада XIX в................................................................................................................................................. 112

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 112

2. Педагогические идеи в философии........................................................................................................................................................ 113

3. Классики педагогики XIX столетия....................................................................................................................................................... 117

4. Тенденции развития и проблемы общего образования................................................................................................................... 120

Глава 4. Школа и педагогика России XIX в................................................................................................................................................. 131

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 132

2. Развитие образования в первой четверти XIX в................................................................................................................................. 132

3. Школьная политика во второй четверти XIX в.................................................................................................................................. 134

4. Школьные реформы 1860-х гг................................................................................................................................................................. 136

5. Школьная реакция...................................................................................................................................................................................... 138

6. Педагогическая мысль............................................................................................................................................................................... 139

Вопросы и задания.............................................................................................................................................................................................. 151

Раздел IV. История новейшей школы и педагогики....................................................................................................................................... 152

Глава 1. Образование и педагогика за рубежом в первой половине XX в.......................................................................................... 153

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 153

2. Основные педагогические течения........................................................................................................................................................ 154

3. Итоги школьных реформ к середине XX в........................................................................................................................................... 160

4. Модернизация учебно-воспитательного процесса........................................................................................................................... 162

Глава 2. Современная школа и педагогика за рубежом........................................................................................................................... 165

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 165

2. Основные направления педагогической мысли................................................................................................................................. 165

3. Организация и содержание образования и воспитания.................................................................................................................. 166

4. Актуальные проблемы воспитания и образования........................................................................................................................... 170

5. Обновление обучения и воспитания...................................................................................................................................................... 171

Глава 3. Школа и педагогика России в конце XIX — начале XX в....................................................................................................... 174

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 174

2. Вопрос о школьных реформах................................................................................................................................................................ 175

3. Эволюция образования............................................................................................................................................................................. 176

4. Педагогические направления и идеи..................................................................................................................................................... 179

Глава 4. Отечественная школа и педагогика советского периода........................................................................................................ 183

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 184

2. Принципы школьной политики............................................................................................................................................................... 184

3. Развитие педагогической науки.............................................................................................................................................................. 189

Глава 5. Образование и педагогика в России на рубеже XX-XXI вв.................................................................................................... 197

1. Общий взгляд................................................................................................................................................................................................ 197

2. Теоретические проблемы образования и воспитания...................................................................................................................... 198

3. Система образования................................................................................................................................................................................ 200

4. Состояние образования и воспитания.................................................................................................................................................. 204

Вопросы и задания.............................................................................................................................................................................................. 208

Литература............................................................................................................................................................................................................ 209

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: