double arrow

Предмет и метод бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет, как и какая-либо другая экономическая дисциплина, имеет свой предмет, объекты, субъектов и метод.

Предмет учета - это факты хозяйственной деятельности, характеризующие положение и использование ресурсов предприятия, процессов приобретения, производства, сбыта, расчетных отношений предприятия с физическими и юридическими лицами, финансовые результаты и их использование, формирование информации финансового характера для внутренних и внешних пользователей, т.е. предмет бухгалтерского учета охватывает всю хозяйственную деятельность предприятия.

Предметом изучения бухгалтерской науки является документально зафиксированная и выраженная в денежном измерителе финансово-хозяйственная деятельность организации, состоящая из трех хозяйственных процессов: приобретения (заготовления), производство, реализация.

Схема основных процессов хозяйственной деятельности предприятия представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Схема основных процессов хозяйственной деятельности и

кругооборота финансовых ресурсов предприятия

Согласно Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.5) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом с указанием обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Предприятие в своей ежедневной деятельности использует разные виды средств: здания, оборудование, инвентарь, материалы, топливо, энергию, денежные средства и т.д. Все эти средства постоянно меняются при использовании (поступают и расходуются). Их необходимо тщательно учитывать. Поэтому вторым объект бухгалтерского учета - средства предприятия.(активы).

Активы представляют собой совокупность имущественных и иных хозяйственных средств (ресурсов),являющихся собственностью организации и вследствии этого учитываемых обособленно от хозяйственных средств других юридических лиц. В состав активов включают имущество и права.

К имуществу от­носятся различные вещи и предметы, имеющие ценность в силу своих физических свойств: товары, машины, здания, деньги и пр. Права де­лятся на овеществленные и неовеществлённые. Первые из них связа­ны с владением какой-либо ценной бумагой (акцией, облигацией, век­селем и др.), дающей право на получение обеспеченных ею ценностей. Содержанием вторых выступают долговые требования (дебиторская за­долженность), исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (например, право на изобретение) и прочие права, выте­кающие из незаконченных хозяйственных операций (например, зара­нее совершенные расходы).

Все средства поступают на предприятие из разных источников: от учредителей, поставщиков, органов страхования и бюджета, за счет кредитов банков и т.д. Все эти источники находятся в постоянном движении (увеличиваются и уменьшаются) и их надо также учитывать. Поэтому второй объект бухгалтерского учета - источники средств предприятия (обязательства).

Обязательствами считаются существующие задолженности органи­зации перед другими лицами (поставщиками, персоналом и др.), бюдже­том и внебюджетными фондами. Они являются следствием совершив­шихся хозяйственных операций и в дальнейшем должны обусловить отток активов.

Обязательства возникают в силу:

- действия договора (например, задолженность перед поставщиком по договору купли-продажи);

- правовой нормы (например, обязательства перед бюджетом по НДС в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ);

- обычаев делового оборота (например, обязательство перед пе­ревозчиком по оплате транспортной услуги, оказанной в связи с завозом импортных товаров и др.)).

Источники финансирования деятельности предприятия (Капитал) представляет собой вложения собственников и прибыль, на­копленную за все время деятельности организации. В его составе учи­тываются уставный, резервный фонд, добавочный капитал, нераспре­деленная прибыль и прочие резервы.

При определении финансового положения организации величи­на капитала рассчитывается как разница между активами и обяза­тельствами, то есть она должна соответствовать величине чистых ак­тивов

Доходы - это увеличение экономических выгод в результате посту­пления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.

Не признаются доходами следующие поступления от других юри­дических и физических лиц:

- вклады участников организации в уставный капитал;

- суммы косвенных налогов (НДС, акцизов, экспортных таможен­ных пошлин);

- по посредническим договорам (комиссии, агентирования и др.) в пользу комитента, принципала и т. п.;

- предварительная оплата и авансы при продаже товаров;

- суммы задатка;

- заложенное имущество, переходящее в собственность организации;

- суммы кредитов и займов, возвращаемые должниками.

В состав доходов включают как доходы, относящиеся к текущему периоду, так и доходы будущих периодов.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного иму­щества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьше­нию ее капитала.

Не признается расходами выбытие активов:

- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов;

- в качестве вкладов в уставные капиталы других организаций, приоб­ретения акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с це­лью перепродажи;

- по посредническим договорам (комиссии, агентирования и др.) в пользу комитента, принципала и т. и.;

- в виде предоплаты, авансов, задатка в счет оплаты покупаемых то­варов (работ, услуг);

- суммы кредитов и займов, возвращаемых кредиторам.

По аналогии с доходами к расходам относятся текущие расходы и расходы будущих периодов.

При определении финансового результата деятельности организа­ции прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разни­ца между доходами и расходами.

Субъект бухгалтерского учета – это хозяйствующий субъект (предприятие, организация)

Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность взаимосвязанных способов и приемов ведения учетного процесса, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия.

Рисунок 5 – Метод бухгалтерского учёта

Метод бухгалтерского учета обеспечивает взаимодействие элементов, главными из которых являются:

1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

распорядительные

Рисунок 6 – Классификация документов в бухгалтерском учёте

Рисунок 7 - Классификация первичных документов по назначению

Рисунок 8- Схема движения документов на предприятии

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Регистр бухгалтерского учёта - это элемент организации бухгалтерского учёта на предприятии, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчетности

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

2. Инвентаризация – проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными.

Все инвентаризации различаются между собой по целому ряду признаков(рис.9).

Рисунок 9 - Классификация инвентаризации

Плановая инвентаризация представляет собой проверку имущества и обязательств в установленные графиком сроки.

Внеплановая инвентаризация проводится в случаях, не предусмотренных графиком.

Полная инвентаризация – это проверка всего имущества и обязательств организации.

Частичная инвентаризация представляет собой проверку только части имущества и обязательств.

Сплошная инвентаризация – проверка всех без исключения наименований того или иного вида имущества и обязательств.

Выборочная инвентаризация – это проверка отдельных наименований конкретного имущества и обязательств.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации (за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно).

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

3. Оценка – денежное выражение стоимости всех средств предприятия.

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Оценка имущества и обязательств представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 - Оценка имущества и обязательств

В зависимости от видов имущества, характера его приобретения и экономической конъюнктуры в бухгалтерском учете используются следующие виды оценок.

Основные средства и нематериальные активы, как правило, оцениваются по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость основных активов включает фактические затраты организации на их приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставной (складочный) капитал организации, признается их оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Первоначальная стоимость основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного дарения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

При приобретении нематериальных активов могут возникнуть дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами могут быть суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления в социальные органы, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставной (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату приобретения организацией объектов.

В бухгалтерском балансе основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости, представляющей собой первоначальную стоимость за минусом амортизации.

Восстановление объектов основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции. Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в разное время, может быть различной и зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств, поэтому возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств.

Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств, т.е. приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

При приобретении за плату фактической себестоимостью признается сумма затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическая себестоимость материальных запасов при изготовлении их силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость материальных запасов, внесенных в счет вклада в уставной (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материальных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования.

Оценка материальных запасов при отпуске в производство и ином выбытии производится одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материальных запасов (метод ФИФО);

Применение одного из методов по виду (группе) запасов производится в течение отчетного года.

По себестоимости каждой единицы оцениваются драгоценные металлы и камни и т.д., которые не могут обычным образом заменять друг друга.

4. Калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции, работ, услуг.

Калькулирование как действие представляет собой процесс исчисления себестоимости произведенного продукта, т.е. подсчет всех затрат предприятия или организации на производство и реализацию своей продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Во многих отраслях народного хозяйства калькулирование выполняется по инструкциям или методическим рекомендациям, учитывающим отраслевую специфику.

Виды калькуляции представлены на рисунке 11.

Плановая калькуляция

Рисунок 11 – Виды калькуляции

Научно обоснованное калькулирование себестоимости необходимо для правильного установления цен на продукцию, исчисления рентабельности и эффективности производства. Процесс исчисления себестоимости продукции заключается в составлении таблиц специальной формы, которые принято называть калькуляциями. Следовательно, под калькуляцией (или калькулированием) понимают, с одной стороны, действие, направленное на исчисление величины себестоимости произведенной продукции, с другой - саму таблицу, с помощью которой происходит это исчисление.

В зависимости от особенности технологии и характера изготовляемой продукции объектом калькулирования могут быть отдельные изделия, группы однородных изделий, части изделия, отдельные заказы и т.п. Как правило, объекты калькулирования соответствуют организационной структуре предприятия. Исчисление себестоимости единицы продукции представляет собой завершающую стадию процесса калькулирования. Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.

С учетом этого калькуляцию можно определить как исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей товарной продукции.

Существует следующая классификация калькуляций.

По времени составления различают калькуляции:

- предварительные;

- провизорные;

- отчетные.

Предварительные калькуляции составляют до начала изготовления продукции. Они могут быть сметными, плановыми и нормативными.

Сметная калькуляция - это расчет предполагаемой себестоимости единицы нового вида продукции. Она составляется на основе нормативов затрат длительного действия либо по нормативам, разрабатываемым лабораторным путем.

Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции на плановый период (квартал, год). Составляют ее исходя из прогрессивных норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже.

Провизорская калькуляция представляет собой расчет ожидаемой себестоимости единицы продукции. При ее составлении частично используются отчетные данные, частично - плановые.

Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводительные расходы.

В зависимости от объема затрат, включаемых в калькуляцию, различают калькуляцию цеховой, производственной и полной себестоимости.

Калькуляция цеховой себестоимости включает только затраты цеха на основные материалы, заработную плату производственных рабочих, начисления на заработную плату, общепроизводственные расходы, потери от брака.

Калькуляция производственной себестоимости включает все затраты предприятия на производство продукции. Она составляется по всем статьям затрат (см. ниже). На ее основе выявляется общий производственный результат работы предприятия по сравнению с принятыми нормами расходов.

Калькуляция полной себестоимости охватывает все затраты на производство и реализацию продукции: кроме затрат на производство в нее включаются внепроизводственные (коммерческие) расходы. Она используется для выявления финансового результата от реализации продукции.

По охватываемому периоду калькуляции делятся на месячные, квартальные и годовые. И, наконец, по степени детализации данных различают калькуляции по укрупненным показателям и по установленной номенклатуре статей в денежном измерении данные калькуляций могут быть и детализированными, когда на ряду с денежными измерителями применяются и натуральные. Чаще всего детализируются данные о затратах материальных ресурсов, топлива, различных видов энергии. Степень детализации калькуляций устанавливается в рекомендациях по калькулированию с учетом отраслевых особенностей производства.

Затраты на производство в зависимости от экономического содержания расходов, их целевого назначения в процессе производства делятся на основные и накладные.

Основными считаются затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, т.е. расходы, без которых технологический процесс не может осуществляться.

Накладными называются затраты, связанные с организацией, управлением и обслуживанием производства.

В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость продукции все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы связаны с изготовлением одного определенного вида изделий. В силу этого на основании первичных документов они могут быть прямо отнесены на себестоимость соответствующих продуктов.

Косвенные расходы связаны с изготовлением нескольких видов продукции. Эти расходы учитываются, как правило, по месту их возникновения и распределяются между отдельными видами продукции пропорционально избранной каждой организацией базе.

По отношению к объему производства затраты предприятий принято подразделять на переменные и постоянные.

Переменными называют расходы, величина которых находится в более или менее прямой пропорциональной зависимости от изменения объема производства, например, расход сырья и материалов на изготовление продукции, основная заработная плата производственных рабочих и подобные им расходы. В прямой зависимости от объема изменений объема производства находятся все основные затраты, и поэтому они являются переменными статьями.

Постоянные - это такие расходы, общая сумма которых не изменяется при изменении объема производства. Таковыми являются все накладные расходы. С течением времени постоянные расходы могут возрасти, например, из-за инфляции, но они не изменяются прямо пропорционально изменениям объема производства.

По экономическому содержанию затраты организаций делят на экономические элементы и статьи калькуляции.

Экономическим элементом называют первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), которые на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

Производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств;

- прочие затраты.

Статья затрат или калькуляционная статья - это определенный вид затрат, образующих себестоимость либо отдельных видов продукции, либо продукции предприятия в целом.

Учет затрат по назначению ведется в постатейном разрезе; перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства.

Типовая номенклатура статей калькуляции может быть представлена в следующем виде:

1.Сырье и материалы.

2.Возвратные отходы (вычитаются).

3.Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4.Топливо и энергия на технологические нужды.

5.Заработная плата производственных рабочих.

6.Отчисления на социальные нужды.

7.Расходы на подготовку и освоение производства.

8.Общепроизводственные расходы.

9.Общехозяйственные расходы.

10.Потери от брака.

11.Прочие производственные расходы.

12.Коммерческие расходы.

Первые одиннадцать статей входят в производственную себестоимость продукции. Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную себестоимость продукции.

Сложность процесса производства требует использования в учете целой группы производственных счетов:

20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

28 «Брак в производстве»,

44 «Расходы на продажу»,

96 «Резервы предстоящих расходов»,

97 «Расходы будущих периодов».

Аналитический учет ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат на производство.

5. Бухгалтерские счета – это способ группировки и накопитель информации об однородных по экономическому содержанию имуществе, его источниках, а так же совершаемых хозяйственных операциях. (специальные регистры для учета хозяйственных средств и хозяйственных процессов).

Система счетов - способ экономической группировки объектов наблюдения и отражения на них информации о фактах хозяйственной жизни. Счет представляет собой локальную систему (в виде таблицы двусторонней формы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии и движении имущества и его источников, а также о хозяйственных операциях и финансовых результатах. Хозяйственные операции отражаются на счетах методом двойной записи.

Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части — дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту - уменьшение средств и увеличение их источников.

Графически счёт можно представлен на рисунке 12.

Дебет № счёта _____ «Название счёта» Кредит

       
 
 
   


Обороты Обороты

Рисунок 12 - Графическое изображение счёта

Бухгалтерский счет графически можно представить в виде таблицы, имеющей две части: левая называется дебетом, правая – кредитом. Поскольку изменения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, таблица имеет две стороны (рис.12).

Слова «дебет» и «кредит» — латинского происхождения. В переводе на русский язык «дебет» означает «он должен», отсюда дебитор - должник или заемщик, «кредит» означает «он верит, доверяет», отсюда кредитор, т. е. лицо, давшее денежные средства или другие ценности другому лицу.

Запись на счетах начинается с указания начального остатка, или начального сальдо, хозяйственных средств или источников их образования. При этом в активных счетах начальное сальдо записывается в дебет, а в пассивных — в кредит.

Сальдо - это остаток средств на начало или конец отчетного периода.

Обороты - это сумма всех операций, зафиксированных по дебету или кредиту бухгалтерского счета.

Счета связаны с бухгалтерским балансом. Так как в балансе существуют актив и пассив, то и счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные. Они открываются на основании статей баланса.

Записи по счетам могут производиться как в денежных, трудовых так и натуральных измерителях, но для обобщения информации в балансе - только итоговые данные на начало и конец отчетного периода в денежной оценке.

По отношению к бухгалтерскому балансу различают счета - активные, пассивные, активно-пассивные.

Структура основного активного счёта представлена на рисунке 13.

Структура основного активного счета

Дебет Кредит
Сальдо начальное (начальный остаток) - наличие основных средств и нематериальных активов, мате­риальных и денежных средств или долга предприятию  
Оборот - поступление имущества или увеличение долга дебиторов данному предприятию Оборот - расход (выбытие, выдача) имущества или уменьшение (погаше­ние) дебиторской задолженности
Сальдо конечное (конечный остаток) - наличие основных средств и нематериальных активов, мате­риальных и денежных средств или долга предприятию на конец отчетного периода  

Рисунок 13 - Структура основного активного счёта

Структура основного пассивного счёта представлена на рисунке 14.

Структура пассивного основного счета

Дебет Кредит
  Сальдо начальное (начальный остаток) - наличие источников и задолженности на начало отчетного периода
Оборот - уменьшение источников и кредиторской задолженности Оборот - увеличение источников и кредиторской задолженности
  Сальдо конечное (конечный остаток)- наличие источников и задолженности на конец отчетного периода

Рисунок 14 - Структура основного пассивного счёта

Структура активно-пассивного основного счета представлена на рисунке 15.

Структура активно-пассивного основного счета

Дебет Кредит
Начальный остаток - дебиторская задолженность на начало отчетного периода -100000 Начальный остаток - кредиторская задолженность на начало отчетного периода -150 000
Оборот: 1. Увеличение дебиторской задолженности - 50000 2. Уменьшение кредиторской задолженности - 30 000 Оборот: 1. Увеличение кредиторской задолженности - 40000 2. Уменьшение дебиторской задолженности - 60 000
Конечный остаток - дебиторская задолжен­ность на конец отчетного периода -90 000 Конечный остаток - кредиторская задолжен­ность на конец отчетного периода -160 000
Формула: С= С+ ОД1 – ОК2 90000 = 100000 + 50000-60000 Формула: С= C+ OК1 - ОД2 160000 = 150000 + 40000 - 30000

Рисунок 15- Структура активно-пассивного основного счета

Совокупность всех счетов получила название плана счетов бухгалтерского учёта. План счетов бухгалтерского учета - это систематизированный перечень счетов, предусматривающий их количество, группировку, название и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. Счета классифицируются по различным признакам – экономическому содержанию, назначению, отношению к бухгалтерскому балансу, степени детализации информации и др.

Классификация счетов по экономическому содержанию представлена на рисунке 16.

Классификация счетов по назначению и структуре представлена на рисунке 17.


Рисунок 16 - Классификация счетов по экономическому содержанию

Рисунок 17 – Классификация счетов по назначению и структуре


6. Двойная запись – способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на двух различных счетах в одной и той же сумме.

Суть двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Счета и двойная запись применяются в целях регистрации, текущей группировки и текущего обобщения учетной информации.

Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета корреспондирующимися.

7. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников, информации о хозяйственных процессах в денежной оценке на определенной момент времени.

В бухгалтерском балансе ресурсы (средства) организации отражаются в двух группировках: одна показывает, какими ресурсами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли.

Слово баланс означает «равенство», «равновесие».

Бухгалтерский баланс - важнейшая форма бухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.

В условиях рыночной экономики баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Из баланса узнают, чем собственник владеет, то есть в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.

Бухгалтерский баланс - это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) предприятия, позволяющий на определенную дату получить о них обобщенную информацию в денежной оценке.

По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить его материальные и денежные ресурсы.

На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.

Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных с управлением имуществом, с состоянием предприятия; показывает, чем владеет собственник, каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании запаса. Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, органами государственного управления и т. п.

Структура бухгалтерского баланса представлена на рисунке 18

Актив Пассив
I. Внеоборотные активы III.Капиталы и резервы
II. Оборотные активы IV.Долгосрочные обязательства
V.Краткосрочные обязательства
Валюта баланса (Актив) Валюта баланса (Пассив)

Рисунок 18 – Структура бухгалтерского баланса

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из левой части, называемой «Актив» - показывается имущество по составу и размещению, и правой, называемой «Пассив» - отражаются источники формирования этого имущества.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Балансовая статья - экономически однородный вид активов или их источников, например, «Основные средства», «Готовая продукция», «Уставный капитал». Статьи баланса в зависимости от их экономической сущности объединены в группы, группы - в разделы. Итоги по активу и пассиву баланса называют валютой баланса.

Валюта баланса – это сумма (итог) по всем составляющим счетам бухгалтерского баланса (по активу и по пассиву). Валюта баланса по активу должна быть равна сумме валюты по пассиву баланса. Это основное свойство бухгалтерского баланса.

Активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Актив баланса включает в себя внеоборотные и оборотные активы.

Раздел I.Внеоборотные активы. Внеоборотные активы – это основные средства, нематериальные активы, результаты исследований и разработок и т.д.

Раздел II.Оборотные активы. Оборотные активы – это запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и денежные эквиваленты и др.

Пассив баланса содержит источники формирования активов (ресурсов), которые делятся на два основных типа: собственный капитал (капитал и резервы) и заемный капитал (обязательства).

Раздел III.Капитал и резервы. Целевое финансирование.

В данном разделе отражены - уставный капитал организации, добавочный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, резервный капитал, нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) и др.

В «Целевом финансировании» отражены – паевой фонд, целевой капитал и целевые средства и др.

Собственный капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за время деятельности организации.

Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчёты по которой должны привести к оттоку активов.

Раздел IV. Долгосрочные обязательства.

Долгосрочные обязательства представляют собой обязательства, срок исполнения которых превышает 12 месяцев. Долгосрочные обязательства — это задолженность организации по кредитам и займам. Долгосрочные обязательства –это заемные средства, отложенные налоговые обязательства, оценочные обязательства, прочие обязательства.

Раздел IV. Краткосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства предприятия - задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Краткосрочные обязательства включают в себя задолженность по кредитам банков и займам, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторскую задолженность, доходы будущих периодов, оценочные обязательства и прочие обязательства.

Для баланса имеет место уравнение:

Активы = Обязательства + Капитал, (1)

В производственно-хозяйственной и финансовой деятельности каждого экономического субъекта совершается множество хозяйственных операций, которые вызывают изменения в его ресурсах или источниках их образования или одновременно в тех и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: