Связь обмена углеводов и липидов

39. Реакции образования углекислого газа в метаболизме. Транспорт в крови и выделение углекислого газа из организма (дыхательная функция крови). Участие углекислого газа в синтетических процессах (синтез жирных кислот, мочевины, пиримидиновых мононуклеотидов и др). Роль витаминов в образовании и утилизации углекислого газа.

40. Взаимосвязь обмена жиров и углеводов. Схема превращения глюкозы в жиры. Роль пентозофосфатного пути обмена глюкозы для синтеза жиров. Зависимость скорости биосинтеза жиров от ритма питания и состава пищи. Влияние инсулина, кортизола, глюкагона и адреналина на обмен жиров и углеводов.

Биологическое окисление

41. Пути образования и использования в организме пировиноградной кислоты. Окислительное декарбоксилирование пирувата: последовательность реакций, химизм, связь с дыхательной цепью, регуляция, энергетический эффект. Участие пирувата в трансаминировании и глюконеогенезе, значение этих процессов. Связь с витаминным балансом. Витамины В1 и пантотеновая кислота, их роль, суточная потребность, пищевые источники, признаки недостаточности.

42. Этапы биологического окисления. Общие и специфические пути метаболизма. Реакции образования конечных продуктов биологического окисления (тканевого дыхания) – углекислого газа и воды. Роль митохондрий. Митохондриальная цепь ферментов переносчиков электронов, характеристика ее отдельных комплексов.

43. Роль митохондрий. Митохондриальная цепь ферментов переносчиков электронов. Механизм сопряжения окисления с фосфорилированием. Н‑АТФ-синтетаза. Коэффициент фосфорилирования (Р/0). Дыхательный контроль. Разобщение окисления и фосфорилирования. Термогенез. Cубстратное фосфорилирование. Гипоэнергетические состояния.

44. ФАД-зависимые дегидрогеназы. Дальнейший путь электронов в дыхательной цепи. Коэффициент Р/0. Витамин В2, суточная потребность, пищевые источники, биохимические функции, признаки недостаточности.

45. НАД-зависимые дегидрогеназы. Строение окисленной и восстанов­ленной форм НАД. Важнейшие субстраты НАД-зависимых дегидрогеназ. Витамин РР, суточная потребность, пищевые источники, биохимические функции, признаки недостаточности.

Биохимия крови

46. Химический состав крови. Органические компоненты (азотсодержащие и не содержащие азот). Белки плазмы крови, фракции. Диспротеинемии. Парапротеинемии. Витамин К, суточная потребность, пищевые источники, биохимические функции, признаки недостаточности, участие в синтезе белков свертывающей системы.

47. Кислотно-основное состояние (КОС). Основные показатели КОС (рН, рСО2, рО2, [HCO3-], буферные основания, остаточные анионы). Буферные системы крови, их реакции. Роль различных органов в изменении рН крови. Виды нарушений КОС, их причины. Роль легких и почек в компенсации сдвигов КОС.

48. Распад гемоглобина и гема. Образование билирубина и билирубинглюкуронида (химизм). Пути выведения билирубина, образование пигментов кала и мочи. Значение определения желчных пигментов для диагностики болезней печени, желчных путей и крови. Физиологические и патологические желтухи. Врожденные нарушения обмена билирубина.

49. Гемопротеины. Гем: строение, основные этапы синтеза, локализация, предшественники, регуляция. Гемоглобин и миоглобин: строение, свойства и отличия. Физиологические и патологические типы гемоглобина. Цитохромы, каталаза, пероксидазы, представление о строении и функциональной роли.

Гормоны

50. Иерархия регуляторных систем. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, периферических желез. Место гормонов в системе регуляции метаболизма и функции органов. Классификация гормонов по химическому строению и по биологическим функциям. Механизмы передачи гормонального сигнала в клетку.

51.  Гормоны гипоталамуса и гипофиза в регуляции функции щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы: строение, синтез, его регуляция, метаболические эффекты. Основные нарушения при гипо- и гиперфункции этих гормонов.

52. Гормоны гипоталамуса и гипофиза. Химическая природа и биологическая роль либеринов и статинов. Тропные гормоны – СТГ, меланотропин (МСГ), липотропин, окситоцин, лактотропин. Механизмы действия этих гормонов. Метаболические эффекты. Основные нарушения при гипо- и гиперфункции этих гормонов.

53. Регуляция концентрации глюкозы в крови. Пути поступления глюкозы в кровь и пути ее использования. Влияние на метаболизм глюкозы инсулина, глюкагона, адреналина, глюкокортикоидов и других гормонов (указать регулируемые реакции и процессы).

54. Инсулин: строение, образование из проинсулина, регуляция секреции, распад, механизм действия. Влияние на обмен углеводов, жиров, аминокислот. Изменение концентрации инсулина в зависимости от ритма питания. Важнейшие изменения обмена веществ при сахарном диабете 1 и 2 типов. Биохимические механизмы развития диабетической комы. Осложнения сахарного диабета.

55. Глюкагон: строение, синтез, регуляция секреции, механизм действия, метаболические эффекты.
Катехоламины: строение, синтез, регуляция синтеза, механизмы действия, метаболические и физиологические эффекты в зависимости от рецепторов.

56. Регуляция водно-солевого обмена. Вазопрессин и альдостерон: строение, регуляция синтеза, механизмы действия, метаболические и другие эффекты. Зависимость секреции гормонов от водно-солевого баланса. Ренин-ангиотензиновая система. Биохимические механизмы развития почечной гипертензии.

57. Регуляция обмена кальция и фосфатов. Строение, регуляция синтеза, роль паратгормона и кальцитонина. Витамин D: строение, метаболизм. Роль 1,25-диоксихолекаль­циферола в регуляции обмена кальция и фосфатов. Механизмы действия этих гормонов. Гипо- и гиперкальциемия: причины возникновения и последствия. Проявление недостаточности витамина D

58. Гормоны гипоталамуса и гипофиза в регуляции функции коры надпочечников. Стероидные гормоны: коры надпочечников: строение, синтез и регуляция синтеза, механизм действия. Метаболические эффекты гормонов. Использование глюкокортикоидов в медицине.

59. Гормоны гипоталамуса и гипофиза в регуляции функции половых желез. Мужские и женские половые гормоны: строение, механизм действия, синтез и регуляция синтеза, метаболические эффекты. Основные нарушения при гипо- и гиперфункции этих гормонов.


Биохимия почек

60. Строение нефрона, механизмы регуляции и этапы образования мочи. Фильтрационное давление. Понятие клиренса. Роль почек в поддержании кислотно-основного состояния. Общие свойства мочи человека. Физиологические и патологические компоненты мочи, их диагностическое значение.

Биохимия печени

61. Биохимия печени: функции, роль в пищеварении и метаболизме, связь функции и строения. Участие печени в углеводном, липидном, белковом обмене, в синтезе биологически активных веществ. Роль печени в обезвреживании ксенобиотиков.

62. Микросомальное окисление чужеродных соединений (ксенобиотиков) и лекарственных веществ. Ферменты. Отличие от митохондриального окисления. Роль цитохрома Р-450 в образовании гидроксильных групп при синтезе желчных кислот, стероидных гормонов, катаболизме ряда веществ. Реакции конъюгации. Примеры обезвреживания чужеродных веществ (фенол, бензол) и продуктов гниения белков (крезол, скатол, индол, фенол).

Строение мембран

63. Структурная организация и функционирование мембран. Мембранные белки эритроцитов. Механизмы переноса веществ через мембраны (примеры): простая и облегченная диффузия, первичный и вторичный активный транспорт, эндоцитоз. Лизосомы, их роль, лизосомные болезни (липидозы, гликогенозы).

64. Роль аденилатциклазы и фосфолипазы С в переводе внешнего сигнала внутрь клетки. Перекисное окисление липидов. Характеристика витаминов А и Е (строение, источники, суточная потребность, биохимические функции, картина гиповитаминоза).

Задачи

1. Укажите различия в содержании в крови гормонов: инсулина, глюкагона, кортизола у двух студентов, один из которых третьи сутки голодает, чтобы похудеть, другой после 20 минут пробежки поужинал и отдыхает? Какие показатели крови изменятся? Как определить содержание общего белка сыворотки крови? Как и почему этот показатель изменяется при длительном голодании?

2. Опишите отличия в обмене углеводов у двух студентов, один из которых поужинал и отдыхает, другой не ужинал и совершает 20-минутную пробежку. Каковы сдвиги содержания гормонов крови? Изменится ли уровень глюкозы и молочной кислоты у этих студентов? Принцип определения глюкозы в крови и моче. Нормальная концентрация глюкозы в крови и моче.

3. Укажите различия в обмене углеводов у двух студентов, один из которых голодает третьи сутки, чтобы похудеть. Другой поужинал и отдыхает. Каковы сдвиги содержания гормонов крови? Как определить уровень глюкозы в крови? Изменится ли данный показатель у этих студентов? Нормальная концентрация глюкозы в крови и моче.

4. У больного обнаружен светлый кал, с серым оттенком, большое количество жира в кале. Назовите возможные причины нарушений. Какова роль желчи в пищеварении?

5. Употребление в пищу кондитерских изделий, конфет вызывает у ребенка рвоту, понос, метеоризм. Он плохо переносит сладкий чай, тогда как молоко не вызывает отрицательных реакций. Выскажите предположение о причинах заболевания. Как его проверить? Могут ли молочные продукты вызвать подобные симптомы?

6. Опишите процессы обмена липидов у двух студентов: один поужинал и лежит на диване, другой совершает 40-минутную пробежку. Каковы сдвиги содержания гормонов крови? Какие показатели крови могут подтвердить Ваши предположения? Изменится ли уровень триацилглицеролов крови?

7. Родители обеспокоены излишним весом ребенка. Не посоветовавшись с врачом, они резко ограничили количество углеводов в пище ребенка, увеличили содержание белка и не изменили количество жира. Через несколько недель у ребенка ухудшилось самочувствие, появилась рвота. С нарушением каких обменных процессов это связано? Какие биохимические анализы подтвердят это нарушение? Как их провести?

8. У грудного ребенка отмечена умственная отсталость, помутнение хрусталика. В крови и моче повышено содержание галактозы, отмечается гипогликемия. О каком заболевании следует думать? Укажите причину развития болезни. Приведите химизм нарушенных реакций. Как кормить ребенка?

9. У больного желтушность кожи и склер. Содержание общего билирубина в сыворотке крови повышено (за счет прямого «связанного»), кал слабо окрашен, в моче обнаруживается билирубин. О каком типе желтухи следует думать? Почему? Как провести определение указанных показателей?

10. У больного содержание мочевины в крови 2 ммоль/л, за сутки с мочой выведено 140 ммоль. Каковы возможные причины этих нарушений? Какие еще показатели крови и мочи могут измениться? Количественное определение мочевины в сыворотке крови и мочи. Норма содержания мочевины в сыворотке крови и моче.

11. В приемное отделение больницы поступил подросток, вероятно с алкогольным отравлением. При исследовании кислотно-основного состояния получено: рН крови 7,23, [HCO3] 14 ммоль/л, рСО2 58 мм рт. ст., остаточные анионы 18 ммоль/л. Какой тип нарушения КОС наблюдается? Укажите механизмы компенсации.

12. У больного вследствие заболевания желудочно-кишечного тракта нарушены процессы переваривания и всасывания. Какие изменения концентрации общего белка сыворотки крови и его фракций можно ожидать при обследовании? Как получить белковые фракции (принцип метода)? Охарактеризуйте их. Типы протеинограмм.

13. При лечении противомалярийными препаратами у части больных в течение нескольких дней после начала лечения развивались патологические симптомы: моча становилась коричневой, появлялась желтуха, снижалось содержание гемоглобина в крови. Иногда развивался массированный гемолиз, приводящий к смерти. Предложите причину осложнений. Каков механизм развития симптомов? Какие еще препараты могут вызвать такие осложнения?

14. У грудного ребенка часто появляются судороги, при обследовании отмечено увеличение размеров печени. В крови повышена концентрация лактата и пирувата, гипогликемия. При введении адреналина содержание глюкозы в крови не возрастает, но увеличивается концентрация молочной кислоты. Объясните состояние. О каком нарушении углеводного обмена можно думать?

15. При обследовании ребенка отмечено замедление роста, сильное истощение, малокровие, пониженный иммунитет, жировая дистрофия печени. Что можно думать о причинах этих отклонений? Как количественно определить белок сыворотки крови? Норма концентрации общего белка в сыворотке крови человека. Норма потребления белка в дневном рационе взрослого человека и пищевые источники белка.

16. Родители жалуются на то, что у их маленького ребенка выделяемая моча через некоторое время принимает черный цвет. Каков биохимический механизм изменения цвета? Какое это заболевание? Укажите дефектный фермент и катализируемую им реакцию. Какие последствия могут быть, почему?

17. Больного беспокоят боли в области желудка, отрыжка с неприятным запахом «тухлых яиц», бурление в кишечнике. Каково происхождение симптомов? Какие последствия могут быть? Роль пепсина в пищеварении, специфичность. Реакции синтеза соляной кислоты в желудке, ее роль. Методы определения кислотности желудочного coка.

18. Мальчик, 9 лет был госпитализирован в гастроотделение с острой болью в животе. Данные лабораторных анализов показали глюкоза – 16,4 ммоль/л, натрий – 153,6 ммоль/л, калий – 3,17 ммоль/л, отмечена глюкозурия, кетоновых тел в моче нет. При осмотре выявлено рыхлое телосложение, редкий волос, истонченная кожа. Родители жалуются на частые простуды ребенка. Оцените ситуацию и объясните симптомы.

19. У ребенка содержание в крови фенилаланина 5 мкмоль/л (при норме 0,2 мкмоль/л), с мочой выделяется большое количество этой аминокислоты. Какие процессы обмена нарушены? Укажите дефектный фермент и катализируемую им реакцию. Какие последствия могут быть, почему? Какое лечение можно предложить?

20. У больной с мочой за сутки выделяется 8,5 ммоль мочевой кислоты, ее концентрация в крови 0,73 ммоль/л. Врач назначил лечебный препарат аллопуринол. Что еще врач должен рекомендовать? Каковы последствия гиперурикемии? Принцип действия аллопуринола. Принцип метода количественного определения мочевой кислоты в моче. Концентрация мочевой кислоты в крови и моче в норме.

21. Молодой мужчина обратился к врачу с жалобами на внезапно возникшие нестерпимые ночные боли в суставах стоп, особенно в больших пальцах ног, днем боли не такие интенсивные. При осмотре суставов выявлена их припухлость, покраснение, ограничение подвижности. Предложите причину заболевания. Какие лабораторные анализы могут Вам помочь? Дайте рекомендации по лечению.

22. В приемное отделение больницы поступил больной с жалобами на острые боли в области сердца. Врач заподозрил инфаркт миокарда. Какие биохимические показатели должны интересовать врача? Как провести анализ активности аминотрансфераз в сыворотке крови? При каких еще заболеваниях исследуют активность аминотрансфераз?

23. У ребенка патология почек (нефрит). Как изменится содержание белка в сыворотке крови, соотношение белковых фракций? Как провести определение общего белка? Как разделить белковые фракции? Охарактеризуйте их. Какие патологические компоненты будут обнаруживаться в моче?

24. У ребенка желтушность кожи, склеры светлые. Содержание билирубина в сыворотке крови повышено (за счет непрямого «свободного»), кал интенсивно окрашен, в моче повышено содержание стеркобилиногена, билирубина нет. О каком типе желтухи следует думать? Почему? Как провести определение указанных показателей?

25. У больного затруднено дыхание, оно поверхностно, рН крови 7,31, показатель [HCO3] равен 19 ммоль/л, рСО2 65 мм рт. ст., остаточные анионы 14 ммоль/л. Какой вид нарушения кислотно-основного состояния имеется у больного? Объясните сдвиги показателей КОС. Укажите механизмы компенсации.

26. В приемное отделение доставлена девочка в бессознательном состоянии. Лабораторный анализ крови показал натрий – 131,6 ммоль/л, калий – 6,2 ммоль/л, глюкоза 25,4 ммоль/л, в моче обнаружена высокая концентрация кетоновых тел. Объясните результаты и сделайте заключение. Как провести определение кетоновых тел в моче?

27. У пациента, которому длительное время с лечебной целью вводят кортикостероиды, обнаружена гипергликемия, полиурия, глюкозурия, отсутствует кетонемия и кетонурия. В моче повышено содержание мочевины и других азотистых продуктов. Объясните механизмы развития патологических симптомов у пациента. Можно ли диагностировать у больного сахарный диабет?

28. Больной жалуется на неутолимую жажду, употребление большого объема жидкости, значительное количество мочи (6-8 литров в сутки). При обследовании установлено концентрация глюкозы в крови 5,2 ммоль/л, кетоновых тел нет. Моча бесцветная, плотность 1,002, глюкозы нет. Назовите возможные причины полиурии. Как провести определение концентрации глюкозы в крови и моче?

29. Согласно рекомендациям врача пациент ограничил употребление мяса, рыбы и значительно увеличил содержание овощей и фруктов. Как изменится рН мочи? Изменится ли содержание в моче мочевины? Как провести определение этих показателей?

30. У одного пациента содержание глюкозы в крови 4,3 ммоль/л, в суточной моче 1,3 ммоль/л. У другого концентрация глюкозы 10,5 ммоль/л, в суточной моче 1,5 ммоль/л. Имеются ли у пациентов отклонения от нормальных величин? Какие могут быть причины гипергликемии и глюкозурии? Методы выявления глюкозурии.

31. В лабораторию доставлена моча нескольких пациентов: А – моча насыщенно желтого цвета, плотность 1,018; Б – соломенно-желтая, плотность 1,052; В – бесцветная, плотность 1,001, Г – цвет «мясных помоев», плотность 1,017. Каковы причины имеющихся отклонений? Имеется ли в норме зависимость между интенсивностью окраски и плотностью мочи? Какие другие компоненты мочи следует определить для подтверждения имеющихся отклонений?

32. Больной жалуется на неутолимую жажду, употребление большого количества жидкости, значительный объем мочи (6-8 л в сутки). При обследовании найдено глюкозы в крови 5,2 ммоль/л, моча бесцветная, плотность 1,002, глюкозы и кетоновых тел в моче нет. Назовите возможную причину полиурии. Как проведено определение глюкозы и кетоновых тел в моче? Как определена плотность мочи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: