Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Религиозные организации, кроме того, могут переоформить право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Следует отметить, что в целях прекращения практики продления временных норм, не позволяющих реализовать установленное законодательством Российской Федерации требование о переоформлении юридическими лицами прав на землю, и стимулирования переоформления права правительством Тюменской области издано распоряжение от 08.11.2010 № 1670-рп «Об утверждении комплекса мер по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками». Указанный комплекс мер включает в том числе направление сведений о лицах, не переоформивших права, в органы, осуществляющие государственный и муниципальный земельный контроль для проведения контрольных мероприятий. Распоряжением также рекомендовано органам местного самоуправления на территории Тюменской области разработатьсоответствующие комплексы мер. Необходимо обратить внимание, что с 1 января 2013 года вступают в силу дополнения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в части установления административной ответственности за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. При этом за указанные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Таким образом, юридическим лицам необходимо переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в установленные законом сроки на право аренды либо в собственность до 1 января 2012 года. 1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. 2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

61)Распоряжение имуществом крестьянским (фермерски м) хозяйством. 1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.Соглашение о создании фермерского хозяйства1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:1) о членах фермерского хозяйства;2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства всоответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

26)Порядок купли-продажи земельных участков. Продажаземли и загородной недвижимости отличается от продажи городской собственности необходимостью постановки участка на кадастровый учет. Это нужно, чтобы присвоить вашему кусочку земли кадастровый номер и учесть его характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков. Заявка (и правоустанавливающие документы) на проведение кадастрового учета подаются в местный орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Через месяц после подачи заявки и всех необходимых документов заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. После чего можно совершать сделку по купле-продаже. Чтобы продать земельный участок без строений, нужны правоустанавливающие документы. Если вы приобретали земельный участок после 31 января 1998 года, то на руках должно быть свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю. Но если участок был приобретен до 31 января 1998 года, то владельцу необходимо пройти перерегистрацию прав на землю или, выражаясь языком закона, необходимо зарегистрировать ранее возникшее право. Радует, что сделать это можно одновременно с подачей всех документов на регистрацию перехода прав от продавца к покупателю. То есть, когда вы с покупателем будете подавать документы на регистрацию перехода права собственности от продавца к покупателю, напишите заявление о регистрации ранее возникшего права. Регистрация права продавца должна быть осуществлена в тот же срок, что и регистрация перехода права. Причем если перерегистрация прав проводится одновременно с регистрацией сделки об отчуждении или перехода права, то государственная пошлина взимается только за регистрацию перехода права. Отметим, что договор купли-продажи дома требует обязательной госрегистрации, а вот договор купли-продажи земельного участка ей не подлежит. В остальных случаях, кроме вышеописанного, пошлина за регистрацию ранее возникшего права для юридических лиц составит 3750 руб., для физических – 250 руб. Для регистрации договора купли-продажи необходимо представить следующие документы: – заявление о государственной регистрации; – документ, удостоверяющий личность участника сделки (его представителя); – нотариально удостоверенная доверенность на государственную регистрацию договора (в случае регистрации через представителя);– документ об оплате государственной пошлины за регистрацию договора; – подлинники правоустанавливающих документов продавца на отчуждаемое имущество; – план БТИ жилого дома (подлинник и копия); – кадастровый план земельного участка;–договор купли-продажи; – документ со сведениями о лицах, проживающих в жилом доме (выписка из домовой книги). В некоторых случаях необходимы другие документы, такие, например, как нотариально удостоверенное согласие супруга на отчуждение (если отчуждаемое имущество находится в совместной собственности), согласие родителей, усыновителей или попечителей (если продавцом является несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет), согласие попечителя (если собственником отчуждаемого имущества является ограниченно дееспособный гражданин). При регистрации договора купли-продажи доли в праве необходимы документы о соблюдении преимущественного права покупки остальных участников долевой собственности. На регистрацию перехода права собственности от продавца к покупателю нужно представить: – заявление продавца о регистрации перехода права к покупателю; – заявление покупателя о регистрации его права; – документ об оплате государственной пошлины за регистрацию перехода прав; – иные документы, представление которых предусмотрено законодательством (например, передаточный акт). Договор купли-продажи жилого дома с земельным участком может быть оформлен в простой письменной форме. По желанию сторон договор можно составить и удостоверить у нотариуса. Что необходимо указать в договоре? Во-первых, это сведения о продавце и покупателе. Необходимо полностью указать их Ф. И. О., паспортные данные, год рождения, место жительства и т. д. Затем переходим к предмету договора. В договоре необходимо описать земельный участок в точном соответствии с выданным вам кадастровым планом. А именно: наименование, местоположение, площадь участка, кадастровый номер, категория земель, разрешенное использование. Жилой дом также необходимо описать полностью, используя документы БТИ. При описании земельного участка и расположенного на нем жилого дома необходимо указать, на каком основании принадлежит продавцу недвижимое имущество и какими правоустанавливающими документами это подтверждается. Обязательно нужно указать цену. Можно в условных единицах, но при этом уточнить, что расчеты производятся в рублях по курсу на момент оплаты. В договоре также можно предусмотреть условия передачи денег и имущества, а также срок представления договора на государственную регистрацию прав и пункт о том, кто оплачивает государственную пошлину. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и его ограничениях. То есть, если продавец гарантирует, что участок не обременен и не ограничен в правах, это также необходимо зафиксировать в договоре.

27)Понятие и содержание мелиорации и рекультивации земель. «Мелиорация» дословно означает «улучшение». Применительно к землям она состоит в проведении мероприятий по улучшению физических и химических характеристик земель, созданию оптимального водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв, а также других условий; необходимых для ведения сельского хозяйства. К мелиоративным мероприятиям относятся действия по орошению засушливых и осушению заболоченных и излишне ув­лажненных земель, расчистке земель, заросших кустарником и мелколесьем, проведению лесопосадок в целях борьбы с эрозией, известкование, фосфатование и гипсование почв. Соответственно различают гидромелиорацию и агромелиорацию, культуртехни-ческую и химическую мелиорацию земель.Проведение мелиоративных мероприятий в необходимых слу­чаях требует сооружения и эксплуатации мелиоративных сис­тем — каналов, водохранилищ, систем орошения и дренажных систем, гидротехнических объектов. Их строительство и эксплуа­тация осуществляются гражданами и организациями в соответст­вии с государственной лицензией на соответствующие виды деятельности по результатам государственной экспертизы пред-проектной и проектной документации, а также при условии поло­жительной оценки государственной экологической экспертизы.В целях сохранения целостности мелиорированных земель ус­тановлены ограничения на их дробление. В частности, не допуска­ется выдел земельного участка в счет доли, если размер такого земельного участка меньше минимального, специально установ­ленного для этой категории субъектами РФ.Рекультивация означает восстановление нарушенных земель, плодородия и других полезных свойств почв. По завершении ре­культивации предполагается своевременный возврат рекультиви-рованных земель в хозяйственный оборот. В необходимых случаях, связанных со строительством и добычей полезных ископаемых, рекультивация сочетается с обязанностью пользователя снять и использовать плодородный слой почвы. При снятии плодородный слой остается в собственности собственника земельного участка и может использоваться им только для улучшения малопродуктив­ных земель.Общая обязанность землепользователей по рекультивации зе­мель закреплена в ЗК. В соответствии со ст. 13 ЗК в обязанности собственников, владельцев, арендаторов и землепользователей входят рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств, а также своевременное вовлечение земель в хозяйственный оборот, использование и со­хранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связан­ных с нарушением земель.Применительно к нарушению почвенного слоя при ведении горных работ обязанность по рекультивации земель предусмотре­на ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах». В частности,' на недропользователей возлагается обязанность по завершении работ привести участки земли и другие природные объекты, на­рушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

 

6)Основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 1 Федерального закона установлены основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, которые должны учитываться и при совершении сделок с земельными участками из земель данной категории:1) сохранение целевого использования земельных участков;2) установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;4) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;6) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.Нарушение указанных требований является основанием для признания договора об отчуждении земельного участка недействительным, а также основанием для принудительного прекращения прав на землю.В соответствии со ст. 77 ЗК землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:v=сельскохозяйственные угодья;v=земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;v=земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных и иных явлений;v=земли, занятые замкнутыми водоемами;
v=земли под зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.Сельскохозяйственные угодья v пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.),=v в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.Для строительства промышленных объектов и иныхнесельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости.
Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.Земельный кодекс дает лишь общее определение и классификацию земель сельскохозяйственного назначения, а также устанавливает общие принципы использования таких земель. Более детально особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ LОб обороте земель сельскохозяйственного назначения¦ (далее v Федеральный закон). Указанный Закон вступил в силу с 27 января 2003 г. (через шесть месяцев после его официального опубликования; официальная публикация закона имела место 27 июля 2002 г.).Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения v сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями,сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК.

24)Компенсация вреда, причиненного земельным правонарушением. Вред, причиненный нарушением земельного права, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами зе­мельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.Вред, причиненный нарушением норм земельного права, — убытки, которые несут государство, физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов. Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан. В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возме­щения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убыт­ков, включая расходы на восстановление земель.Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение про­исходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необхо­димость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю норма­тивного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной или частичной компенсации потерпевшей стороне.Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков.Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других спе­циальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обес­печивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение?' плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновели­кой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель. Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т.д.Таксовый способ возмещения имущественного вреда применя­ется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для не­сельскохозяйственных нужд.При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозмож­но или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В облас­ти земельных правоотношений социально-алиментный способ ком­пенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудше­ния среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законода­тельства о градостроительстве, включая правила землепользова­ния в городах и других населенных пунктах.При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеоче­редном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответ­ствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не осво­бождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градо­строительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ).Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добро­вольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материально­го вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.

28)Основания возникновения права собственности на землю у Российской Федерации. Право государственной собственности означает принадлеж­ность правомочий владения, пользования, распоряжения государ­ству. Государство как субъект права государственной собственнос­ти представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:федеральной собственности исобственности субъектов РФ (субъектной).На каждом уровне правомочия владения, пользования и распо­ряжения распределены между законодательными органами, соот­ветствующими министерствами и ведомствами и реализуются через систему государственных полномочий и функций управ­ления.Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственнос­ти принадлежит ведущее место. Государственные земли наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономичес­кую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подав­ляющее большинство земель особо охраняемых территорий нахо­дится в государственной собственности.С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема возникла из-за суще­ствовавшей длительное время недостаточно ясно выраженной по­зиции государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Использовались два подхода, С одной стороны, предусматривалось проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, а также юридически. С другой — разграничение права государственной собственности одновременно предусматривалось путем разграни­чения предметов ведения и полномочий по управлению земельны­ми правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

 

32)Юридическая ответственность должностных лиц за земельные правонарушения. Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушенияПоскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, зако­нодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев поло­жения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.В некоторых случаях отношения юридической ответственности за земельные правонарушения регулируются прямо земельным законодательством. К примеру, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за исполь­зованием и охраной земель при проведении земельной реформы» устанавливает меры административной ответственности за зе­мельные правонарушения. Однако эта практика не получила рас­пространения, и доминирует тенденция правового регулирования юридической ответственности за любые правонарушения, включая земельные, консолидированно в рамках специальных нормативных актов.Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения право­нарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка зем- ^ лепользования, защиту субъективных прав на землю.Одним из основных свойств юридической ответственности яв-? ляется ее государственный принудительный характер, выражаю­щийся в праве государства возлагать на соответствующего субъ­екта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблаго­приятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольне­ния, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязаннос­ти компенсировать нанесенный ущерб и др.Одновременно юридическая ответственность — это правоотно­шение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений яв­ляются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.Таким образом, юридическая ответственность — государст­венное принуждение к исполнению требований права; правоотно­шение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внима­ние уделяется разработке гарантий равноправной защиты участ­вующих в данных отношениях сторон. Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственнос­ти, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развива­ются институт адвокатуры, механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке.Процессуальные отношения также регулируются консолидиро­вание и преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за зе­мельные преступления применяются нормы Уголовно-процессу-ального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использо­ванием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответствен­ности за нарушение земельного законодательства.Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права. Соответственно выделяется уголов­ная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Прекращение прав собственности или пользова­ния земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридичес­ких лиц, допускающих правонарушения.Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями.Онивключают:наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие;факт несоблюдения требований норм права, или правонаруше­ние, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; • наличие вины правонарушителя;наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

67)Аренда земель сельскохозяйственного назначения. Статья 9. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Комментарий ГАРАНТаФедеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ пункт 2 статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду.4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

55)Купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.3. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

33)Государственные функции в области управления земельными правоотношениями. Государственное централизованное управление земельными отношениями при всей его привлекательности (возможность направления деятельности в русло государственных интересов; оперирование землепользованием в интересах плановой экономики; освобождение от необходимости подчиняться объективным экономическим законам общественного развития и т. п.) оказалось несостоятельным, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры зарубежных стран и печальный социалистический опыт России.Волевое, пусть даже и весьма квалифицированное, управление земельными отношениями вопреки действиям объективных законов природы и общества не только не приведет к нужным результатам, но может принести и совершенно противоположные отрицательные результаты. Так, личные подсобные хозяйства граждан в бывшем СССР, земельной площадью в десятки раз меньше, чем приходилось на социалистический сектор, устойчиво производили почти до половины валового сельскохозяйственного продукта страны по отдельным его видам и более высокого качества. Этот недостаток нельзя объяснить «отдельными несовершенствами» управления землепользованием страны, нужны коренные преобразования, что убедительно доказал опыт почти всех стран, перешедших на земельные отношения рыночного характера.Государственное регулирование земельных отношений является частью государственного управления в целом.Государственное регулирование земельных отношений — это целенаправленная деятельность государственных органов по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.Формы и методы данной деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важнейший инструмент земельного права. Тем более, что в настоящее время центр тяжести должен быть перемещен от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли — граждан и юридических лиц.Государственное регулирование земельных общественных отношений предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность. Так, незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством.Существенным препятствием для государственного регулирования земельных отношений в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями. В частности, законом определено равноправие всех форм собственности и всех форм хозяйствования; свобода вхождения в рыночные земельные отношения любым хозяйствующим субъектам; предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонопольное регулирование, по пресечению монополистических действий; ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности, и т. п.

Содержание государственного регулирования земельных отношений проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов регулирования, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.*Государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль в области земельных отношений, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.Экономический метод предполагает платность использования земли;экономическое стимулирование эффективной деятельности в регулировании земельных отношений; право собственности на землю; совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование; нормирование и лимитирование в области регулирования земельных отношений.К административным методам правового регулирования земельных отношений относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.К организационно-правовым методам регулирования земельных отношений следует относить: обеспечение безопасного использования земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра земель, создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.Функции государственных органов по регулированию земельных отношений рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:1. Четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Государственного земельного комитета РФ, а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.2. Недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы.Рассмотрим содержание этих функций, а также порядок их осуществления по отдельности.

20)Содержание договора аренды земельного участка и его особенности. Договор аренды земельного участка (также называемый как договор аренды земли) определяется ГК РФ как гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) земельный участок за плату во временное владение и пользование. Если по договору аренды арендодатель может использовать имущество без права владения, то в отношении договора аренды земельного участка справедливо, что пользование землей без владения неосуществимо. Арендатор владеет и пользуется полученной землей по договору аренды земли. При этом плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования земельного участка в соответствии с текстом образца договора аренды земельного участка, являются его собственностью (это может быть, например, выращенная сельскохозяйственная продукция, доходы от организации на арендованном участке платной автостоянки и т. д.).Основу правового регулирования договоров аренды земельных участков составляют нормы гражданского и земельного законодательства Российской Федерации. ГК РФ содержит общие положения об аренде. В частности, в главе 34 ГК РФ урегулированы важнейшие отношения, связанные с содержанием, которому должен отвечать любой образец договора аренды земельного участка, его формой, условиями исполнения и др. Особенности договора аренды земли установлены нормами ЗК РФ, ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"[1]. Особенно важное практическое значение имеет форма договора аренды земельного участка, который находится в государственной собственности, она утвержденная распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 02.09.2002 г. N 3070-р[2].Предмет договора аренды земельного участка.Законодательство требует четкого определения предмета в договоре аренды. Это означает, что образец договора аренды земельного участка, должен содержать весь объем данных, необходимых для идентификации соответствующего участка: местонахождение, площадь, кадастровый паспорт земельного участка, описание земельного участка и т.п. Стоит упомянуть, что аналогичные требования действуют и в отношении предмета договора купли-продажи земельного участка. В связи с этим представляется необходимым подробнее охарактеризовать те сведения, которые позволяют однозначно идентифицировать земельный участок, являющийся предметом соответствующей сделки.По действующему законодательству в аренду могут сдаваться также земельные доли, принадлежащие на праве собственности.Формы договора аренды земельного участка.Форма договора аренды земельного участка является важным условием его заключения. Договор аренды земли оформляется единым письменным документа, подписанным сторонами (независимо от того, кто является участником отношений - юридическое лицо или гражданин и на какой срок заключается договор - короткий или длинный).Нарушение простой письменной формы при заключении договора аренды земельного участка влечет его недействительность, не зависимо от суммы сделки и участников договора.Согласно ч.2 ст.651 ГК РФ договор арены земельного участка, заключённый на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключённым с момента государственной регистрации договора. ГК РФ не требует нотариального удостоверения договора аренды земельного участка, впрочем, как и любой другой сделки с недвижимостью, за исключением случаев, установленных законом.Стороны договора аренды земельного участка.Сторонами договора аренды земли являются арендодатель и арендатор. В качестве таковых могут выступать граждане, юридические лица, государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления.Существует следующий набор правил касательно сторон договора аренды земли: Ст.22 ЗК РФ специально указано, что иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки на праве аренды, за исключением предусмотренных Кодексом случаев. Арендодателями согласно той же cт.22 ЗК РФ могут быть только собственники земельных участков. Статья 608 ГК РФ предусматривает, что арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.Существенные условия договора аренды земельного участка.Единственным существенным условием договора аренды земельного участка, как и типового договора аренды, является его предмет, т.е земельный участок или земельная доля. Образец договора аренды земельного участка, должен содержать весь объем данных, необходимых для идентификации соответствующего участка: местонахождение, площадь, кадастровый паспорт земельного участка, описание земельного участка и т.п.ополнительные условия договора аренды земельного участка.Дополнительными условиями договора аренды земельного участка являются: Срок договора аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка может быть заключен на определенный срок или без указания в договоре конкретного срока, т. е. на неопределенный срок. Законом могут быть установлены максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды земли или для аренды отдельных видов земельных участков. Так, согласно п.7 ст.22 ЗК РФ земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.Арендная плата по договору аренды земельного участка. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются в договоре аренды зем

57)Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и безопасности, а также иного специального назначения. Глава 16 ЗК РФ: Землями промышленности и землями иного спец. назначения признаются земли, расположенные за чертопоселений; они подразделяются на:1) земли промышленности;2) земли энергетики;3) земли транспорта;4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;5) земли для обеспечения космической деятельности;6) земли обороны и безопасности;7) земли иного специального назначения. Целевое назначение - используются и предназначены: для обеспечения деятельности организаций; эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных задач. Правовой режим земель промышленности подчинен интересам развития промышленных отраслей хозяйства РФ. Предназначены для размещения объектов промышленности (в целях обеспечения деятельности промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения зданий, строений, сооружений, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования). Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными нормами или проектно-технической документацией. Земельные участки (если они не изъяты из оборота) могут быть предоставлены в собственность всем участникам земельно-правовых отношений для осуществления деятельности в сфере промышленного производства. Правовой режим земель энергетики - используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики (для обеспечения, прежде всего, атомной и электроэнергетической отраслей). В целях обеспечения деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, тепловых станций; размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных ЛЭП, подстанций, распределительных пунктов. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ. Значительная часть земель атомной энергетики изъята из оборота. Правовой режим транспорта - в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов транспорта предоставляются земельные участки для:ж/д транспорта (размещения ж/д путей; строений, зданий, сооружений и других объектов; установления полос отвода и охранных зон железных дорог) (земельные участки на полосах отвода могут использоваться для целей, не связанных с функционированием ж/д транспорта (с/х и складские услуги));автомобильного транспорта (размещения автомобильных дорог; автовокзалов, автостанций, других объектов; установления полос отвода автомобильных дорог) (земельные участки на полосах отвода могут использоваться для размещения объектов дорожного сервиса и рекламы);водного и воздушного транспорта (размещения искусственно созданных внутренних водных путей; морских и речных портов; выделения внутренней береговой полосы; размещения аэропортов, аэродромов, ВПП и других наземных объектов) (внутренняя береговая полоса может использоваться для нужд водного транспорта);трубопроводного транспорта (размещения нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов; объектов, необходимых для их эксплуатации; установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков) (в охранных зонах не допускается строительство). Правовой режим земель связи - определен требованиями по эксплуатации информационных сетей - используются или предназначены для обеспечения деятельности объектов связи (эксплуатационные предприятия связи, линии связи, наземные сооружения и инфраструктура спутниковой связи). Размеры земельных участков определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией. Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности - используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов космической деятельности (размещения наземных объектов космической инфраструктуры). Правовой режим земель обороны и безопасности - находятся в федеральной собственности (находящиеся в иной собственности могут быть изъяты). Практически все земли изъяты из оборота или ограничены в обороте. Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны государственной границы, порядок их использования определяются законодательством РФ. ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004, Статья 9:1. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи. 2. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. 3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов гос. власти или органов МСУ.

41)Основания возникновения права собственности на землю у муниципальных образований

§ 4. Право муниципальной собственности на землюПраво муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муни­ципального образования полномочия собственника реализуют ор­ганы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления имеют право предоставлять зе­мельные участки во временное и постоянное владение и пользова­ние (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, соб­ственность физических и юридических лиц и совершать иныесделки.Объектами права муниципальной собственности являются зе­мельные участки, переданные- РФ или субъектами РФ в муници­пальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю. Кроме этого, муниципальная собственность возникает в порядке изъятия (выкупа) земельных участков для муниципальных нужд, изъятия в муниципальную собственность, конфискации земельного участка у граждан и организаций, либо в порядке признания недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК, ст. 225 ГК).В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, му­ниципальных образований, так и за их пределами.Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для раз­вития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назна­чения. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, как в границах муниципальных образований, так и за их пределами. Передача земель в муници­пальную собственность не влечет автоматического изменения гра­ниц муниципальных образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ. Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собст­венности земли на территории другого муниципального образова­ния.Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. Право муниципальной собственности в этих городах возникает при передаче земельных участков из собствен­ности Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собствен­ность в соответствии с законами этих субъектов. Образование муниципальной собственности в порядке разграничения государ­ственной собственности на землю не допускается.В отличие от государственной муниципальная собственность не делится на виды. Она едина. Управление муниципальной земель­ной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель поселений, за исключением земель, расположенных за их чертой. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными земле­пользователями.Допускается приватизация муниципальных земель. Условия приватизации определяются местными органами самоуправления в порядке, установленном ЗК. Средства от продажи муниципаль­ной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в посе­лениях.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: