Практикум « Установление цены на уровне текущих цен»

Допустим, необходимо определить цену нового двухкамерного холодильника "Атлант". Известно, что на рынке конкурентом предприятия продается подобный холодильник "Снежная королева" по цене 200.000 рублей. Назовем холодильник, с которым будет сравниваться "Атлант" и на цену которого будет ориентироваться предприятие в процессе ценообразования, базовым изделием. Процесс установления цены на "Атлант" складывается из нескольких этапов.

1-ый этап. Выбирают качественные параметры холодильников, которые определяют их потребительские свойства. Допустим выбрано 7 таких параметров. Они представлены в гр.1 таблицы.

2-ой этап. Подбираются несколько независимых экспертов (а лучше, если будет проведено анкетирование потребителей, хотя это достаточно дорого). Допустим выбрано 4 группы экспертов.

3-ий этап. Экспертов просят оценить, какой параметр из семи представленных является наиболее важным, какой - чуть менее, какой - еще менее важен и т.д. Такой процесс называется ранжированием. В данном случае экспертов просят провести "обратное ранжирование", т.е. поставить самый важный параметр на 7-ое место, а наименее важный - на 1-ое место. Далее, из результатов по каждому параметру выводится "среднее место". Результаты данного этапа занесены в гр.2

4-ый этап. Экспертов просят оценить по 10-балльной шкале каждый параметр базового изделия ("Снежная королева") и изделия предприятия ("Атлант"). Рассчитывается "средний балл" по каждому параметру для обоих изделий, результаты расчета представлены в гр.3 и 4.

5-ый этап. Определяем бальную оценку параметров холодильников "Снежная королева" и "Атлант" с учетом важности параметров по формуле:

Балльная оценка параметра изделия с учетом важности данного параметра для потребителей = Средний показатель важности параметра для потребителя * Средняя оценка параметра изделия.

6-ой этап. Определяется цена одного балла. Для этого необходимо известную цену базового холодильника разделить на общую сумму набранных этим холодильником баллов.

    200.000    
Цена 1 балла = --------------- = 1.214 руб.
    164.782    

 

7-ой этап. Когда известна цена одного балла, можно рассчитать цену каждого параметра холодильника "Атлант" умножением по строкам гр. 9 с ценой 1 балла. Цена каждого параметра холодильника "Атлант" определена в гр. 10

8-ой этап. Определение цены. Ее можно определить двумя способами:

а) менее точный способ расчета цены без учета важности параметров:

Цена = Цена базового изделия * (Сумма баллов изделия предприятия / Сумма баллов базового изделия)

        46,375    
Цена холодильника = 200.000 * ----------- = 243.200 руб.
        38,126    

 

б) более точный способ расчета цены с учетом важности параметров:

Цена = Балльная оценка изделия предприятия с учетом важности параметров * Цена одного балла

Цена холодильника = 184,798 * 1.214 = 224.345 руб.

 

Параметры и их важность Бальная оценка изделия Цена парам.
Параметры Важность параметра базового предприятия с учетом важности тыс. руб.
  эксп. средн. эксп. средн. эксп. средн. базов. предпр.  
                   
1. Надежность 4,6 6,7 6,6 5,6 5,875 6,1 6,5 6,7 6,7 6,500 5,4 5,0 4,5 4,6 4,875 38,188 28,641 34,77
2. Долговечность 2,2 5,6 5,7 4,5 4,500 3,4 3,4 4,3 3,4 3,625 5,4 4,1 3,4 5,6 4,625 16,313 20,813 25,27
3. Емкость 6,3 6,0 6,5 6,7 6,375 6,9 6,7 6,7 7,7 7,000 8,8 7,8 9,8 7,8 7,875 44,625 50,203 60,94
4. Емкость морозильной камеры 4,9 2,4 4,4 4,3 4,000 5,4 5,6 5,6 5,4 5,500 6,1 6,6 6,6 6,7 6,500 22,000 26,000 31,56
5. Дизайн 1,1 1,1 1,1 1,2 1,125 2,6 2,3 3,4 3,2 2,875 5,4 5,4 4,5 4,4 4,750 3,234 5,344 6,49
6. Удобство расположения полок 2,4 2,3 3,2 2,1 2,500 4,6 4,5 5,4 4,5 4,750 9,9 8,9 8,9 9,8 9,375 11,875 23,438 28,45
7. Вес ящиков 4,6 4,2 2,3 3,4 3,625 7,3 8,8 7,7 7,7 7,875 8,9 7,9 8,8 7,9 8,375 28,547 30,359 36,86
Сумма 38.125 46.375 164,782 184.798 224,34

 

Практикум «Оптимизация задач логистических операций материального потока»

Задача 1

Требуется провести оптимизацию размещения материально-технических ресурсов на складах.

Используя экономико-математические методы линейного про­граммирования, находят оптимальный вариант закрепления по­ставщиков продукции за складами.

Например, имеется 3 производителя однородной продукции, 4 склада (распределительных центра - РЦ) для этой продукции и 5 потребителей продукции (см. задание).

Для решения задачи требуется:

1. Составить по исходным данным матрицу и решить ее распре­
делительным методом линейного программирования.

2. Закрепить поставщиков однородной продукции за распредели­
тельными центрами (РЦ).

3. Произвести расчет стоимости доставки и объемов поставок
продукции на РЦ.

4. Произвести расчет средней стоимости доставки груза для
участников логистической цепочки по следующей методике:

С =QS,

где С - стоимость доставки в у.е.;

Q - объем продукции определенного поставщика в тоннах;

S - существующая стоимость доставки 1 тонны продукции для каждого поставщика.

 

∑С=С123 …+Сn

 

где - ∑С общая стоимость доставки Qm продукции;

 

Сср = ∑С/∑Q

где Сср - средняя стоимость доставки 1 т продукции.

5. Вычертить логистическую цепочку между распределительными центрами и поставщиками продукции, исходя из оптимального варианта решенной задачи.

Задача 2

Необходимо оптимизировать технологию перемещения материально-технических ресурсов.

Для решения задачи требуется:

1. По исходным данным составить матрицу размером по количеству
поставщиков и потребителей однородной продукции.

2. Получить оптимальный вариант.

3. Разработать маршруты материальных потоков.

4. Рассчитать маршруты по следующей методике:
1) определить время работы подвижного состава (ПС) на маршруте Тм ,ч:

Тмн-∑l0 /Vm,

где Тн - время работы ПС, ч;

∑l0 - суммарный нулевой пробег ПС, км;

Vm - техническая скорость ПС, км/ч;

2) рассчитать время движения ПС tдв , ч:

tдв=Lм / Vm

где LM - длина маршрута материального потока, км,

3) рассчитать время одного маршрута

tM = tдв +tn-p х n

где tn-p - время на погрузочно-разгрузочные операции, ч;

п - количество погрузок-разгрузок (заездов) на маршруте;

4) рассчитать количество маршрутов за смену (т.е. за время работы на маршруте):

Z= Тм / tM

где Тм - время работы на маршруте, ч;

tM - время работы на одном маршруте, ч.

5. Рассчитать коэффициент использования пробега ПС за смену и за один маршрут βсм , βм:

 

βсм = ∑ lгр / (l0+ lгр+ lx),

где βсм -суммарный груженый пробег ПС за смену, км;

I0 - нулевой пробег автомобиля, км;

1гр- груженый пробег автомобиля за смену, км;

1Х- пробег автомобиля без груза за смену, км;

6. Рассчитать потребное количество ПС (автомобилей) для выполнения заданного объема перевозок А:

A= ∑Q/PQ,

 

где ∑Q - суммарный объем перевозок по одному маршруту за смену, т; Pq - производительность ПС, т,

Pq=Z n ус qH,

 

где Z - число маршрутов за смену;

п - число заездов на маршруте;

ус - коэффициент использования грузоподъемности ПС (берется по прейскуранту в зависимости от класса перевозимого груза);

qH - номинальная грузоподъемность ПС (берется по технической характеристике ПС), т.

7. Определить суммарное количество ПС для заданного объема перевозок:

А = А1+ А2 +..Ai

где А1 - количество ПС по первому маршруту и т.д.

Задача 3

Требуется решить задачу о назначениях. Имеется п поставщиков и п потребителей. Необходимо с максимальной производительно­стью в минимальные сроки выполнить доставку груза. Известно, что 1-й поставщик, закрепленный за j-м потребителем, будет при­носить доход Cij. Требуется так осуществить доставку продукции, чтобы максимизировать суммарный доход.

Для решения поставленных задач необходимо использовать логи­стический подход в управлении материальным потоком, т.е. интегриро­вать отдельные участки логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар (груз, продукт) в нужное место.

Сложность заключается в том, что в рамках единой системы необхо­димо объединить различных собственников (в нашем случае - произво­дителя, транспорт, склады и потребителя), т.е. субъектов с различными экономическими интересами. Для этого следует заинтересовать всех участников логистического процесса путем постановки ряда задач, результатом решения которых является общая прибыль без каких-либо дополнительных вложений. Логистическая оптимизация мате­риального потока позволяет снизить совокупные затраты на товаро­движение.

Результат достигается за счет решения вышеперечисленных задач. Логистическая оптимизация процесса доведения материально-техни­ческих ресурсов до конечного потребителя предполагает наличие тес­ных партнерских связей между всеми участниками логистического про­цесса, т.е. работу на общий результат. В результате регулирования ме­ханизма экономических взаимоотношений участников возникает интег­рированный совокупный сквозной материальный поток, для оптимиза­ции которого необходимо решить экономическую, математическую и технологическую задачи.

В нашем случае участниками логистического процесса являются поставщики продукции (производители), транспорт, склады и по­требители этой продукции. В процессе оптимизации материального потока решаются следующие задачи:

1) задача на минимальную стоимость доставки продукции;

2) задача на минимум затрат при планировании технологии ­
перевозок;

3) задача на минимум времени выполнения заказа при ­
максимальной производительности.

При решении 1 -й задачи оптимизация достигается за счет опти­мального закрепления производителей продукции за складами, что дает снижение средней стоимости доставки готовой продукции на склады, и каждый участник логистической цепочки получает до­полнительный процент прибыли.

Решение 2-й, технологической, задачи оптимизации траектории движения материального потока снижает транспортные затраты за счет сокращения непроизводительных пробегов подвижного состава.

3-я задача оптимизации дает возможность добиться максима­льной производительности при минимальных затратах времени за счет оптимизации подачи ПС от складов в пункты потребления продукции.

Дополнительная прибыль при снижении совокупных транспор­тных затрат в данном случае происходит за счет 3-х факторов:

1) снижение средней стоимости доставки продукции от
производителя на склады;

2) снижение непроизводительных пробегов транспорта;

3) сокращение времени выполнения заказа.

Задача 4

Имеются три производителя продукции (обозначаются буквой П с соответствующим индексом – П1 П2, П3), четыре склада (обозначены буквой A с соответствующим индексом – А1, А2, A3, A4; в дальнейшем они будут выступать в роли поставщиков продук­ции), пять потребителей готовой продукции (соответственно В1, В2, В3, В4, В5). Имеются объемы продукции, расстояния между участ­никами логистической цепочки и стоимости доставки продукции.

Требуется провести оптимизацию совокупного материального потока для получения дополнительной прибыли за счет снижения затрат на каждом участке движения материального потока по логистической цепочке.

Решение:

В первую очередь, необходимо закрепить производителей за рас­пределительными центрами РЦ (складами), что даст оптимальный вариант доставки продукции, т.е. минимальную стоимость.

Существующая схема доставки продукции следующая: произ­водитель П1 доставляет продукцию на склад А1 в объеме 150 т; производитель П2 - на склад А3 в объеме 80 т, на склад А2 - в объеме 120 т; производитель П3 - на склад А4 в объеме 100 т. Общий объем материального потока составляет 450 т. Имеются стоимости доставки продукции до каждого склада.

Для оптимизации поставленной задачи необходимо составить матрицу и решить ее с помощью математического метода линей­ного программирования.

В табл. 2.1 представлен оптимальный вариант закрепления произво­дителей за РЦ.

 

Таблица 2.1 Матрица оптимизации материального потока

 

 

 

 

 

 

РЦ Производители ∑A,
  П1 П2 Пз
       
Ai                
               
А2                
               
А3 -2              
             
А4                
               
∑П            

 

 

Для решения задачи требуется:

1. Рассчитать первоначальную (существующую) стоимость доставки продукции на склады:

Ссущ =150 х 5 +120х7 +80х9 +100х12=3510 у.е.

Сср = С сущ/ Q =3510/450=7,8 у.е.

2. Рассчитать оптимизированную стоимость доставки продукции:

Сопт =130х4 + 20х6 + 180х3 + 80х4 + 30х5 + 70х6 = 2070у.е.;

Ссропт =2070/450 = 4,6 у.е.

Из расчета видно, что затраты доставки продукции на склады снизились на 1440 у.е., т.е. каждый производитель вместо 7,8 у.е. заплатит за 1 т 4,6 у.е.

Схематически это будет выглядеть следующим образом (рис. 2.1, 2.2).

Рис. 2.1. Существующая схема доставки продукции

Рис. 2.2. Оптимизированная схема доставки продукции

Ссуш = 3 510 у.е.; Conm = 2 070 у.е.;

Сср = 7,8 у.е. за тонну груза; Сср опт = 4,6 у.е. за тонну груза; ∆ С = Ссущ - Сопт = 1440 у.е.

Задача 5

Необходимо со складов (теперь они уже являются поставщиками) отправить продукцию потребителям таким образом, чтобы оптими­зировать суммарные транспортные расходы.

Есть 4 поставщика продукции и 5 потребителей; имеются объемы поставок, объем потребности в продукции, расстояния между постав­щиками и потребителями.

Составить транспортную задачу при условии, что поставщик А1 дол­жен отправить груз потребителю В4 в размере 100 т и потребителю В2 -150 т; А2 - потребителю В1 - 120 т; А3 - потребителю В3 - 80 т; А4 - по­требителю В5 - 100 т.

Необходимо составить матрицу и получить оптимальный вариант.

Матрица оптимального варианта материального потока

 

Потреби­тели             Поставщики         ∑A,  
      А1,     А2   Аз   А4      
                           
В1,                        
в2                      
Вз                      
в4                              
                                           
в5                      
∑Bj                      
                                                         

Для решения задачи требуется:

1. Рассчитать непроизводительный пробег автомобиля до опти­мизации:

 

lсущ=W/Q

lсущ =(100х20+ 50х21 +120х12 +80х25 +100х21): 450=19 км

 

где 1сущ - существующий непроизводительный пробег одного авто­мобиля;

W— транспортная работа в т. км (фиктивная);

Q - объем перевозок в тоннах.

2. Рассчитать непроизводительный пробег автомобиля после оп­тимизации:

l опт= 90х12 + 30х10 + 50х10 + 80х8 + 30х10 + 70х8 + 60х8 + 40х9

= 9,3 км;

l = 19-9,3 = 9,7 км.

3. Рассчитать сокращение непроизводительного пробега всех ав­томобилей на заданный объем материального потока:

lопт= Q l опт

lопт = 450 • 9,7 = 4365 км.

Если принятьстоимость пробега 1 км S = 0,35 у.е., то общая экономия составит

Э = 0,35 х 4365 = 1527,75 у.е.

Задача 5

Рассчитайте оптимальный размер заказа ДВП (древесно-волокнистой плиты) твердой, если издержки выполнения заказа составляют 2 руб./м2; потребность в пиломатериалах - 3000 м2; затраты на хранение составляют 1 руб./м2.

 

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
  Определение потребности в материале. S = 3000 м2 (из условия задания)
  Определение издержек выполнения заказа. С0= 2 руб./м2 (из условия задания)
  Определение затрат на хранение единицы заказываемого материала. / = 1 руб./м2 (из условия задания)
  Расчет оптимального размера заказа по формуле Уилсона.

Ответ: оптимальный размер заказа ДВП 110 м2.

 

Задача 6.

Рассчитайте интервал времени между заказами, если потребность в ДВП в 2007 г. составляет 3000 м2, а оптимальный размер заказа -110 м2

 

Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
п/п  
  Определение количества рабочих дней в году. Количество рабочих дней N в 2007 г. принимаем равным 250.
  Определение потребности в материале. Потребность в материале S = 3000 м2 (из условия задания).
  Определение оптимального размера заказа. Оптимальный размер заказа qom = 110м2 (из условия задания).
  Расчет интервала времени между заказами. По согласованию с экспертами дан­ный интервал времени можно скор­ректировать до 10 рабочих дней, тог­да поставки будут осуществляться 1 раз в 2 недели.

Ответ: расчетный интервал поставки составляет 9 рабочих дней и может быть скорректирован до поставок 1 раз в 2 недели.

 

Задача 7

Рассчитайте оборот склада за месяц работы при следующих условиях: через склад прошло 20000 т груза, причем 8000 т хранилось 5 дней; 5000 т груза хранилось 7 дней, а 7000т хранилось 10 дней.

 

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1 Определение расчетного периода времени. Расчетный период Т = 30 дням (из условия задания).
  Определение общего количества груза, прошедшего через склад за расчетный период. Общее количество груза, прошедшего через склад за 30 дней, Q = 20000 т (из условия задания).
  Расчет общего количества тонно дней хранения за расчетный период. Общее количество тонно-дней хранения:
  Расчет среднего срока хранения грузов на складе. Средний срок хранения:
  Расчет оборота склада за расчетный период. Оборот склада:

Задача 8

Рассчитайте оборот склада за месяц работы при следующих условиях: через склад прошло 20000 т груза, причем 8000 т хранилось 5 дней; 5000 т груза хранилось 7 дней, а 7000т хранилось 10 дней.

 

Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
п/п
  Определение расчетного периода времени. Расчетный период Т= 30 дням (из условия задания).
 
  Определение общего количества груза, прошедшего через склад за расчетный период. Общее количество груза, прошедшего через склад за 30 дней, Q = 20000 т (из условия задания).
 
 
  Расчет общего количества тонно- дней хранения за расчетный период. Общее количество тонно-дней хранения:
 
 
  Расчет среднего срока хранения грузов на складе. Средний срок хранения:
 
  Расчет оборота склада за расчетный период. Оборот склада:
 

Задача 9

Рассчитайте полезную площадь склада поковок способом нагрузки на 1 м2, если нагрузка на 1 м2 пола составляет 3,5 т, а величина установленного запаса поковок 14000 т.

№ и/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
  Определение нагрузки на 1 м" пола. Нагрузка на 1 м2 пола а = 5 т/ м2 (из условия задания).
  Определение величины установленного запаса материалов. Величина установленного запаса формовоч­ных материалов д.™* = 25000 т (из условия задания).
  Расчет полезной пло­щади. Полезная площадь:

Ответ: полезная площадь склада формовочных материалов равна 5000 м2.

Задача 10

Выберите более эффективный вариант системы складирования на основе показателя общих затрат при следующих условиях.

1 вариант. Затраты А, связанные с эксплуатацией, амортизацией и ремонтом оборудования склада, составляют 4,15 млн. руб.; стоимость оборудования склада С 82,5 млн. руб.; средняя оборачиваемость товара п 20; вес (масса) товара Q, размещенного на складе, 20000 т.

2 вариант. Затраты А, связанные с эксплуатацией, амортизацией и ремонтом оборудования склада, составляют 3,5 млн. руб.; стоимость оборудования Ст склада 90,0 млн. руб.; средняя оборачиваемость товара п 20; вес (масса) товара Q, размещенного на складе, 25000 т.

 

 

Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
п/п  
   
  Расчет текущих затрат на тонну товара по варианту 1. Текущие затраты по варианту 1:
 
  Расчет единовременных затрат Единовременные затраты по варианту 1:
  на тонну товара по варианту 1.
  Расчет общих затрат на тонну Общие затраты по варианту 1:
  товара по варианту 1.
  Расчет текущих затрат на тонну товара по варианту 2. Текущие затраты по варианту 2:
 

Задача 11

Рассчитайте необходимое количество кранов, если за cутки необходимо переработать 600 т груза, производительность кранов составляет 20 т/ч, коэффициент неравномерности поступления груза к =1,2, продолжительность смены 8 ч.

 

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
  Определение количества перерабатываемого за сутки груза. Количество перерабатываемого за сутки груза Q = 600 т.
  Определение продолжительности рабочей смены. Продолжительность рабочей смены -8 ч.
  Определение производительности оборудования за смену. Производительность оборудования за смену:
  Определение коэффициента неравномерности поступления груза. Коэффициент неравномерности поступления груза к = 1,2.
  Расчет потребного количества оборудования. Расчет количества кранов:

Ответ: для выполнения заданного объема работ потребуется 5 кранов.

 

Контрольные тесты и задачи по курсу

Вариант 1

1.Этапы эволюции концепции маркетинга.

А) 1-управленческий маркетинг,2-сбытовой маркетинг,3-комплексный системный маркетинг;

Б) 1-сбытовой маркетинг, 2-управленческий маркетинг, 3-комплексный системный маркетинг;

В)1-комплексный системный маркетинг, 2-сбытовой маркетинг,3-управленческий маркетинг.

 

2.Маркетинговое управление это

а) процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации;

б) превращение потребностей покупателей в прибыль фирмы;

в) совокупность мероприятий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю.

 

3.Маркетинг-менеджмент осуществляется путем

а) стимулирования, контроля, организации, руководства;

б) маркетинговых исследований, планирования, реализации планов. контроля.

В) прогнозирования, координирования, стимулирования, контроля.

 

4. Система анализа маркетинговой информации включает в себя:

а) систему базы данных, систему моделей, диалоговую систему;

б) систему контроля, прогнозирования, исследования;

в) системы внутренней отчетности, маркетинговых наблюдений, исследований, анализа информации.

 

5.Этапы маркетинговых исследований:

а) постановка задач, выработка стратегии, кабинетные и полевые исследования, анализ данных;

б) определение проблемы, выработка концепции, кабинетные и полевые исследования. Анализ данных, представление итогов исследования;

в) определение целей, постановка задач, кабинетные и полевые исследования, анализ результатов.

 

6.Методы маркетинговых исследований:

а) моделирование, опрос, наблюдение;

б) опрос, наблюдение, эксперимент, имитация

в) опрос, наблюдение, анализ, имитация.

 

7.Сегмент рынка это

а)большая идентифицированная по определенным признакам группа покупателей внутри рынка,

б) большая группа идентифицированных товаров,

в) большая группа идентифицированных товаров и потребителей.

8.Субкультура это

а) группы людей, характеризующиеся сходными ценностями, отличающимися от ценностей общества в целом;

б) группы людей, имеющие сходные ценности, не отличающиеся от ценностей общества в целом;

 

 

9. Процесс принятия потребителем решения о покупке заключается в

а) определение ценности товара, сравнение с аналогичными, оценка потребительских свойств товара,

б) выбор продавца, оценка товара, использование товара;

в) осознание потребности, поиск информации о товаре, оценка вариантов выбора.

 

10. Референтные группы

а) это человек или группа людей, которые оказывают прямое (при личном контакте) или косвенное влияние на поведение потребителя и служат образцом при определении потребностей и формировании его мнений.

Б) это группы людей, на которые направлена продукция предприятия,

В) это группы людей, участвующие в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции.

 

11. Бутылка, в которой находится туалетная вода, называется:

A. Внешней упаковкой.

Б. Транспортной упаковкой.

B. Внутренней упаковкой.
Г. Флаконом.

 

12. Имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предна­значенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциация их от товаров и услуг конкурен­тов называется:

A. Марочным названием.
Б. Марочным знаком.

B. Товарным знаком.
Г. Торговой маркой.

 

13. К товарам длительного пользования относится
А. Мыло.

Б. Соль.

В. Одежда.

Г. Шампунь.

 

14. Стрижка в парикмахерской относится к

A. Услугам, связанным с арендой товаров.
Б. Услугам нетоварного характера.

B. Услугам с принадлежащими товарами.
Г. Услугам товарного характера.

 

15. Испытание упаковки товара, удостоверяющее, что упаковка
отвечает требованиям нормальной эксплуатации, называется

A. Испытанием на обзорность.
Б. Техническим.

B. Технологическим.

Г. Испытанием на потребителях.

 

16. Совокупность ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателю конкретным продавцов, называ­ется:

A. Товарным ассортиментом.
Б. Товарной линией.

B. Товарным разнообразием.
Г. Товарной номенклатурой.

 

17. Комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложе­ния конкурирующих товаров - аналогов называется

A. Качеством товара.

Б. Конкурентоспособностью товара.

B. Преимуществом товара.

Г. Базовыми качествами товара.

 

18. Лезвие для бритья имеет

A. Множественную упаковку.
Б. Групповую упаковку.

B. Специальную упаковку.
Г. Вторичную упаковку.

 

19. Компьютер фирмы ИБМ с инструкцией, рабочими програм­мами, оперативным ремонтом и гарантией является

A. Товаром с подкреплением.

Б. Товаром с полным обслуживанием.

B. Товаром с замыслом.

Г. Товаром в реальном исполнении.

 

20. Все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, - это

A. Товар.

Б. Товарная единица.

B. Покупка.

Г. Ассортимент.

 

21. Где на упаковке должны быть указаны меры безопасности товара?

A. На вкладыше в упаковке.
Б. На этикетке.

B. Сверху на упаковке.
Г. Сбоку на упаковке.

 

22. Товары, приобретенные для использования в производстве других товаров, для хозяйственной деятельности, называются:

A. Потребительскими товарами.

Б. Товарами производственного назначения.

B. Товарами повседневного спроса.
Г. Товарами пассивного спроса.

 

23. Группа товаров, схожих по своим функциям, характеру по­требительских нужд, для удовлетворения которых их покупают, или по характеру каналов их распределения, называется:

A. Номенклатурой.
Б. Ассортиментом.

B. Товарной линией.
Г. Товарным знаком.

 

24. Какие товары производственного назначения полностью ис­пользуются в процессе производства или становятся частью конеч­ной продукции?

A. Дополнительное оборудование.
Б. Сырье.

B. Капитальное оборудование.
Г. Производственные запасы.

 

25. Три компьютера, приобретенных для продажи друзьям, от­ но сятся к товарам:

А. Производственного назначения.

Б. Потребительским товарам.

В. Товарам пассивного спроса.

Г. Товарам особого спроса.

 

 

Вариант 2

 

1. В жизненном цикле товара на стадии зрелости:

A. Норма прибыли от продажи единицы товара падает, а масса
прибыли является наибольшей и расходуется на поддержку това­ров, находящихся в других фазах жизненного цикла.

Б. Объем предложения сравнивается с объемом спроса, что сви­детельствует о достижении «точки маркетинга».

B. Есть смысл ограничить ассортимент двумя-тремя наиболее
ходовыми модификациями товара.

Г. Применяются в основном только скидки с цены товара, ис­пользуемые для удержания консервативно настроенных покупате­лей.

 

2. В фазе спада в жизненном цикле товара не следует (укажите
лишнее):

A. Думать, что работа с этим товаром нуждается во вложениях.
Б. Акцентировать внимание потребителей на том, что товар им

хорошо известен.

B. Тратить средства на рекламу данного товара.
Г. Сужать ассортимент данной товарной группы.

 

3. Внедрение нового товара на рынок нужно осуществлять:

A. Как только наметился спад объема продаж наиболее ходового
товара.

Б. В зависимости от того, сформировалась ли потребность в нем на рынке.

B. На основании результатов рыночных исследований.
Г. Верны все предыдущие ответы.

 

4. Жизненный цикл товара - это

A. Интервал времени от момента приобретения до момента ути­лизации, прекращения существования товара.

Б. Совокупность фаз внедрения товара на рынок, роста продаж, зрелости товара и спада продаж.

B. Интервал времени, в котором спрос на сезонный товар прохо­дит все возможные фазы и возвращается к исходной точке.

Г. Процесс развития продаж товара и получения прибылей.

 

5. В жизненном цикле товара на стадии внедрения:

A. Важно сразу продемонстрировать широкий ассортимент вне­дрения товарной группы.

Б. В целях экономии средств рекомендуется внедрять несколько товарных новинок одновременно.

B. Нет необходимости затрачивать много усилий на рекламу, так
как на этом этапе товар приобретут только «новаторы» - любители
попробовать что-нибудь новенькое.

Г. Есть резон держать прибыль от продаж товара на минимуме.

 

6. Неверно, что в жизненном цикле товара на стадии роста
(укажите лишнее):

A. Норма прибыли в расчете на единицу товара, как правило,
достигает своего максимального значения.

Б. Кривая объема продаж имеет положительный наклон.

B. Вполне могут применяться наценки на товар.

Г. Используется самый широкий ассортимент ценовых скидок.

 

7. При организации маркетинговой структуры фирмы необхо­димо соблюдение принципов ее построения. Какие из перечислен­ных относятся к данным принципам?

1. Единство целей.

2. Принцип лидерства.

3. Соблюдение норм управляемости.

4. Простота струк­туры.

5. Эффективная система связей между подразделениями.

6. Правильный подбор и расстановка кадров.

7. Принцип единства подчинения.

8. Равномерность распределения работ.

9. Мало звенность структуры.

10. Ориентация на потребительский спрос.

A. 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10.
Б. 1,3,5,8, 10.

B. 1,4,5,7,9.
Г. 4, 7,9,10.

 

8. В истории организации маркетинговых служб выделяются
пять этапов:

1. Современный отдел маркетинга.

2. Отдел сбыта.

3. Современный отдел маркетинга с функциями сбыта.

4. Отдел сбыта с маркетинговыми функциями.

5. Специальный отдел марке­тинга.

В каком из 4 утверждений правильно расставлены этапы в хро­нологическом порядке?

A. 1,2,3,4,5.
Б. 5,3,2,4, 1.

B. 2, 4, 5, 3,1.
Г. 2, 5, 3,4,1.

 

9. Продлению жизненного цикла товара не способствует (ука­жите лишнее):

A. Разработка новых сфер применения и модификаций товара.
Б. Расширение объема продаж.

B. Выявление новых групп потребителей и повышение адресно­сти продукции.

Г. Развитие методов сбыта.

 

10. Фактором объединения товаров в ассортимент не является
(укажите лишнее):

A. Связь товаров по замыслу.

Б. Продажа товаров определенным категориям клиентов или в определенных торговых заведениях, точках.

B. Общий диапазон цен.

Г. Общность стадии жизненного цикла товаров.

 

11. Эластичность спроса по доходу

а) это относительное изменение объема спроса при относительном изменении его цены;

б) это относительное изменение цены товара при относительном изменении объема спроса.

В) это относительное изменение объема спроса при относительном изменении доходов покупателей.

 

12. Этапы конъюнктурного исследования:

а) исследование, обработка и анализ полученных данных;

б) подготовительный, текущее наблюдение, анализ информации, составление прогнозов

в) текущее наблюдение, обработка данных, разработка прогнозов.

 

13. Методы ценообразования

а) затратный, математический, агрегатный, параметрический, балловый,

б) затратный, агрегатный, параметрический, структурной аналогии, балловый,

в) затратный, суммарный, удельный, параметрический, балловый.

 

14.Этапы ценообразования

а) планирование, определение задач. Выживание, максимизация прибыли, максимальный охват рынка, лидерство по показателям «цена-качество»

б) постановка задач ценообразования, выживание, максимизация прибыли. Максимум объема продаж, лидерство по показателям «цена-качество»

в) постановка задач ценообразования, выживание. Максимизация прибыли, максимум объема продаж, максимальный охват рынка, лидерство по показателям «цена-качество».

 

15 Рассчитать цену товара и определить метод, если себестоимость нового товара 2500 рублей, рентабельность 25%.

16. Методы косвенного сбыта:

а) селективный, интенсивный, эксклюзивный,

б) прямой, выборочный, эксклюзивный,

в) селективный, директ - маркетинг, эксклюзивный.

 

17.Виды продвижения

а) реклама, личная продажа, прямой маркетинг, пропаганда,

б) реклама, личная продажа, пропаганда,PR,

в)реклама, личная продажа, пропаганда, стимулирование сбыта.

 

18.Определить долю предприятия на рынке и сравнить ее с долей конкурентов, если производство товара в данной отрасли составляет 126000 тыс. руб., запасы данного товара составляют 1560 тыс. руб., импорт на 135 тыс. руб., экспорт на 512 тыс. рублей. Доля конкурентов 15%.

 

19.При стратегии проталкивания товара производитель в первую очередь воздействует на:

а) посредника,

б) оптовика,

в) потребителя.

 

20.Силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям называют:

а) макросредой,

б) микросредой,

в) субкультурой.

 

21. Расставьте по порядку этапы процесса планирования и раз­работки новой продукции:

1. Коммерческая реализация.

2. Разра­ботка продукции.

3. Проверка концепции.

4.Генерация идей.

5. Оценка продукции.

6. Экономический анализ.

7. Пробный марке­тинг.

A. 4, 5,3,6, 2, 7, 1.
Б. 4, 6, 3,5, 7, 2, 1.

B. 5,4, 6, 3,2, 7, 1.
Г. 3,4, 5,6, 1,7, 2.

 

 

22. Период медленного роста сбыта по мере выхода товара на
рынок называется этапом:

A. Роста.

Б. Выведения на рынок.

B. Упадка.
Г. Зрелости.

 

23. Бесплатный послепродажный сервис называется:

A. Гарантийный.

Б. Послегарантийный.

B. Техническое обслуживание.
Г. Полное обслуживание.

 

24. Концепция, которая пытается описать сбыт продукта, при­быль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момен­та поступления товара на рынок и до его снятия с рынка, называется:

A. Жизненным циклом продукта.
Б. Этапами развития продукта.

B. Циклическими этапами продукта.

Г. Ростом популярности продукта

 

Вариант 3

1. Маркетинг это

а) совокупность мероприятий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю.

Б) процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации;

В) философия бизнеса, направленная на превращение запросов покупателей в прибыль фирмы

 

2.Функции маркетинга

а) исследование рынка, разработка товара, установление цены, продвижение товара.

Б) планирование, организация, стимулирование, контроль, координирование.

В) маркетинговые исследования, планирование, реализация планов, контроль.

 

 

3. Маркетинговая информационная система состоит из:

а) системы внутренней отчетности, маркетинговых наблюдений, исследований, анализа информации;

б) система базы данных, система моделей, диалоговая система;

в) система анализа, координирования, контроля.

 

4.Методы обеспечения маркетинговых решений:

а) аналитический, статистический, математический;

б) статистический, метод модели, метод оптимизации;

в) экспериментальный, моделирования, аналитический.

 

5. Сегментирование

а) это маркетинговая деятельность предприятия, направленная на наиболее точный выбор целевого рынка;

б) это деятельность, связанная с выделением конкурентных преимуществ предприятия;

в) закрепление предприятия в собственной рыночной нише.

 

6) Концепции маркетинга:

а) позиционирование товара, совершенствование производства, выделение собственных сегментов, социально-этического маркетинга;

б)совершенствование производства, товара, усиление рыночных позиций, коммерческих усилий, социально-этического маркетинга;

в) совершенствование производства, товара, концепция маркетинга, интенсификации коммерческих усилий, социально-этического маркетинга.

 

7. Рыночная ниша это

а) идентифицированная по определенным признакам группа покупателей внутри рынка;

б) узкая группа покупателей, потребности которых удовлетворяются конкурентами фирмы в недостаточной степени;

в) небольшая группа покупателей, имеющая одинаковые потребности.

 

8.Факторы, влияющие на поведение потребителей:

а) Социальны, возрастные, психологические, культурные;

б) психологические, экономические, личностные, социальные

в) психологические, социальные, личностные, культурные.

 

9. Конъюнктура рынка –

а) это объем продукции, реализуемой на данном рынке;

б) это выделение конкурентных преимуществ предприятия;

в) это совокупность условий, при которых в данный момент времени протекает деятельность на рынке.

 

10. Эластичность спроса по цене

а) это относительное изменение объема спроса при относительном изменении его цены;

б) это относительное изменение цены товара при относительном изменении объема спроса.

В) это относительное изменение объема спроса при относительном изменении доходов покупателей.

 

11. Из перечисленного: 1. Выбор целевых рынков. 2. Сопостав­ление сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. 3. Опреде­ление приоритетных направлений использования ресурсов. 4. Выбор методов и времени выхода на целевые рынки. 5. Определение перспективной эффективности производства и сбыта продукции -что относится к средствам и методам достижения поставленных целей при реализации рыночных стратегий:

A. 1,2,3,4,5.
Б. 1,2,4, 5.

B. 1,4,5.
Г. 1.

 

12. Фирма поставила перед собой цели, которые по своим харак­теристикам связаны с долей прибыли, усилиями торговых агентов, разработкой новой продукции, продажей основным потребителям и политикой ценообразования.

Определите профиль фирмы, т.е. ее рыночную ориентацию:

A. Действующая в области сервиса.

Б. Выпускающая продукцию производственного назначения.

B. Занимающаяся производством потребительских товаров.
Г. Верно «Б» и «В».

 

13. Фирма действует с существующими товарами на сущест­вующих рынках. Какую стратегию фирма может Использовать в этом случае для увеличения сбыта?

A. Диверсификацию.
Б. Расширения рынка.

B. Глубокого проникновения на рынок.
Г. Разработки товара.

 

14. Какое из перечисленных утверждений не относится к пре­имуществам стратегического планирования?

A. Оно поощряет руководителей мыслить перспективно.

Б. Оно заставляет фирму четче определять свои задачи и поли­тические установки.

B. Оно позволяет убедиться, действительно ли фирма вышла на
запланированные на конкретный год показатели продаж, прибылей.

Г. Оно делает фирму более подготовленной к внезапным пере­менам.

 

15. Стратегическое планирование фирмы представляет собой:

А. Совокупность задач и мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и непо­вторяющийся характер.

Б. Один из способов, с помощью которого руководство обеспе­чивает единое направление усилий всех членов фирмы к достиже­нию ее общих целей.

В. Набор предпринятых руководством действий и решений, ко­торые ведут к разработке специфических стратегий, предназначен­ных для того, чтобы помочь фирме достичь своих целей.

Г. Детальный всесторонний комплексный план, предназначен­ный для того, чтобы обеспечить фирме достижение ее целей.

 

16. Стратегия проникновения на рынок эффективна, если:

A. Рынок растет или еще не насыщен.

Б. Фирма стремится расширить свой рынок.

B. Фирма пользуется приверженностью потребителей и имеет
ряд успешных торговых марок.

Г. Фирма не хочет быть чересчур зависимой от одной ассорти­ментной группы товаров.

 

17. Если рыночная доля фирмы более 25, но менее 50% рыночной доли лидера, то следует использовать:

A. Оборонительную стратегию.
Б. Созидательную стратегию.

B. Стратегию поддержания.
Г. Стратегию развития.

 

18. Если спрос негативный и целью является создание спроса, то

следует использовать:

A. Стратегию риска.

Б. Стратегию конверсионного маркетинга.

B. Стратегию ремаркетинга.

Г. Стратегию развивающего маркетинга.

 

19. Если актуальной стадией жизненного цикла продукции явля­ется внедрение, конкуренты имеются и спрос эластичный, то следу­ет принять:

A. Стратегию хищнической цены.
Б. Стратегию высокой цены.

B. Стратегию цены проникновения.

Г. Стратегию поддерживающего маркетинга.

 

20. Если рын ок т радиционный, а предлагаемые продукция и услуги являются модифицированными, то следует выбрать:

А. Стратегию поддержания.

Б. Стратегию балансирования.

В. Стратегию развития.

Г. Стратегию риска.

21.Идея SWOT- анализа при разработке стратегических планов
заключается в следующем:

A. Разработка официального программного заявления фирмы.
Б. Управление методом решения задач.

B. Выявление более или менее рентабельных производств.

Г. Приложение усилий для превращения слабостей в силу и уг­роз в возможности развития сильных сторон фирмы.

 

22. Каждое СХП имеет общие характеристики. Определите, ка­кие из перечисленных характеристик относятся к СХП: 1. Конкр ет­ ная ориентация. 2. Продажа основным потребителям. З. Точный целевой рынок. 4.Один из руководителей маркетинга во главе фир мы. 5. Расширение области деятельности. 6. Контроль за своими ресур­сами. 7. Собственная стратегия. 8. Четко обозначенные конкуренты.9. Явное отличительное преимущество. 10. Стимулирование про даж,

A. 1,3,4,6,7,8,9.

Б. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

B. 1,2, 3,5, 7,9, 10.
Г. 1,3,5,7,8,9.

 

Вариант 4

1. Что является основой успеха товара?

A. Уровень товара по замыслу.

Б. Характеристики товара в реальном исполнении.

B. Предложение товара с подкреплением.
Г. Цена потребления товара.

 

2. Цветной телевизор «Витязь» -это товар:

A. Повседневного спроса.

Е. Предварительного выбора.

B. Особого спроса.

Г. Пассивного спроса.

 

3. Рыночная структура организации службы маркетинга - это

A. Структура, соответствующая типу интересующего фирму
рынка.

Б. Структура, состоящая из звеньев, соответствующих различ­ным сегментам рынка.

B. Верно и то и другое.

Г. Предыдущие три ответа не верны.

 

4. К факторам окружающей маркетинговой среды, определяе­мым высшим руководством фирмы, относятся:

A. Выбор целей маркетинга и целевых рынков.

Б. Разработка организационной структуры службы маркетинга.

B. Роль маркетинга в фирме.

Г. Верны все предыдущие ответы.

 

5. Функциональная структура организации маркетинговой служ­бы - это

A. Структура, базирующаяся на разделении маркетинговых
функций между отдельными сотрудниками, группами сотрудников
в службе маркетинга.

Б. Структура, обеспечивающая реальное функционирование маркетинга в фирме.

B. Структура, отвечающая монофункциональной ориентации
маркетинга, в отличие от полифункциональной.

Г. Верны все предыдущие ответы.

 

6. Неверно, что товарная структура организации службы марке­тинга:

А. Предполагает разделение ответственности сотрудников служ­бы по отдельным видам, группам товаров.

Б. Вполне естественна при значительной степени диверсифика­ции товарного ассортимента.

В. Может успешно включать в себя элементы функциональной структуры.

Г. Наиболее эффективна при глубоком ассортименте.

 

7. Неве рно, что географическая структура организации службы маркетинга:

А. Предполагает разделение ответственности сотрудников или групп внутри службы маркетинга за деятельность в различных ре­гионах.

Б. Трудно совместима с функциональной организационной структурой.

В. Эффективна при развитой экспортной активности фирмы.

Г. Является разновидностью рыночной организационной струк­туры.

 

8. Для фирмы средних размеров опти мальны м является:

A. Возложение ответственности за сбытовую программу на под­
разделение маркетинга.

Б. Функционирование специалистов по маркетингу в составе от­дела сбыта.

B. Паритетное существование групп сбыта и маркетинга в их
тесном взаимодействии.

Г. Введение в состав функциональных служб фирмы по одному специалисту в области маркетинга.

 

 

9. Какой вид организации службы м аркетин га оправдывает себя
в тех случаях, когда вы пускаемые фирмой товары резко о тл ичаются
друг от друга?:

A. Организация по географическому принципу.
Б. Организация по товарному производству.

B. Организация по рыночному принципу.
Г. Функциональная организация.

 

10. К какому типу построени я управления от носится следующая
ситуация: управляющий службой маркетинга, заведующий службой
рекламы, начальник отдела сбыта подчин
яются зам естител ю гене­ рального директора по м а ркетингу?

A. Функциональная система управления.
Б. Организация по товарно-рыночному принципу.

B. Матричная система управления.
Г. Ни одна система не подходит.

 

11. Спрос неэластичен по доходу, если

а) коэффициент эластичности меньше 1;

б) коэффициент эластичности равен 1;

в) коэффициент эластичности больше 1.

 

12. Методы прогнозирования конъюнктуры:

а) аналитический, экстраполяции, статистический.

б) экстраполяции, экономико-математического моделирования, экспертных оценок;

в) «мозгового штурма, экономический, экстраполяции.

 

13.Виды ценовых стратегий

а) низких цен, умеренных цен, высоких цен.

Б) доступных цен, средних цен, высоких цен,

В) умеренных цен, средних цен, высоких цен.

 

14.Рассчитать цену товара и определить метод, если цена базовой единицы изделия 4000 рублей, количество баллов по ней 8, количество баллов по новому товару 12.

 

15.Факторы, влияющие на цену

а) конкуренты, потребители, клиенты, поставщики,

б) конкуренты, потребители, поставщики, государство,

в) конкуренты, производители, поставщики, потребители.

 

16.Методы определения бюджета продвижения

а) м


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: