double arrow

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 1 страница

2.4.1. Цели и задачи практического занятия и самостоятельной работы

Целями проведения практического занятия и самостоятельной работы по теме «Анализ финансового состояния предприятия» является усвоение теоретических знаний и выработка навыков комплексной оценки финансового состояния хозяйственного субъекта.

В процессе подготовки и выполнения заданий практического занятия и самостоятельной работы студентам необходимо уяснить сущность, цели, задачи и приемы анализа; рассмотреть источники информации, используемые для анализа финансового состояния предприятия; ознакомиться с приемами анализа; провести комплексный анализ финансового состояния хозяйственного субъекта.

Для оценки имеющихся и приобретенных знаний по теме студентам необходимо ответить на контрольные вопросы и тест.

2.4.2. Вопросы для самопроверки

1. Основные понятия в области анализа финансового состояния предприятия.

2. Сущность финансового состояния предприятия.

3. Задачи анализа финансового состояния хозяйственного субъекта.

4. Виды анализа финансового состояния предприятия.

5. Источники информации для анализа финансового состояния предприятия.

6. Приемы анализа финансового состояния предприятия.

7. Методика анализа финансового состояния хозяйственного субъекта.

2.4.3. Теоретические положения и комплексное задание для практических занятий и самостоятельной работы

Анализ (от греческого analysis разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; научное исследование вообще.




Анализ финансового состояния предприятия является одним из анализов коммерческой деятельности хозяйственного субъекта [13].

Анализ финансового состояния представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в едином производственно-торговом процессе. Направлен на получение комплексной оценки финансового состояния хозяйственного субъекта.

Задачами анализа финансового состояния предприятия являются:

- выявление рентабельности и финансовой устойчивости;

- изучение эффективности использования финансовых ресурсов;

- установление положения предприятия на финансовом рынке и количественное измерение его финансовой конкурентоспособности;

- оценка степени выполнения плановых финансовых мероприятий, программ, плана финансовых показателей;



- оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков и повышения отдачи финансовых ресурсов.

Финансовое состояние предприятия – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйственными субъектами.

Движение любых товарно-материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств. Поэтому финансовое состояние предприятия отражает все стороны его производственно-торговой деятельности.

Анализ финансового состояния предприятия включает:

· анализ доходности (рентабельности);

· анализ финансовой устойчивости;

· анализ кредитоспособности;

· анализ уровня самофинансирования.

Источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность. Более конкретно – баланс предприятия (форма № 1 по ОКУД); приложения к балансу «Отчет о финансовых результатах и их использование» (форма № 2 по ОКУД и форма № 5 по ОКУД); государственная статистическая отчетность: форма № 5-Ф, срочная – месячная (за 1-й и 2-ой месяцы каждого квартала) «Отчет о финансовых результатах»; форма № 7-Ф, срочная – годовая «Отчет о запасах неустановленного оборудования, требующего монтажа, находящегося на складах в капитальном строительстве»; форма № 10-Ф, срочная – годовая «Отчет по отдельным показателям финансовой деятельности предприятия (организации); форма № 1 – потери, почтовая – годовая «Отчет о недостатках, хищениях, порче и повреждениях грузов при перевозках на транспорте»; форма № 5-з, срочная - годовая, квартальная «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия, организации»; форма № 11, почтовая – годовая «Отчет о наличии и движении основных средств».

Анализ финансового состояния предприятия проводится с помощью следующих основных приемов: сравнение, сводка и группировка. Используются и другие приемы анализа, например, цепных подстановок, разниц, экономико-математического моделирования (регрессионный анализ, корреляционный анализ).

Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Для того, чтобы результаты сравнения обеспечили правильные выводы анализа, необходимо установить сопоставимость сравниваемых показателей, то есть их однородность и однокачественность. Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных уроков, методов оценки, условий работы, инфляционных процессов.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы, что дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии финансовых процессов.

Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (то есть показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматриваются при этом как неизмененные.

Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному финансовому показателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов.

Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого предприятия составляет в совокупности методику анализа.

2.4.3.1. Анализ доходности (рентабельности)

Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности.

Уровень рентабельности предприятия определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:

, (2.32)

где Р – уровень рентабельности, %;

П – прибыль от реализации продукции, р.;

И – себестоимость продукции, р.

В процессе анализа изучаются динамика изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль, другие налоги, выплачиваемые из прибыли.

Анализ доходности (рентабельности) предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. Анализ проводится по данным работы за год. Плановые показатели разрабатываются предприятием самостоятельно для внутреннего пользования.

Анализ выполнения плановых показателей позволяет ответить на вопрос, получило ли предприятие то, что планировало получить? Если нет, то кто виноват – плохая работа или плохое планирование?

В качестве примера выполним анализ доходности предприятия (табл. 2.8) и прокомментируем полученные результаты.


Таблица 2.8

Анализ доходности предприятия

Показатель Предшеств. год Отчетный год Отклонения
план факт к плану к предшеств. году
абсолютное % абсолютное %
Доход от реализации продукции, тыс. р.        
Налог на добавленную стоимость, тыс. р. в процентах от дохода +540 +1840 119,4
Выручка от реализации продукции, тыс. р. +2460 +8382 119,4
Себестоимость продукции, тыс. р. в процентах к выручке 90,16 81,30 82,27 +2500 106,3 +3500 109,0
Прибыль от реализации продукции, тыс. р. -40 99,56 +4880 214,1
Уровень рентабельности, проценты 10,97 23,0 21,55 -1,45 93,70 +10,58 196,4
Прибыль от реализации продукции в процентах к выручке 9,88 18,70 17,73 -0,97 94,81 +7,85 179,4
Прибыль от прочей реализации, тыс. р. - - - +70 138,9
Доход от внереализационных операций, тыс. р. +25 162,5 +35 216,7
Расходы по внереализационным операциям, тыс. р. - - - +5 150,0
Балансовая прибыль, тыс. р. +220 102,4 +4982 211,3
Налоги, выплачиваемые из прибыли, тыс. р. +100 103,1 +300 110,0
Чистая прибыль, тыс. р. +120 +102 +4682 416,78

Данные табл. показывают, что за отчетный год прибыль от реализации продукции возросла на 4882 тыс. р. – с 4278 до 9160 тыс. р., или на 214,1% балансовая прибыль увеличилась на 4982 тыс. р. – с 4478 до 9460 тыс. р., или на 211,3% ; чистая прибыль поднялась на 4682 тыс. р. – с 1478 до 6160 тыс. р. Или на 416,78%.

Это явилось результатом действия следующих факторов.

1. Рост выручки от реализации продукции на 8382 тыс. р. – с 43278 до 51660 тыс. р. – увеличил прибыль на 4882 тыс. р.

2. Снижение уровня себестоимости на 7,89% - с 90,16 до 82,27% - повысило сумму затрат на 3500 тыс. р., что соответственно повысило сумму прибыли на 4882 тыс. р.

3. Рост прибыли от прочей реализации на 70 тыс. р. – со 180 до 250 тыс. р. – увеличил балансовую прибыль на 70 тыс. р.

4. рост доходов от внереализационных операций на 35 тыс. р. – с 30 до 65 тыс. р. – повысил прибыль на 350 тыс. р.

5. рост расходов по внереализационным операциям на 5 тыс. р. – с 10 до 15 тыс. р. – снизил балансовую прибыль на 5 тыс. р.

Итого по балансовой прибыли рост составил:

4882+70+35-5=4982 тыс. р.

6. Рост суммы налогов, уплачиваемых из прибыли на 300 тыс. р. – с 3000 до 3300 тыс. р. – снизил сумму чистой прибыли на 300 тыс. р.

Итого по чистой прибыли рост составил:

4982-300=4682 тыс. р.

Положительным результатом работы предприятия является повышение уровня рентабельности, по сравнению с предшествующим годом на 10,58% - с 10,97 до 21,55% и, по сравнению с планом, снизилась на 1,45% - с 23 до 21,55%.

Анализ выполнения плановых показателей позволил установить, что план чистой прибыли перевыполнен на 120 тыс. р. (6140-6040), ил на 2%. Это положительно характеризует работу предприятия в целом и в частности деятельность финансовой службы.

Задание 1. Выполнить анализ рентабельности предприятия. Полученные результаты свести в таблицу (см. таблицу 4.1.) и прокомментировать полученные результаты. Данные для анализа рентабельности предприятия приведены в табл. 2.9.

Таблица 2.9

Данные для анализа рентабельности предприятия

Показатель Предшеств. год Отчетный год
план факт
Доход от реализации продукции, тыс. р.
Себестоимость продукции, тыс. р.
Прибыль от прочей реализации, тыс. р.
Доходы от внереализационных операций, тыс. р.
Расходы по внереализационным операциям, тыс. р.
Налоги, выплачиваемые из прибыли, тыс. р.

Задание 1 для самостоятельной работы.

Выполнить анализ доходности предприятия. Полученные результаты свести в таблицу (см. табл. 2.8) и прокомментировать полученные результаты. Данные по вариантам для анализа доходности предприятия приведены в табл. 2.10.


Таблица 2.10

Данные по вариантам для анализа доходности предприятия

Показатель Варианты
1-10
Предшествующий год Отчетный год
План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт
Доход от реализации продукции, тыс. р.
Себестоимость продукции, тыс. р.
Прибыль от прочей реализации, тыс. р.
Доходы от внереализационных операций, тыс. р.
Расходы по внереализационным операциям, тыс. р.
Налоги, выплачиваемые из прибыли, тыс. р.

На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно разделить на две группы.

Первая группа – внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие от деятельности предприятия. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, покупные изделия, оборудование, энергоносители, тарифах на транспорт, воду и другие материальные услуги, ставках арендной платы, нормах амортизационных отчислений, ставке единого социального налога.

Вторая группа – внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия. К этим факторам относятся объем выручки от реализации, формы и системы оплаты труда, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов и оборотных средств.

Анализ себестоимости целесообразно проводить в двух направлениях: изучение общего уровня себестоимости и факторов, влияющих на размер всех или большинства элементов затрат; анализ отдельных видов затрат с целью выявления резервов экономии по конкретным элементам затрат.

На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции.

Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные.

Условно-постоянными называют затраты, сумма которых не меняется при изучении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата; амортизация основных фондов; износ нематериальных и быстроизнашивающихся предметов; расходы по содержанию зданий, помещений; услуги сторонних организаций; затраты по подготовке и переподготовке кадров; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства; отчисления в ремонтный фонд; отчисления на обязательное страхование имущества и другие виды затрат. Условно-постоянные затраты анализируются по абсолютной сумме.

Переменные затраты – это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Эта группа включает: расходы на сырье, транспортные расходы; расходы на оплату труда; топливо, газ, электроэнергию для производственных целей; расходы на тару и упаковку; отчисления в рамках единого социального налога. Переменные затраты анализируются путем сопоставления уровней затрат в процентах к объему выручки.

Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет четко показать зависимость между выручкой от реализации продукции, сеюестоимостью и размером убытка или прибыли от реализации продукции. Эта зависимость выражается с помощью графика рентабельности. График рентабельности может представлять зависимость абсолютных показателей и зависимостью относительных показателей.

Главная задача построения графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности – точки, для которой сумма полученной выручки равна сумме себестоимость. Для того, чтобы это сделать, надо знать условно-постоянные затраты, переменные затраты, объем и продажи, отношение переменных затрат к объему продажи и к объему выпуска.

Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности предприятия будет больше 0,00%.

(2.33)

где Тmin – минимальный объем выручки, при которой уровень рентабельности больше 0,00%;

Ипост – сумма условно-постоянных затрат, р.;

Ипер – сумма переменных затрат, р.;

Т – выручка от реализации продукции, р.

Для примера выполним анализ влияния изменения суммы выручки на уровень себестоимости продукции и прокомментируем полученные результаты. Данные представим в виде табл. 2.11.

Таблица 2.11

Расчет степени влияния выручки на уровень себестоимости продукции

Показатель Предшествующий год Отчетный год Отклонения
тыс.р. % к выручке тыс. р. % к выручке тыс. р. % к выручке
Выручка     +5000  
Себестоимость, 67,24 65,97 +2562 -1,27
В том числе: Условно-постоянные затраты 10,03 14,76 - -1,27
Переменные затраты 51,21 51,21 +2562 -

Материал табл. 2.11 показывает, что уровень себестоимости в процентах к выручке в предшествующем году составил 67,24 %, в отчетном году – 65,97%; в том числе по условно-постоянным затратам соответственно 16,03% и 14,76% и по переменным затратам 51,21% и 51,21%.

Рост выручки на 5000 тыс. р. Понизил уровень себестоимости за счет условно-постоянных затрат на 1,27% - с 16,03% до 17,76%, а сумма себестоимости – на 800,1 тыс. р. .

Следовательно, рост себестоимости продукции за отчетный год на 0,22% - с 67,24%, или на 138,6 тыс.р. был обусловлен следующим.

1. Рост выручки снизил уровень себестоимости на 1,27%, а сумму – на 800,1 тыс. р.

2. действие других факторов, характеризующих использование материальных и денежных средств, увеличило уровень себестоимости на 1,49% и сумму – на 938,7 тыс. р.

Итого: -1,27+1,49=0,22%

-800,1+938,7=138,6 тыс.р.

По данным таблицы 4.4 можно определить, что минимальный объем выручки предшествующего года, превышение которого ведет к росту рентабельности, составляет:

Для расчета минимального объема продаж продукции с точки зрения безубыточности можно использовать формулу:

(2.34)

где Тmin – минимальный объем продаж продукции с точки зрения безубыточности. р.;

Ипост – годовая сумма условно-постоянных затрат предприятия, р.;

Р – переменные затраты на единицу продукции, р.;

Ц – цена единицы продукции, р.

Пример. Предприятие планирует производить новую продукцию по цене 400 р. За единицу. Годовая сумма условно-постоянных затрат предприятия составляет 9360 тыс.р. Уровень переменных затрат на единицу продукции – 51.41%. требуется определить минимальный объем продаж новой продукции с точки зрения безубыточности.

Решение. Определим переменные затраты на единицу продукции:

Р = 400 · 51,41% = 205,6 р.

Минимальный объем продаж новой продукции будет равен:

Минимальное количество изготавливаемой и реализованной продукции по цене 400 р. за единицу составит:

Следовательно, реализовав в течение года 48148 единиц новой продукции по цене 400 р., предприятием лишь возместит себестоимость и не получит прибыли.

После общего анализа уровня себестоимости необходимо перейти к анализу изменения затрат по каждому элементу. основное внимание при этом обращается на соответствие фактических затрат установленным нормативам и нормам, на выявление имеющихся возможностей и резервов экономии затрат по отдельным элементам себестоимости.

Задание 2. Выполнить расчет степени влияния выручки на уровень ее себестоимости и прокомментировать полученные результаты. Определить минимальный объем выручки от реализации продукции, при которой уровень рентабельности больше нуля процентов.

Исходные данные: выручка от реализации продукции в предшествующем году составила 158000 тыс.р., в отчетном – 163000 тыс. р. Себестоимость изготовления продукции в предшествующем году равнялась 139000 тыс.р., в отчетном – 142000 тыс.р.; в том числе условно- постоянные затраты соответственно 193000 тыс.р. и 198000 тыс.р.; переменные затраты 129700 тыс.р. и 133400 тыс.р.

Полученные результаты представить в виде таблицы (табл.).

Задание 3. Определить минимальное количество произведенной и реализованной продукции, выручка от которой возместит себестоимость.

Исходные данные. Предприятие предполагает производить новую продукцию по цене 8000 р. за единицу. Годовая сумма условно-постоянных затрат предприятия составляет 18720 тыс.р. Уровень переменных затрат на единицу продукции 25,7%.

Задание 2 для самостоятельной работы. Выполнить расчет степени влияния выручки на уровень себестоимости продукции. Полученные результаты свести в таблицу (таблица 4.4) и прокомментировать полученные результаты. Данные по вариантам для расчета приведены в табл. 2.12.

Таблица 2.12

Данные по вариантам для расчета степени влияния выручки на уровень себестоимости продукции, тыс.р.

Вариант Выручка Себестоимость Условно-постоянные затраты Переменные затраты
предшествующий год отчетный год предшествующий год отчетный год предшествующий год отчетный год предшествующий год отчетный год

Анализ финансовой устойчивости. Финансово устойчивым является такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Основой финансовой устойчивости является рациональная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств должно уделяться основное внимание.

Анализ финансовой устойчивости включает:

- анализ состава и размещения активов хозяйственного субъекта;

- анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов;

- анализ наличия собственных оборотных средств;

- анализ кредиторской задолженности;

- анализ наличия и структуры оборотных средств;

- анализ дебиторской задолженности;

- анализ платежеспособности.

Анализ состава и размещения активов предприятия целесообразно проводить по форме, приведенной в табл. 2.13.

Таблица 2.13

Анализ состава и размещения активов предприятия

Активы На начало года На конец года Изменение
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
Нематериальные активы (остаточная стоимость) 0,50 0,5 -9 -0,03
Основные средства (остаточная стоимость) 85,04 84,9 +51 +0,15
Капитальные вложения - - - - - -
Долгосрочные финансовые вложения - - - - - -
Расчеты с учредителями - - - - - -
Краткосрочные финансовые вложения - - - - - -

Продолжение табл. 2.13






Сейчас читают про: