Понятие полномочий МСУ и формы их осуществления. Соотношение компетенции представительного органа МСУ и иных органов МСУ

Полномочия МСУ – закрепляемые нормами МуП за населением, органами и должностными лицами МСУ, за МО в целом как субъектами правовых отношений права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций МСУ (к ним также относятся отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МСУ).

Полномочия МСУ: 1) Реализуются непосредственно населением МО (право избирать представительные и иные выборные органы МСУ, выборных должностных лиц, выражать свою волю, используя иные формы прямой демократии (местный референдум, сход, голосования по отзыву выборных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством, население непосредственно (на сходе) вправе осуществлять исключительные полномочия представительного органа; право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения).

2) Осуществляются органами и должностными лицами МСУ (выступают основным элементом их правового статуса, входят в их компетенцию; определяются законодательством о МСУ, уставами МО, иными НПА МО).

Полномочия МСУ:

1) Собственные полномочия МСУ (признаваемые за МО государством и обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с организацией и осуществлением МСУ).

2) Отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МСУ. (наделение осуществляется только ФЗ и законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств).

Государственные органы не вправе осуществлять полномочия МСУ (ст.75 ФЗ 2003 устанавливает случаи временного осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий МСУ – стихийные бедствия; просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых обязательств, превышающая 30% доходов бюджетов МО; нецелевое расходование субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий).

Не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ полномочия органов МСУ по (принятию устава МО, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов МСУ, изменению границ территории МО, преобразованию МО).

Предметы ведения органа МСУ – круг определенных КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставом МО вопросов, обусловленных задачами и целями МСУ, решение по которым принимает соответствующий орган МСУ, наделенный для этого собственными полномочиями (в совокупности они определяют сферы местной жизни, организации и осуществления МСУ, в рамках которых орган МСУ правомочен принимать решения).

Предметы ведения органов МСУ обусловлены задачами и функциями МСУ, предметами ведения МО, вопросами, связанными с реализацией отдельных государственных полномочий (закрепляются в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ в уставах МО, других НПА МО, определяющих статус органов МСУ).

Предметы ведения органа МСУ включают вопросы:

· местного значения (по их решению орган МСУ наделяется собственными полномочиями);

· связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий (ими он может наделяться);

· которые не относятся ФЗ 2003 к вопросам местного значения, не являются государственными полномочиями, не отнесены к компетенции иных органов публичной власти и не исключены из компетенции органов МСУ (органы МСУ вправе решать их только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов);

· формирования и организации работы органов и должностных лиц МСУ.

Органы общей компетенции – представительные органы МСУ и местная администрация, предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.

Органы специальной компетенции – органы МСУ, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни (контрольный орган МСУ; отраслевые органы местной администрации).

Права и обязанности органов МСУ (свои функции и задачи они реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей).

Полномочия, осуществляемые органами МСУ:

1) полномочия общего характера (определяют задачи, направления работы органов МСУ);

2) полномочия конкретного характера (связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая одновременно реализацию полномочий общего характера).

Компетенция органа МСУ – установленная нормами МуП совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом МСУ вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями МСУ.

Принципы правового регулирования и реализации компетенции органов МСУ:

· Перечень вопросов местного значения не может быть изменен только путем внесения изменений в ФЗ 2003;

· Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения – полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ;

· Органы государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляют регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий;

· Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов;

· Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении органов МСУ осуществляется органами государственной власти РФ в случаях и порядке, установленных КРФ и ФЗ (субъектов РФ – КРФ, ФЗ и законами субъектов РФ));

· По вопросам местного значения органами и должностными лицами МСУ принимаются МуПА, подлежащие обязательному исполнению на всей территории МО;

· При решении вопросов местного значения органы МСУ могут заключать договоры и соглашения;

· Органы МСУ поселений и городских округов вправе в соответствии с уставами МО принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ в целях решения вопросов местного значения;

· В целях решения вопросов местного значения органы МСУ поселений, муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями (принятие устава, издание МуПА; установление официальных символов МО; создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги; обеспечение подготовки муниципальных выборов, местного референдума; принятие планов и программ развития МО; учреждение СМИ; осуществление международных связей);

· Подчиненность органа или должностного лица МСУ одного МО органу или должностному лицу другого МО не допускается.

Соотношение и взаимодействие представительного органа МО и иных органов МСУ (ФЗ 2003 обязывает МО предусматривать в структуре их органов представительный орган, главу МО, местную администрацию, определяет порядок их формирования и основы их компетенции, которая должна быть закреплена в уставе МО).

Вопросы исключительной компетенции представительных органа МО (принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; принятие планов и программ развития МО; определение порядка – управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, установлении тарифов на их услуги; участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; обеспечения деятельности органов МСУ; контроль за исполнением органами и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения).

Иные полномочия представительных органов МО определяются ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, уставами МО (назначение референдума, муниципальных выборов, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица МСУ, голосования по вопросам изменения границ МО, его преобразования; установление границ территории, на которой осуществляется ТОС).

Вопросы компетенции главы МО (представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями; подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом МО; издает в пределах своих полномочий НПА; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО) (подотчетен и подконтролен населению и представительному органу МО).

Вопросы компетенции местной администрации (наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий) (глава местной администрации руководит ей на принципах единоначалия – глава МО или лицо, назначаемое на данную должность по контракту; структура местной администрации утверждается предст.органом МО).

Глава местной администрации может от имени МО приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. Контрольный орган МО создается в целях контроля за использованием бюджетных средств и муниципального имущества (проводит проверки, результаты которых подлежат опубликованию; органы и должностные лица МСУ обязаны представлять по его требованию необходимую информацию и документы, относящиеся к их компетенции) (формируется на муниципальных выборах или представительным органом).

66. Полномочия МСУ в планово-финансовой деятельности

В системе МСУ планирование служит повышению эффективности управления экономическими, социальными и экологическими процессами на местном уровне, обеспечению комплексного развития МО.

ФЗ 2003 не относит комплексное социально-экономическое развитие МО к вопросам местного значения, но наделяет органы МСУ полномочиями в этой сфере.

Планирование в муниципальной деятельности используется в целях:

1) обеспечения комплексного социально-экономического развития МО (принятие его планов и программ – исключительная компетенция представительного органа; проекты должны выноситься на публичные слушания; принимаются на долгосрочный период и определяют стратегию развития МО; их разработка осуществляется местной администрацией);

2) обеспечения градостроительной деятельности (утверждение генеральных планов поселения, городского округа, схем территориального планирования муниципального района);

3) обеспечения деятельности по решению отдельных проблем местной жизни (программа ликвидации аварийного жилищного фонда и др.);

4) приватизации муниципального имущества (в соответствии с ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества);

5) организации работы органов и должностных лиц МСУ (планы работы представительного органа МО, местной администрации, контрольного органа).

Планы и программы развития МО должны основываться на принципах:

1) ориентации на саморазвитие территории, мобилизацию собственных возможностей и ресурсов;

2) содействие формированию рыночной инфраструктуры;

3) приоритетное решение острых проблем жизнеобеспечения населения МО;

4) ориентация на развитие реального МСУ с созданием адекватной материально-финансовой базы;

5) развитие вертикального и горизонтального взаимодействия.

Планирование социально-экономического развития МО должно сочетаться с региональными планами и программами, принимаемыми органами государственной власти субъектов РФ (органы МСУ в ряде случаев привлекаются органами государственной власти субъекта РФ к реализации региональных программ в качестве соисполнителей).

Полномочия органов МСУ в бюджетно-финансовой сфере устанавливаются КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставами и иными НПА МО (должны соблюдаться требования Европейской хартии МСУ).

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ, ФЗ 2003, а также принимаемыми в соответствии с ними законов субъектов РФ (ФЗ 2003).

Обязательному опубликованию подлежат (проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе его исполнения и о численности муниципальных служащих органов МСУ).

Составление проектов местных бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляются согласно бюджетной классификации (группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов).

Федеральные органы государственной власти при осуществлении бюджетных полномочий устанавливают (порядок разграничения бюджетных обязательств РФ, субъектов РФ и МО; порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов; порядок осуществления заимствований МО, управления долгом МО; единый порядок ведения бюджетного учета; основания и порядок временного осуществления органами государственной власти субъектов РФ бюджетных полномочий органов МСУ).

Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ (установление порядка представления в исполнительные органы субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об их исполнении; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств МО, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ; установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов МСУ).

Органы государственной власти городов федерального значения осуществляют дополнительно бюджетные полномочия (определяют источники доходов бюджетов внутригородских МО, объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов их бюджетам, порядок ведения реестра расходных обязательств внутригородских МО).

Бюджетные полномочия органов МСУ:

1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждения и исполнения, осуществления контроля и утверждения отчета об исполнении; 2) составляют, рассматривают проект, утверждают и исполняют местный бюджет, составляют и утверждают отчет об исполнении; 3) устанавливают и исполняют расходные обязательства МО; 4) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и предоставляют их; 5) осуществляют муниципальные заимствования, управление муниципальным долгом; 6) детализируют объекты бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету.

Органы МСУ муниципальных районов также (устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов (район – поселение); определяют цели и порядок предоставления субвенций (поселение – район) на решение вопросов межмуниципального характера; составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района).

Бюджетный процесс в МО – регламентируемая нормами права деятельность органов МСУ и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению местного бюджета, а также по контролю за его исполнением.

Проект местного бюджета разрабатывает финансовый орган МО (разработка прогноза развития – местная администрация; составлению проекта предшествует подготовка сводного финансового баланса) (одновременно с проектом местного бюджета составляются адресная инвестиционная программа, план развития муниципального сектора экономики, структура муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований).

В проекте решения о местном бюджете устанавливаются (расходы бюджета по функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета).

Рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета осуществляется представительным органом МО (проект вносится на рассмотрение местной администрацией; рассмотрение проекта начинается не позднее чем за месяц до начала финансового года).

Исполнение местного бюджета производится местной администрацией (организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган местной администрации; бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов; исполнение доходной части местного бюджета осуществляется за счет налоговых и неналоговых поступлений; исполнение бюджета осуществляется на основании бюджетной росписи, составляемой главным распорядителем бюджетных средств МО по распорядителям и получателям бюджетных средств).

В процессе исполнения местного бюджета размещается муниципальный заказ на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом МО (заказчик – органы или должностные лица МСУ).

Муниципальные заимствования могут проходить в соответствии с утвержденным местным бюджетом в целях реализации программ и проектов развития МО.

Контроль за исполнением местного бюджета осуществляет представительный орган МО (самостоятельно определяет формы контроля; вправе привлекать аудиторов; контрольный орган МО) (местная администрация информирует о ходе и прогнозах исполнения бюджета представительный орган МО, который анализирует и проверяет своевременность и правильность его исполнения, оценивает качество принятых по его исполнению решений, проверяет эффективность использования бюджетных средств и средств целевых бюджетных фондов).

Отдельные полномочия органов МСУ могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в случаях:

1) возникновения просроченной задолженности МО по исполнению своих долговых обязательств (решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до года);

2) осуществления отдельных государственных полномочий за счет субвенций органами МСУ было допущено нецелевое расходование бюджетных средств (решение принимается исполнительным органом субъекта РФ с изъятием субвенций).

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности осуществляется путем предоставления дотаций из специально формируемых фондов (ФЗ 2003 также определяет иные средства финансовой помощи местным бюджетам и устанавливает порядок предоставления субвенций местным бюджетам).

Запрещено определять ФЗ, законами субъектов РФ объем расходов за счет средств местного бюджета (ФЗ 2003 закрепляет также иные гарантии самостоятельности местных бюджетов).

67. Полномочия МСУ в области управле­ния муниципальной собственностью. Взаимоотношения органов МСУ с муниципальными предприятиями, уч­реждениями и организациями. Межмуниципальное сотрудничество

МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 КРФ) (особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственность, порядок учета муниципального имущества устанавливаются ФЗ).

Полномочия органов МСУ в области управления и распоряжения муниципальным имуществом:

1) установление порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

2) образование исполнительно-распорядительных органов МСУ;

3) владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;

4) развитие межмуниципального экономического сотрудничества, осуществление международных и внешнеэкономических связей;

5) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы МО;

6) осуществление соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Правовую основу управления и распоряжения органами МСУ муниципальным имуществом составляют (КРФ, ГК РФ, ФЗ 2003, другие ФЗ и НПА РФ, законы и НПА субъектов РФ (принятые в пределах их полномочий)).

К исключительной компетенции представительного органа относятся (принятие планов и программ развития МО; утверждение местного бюджета; определение порядка – управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и установлении тарифов на их услуги; участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; обеспечения деятельность органов МСУ).

Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется органами МСУ на основе положения, принимаемого представительным органом МО (определяет цели и задачи).

Цель управления и распоряжения муниципальным имуществом (решение социально-экономических задач МО, сохранение и создание новых рабочих мест; привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, обеспечение доходной части бюджета).

Задачи, решаемые при достижении указанной цели (определение и применение наиболее эффективных способов использования имущества; оптимизация структуры собственности МО; пообъектный учет его имущества и его движения; получение нарастающих доходов от имущественных комплексов МУП и муниципальных учреждений, долей в хозяйственных обществах; совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью; контроль за сохранностью и использованием муниципального имущества по целевому назначению).

В Положении о порядке управления муниципальным имуществом содержатся разделы (формирование, состав и учет муниципального имущества; полномочия органов МСУ в сфере управления и распоряжения им; формы и способы управления и распоряжения; финансовое обеспечение управления; отчетность и контроль).

В развитие указанного положения представительный орган принимает НПА, устанавливающие порядок (создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; владения, пользования, управления и распоряжения имуществом, переданным предприятиям; управления и распоряжения муниципальными акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; приватизации объектов муниципальной собственности; направления в местный бюджет доходов от использования муниципальной собственности).

Особенности полномочий органов МСУ в области управления и распоряжения имуществом обусловлены правовым статусом МО (хозяйственная деятельность МО ведется в интересах как получения дохода и решения социально-экономических проблем, так и регулирования общего хозяйственного оборота в МО).

Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет местная администрация:

· принимает в пределах своих полномочий правовые акты по управлению муниципальным имуществом;

· осуществляет управление финансовыми средствами МО;

· принимает решения о создании коммерческих и некоммерческих организаций или участии в них с использованием муниципальной собственности;

· принимает решения по вопросам управления муниципальными предприятиями и учреждениями;

· принимает решения о приобретении имущества в муниципальную собственность;

· организует разработку и выполнение программ приватизации муниципального имущества;

· определяет размер и виды затрат на организацию и проведение указанной приватизации;

· определяет порядок ведения специализированного учета муниципального имущества;

· принимает решения о приобретении в муниципальную собственность акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ;

· устанавливает размеры ставок арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности;

· осуществляет контроль за использованием объектов муниципальной собственности.

Комитет по управлению муниципальным имуществом (орган местной администрации; наделен правами юридического лица; положение о нем принимает представительный орган МО) (осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом – заключение договоров аренды земельных участков и движимого имущества, осуществление контроля за поступлением средств от аренды в местный бюджет; утверждение уставов МУП, согласование уставов муниципальных учреждений; осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества, переданного предприятиям; подготовка программы приватизации муниципального имущества, обеспечение ее выполнения и отчет о ее реализации; разработка и ведение специализированного учета объектов муниципальной собственности; обеспечение проведения ее инвентаризации).

Учет муниципального имущества производится – ведение реестра объектов муниципальной собственности (муниципальная информационная система, представляющая совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах муниципальных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них).

Объекты учета реестра (МУП и муниципальные учреждения, здания, строения, сооружения, объекты инженерного и коммунального назначения, доли в уставном капитале хозяйственных обществ, объекты муниципальной собственности, переданные в пользование, аренду, залог, автотранспорт МУП и муниципальных учреждений) (держатель реестра – комитет по управлению муниципальным имуществом; порядок ведения реестра определяется в положении, принимаемом представительным органом МО; собственник реестра - МО).

Способы распоряжения муниципальным имуществом:

1) аренда (передача в возмездное срочное пользование муниципального имущества, находящегося в составе казны МО);

2) ссуда (передача в безвозмездное срочное пользование имущества казны);

3) приватизация (возмездное отчуждение в частную собственность имущества казны) (проводится на основе ежегодного прогнозного плана приватизации муниц. имущества на очередной финансовый год);

4) с овершение гражданско-правовых сделок в процессе хозяйственной деятельности МУП и муницип. учреждений, у которых данное имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Органы МСУ обладают большими правами в отношении МУП, муниципальных учреждений (определение порядка принятия решений об их создании, реорганизации и ликвидации и установлении тарифов на их услуги – исключительная компетенция представит. органа МО).

Часть муниципального имущества закрепляется за МУПП и муниципальными учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления (другая часть муниципального имущества (нераспределенная) – казан МО).

Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, определяемых ГК РФ (не вправе продавать его, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или иным способом распоряжаться им без согласия органа МСУ, осуществляющего от имени МО право собственника муниципального имущества).

Муниципальные учреждения в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (органы МСУ от имени МО субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений).

Органы МСУ в отношении организаций, находящихся в муниципальной собственности (определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги); утверждают их уставы; назначают и увольняют их руководителей, заслушивают их отчеты).

Органы МСУ могут участвовать в создании хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных), необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с ФЗ и НПА представительных органов МО) (указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов МСУ).

Порядок участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества – исключительная компетенция представительного органа МО (межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют деятельность в соответствии с ГК РФ и иными ФЗ; подлежат государственной регистрации) (некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов осуществляют деятельность в соответствии с ГК РФ, ФЗ о некоммерческих организациях).

Контроль за управлением и распоряжением муниципальным имуществом осуществляется в целях сохранности имущества, его эффективного и целевого использования, обоснованности затрат на его содержание (контроль – исключительная компетенция представит. органа МО; предусмотрена возможность создания контрольного органа МО, в который органы и должностные лица МСУ должны предоставлять необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к его ведению).

68. Взаимоотношения органов МСУ с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящи­мися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ

На территории МО находятся организации, не входящие в состав муниципальной собственности (государственные, частные – все они обязаны исполнять решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц МСУ, принятые в пределах их полномочий; неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет ответственность в соответствии с законами).

В своей деятельности указанные организации должны руководствоваться решениями органов МСУ, регулирующими использование водных объектов местного значения, месторождений полезных общераспространенных ископаемых, планировку и застройку территорий МО и другие вопросы (органы МСУ не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением предусмотренных ФЗ и законами субъектов РФ).

По вопросам, не входящим в компетенцию органов МСУ, их отношения с указанными организациями строятся на основе договоров.

Органы МСУ вправе координировать участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории МО (используют финансово-экономические методы, организационно-правовые формы взаимодействия; вправе объединять на добровольной основе средства организаций, граждан, местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры).

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета (его размещение осуществляется на конкурсной основе, исключение – случаи, когда он размещается путем запроса котировок цен на товары, работы, услуги, или случаи закупки у единственного исполнителя).

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом МО и НПА органов МСУ в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ (представительные органы МО утверждают положения: о муниципальном заказе МО; о порядке размещения муниципального заказа; о муниципальных конкурсных комиссиях МО).

Муниципальный заказ формируется и размещается в целях рационального использования бюджетных средств, максимального привлечения местного производственного потенциала к решению вопросов местного значения (не исключена возможность его использования для решения вопросов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий).

Проект муниципального заказа формируется местной администрацией (ее отраслевыми и территориальными органами), распорядителями бюджетных средств и муниципальными учреждениями (способ размещения муниципального заказа на конкурсной основе – муниципальные торги (конкурс)).

Органы МСУ содействуют созданию на своей территории организаций различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, стимулируют их деятельность, используя налоговые льготы, предоставляя иные льготы и преимущества (оказывают содействие развитию определенных форм хозяйственной деятельности, поддержку определенным категориям хозяйствующих субъектов).

Формы поддержки органами МСУ некоммерческих организаций (предоставление льгот по уплате налогов и иных сборов и платежей; предоставление иных льгот; размещение среди них муниципальных социальных заказов; предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку некоммерческим организациям).

Взаимодействие органов МСУ с градообразующими организациями (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – при рассмотрении дела о банкротстве такой организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган МСУ; МО может быть дано поручительство по обязательствам должника; финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении такой организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа МСУ при условии представления поручительства по обязательствам должника).

При наличии ходатайства органа МСУ существенным условием купли-продажи градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников организации на дату ее продажи (иные условия могут быть установлены по предложению органа МСУ исключительно с согласия собрания кредиторов).

Поддержка малого предпринимательства органами МСУ (вправе принимать программы его развития и поддержки, которые включают: меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на местном уровне; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности его субъектов; меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства; меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения) (финансовое обеспечение программ осуществляется за счет средств местных бюджетов; объем финансирования указывается отдельной строкой в расходной части бюджета).

69. Полномочия МСУ в области использо­вания и охраны земли и других природных ресурсов

Полномочия органов МСУ в данной сфере определяются Конституцией РФ и рядом законодательных и иных нормативных актов.

В целом можно определить, что органы МСУ в области использования земли и других природных ресурсов наделены исключительной компетенцией, а полномочия этих органов исходят, в данном случае, из вопросов местного ведения.

Так, Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 213 " О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан " главам местной администрации сельских районов предоставлено право устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.

Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 № 105 утверждено Положение о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений. В соответствии с данным Положением работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов МСУ или по заявкам владельцев недвижимости. Постановления органов МСУ о межевании и сроки его проведения должны опубликовываться в местной печати. При этом разработка проекта межевания территории может осуществляться по инициативе органов МСУ с утверждением проекта межевания территории решением органа МСУ, что является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.

Указом Президента России от 07.03.1996 № 337 " О реализации конституционных прав граждан на землю " органам МСУ в целях укрепления индивидуального сектора на селе дано право увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а по заявлению собственника - выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам РФ для производства сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с постановлением Правительства России от 08.06.1996 № 667 " Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования " органы МСУ и органы исполнительной власти субъектов РФ по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству вправе принимать решение о создании целевого земельного фонда; определять состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда; принимать решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.

На основании постановления Правительства РФ от 15.03.1997 № 319 "О порядке определения нормативной цены земли " органам МСУ (администрации) по мере развития рынка земли предоставлено право своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с п. 1 данного постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

Полномочия МСУ в области использования земли и других природных ресурсов:

· правовое регулирование общественных отношений, связанных с использованием земли;

· планирование использования земель;

· формирование в структуре местной администрации органов, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

· владение, пользование, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

· землеустройство;

· решение вопросов, связанных с установлением платы за землю;

· осуществление муниципального земельного контроля.

В муниципальной собственности находятся земельные участки (признанные таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством) (в собственность МО могут передаваться безвозмездно земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами МО).

Органы МСУ в области земельных отношений в пределах своих полномочий могут согласно ЗК РФ издавать акты, содержащие нормы Земельного права (утверждают генеральные планы поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов, правила землепользования и застройки; вправе разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель).

Планирование использования земель (утверждение органами МСУ генеральных планов поселения, городского округа, схем территориального планирования муниципального района, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО, резервирование земельных участков для муниципальных нужд).

Органы МСУ, управляя и распоряжаясь муниципальной землей, предоставляют муниципальные земельные участки в собственность граждан и юридических лиц (за исключением тех, которые не могут находиться в частной собственности) и в аренду.

ЗК РФ закрепляет полномочия органов МСУ в сфере земельных отношений (устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности; особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из этих земель; порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков).

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из муниципальных земель, для ведения ЛПХ и индивидуального жилищного строительства устанавливаются НПА органов МСУ.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства (органы МСУ вправе предоставлять эти участки в собственность без предварительного согласования места размещения объекта (исключительно на торгах, конкурсах, аукционах), орган МСУ определяет целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, форму проведения торгов и сумму задатка; предоставление с предварительным согласованием места размещения объекта).

Порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (органы МСУ обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности МО, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур их предоставления).

Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование муниципальным учреждениям, органам МСУ допускается ЗК РФ.

Возможность принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка (ЗК РФ определяет права органов МСУ в этом процессе, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок, после принятия решения судом направляют заявление о государственной регистрации прекращения данного права в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Полномочия органов МСУ в области землеустройства и земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных объектах недвижимого имущества, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (в него также включается информация о субъектах прав на земельные участки).

Включение в Государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных РФ и субъектами РФ, является расходным обязательством МО.

Решение органов МСУ является основанием для проведения землеустройства (проводится в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной ОС и улучшения ландшафтов).

В целях установления на местности границ МО, границ земельных участков проводится межевание объектов землеустройства (определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление местоположения границ межевыми знаками и определение их координат; изготовление карты) (землеустроительные проекты представляются органам МСУ в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (земельный налог устанавливается НК РФ и НПА представительных органов МО) (за земли, сданные в аренду, взимается арендная плата – порядок определения ее размера, условий и сроков внесения устанавливается органами МСУ).

Контроль за использованием земель на территории МО (задача контроля – обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель) (муниципальный земельный контроль осуществляется органами МСУ или уполномоченными ими органами; общественный земельный контроль – органами ТОС, другими общественными структурами, гражданами).

Вопросы, решаемые органами МСУ в области использования и охраны других природных ресурсов (недра – участие в решении вопросов, связанных с соблюдением интересов населения при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых; приостановление работ в случаях, указанных Законом РФ «О недрах»; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых) (платежи за пользование недрами зачисляются в местные бюджеты).

МО являются участниками водных и лесных отношений (от имени МО в указанных отношениях участвуют органы МСУ в пределах своей компетенции) (в собственности МО могут находиться обособленные водные объекты, являющиеся водными объектами общего пользования, если законодательством РФ не предусмотрено иное; в отношении указанных объектов органы МСУ устанавливают места, где запрещен забор воды, купание, плавание на маломерных судах, водопой скота, определяют иные условия общего водопользования).

Охрана Окружающей Среды (ОС) – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидацию ее последствий. Охрана ОС как предмет муниципальной деятельности включает:

· организацию в границах городского округа, муниципального района мероприятий по охране ОС;

· организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, городского округа;

· организацию благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа, охрану городских лесов;

· организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении (утилизации и переработки – в муниципальном районе, всего этого вместе – в городском округе).

Органы МСУ при решении данных вопросов реализуют полномочия, связанные с:

1) планированием и финансированием мероприятий в области охраны ОС (при принятии планов и программ развития территории МО, разработке и утверждении местного бюджета органы МСУ учитывают необходимость решения вопросов охраны ОС – экологически обоснованное размещение объектов, развитие местной промышленности, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, с/х; рациональное использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация отходов);

2) осуществлением нормотворческой деятельности в этой области (представительный орган МО принимает решение о создании целевого бюджетного экологического фонда и утверждают положение о нем; предназначен для решения природоохранных задач, восстановления потерь в ОС, компенсации причиненного ей вреда);

3) формированием органов местной администрации, осуществляющих природоохранные функции (комитет природных ресурсов и охраны ОС действует на основании положения, утверждаемого представительным органом МО, который может также формировать постоянную (депутатскую) комиссию по вопросам ОС и утверждать положение о ней) (орган местной администрации по вопросам охраны ОС осуществляет нормирование природопользования, функции управления и контроля в области охраны ОС, мониторинг природных ресурсов, контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе; обеспечивает население и органы МСУ экологической информацией и участвует в экологическом просвещении);

4) осуществлением муниципального экологического контроля (органы МСУ городских округов и муниципальных районов вправе принимать участие в экологической экспертизе; муниципальный контроль в области охраны ОС – проверка объектов хозяйственной и иной деятельности, соблюдения нормативов, соблюдения требований, норм и правил, выполнения требований, указанных в заключении экологической экспертизы, предъявление требований и выдача предписаний, привлечение к административной ответственности, приостановление хозяйственной и иной деятельности);

5) взаимодействием с государственными органами, другими МО, объединениями граждан (муниципальный экологический контроль должен осуществляться во взаимодействии с государственным и общественным контролем в области охраны ОС).

70. Полномочия МСУ в области строитель­ства, транспорта и связи

ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ " Об архитектурной деятельности в РФ»;

Градостроительный кодекс РФ;

ФЗ от 25.08.1995 № 153-ФЗ " О федеральном железнодорожном транспорте».

Деятельность органов МСУ в области строительства направлена на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, эффективного формирования систем расселения и размещения производственных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства МО, развития производственной и социальной инфраструктуры.

Градостроительная деятельность МО – деятельность по развитию их территорий (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства) (должна обеспечивать устойчивость развития территорий; сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов; участие граждан и их объединений в градостроительной деятельности; ответственность органов МСУ).

Полномочия органов МСУ в области градостроительной деятельности определяет ГрК РФ (подготовка и утверждение документов территориального планирования; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, подготовленной документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство (для муниципальных районов и городских округов также – ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности)).

Территориальное планирование осуществляется для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (состав, порядок подготовки документов устанавливаются ГрК РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов МСУ).

Схема территориального планирования муниципального района (проект подлежит опубликованию; утверждается представительным органом МСУ муниципального района).

Реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основе плана ее реализации, утверждаемого главой местной администрации в течение 3 мес. дня утверждения схемы.

Генеральный план поселения (городского округа) утверждается представительным органом МСУ поселения (округа) (содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты; проект генерального плана подлежит опубликованию; подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях; подлежит согласованию с заинтересованными органами МСУ МО, имеющих общую границу с поселением (городским округом), подготовившим проект; государственная экспертиза).

Реализация генерального плана поселения (городского округа) осуществляется на основе плана его реализации, утверждаемого главой местной администрации поселения (городского округа).

Утверждение правил землепользования и застройки относятся к полномочиям органов МСУ (включают – порядок применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты; решение о подготовке принимает глава местной администрации; обязательно проведение публичных слушаний по их проекту; утверждаются представительным органом МО) (разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий МО; создания условий для планировки их территорий; обеспечения прав и интересов физических и юридических лиц; создания условий для привлечения инвестиций).

При подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий (в результате градостроительного зонирования определяются зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, с/х использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения) (правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом).

В структуре местной администрации выделяются органы (ведающие вопросами архитектуры и градостроительства (их возглавляют главные архитекторы); обеспечивающие информирование по вопросам градостроительной деятельности).

Полномочия МСУ в области транспорта:

· содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, городского округа (для муниципального района – вне границ населенных пунктов в границах района), за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

· создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского поселения (для муниципального района – между поселениями в границах муниципального района).

В собственности МО могут находиться транспортные предприятия и организации, предприятия и организации, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения (в местных бюджетах предусматриваются денежные средства на эти цели) (органы МСУ могут привлекать к выполнению данных работ (оказанию услуг) на договорной основе иные, не находящиеся в муниципальной собственности, предприятия и организации, расположенные на территории МО).

Полномочия МСУ в области связи и информатизации (к ведению городского округа относится создание условий для обеспечения жителей услугами связи; к ведению муниципального района – для обеспечения жителей поселений, входящих в состав района).

Органы МСУ выступают как пользователи услуг связи и одновременно содействуют организациям связи в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания услуг связи, создают условия для оказания услуг связи на своей территории (при градостроительном планировании развития территорий определяются состав и структура объектов связи).

Органы МСУ в области почтовой связи (оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории МО объектов и почтовых ящиков; способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов).

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов МСУ, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы (служит информационному обеспечению деятельности органов МСУ и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти) (в вопросах учета, сбора и обработки информации в организациях, расположенных на территории МО, органы МСУ взаимодействуют с органами государственной статистики, ведущими учет показателей финансовой и хозяйственной деятельности органов МСУ, муниципальных организаций).

Информационные ресурсы – отдельные документ и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных) (органы МСУ создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам совей деятельности и деятельности подведомственных организаций, осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей; представляют документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов).

Обязательный бесплатный экземпляр МО – экземпляры различных видов изготовленных на территории МО документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации (цель формирования системы – формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов) (органы МСУ вправе определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного бесплатного экземпляра МО).

71. Полномочия МСУ в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания насе­ления

Постановление Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 № 415 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР»;

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2001 № 804 " О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год ";

Постановление Правительства России от 12.02.1999 № 167 " Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ "

Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 " О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения "

К полномочиям МСУ в указанных сферах относятся:

1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (в муниципальном районе – только организация электро- и газоснабжения поселений);

2) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями;

3) создание условий для обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания (в муниципальном районе – создание условий для обеспечения данными услугами поселений, входящих в состав района).

Жилищный фонд в зависимости от целей подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов);

2) специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов);

3) индивидуальный жилищный фонд;

4) жилищный фонд коммерческого назначения.

Муниципальный жилищный фонд составляют (жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы), дома социального использования, служебные и иные жилые помещения) (в ведении МО находятся также объекты ЖКХ – жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты социальной инфраструктуры; объекты инженерной инфраструктуры) (формирование муниципального жилищного фонда осуществляется также за счет жилищного строительства, ведущегося органами МСУ).

Органы МСУ должны обеспечивать порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном жилищном фонде.

К компетенции органов МСУ относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление критериев в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и определение порядка предоставления этих помещений;

3) ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и предоставление им помещений;

4) принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и наоборот;

5) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

6) признание помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

7) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Органы МСУ, осуществляя эксплуатацию муниципального жилищного фонда, занимаются развитием объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения; должны стимулировать демонополизацию и развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы – формирование муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения, организация системы расчетов на основе договоров, привлечение организация различных форм собственности для оказания данных услуг).

Органы МСУ для реализации функции заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание создают соответствующие структурные подразделения – службы заказчика, заключающие договора с подрядными предприятиями на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда на конкурсной основе.

Полномочия МСУ в области торгового и бытового обслуживания населения:

1) планирование развития данной сферы, обеспечение рационального размещения сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории МО;

2) организация эксплуатации объектов данной сферы, находящихся в муниципальной собственности;

3) обеспечение закупки, хранения, переработки и продажи с/х продуктов;

4) принятие мер к развитию системы торгового обслуживания социально не защищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок;

5) оказание содействия развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли.

Органам МСУ запрещается (принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов; вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов; препятствовать осуществлению их деятельности; устанавливать запреты на продажу (покупку) товаров из одного региона РФ в другой; давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей; необоснованно предоставлять льготы хозяйствующим субъектам).

В сфере торгового и бытового обслуживания населения действуют соответствующие правила, утвержденные Правительством РФ и распространяющиеся на все организации торговли и бытового обслуживания (в них затрагиваются вопросы, относящиеся к ведению органов МСУ).

Органы МСУ обладают полномо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow