Предпосылки развития логистики

В процессе доведения сырья и материалов до производствен­ного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продук­ции до потребителя в соответствии с интересами и требо­ваниями последнего, а также передачи, хранения и обра­ботки соответствующей информации.

Настоящее определение, как следует из его содержа­ния, трактует логистику как науку. Как хозяйственная дея­тельность логистика представлена в следующем определе­нии: логистика — процесс управления движением и хране­нием сырья, компонентов и готовой продукции в хозяй­ственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег — получения денег). Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречает­ся в зарубежной литературе.

Выделение материального потока в качестве основно­го объекта управления несколько упрощает видение эко­номических процессов. Однако такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конеч­ному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве основного объекта исследования и управления позволяет проектиро­вать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозиро­вать их поведение, существенно сокращая при этом раз­мерность задач моделирования, а также открывает новые возможности формализованного исследования экономичес­ких процессов.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

* новое направление в организации движения грузов;

* теория планирования различных потоков в челове­ко-машинных системах;

*совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

* интеграция перевозочного и производственного про­цесса;

* процесс планирования затрат по перемещению и хра­нению грузов от производства до потребления;

* форма управления физическим распределением про­дукта;

* эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

* новое научное направление, связанное с разработ­кой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

* наука о рациональной организации производства и
распределения.

В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логисти­ка — это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабо­чем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В завершение параграфа приведем ряд определений логистики, сформулированных учеными и практиками Аме­рики, Франции, Германии, России.

ЛОГИСТИКА — это планирование, организация и кон­тролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение ма­териального и связанного с ним информационного пото­ков от пункта закупки сырья до пункта конечного потреб­ления.

ЛОГИСТИКА — наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции в установленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции.

ЛОГИСТИКА — наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфаб­рикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиен­туры.

ЛОГИСТИКА — общая точка зрения: стратегическая, тактическая, операционная на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора.

ЛОГИСТИКА — наука о процессе физического рас­пределения продукции в пространстве и во времени.

ЛОГИСТИКА —• наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.

ЛОГИСТИКА — планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, перерабатываемого там и покидающего это предприятие материального и соответ­ствующего информационного потока.

ЛОГИСТИКА — наука о взаимодействии всех элемен­тов производственно-транспортных систем: от производства до производительного потребления.

ЛОГИСТИКА — комплексное направление в науке, ох­ватывающее проблемы управления материальными пото­ками.

ЛОГИСТИКА — наука о рациональной организации про­изводства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.

ЛОГИСТИКА — наука о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемо­го там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока.

ЛОГИСТИКА — направление в сфере экономики, в рам­ках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и инфор­мационными потоками на производстве, транспорте, рас­пределения для полного и своевременного удовлетворения спроса.

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обус­ловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина — развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми/Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистических организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капиталь-

ных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

! Кроме того, использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

резкого снижения себестоимости товара;

повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса1. В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Лекция 1

1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране и за рубежом.

2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской деятельности.

1: Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).

Понятие Логистика - как математическая логика; техника и технология транспортно-складских работ в военной и/или гражданской области. Логистика -4-й главный элемент военной науки.

У нас в стране Всесоюзная Ассоциация Логистики образована в 1991г.

Фонд Логистических Разработок (1993г.) занимается подготовкой и переподготовкой кадров.

Логистика предприятия

Логистика снабжения Л. Пр-ва Логистика сбыта

                               
   
 
       
       
 


Рынок Поставщик Склад Поставщика Склад Получателя Пр-во Склад Гот. Прод. Склад Поставщика Заказчик

Логистика складирования

Логистика внутризаводского транспорта

Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.

На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (пр-во идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию).

Соотношение различных циклов создания и пр-ва продукции.

Тп=1%

Ттп=99% СОНТ Тп - производственный цикл (время на хождения деталей в цехах.

Тобр=5% Ттп - цикл технической подготовки пр-ва (НИОКР, ТТП)

Тпрост=95% Тобр - обработка на станках

Тпрост - транспортировка, складирование, простои

Tо=15% То - время основной работы

Твсп - вспомогательное время

Твсп=70-85%

t=tшт+tn/n - формула сокращения времени

Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и ср-в производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.

Логистика снабжения - закупка максимума материалов.

Логистика производства - найти дополнительные помещения для хранения.

Товар нужно продать как можно быстрее: Д-Т-Д’ или Д-Т-П-Т’-Д’ (как напрямую так и через посредника).

Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе товара от одного владельца к другому, т.е. в смене прав собственника товара.

Логистика - нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю. Обеспечивает непрерывность производства и воспроизводства.

Товарный запас - готовая продукция, которая не продана.

Цели товара:

- удовлетворение потребностей потребителя;

- приносить прибыль владельцу;

Цикл товарообращения должен быть как можно короче. Условия:

1. Переход от рынка продавца к рынку потребителя;

2. Производство изделий большими партиями сменяется на мелкосерийное производство.

Показатели логистики:

- время поставки;

- точность, верность, обязательность поставки;

- готовность к поставке;

- качество поставок - определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией;

- гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения;

- информация - способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях.

Сущность логистики в комплексе - управлять товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции.

Логистические аспекты товародвижения:

1. Наиболее рациональная организация пространственного размещения и материального потока.

2. Формирование хозяйственных связей (внутри- и внепроизводственных).

Взаимоотношение между поставщиком и потребителем формируется за счет того, что существует:

- территориальное разобщение - преодолевается путем создания транспортных связей;

- разобщение во времени из-за несовпадения процессов пр-ва и потребления - преодолевается путем создания запасов;

- персептивное разобщение - производители не знают, что требуется потребителю и наоборот - устраняется установлением каналов общения;

- разобщения во владении - преодолевается за счет актов купли-продажи.

3. Изучение рынка и прогнозирование спроса.

4. Определение потребностей в материальных ресурсах (определение объемов и направления перевозок, требуемого количества и видов транспорта, количество и объем складов и т.д.)

5. Выбор поставщиков.

6. Установление последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования.

7. Формирование и регулирование запасов.

8. Выполнение операций непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: