1. Какова классификация ЧС?
2. Какие опасные природные явления часто встречаются на территории нашей страны?
3. Что такое радиационные и ядерные аварии?
4. Какие исходные данные необходимы штабу ГО для оценки радиационной и химической обстановки?
5. Расскажите о действиях населения, направленных на защиту от радиационного и химического поражения, при пожарах и взрывах.
6. Какова основная цель создания РС и ЧС?
7. Каковы основные задачи системы ГО РФ?
8. Перечислите общие принципы оказания первой медицинской помощи.
Э. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования объекта
экономики в ЧС? 10. В чем состоят особенности организации аварийно-спасательных и
других неотложных работ при ЧС? 1 1. В чем заключается превентивная защита от террористического
акта? 1 2. Каковы правила поведения людей.захваченных террористами?
Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы)
Тест 1. К способам дезактивации относятся:
1) механический (срезание грунта, вспашка, засыпание);
2) физико-химический (водоструйный, паровой, гидроабразивный и т.д.);
3) температурный (замораживание);
4) температурный (нагревание).
Тест 2. Дезинфекция — это:
1) процесс уничтожения насекомых сельскохозяйственных вредителей;
2) процесс уничтожения и удаление возбудителей инфекционных болезней человека;
3) профилактические мероприятия и уничтожение грызунов с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний;
4) уничтожение и удаление возбудителей инфекционных заболеваний животных.
1 64
Стр. 164 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 165 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 166 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 167 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
память, вторичная (долговременная) память, блок повторения. блок ответа.
Информация поступает в зрительную, слуховую или сенсорную память. В сенсорной памяти фиксируются энергетические и пространственные характеристики поступающих сигналов. Указанное деление сенсорной памяти основывается на виде сохраняющегося н ней послеобраза. Важным свойством послеобраза является представление исходного образа в виде словесных символов, словесного описания (вербализованность),
Емкость зрительной сенсорной памяти достигает 36. слуховой —1 2 элементов,
Длительность хранения послеобраза в слуховой памяти — 1—2 с, в длительной сенсорной — до 120 с, для зрительной памяти длительность следа яркости послеобраза составляете—50 с.
Важно]! характеристики]! оперативной памяти является быстрое исключение информации, не нужной, для дальнейшей работы, благодаря чему освобождается место для хранения новых данных. Характеристика оперативной памяти изменяется под влиянием значительных физических нагрузок, экстремальных факторов и эмоциогенных воздействий.
Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени (часы, месяцы, годы). Объем долговременной памяти в обшем случае оценивают отношением числа стимулов, сохранившихся в памяти спустя длительное время (более 30 мин), к числу повторении, необходимых для запоминания,
Информация, поступившая в долговременную память, с течением времени забывается. Объем усвоенной информации значительно уменьшается ш первые 9 ч — со 100 до 35%, Число удержанных элементов и через несколько дней практически не меняется,
Кратковременная память, которая связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде, направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов независимо от их информационного содержания. '3-адача долговременной памяти — организация поведения в будущем, требующая прогнозирования вероятностей события,
Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль, Психологические состояния отличаются разнообразием и временным характером. определяют особенности психической деятельности в тот или иной момент времени и могут оказывать положительное пли негативное воздействие на течение всех психических процессов.
168
Стр. 168 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Психология — это наука о психологическом отражении действительности в процессе деятельности человека. Выделяют психологию труда, инженерную психологию, психологию безопасности.
Исихоиюгия труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности, инженерная псих&югип — процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. Объектом психологии безопасности труда как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.
Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические. т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства зашиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварии.
Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присуш инстинкт самосохранения и самозашиты, часто становятся причиной собственных травм? Почему люди, отчетливо осознанал опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и. стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? Почему одни люди часто получают травмы, а другие — редко или никогда? Ответ на эти и многие подробные вопросы следует искать в человеческой психике.
Опыт свидетельствует, что основу аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто составляют не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки в области безопасности. пренебрежение правилами безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т.д.
Исходя из задач и проблем психологии труда и ее безопасности целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.
169
Стр. 169 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельны е. Они выражаются в утрате живости, координации действий и друтих отрицательных действиях. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить дна типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбуди мы и.
Тормозной тип эмоционального поведения человека проявляется в полной заторможенности его действий, возникающих в необычных и ответственных ситуациях,
Возбудимый тип психического напряжения — это сложный биоэлектрический процесс, состоящий из множества сигналов-импульсов. приводящих в действие клетки и органы человека.
Особые психические состояния нозможны у специалистов (операторов). Эти психические состояния не являются постоянными, но, возникая спонтанно или под влиянием различных факторов, сушестденно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний выделяют парокспзмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния. связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков),
Пароксизмольные состояния — расстройства различного происхождения (эпилепсия, обмороки и др.), характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судороги. В операторской деятельности парокспзмальные состояния могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителе]! автотранспорта, верхолазов, строителей и т,п. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.
Психогенные изменения и аффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Плохое настроение и апатия могут длиться от нескатьких часов до 1—2 месяцев. При этом появляются безразличие, вялость, замедляются темпы мышления нт.п. Кроме того, снижается самоконтроль, что может явиться причиной травматизма.
Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиться аффектные состояний (взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания..Лица, склонные к аффекту, относятся к категории с повышенным риском травматизацин, их не
170
Стр. 170 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
следует назначать на должности с высокой степенью ответственности.
На ситуацию, воспринимаемую человеком кдк обидную, возможны следующие реакции:
■ конфликт — реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя одновременными потребностями. например, конфликт между безопасностью и удобством, безопасностью и гордостью и пр. Необходимо учить работников умению выбирать оптимальный, а не легкий вариант, который не обеспечивает безопасности:
■ неудовлетворенность — состояние упадка, агрессивности, жестокости, а иногда смирения— например, человек, стремящийся каким-либо способом привлечь к себе внимание, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные проступки, чтобы бросить вызов своему руководителю пли заслужить чье-либо одобрение;
срыв — при повторяющихся неудачах или чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целен. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться смирение, пассивность, апатия, а в некоторых случаях и срыв;
■ тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность. Лицо, находящееся в состоянии беспокой стна, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки пли опасного поступка. Тревога не только предупреждает субъекта об опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности. Она может проявляться как ошушенпе беспомощности. неуверенности в себе, преувеличение опасности и др/,
■ страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания. Страх варьирует в большом диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас), может быть временным, не свойственным данному человеку, или, наоборот, являться чертой его характера, Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности:
■ испуг— рефлекторный внезапный страх. Наиболее сильная степень страха— ужас, когда страхом подавляется рассудок. Осознание опасности может вызвать различные эмоциональные формы решения. Первая их форма — реакция страха —
171
Стр. 171 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции отрицательно отражается на деятельности человека. Неявно выраженный страх, напротив, может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как разумный страх в виде опасения, осторожности и осмотрительности; * паника — это страх, достигающий силы аффекта и способный навязать стереотипы поведения {бегство, оцепенение, защитная агрессия). При панике человек допускает следующие наиболее распространенные ошибки:
1) действие не совершается, так как паническое состояние приводит к оцепенению, остолбенению от ужаса и т.д.:
2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации;
3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений. которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты',
4) человек продолжает автоматически выполнять действия без каких-либо изменений, вместо того чтобы прекратить или изменить их.
Перечисленные факторы постоянно или временно повышают опасность возникновения опасной ситуации или несчастных случаев. но их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно их вызывающих.
Производственные психические состояния, которые возникают в процессе трудовой деятельности, группируют следующим обра зол с: ■ относительно устойчивые и длительные по времени состояния',
временные, ситуативные, быстро проходящие состояния;
возникающие периодически в ходе трудовой деятельности.
По уровню напряжения, влияющего на эффективность и безопасность деятельности, психические состояния делятся на несколько типов.
Умеренные напряжения — нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим атшянием трудовой деятельности.
Повышенное напряжение — состояние, протекающее в экстремальных условиях, когда от работника требуется максимум физических и психических сил, резко выходящих за пределы физиологической нормы.
172
Стр. 172 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Утомление — сложный и разнородный комплекс явлений. Потное содержание его определяется не только физическим, но и психологическим, результативно производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) субъективной — как психическое состояние: 2) физиологических механизмов; 3) снижения эффективности труда,
При слабом утомлении изменений в психике не происходит. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не снизилась работоспособность, Вредно переутомление, при котором резко снижается работоспособность, а значит, снижается и безопасность деятельности. При переутомлении указанные нарушенпя в психической сфере очень заметны.
Состояние монотонности — возникает в процессе определенной трудовой деятельности и отрицательно действует на работоспособность человека. В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторяющихся раздражителей. Понятие монотонности всегда связывалось с выполнением однообразных и кратковременных операций. Необходимо отличать состояние монотонности от состояния утомления. Их объединяет то, что они оба отрицательно влияют на работоспособность человека. Различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может возникать и при легкой совсем не утомительной работе. Утомление усиливает психическую напряженность, а монотонность, наоборот, снижает ее,
Эхоцмонсиьное напряжение — может по-разному влиять на поведение человека, Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Эмоциональное напряжение может проявляться в сознательном уклонении человека от выполнения своих функций, стремлении оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднение мыслительно]! деятельности. застывает в определенной позе, трет руки, старается приспособиться к изменяющимся условиям, испытывает страх, проявляет инстинкт самосохранения. Такой тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым, Под влиянием страха операторы начинают действовать по привычке, что не соответствует сложившейся ситуации,
Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной формы неустойчивости, человека являются аффективные
173
Стр. 173 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
срыны деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно. Это агрессивно-5ес-контралъныи тип поведении.
Но существует категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь н экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы.
Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование устойчивых навыков. Трусливый тип поведения может быть изменен путем определенных вое питательных воздействии.
В организации производственной деятельности очень важно учитывать особенности групповой психологии. Поведение масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека,
В условиях производства (участок, цех и т.п.) действует группа людей, которая и должна принимать решения, В психологин это называется «групповым принятием решении» (ГПР). Процедура ГПР предполагает обязательное согласование мнений всех членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая является лишь фазой, предшествующей ГПР.
Возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы, Суть таких изменений состоит в так называемом заражении — передаче эмоционального состояния отодного нндиви-да к другому на психологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия пли дополнительно к нему. Этот процесс имеет хаотически)! характер. При наличии обратной связи заражение в силу взаимной индукции способно нарастать, приобретая вид циркулярной реакции. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркулярная реакция — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.
Отсутствие ясных целей порождает наиболее важное свойство толпы — быстрый переход из одного вида поведения в другой. Такие превращения происходят спонтанно, и в условиях чрезвычайных ситуации (пожар, авария и т.п.) толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению, весьма опасна,
174
Стр. 174 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Массовая паника — один из видов поведется толпы, Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе так называемого взаимного заражения и блокирующего реальную оценку обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия,
Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с обшей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание экстремальных событий (наводнение, землетрясения и пр.); обще-пснхологические условия (испуг, недостаточность информации об источнике опасности п пр.); физиологические условия (усталость, голод, опьянение).
Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм многообразны. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части— мотивацнон-ную, ориентировочную и исполнительскую. Нарушение любой из этих, частей влечет за собой нарушение действия в целом.
Нарушение мотивацыоннои части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным и временным.
Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда.
Нарушение исполнительской части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.
При нарушении любой из названных частей действий но избежание опасных ситуаций и несчастных случаев можно пронести соответствующие профилактические мероприятия: мотпвацион-ные — пропаганда и воспитание, ориентировочные — обучение, отработка навыков; исполнительские — профотбор, медицинское обследование. Кроме того, причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно отнести к разным уровням: ■ индивидуума (психические и физиологические характеристики человека);
ближней среды (условия труда, коллективные отношения, недостаточный инструктаж по безопасности труда и др.);
175
Стр. 175 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
■ общества (недостаточная информация о профессиональных
рисках них последствиях, нарушения условий труда пир.),
Практика показывает, что временная склонность к несчастно
му случаю вызвана возрастом и стажем пострадавшего от травма
тизма, Отмечено два пика травматизма: у молодых работников и у
лиц, имеющих рабочий стаж 10—15 лет,
Травматизм улиц, имеющих трудовой стаж 10—15 лет, объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, снижаются психические и физиологические функции в связи с выработкой устойчивого стереотипа: во-вторых, появляется пренебрежительное отношение к правилам безопасности в результате привыкания к опасности («вторичная беспечность»),
Разумеется, возраст и стаж не могут быть единственной и непременной причиной несчастных случаев, но могут стать предпосылкой производственного травматизма.
Выполняя работу, человек старается экономить силы. Именно по этой причине рабочие часто не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, игнорируют операции, необходимые для обеспечения безопасности, и др. Стремлению экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии, а также безнаказанность нарушения инструкции по охране труда.
В формировании поведения каждого человека на производстве играют важную роль его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств: тип нервной системы, темперамент, характер, образование, опыт, воспитание и пр.
Изучение поведения работающего позволяет выделить объективные факторы производственной обстановки, создающие опасные действия и предопределяющие возникновение опасных ситуаций:
■ отсутствие со стороны работодателя (администрации) надлежащего контроля за соблюдением правил безопасности; конструктивные недостатки средств защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов; конструктивные недостатки блокирующих устройств, позволяющих нейтрализовать ведение работ опасным и методами;
■ несовершенная технология производственных процессов;
■ текучесть кадров, приводящая к привлечению на работу неопытных рабочих, к сверхурочным работам;
176
Стр. 176 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
нарушение п ран ил выполнения операции из-за отсутствия необходимого инструмента, материалов и др.; недостаточная надежность инструмента, оборудования и пр.; просчеты в проектировании оборудования; ■ личностные факторы (ошибки инструктажа, опасное поведение во время работы и пр.); неполное выполнение поставленной задачи; критические ситуации, не зависящие от условии задачи, которые представляют собой потенциальную опасность (плохие условия труда, отсутствие средств индивидуальной защиты и т.д.),
Риск, связанный с перечисленными ситуациями, может быть исключен с помощью предупредительных мер технического и организационного характера.
Деятельность оператора при решении определенных производственных задач состоит из следующих з-тапон: восприятие информации, ее оценка, анализ и обобщение на основе сформулированных ранее критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение принятого решения в исполнение. На этих этапах оператор может допустить ошибочные действия, которые приводят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу. гибели людей).
В случаях когда опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно, умышленно, они классифицируются кяк. нарушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.
Причины ошибок бывают непосредственными (зависятот психологических возможностей оператора — от его восприятия смысла задачи, возможности принять решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способствующими (зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).
В системе «человек — машина» человек— наиболее сложный н переменчивый компонент. При решении любой задачи на его поведение влияет большое количество факторов, поскольку каждый оператор индивидуален, и одно и то же задание каждый выполняет по-своему.
Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:
ошибки в ориентации (недополучение информации):
177
Стр. 177 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
■ ошибки принятия решения;
■ ошибки выполнения действии.
Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному случаю; в другом случае информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным.
Из этого следует, что нужно совершенствовать процесс получения информации и выполнения двигательных действии, т.е. оператор должен быть информирован обо всем, что он должен знать и уметь. Ему необходимо обеспечить оптимальные условия для переработки информации и правильного реагирования, чтобы он мог принять оптимальное решение для безошибочного действия.
Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не привести к несчастному случаю) и необратимые, на предсказуемые {которые предсказуемы и легко устранимы) и систематические.
Часто ошибки в деятельности оператора вызваны его плохим самочувствием.
Чтобы понять, что привело оператора к совершению ошибки, нужно знать его особенности и состояние. Особенности человека можно разделить на врожденные и временные.
К врожденным особенностям относятся [алогические к наследственные характеристики человека, в том числе анализаторы, двигательная система, психомоторная система и интеллект. Временные состояния, способствующие возникновению ошибок, — это физическая и психологическая усталость, т.е. снижение внимания, мышечной силы и работоспособности.
В условиях современного производства получили распространение кабинеты психологической разгрузки. Психотерапевты могут обучать персонал предприятия навыкам активной саморегуляции (аутогенной тренировке, специальной дыхательной гимнастике, нервно-мышечной релаксации и др.). Это позволяет работникам за счет произвольного расслабления повысить надежность выполнения решений, особенно в стрессовых ситуациях. Наряду с кабинетами психологической разгрузки применяются и другие средства психотерапевтической помощи непосредственно на рабочем месте (функциональная музыка, производственная гимнастика и др.). Комплексное использование этих средств дает возможность в значительной степени компенсировать неблагоприятные воздействия факторов производственной среды на организм человека.
178
Стр. 178 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
В силу своих биологических возможностей, а также временных состояний человек представляет собой до известной степени ненадежный элемент производственной системы. Однако ненадежность человека в производственной системе весьма относительна, Более того, именно человек благодаря своп биологическим особенностям часто исправляет ошибки системы.
Выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции системы, с которой он работает, Все промышленные предприятия фактически являются системами «человек— машина*, и при их разработке необходимо учитывать особенности как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин объяснять лишь халатностью работающего, необходим детальны]! анализ причинных факторов.
В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), которая способствует снижению работоспособности, нарушению координации движения и устойчивости психологических функции.
Вместе с тем в условиях часто возникающего стресса, когда мобилизуются все ресурсы организма и достигается максимальный положительный эффект, здоровье человека нарушается по причине продолжительного психического и физического напряжения. По мнению специалистов, оптимальная нагрузка рабочих и их готовность к труду обеспечиваются при 40—60%, а в особых случаях — кратковременно при 80% максимальной нагрузки. Остальные 20% максимальной нагрузки следует рассматривать как резерв, допустимый к использованию лишь в исключительных случаях (при возникновении угрозы для жизни),
Для предупреждения аварийной ситуации и отработки необходимых в таких случаях действий следует спрогнозировать аварийную ситуацию и ее последствия, а затем проводить тренинг оператора для работы в условиях, близких к аварийным.
Поведение человека в экстремальных условиях зависит от его психологи ческой готовности к ним. которая разделяется на заблаговременную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (само состояние готовности).
Степень готовности человека к успешным действия в аварийной ситуации зависит от его личностных особенностей, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличии средств для ликвидации аварии и пр. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздра-
179
Стр. 179 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
жителем, приводящим к ошибочным действиям. является неполнота информации. Таким образом, в ходе тренинга необходимо выработать навыки поведения в условиях неполной информации, переключения с одной уста новые действий на другую, прогнозирования и предвосхищения событий, а также умение воспринимать не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.
Следует планировать свои действия — этому поможет предварительны]! анализ возможных вариантов дейстннй при возникновении тех или иных ситуаций в процессе работы вплоть до аварийных.
Способами мобилизации и регуллцин самоуправления являются: самоубеждение, самоободрение, самоанализ, устранение признаков эмоциональной напряженности и пр. Но создание психологического настроя на безопасность является следствием внимательного отношения коллектива предприятия к вопросам безопасности. Серьезное восприятие работником проблем безопасности зависит от соответствующего отношен и я к этим проблемам руководителей производства. Если руководство п рол вл лет заботу о здоровье люде и и их безопасности, то в коллективе создается положительный настрой на безопасность жизнедеятельности. Любой несчастный случай, независимо от его тяжести, должен привлекать внимание не только руководителей, но и всего коллектива. В целом полигика безопасности жизнедеятельности коллектива предприятия должна быть направлена на поиск и реализацию путей предупреждения несчастных случаев в различных сферах человеческой деятельности. Особое значение имеет строгий контроль за соблюдением человеком правил безопасности поведения, а также стимуляция безопасности жизнедеятельности.
5.2. Обучение операторов технических систем по безопасности жизнедеятельности
Под системой «человек— машинам понимается такая совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно целлм системы. Бинарная система «человек— машина» является многоцелевой, и одной из важнейших ее целей является безопасность, т.е. ненанесение ущерба здоровью человека. Перед создателями системы стоит сложная задача согласования целей и устранения возможных противоречии между ними. Для того чтобы
180
Стр. 180 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
исключить отрицательные последствия взаимодействия человека и машины, необходимо обеспечить определенные условия функционирования системы «человек — машина*».
Характеристики человека в процессе трудовой деятельности относительно постоянны, характеристики машины значительно больше поддаются регулированию. Следовательно, решая вопросы безопасности системы «человек— машина», необходимо учитывать прежде всего особенности человека.
Человек в системе безопасности играет три роли:
объект защиты;
ср е дство обес пе чен ия бе зопасности:
возможны и источ н ик оп ясности.
Таким образом, звенья системы «человек — машина* органически взаимосвязаны.
В обеспечении безопасности в рамках рассматриваемой системы участвуют многие специалисты — научные работники, конструкторы, проектировщики, эксплуатационные работники и др. Создавая безопасные конструкции, эти специалисты в тоже время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек — машина» функционировала эффективно пне приносила ущерба безопасности жизнедеятельности человека, необходимо учитывать совокупность характеристик машины и человека.
Как и любая другая, система «человек — машина*» функционирует в пространстве, времени и разделяется на статическую и динамическую.
Основой системного подхода является анализ, т.е. разделение целого на элементы в противоположность синтезу, который объединяет части в целое,
С позиций безопасности производственных процессов одна из задач системного метода состоит в том. чтобы проследить, как части системы функционируют во взаимодействии с другими ее частями.
Оператор представляет собой одно из звеньев системы «человек— машина* и, в отличие от машины, обладает способностью интеграции и ассоциации.
Целесообразно передавать машине такие функции, которые она выполняет лучше человека (прием, переработка информации).
Оператор выполняет различные задачи: контроль за работой технических систем, предупреждение и выявление неисправно-
181
Стр. 181 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
степ, прием и передача информации, исполнение той или иной команды и т.д. Но во всех случаях управления объектом он воспринимает показания приборов, расшифровывает их, принимает решения, выполняя соответствующие действия, которые могут быть простыми или сложными. Сигнал, возникающий в результате действий оператора, преобразуется и поступает к управляемому объекту, изменяя его состояние. Это, в свою очередь, потребует от оператора новых действий и т.п.
Взаимосвязь, функционирование и надежность технических систем возможны только благодаря наличию основного звена — человека. Поэтому анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.
Практически все технические системы независимо от степени их автоматизации в топ или иной мере требуют участие человека. Естественно, что там. где работает человек, появляются ошибки независимо от уровня его подготовки, квалификации или опыта. Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дать истинной картины.
Ошибки по вине человека могут возникнуть в следующих случаях: 1) оператор или какое-либо лицо стремится к ошибочной цели; 2) поставленная цель не может быть достигнута из-за неправильных действий оператора; 3) оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.
Свойство человека ошибаться является следствием его психофизиологического состояния. Интенсивность совершения ошибок во многом определяется параметрами внешней среды, в которой человек работает.
Методы прогнозирования частоты ошибок человека основываются на классическом анализе и включают следующие этапы: составление перечня основных отказов системы и человека; оценки частоты ошибок человека; определение влияния частоты ошибок человека на интенсивность отказов рассматриваемой системы: выработки рекомендаций, внесение необходимых изменений в рассматриваемую систему и др.
Из числа желающих работать оператором производится профессиональный отбор, главная задача которого — выявление профессионально значимых качеств у кандидатов на эту должность,
Основная трудность профессионального отбора состоит в том, что нужно предвидеть, насколько успешно человек будет работать по специальности, с которой ранее не имел дело.
182
Стр. 182 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 183 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
В специальных лабораториях профессиональный подбор (отбор) производится на основе профеееиограмм-описании социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических. психологических и других особенностей отдельных профессий.
Например, дли оператора-вальцовщика резиновых смесей на предприятия»; химической промышленности краткое содержание професси-ограммы будет следующим: 1) вальцовщик выполняет разнообразные работы по вальцеванию на вальцах, изготовляет различные смеси. Содержанием его труда является ввод серы и другик ингредиентов в порядке, предусмотренном технологическим регламентом; тщательное перемешивание смесей; определение готовности смеси по показаниям контрольно-измерительных приборов или по внешнему виду и т.д.: 2) вальцовщик должен иметь хорошую физическую выносливость и силу рук, повышенное [хорошее) осязательное и зрительное различение объектов, обладать настойчивостью, старательностью и т.п.
Для определения конкретных требовании, которые предъявляются к исполнителю каждого вида работы, нужно прежде всего аналитически рассмотреть ее по группам показателен, обусловливающих те пли иные требования, затем оценить каждый по его значению в данной работе.
По психофизиологическим свойствам все люди различны, Эти свойства постоянно развиваются и изменяются. Благодаря определенному воспитанию и обучению можно добиться корректировки психофизиологических свойстн, однако существуют природные ограничения изменчивости этих свойств (пороги ощущения, объем оперативной памяти).
Таким образом, профессиональный психологический отбор операторов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения,
Профессиональная пригодность — это наличие следующих свойств: положительная мотивация к данной специальности; порог ощущения опасности; хороший глазомер: устойчивость, концентрация. распределение ннимания; нормальное состояние двигательного аппарата и т.д.
Профессиональная непригодность подразумевает наличие хронического заболевания и травм: низкий порог ощущения опасности: плохое зрение; невнимательность: рассеянность: отсутствие положительно)! мотивации к данной работе и т.д.
Ш4
Стр. 184 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Согласно Трудовом у кодексу РФ и ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ) работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Перед заключением трудового договора (контракта) с работником руководитель организации должен определить необходимость направления его на предварительный медицинский осмотр. В соответствии с приказом Мпнздравсоцразвития РФ предварительный и периодические медицинские осмотры проводятся с целью предотвращения профессиональных заболеваний, несчастных случаен и обеспечения безопасности труда по перечням вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов, а также отдельных видов работ. На основании этого руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом или другим представительным органом и совместно с территориальной санитарно-эпидемиологической службой должен определить н утвердить перечень профессии и работ, для выполнения которых необходимо пройти предварительный медицинский осмотр.
Предварительные и периодические осмотры обязательны для лиц, работа которых проводится на высоте, для водителей транспортных средств (они должны различать цвета, не иметь сильно выраженной близорукости и дальнозоркости), для электротехнического персонала, выполняющего работы по оперативному обслуживанию и ремонту электроустановок, а также для выполняющих монтажные и наладочные работы, производящих испытания и измерения в этих электроустановках (они не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний). К газоопасным работам не допускаются лица, имеющие заболевания органов дыхания. и т.д.
Специальное тестирование перед приемом на работу проходят операторы сложных систем управления, так как их ошибочные действия могут привести к неправильному и неполному восприятию информации, ее неправильной обработке. С помощью специальных тестов осуществляется контроль зрительной памяти. определяются избирательная способность восприятия, своевременность принимаемых решений, реакция операторов (обязательный специальный контроль проходят, в частности, авиадиспетчеры).
Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания. Существуют различные
185
Стр. 185 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
виды положительного и отрицательного стимулирования безопасности,
Положительные ниды стимулирования:
■ социальное поощрение (награждение, благодарность, льготы
и пр.);
материальные вознаграждения (премии, повышение заработной платы, снижение налогов):
■ организация конкурсов и соревнований под девизом ■*Рабо
тать без травм и аварий*. «За чистый воздух* и т.д.;
учет травматизма, уровня безопасности в регионах при установлении льгот, дотаций, инвестиции. Отрицательные виды стимулирования:
вызов виновных в администрацию, правоохранительные и инспекционные органы для объяснений;
■ лишение премий, штрафные санкции, увеличение налогов;
применение системы предупреждений;
выговоры, увольнения.
Наряду с желательным положительным эффектом наказание часто имеет немало непредусмотренных отрицательных последствий (сокрытие недостатков в работе и технологии; нежелание усовершенствовать процесс). Люди в данном случае учатся определять ситуации, влекущие наказания, поэтому временно изменяют свое поведение.
Для того чтобы у работающего не возникало желание делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности, нужно сформировать общественное мнение коллектива и основные принципы правильного поведения руководителей.
Коллектив нельзя рассматривать как простую сумму образующих его личностей. Поведение личности в коллективе изменяется, и если метод убеждения оказал положительное влияние на и иди ви-дуума. то это вовсе не значит, что он обязательно окажется эффективен для всего коллектива. В то же время нельзя отрицать и роли отдельного члена коллектива в формировании общего мнения, его определенного влияния на эту точку зрения. Отсюда следует требование: при формировании коллективной точки зрения на безопасную деятельность необходимо постоянно сочетать воздействие на отдельных членов с воздействием на коллектив в целом.
Таким образом, основным принципом эффективного поведения руководителя в коллективе является его умение создать себе прочны и авторитет и тем самым добиться, чтобы его указания выполнялись работниками не в силу административного подчн-
Стр. 186 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
нения, а вследствие осознания их правильности. Эта задача не относится к числу простых. Решающая предпосылка успешного руководства— умение найти индивидуальный подход к каждому из подчиненных. Особое значена[е приобретают личностные качества руководителя, его способность влиять на работников, их психологи ю.
Наличие квалифицированного персонала — одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна быть создана специальная система обучении работников но охране труда.
Процесс обучения должен включать: объяснение и уяснение материала; отработку I [ овл аде н и е м ате р налом;
контроль исходного, промежуточного и конечного урон ней обучения.
Процесс обучения должен быть недолгим и качественным, что определяется правильностью выбора комплекса задач и последовательностью их предъяаления в процессе обучения, эффективностью управления процессом обучения, контроля за действиями обучаемого. Организация процесса обучения предполагает выбор форм и методов обучения; разработку средств обучения или их выбор из имеющихся; планирование последовательности и длительности всей системы занятии.
Согласност. 9 и 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.
Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знании по охране труда в целом возлагается на руководителя предприятия, а в подразделениях (в цехах, участках и пр.) — на руководителей подразделений.
Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж: его проводит инженер по охране труда пли лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности,
Инструктаж включает ознакомление:
с состоянием условий и охраны труда, производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями на предприятии; * с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором на предприятии;
187
Стр. 187 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда; ■ с порядком и состоянием обеспечения работников средствами
индивидуальной и коллективной защиты и др.
Перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.
Приказом руководителя предприятия создается комиссия по проверке знаний по охране труда руководителе]! и специалистов предприятия. В комиссию входят руководители и специалисты службы охраны труда, главные специалисты (энергетик, технолог и др.), представители профсоюза, государственные инспекторы по охране труда, а в случае проверки знаний другими надзорными органами — и представители этих органов.
Для предприятий негосударственных форм собственности перечни контрольных вопросов разрабатывают комиссии учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или сами органы управления.
Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.
Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами в соответствии с типовыми программами. Эти типовые программы разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов Российской Федерации.
Контроль за своевременной проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляет Государственная инспекция труда.
Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих (в том числе и операторов технических систем) проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения*.
188
Стр. 188 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 189 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы)
Тест 1. Готовность человека к:успешным действиям в условиях аварийной ситуации в наибольшей степени определяется (укажите приоритеты):
1) уровнем профессиональной подготовки;
2) и нди видуал ь н остью. л и чно стью ч ел овека;
3) отсутствием всей полноты информации о наступившем событии:
4) наличием средств для предупреждения и ликвидации опасности.
Тест 2. К факторам, определяющим способность оператора противостоять опасности. относятся:
1) фактор демографического характера;
2) психобиологический фактор:
3) реп родукти ены й фа кто р;
4) психофизиологический фактор.
Тест3. Деятельность оператора отличается от других видов трудовой деятельности:
1) постоянным наличием фактора «дефицит времени»;
2) удаленностью от предмета труда, дистанционным воздействием на пред мет трудд;
3) уровнем нагрузки на сенсорный компонент (при этом до 90% информации приходится на зрительный анализатор);
4) выполнением множества разнообразных, часто несхожих между собой функций (наблюдение, управление, переговоры и др.);
Б) ответственностью за принятие решений.
Тест 4. Руководитель объекта а ко ном и ки (работодатель) несет ответственность за несчастные случаи, происшедшие с работниками:
1) в течение рабочего времени на территории организации (предприятия);
2) в течение рабочего времени вне территории организации (предприятия);
3) по окончании работы, во время приведения в порядок рабочей одежды;
4) в быту.
190
Стр. 190 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 191 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 192 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 193 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
|
Стр. 194 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Рассмотрим организацию и управление безопасностью жизнедеятельности на различных уровнях.
На международном уровне данная миссия возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все суверенные государства. В рамках ООН действуют различные специализированные учреждения: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ) и др.
Значительную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности играют международные организации: Европейское сообщество (ЕС). НАТО, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др,
Система управления национальной безопасности России включает совокупность государственных органов и общественных структур, законных сил и средств, обеспечиваюших зашиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а гражданам, находящимся за ее пределами, гарантирует защиту и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик Российской Федерации, нормативными актами органон государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и округов.
Выделяют несколько уровней системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих безопасность человека, общества, государства.
Первый уровень — органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления.
Второй уровень — органы исполнительной нласти, определяющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.
Третий уровень — судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности.
195
Стр. 195 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Четвертый уровень — государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (охрана границ государства. таможенный контроль, налоговые органы и др.).
Пятый уровень — система органов внутренних дел и спецслужб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренними угрозами.
Шестой уровень — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. №2446-1.
Не уровне конкретного предприятия организационная структура системы безопасности может быть самой разнообразной в зависимости от его масштаба, формы собственности и т.п.
Основной целью системы безопасности предприятия (организации) является предотвращение ушерба его деятельности из-за разглашения, утечки и несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации; хищения финансовых и материально-технических средств; уничтожения имущества и ценностей: нарушения работы технических средств обеспечения производственной деятельности.
На современном производстве создаются те или иные вредные и опасные условия для работающих и окружающей среды, что требует организации их надежной и эффективной зашиты. Поэтому на предприятиях имеет место и производственная безопасность, предназначенная для зашиты человека от воздействия опасных производственных и внешних факторов.






