Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства




Глава 6 ГрК РФ детально регулирует весь процесс строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений - от этапа выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Введение такой главы является новеллой ГрК РФ. Несмотря на то что ГрК РФ 1998г. включал в понятие градостроительной деятельности и проектирование, и строительство, и реконструкцию объектов недвижимости, он практически не регулировал данные вопросы. Регулирование указанных вопросов осуществлялось многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Такая ситуация на практике создавала определенные трудности для лиц, непосредственно осуществляющих строительную деятельность, так как в разных субъектах РФ устанавливались особенности осуществления строительной деятельности на территории соответствующего субъекта.

В-первую очередь детально рассмотрим статью 47 ГрК РФ «Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Статья 47 ГрК РФ впервые на законодательном уровне закрепляет необходимость выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Вообще, необходимость основываться на результатах инженерных изысканий предусматривается ГрК РФ и при подготовке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории. Однако данная статья регулирует вопросы, связанные только с выполнением инженерных изысканий для строительства. Это обусловлено прежде всего тем, что в каждом случае для подготовки проектной документации необходимо выполнять инженерные изыскания независимо от наличия материалов инженерных изысканий в специальных фондах. Такое требование связано с необходимостью обеспечения безопасности при последующей эксплуатации объекта капитального строительства, что может быть достигнуто только при том условии, что каждое здание, строение, сооружение возводится или реконструируется с учетом всех особенностей грунта, геологических, гидрометеорологических и других факторов. Материалы, содержащиеся в специальных фондах, как правило, используются лишь в целях проверки достоверности результатов инженерных изысканий.

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации для строительства, реконструкции являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, составления прогнозов взаимодействия объектов капитального строительства с окружающей средой, обоснования их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения.




На основе материалов инженерных изысканий осуществляется разработка предпроектной документации, в том числе обоснование инвестиций в строительство, проектов и рабочей документации строительства зданий и сооружений, включая расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, эксплуатацию и ликвидацию объектов, а также рекомендаций для принятия экономически, технически, социально и экологически обоснованных проектных решений.

Части 2 и 3 статьи 47 ГрК РФ устанавливают круг лиц, которые могут выполнять инженерные изыскания. Такими лицами могут быть как сам застройщик, так и привлекаемое им (или его уполномоченным лицом - заказчиком) на договорной основе физическое или юридическое лицо. При этом указанные лица могут выполнять инженерные изыскания только при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим такого рода деятельность.

Законодательством Российской Федерации установлено такое требование к лицам, которые могут выполнять инженерные изыскания, как наличие лицензии. Причем указанное требование претерпело существенные изменения. Ранее в соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежала лицензированию деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, по проектированию и по строительству таких зданий и сооружений. При этом уровни ответственности зданий и сооружений устанавливались по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», утвержденному постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988г. №48. Согласно Правилам учета степени ответственности зданий и сооружений при проектировании конструкций, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 19 марта 1981г. №41, степень ответственности зданий и сооружений определяется размером материального и социального ущерба, возможного при достижении конструкциями предельных состояний. Порядок лицензирования деятельности по инженерным изысканиям установлен Положением о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002г. №174. В настоящее время лицензирование деятельности по строительству осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.



Федеральным законом от 2 июля 2005г. №80-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым лицензированию подлежат инженерные изыскания для строительства, проектирование и строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Перечень работ и услуг по указанным видам деятельности должен устанавливаться положениями о лицензировании таких видов деятельности.

Анализ круга лиц, которые могут выполнять инженерные изыскания (п.16 ст.1 ГрК РФ, ч. 3 ст.47 ГрК РФ), позволяет сделать вывод о том, что инженерные изыскания для подготовки проектной документации для строительства и реконструкции могут выполняться только при наличии надлежаще оформленного права на земельный участок. В то же время круг лиц, указанных в ч.3 статьи 47 ГрК РФ, не является исчерпывающим. Так, исходя из смысла ст.38.1 ЗК РФ, выполнение инженерных изысканий для строительства может осуществляться и по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления для определения предельных параметров разрешенного строительства на конкретном земельном участке в целях выставления такого земельного участка на аукцион для жилищного строительства.

В частях 4 и 4.1 Градостроительный кодекс РФ закрепляет цели выполнения инженерных изысканий. Федеральным законом от 31 декабря 2005г. №210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» впервые на законодательном уровне введено понятие «результаты инженерных изысканий»). Это обусловлено особой важностью данного понятия, поскольку результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе, передаются в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. При этом особое внимание необходимо обратить на то, что результаты инженерных изысканий должны включать материал не только о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения, но и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

Как правило, в большинстве случаев выполнение инженерных изысканий осуществляет специализированная организация, привлекаемая застройщиком (уполномоченным им лицом - заказчиком) на договорной основе. В соответствии с Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 2006г. №20, основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий. При этом отношения между застройщиком (заказчиком) и привлекаемым на договорной основе лицом должны регулироваться ст.758-762 ГК РФ «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ». Неотъемлемой частью договора являются задание застройщика (заказчика) и разрабатываемая на его основе программа инженерных изысканий. Данное положение является новеллой, поскольку до принятия ГрК РФ программа инженерных изысканий подготавливалась только при наличии требования заказчика.

Согласно указанному Положению заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующей территории и расположенных на ней земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Требования к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий устанавливаются Министерством регионального развития РФ (Минрегионом России). В настоящее время указанные требования Минрегионом России не определены.

Содержание договора на выполнение инженерных изысканий и приложений к нему подробно регламентируется положениями СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (приняты постановлением Минстроя России от 29 октября 1996г. №18-77). Следует отметить, что данные правила и нормы также следует применять только в части, не противоречащей ГрК РФ.

Задание на выполнение инженерных изысканий может выдаваться как на весь комплекс инженерных изысканий, так и раздельно по видам инженерных изысканий и стадиям архитектурно-строительного проектирования. Задание может как выдаваться самим застройщиком (заказчиком), так и по его поручению подготавливаться лицом, привлекаемым на договорной основе для выполнения инженерных изысканий. Задание на выполнение инженерных изысканий, как правило, должно содержать следующие сведения и данные: наименование объекта; вид деятельности (строительство или реконструкция); сведения о стадийности (этапе работ), сроках проектирования и строительства; характеристику проектируемых и реконструируемых предприятий (геотехнические категории объектов), уровни ответственности зданий и сооружений; характеристику ожидаемых воздействий объектов строительства на природную среду с указанием пределов этих воздействий в пространстве и во времени и воздействий среды на объект; необходимые исходные данные для обоснования мероприятий по рациональному природопользованию и охране природной среды, обеспечению устойчивости проектируемых зданий и сооружений и безопасных условий жизни населения; сведения и данные о проектируемых объектах, мероприятиях инженерной защиты территорий, зданий и сооружений в соответствии с требованиями СНиП 2.01.15-90 и СНиП 2.06.15-85, о необходимости санации территории; цели и виды инженерных изысканий; перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнять инженерные изыскания; данные о местоположении и границах площадки (площадок) и (или) трассы (трасс) строительства; сведения о ранее выполненных инженерных изысканиях и исследованиях, данные о наблюдавшихся в районе объекта строительства (на площадке, трассе) осложнениях в процессе строительства и эксплуатации сооружений (деформациях и аварийных ситуациях); дополнительные требования к производству отдельных видов инженерных изысканий, включая отраслевую специфику проектируемого сооружения; требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности необходимых данных и характеристик при инженерных изысканиях для строительства; требования к составлению и содержанию прогноза изменений природных и техногенных условий; сведения о необходимости выполнения исследований в процессе инженерных изысканий; требования к оценке опасности и риска от природных и техноприродных процессов; требования к составу, срокам, порядку и форме представления изыскательской продукции заказчику и др. В задании не допускается устанавливать состав и объем изыскательских работ, методику и технологию их выполнения (п.4.13 СНиП 11-02-96).

Программа инженерных изысканий должна полностью соответствовать заданию заказчика и содержать его требования, принятые к выполнению исполнителем инженерных изысканий, в том числе цели и задачи инженерных изысканий; характеристику степени изученности природных условий территории по материалам ранее выполненных инженерных изысканий и других архивных данных, а также оценку возможности использования этих материалов и данных; краткую характеристику природных и техногенных условий района, влияющих на организацию и производство инженерных изысканий; обоснование при необходимости расширения границ территории проведения инженерных изысканий с учетом сферы взаимодействия проектируемых объектов с природной средой, категорий сложности природных и техногенных условий, а также необходимой детальности изыскательских работ, состава, объемов, методов и технологии выполнения инженерных изысканий (с учетом требований заказчика к их качеству), мест (пунктов) производства отдельных видов изыскательских работ (исследований) и последовательность их выполнения; обоснование применения современных нестандартизированных технологий (методов) производства инженерных изысканий для строительства в различных природных и техногенных условиях; обоснование установления характеристик и параметров отдельных компонентов природной среды и происходящих в ней процессов на территории и в пределах зоны предполагаемого воздействия (по объектам, отнесенным к экологически опасным видам хозяйственной деятельности, а при необходимости и по другим объектам); мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, охраны здоровья, по санитарно-гигиеническому и энергоинформационному благополучию работающих с учетом природных и техногенных условий и характера выполняемых работ; мероприятия по охране окружающей среды и исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении инженерных изысканий; требования к организации и производству изыскательских работ (состав, объем, методы, технология, последовательность, место и время производства отдельных видов работ), контроль за качеством работ; перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления; обоснование необходимости выполнения научно-исследовательских работ при инженерных изысканиях для проектирования крупных и уникальных объектов или в сложных природных и техногенных условиях; сведения по метрологическому обеспечению.

Часть 6 статьи 47 ГрК РФ предусматривает, что виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время указанные вопросы регулируются постановлением Правительства РФ от 19 января 2006г. №20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Однако многие вопросы остались за рамками данного постановления, и планируется принятие нормативных актов Минрегионом России и субъектами РФ по отдельным вопросам, связанным с выполнением инженерных изысканий.

Так, постановлением фактически не определен порядок выполнения конкретных видов инженерных изысканий. Согласно п.1 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного указанным постановлением, органы исполнительной власти субъектов РФ могут разрабатывать и утверждать по согласованию с Минрегионом России порядок выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории соответствующего субъекта РФ.

Согласно п. 6 указанного Положения материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах). Состав текстовой и графической частей указанной документации, а также приложений к ней устанавливается Минрегионом России. В настоящее время Минрегионом России указанный состав не утвержден.

Кроме того, необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и методы их выполнения должны устанавливаться с учетом требований технических регламентов, которые на сегодняшний день не приняты. В связи с этим при выполнении инженерных изысканий вплоть до принятия соответствующих подзаконных актов по данным вопросам и технических регламентов следует руководствоваться строительными нормами и правилами (СНиПами) и государственными стандартами (ГОСТами), принятыми до введения в действие Федерального закона от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании». При выполнении инженерных изысканий прежде всего следует руководствоваться указанными СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (приняты постановлением Минстроя России от 29 октября 1996г. №18-77).

Указанные Строительные нормы и правила содержат общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий для обоснования предпроектной документации, проектирования и строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений для всех видов строительства и инженерной защиты территорий, а также к инженерным изысканиям, выполняемым в период строительства, эксплуатации и ликвидации объектов, и носят обязательный характер.

При этом следует отметить, что указанные СНиПы применяются только в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании», ГрК РФ и постановлению Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Указанным постановлением Правительства РФ утвержден перечень видов инженерных изысканий. Так, к основным видам инженерных изысканий относятся инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические и инженерно-геотехнические изыскания. К специальным видам инженерных изысканий относятся: геотехнические исследования; обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций; поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения; локальный мониторинг компонентов окружающей среды; разведка грунтовых строительных материалов; локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод. При необходимости Минрегион России может вносить изменения в указанный перечень.

Содержание большинства указанных видов инженерных изысканий раскрывается прежде всего указанными СНиП 11-02-96.

Инженерно-геодезические изыскания для строительства должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акваторий), существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных), элементах планировки (в цифровой, графической, фотографической и иных формах), необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории строительства и обоснования проектирования, строительства и эксплуатации объектов. При выполнении инженерно-геодезические изысканий, помимо СНиП 11-02-96, следует также руководствоваться СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» (утв. письмом Госстроя от 14 октября 1997г. №9-4/116), СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве» (утв. постановлением Госстроя СССР от 4 февраля 1985г. №15), СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах» (утв. постановлением Госстроя СССР от 4 сентября 1991г. №2), ГОСТ 24846-81 «Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений» (утв. постановлением Госстандарта от 17 июня 1981г. №96), ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация», ГОСТ 22268-76 2Геодезия. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта от 21 декабря 1976г. №2791) и др., а также нормативно-техническими документами Федеральной службы геодезии и картографии России, регламентирующими производство геодезических и картографических работ федерального назначения.

Инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий района (площадки, участка, трассы) проектируемого строительства, включая рельеф, геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, изменение условий освоенных (застроенных) территорий, составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых и достаточных материалов для проектирования, строительства и эксплуатации объектов. При разработке инженерно-геологических изысканий также следует руководствоваться СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства», СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита от подтоплений», СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений» (с изм. №1, утв. постановлением Госстроя СССР от 9 декабря 1985г. №211), СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты» (утв. постановлением Госстроя СССР от 20 декабря 1985г. №243) (с изм. БСТ 3/87), СНиП 2.02.04-88 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» (утв. постановлением Госстроя СССР от 27 декабря 1988г. №252), РСН 55-85 «Инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геологические изыскания на посадочных грунтах» (утв. постановлением Госстроя СССР от 23 декабря 1985г. №85), РСН 31-83 «Нормы производства инженерно-геологических изысканий для строительства на вечномерзлых грунтах» (утв. постановлением Госстроя СССР от 10 мая 1983г. №31) и т. д.

Инженерно-гидрометеорологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение гидрометеорологических условий территории (района, площадки, участка, трассы) строительства и прогноз возможных изменений этих условий в результате взаимодействия с проектируемым объектом с целью получения необходимых и достаточных материалов и данных для принятия обоснованных проектных решений. Инженерно-гидрометеорологические изыскания должны выполняться для решения следующих задач: определение возможности обеспечения потребности в воде и организации различных видов водопользования; выбор мест размещения площадки строительства (трассы) и ее инженерной защиты от неблагоприятных гидрометеорологических воздействий; разработка генерального плана территории (города, поселка); выбор конструкций сооружений, определение их основных параметров и организации строительства; определение условий эксплуатации сооружений; оценка воздействия объектов строительства на окружающую водную и воздушную среду и разработка природоохранных мероприятий. При выполнении инженерно-гидрометеорологических изысканий необходимо руководствоваться также СП 11-103-97 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства2 (утв. письмом Госстроя России от 10 июля 1997г. №9-1-1/69), СНиП 2.01.01-83 «Строительная климатология и геофизика», РСН 76-90 «Инженерные изыскания для строительства. Технические требования к производству гидрометеорологических работ» (утв. постановлением Госстроя СССР от 21 июня 1990г. №51), ВСН 34.3-89 «Инженерно-гидрометеорологические изыскания для гидротехнического строительства» и др., а также нормативными документами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), производственно-отраслевыми (ведомственными) нормативными документами и стандартами в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Инженерно-экологические изыскания выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения. Инженерно-экологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение природных и техногенных условий территории, ее хозяйственного использования и социальной сферы; оценку современного экологического состояния отдельных компонентов природной среды и экосистем в целом, их устойчивости к техногенным воздействиям и способности к восстановлению; разработку прогноза возможных изменений природных (природно-технических) систем при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта; оценку экологической опасности и риска; разработку рекомендаций по предотвращению вредных и нежелательных экологических последствий инженерно-хозяйственной деятельности и обоснование природоохранных и компенсационных мероприятий по сохранению, восстановлению и оздоровлению экологической обстановки; разработку мероприятий по сохранению социально-экономических, исторических, культурных, этнических и других интересов местного населения; разработку рекомендаций и (или) программы организации и проведения локального экологического мониторинга, отвечающего этапам (стадиям) предпроектных и проектных работ. При выполнении инженерно-экологических изысканий следует руководствоваться не только указанными СНиП 11-02-96, но и СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» (утв. письмом Госстроя России от 10 июля 1997г. №9-1-1/69), ГОСТ 17.1.1.04-80 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 31 марта 1980г. №1452), ГОСТ 17.1.3.06-82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 25 марта 1982г. №1244), ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы почвы. Общие требования к контролю и охране загрязнения», утв. постановлением Госстандарта СССР от 17 декабря 1985г. №4046) и др., а также требованиями природоохранительного и санитарного законодательства Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ в области охраны окружающей природной среды, государственными стандартами и ведомственными природоохранными и санитарным нормами и правилами.

Задачами инженерно-экологических изысканий для обоснования проектной документации являются корректировка выводов по оценке воздействия объекта на окружающую среду при его строительстве и эксплуатации, а также при возможных залповых и аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ; получение исходных данных для проектирования, а также дополнительной информации, необходимой для разработки раздела «Охрана окружающей среды» в проектах строительства объектов. Специальные виды работ и исследований, входящие в состав инженерно-экологических изысканий, такие как социально-экономические, медико-биологические, санитарно-эпидемиологические и др., нетрадиционные для инженерных изысканий, должны производиться с привлечением специализированных организаций и соответствующих специалистов.

Следует отметить, что инженерно-экологические изыскания должны быть при необходимости продолжены и в период строительства, эксплуатации и ликвидации объектов посредством организации экологического мониторинга для контроля состояния природной среды, эффективности защитных и природоохранных мероприятий и динамики экологической ситуации.

Изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод должны выполняться в составе инженерных изысканий для строительства с целью получения необходимых и достаточных данных для проектирования и строительства водозаборов подземных вод с незначительной потребностью (до 1000 м/сут) в хозяйственно-питьевой воде (животноводческие фермы, садоводческие товарищества, хлебопекарни и т.д.), если существующее централизованное водоснабжение не может обеспечить требуемой потребности в воде или его использование нецелесообразно согласно технико-экономическим обоснованиям. При значительной потребности и в сложных гидрогеологических условиях должны выполняться, как правило, геологоразведочные работы с подсчетом и утверждением эксплуатационных запасов подземных вод в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства природных ресурсов РФ.

Изыскания грунтовых строительных материалов должны обеспечивать получение необходимых и достаточных данных об их источниках, количестве, качестве и горно-геологических условиях для проектирования и организации временных карьеров по добыче грунтовых материалов, не являющихся местными строительными материалами и предназначенных для возведения земляных сооружений (насыпных, намывных плотин, дамб, дорог и т. п.) и других проектируемых объектов строительства.

Далее рассмотрим положения об архитектурно-строительном проектировании.

Неотъемлемым элементом процесса строительной деятельности является архитектурно-строительное проектирование, которое заключается в подготовке проектной документации объектов капитального строительства.

Градостроительный кодекс РФ определяет содержание проектной документации - это документация, включающая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта таких объектов.

Подготовка проектной документации требуется в том случае, если предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт зданий, строений и сооружений. При этом исходя из того значения, которое законодатель вкладывает в понятие «реконструкция» (п. 14 ст.1 ГрК РФ), оно включает и расширение, и техническое перевооружение.

Что касается капитального ремонта, то подготовка проектной документации требуется в том случае, если при проведении такого ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Новым является определение момента, с которым ГрК РФ связывает возможность подготовки проектной документации. Так, согласно п.3.1 СНиП 11-01-95 разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Этим обусловливается и то, что многие законодательные акты предусматривают предоставление земельных участков на основе проектной документации (например, ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О почтовой связи», Федеральный закон от 10 января 2003г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»). Такое положение противоречит новому ГрК РФ, согласно которому решение о подготовке проектной документации принимает застройщик, т. е. лицо, которому уже принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения.

Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство. В то же время принципиально новым является положение о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства не требуется проектная документация. В целях избежания неоднозначного толкования на практике данной нормы Федеральным законом от 31 декабря 2005г. №210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» внесено уточнение о том, что в данном случае под объектами индивидуального жилищного строительства понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к таким объектам, но при этом представление проектной документации для получения разрешения на строительство не требуется. Юридическое значение подготовка проектной документации будет иметь в том случае, если в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов, материалам инженерных изысканий причинен вред жизни, здоровью физических лиц или имуществу физических или юридических лиц. В таком случае лицо, осуществлявшее подготовку проектной документации, обязано в полном объеме возместить причиненный вред (ч.2 ст.60 ГрК РФ).

Части 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ устанавливают круг лиц, которые могут осуществлять подготовку проектной документации. Такими лицами могут быть как сам застройщик, так и привлекаемое им (или его уполномоченным лицом - заказчиком) на договорной основе физическое или юридическое лицо. При этом указанные лица могут осуществлять подготовку проектной документации только при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим такого рода деятельность.

Законодательством Российской Федерации установлено такое требование к лицам, которые могут осуществлять подготовку проектной документации, как наличие лицензии. Причем указанное требование претерпело существенные изменения. Ранее в соответствии с п. 1 ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежала лицензированию деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом и по строительству таких зданий и сооружений. При этом уровни ответственности зданий и сооружений устанавливались по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», утвержденному постановлением Госстроя СССР от 25 марта 1988г. №48. Согласно Правилам учета степени ответственности зданий и сооружений при проектировании конструкций, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 19 марта 1981г. №41, степень ответственности зданий и сооружений определяется размером материального и социального ущерба, возможного при достижении конструкциями предельных состояний. Порядок лицензирования деятельности по проектированию установлен Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002г. №174 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 октября 2002г. №731).

Федеральным законом от 2 июля 2005г. №80-ФЗ внесены изменения в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым лицензированию подлежит проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Перечень работ и услуг по указанным видам деятельности должен устанавливаться положениями о лицензировании таких видов деятельности.

Как правило, в большинстве случаев подготовка проектной документации осуществляется специализированной организацией, привлекаемой застройщиком (уполномоченным им лицом - заказчиком) на договорной основе. При этом отношения между застройщиком (заказчиком) и привлекаемым на договорной основе лицом регулируются гражданским законодательством (ст. 758-762 ГК РФ «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ»). Неотъемлемой частью такого договора является задание застройщика (заказчика) (рекомендуемое задание на проектирование объектов капитального строительства приводится в СНиП 11-01-95).

Принципиально новым и социально важным являются регламентация вопроса, связанного с получением технических условий на присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, закрепление на законодательном уровне необходимости разработки проектной документации в соответствии с техническими условиями.

В соответствии с ч.10 статьи 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения установлены постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006г. №83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Указанные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, критерии определения возможности подключения, а также в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения и условий подачи ресурсов.

Согласно указанным Правилам к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Общее правило устанавливает, что информация о технических условиях должна содержаться в градостроительном плане, выдаваемом органом местного самоуправления, на основе которого осуществляется подготовка проектной документации. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления предоставляет в течение двух рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору за соответствующим заключением.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Технические условия должны содержать следующие данные:

-максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее двух лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

-данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);

- дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

С 1 января 2006г. плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения определяется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с п.11 ст.2 которого плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае если данная реконструкция влечет увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.

Согласно ч.2 ст.12 указанного Федерального закона размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры устанавливаются органом местного самоуправления.

При смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.

Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются, если в течение одного года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Если в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства превышен срок действия условий его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, указанный срок продлевается по согласованию с исполнителем на основании обращения заказчика.

В соответствии с Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения представляет собой процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

- подача заказчиком заявления о подключении; -заключение договора о подключении;

- выдача эксплуатирующей организацией заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от эксплуатирующей организации или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии что срок действия технических условий не истек;

- выполнение заказчиком условий подключения;

- проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;

- присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;

- выполнение условий подачи ресурсов.

Подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям и сетям газоснабжения после заключения договора о подключении осуществляется в порядке, установленном соответственно Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заказчиков к электрическим сетям в Российской Федерации и Правилами пользования газом и предоставления услуг газоснабжения в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 17 мая 2002г. №317 «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. №861).

Для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик направляет в эксплуатирующую организацию:

-заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заказчика (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес;

- нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;

-правоустанавливающие документы на земельный участок;

- ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;

- топографическую карту участка в масштабе 1 : 500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованную с эксплуатирующими организациями;

- информацию о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;

- иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и о газоснабжении.

После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении.

До начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Лицо, осуществляющее самовольное технологическое подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 11 статьи 48 ГрК РФ содержит требования к подготовке проектной документации: она должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Следует отметить, что до введения в действие технических регламентов проектная документация должна разрабатываться в соответствии с требованиями законодательства, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» и ГрК РФ.

Форма градостроительного плана земельного участка, на основе которого разрабатывается проектная документация, установлена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005г. №840. До установления Правительством РФ такой формы проектная документация должна была разрабатываться на основе архитектурно-планировочного задания, выдаваемого в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Градостроительный план земельного участка в обязательном порядке готовится в случае подготовки проекта межевания территории (ч.6 ст.43 ГрК РФ) или может выдаваться по заявлению физического или юридического лица. По заявлению физического или юридического лица градостроительный план готовится органом местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного заявления. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (ч.17 ст.46 ГрК РФ).

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть предоставлено правообладателю земельного участка, размер которого меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которого неблагоприятны для застройки. Порядок предоставления такого разрешения установлен ст.40 ГрК РФ.

Часть 12 статьи 48 ГрК РФ устанавливает перечень обязательных разделов проектной документации применительно к любым объектам капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации» закреплена возможность застройщиков (заказчиков) готовить проектную документацию применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции. При этом подчеркивается, что это право застройщика (заказчика) (подп."г" п.18 ст.1 ГрК РФ).

Частью 13 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время данный вопрос Правительством РФ не урегулирован, поэтому при подготовке проектной документации следует руководствоваться ведомственными нормативными правовыми актами, строительными и санитарными нормативами и правилами, а также государственными стандартами. Особо среди таких документов следует отметить СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (приняты постановлением Минстроя России от 30 июня 1995г. №18-64 и отменены постановлением Госстроя России от 17 февраля 2003г. №18). Несмотря на то что указанные СНиП были отменены, согласно письму Госстроя России от 20 марта 2003г. №СК-1692/3 до утверждения федеральных строительных нормативных документов, регулирующих выполнение предпроектных и проектных работ, возможно использование в практике реального проектирования ранее действовавших СНиП 11-01-95 и СНиП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (приняты постановлением Минстроя России от 30 июня 1995г. №18-63 и отменены постановлением Госстроя России от 12 июля 2002г. №86). По сути указанные СНиП остаются единственным документом, содержащим общие требования к проектной документации. Однако следует помнить, что применять их можно только в части, не противоречащей ГрК РФ, Федеральному закону от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», иным федеральным законам и постановлениям Правительства РФ.

Так, согласно ч.12 статьи 48 ГрК РФ не являются обязательными такие разделы проектной документации, предусмотренной СНиП 11-01-95, как генеральный план и транспорт; технологические решения; организация и условия труда работников, управление производством и предприятием; эффективность инвестиций. Проектно-сметная документация является обязательным разделом проектной документации, разрабатываемой только применительно к объектам капитального строительства, финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов. Это связано с тем, что главное назначение проектной документации заключается в том, чтобы обеспечить надежность, безопасность зданий, строений и сооружений, благоприятную среду жизнедеятельности. Вопросы обоснованности затрат и эффективности расходования средств обязательны только для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств. В остальных случаях такие разделы, как эффективность инвестиций и сметная документация, могут разрабатываться при подготовке проектной документации по заданию заказчика, однако указанные разделы не могут быть предметом государственной экспертизы проектной документации.

Именно поэтому ГрК РФ не связывает подготовку проектной документации с наличием утвержденных (одобренных) инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений, наличием разработанной предпроектной документации.

Кроме того, обязательное наличие перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривается ГрК РФ только применительно к проектной документации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности (ч.14 статьи 48 ГрК РФ).

Пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями, должна включать основание для разработки проекта, исходные данные для проектирования, краткую характеристику объекта, данные о проектной мощности объекта (вместимость, пропускная способность), номенклатуре, качестве, конкурентоспособности, техническом уровне продукции, сырьевой базе, потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, комплексном использовании сырья, отходов производства, вторичных энергоресурсов; сведения о социально-экономических и экологических условиях района строительства; основные показатели по генеральному плану, инженерным сетям и коммуникациям, мероприятия по инженерной защите территории; общие сведения, характеризующие условия и охрану труда работающих при проектировании производственных объектов, санитарно-эпидемиологические мероприятия, основные решения, обеспечивающие безопасность труда и условия жизнедеятельности маломобильных групп населения; сведения об использованных в проекте изобретениях; технико-экономические показатели, полученные в результате разработки проекта, их сопоставление с показателями утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство объекта (при их наличии) и установленным заданием на проектирование, выводы и предложения по реализации проекта; сведения о проведенных согласованиях проектных решений; подтверждение соответствия разработанной проектной документации государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным, а также техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта и др.

Раздел проектной документации «Архитектурные решения» должен включать сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства; краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям; обоснование принципиальных решений по снижению производственных шумов и вибраций, бытовому, санитарному обслуживанию работающих; мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии; основные чертежи: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.

Раздел проектной документации «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» с учетом СНиП 11-01-95 должен включать решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, инженерное оборудование зданий и сооружений, в том числе электрооборудование, электроосвещение, связь и сигнализация, радиофикация и телевидение, противопожарные устройства и молниезащита и др.; диспетчеризацию и автоматизацию управления инженерными системами; основные чертежи: принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации и др.; планы и профили инженерных сетей; чертежи основных сооружений; планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, радиофикации и сигнализации, автоматизации управления инженерными системами и др., а также данные о производственной программе; краткую характеристику и обоснование решений по технологии производства, данные о трудоемкости (станкоемкости) изготовления продукции, механизации и автоматизации технологических процессов; состав и обоснование применяемого оборудования, в том числе импортного; решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, повторному использованию тепла и уловленных химреагентов; число рабочих мест и их оснащенность на производственных объектах; данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники (по отдельным цехам, производствам, сооружениям); технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценку возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению; вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению; топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов; потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд и т. д.

Раздел проектной документации «Проект организации строительства объектов капитального строительства» должен разрабатывается с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ, и имеющихся данных о рынке строительных услуг. Ранее указанный раздел должен был разрабатываться в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» (утв. постановлением Госстроя СССР от 2 сентября 1985г. №140; с изм. от 11 декабря 1986г. №48 и изм. Минстроя России от 6 февраля 1995г. №18-8). Однако указанные СНиПы отменены, и с 1 января 2005г. постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004г. №70 одобрены для применения СНиП «Организация строительства», которые имеют рекомендательный характер.

Раздел проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»должен выполняться в соответствии с требованиями федеральных законов, государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; учтены нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; предусмотрены мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления; применены ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (ст.34, 36). При проектировании и строительстве тепловых электростанций должны быть предусмотрены их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства (ст. 40); при проектировании мелиоративных систем должны быть применены меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду (ст. 43); при проектировании объектов нефтеперерабатывающих производств должны быть предусмотрены эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду (ст. 46).

Статья 50 Федерального закона от 20 декабря 2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусматривает, что при проектировании хозяйственных и иных объектов должно быть учтено их влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания. Согласно ст.16 Федерального закона от 4 мая 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны быть предусмотрены меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти или их территориальными органами.

Раздел проектной документации «Проектно-сметная документация» предусмотрен для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и должен содержать сводные сметные расчеты стоимости строительства и при необходимости сводку затрат (в случае когда капиталовложения предусмотрены из разных источников финансирования); объектные и локальные сметные расчеты; сметные расчеты на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы). При этом стоимость строительства в сметной документации заказчика рекомендуется приводить в двух уровнях цен: в базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен, и в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства. В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.

При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах (рабо





Дата добавления: 2014-01-31; просмотров: 3639; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8809 - | 7525 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
  2. II. Расходы на обслуживание работников строительства
  3. III. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ
  4. VII. Возможные меры поддержки CОБСТВЕННИКАМ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ капитального ремонта
  5. XI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
  6. АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ. искусственным дренажем, промывки засоленных почв на фоне дренажа. Вот тогда начала создаваться материальная база и научные основы строительства разных
  7. Амортизация основных средств. Стоимость объектов основных средств погашается с помощью амортизации
  8. Анализ риска производственных объектов
  9. Анализ сегмента рынка жилищного строительства
  10. Архитектура общественных зданий массового строительства 1955-1980-х гг
  11. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства


 

35.175.180.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.023 сек.