Вопросы и задания для самопроверки. 1. Какова классификация ЧС?

1. Какова классификация ЧС?

2. Какие опасные природные явления часто встречаются на террито­рии нашей страны?

3. Что такое радиационные и ядерные аварии?

4. Какие исходные данные необходимы штабу ГО для оценки радиаци­онной и химической обстановки?

5. Расскажите о действиях населения, направленных на защиту от ра­диационного и химического поражения, при пожарах и взрывах.

6. Какова основная цель создания РС и ЧС?

7. Каковы основные задачи системы ГО РФ?

8. Перечислите общие принципы оказания первой медицинской помощи.
Э. Какие факторы влияют на устойчивость функционирования объекта

экономики в ЧС? 10. В чем состоят особенности организации аварийно-спасательных и

других неотложных работ при ЧС? 1 1. В чем заключается превентивная защита от террористического

акта? 1 2. Каковы правила поведения людей.захваченных террористами?

Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы)

Тест 1. К способам дезактивации относятся:

1) механический (срезание грунта, вспашка, засыпание);

2) физико-химический (водоструйный, паровой, гидроабразивный и т.д.);

3) температурный (замораживание);

4) температурный (нагревание).

Тест 2. Дезинфекция — это:

1) процесс уничтожения насекомых сельскохозяйственных вреди­телей;

2) процесс уничтожения и удаление возбудителей инфекционных болезней человека;

3) профилактические мероприятия и уничтожение грызунов с це­лью предотвращения распространения инфекционных заболе­ваний;

4) уничтожение и удаление возбудителей инфекционных заболе­ваний животных.

1 64


Стр. 164 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 165 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 166 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 167 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


память, вторичная (долговременная) память, блок повторения. блок ответа.

Информация поступает в зрительную, слуховую или сенсор­ную память. В сенсорной памяти фиксируются энергетические и пространственные характеристики поступающих сигналов. Ука­занное деление сенсорной памяти основывается на виде сохраня­ющегося н ней послеобраза. Важным свойством послеобраза яв­ляется представление исходного образа в виде словесных симво­лов, словесного описания (вербализованность),

Емкость зрительной сенсорной памяти достигает 36. слухо­вой —1 2 элементов,

Длительность хранения послеобраза в слуховой памяти — 1—2 с, в длительной сенсорной — до 120 с, для зрительной памяти дли­тельность следа яркости послеобраза составляете—50 с.

Важно]! характеристики]! оперативной памяти является быст­рое исключение информации, не нужной, для дальнейшей работы, благодаря чему освобождается место для хранения новых данных. Характеристика оперативной памяти изменяется под влиянием значительных физических нагрузок, экстремальных факторов и эмоциогенных воздействий.

Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени (часы, месяцы, годы). Объем долго­временной памяти в обшем случае оценивают отношением числа стимулов, сохранившихся в памяти спустя длительное время (бо­лее 30 мин), к числу повторении, необходимых для запоминания,

Информация, поступившая в долговременную память, с тече­нием времени забывается. Объем усвоенной информации значи­тельно уменьшается ш первые 9 ч — со 100 до 35%, Число удержан­ных элементов и через несколько дней практически не меняется,

Кратковременная память, которая связана прежде всего с пер­вичной ориентировкой в окружающей среде, направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигна­лов независимо от их информационного содержания. '3-адача дол­говременной памяти — организация поведения в будущем, требу­ющая прогнозирования вероятностей события,

Психологические процессы в обеспечении безопасной де­ятельности человека играют важную роль, Психологические со­стояния отличаются разнообразием и временным характером. определяют особенности психической деятельности в тот или иной момент времени и могут оказывать положительное пли не­гативное воздействие на течение всех психических процессов.

168


Стр. 168 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Психология — это наука о психологическом отражении дей­ствительности в процессе деятельности человека. Выделяют пси­хологию труда, инженерную психологию, психологию безопас­ности.

Исихоиюгия труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности, инженерная псих&югип — процессы информацион­ного взаимодействия человека с техническими системами, а так­же требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. Объектом психологии бе­зопасности труда как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияю­щие на условия безопасности.

Можно сказать, что психология безопасности изучает психо­логические. т.е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства зашиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как ос­новополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагиваю­щий проблему роли человека как основного участника несчаст­ных случаев и аварии.

Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, ко­торым от рождения присуш инстинкт самосохранения и самоза­шиты, часто становятся причиной собственных травм? Почему люди, отчетливо осознанал опасность, нередко поступают вопре­ки здравому смыслу и. стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? Почему одни люди часто получают травмы, а другие — редко или никогда? Ответ на эти и многие подробные вопросы следует искать в человеческой психике.

Опыт свидетельствует, что основу аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто составляют не инженерно-конструк­торские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки в области безо­пасности. пренебрежение правилами безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т.д.

Исходя из задач и проблем психологии труда и ее безопаснос­ти целесообразно выделять производственные психические со­стояния и особые психические состояния, имеющие важное зна­чение в организации профилактики производственного травма­тизма и предупреждения аварийности.

169


Стр. 169 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельны е. Они выражаются в утрате живости, координации действий и друтих отрицательных действиях. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить дна типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбуди мы и.

Тормозной тип эмоционального поведения человека проявля­ется в полной заторможенности его действий, возникающих в необычных и ответственных ситуациях,

Возбудимый тип психического напряжения — это сложный биоэлектрический процесс, состоящий из множества сигналов-импульсов. приводящих в действие клетки и органы человека.

Особые психические состояния нозможны у специалистов (опе­раторов). Эти психические состояния не являются постоянными, но, возникая спонтанно или под влиянием различных факторов, сушестденно изменяют работоспособность человека. Среди осо­бых психических состояний выделяют парокспзмальные рас­стройства сознания, психогенные изменения настроения и состо­яния. связанные с приемом психически активных средств (стиму­ляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков),

Пароксизмольные состояния — расстройства различного про­исхождения (эпилепсия, обмороки и др.), характеризующиеся кратковременной (от секунды до нескольких минут) утратой со­знания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судороги. В операторской деятельности парокспзмальные состоя­ния могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителе]! автотранспорта, верхолазов, строителей и т,п. Со­временные средства психофизиологических исследований позво­ляют выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Плохое настроение и апатия могут длиться от нескатьких часов до 1—2 месяцев. При этом по­являются безразличие, вялость, замедляются темпы мышления нт.п. Кроме того, снижается самоконтроль, что может явиться причиной травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиться аффектные состояний (взрыв эмоций). В состоя­нии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональ­ное) сужение объема сознания..Лица, склонные к аффекту, отно­сятся к категории с повышенным риском травматизацин, их не

170


Стр. 170 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


следует назначать на должности с высокой степенью ответствен­ности.

На ситуацию, воспринимаемую человеком кдк обидную, воз­можны следующие реакции:

конфликт — реакция, возникающая, когда человеку прихо­дится выбирать между двумя одновременными потребностя­ми. например, конфликт между безопасностью и удобством, безопасностью и гордостью и пр. Необходимо учить работни­ков умению выбирать оптимальный, а не легкий вариант, ко­торый не обеспечивает безопасности:

неудовлетворенность — состояние упадка, агрессивности, жес­токости, а иногда смирения— например, человек, стремя­щийся каким-либо способом привлечь к себе внимание, со­противляется любой форме подчинения или совершает умыш­ленные проступки, чтобы бросить вызов своему руководителю пли заслужить чье-либо одобрение;

срыв — при повторяющихся неудачах или чрезвычайной ситу­ации человек может в некотором смысле отказаться от своих целен. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и вне­шних потребностей. В этом случае у него также будут прояв­ляться смирение, пассивность, апатия, а в некоторых случаях и срыв;

тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная реакция на опасность. Лицо, находящееся в состоянии беспокой стна, го­раздо больше предрасположено к совершению ошибки пли опасного поступка. Тревога не только предупреждает субъекта об опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности. Она может проявляться как ошушенпе беспомощ­ности. неуверенности в себе, преувеличение опасности и др/,

страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существо­ванию индивида. Функционально страх служит предупрежде­нием о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее из­бежания. Страх варьирует в большом диапазоне (опасение, боязнь, испуг, ужас), может быть временным, не свойствен­ным данному человеку, или, наоборот, являться чертой его характера, Страх может быть адекватным и неадекватным сте­пени опасности:

испуг— рефлекторный внезапный страх. Наиболее сильная степень страха— ужас, когда страхом подавляется рассудок. Осознание опасности может вызвать различные эмоциональ­ные формы решения. Первая их форма — реакция страха —

171


Стр. 171 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступ­ках. Эта форма реакции отрицательно отражается на деятель­ности человека. Неявно выраженный страх, напротив, может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процесса­ми мышления проявляется как разумный страх в виде опасе­ния, осторожности и осмотрительности; * паника — это страх, достигающий силы аффекта и способный навязать стереотипы поведения {бегство, оцепенение, защит­ная агрессия). При панике человек допускает следующие на­иболее распространенные ошибки:

1) действие не совершается, так как паническое состояние приводит к оцепенению, остолбенению от ужаса и т.д.:

2) в автоматически выполняемой последовательности поступ­ков возникает пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации;

3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных за­щитных движений. которые, однако, не соответствуют объектив­ным требованиям защиты',

4) человек продолжает автоматически выполнять действия без каких-либо изменений, вместо того чтобы прекратить или изме­нить их.

Перечисленные факторы постоянно или временно повышают опасность возникновения опасной ситуации или несчастных слу­чаев. но их не следует однозначно рассматривать в качестве при­чин, непосредственно их вызывающих.

Производственные психические состояния, которые возникают в процессе трудовой деятельности, группируют следующим обра зол с: ■ относительно устойчивые и длительные по времени состоя­ния',

временные, ситуативные, быстро проходящие состояния;

возникающие периодически в ходе трудовой деятельности.

По уровню напряжения, влияющего на эффективность и бе­зопасность деятельности, психические состояния делятся на не­сколько типов.

Умеренные напряжения — нормальное рабочее состояние, воз­никающее под мобилизующим атшянием трудовой деятельности.

Повышенное напряжение — состояние, протекающее в экстре­мальных условиях, когда от работника требуется максимум физи­ческих и психических сил, резко выходящих за пределы физиоло­гической нормы.

172


Стр. 172 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Утомление — сложный и разнородный комплекс явлений. Потное содержание его определяется не только физическим, но и психологическим, результативно производственным и социаль­ным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматри­ваться по меньшей мере с трех сторон: 1) субъективной — как психическое состояние: 2) физиологических механизмов; 3) сни­жения эффективности труда,

При слабом утомлении изменений в психике не происходит. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не снизилась работоспособность, Вредно переутом­ление, при котором резко снижается работоспособность, а зна­чит, снижается и безопасность деятельности. При переутомлении указанные нарушенпя в психической сфере очень заметны.

Состояние монотонности — возникает в процессе определен­ной трудовой деятельности и отрицательно действует на работо­способность человека. В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторяющихся раз­дражителей. Понятие монотонности всегда связывалось с выпол­нением однообразных и кратковременных операций. Необходимо отличать состояние монотонности от состояния утомления. Их объединяет то, что они оба отрицательно влияют на работоспо­собность человека. Различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а со­стояние монотонности может возникать и при легкой совсем не утомительной работе. Утомление усиливает психическую напря­женность, а монотонность, наоборот, снижает ее,

Эхоцмонсиьное напряжение — может по-разному влиять на по­ведение человека, Напряженный тип поведения проявляется в об­щей заторможенности, скованности, импульсивности и напряжен­ности выполнения рабочих функций. Эмоциональное напряжение может проявляться в сознательном уклонении человека от выпол­нения своих функций, стремлении оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруд­нение мыслительно]! деятельности. застывает в определенной позе, трет руки, старается приспособиться к изменяющимся условиям, испытывает страх, проявляет инстинкт самосохранения. Такой тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым, Под влиянием страха операторы начинают действовать по привычке, что не соответствует сложившейся ситуации,

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональ­ной формы неустойчивости, человека являются аффективные

173


Стр. 173 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


срыны деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно. Это агрессивно-5ес-контралъныи тип поведении.

Но существует категория людей, которые при наличии надле­жащей мотивации, находясь н экстремальных условиях, значи­тельно улучшают показатели своей работы.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специ­ально организованного обучения, направленного на формирова­ние устойчивых навыков. Трусливый тип поведения может быть изменен путем определенных вое питательных воздействии.

В организации производственной деятельности очень важно учитывать особенности групповой психологии. Поведение масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отлича­ется от поведения одного человека,

В условиях производства (участок, цех и т.п.) действует группа людей, которая и должна принимать решения, В психологин это называется «групповым принятием решении» (ГПР). Процедура ГПР предполагает обязательное согласование мнений всех членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая является лишь фазой, предшествующей ГПР.

Возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповых дискуссий по сравнению с первоначальными решениями членов группы происходит из-за того, что каждый член группы в процессе дискуссии пересматри­вает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандар­ту группы, Суть таких изменений состоит в так называемом зара­жении — передаче эмоционального состояния отодного нндиви-да к другому на психологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия пли дополнительно к нему. Этот процесс имеет хаотически)! характер. При наличии обратной связи заражение в силу взаимной индукции способно нарастать, приобретая вид циркулярной реакции. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств явля­ется циркулярная реакция — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей порождает наиболее важное свойство толпы — быстрый переход из одного вида поведения в другой. Такие превращения происходят спонтанно, и в условиях чрезвы­чайных ситуации (пожар, авария и т.п.) толпа, зараженная массо­вой паникой и трудно поддающаяся управлению, весьма опасна,

174


Стр. 174 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Массовая паника — один из видов поведется толпы, Психоло­гически характеризуется состоянием массового страха перед ре­альной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе так называемого взаимного заражения и блокирующего реальную оценку обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организа­цию совместного противодействия,

Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с обшей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание экс­тремальных событий (наводнение, землетрясения и пр.); обще-пснхологические условия (испуг, недостаточность информации об источнике опасности п пр.); физиологические условия (уста­лость, голод, опьянение).

Психологические причины создания опасных ситуаций и произ­водственных травм многообразны. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части— мотивацнон-ную, ориентировочную и исполнительскую. Нарушение любой из этих, частей влечет за собой нарушение действия в целом.

Нарушение мотивацыоннои части действий проявляется в не­желании выполнять определенные действия (операции). Наруше­ние может быть относительно постоянным и временным.

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда.

Нарушение исполнительской части проявляется в невыполне­нии правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

При нарушении любой из названных частей действий но избе­жание опасных ситуаций и несчастных случаев можно пронести соответствующие профилактические мероприятия: мотпвацион-ные — пропаганда и воспитание, ориентировочные — обучение, отработка навыков; исполнительские — профотбор, медицинское обследование. Кроме того, причины возникновения опасных си­туаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно отнести к разным уровням: ■ индивидуума (психические и физиологические характеристи­ки человека);

ближней среды (условия труда, коллективные отношения, не­достаточный инструктаж по безопасности труда и др.);

175


Стр. 175 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


■ общества (недостаточная информация о профессиональных
рисках них последствиях, нарушения условий труда пир.),
Практика показывает, что временная склонность к несчастно­
му случаю вызвана возрастом и стажем пострадавшего от травма­
тизма, Отмечено два пика травматизма: у молодых работников и у
лиц, имеющих рабочий стаж 10—15 лет,

Травматизм улиц, имеющих трудовой стаж 10—15 лет, объяс­няется двумя обстоятельствами: во-первых, снижаются психичес­кие и физиологические функции в связи с выработкой устойчиво­го стереотипа: во-вторых, появляется пренебрежительное отно­шение к правилам безопасности в результате привыкания к опасности («вторичная беспечность»),

Разумеется, возраст и стаж не могут быть единственной и не­пременной причиной несчастных случаев, но могут стать предпо­сылкой производственного травматизма.

Выполняя работу, человек старается экономить силы. Именно по этой причине рабочие часто не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, игнорируют операции, необхо­димые для обеспечения безопасности, и др. Стремлению эконо­мить силы за счет выбора опасного способа действия способству­ют недостатки в организации труда, техники и технологии, а так­же безнаказанность нарушения инструкции по охране труда.

В формировании поведения каждого человека на производ­стве играют важную роль его индивидуальные качества, отражаю­щие совокупность социально-психологических и физиологичес­ких свойств: тип нервной системы, темперамент, характер, обра­зование, опыт, воспитание и пр.

Изучение поведения работающего позволяет выделить объек­тивные факторы производственной обстановки, создающие опас­ные действия и предопределяющие возникновение опасных ситу­аций:

■ отсутствие со стороны работодателя (администрации) надле­жащего контроля за соблюдением правил безопасности; конструктивные недостатки средств защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов; конструктивные недостатки блокирующих устройств, позво­ляющих нейтрализовать ведение работ опасным и методами;

■ несовершенная технология производственных процессов;

■ текучесть кадров, приводящая к привлечению на работу не­опытных рабочих, к сверхурочным работам;

176


Стр. 176 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


нарушение п ран ил выполнения операции из-за отсутствия необходимого инструмента, материалов и др.; недостаточная надежность инструмента, оборудования и пр.; просчеты в проектировании оборудования; ■ личностные факторы (ошибки инструктажа, опасное поведе­ние во время работы и пр.); неполное выполнение поставленной задачи; критические ситуации, не зависящие от условии задачи, кото­рые представляют собой потенциальную опасность (плохие условия труда, отсутствие средств индивидуальной защиты и т.д.),

Риск, связанный с перечисленными ситуациями, может быть исключен с помощью предупредительных мер технического и ор­ганизационного характера.

Деятельность оператора при решении определенных произ­водственных задач состоит из следующих з-тапон: восприятие ин­формации, ее оценка, анализ и обобщение на основе сформули­рованных ранее критериев оценки, принятия решения о действи­ях, приведение принятого решения в исполнение. На этих этапах оператор может допустить ошибочные действия, которые приво­дят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу. гибели людей).

В случаях когда опасные и неадекватные действия осущест­вляются осознанно, умышленно, они классифицируются кяк. на­рушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.

Причины ошибок бывают непосредственными (зависятот пси­хологических возможностей оператора — от его восприятия смысла задачи, возможности принять решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способ­ствующими (зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).

В системе «человек — машина» человек— наиболее сложный н переменчивый компонент. При решении любой задачи на его поведение влияет большое количество факторов, поскольку каж­дый оператор индивидуален, и одно и то же задание каждый вы­полняет по-своему.

Причины ошибок можно классифицировать следующим об­разом:

ошибки в ориентации (недополучение информации):

177


Стр. 177 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


■ ошибки принятия решения;

■ ошибки выполнения действии.

Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному случаю; в дру­гом случае информация и принятое решение могут быть правиль­ными, но ответное действие ошибочным.

Из этого следует, что нужно совершенствовать процесс получе­ния информации и выполнения двигательных действии, т.е. опера­тор должен быть информирован обо всем, что он должен знать и уметь. Ему необходимо обеспечить оптимальные условия для пере­работки информации и правильного реагирования, чтобы он мог принять оптимальное решение для безошибочного действия.

Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не при­вести к несчастному случаю) и необратимые, на предсказуемые {которые предсказуемы и легко устранимы) и систематические.

Часто ошибки в деятельности оператора вызваны его плохим самочувствием.

Чтобы понять, что привело оператора к совершению ошибки, нужно знать его особенности и состояние. Особенности человека можно разделить на врожденные и временные.

К врожденным особенностям относятся [алогические к на­следственные характеристики человека, в том числе анализаторы, двигательная система, психомоторная система и интеллект. Вре­менные состояния, способствующие возникновению ошибок, — это физическая и психологическая усталость, т.е. снижение вни­мания, мышечной силы и работоспособности.

В условиях современного производства получили распростра­нение кабинеты психологической разгрузки. Психотерапевты могут обучать персонал предприятия навыкам активной саморе­гуляции (аутогенной тренировке, специальной дыхательной гим­настике, нервно-мышечной релаксации и др.). Это позволяет ра­ботникам за счет произвольного расслабления повысить надеж­ность выполнения решений, особенно в стрессовых ситуациях. Наряду с кабинетами психологической разгрузки применяются и другие средства психотерапевтической помощи непосредственно на рабочем месте (функциональная музыка, производственная гимнастика и др.). Комплексное использование этих средств дает возможность в значительной степени компенсировать неблаго­приятные воздействия факторов производственной среды на ор­ганизм человека.

178


Стр. 178 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


В силу своих биологических возможностей, а также времен­ных состояний человек представляет собой до известной степени ненадежный элемент производственной системы. Однако нена­дежность человека в производственной системе весьма относи­тельна, Более того, именно человек благодаря своп биологичес­ким особенностям часто исправляет ошибки системы.

Выявлено, что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции системы, с которой он рабо­тает, Все промышленные предприятия фактически являются сис­темами «человек— машина*, и при их разработке необходимо учитывать особенности как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин объяснять лишь халат­ностью работающего, необходим детальны]! анализ причинных факторов.

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), кото­рая способствует снижению работоспособности, нарушению ко­ординации движения и устойчивости психологических функции.

Вместе с тем в условиях часто возникающего стресса, когда мобилизуются все ресурсы организма и достигается максималь­ный положительный эффект, здоровье человека нарушается по причине продолжительного психического и физического напря­жения. По мнению специалистов, оптимальная нагрузка рабочих и их готовность к труду обеспечиваются при 40—60%, а в особых случаях — кратковременно при 80% максимальной нагрузки. Ос­тальные 20% максимальной нагрузки следует рассматривать как резерв, допустимый к использованию лишь в исключительных случаях (при возникновении угрозы для жизни),

Для предупреждения аварийной ситуации и отработки необ­ходимых в таких случаях действий следует спрогнозировать ава­рийную ситуацию и ее последствия, а затем проводить тренинг оператора для работы в условиях, близких к аварийным.

Поведение человека в экстремальных условиях зависит от его психологи ческой готовности к ним. которая разделяется на забла­говременную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (само состояние готовности).

Степень готовности человека к успешным действия в аварий­ной ситуации зависит от его личностных особенностей, уровня подготовки, полноты информации о случившемся, наличии средств для ликвидации аварии и пр. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздра-

179


Стр. 179 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


жителем, приводящим к ошибочным действиям. является непол­нота информации. Таким образом, в ходе тренинга необходимо выработать навыки поведения в условиях неполной информации, переключения с одной уста новые действий на другую, прогнози­рования и предвосхищения событий, а также умение восприни­мать не все элементы производственной ситуации, а только необ­ходимые.

Следует планировать свои действия — этому поможет предва­рительны]! анализ возможных вариантов дейстннй при возникно­вении тех или иных ситуаций в процессе работы вплоть до ава­рийных.

Способами мобилизации и регуллцин самоуправления явля­ются: самоубеждение, самоободрение, самоанализ, устранение признаков эмоциональной напряженности и пр. Но создание психологического настроя на безопасность является следствием внимательного отношения коллектива предприятия к вопросам безопасности. Серьезное восприятие работником проблем безо­пасности зависит от соответствующего отношен и я к этим пробле­мам руководителей производства. Если руководство п рол вл лет заботу о здоровье люде и и их безопасности, то в коллективе созда­ется положительный настрой на безопасность жизнедеятельности. Любой несчастный случай, независимо от его тяжести, должен привлекать внимание не только руководителей, но и всего коллек­тива. В целом полигика безопасности жизнедеятельности коллек­тива предприятия должна быть направлена на поиск и реализацию путей предупреждения несчастных случаев в различных сферах че­ловеческой деятельности. Особое значение имеет строгий контроль за соблюдением человеком правил безопасности поведения, а так­же стимуляция безопасности жизнедеятельности.

5.2. Обучение операторов технических систем по безопасности жизнедеятельности

Под системой «человек— машинам понимается такая сово­купность элементов, взаимодействие между которыми адекватно целлм системы. Бинарная система «человек— машина» является многоцелевой, и одной из важнейших ее целей является безопас­ность, т.е. ненанесение ущерба здоровью человека. Перед созда­телями системы стоит сложная задача согласования целей и уст­ранения возможных противоречии между ними. Для того чтобы

180


Стр. 180 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


исключить отрицательные последствия взаимодействия человека и машины, необходимо обеспечить определенные условия функ­ционирования системы «человек — машина*».

Характеристики человека в процессе трудовой деятельности относительно постоянны, характеристики машины значительно больше поддаются регулированию. Следовательно, решая вопро­сы безопасности системы «человек— машина», необходимо учи­тывать прежде всего особенности человека.

Человек в системе безопасности играет три роли:

объект защиты;

ср е дство обес пе чен ия бе зопасности:

возможны и источ н ик оп ясности.

Таким образом, звенья системы «человек — машина* органи­чески взаимосвязаны.

В обеспечении безопасности в рамках рассматриваемой систе­мы участвуют многие специалисты — научные работники, кон­структоры, проектировщики, эксплуатационные работники и др. Создавая безопасные конструкции, эти специалисты в тоже вре­мя могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «чело­век — машина» функционировала эффективно пне приносила ущерба безопасности жизнедеятельности человека, необходимо учитывать совокупность характеристик машины и человека.

Как и любая другая, система «человек — машина*» функцио­нирует в пространстве, времени и разделяется на статическую и динамическую.

Основой системного подхода является анализ, т.е. разделение целого на элементы в противоположность синтезу, который объ­единяет части в целое,

С позиций безопасности производственных процессов одна из задач системного метода состоит в том. чтобы проследить, как части системы функционируют во взаимодействии с другими ее частями.

Оператор представляет собой одно из звеньев системы «чело­век— машина* и, в отличие от машины, обладает способностью интеграции и ассоциации.

Целесообразно передавать машине такие функции, которые она выполняет лучше человека (прием, переработка информа­ции).

Оператор выполняет различные задачи: контроль за работой технических систем, предупреждение и выявление неисправно-

181


Стр. 181 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


степ, прием и передача информации, исполнение той или иной команды и т.д. Но во всех случаях управления объектом он вос­принимает показания приборов, расшифровывает их, принимает решения, выполняя соответствующие действия, которые могут быть простыми или сложными. Сигнал, возникающий в результа­те действий оператора, преобразуется и поступает к управляемому объекту, изменяя его состояние. Это, в свою очередь, потребует от оператора новых действий и т.п.

Взаимосвязь, функционирование и надежность технических систем возможны только благодаря наличию основного звена — человека. Поэтому анализ надежности реальных систем должен обязательно включать человеческий фактор.

Практически все технические системы независимо от степени их автоматизации в топ или иной мере требуют участие человека. Естественно, что там. где работает человек, появляются ошибки независимо от уровня его подготовки, квалификации или опыта. Поэтому прогнозирование надежности оборудования без учета надежности работы человека не может дать истинной картины.

Ошибки по вине человека могут возникнуть в следующих слу­чаях: 1) оператор или какое-либо лицо стремится к ошибочной цели; 2) поставленная цель не может быть достигнута из-за непра­вильных действий оператора; 3) оператор бездействует в тот мо­мент, когда его участие необходимо.

Свойство человека ошибаться является следствием его психо­физиологического состояния. Интенсивность совершения оши­бок во многом определяется параметрами внешней среды, в кото­рой человек работает.

Методы прогнозирования частоты ошибок человека основы­ваются на классическом анализе и включают следующие этапы: составление перечня основных отказов системы и человека; оцен­ки частоты ошибок человека; определение влияния частоты оши­бок человека на интенсивность отказов рассматриваемой систе­мы: выработки рекомендаций, внесение необходимых изменений в рассматриваемую систему и др.

Из числа желающих работать оператором производится про­фессиональный отбор, главная задача которого — выявление про­фессионально значимых качеств у кандидатов на эту должность,

Основная трудность профессионального отбора состоит в том, что нужно предвидеть, насколько успешно человек будет работать по специальности, с которой ранее не имел дело.

182


Стр. 182 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 183 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


В специальных лабораториях профессиональный подбор (от­бор) производится на основе профеееиограмм-описании соци­ально-экономических, производственно-технических, санитар­но-гигиенических. психологических и других особенностей отде­льных профессий.

Например, дли оператора-вальцовщика резиновых смесей на пред­приятия»; химической промышленности краткое содержание професси-ограммы будет следующим: 1) вальцовщик выполняет разнообразные работы по вальцеванию на вальцах, изготовляет различные смеси. Со­держанием его труда является ввод серы и другик ингредиентов в по­рядке, предусмотренном технологическим регламентом; тщательное перемешивание смесей; определение готовности смеси по показаниям контрольно-измерительных приборов или по внешнему виду и т.д.: 2) вальцовщик должен иметь хорошую физическую выносливость и силу рук, повышенное [хорошее) осязательное и зрительное различение объ­ектов, обладать настойчивостью, старательностью и т.п.

Для определения конкретных требовании, которые предъяв­ляются к исполнителю каждого вида работы, нужно прежде всего аналитически рассмотреть ее по группам показателен, обусловли­вающих те пли иные требования, затем оценить каждый по его значению в данной работе.

По психофизиологическим свойствам все люди различны, Эти свойства постоянно развиваются и изменяются. Благодаря определенному воспитанию и обучению можно добиться коррек­тировки психофизиологических свойстн, однако существуют природные ограничения изменчивости этих свойств (пороги ощу­щения, объем оперативной памяти).

Таким образом, профессиональный психологический отбор операторов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обу­чения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения,

Профессиональная пригодность — это наличие следующих свойств: положительная мотивация к данной специальности; по­рог ощущения опасности; хороший глазомер: устойчивость, кон­центрация. распределение ннимания; нормальное состояние двигательного аппарата и т.д.

Профессиональная непригодность подразумевает наличие хронического заболевания и травм: низкий порог ощущения опасности: плохое зрение; невнимательность: рассеянность: от­сутствие положительно)! мотивации к данной работе и т.д.

Ш4


Стр. 184 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Согласно Трудовом у кодексу РФ и ст. 4 Основ законодательс­тва Российской Федерации об охране труда (от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ) работодатель обязан организовать проведение предва­рительных (при поступлении на работу) и периодических (в тече­ние трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Перед заключением трудового договора (контракта) с работ­ником руководитель организации должен определить необходи­мость направления его на предварительный медицинский осмотр. В соответствии с приказом Мпнздравсоцразвития РФ предвари­тельный и периодические медицинские осмотры проводятся с целью предотвращения профессиональных заболеваний, несчаст­ных случаен и обеспечения безопасности труда по перечням вред­ных веществ, неблагоприятных производственных факторов, а также отдельных видов работ. На основании этого руководитель организации по согласованию с профсоюзным комитетом или другим представительным органом и совместно с территориаль­ной санитарно-эпидемиологической службой должен определить н утвердить перечень профессии и работ, для выполнения кото­рых необходимо пройти предварительный медицинский осмотр.

Предварительные и периодические осмотры обязательны для лиц, работа которых проводится на высоте, для водителей транс­портных средств (они должны различать цвета, не иметь сильно выраженной близорукости и дальнозоркости), для электротехни­ческого персонала, выполняющего работы по оперативному об­служиванию и ремонту электроустановок, а также для выполня­ющих монтажные и наладочные работы, производящих испыта­ния и измерения в этих электроустановках (они не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний). К газоопасным работам не допускаются лица, имеющие заболева­ния органов дыхания. и т.д.

Специальное тестирование перед приемом на работу проходят операторы сложных систем управления, так как их ошибочные действия могут привести к неправильному и неполному воспри­ятию информации, ее неправильной обработке. С помощью спе­циальных тестов осуществляется контроль зрительной памяти. определяются избирательная способность восприятия, своевре­менность принимаемых решений, реакция операторов (обяза­тельный специальный контроль проходят, в частности, авиадис­петчеры).

Стимулирование безопасности деятельности осуществляется по принципу поощрения и наказания. Существуют различные

185


Стр. 185 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


виды положительного и отрицательного стимулирования безо­пасности,

Положительные ниды стимулирования:

■ социальное поощрение (награждение, благодарность, льготы
и пр.);

материальные вознаграждения (премии, повышение заработ­ной платы, снижение налогов):

организация конкурсов и соревнований под девизом ■*Рабо­
тать без травм и аварий*. «За чистый воздух* и т.д.;

учет травматизма, уровня безопасности в регионах при уста­новлении льгот, дотаций, инвестиции. Отрицательные виды стимулирования:

вызов виновных в администрацию, правоохранительные и инспекционные органы для объяснений;

■ лишение премий, штрафные санкции, увеличение налогов;
применение системы предупреждений;

выговоры, увольнения.

Наряду с желательным положительным эффектом наказание часто имеет немало непредусмотренных отрицательных послед­ствий (сокрытие недостатков в работе и технологии; нежелание усовершенствовать процесс). Люди в данном случае учатся опре­делять ситуации, влекущие наказания, поэтому временно изменя­ют свое поведение.

Для того чтобы у работающего не возникало желание делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности, нужно сформировать общественное мнение коллектива и основ­ные принципы правильного поведения руководителей.

Коллектив нельзя рассматривать как простую сумму образую­щих его личностей. Поведение личности в коллективе изменяется, и если метод убеждения оказал положительное влияние на и иди ви-дуума. то это вовсе не значит, что он обязательно окажется эффек­тивен для всего коллектива. В то же время нельзя отрицать и роли отдельного члена коллектива в формировании общего мнения, его определенного влияния на эту точку зрения. Отсюда следует требо­вание: при формировании коллективной точки зрения на безопас­ную деятельность необходимо постоянно сочетать воздействие на отдельных членов с воздействием на коллектив в целом.

Таким образом, основным принципом эффективного поведе­ния руководителя в коллективе является его умение создать себе прочны и авторитет и тем самым добиться, чтобы его указания выполнялись работниками не в силу административного подчн-


Стр. 186 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


нения, а вследствие осознания их правильности. Эта задача не относится к числу простых. Решающая предпосылка успешного руководства— умение найти индивидуальный подход к каждому из подчиненных. Особое значена[е приобретают личностные ка­чества руководителя, его способность влиять на работников, их психологи ю.

Наличие квалифицированного персонала — одно из важней­ших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна быть создана специальная система обучении работников но охране труда.

Процесс обучения должен включать: объяснение и уяснение материала; отработку I [ овл аде н и е м ате р налом;

контроль исходного, промежуточного и конечного урон ней обучения.

Процесс обучения должен быть недолгим и качественным, что определяется правильностью выбора комплекса задач и последо­вательностью их предъяаления в процессе обучения, эффектив­ностью управления процессом обучения, контроля за действиями обучаемого. Организация процесса обучения предполагает выбор форм и методов обучения; разработку средств обучения или их выбор из имеющихся; планирование последовательности и дли­тельности всей системы занятии.

Согласност. 9 и 12 Основ законодательства Российской Феде­рации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда.

Ответственность за организацию своевременного и качест­венного обучения и проверку знании по охране труда в целом возлагается на руководителя предприятия, а в подразделениях (в цехах, участках и пр.) — на руководителей подразделений.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж: его проводит инженер по охране труда пли лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности,

Инструктаж включает ознакомление:

с состоянием условий и охраны труда, производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями на пред­приятии; * с законодательными и иными нормативными правовыми ак­тами по охране труда, коллективным договором на предпри­ятии;

187


Стр. 187 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


со своими должностными обязанностями по обеспечению ох­раны труда; ■ с порядком и состоянием обеспечения работников средствами

индивидуальной и коллективной защиты и др.

Перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным воп­росам охраны труда (семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Приказом руководителя предприятия создается комиссия по проверке знаний по охране труда руководителе]! и специалистов предприятия. В комиссию входят руководители и специалисты службы охраны труда, главные специалисты (энергетик, технолог и др.), представители профсоюза, государственные инспекторы по охране труда, а в случае проверки знаний другими надзорными органами — и представители этих органов.

Для предприятий негосударственных форм собственности пе­речни контрольных вопросов разрабатывают комиссии учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или сами органы управления.

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специа­листов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, ком­бинатами, институтами в соответствии с типовыми программами. Эти типовые программы разрабатываются и утверждаются соот­ветствующими министерствами, ведомствами, органами управле­ния охраной труда субъектов Российской Федерации.

Контроль за своевременной проверкой знаний по охране тру­да руководителей и специалистов предприятий осуществляет Го­сударственная инспекция труда.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих (в том числе и операторов технических систем) проводятся в соответ­ствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безо­пасности труда. Общие положения*.

188


Стр. 188 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 189 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Тестовые задания для самоконтроля (отметить правильные ответы)

Тест 1. Готовность человека к:успешным действиям в условиях аварий­ной ситуации в наибольшей степени определяется (укажите приоритеты):

1) уровнем профессиональной подготовки;

2) и нди видуал ь н остью. л и чно стью ч ел овека;

3) отсутствием всей полноты информации о наступившем собы­тии:

4) наличием средств для предупреждения и ликвидации опасно­сти.

Тест 2. К факторам, определяющим способность оператора противо­стоять опасности. относятся:

1) фактор демографического характера;

2) психобиологический фактор:

3) реп родукти ены й фа кто р;

4) психофизиологический фактор.

Тест3. Деятельность оператора отличается от других видов трудовой деятельности:

1) постоянным наличием фактора «дефицит времени»;

2) удаленностью от предмета труда, дистанционным воздействи­ем на пред мет трудд;

3) уровнем нагрузки на сенсорный компонент (при этом до 90% информации приходится на зрительный анализатор);

4) выполнением множества разнообразных, часто несхожих между собой функций (наблюдение, управление, переговоры и др.);

Б) ответственностью за принятие решений.

Тест 4. Руководитель объекта а ко ном и ки (работодатель) несет ответ­ственность за несчастные случаи, происшедшие с работника­ми:

1) в течение рабочего времени на территории организации (пред­приятия);

2) в течение рабочего времени вне территории организации (предприятия);

3) по окончании работы, во время приведения в порядок рабочей одежды;

4) в быту.

190


Стр. 190 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 191 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 192 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 193 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...






Стр. 194 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Рассмотрим организацию и управление безопасностью жиз­недеятельности на различных уровнях.

На международном уровне данная миссия возложена на Орга­низацию Объединенных Наций (ООН), членами которой являют­ся практически все суверенные государства. В рамках ООН дей­ствуют различные специализированные учреждения: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сель­скохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация Объ­единенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ) и др.

Значительную роль в обеспечении безопасности жизнеде­ятельности играют международные организации: Европейское сообщество (ЕС). НАТО, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др,

Система управления национальной безопасности России вклю­чает совокупность государственных органов и общественных структур, законных сил и средств, обеспечиваюших зашиту наци­ональных ресурсов и ценностей, а также общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.

Государство в соответствии с действующим законодатель­ством обеспечивает безопасность каждого гражданина на терри­тории Российской Федерации, а гражданам, находящимся за ее пределами, гарантирует защиту и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязан­ностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик Российской Федерации, нормативными актами орга­нон государственной власти и управления краев, областей, авто­номных областей и округов.

Выделяют несколько уровней системы государственных орга­нов и ведомств, обеспечивающих безопасность человека, обще­ства, государства.

Первый уровень — органы законодательной власти, определя­ющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления.

Второй уровень — органы исполнительной нласти, определя­ющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.

Третий уровень — судебные органы, обеспечивающие неукос­нительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности.

195


Стр. 195 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Четвертый уровень — государственные институты, обеспечи­вающие безопасность на уровне системы мер (охрана границ госу­дарства. таможенный контроль, налоговые органы и др.).

Пятый уровень — система органов внутренних дел и спец­служб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренни­ми угрозами.

Шестой уровень — единая государственная система предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. №2446-1.

Не уровне конкретного предприятия организационная структу­ра системы безопасности может быть самой разнообразной в за­висимости от его масштаба, формы собственности и т.п.

Основной целью системы безопасности предприятия (органи­зации) является предотвращение ушерба его деятельности из-за разглашения, утечки и несанкционированного доступа к источ­никам конфиденциальной информации; хищения финансовых и материально-технических средств; уничтожения имущества и ценностей: нарушения работы технических средств обеспечения производственной деятельности.

На современном производстве создаются те или иные вредные и опасные условия для работающих и окружающей среды, что требует организации их надежной и эффективной зашиты. По­этому на предприятиях имеет место и производственная безопас­ность, предназначенная для зашиты человека от воздействия опасных производственных и внешних факторов.




double arrow
Сейчас читают про: