Строительство как вид экономической деятельности, роль, значение и место капитального строительства в экономике страны

Глава 1. Роль и место капитального строительства в экономике России

Строительство как вид экономической деятельности, роль, значение и место капитального строительства в экономике страны

В целях государственного регулирования развития экономики, сбора и систематизации информации все производства и сферы деятельности группируются по принципу участия в той или иной сфере деятельности. Критерием отнесения организации и предприятий к тому или иному виду экономической деятельности является максимальная доля выручки от данного вида деятельности в их общей выручки от данного вида деятельности.

Одной из крупнейших сфер экономической деятельности является строительство. Строительство обеспечивает расширенное воспроизводство производственных мощностей и основных фондов для всего народного хозяйства. Оно наряду с машиностроением создает для организации любых сфер народного хозяйства основные фонды. Результатом или продукцией строительства являются здания и сооружения различного функционального назначения.

Строительная продукция представляет собой ту часть общественного продукта, в которую входят работы по изысканию и проектированию объектов строительства, их возведению, установке в них оборудования, по ремонту строительных объектов, их расширению и реконструкции, а также геологоразведочные работы, связанные со строительством.

Строительство как сфера материального производства имеет свои специфические особенности. Главные из них заключаются в неподвижности продукта при перемещающихся в процессе производства материальных, технических и людских ресурсах; длительности производственного цикла; высокой материалоемкости продукции, что требует наличия мощной материальной базы и размещения ее в пределах регионального радиуса обслуживания; повышенной зависимости строительных процессов от влияния вероятностных факторов (погодных условий, организационно- технических неувязок, изменений внешних условий производства и т.д.); существованием сложных и многообразных производственных связей кооперирования в системе народного хозяйства, которые представляют собой внешнюю среду, создающую условия для нормальной деятельности строительного производства.

Строительство отличается сложностью производственных связей и обслуживается предприятиями более чем 70 сфер экономической деятельности, при этом используется около 50% продукции промышленности строительных материалов, 18% металлопроката, 40% пиломатериалов, более 10% продукции машиностроительной промышленности.

Рассматривая экономику страны как сложную систему - единый народнохозяйственный комплекс, можно отметить, что он состоит из более простых комплексов: топливно-энергетического; аграрно-промышленного; лесохимического; машиностроительного; транспортного; строительного и других.

Такие комплексы состоят из множества отдельных организаций, предприятий и производств. Их объединение в комплексы происходит по принципу участия в выпуске определенной продукции или оказания услуг.

Строительный комплекс – понятие, появившееся в начале 80-х годов прошлого столетия для обозначения группы отраслей сферы материального производства и их предприятий, участвующих в создании строительной продукции. Но уже в середине 80-х годов понятие строительного комплекса стало приобретать более практическое содержание, заключающееся в управлении взаимосвязанными группами отраслей.

В состав строительного комплекса стали включать следующие отрасли и подотрасли общественного производства:

- строительное производство (осуществляемое подрядным и хозяйственным способом);

- производство строительных материалов, конструкций, деталей;

- строительное, дорожное машиностроение, изготовление инструмента, ремонт техники;

- транспорт, обслуживающий строительство;

- материально-техническое обеспечение (поставка, комплектация).

Учитывая сложную структуру строительного комплекса, существует довольно большое многообразие подходов к определению его сущности. Российская архитектурно-строительная энциклопедия дает следующую трактовку: «Строительный комплекс представляет собой совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечении производства основных фондов народного хозяйства».

Сущность, качественное своеобразие строительного комплекса можно рассматривать с различных позиций [32].

Первая. С технологической точки зрения строительный комплекс существует объективно при любой форме управления или регулирования хозяйства.

Вторая. С точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится экономической абстракцией. Это объясняется ликвидацией вертикали «трест — объединение — главное управление — министерство», что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна, и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.

Третья. С точки зрения управления на уровне региона строительный комплекс существует: организация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов, а также особенностей и потребностей регионов.

Субъектами инвестиционно-строительного комплекса являются:

- инвесторы (застройщики, заказчики);

- подрядные строительные предприятия, проектно-изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов;

- учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;

- предприятия большинства отраслей народного хозяйства, поставляющие материалы, товары и услуги для участников инвестиционного проекта;

- посреднические и информационные фирмы и др.

Условно место инвестиционно-строительного сектора в структуре российской экономики представлено в таблице 1.1.

Система управления строительным комплексом в нашей стране претерпела длительную эволюцию, которая продолжается до настоящего времени. Можно выделить несколько этапов в формировании инвестиционно-строительного комплекса [32].

Этап первый (1939-1990 гг.): в условиях социализма в управлении строительством, попеременно преобладали отраслевой и территориальный принципы.

1939-1957 гг. – период окончательного отделения строительства от промышленности, создан Наркомат по строительству, управление было организовано по отраслевому принципу.

1957-1964 гг. - система отраслевых министерств была заменена управлением через совнархозы по экономическим районам, в чьем подчинении оказалась большая часть подрядных строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов. В систему каждого совнархоза включалась часть строительства, обслуживающая промышленность совнархоза. Структура управления находившегося на данной территории совнархоза определялась особенностями промышленности союзного и союзно-республиканского значения. Каждый совнархоз имел развитую линейно-функциональную структуру, отраслевые управления, функциональные отделы. Основным достоинством данной системы управления было то, что управление было максимально приближено к производству и многие производственные проблемы, возникшие в результате ведомственных барьеров при предшествующей отраслевой структуре управления, стали разрешимыми. Поэтому совнархозы вошли в историю с хорошими экономическими показателями, отличались комплексным подходом в развитии производительных сил территорий, полнее использовали резервы производства. Недостатком данной системы управления, было снижение темпов научно-техническое прогресса в отрасли.

Таблица 1.1.

Место инвестиционно-строительного сектора в структуре российской экономики [32]

Уровни Иерархические структуры Основные цели (задачи) Субъекты реформирования
  Российская экономика (в целом) Выход из экономического кризиса и стабилизация экономического положения. Повышение доверия населения и инвесторов к государственным институтам. Увеличение объемов и эффективности инвестиций. Обеспечение роста производства. Повышение жизненного уровня населения. Сокращение государственного долга и расходов по его обслуживанию. Обеспечение обороноспособности страны, экономической, экологической и других видов ее безопасности Сектора национальной экономики
  Сектора национальной экономики Обеспечение роста национального богатства и материального благополучия граждан Инвестиционно-строительный сектор и другие воспроизводственные сектора
  Инвестиционно-строительный сектор Создание основных фондов, расширение, реконструкция, техническая модернизация и перевооружение действующих основных фондов Инвесторы, строительный комплекс, институциональные структуры
  Инвесторы, строительный комплекс, институциональные структуры Получение прибыли Строительно-монтажные организации, проектировщики, логистические фирмы и др.
         

1964-1986 гг. - ликвидация совнархозов; вновь создаются отраслевые министерства, принцип отраслевого управления сочетается с территориальным, так как за тремя основными министерствами закрепляются определенные территории. Принцип территориально-отраслевого управления имел на первых этапах некоторые преимущества, но с течением времени все отчетливее проявились и негативные стороны управления [35]. Серьезным недостатком данной структуры управления было большое количество параллельно работающих строительных организаций, которые принадлежали разным, в том числе нестроительным министерствам. Как правило, они создавали собственную производственную базу, свои автобазы, свой штат управления, результатом чего являлось низкое использование производственных мощностей и большие встречные и нерациональные перевозки грузов.

1986-1990 гг. – период перестройки, в строительстве преобладающим стал территориальный принцип управления. Во всех союзных республиках были созданы соответствующие министерства, а территория РСФСР была поделена между несколькими строительными министерствами с сохранением компактности района деятельности. В условиях рыночной реформы в системе управления строительным комплексом произошли серьезные изменения, в том числе и на региональном уровне.

В экономике термин «инвестиционно-строительная деятельность» не существовал. Капитальные вложения (инвестиции) и строительство (строительно-монтажные организации) были оторваны друг от друга, поскольку «соединялись» через длительную по времени цепочку директивных документов (титульные списки строек, план, лимиты капитальных вложений, строительно-монтажных и проектно-изыскательных работ, лимиты фондируемых материальных ресурсов, оборудования и др.).

Этап второй (1991-1994 гг.) – почти спонтанное разрушение административно-плановой (ведомственно-отраслевой) системы, но продуманного перехода на новую систему управления не было. Происходил процесс сокращения министерств, объединение функций и укрупнение в созданных заново структурах, а затем снова «раздувание» управленческого персонала за счет создания новых комбинированных структурных подразделений. В стране был полностью утрачен организационный фактор в управлении экономикой. Переход к рыночным отношениям связан с задачами кардинальной перестройки объекта управления и создания адекватного субъекта управления.

Этот этап характеризуется приватизацией в строительном комплексе, проводимой ускоренными темпами. Основными целями проведения приватизации в строительном комплексе являлись повышение конкуренции за счет снижения монопольной власти государственных предприятий и создания предприятий различных форм собственности, а также уменьшение товарного дефицита за счет повышения качества продукции и эффективного маркетинга.

Демонтаж административно-командной системы, разукрупнение и приватизация строительных объединений действительно привели к вакууму на среднем уровне управления, функции которого выполняли министерства и их подразделения: главные и территориальные управления [20].

С ликвидацией централизованной плановой экономики появляется территориальная собственность трех видов:

- непосредственно региональная, представленная присвоением населением региона материальных благ и услуг для удовлетворения общерегиональных потребностей;

- регионально-отраслевая, образующаяся в результате согласования региональной собственности с отраслевой на территории региона;

- федеральная, образующаяся в результате согласования регионально-отраслевых форм собственности всех региональных коллективов федерации.

Территориальная закрепленность конечного строительного продукта, распространение сырьевой базы, нецелесообразность перевозки исходных материалов и конструкций на большие расстояния и др., как правило, ограничивают акты купли-продажи между организациями стройиндустрии локальными территориями с достаточно узкими границами. Конечно, сейчас нередки случаи, когда и "массовые" строительные материалы (например, лицевой кирпич, черепица и некоторые другие) в силу низкого качества отечественной продукции завозят из-за рубежа, однако, такие явления скорее исключение [20].

С ликвидацией плановой системы произошли и принципиальные преобразования в политической и экономической системе России:

- образование двухуровневой финансовой системы и последовавшая за этим коммерциализация банков, до этого проводивших централизованное финансирование капитальных вложений и строительства;

- реализация принципа бюджетного федерализма – введение независимости федерального, субъектных и местных (муниципальных) бюджетов и передача прав по формированию и использованию последних соответствующим органам управления;

- отказ от монопольной государственной собственности на средства производства и введение различных форм собственности, что привело к резкому сокращению доли федерального (государственного) бюджета как источника финансирования.

Принципиально изменились состав и структура источников капитальных вложений. В дореформенной системе их было всего два (если не считать доходы колхозов): национальный доход, примерно 25% которого шло на приращение основных фондов производственного и непроизводственного назначения, и фонд амортизации. И тем, и другим единовластно распоряжалось государство в лице Госплана. В настоящее время мы имеем дело с множественностью источников капитальных вложений. Примерно половина общего объема инвестиций направлена в отрасли, производящие товары, вторая половина – в отрасли, оказывающие услуги.

Таким образом, в современной рыночной экономике важную роль играют институты частной собственности и капитала, частнопредпринимательского сектора и предпринимателя как его главного действующего лица. Существенно изменились общеэкономические условия функционирования строительства как отрасли материального производства.

Этап третий (1994-2001 гг.) - характеризуется, с одной стороны, началом преобладания негосударственных форм собственности в строительном комплексе, а с другой - отсутствием действительной конкуренции на строительном рынке, а главное, возможностью для подрядчиков получать незаработанную прибыль путем обсчета и обмана заказчиков. Функционирование системы было неэффективно и не отвечало общественным требованиям.

С формированием рыночной среды претерпевают изменения экономические отношения между хозяйствующими субъектами, создаются новые рынки товаров и услуг, изменяется сама структура этих рынков, финансовых ресурсов и рабочей силы, складываются новые механизмы государственного регулирования. Однако эти реформы сопровождались и катастрофическими явлениями в экономике – беспрецедентным спадом производства, инфляцией, хроническими неплатежами, ростом безработицы, почти полным прекращением финансирования затрат на инвестиционные цели и т.д. Преодоление и решение таких проблем в масштабах всей страны имеет самую непосредственную связь с функционированием и развитием инвестиционно-строительного комплекса [32].

Этап четвертый (2001г.– по настоящее время) – преобладание негосударственных форм собственности в строительном комплексе и развитие конкуренции на строительном рынке. Появившаяся возможность выбора подрядчиков позволяет заказчику предъявлять высокие требования к качеству строительных работ.

Таким образом, экономические реформы, проводимые в России в течение 90-х годов, не только не способствовали преодолению кризисного состояния в развитии экономики, но и обострили его. После распада СССР Россия унаследовала систему государственного управления СССР, опирающуюся на единую государственную собственность, систему директивного планирования, распределительную систему ресурсов и производственной продукции при крайне ограниченных товарно-денежных отношениях. Переходный период в социальной и экономической жизни страны, приватизация большинства предприятий, смещение акцентов с преимущественно отраслевого принципа управления на территориальный обусловили необходимость замены старых форм и методов управления отраслями и комплексами экономики на новые. Наиболее остро отреагировали на данные изменения предприятия и организации инвестиционно-строительного комплекса.

Строительный комплекс относится к числу ключевых сфер экономической деятельности в России и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач ее развития. Задача, поставленная Президентом РФ В Послании Федеральному собранию РФ об увеличении валового внутреннего продукта к 2010 году в 2 раза, не может быть эффективно реализована без роста инвестиций в основной капитал, увеличения темпов строительства.

В составе строительного комплекса сейчас можно выделить пять групп предприятий и организаций (по необходимым элементам любого производственного процесса):

1 группа - постоянно действующие строительные (подрядные) организации, предприятия стройиндустрии;

2 группа - предприятия и организации, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия промышленности строительных материалов, конструкций, предприятия машиностроения, деревообрабатывающей промышленности и других отраслей народного хозяйства);

3 группа - предприятия и организации, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для промышленности строительных материалов);

4 группа - предприятия инфраструктуры. Под инфраструктурой понимают совокупность отраслей, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

5 группа - организации, осуществляющие управление строительством - министерства, комитеты, департаменты, объединения, ассоциации и т.д.

Развитие строительного комплекса России в период до 2010 года должно быть направлено на решение следующих задач:

· Достижение устойчивого развития страны, позволяющего за счет широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста капитальных вложений в строительство, обновление производственного потенциала и материально- технической базы строительного комплекса обеспечить выход России на уровень ведущих зарубежных стран и вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО);

· Усиление конкурентоспособности российских строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов на отечественном и зарубежных рынках подрядных работ;

· Ускорение модернизации производственной базы строительства с ориентацией на преимущественный выпуск эффективных ресурсо- и энергосберегающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам;

· Обеспечение реализации программ ипотечного кредитования населения на уже действующей и новой нормативной правовой базе с учетом готовности региональных администраций реально участвовать в этом процессе;

· Формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие отдельных регионов и страны в целом;

· Ликвидацию тенденции к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному их восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно- технических программ и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

· Обеспечение российского строительного рынка строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечить снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности;

· Развитие научно - технического прогресса и инновационной деятельности в строительстве, направленное на обеспечение качества строительной продукции, высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их надежности, безопасности, функциональной и эстетической комфортности и эксплуатационной экономичности, преобразование архитектурно- строительной среды жизнедеятельности человека и ее дальнейшее развитие до уровня, соответствующего современным достижениям развитых стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: