Время отдыха — это период времени, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и, следовательно, может использовать это время по своему усмотрению

Различают следующие виды времени отдыха:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный отдых между рабочими днями (сменами);
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • праздничные дни;
  • отпуска.

Перерывы в работе могут включаться либо не включаться в рабочее время.
Перерыв для отдыха и питания (обеденный перерыв) не включается в рабочее время и не оплачивается. Продолжительность данного перерыва составляет не более двух часов и не менее 30 минут, время его начала и окончания определяется Правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как правило, через 4 часа после начала работы. Если к условиям производства невозможно установление обеденного перерыва, работодатель обязан предоставить работникам возможность приема пищи в течение рабочего времени.
Ежедневный отдых — это промежуток времени между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом другого, который должен быть не менее 12 часов.
Выходные дни — это еженедельный отдых. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Данная продолжительность исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после
выходного день. Она зависит от вида рабочей недели, графика сменности, продолжительности рабочего дня (смены).
По общему правилу работа в выходные дни допускается лишь в исключительных случаях:
1) для предотвращения производственной аварии, катастрофы, стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;
3) для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа всей организации или ее отдельных подразделений.
Праздничные дни установлены законодательством (1,2 января — Новый год, 7 января — Рождество Христово, 23 февраля — День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1,2 мая — праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — день России, 7 ноября — годовщина Октябрьской революции, 12 декабря — День Конституции). Порядок привлечения к работе в праздничные дни и порядок компенсации такой работы совпадают с правилами, установленными для выходных дней.
Отпуск — это свободное от работы время, исчисляемое в рабочих или календарных днях, в течение которого за работником сохраняется его место работы и, как правило, средний заработок.
Выделяют следующие виды отпусков:
1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Предоставляется всем работникам с сохранением места работы и среднего заработка продолжительностью не менее 28 календарных дней.
2. Удлиненный отпуск. Устанавливается для отдельных категорий работников:
- несовершеннолетним — не менее 31 календарного дня;
- государственным служащим — не менее 30 календарных дней;
- инвалидам — не менее 30 календарных дней;
- работникам научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений — 36 или 48 рабочих дней;
- работникам образовательных учреждений и педагогическим работникам других организаций — 42 или 56 календарных дней;
- судьям — 30 рабочих дней;
- прокурорским работникам — 30 календарных дней и др.

3. Дополнительные отпуска предоставляются:
- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда;
- работникам, имеющим длительный стаж работы в отдельных отраслях народного хозяйства;
- работникам в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня; в местностях, приравненных к ним, — 16 календарных дней);
- работникам с ненормированным рабочим днем (не менее трех календарных дней);
- в других случаях, установленных законодательством либо на локальном уровне.
Общая продолжительность отпуска (основного и дополнительного) определяется путем суммирования основного и дополнительного отпусков.

4. Целевые отпуска. Они также предоставляются отдельным категориям работников и имеют специальное целевое назначение. К ним относят:
- Отпуск по беременности и родам предоставляется женщине продолжительностью 70 дней до родов (при многоплодной беременности — 84 дня) и 70 дней после родов (при осложненных родах — 86, при рождении двух и более детей — 110);
- Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет;
- Отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им 3 лет;
- Отпуск без сохранения заработной платы (предоставляется работникам по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам);
- Отпуска работникам, совмещающим работу с обучением.
Отпуск за первый год работы предоставляется по истечении 6 месяцев непрерывной работы в организации. Первый рабочий год исчисляется со дня поступления на работу в организацию, а все последующие со дня, следующего за днем окончания предыдущего рабочего года. В некоторых случаях (ст. 122 Трудового кодекса РФ) отпуск предоставляется до истечения 6 месяцев непрерывной работы:
1) женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
2) несовершеннолетним;
3) работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев.
Отпуск за второй и последующие годы предоставляется в любое время в течение рабочего года в соответствии с графиком отпусков. График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации не позднее, чем за 2 недели до наступления календарного года.

  1. Система административного права

Система административного права — совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Как и большинство других отраслей права, административное право состоит из Общей и Особенной частей.

В рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

- предмет и метод правового регулирования отрасли;

- характеристику административно-правовых норм;

- особенности административно-правовых отношений;

- иерархию источников административного права;

- статус участников административно-правовых отношений;

- основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

- формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

- механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

- вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

  1. Источники административного права

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

К числу правовых источников административного права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
  1. Юридический состав административного правонарушения

Юридический состав – это совокупность условий, необходимых и достаточных для привлечения лица к административной ответственности.

Существует 4 элемента состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона;

3. субъект;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

I. Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение.Объект состоит из нескольких уровней:

1. общий объект – все охраняемые государством общественные отношения;

2. родовой объект – это определённая однородная группа общественных отношений;

3. видовой объект – часть общественных отношений, которые имеют качественное сходство;

4. непосредственный объект – это конкретные общественные отношения, на которые посягает конкретное административное правонарушения.

II. Объективная сторона – это внешнее выражение административного правонарушения; признаки правонарушения. Объективная сторона состоит из двух групп элементов: обязательные элементы и факультативные элементы. Обязательные элементы:

1) деяние;

2) негативные последствия;

3) причинно-следственная связь между деянием и негативными последствиями.

III. Субъект административного правонарушения – это лицо, совершившее административное правонарушение.

Субъекты делятся на 2 группы: индивидуальный субъект и коллективный субъект. Индивидуальные субъекты – это физические лица. Коллективные субъект – это юридические лица.

Чтобы быть субъектом необходимо достижение определённого возраста и вменяемость. КоАП РФ установил минимальный порог возраста административной ответственности в 16 лет. В отношении отдельных видов правонарушений минимальный порог составляет 18 лет (напр., воинские правонарушения). IV. Субъективная сторона административного правонарушения – это та совокупность элементов, которая характеризует определенную психическую составляющую административного правонарушения. Субъективная сторона состоит из 3х элементов: вины, мотива и цели. Вина – определяющий элемент, мотив и цель – факультативные элементы. Вина – это психическое отношение лица к своему противоправному деянию и отрицательным последствиям. Выделяют 2 формы вины – умысел (прямой и косвенной) и неосторожность (небрежность и самонадеянность (легкомыслие)).

Мотив – это определённая характеристика поведения, которая указывает на причины совершения правонарушения. Выяснение мотива позволяет предотвращать последующие аналогичные правонарушения.

Цель – это то, к чему стремится лицо, совершая правонарушение.

  1. Понятие и виды административных правонарушений

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:

§ посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

§ в области охраны собственности;

§ в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

§ в промышленности, строительстве, энергетике;

§ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

§ на транспорте и в области дорожного движения;

§ в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;

§ в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;

§ посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

§ в области воинского учета.

  1. Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;

§ дисквалификация;

§ административное приостановление деятельности.

  1. Назначение административного наказания

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

§ раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

§ добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

§ предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

§ совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

§ совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

§ совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Согласно ст. 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

§ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

§ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицу уже назначалось административное наказание, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ и рассматриваемый ниже срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

§ вовлечение несовершеннолетнего лица в административное правонарушение;

§ совершение административного правонарушения группой лиц;

§ совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

§ совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

  1. Понятие, предмет и метод уголовного права

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

Предметом уголовного права являются общественно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления.

Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина).

  1. Принципы уголовного права

Принципы уголовного закона представляют собой основные, исходные начала, идеи, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан. Непосредственно в Кодексе (ст. 3-7) выделены пять основных принципов: законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, справедливости, гуманизма.

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) выражается в том, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом, а правоохранительные органы, решая вопрос о привлечении лиц к уголовной ответственности, назначении и исполнении наказания, обязаны руководствоваться только им.

Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) означает, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и служебного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип вины (ст. 5 УК РФ) предполагает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) воплощается в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Принцип справедливости закрепляет также положение, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) устанавливает, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека.

  1. Система уголовного права

Уголовное право делится на две части: общую и особенную части.

Общая часть содержит нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права; основания уголовной ответственности и освобождения от нее; пределы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц; определяет понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, сроков давности, обстоятельств, исключающих преступность деяния; систему и виды наказаний; основание и порядок их назначения; основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от отбывания наказания; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и особенности применения принудительных мер медицинского характера.

Особенная часть уголовного права конкретизирует, какие деяния являются преступлениями, и устанавливает за каждое из них соответствующее наказание.

Между общей и особенной частями уголовного права существует тесная и неразрывная связь, так как применение норм особенной части невозможно без применения положений, изложенных в нормах общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в общей части уголовного права, служат основанием для положений, сформулированных в нормах особенной части. Действие установлений общей части распространяется на все составы преступлений, содержащиеся в особенной части.

Общая и особенная части уголовного права, в свою очередь, разделены на отдельные институты.

Институты уголовного права представляют собой совокупность отдельной группы уголовно-правовых норм, объединенных определенными признаками и являющихся неотъемлемой частью отрасли права.

Институты состоят из отдельных уголовно-правовых норм (статей уголовного закона). Каждая конкретная уголовно-правовая норма представляет собой отдельное правило, регулирующее конкретное правоотношение и обеспеченное государственным принуждением.

  1. Уголовный закон

Уголовный закон — это правовой акт, определяющий общие положения об уголовной ответственности, виды конкретных преступлений и устанавливающий вид и меры наказания за совершение преступлений. На сегодняшний день единственным уголовным законом является Уголовный кодекс Российской Федерации. Этот закон отличается внутренним единством, содержит систему взаимосвязанных уголовно-правовых норм, определяет принципы, основания и условия уголовной ответственности, признаки конкретных преступлений и устанавливает вид и размер наказания за их совершение.

Главным источником уголовного права является Конституция Российской Федерации, в которой содержатся нормы, направленные на регулирование уголовных правоотношений. Уголовно-правовое значение имеют и статьи Конституции, определяющие права и свободы граждан и гарантии их защиты, а также фиксирующие обязанности граждан Российской Федерации.
Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей: общей и особенной.
В общей части содержатся общие положения, определяющие принципы, основания, условия уголовной ответственности, понятие и цели наказания, систему наказания, порядок назначения наказания, а также условия и порядок освобождения от наказания, условия применения медицинских и воспитательных мер.
Положения общей части в УК РФ расположены следующим образом:
1. Уголовный закон.
2. Преступление.
3. Наказание.
4. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания.
5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
6. Принудительные меры медицинского характера. В особенной части УК РФ содержатся описания конкретных видов преступлений и указываются виды и размеры наказаний, предусмотренных за их совершение. Особенная часть состоит из следующих разделов:
1. Преступления против личности.
2. Преступления в сфере экономики.
3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
4. Преступления против государственной власти.
5. Преступления против военной службы.
6. Преступления против мира и безопасности человечества. Современная доктрина российского уголовного права отражает такую иерархию ценностей: личность — общество — государство. Поэтому в Особенной части УК РФ на первом месте находятся преступления, посягающие на личность, ее права и интересы, а лишь затем — преступления против государства.
Общая и особенная части УК РФ тесно связаны между собой. Общие положения, сформулированные в общей части, конкретизируются в нормах особенной части. Применение норм особенной части невозможно без учета положений общей части.
На практике недостаточно установить признаки деяния, указанные в определенной статье особенной части. Необходимо сопоставить это деяние с общими признаками преступления, с другими общими положениями, определяющими условия уголовной ответственности и условия освобождения от нее. Только опираясь на общие положения норм общей части и точно определив соответствие конкретного деяния признакам соответствующего преступления, указанным в особенной части, можно правильно решить вопрос, подлежит ли лицо уголовной ответственности и какой именно.

  1. Понятие и признаки преступления

Преступлением называется виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Преступлением может быть только деяние, которое может быть выраженно в действии или бездействии.

Поведение становиться преступлением только в том случае, если оно обладает всеми четырьмя признаками, указанными в законе:

1. Общественная опасность деяния;

2. Противоправность деяния;

3. Виновность деяния;

4. Наказуемость деяния;

Общественная опасность является материальным признаком преступления и выражает он социальную сущность данного юридического понятия и именно он показывает почему то или иное деяние отнесено к категории уголовно наказуемых. Степень общественной опасности определяется тяжестью совершенного преступления, способом совершения преступления, формой вины, видом умысла или неосторожности, а также другими обстоятельствами, учитываемыми при оценке социальной вредности преступления.

Вторым признаком преступления является противоправность, или уголовная противозаконность деяния, которая означает то, что преступлением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой Особенной частью Уголовного кодекса.

Вина (виновность) в уголовно - правовом понимании означает определенное психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его общественно опасным последствиям.

Наказуемость означает, что за совершенное предусмотренное уголовным кодексом и совершенное виновно общественно опасные деяния может быть назначено установленное в санкции уголовно - правовой нормы наказание. Под наказуемостью следует понимать не реальное наказание и не факт его назначения, а установленную законом возможность применить наказание за каждый случай совершения деяния, описанного в той или иной норме Особенной части УК.

  1. Состав преступления

Состав преступления — это система объективных и субъективных элементов (признаков) деяния, предусмотренных как в гипотезе, так и в диспозиции уголовно-правовых норм и характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.

Значение категории состава преступления заключается в том, что она служит основанием уголовной ответственности. В случае отсутствия какого-либо элемента состава преступления уголовная ответственность наступить не может. Например, если деяние совершено невменяемым человеком, другими словами, отсутствует субъект преступления, приговор в его отношении вынесен быть не может, он не привлекается к уголовной ответственности.

  1. Соучастие в совершении преступления. Виды соучастников

Соучастие — это умышленное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления.

Это участие двух и более лиц, являющихся субъектами преступления, т. е. достигших возраста уголовной ответственности и вменяемых, в противном случае о соучастии говорить нельзя. Бывают случаи, когда малолетних и душевнобольных используют в качестве непосредственных исполнителей преступления, заведомо зная, что они не являются субъектами преступления и не подлежат уголовной ответственности. В этом случае лицо, использующее их в качестве живого орудия преступления, будет отвечать, как исполнитель преступления.

Действия виновных должны быть совместными, направленными на одну цель, дополняющими друг друга. Поэтому соучастие возможно до окончания преступления, так как невозможно помочь достичь цели, если она уже достигнута, преступление совершено. Если лица участвуют в одном посягательстве, но у них разные цели, то нельзя говорить о соучастии. Встречаются ситуации, когда у преступников нет договоренности о совместных действиях. Например, проходя мимо взломанной двери квартиры, Б. увидел К., укладывающего вещи в сумку. Не говоря ни слова, Б. вошел в квартиру и взял несколько ценных предметов. Б. и К. в этом случае будут квалифицироваться как исполнители отдельных преступлений, но не как соучастники.

Исполнитель - лицо, непосредственно своими действиями совершившее преступление, либо непосредственно участвовавшее в совершении преступления вместе с другими лицами — соисполнителями. Соисполнители могут выполнять как одинаковые действия (групповая драка, например), так и раздельные функции (один держит жертву за руки, другой наносит удары ножом).

Организатор - лицо, организовавшее преступление, либо руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Эта фигура наиболее опасна, так как она вовлекает в преступную деятельность других лиц, направляет их действия, вносит в их деятельность организованность и систему. Организация преступления — это приискание и подготовка исполнителя, соучастников, распределение ролей, составление плана, приискание орудий и средств преступления. Руководство совершением преступления — это распределение обязанностей, дача обязательных для выполнения указаний исполнителю и соучастникам, активное лидерство в преступлении. Иногда организатор может быть одновременно и соисполнителем преступления.

Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. Подстрекатель своими действиями непосредственно в совершении преступления не участвует, не организует и не руководит преступлением, иначе бы это был соответственно исполнитель и организатор преступления. Подстрекатель лишь вызывает у другого лица решимость совершить преступление, причем не преступление вообще, а какое-либо конкретное преступление (убить определенного человека, угнать автомобиль). Подстрекатель может использовать различные способы и средства: подкуй, угрозы, обещания, уговоры — т. е. совершать любые активные действия, склоняющие к совершению уголовно наказуемого деяния.

Пособник - это лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия и средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Пособник должен выполнить свои функции до начала или в момент исполнения преступления, но обязательно до фактического завершения преступления, иначе это уже будет не соучастие, но прикосновенность к преступлению (заранее не обещанное укрывательство, недонесение), так как соучастие — это участие в совершении преступления, действия соучастника должны способствовать наступлению преступного результата. Пособник должен осознавать, что содействует совершению преступления, предвидеть последствия преступления. Пособник не организует преступление, не участвует непосредственно в совершении преступления, иначе это будет организатор и исполнитель. Пособничество советами, указаниями, обещание укрыть преступника укрепляет решимость лица, уже замыслившего преступление, а не вызывает эту решимость, в противном случае эти действия будут квалифицироваться как подстрекательство.

  1. Категории преступлений

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Характер и степень общественной опасности деяния, будучи оцененными законодателем, находят свое выражение в тяжести предусмотренного за него наказания.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, либо неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

  1. Виды уголовных наказаний. Основные и дополнительные наказания

Наказание - мера государственного принуждения, предусмотренного УК РФ, применяемая по приговору суда от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Уголовный кодекс РФ насчитывает 13 видов наказания, которые подразделяется на две группы: основные (применяемые самостоятельно) и дополнительные (применяемые только в сочетании с основными).

Основные наказания — это такие предусмотренные уголовным законом виды наказаний, которые призваны нести основную нагрузку (выполнять главную роль) в реализации стоящих перед наказанием целей. К основным относятся восемь видов наказаний, перечисленных в ч. 1 ст. 45 УК (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь).

Основные наказания назначаются судом только при наличии их в санкциях и лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом.

Дополнительными наказаниями признаются такие виды наказаний, которые призваны нести дополнительную нагрузку и выполнять вспомогательную роль в реализации целей наказания. К их числу относятся наказания так называемого смешанного типа — штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 2 и 3 ст. 45 УК). В отличие от основных наказаний дополнительные указываются в санкциях не за все, а лишь за некоторые преступления, в одних случаях как обязательные для назначения, в других — как факультативные (необязательные). Назначаются они судом только в дополнение к основным наказаниям — в случаях, когда по обстоятельствам дела и с учетом особенностей личности виновного необходимо усилить карательные и (или) воспитательно-предупредительные возможности общей меры наказания, индивидуализировать ее для более успешного осуществления целей наказания. Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяются, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл в их совместном применении и логика соотношения их ролей в реализации целей наказания.

  1. Обстоятельства, отягчающие уголовное наказание

Перечень отягчающих обстоятельств, указанный в законе, является исчерпывающим, т. е. суд не может при назначении наказания учитывать иные обстоятельства в качестве отягчающих.

Отягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей УК РФ в качестве признака преступления, не может вновь учитываться при назначении наказания.

1. Рецидив преступлений. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

2. Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления. Наступление тяжких последствий рассматривается как обстоятельство, отягчающее ответственность, не только при умышленном, но и при неосторожном преступлении.

3. Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации). Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.

4. Особо активная роль в совершении преступления. Особо активная роль виновного может проявляться и быть признана таковой на любой стадии совершения преступления, например, на стадии приготовления к преступлению (создание преступной группы, поиск оружия и др.), стадии покушения на преступление (когда оно происходит благодаря настойчивым действиям виновного), при совершении оконченного преступления (когда ключевая роль лица прослеживается на протяжении всего преступления).

5. Привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

6. Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Российская Федерация гарантирует равенство прав всем гражданам Российской Федерации независимо от национальной, расовой принадлежности, политических, идеологических, религиозных убеждений. Закрепив данный принцип в Конституции РФ, государство, естественно, предпринимает усилия для его осуществления. Именно поэтому совершение преступления по указанным мотивам признается обстоятельством, отягчающим наказание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: