Челябинск -2012. Содержание

Е.А. НЕЖИВЕНКО, С.А. ГОЛОВИХИН

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

(ПРЕДПРИЯТИЯ)

ПРАКТИКУМ

Челябинск -2012

УДК 658 (075)

ББК 65

Н 65

Рецензенты:

В.В.Воложанин, доктор экономических наук,

профессор кафедры «Экономика, управление и инвестиции» НИУ

ГОУ ВПО Южно-Уральского государственного университета

Е.А.Быкова, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансы и бухгалтерский учет» МОУ ВПО Южно-Уральский профессиональный институт

  Неживенко, Е. А., Головихин, С.А. Экономика предприятия (организации): практикум / Е. А. Неживенко, С.А. Головихин – Челябинск: 2011. – 72 с.

Практикум написан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»). Рекомендуется как дисциплина вариативной части профессионального цикла профиля «Экономика предприятий и организаций».

В практикуме представлены вопросы для проверки теоретических знаний по всем аспектам функционирования современной организации (предприятия) и задания для практических работ. Материал практикума разбит на двенадцать тем.

В соответствии с местом дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования практикум призван способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций ОК5, ОК7, ОК9, ОК11, ПК 1, ПК2, ПК3, ПК4, ПК9, ПК 11, ПК12, ПК13.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Предприятие и его место в системе народного хозяйства.............. 4
Тема 2. Экономическое управление предприятием. Ресурсы предприятия, формирование уставного капитала.................................................................................................................................................................................................. 15
Тема 3. Основные фонды предприятия.................................................................................................................................................................................................. 17
Тема 4. Производственная мощность и производственная программа предприятия.................................................................................................................................................................................................. 26
Тема 5. Оборотные средства предприятия.................................................................................................................................................. 32
Тема 6. Трудовые ресурсы предприятия.................................................................................................................................................. 40
Тема 7. Нематериальные ресурсы предприятия.................................................................................................................................................. 44
Тема 8. Продукция, работы, услуги предприятия: количественные и качественные характеристики.................................................................................................................................................. 45
Тема 9. Себестоимость продукции, работ, услуг предприятия.................................................................................................................................................. 52
Тема 10. Формирование цен на продукцию предприятия.................................................................................................................................................. 62
Тема 11. Формирование конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль, рентабельность.................................................................................................................................................. 64
Тема 12. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.................................................................................................................................................. 69

ТЕМА 1

ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Теоретические вопросы:

1. Понятие предпринимательской деятельности и предприятия.

2. Классификация предприятий по организационно-правовым формам, отраслевой принадлежности, размерам, типу производства, принадлежности к секторам экономики, сфере деятельности, назначению готового продукта, технологической общности, времени работы в течение года.

3. Виды экономической деятельности предприятий. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

4. Объединения предприятий: картели, синдикаты, пулы, консорциумы, концерны, тресты. Холдинг. Финансово-промышленные группы.

5. Производственно - техническое, организационное, экономическое единство предприятия. Наделение предприятия правами юридического лица.

6. Виды и типы организационных структур предприятия. Производственная структура, организационная структура управления. Эффективность структур. Сущность и значение диверсификации деятельности предприятия.

7. Производственная инфраструктура предприятия.

8. Характеристика малого предпринимательства.

Практические задания:

1. На примере конкретного предприятия составить характеристику по следующим направлениям:

- название и организационно-правовая форма предприятия,

- организационная структура предприятия,

- отраслевая принадлежность предприятия и виды осуществляемой экономической деятельности (по ОКВЭД),

- виды продукции, выпускаемой предприятием,

- основные поставщики и потребители,

- ресурсы предприятия,

- объемы выпускаемой продукции,

- характеристика цен,

- конкуренты предприятия.

При выполнении задания возможно использование материалов, размещенных на официальных сайтах предприятий и организаций Российской Федерации (например, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» www.mmk.ru, ОАО «Автомобильный завод «Урал» www.uralaz.ru, ОАО «Концерн Калина» www.kalina.org, ОАО «Макфа» www.makfa.ru, ЗАО «Обувная фирма Юничел» www.unichel.ru, ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» www.chtpz.ru, ОАО «Императорский фарфоровый завод» www.ipm.ru, ОАО «Трубодеталь» www.trubodetal.ru и др.)

2. Провести анализ структуры организаций машиностроения и металлообработки Челябинской области по их количеству и объему производства, приведенных в таблице 1. По результатам расчетов построить круговые диаграммы.

Таблица 1 - Число организаций и объем производства продукции

машиностроения и металлообработки Челябинской области

  Число организаций Объем промышленной продукции в фактических ценах (без НДС и акциза), тыс. руб. Удельный вес, %
по количеству организаций по объему производства
Машиностроение и металлообработка в том числе:        
крупные и средние        
промышленные производства при непромышленных организациях        
малые предприятия        

3. По данным таблицы 2 провести анализ структуры организаций машиностроения и металлообработки Челябинской области по формам собственности. Результаты анализа представить в табличном и графическом виде.

Таблица 2 - Структура производства машиностроения и металлообработки Челябинской области по формам собственности

  Количество организаций, единиц Объем промышленной продукции в фактических ценах (без НДС и акциза), тыс. руб.
всего в том числе юридических лиц
Организации всех форм собственности в том числе:      
российская собственность из нее:      
государственная собственность      
муниципальная собственность      
частная собственность      
собственность общественных объединений (организаций)      
смешанная российская собственность (без иностранного участия)      
собственность потребительской кооперации   -  
совместная российская и иностранная собственность      

4. Используя статистические данные, представленные в таблице 3, провести исследование роли и места малого бизнеса в экономике Челябинской области.

Таблица 3 - Основные экономические показатели социально-экономического развития Челябинской области

Наименование показателей  
Численность постоянного населения, тыс. чел. 3573,5
Экономически активное население на конец года, тыс. чел., 1765,0
в том числе занятые в экономике, тыс. чел. 1672,0
Среднегодовая численность занятых в экономике всего, тыс. чел. в том числе по отраслям: 1206,6
промышленность 411,6
сельское хозяйство 54,0
строительство 68,3
транспорт 82,0
связь 17,2
торговля и общественное питание 100,2
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения  
жилищно-коммунальное хозяйство 69,8
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 105,6
образование 138,3
культура и искусство 24,6
наука и научное обслуживание 23,3
финансы, кредит, страхование 15,8
Среднесписочная численность работников малых предприятий всего, тыс. чел. в том числе: 145,811
промышленность 34,968
сельское хозяйство 0,979
строительство 23,868
транспорт 4,287
связь 0,893
торговля и общественное питание 49,029
жилищно-коммунальное хозяйство 1,609
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 1,839
образование 0,151
культура и искусство 0,900
наука и научное обслуживание 1,895
финансы, кредит, страхование 0,104
Число организаций и предприятий на конец года, единиц  
Число малых предприятий на конец года, единиц  
Объем производства продукции (работ, услуг) в фактически действовавших ценах по отраслям экономики, млн.руб.:  
промышленность 370591,8
сельское хозяйство 23868,3
строительство 22672,9
связь 7268,9
торговля и общественное питание 108569,1
объем платных услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, образования, культуры и искусства, млн. руб. 29899,5
наука и научное обслуживание (объем научно-технических работ) 6229,1
Объем продукции (работ, услуг), произведенной на малых предприятиях, всего, млн. руб., в том числе по отраслям экономики: 33715,4
промышленность 7435,0
сельское хозяйство 116,2
строительство 6842,7
связь 124,1
торговля и общественное питание 12332,7
жилищно-коммунальное хозяйство 155,4
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 233,1
образование 30,4
культура и искусство 110,9
наука и научное обслуживание 538,2

5. По результатам посещения выставки «Индустриальный край» составить рейтинг предприятий по комплексному показателю «Имидж». При выполнении задания воспользоваться следующей поэтапной методикой исследования:

Этап 1. Формирование группы экспертов (5-7 чел.).

Этап проводится до начала посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 2. Формирование набора оценочных показателей, характеризующих имидж предприятия (7-10 показателей).

Этап проводится до начала посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 3. Экспертная оценка значимости оценочных показателей:

- заполнить матрицы попарного сравнения показателей (количество матриц (n) определяется количеством экспертов – членов исследовательской группы)

Показатель Показатель П1 П2 П3 Пm Коэффициент значимости показателя m-1 aij = Srij/m i=j=1
П1 - r12 r13 r1m a1m
П2 r21 - r23 r2m a2m
П3 r31 r32 - r3m a3m
-
Пm rm1 rm2 rm3 - amm

Оценка rij = 1, если отдается явное предпочтение какому-либо показателя из рассматриваемой пары, rij = 0 в противоположном случае. В случае затруднений или равнозначной оценки ставится оценка 0,5: 0,5. Возможна более точная оценка, например: 0,3: 0,7; 0,8: 0,2; 0,1: 0,9 и т.п.

Затем n матриц попарного сравнения преобразуется в n диагональных матриц, ненулевыми элементами которых являются элементы последних столбцов матриц попарных сравнений:

a1m 0 0 0 … 0

0 a2m 0 0 … 0

Ams = 0 0 a3m 0 … 0

… … … … … …

0 0 0 0 … amm

Производится проверка экспертных рядов с целью снижения влияния субъективного фактора: из всех Ams по строкам находится элемент aij, имеющий наибольшее и наименьшее значение, и определяется отношение:

где hфi – фактическое значение коэффициента устойчивости экспертного ряда оценки i-го оценочного показателя;

aij max – максимальное значение оценки удельного веса (значимости) показателя имиджа;

aij min – минимальное значение оценки удельного веса (значимости)показателя имиджа.

Коэффициент hф сравнивается с его нормативным значением hn = 1,5-2,0. Если hф > hn, одно из значений ряда вычеркивается и проверка повторяется.

Затем производится суммирование n матриц Ams, после чего получается суммарная матрица. Умножая ее на 1/n, получить матрицу удельных весов оценочных показателей имиджа, учитывающую оценки n экспертов, по которой может быть произведено ранжирование оценочных показателей имиджа по их значимости в порядке убывания или возрастания значимости.

Составляется итоговая таблица значимости показателей имиджа предприятия.

Значимость показателей имиджа в порядке ее убывания

(возрастания)

Наименование оценочного показателя имиджа предприятия Значение оценки значимости показателей имиджа
   
   
   

Этап проводится до начала посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 4. Определение перечня предприятий, включаемых в рейтинг (20-25 предприятий).

Этап проводится в ходе посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 5. Экспертная оценка выбранных для составления рейтинга предприятий по сформированному перечню показателей в баллах.

5.1 Определение способа оценки, например, выбор оценочной шкалы (5-ти, 6-ти, 7-ибалльной или иной), выбранный способ оценки описывается в отчете.

5.2 Оценка каждым экспертом-членом исследовательской группы каждого из отобранных для составления рейтинга предприятий по выбранной шкале.

5.3 Составление оценочной таблицы каждым экспертом (количество таблиц определяется количеством экспертов, включенных в исследовательскую группу):

Оценка имиджа предприятий экспертом

________________________

Ф.И.О.

Показатель Предприятие П1 П2 Пm
А      
Б      
В      

Этап проводится в ходе посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 6. Составление итоговой обобщающей мнения всех экспертов оценочной характеристики предприятий по показателям имиджа:

Групповая оценка имиджа предприятий

Показатель Предприятие П1 П2 Пm
А      
Б      
В      

На пересечении строк и столбцов таблицы проставляются среднеарифметические значения оценок, данных каждому предприятию всеми экспертами по соответствующему показателю:

где Пi1, Пi2, … Пin – оценка конкретным экспертом (j=1…n) определенного предприятия по показателю i.

Этап проводится после посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 7. Определение комплексной оценки имиджа предприятий, основанной на определении средневзвешенных по всей совокупности оценочных показателей:

где ПА, ПБ и т.д.– комплексная оценка имиджа предприятия А, Б и т.д. по всей совокупности показателей

Этап проводится после посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо

Этап 8. Составление рейтинга предприятий и заполнение рейтинговой таблицы. В таблицу заносятся наименования предприятий с соответствующими комплексными оценками в порядке убывания последних.

Рейтинг предприятий по комплексному показателю «Имидж»

Рейтинговая позиция Наименование предприятия Комплексная оценка имиджа предприятии
     
     
     
     
   
     

Этап проводится после посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 9. Составление отчета работы группы и презентации отчета.

Отчет составляется в печатном виде и представляет собой последовательное описание результатов выполнения каждого этапа задания. В отчет включаются также фотографии и иные иллюстрационные и сопроводительные материалы, характеризующие имидж оцениваемых предприятий, собранные во время исследования и обосновывающие оценочные решения.

Этап проводится после посещения выставки «Индустриальный край» в выставочном комплексе «ЮжУралЭкспо»

Этап 10. Презентация результатов исследования.

Проводится на практическом занятии.

6. По данным, приведенным в таблице 4, провести расчет следующих показателей:

- доля предприятий малого бизнеса в общем количестве предприятий Российской Федерации,

- доля предприятий малого бизнеса в количестве предприятий по видам экономической деятельности.

По результатам расчета заполнить таблицу 5.

Построить круговые диаграммы «Структура предприятий Российской Федерации по видам экономической деятельности» и «Структура малых предприятий Российской Федерации по видам экономической деятельности».

Таблица 4 - Распределение предприятий Российской Федерации по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности Число предприятий, тыс.
Всего по РФ В том числе малых предприятий
Всего 4907,8 1602,5
по видам экономической деятельности:    
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 207,6 55,1
рыболовство, рыбоводство 8,9 3,2
обрабатывающие производства 418,6 165,3
в том числе:    
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 56,2 21,4
текстильное и швейное производство 27,8 11,0
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 3,1 1,2
обработка древесины и производство изделий из дерева 36,2 14,1
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 58,1 21,2
производство кокса и нефтепродуктов 2,7 0,6
химическое производство 15,5 5,3
производство резиновых и пластмассовых изделий 18,9 9,1
производство прочих неметалли­ческих минеральных продуктов 27,8 11,9
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 38,2 17,4
производство машин и оборудования 49,9 18,7
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 33,6 13,6
производство транспортных средств и оборудования 9,9 3,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 28,5 9,1
строительство 433,7 193,7
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1846,3 658,3
гостиницы и рестораны 90,7 42,2
транспорт и связь 254,9 93,9
в том числе связь 28,9 10,9
финансовая деятельность 104,1 24,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 834,6 288,6
образование 15,5 4,5
здравоохранение и предоставление социальных услуг 18,9 18,9
предоставление прочих коммуналь­ных, социальных и персональных услуг 27,8 38,6

Таблица 5 - Доля малых предприятий в числе предприятий

Российской Федерации по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности Доля малых предприятий, %
Всего  
по видам экономической деятельности:  
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство  
рыболовство, рыбоводство  
обрабатывающие производства  
в том числе:  
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака  
текстильное и швейное производство  
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви  
обработка древесины и производство изделий из дерева  
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность  
производство кокса и нефтепродуктов  
химическое производство  
производство резиновых и пластмассовых изделий  
производство прочих неметалли­ческих минеральных продуктов  
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий  
производство машин и оборудования  
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования  
производство транспортных средств и оборудования  
производство и распределение электроэнергии, газа и воды  
строительство  
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования  
гостиницы и рестораны  
транспорт и связь  
в том числе связь  
финансовая деятельность  
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг  
образование  
здравоохранение и предоставление социальных услуг  
предоставление прочих коммуналь­ных, социальных и персональных услуг  

7. Пользуясь данными официальной статистики (www.gks.ru) представьте на графиках современную динамику изменения индекса предпринимательской уверенности организаций. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на уровень этого показателя.


ТЕМА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: