double arrow

Методы управления рисками


Избежать полностью риска в инновационном предпринимательстве невозможно, поскольку инновации и риск – 2 взаимосвязанные категории. Инновационная деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какие нововведения будут иметь успех на рынке, а какие не будут пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям следует тщательно анализировать инновационные проекты, чтобы избежать ошибок и тем самым уменьшить риск как можно на более ранних этапах реализации проектов.

Кроме ранее приведенной системы классификации рисков можно выделить следующие виды риска:

1) активный риск – риск от предпринимательской деятельности;

2) пассивный риск – риск от бездействия, от безынициативности, от запаздывания принятия необходимых решений;

3) налоговый риск – трудно прогнозируемая государственная политика в области налогового законодательства в условиях кризисной экономики;

4) деловой – риск, связанный с отсутствием надежной социальной инфраструктуры, обязательности в деловых отношениях партнеров;

5) психологический – отсутствие или наличие способности к принятию быстрых и точных решений, к смене сферы деятельности.




Основными методами управления рисками являются:

1) метод распределения рисков;

2) метод диверсификации;

3) передача (трансфер) риска;

4) метод лимитирования;

5) метод хеджирования;

6) метод резервирования;

7) метод страхования.

Метод распределения рисков заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск тому участнику, который лучше всех может его контролировать. Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказов в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев. Поэтому распределение риска между участниками инновационной деятельности повышает надежность достижения результатов.

Метод диверсификации обеспечивает снижение инновационных рисков за счет распределения исследований и капиталовложений по разнонаправленным инновационным проектам непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и приносить прибыль. Доказано, что портфели, состоящие из рисковых финансовых активов могут быть сформированы таким образом, что совокупный уровень риска портфеля будет меньше риска любого отдельного финансового актива, входящего в него.

Диверсификация будет иметь незначительный эффект, если между финансовыми активами имеется большая корреляция. Возможные варианты диверсификации инвестиционного портфеля предполагают: сочетание финансовых активов, движущихся параллельно с рыночными индексами и иных финансовых активов, имеющих противоположную тенденцию; присутствие иностранных ценных бумаг, так как экономики разных государств не всегда движутся синхронно.



Передача (трансфер) риска – метод снижения риска путем заключения соответствующих контрактов. Этот метод используется в тех случаях, когда величина возможного риска неприемлема для инновационного предприятия. Передача риска инновационной деятельности, как правило, осуществляется путем заключения следующих видов контрактов:

• строительные;

• лизинговые;

• хранение и транспортировка грузов;

• продажа, обслуживание, снабжение;

• факторинг - покупка банком-посредником у своего клиента-поставщика требований к его покупателям. Банк в течение 2-3 дней оплачивает 70-80% требований в виде аванса, оставшуюся часть за вычетом своих комиссионных - по моменту поступления средств от покупателей.

Метод лимитирования – предполагает ограничение предельных сумм расходов, продажи, кредита. Этот метод применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд хозяйственным субъектам, а предприятиями – при продаже товаров в кредит и определении сумм вложений капиталов в различные проекты.

Метод хеджирования – эффективный способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и опционов (обязателен для продавца и необязателен для покупателя)).



Метод резервирования – метод, который обеспечивает надежность функционирования системы за счет формирования резерва, из которого возмещается ущерб из-за отказа одного из элементов системы. Величина резерва должна быть равна или превышать величину возможных потерь, однако затраты на содержание резервов не должны превышать издержки, связанные с восстановлением отказа системы.

Страхование как метод снижения риска предполагает создание специального фонда средств и его использование для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванного неблагоприятными событиями (страховыми случаями). Для страхования обязательно наличие 2 сторон: специальной организации (страховщика), аккумулирующей соответствующие средства, и юридических и физических лиц (страхователей), вносящих в фонд установленные платежи. Их взаимные обязательства регламентируются договором. Из всех форм управления рисками страхование наиболее полно отвечает идеальным условиям, так как ресурсы для покрытия потерь инновационной фирмы получаются от страховых организаций быстрее, чем из любого другого источника.

Наряду с перечисленными методами управления рисками для уменьшения негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности используется прямое воздействие на управляемые факторы риска, а именно:

• анализ и оценка инновационного проекта;

• проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту;

• планирование и прогнозирование инновационной деятельности;

• подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности;

• создание инновационного настроя менеджмента на всех уровнях управления, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив;

• защита коммерческой тайны.

В конкретной ситуации выбор метода управления рисками зависит от многих факторов и в первую очередь от вида инновационной деятельности, опыта и квалификации менеджмента, возможностей инновационного предприятия. Для достижения более эффективных результатов, как правило, используется ни один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления инновационного проекта.

Контрольные вопросы к теме

1. Причины возникновения рисков.

2. В чем состоит задача теории управления инновационными рисками.

3. Что понимается под риском.

4. Условия возникновения рисков в соответствии с теорией управления рисками.

5. Что такое шанс.

6. Цели управления рисками.

7. Этапы управления рисками.

8. Классификация рисков.

9. Качественные методы оценки рисков.

10. Количественные методы оценки рисков.

11. Основные методы управления рисками.

Планирование инновационных процессов.

1. Задача планирования инноваций.

2. Принципы планирования инноваций.

3. Виды планирования инноваций. Процесс планирования.

4. Научно-техническое прогнозирование.

Задача планирования инноваций.

Планирование инноваций – это функция менеджмента, направленная на разработку основных направлений и пропорций инновационного процесса в соответствие с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынке.

В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет 7 частных функций:

1) целевая ориентация всех участников инновационного процесса. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников инновационного процесса ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного процесса или инновационного предприятия в целом.

2) ориентирование планов на перспективу, предвидение проблем развития. Планы, базируясь на научных прогнозах развития экономики, намечают желаемые состояния объекта в будущем и предусматривают конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций и сдерживание отрицательных.

3) координация деятельности всех участников инновации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие отклонения при реализации планов. Координация деятельности осуществляется в следующих формах:

• распорядительная – директивное утверждение плановых документов, обязательных для выполнения всеми участниками инновационного процесса;

• установление каждому подразделению, каждому участнику инновационного процесса плановых заданий, являющихся частью инновационного проекта;

• бюджетная – осуществляется путем разработки планового бюджета в виде ограничения по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, выделяемым каждому участнику;

• инициативная – добровольное и осознанное согласование действий менеджеров и всех участников в пределах делегированных им полномочий, задач и ответственности.

4) подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. Планирование вносит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности этих решений.

5) создание объективной базы для эффективного контроля. Планы представляют собой желаемые состояния системы на определенный период времени. Плановые показатели дают возможность объективно оценить деятельность инновационного предприятия путем сравнения фактических значений параметров с плановыми. В таких условиях контроль становится предметным, направленным на достижение целевого состояния системы.

6) информационное обеспечение участников инновационного процесса. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, результатах и других условиях осуществления инноваций.

7) мотивация работников. Успешное выполнение плановых заданий является объектом особого стимулирования и основанием для оценки вклада каждого подразделения, каждого участника в инновационный процесс или в инновационное предприятие в целом.

В процессе планирование осуществляется:

1) обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для предприятия в целом и каждого структурного подразделения в частности;

2) формирование программ исследования, разработок и производства инновационной продукции;

3) распределение программ и конкретных заданий по отдельным этапам и по исполнителям;

4) расчет потребности в ресурсах и их распределение по исполнителям и проектам.

Принципы планирования инноваций.

Планированию инноваций присущи принципы, устанавливающие общие правилы разработки и функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте. Наиболее важными принципами планирования являются:

1) принцип научной обоснованности планирования. Соблюдение этого важного требования обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов, использованием методов оптимального планирования.

2) принцип доминирования стратегических аспектов в планировании – вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их значимости для обеспечения конкурентоспособности инновационного предприятия. Такая ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования инновационных процессов и подчинения ему всех других видов оперативного планирования.

3) комплексность планирования инноваций – означает увязку всех разрабатываемых на инновационном предприятии планов. Система планирования инноваций имеет сложную структуру и включает подготовку различных по целевой направленности, уровню разработки и содержанию планов. Реальное воплощение принцип комплексности в планировании инноваций на инновационном предприятии находит в составе разрабатываемых планов и методов их взаимного согласования.

4) одним из существенных условий обоснованности и комплексности планирования является необходимость соблюдения принципа бюджетной сбалансированности планов. Соблюдение этого принципа обеспечивается применением балансового подхода к составлению различных планов. Этот принцип реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях инновационного предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов.

5) принцип гибкости и эластичности планирования – требует динамичной реакции планов на изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов характеризует их способность реагировать на проявления случайных факторов в инновационных процессах, а эластичность проявляется в способности сохранять необходимые резервы для маневра, даже при оптимальных решениях, и предусматривать плановые альтернативы. Реализация принципа гибкости и эластичности, исходя из специфики инновационных процессов, должна рассматриваться как обязательное условие при проектировании системы планирования инноваций и обуславливаться соответствующими процедурами подготовки и принятия плановых решений.

6) непрерывность планирования инноваций – включает 2 аспекта:

• преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности (долго-, средне- и краткосрочных);

• требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений.

Принцип непрерывности предполагает рассматривать планирование как последовательный процесс разработки, детализации, уточнения, внесения изменений и продления планов.

Перечисленные принципы, составляя методическую основу формирования системы планирования инноваций, находят выражение в составе, содержании, порядке и методов разработки планов на инновационном предприятии.

Виды планирования инноваций на предприятии. Процесс планирования.

Система планирования инноваций включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Принципиальная схема классификации видов планирования выглядит следующим образом:

        Признаки классификации      
                             
                                     
  Период планирования     Уровень планирования     Предмет планирования     Содержание планирования     Цель планирования
                 
                           
  - долгосрочное планирование (свыше 5 лет) - среднесрочное планирование (от 1 до 5 лет) - краткосрочное планирование (до 1 года)     - предприятие в целом - подразделение - проект - отдельный исполнитель     - НИОКР - производство - сбыт -снабжение - персонал - финансы - прочее     - продуктово-тематическое - технико-экономическое - объемно- календарное     - стратегическое планирование - оперативное планирование
                   
                                     

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций. Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается:

• в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла;

• в формировании системы целей деятельности предприятия;

• в определении стратегии поведения на рынках инноваций.

При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, прогноз развития рынков, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха. Стратегическое планирование, как правило, ориентированно на период 5 и более лет, его целью является создание нового потенциала успешной деятельности инновационного предприятия.

Оперативное планирование инноваций имеет своей целью поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития инновационного предприятия. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля инновационного предприятия, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов требуемых ресурсов и источников их покрытия. Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга.

Планирование должно охватывать все сферы и иерархические уровни организации. В этом разрезе различают комплексное или сводное планирование деятельности инновационного предприятия в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов, лабораторий, цехов, участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью их детализации и методами разработки.

По предметному признаку на инновационном предприятии в отдельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспечения, финансов, персонала и других предметных областей. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов.

Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в следующих видах плановых расчетов: продуктово-тематических, технико-экономических и объемно-календарных.

Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики НИОКР, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствовании технологии и организации производства. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ инновационного предприятия и подразделений.

Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения продуктово-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности предприятия. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.

Объемно-календарное планирование инноваций заключается в планировании объема работ, загрузки оборудования, подразделений, исполнителей, построении календарных графиков выполнения работ по отдельным проектам, распределении работ по отдельным календарным периодам.

В зависимости от периодов планирования различают планы долгосрочные, ориентированные на 5 и более лет, среднесрочные – до 5 лет, и краткосрочные, охватывающие период времени до 1 года. В разрезе краткосрочного планирования разрабатываются сменные задания, суточные планы, недельные, декадные, месячные, квартальные, полугодовые, а также планы выполнения конкретных проектов.

Период планирования влияет на характер планируемых показателей, степень их детализации и уровень принятия плановых решений.

Состав и сочетания различных видов планов в рамках отдельной организации формируется исходя из принятой в ней концепции планирования инноваций.







Сейчас читают про: