Общая информация о деятельности ООО «Новое поколение» по социальной адаптации трудных подростков (на примере характеристики работы площадки №1)

ООО «Новое поколение». Площадка №1, расположенная по адресу: Россия, 198328 Санкт-Петербург, ул. Доблести, дом 24, корпус 3.

Генеральный директор: Михаил Дмитриев.

Основной род деятельности – социализация подростков с отклоняющимся поведением (так называемых «трудных» подростков); трудовое воспитание подростков, их социальная адаптация и реабилитация; разработка и производство развивающих настольных игр.

Данное предприятие создано в 1993 году.

Несовершеннолетние принимаются только по направлениям районных подразделений службы по делам несовершеннолетних ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Всего по городу работает шесть площадок: 4 открытого и 2 закрытого типа, расположенных в Красносельском, Московском, Приморском, Петродворцовом районах Спб.

В настоящее время на предприятии работает около 1 200 юношей и девушек, которые занимаются производством детских настольных игр, разработанных нашим творческим коллективом.

При оформлении на работу на каждого несовершеннолетнего работника заводятся трудовая книжка, оформляется трудовой договор. Подростку присваивается ИНН, выдается медицинский страховой полис, пенсионное страховое свидетельство

Технологический процесс организован с соблюдением всех норм и правил, определяющих труд несовершеннолетних. Предоставляется ежедневное бесплатное трёхразовое горячее питание. Постоянно работает медицинская часть, в случае необходимости оказывается квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь. Два раза в год несовершеннолетние работники предприятия проходят диспансеризацию; регулярно проводится их вакцинация. Для всех юношей и девушек, работающих на предприятии, обеспечено обучение в вечерних сменных школах. Это обязательная частью производственной программы, которая оговаривается при заключении трудового договора. Занятия проходят в вечернее время в помещениях предприятия. В ходе обучения воспитанники получают среднее образование.

Кроме основной специальности сборщик-комплектовщик в «Новом Поколении» организованы рабочие места в сфере обеспечения деятельности предприятия: это разнорабочие и для девушек работа в столовых на площадках предприятия.

Помимо работы и обучения ребятам организован ежедневный досуг в кружках и спортивных секциях, проводятся туристические походы и экскурсии. Организована постоянная футбольная команда.

Реализация работы в ООО «Новое поколение» стала возможна благодаря Целевой программе «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи», по которой данное предприятие исполняет государственный заказ Санкт-Петербурга по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, склонных к совершению правонарушений. Организация рабочих мест осуществляется при сотрудничестве с "Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями" Правительства Санкт-Петербурга.

После прохождения адаптационной программы на любой из площадок ООО «Новое поколение», судьба каждого воспитанника отслеживается. По окончании работы на данном предприятии 86,3% из них поступают в средние специальные заведения, утраиваются на работу. Менее 1% потом совершают повторные правонарушения. За все время работы предприятия через него прошло более 13 тысяч подростков, жизнь которых была направлена в лучшее русло.

Все виды детских настольных игр, производимые воспитанниками предприятия, успешно реализуются в России и странах СНГ, в этом сегменте рынка ООО «Новое поколение» занимает устойчивые позиции.

Характеристика площадки №1

Россия, Санкт-Петербург, Красносельский район, ул. Доблести, дом 24, корпус 3.

Это самая первая площадка. С ее открытием 1 апреля в 1993 году начался отсчет истории всего ООО «Новое поколение».

В настоящее время на площадке № 1 работает более 150 юношей и девушек на постоянных специализированных рабочих местах. Основная специальность «сборщик-комплектовщик». Ребята делают семь видов игр: «Наша семья», «Морская пехота», «Я -водитель», «Живая азбука», «Путешествие с цифрами», «Сказки», «Транспорт», «На абордаж» и «Головоломка». Именно эта площадка делает самое большое количество игр.

Обычно ребята приходят к 10 часов утра, работают не больше 4-6 часов в день, в зависимости от возраста. Каждый час перерыв на 15 минут, ежедневное трехразовое питание. После работы, те юноши и девушки которые не получили еще среднее образования, учатся в вечерней школе по специальной программе, занятия проходят в помещениях площадки. Постоянно работает медицинская часть, в случае необходимости оказывается квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь. Такой распорядок на всех площадках открытого типа, когда воспитанники приходят только днем, а ночуют дома.

На «базе» располагается социальная гостиница на 12 мест, для несовершеннолетних, работающих в «Новом поколении», которые по объективным обстоятельствам не могут проживать дома. Решение о поселении в общежитие принимается педагогическим советом предприятия, и после направления подростка в общежитие воспитательной службой «Нового Поколения» принимаются меры для решения возникших у несовершеннолетнего проблем. Как правило, подростки девушки и юноши проживают в общежитии около полугода.

После окончания работы и учебы ребята проводят свободное время на территории предприятия. Здесь же в кинозале помимо телевизора есть еще киноэкран, для просмотра фильмом, как в кино. В спортзале стоят теннисные столы. На территории, огражденной высоким забором располагается баскетбольная площадка. Скоро планируется открыть молитвенную комнату, как на площадке в Московском районе.

Постоянное рабочее место на предприятии является специализированным для подростков и имеет следующие особенности:

Во-первых, труд в "Новом Поколении" носит доступный для несовершеннолетних характер. Основные операции, производимые подростками, относятся к категории ручного труда. На рабочих местах осуществляется сборка-комплектация детских настольных игр, разработанных на предприятии. Поэтому основной рабочей специальностью в "Новом Поколение" является сборщик-комплектовщик. Однако на предприятии существует много разновидностей этой рабочей специальности, что позволяет существенно разнообразить профессиональную специализацию подростков.

Во-вторых, разработанная и применяемая в "Новом Поколение" производственная технология позволяет подросткам после незначительного по времени производственного обучения изготавливать продукцию необходимого качества и в относительно достаточном количестве.

В-третьих, производственный процесс, организованный в "Новом Поколении" позволяет несовершеннолетним, работающим на предприятии, зарабатывать достаточное количество средств для самостоятельного проживания, поскольку основная масса подростков - из неблагополучных семей. При этом для подростков в "Новом Поколении" не существует ограничений в возможности хорошо зарабатывать.

Структура производства в "Новом Поколении" максимально приближена к организации труда на современных заводах и фабриках. Существуют большие цеха, специализирующиеся на выпуске отдельных типов продукции (различные виды настольных игр), которые в свою очередь делятся на участки по отдельным видам работ.

Цехами руководят начальники цехов, участками - мастера, это взрослые, опытные работники. Организацией работы в бригадах занимаются выбранные самими подростками бригадиры из числа несовершеннолетних работников.

Обеспечение трудовой и профессиональной подготовки.

После приема несовершеннолетнего на работу в "Новое Поколение" главной задачей становится его адаптация в производственном коллективе и обучение необходимым трудовым навыкам. Этот процесс осуществляется в специальных учебных бригадах, где подростки находятся от одного до трех месяцев, получают фиксированную заработную плату (оклад) и под руководством мастеров знакомятся с производством. В период производственного обучения несовершеннолетних учат не только умению осуществлять конкретные производственные операции, но и организовать свой день, вовремя приходить на работу, советуют, как рационально использовать заработанные деньги и т.п.

Производственное обучение не заканчивается нахождением подростка в учебной бригаде. Оно продолжается на рабочих местах, поскольку многие из ребят в течение времени работы на предприятии меняют специализацию, овладевают новыми трудовыми навыками.

Организация общеобразовательной подготовки.

Все несовершеннолетние, пришедшие на предприятие и не имеющие 9-ти классного образования, в обязательном порядке обучаются в сменных (вечерних) школах, которые работают на площадках "Новое Поколение".

Обучение осуществляется во внерабочее время в зависимости от программы.

Поскольку практически все подростки, приходящие на предприятие, значительное время не учились, их мотивация к получению образования чезвычайно низка. В "Новом Поколении" применяются как моральные, так и материальные меры поощрения получения несовершеннолетними, работающими на предприятии, 9-ти классного образования. Так, установлена специальная премия для учащихся, активно ведется разъяснительная работа о необходимости образования, качественно и интересно построены уроки, проводимые опытными учителями вечерних школ.

С каждым годом увеличивается количество желающих продолжить образование и после 9-ти классов.

Сочетание труда и образования, неотъемлемых частей социальной адаптации подростков сложной категории, позволяет вовлечь в образовательный процесс значительное количество несовершеннолетних, ранее не учившихся или бросивших учебные заведения по каким-либо причинам.

Организация досуга и отдыха

Основная наша задача при организации досуга и отдыха ребят, работающих в «Новом Поколении», это сокращение свободного (безнадзорного) времени их пребывания вне стен «Новое поколение».

В осенне-зимний-весенний период для несовершеннолетних организуются и проводятся следующие мероприятия:

- коллективные поездки в театры, музеи, на экскурсии и т.п., которые пользуются большой популярностью среди подростков, никогда ничего подобного не видевших;

- функционирование свободных зон отдыха на каждой площадке предприятия, включающие в себя спортивные залы, открытые площадки для игровых видов спорта, на которых регулярно проводятся соревнования;

- на каждой площадке организуется ежедневный просмотр видеофильмов (на предприятии большая фильмотека) с возможностью смотреть новые фильмы с хорошим качеством;

- на предприятии функционируют кружки и секции, наиболее популярная из которых – туристическая с выездами за город в субботу и воскресенье.

В летний период руководство «Нового Поколения» не препятствует подросткам, желающим уехать из города с родителями или с родственниками (что тщательно проверяется воспитательной службой предприятия). Для оставшихся ребят проводятся выезды за город для отдыха. С этой целью арендуются базы отдыха и лагеря.

Организованный досуг и летний отдых также как и другие воспитательные мероприятия, положительно влияют на трудовую мотивацию и в комплексе ведут к изменению поведения и установлению дружеских отношений в производственных коллективах

Центр индивидуального адаптивного развития личности.

Основная цель деятельности Центра - профилактика нарушений поведения и контроль за детьми младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет) во внеурочное время.

Специалисты данного центра помогают детям научиться правильно организовывать и соблюдать режим дня, прививают навыки социальной и трудовой адаптации, создают мотивацию на обучение, дети получают возможность дополнительного развития.

Занятия проводятся по системе абонемента:

- Сопровождение ребёнка после уроков в Центр;

- Ежедневный контроль за ребёнком на протяжении всего времени пребывания в Центре;

- Сопровождение ребёнка домой после пребывания в Центре;

- Ежедневные прогулки;

- Контроль за выполнением домашних заданий и оказание необходимой помощи сотрудниками Центра;

- Создание мотивации на обучение;

- Развитие мышления, внимания, памяти;

- Воспитание культуры речи;

- Обучение правилам этикета;

- Чтение художественной литературы;

- Занятия, посвященные истории города (праздников, традиций, обычаев и т.д.);

- Занятия по экономике;

- Воспитание здорового образа жизни (беседы о личной гигиене, профилактика вредных привычек и т.п.);

- Коррекция синдрома гиперактивности, энуреза, дефицита внимания;

- Профилактика нарушений устной и письменной речи;

- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, оздоровительные занятия ЛФК. Возможно посещение бассейна;

- Организация экскурсий, посещения выставок, театров с целью развития эстетической стороны личности ребёнка (в дни школьных каникул). В процессе деятельности составляется индивидуальный план работы с ребёнком, на основании которого дети объединяются психологом в позитивно ориентированные группы, что даёт им возможность приобрести новых друзей и создать новый круг общения.

В группах проводятся:

- Тренинги психологии общения;

- Тренинги сплочения команды;

- Тренинги по разрешению конфликтных ситуаций. Рыночные отношения, жесткие социальные условия, необходимость в будущем самостоятельно решать многочисленные жизненные проблемы и задачи ставят на одно из первых мест в воспитании детей вопросы социальной адаптации.

Одной из основных сторон социальной адаптации является трудовое воспитание. Его основу составляет привитие детям трудовых и социальных навыков, обучение основам экономики.

Для детей младшего школьного возраста, наряду с учебной деятельностью, ведущей остается игровое-трудовое воспитание, осуществляемое через развлекательные и познавательные игры.

С детьми работают специалисты:

1.Педагог-воспитатель

2.Психолог

3.Логопед

4.Инструктор ЛФК

5.Педагог по трудовому воспитанию

Каталог продукции предприятия

Детские настольные игры

«Наша семья» - красочная и интересная игра для девочек от 9 лет и старше, которая позволяет обыгрывать различные жизненные ситуации и самостоятельно распоряжаться семейным бюджетом.

«Наш город» - познавательная настольная игра для детей от 7 лет и старше, которая знакомит с 60-тью наиболее известными достопримечательностями Санкт-Петербурга, периодами развития города и его историей.

«Битва у реки» - настольная игра для детей от 4 лет и старше. Это любимая всеми мальчиками игра «в солдатики», в ее набор входят: большой набор фигурок бойцов, военной техники, деревьев и домов, все элементы изготовлены из дерева и оклеены специальной цветной бумагой.

«Я - доктор» - это увлекательная настольная игра для детей от 10 лет и старше, которая знакомит с основами медицинских знаний, профессией врача и начальными знаниями по первой медицинской помощи.

«Маленькая хозяюшка» - игра для девочек от 7 лет и старше, знакомит с основами кулинарного искусства, развивает логическое мышление, память и остроту внимания.

«Морская пехота» - игра для мальчиков от 7 лет и старше, знакомит с военной техникой, состоящей на вооружении Российской армии, обучает основам тактики и стратегии, развивает фантазию, внимание, умение ориентироваться и принимать решение в сложных ситуациях.

«Я - Водитель» - интересная и познавательная настольная игра для детей от 7 лет и старше, которая знакомит и обучает правилам дорожного движения, развивает внимание, память и логическое мышление.

" Живая азбука" - развивающая игра для малышей. Знакомит детей со всеми буквами алфавита и некоторыми животными, обитающими на территории России. Игра предназначена для детей в возрасте 5 лет и старше и рассчитана на 2-4 игроков.

" Река истории 1" - настольная игра для детей от 7 лет, которая развивает у ребенка ассоциативную память, помогает расширению кругозора, знакомит детей с историей России и изобразительным искусством в период с 862 по 1917 год.

" Река истории 2" - настольная игра для детей от 10 лет, которая развивает у ребенка ассоциативную память, помогает расширению кругозора, знакомит детей с историей России и изобразительным искусством в период с 1917 года по наши дни.

«Душа компании» - это единственная игра для молодежных вечеринок. Если Вы энергичны, веселы и у Вас жизнерадостные друзья, не теряйте времени зря, оцените таланты каждого играющего, пройдя все этапы игры, опеределите самого интересного, романтичного, талантливого и остроумного.

«Я - спасатель» - игра развивает внимание, логическое мышление, память, умение действовать и принимать решения в условиях чрезвычайной ситуации, знакомит детей со спасательной техникой и порядком ведения спасательных работ.

«Как правильно себя вести» - игра для малышей, которая просто и увлекательно расскажет вашим детям, как правильно встречать и провожать гостей, как вести себя за обеденным столом, в компании друзей и дома.

«Занимательная Зоология» - игра знакомит малышей с богатым животным миром нашей планеты, способствует развитию логического мышления и ассоциативной памяти ребенка.

«Правила дорожного движения для маленьких» - развивающая игра, которая учит малышей, как правильно вести себя на дороге, знакомит с дорожными знаками и развивает наблюдательность.

«Правила этикета или как правильно вести себя в обществе» - развивающая настольная игра – викторина для детей от 7 лет, которая познакомит с некоторыми правилами этикета и поможет научиться правильному поведению в обществе.

«Путешествие с цифрами» - развивающая игра для маленьких детей от 3 лет, позволяет в занимательной форме, слушая сказки, выучить цифры и освоить счет до десяти.

«Рыцарское сражение» - игра для детей от 7 лет, которая способствует развитию логики, внимания и умения быстро и точно просчитывать возможные варианты развития событий, воспитывает волю к победе.

«Транспорт – игра в дорогу» - «ходилка» для детей от 4 лет с использованием различных видов транспорта.

«Головоломка» - дорожная игра, это игра для детей от 5 лет, которая развивает логическое мышление, память и пространственное воображение.

«Сказки – игра в дорогу» - «ходилка» для детей от 4 лет с использованием героев основных русских сказок.

Кубики

«Герои русских былин» - модернизированный набор, состоящий из 12 деревянных кубиков, оклеенных специальной цветной бумагой, и иллюстрированных книжек, который знакомит детей с самыми известными русскими былинами и героями народных сказаний – богатырями.

«Конек-Горбунок» - модернизированный набор, состоящий из 12 деревянных кубиков, оклеенных специальной цветной бумагой, и иллюстрированной книжки, который знакомит детей с героями знаменитой стихотворной сказки П.П. Ершова.

«Мифы древней Греции» - набор, состоящий из 24 деревянных кубиков, оклеенных специальной цветной бумагой, и иллюстрированной книжки, знакомящий детей, с героями, традициями и историей Древней Греции.

«Сказки Пушкина» - набор, состоящий из 24 деревянных кубиков, оклеенных специальной цветной бумагой, и иллюстрированной книжки, который знакомит детей с героями всех сказок и поэзией 19 века.

Кубики «Азбука» - для детей от 3 лет и старше. В этой игре представлена игровая методика обучения чтению. В комплект игры входят: цветная книжка с загадками и 24 цветных деревянных кубика с буквами и картинками.

Кубики «Животный мир Земли» - набор, состоящий из 24 деревянных кубиков, оклеенных цветной бумагой, и иллюстрированной книжки, с помощью которого дети узнают много интересного о разных животных и среде их обитания.

Деревянные конструкции

«Городок» - оригинальный конструктор для детей от 3 лет и старше, состоящий из 126 деревянных элементов, оклеенных специальной цветной бумагой. С его помощью можно построить «настоящий» средневековый город.

«Столица империи» - оригинальный конструктор для детей от 5 лет и старше, состоящий из игрового поля смонтированного внутри коробки, 63 деревянных элементов и 25 фигурок жителей и рыцарей, оклеенных специальной цветной бумагой. Эта игра предоставит Вам возможность окунуться в мир средневековья и создать свою собственную империю.

Характеристика методов работы в ООО «Новое поколение»

В «Новом поколении» разработана и реализована на практике программа по социализации «трудных» подростков.

Основными факторами, оказывающими влияние на «трудных» подростков в «Новом поколении», являются следующие:

Отделение «трудных» подростков и воспитание их в социально- однородной среде, что ведет к профилактике возникновения у них чувства «ущербности» (здесь все равны!).

Каждый из подростков имеет свободу выбора, ценит и уважает это, получает здесь навык принятия ответственных и сбалансированных решений.

Каждый из подростков видит и ценит то, что у него удовлетворены основные потребности (полноценное сбалансированное питание, медицинское обслуживание, возможности реализации когнитивных потребностей).

Каждый подросток видит, что к нему относятся с уважением, на равных, как ко взрослому.

Каждый подросток имеет возможность самореализоваться по трем основным направлениям: в учебе, труде и игре.

В целом, положительное воздействие факторов «Нового поколения» на подростков обусловлено их комплексностью.

Это достигается за счет решения следующих задач:

проведение сбалансированной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

обеспечение высокого уровня социальной адаптации и реабилитации среди несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений, на базе трудовой занятости, профессиональной и общеобразовательной подготовки;

оказание необходимой и своевременной воспитательной, психологической и социальной помощи нуждающимся в ней подросткам и молодежи;

обеспечение организованного досуга, оздоровительного отдыха нуждающейся в постоянном контроле части несовершеннолетних и молодежи,

обеспечение получения постоянной и объективной информации о несовершеннолетних и молодежи, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле;

организация комплекса мероприятий психологического сопровождения «трудных» подростков, осуществляемых на трех уровнях – диагностическом, консультационном и коррекционном.

Особый акцент делается на психологическом сопровождении подростков.

Деятельность психологов в «Новом поколении» позволяет более основательно вникнуть в жизнь подростка, уточнить глубину изменения у него психических свойств, состояний и процессов, максимально содействовать раз­витию компенсаторно-приспособительных механизмов психики подростка с различными отклонениями, обосновывать индивидуально-ориентированные психокоррекционные и реабилитационные программы с целью быстрейшей социально-психологической адаптации данных контингентов.

Работа психологов с подростками, склонными к правонарушениям, реализуется по следующим направлениям:

установление индивидуально-психологических особенностей личности подростков, уровня их психического, ин­теллектуального развития, наличия у них определенных психофизиоло­гических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсив­ность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремаль­ных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональ­ных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

диагностику состояний психической напряженности непатологи­ческого характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т.п.), по­служивших причиной совершения противоправных действий, неаде­кватного поведения;

исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной дея­тельности;

выявление у несовершеннолетних правонарушителей с призна­ками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими.

В самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с подростком с целью первичной и вторичной профилактики правонарушений проводят в ООО «Новое поколение» на пяти важ­нейших уровнях.

1. Психофизиологический уровень показывает сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.

2. Индивидуально-психологический уровень определяет раз­витие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т.д.) субъекта.

3. Личностный уровень выражает специфические особенно­сти самого субъекта как целостной системы, его отличие от ана­логичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.

4. Микрогрупповой уровень показывает особенности взаимо­действия развивающегося субъекта как целостной системы с дру­гими субъектами и их объединениями.

5. Социальный уровень определяет формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и об­ществом в целом.

В программных мероприятиях предусматриваются комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей.

Сюда входят следующие основные блоки работы:

- организации производственных площадок для работы с несовершеннолетними правонарушителями;

- организация трехразового питания подростков;

- организация досуговых мероприятий;

- проведение воспитательной работы с данным контингентом;

- оказание социально-правовой помощи подросткам;

- медико-психологическое сопровождение данного контингента.

В результате осуществления комплекса мер на площадках ООО «Новое поколение» происходит:

- в социально-психологическом плане - социальная адаптация и ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, снижение социальной напряженности в регионе, связанной с распространением преступности среди несовершеннолетних.

- улучшение морально-нравственных устоев среди молодежи, склонной к правонарушениям;

в социально-экономическом плане - обеспечение заинтересованности общества в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей, их приобщения к нормальной жизни и созидательному труду, и на этой основе снижение социально напряженности, поддержание общественной и экономической стабильности;

В целом комплексный подход при работе с «трудными» подростками, реализуемый в «Новом поколении», позволяет оптимизировать социализацию данного контингента.

Профилактика делинквентного поведения у подростков на площадках «Нового поколения» производиться в том числе и социальными работниками, которые выполняют типичную для них работу.

Согласно «Положению о специалисте по социаль­ной работе с семьями и детьми группы риска», в его обязанности по воспитательно-профи­лактической работе и охране прав несовершеннолет­них входит.

1. Выявление и оказание помощи детям и подрост­кам, оказавшимся в неблагоприятных семейных усло­виях, угрожающих здоровью и развитию:

оставшимся без попечения родителей;

нуждающимся в устройстве в связи с отменой­ или признанием недействительности усыновления,­ опеки (попечительства);

нуждающимся в материальной помощи;

временно нуждающимся в проживании изоли­­рованно от родителей;

проживающим с родителями, временно недеес­­пособными в результате болезни, инвалидности, при­­влечения к ответственности; временно отсутствующи­­ми родителями;

проживающим в семьях, допускающих жесто­­кое обращение с детьми, а также в семьях группы со­­циального риска.

2. Выявление и оказание помощи несовершеннолет­­ним, испытывающим негативное воздействие социаль­­ного окружения по месту жительства, учебы, работы:

острые конфликтные ситуации во взаимоотно­­шениях с учителями, одноклассниками, соседями и ­другими лицами, что обусловливает социальную деза­­даптацию несовершеннолетних;

проявление жестокости, вымогательства со сто­­роны отдельных лиц и асоциальных криминогенных ­группировок;

проявление развратных действий, приобщение­ к алкоголю и наркотикам, вовлечение в преступную­ деятельность.

Выявление несовершеннолетних с отклонения­­ми в психическом развитии, требующих дополнитель­­ного лечения или помещения в различные лечебные и­ лечебно-воспитательные учреждения в связи с отста­­ванием в умственном развитии, нервно-психическими ­и другими заболеваниями и патологиями, и оказание ­им необходимой помощи.

Выявление и социальная поддержка несовершен­­нолетних с асоциальным поведением:

уклонение от учебы или работы;

бродяжничество, попрошайничество;

—деяние, содержащее признаки преступления, до достижения возраста уголовной ответственности, или освобождения от нее в связи с применением мер обще­ственного воздействия;

правонарушения, влекущие за собой меры об­­щественного воздействия или административного взыс­­кания;

употребление спиртных напитков, наркотиков­ или психотропных веществ;

—азартные игры или иные антиобщественные проявления.

Составление социально-психологической и криминологической характеристики социально-дезадаптированных несовершеннолетних, составление программы социально-педагогической помощи и педагогической коррекции «трудных» детей и подростков.

Трудоустройство и вовлечение несовершеннолетних в общественно полезную деятельность, включение в социально-педагогическую среду (культурно-спортивные учреждения, подростковые клубы, объединения по интересам) в соответствии с интересами и склонностя­ми несовершеннолетних.

Социальная адаптация (трудоустройство, опре­­деление места жительства), материальная помощь не­­совершеннолетним, вернувшимся из специальных учеб­­но-воспитательных учреждений.

Осуществление контроля за детьми, организация­ помощи в ведении домашнего хозяйства, ходатайство о­ передаче детей под опеку и попечительство, на воспита­­ние в государственные учреждения в случае, когда ­жизни и здоровью несовершеннолетних угрожает опас­­ность (аморальное поведение и нездоровый образ жиз­­ни родителей, жестокое обращение с детьми, недееспо­­собность родителей в результате болезни, инвалидности,­ временного длительного отсутствия в связи с лечением, привлечением к уголовной ответственности и др.).

Подготовка материалов для предъявления иска о­ лишении родительских прав, документов для оформле­­ния усыновления, опеки и попечительства, материаль­­ной помощи и направления в различные типы учебных­ и лечебных заведений.

Участие в исполнении судебных решений по ­делам, связанным с воспитанием детей.

На площадках «Нового поколения» существуют различные формы психопрофилактиче­ской работы.

Первая форма — организация социальной среды. Воздействуя на социальные фак­торы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по форми­рованию установок на здоровый образ жизни и трезвость.

Вторая форма психопрофилактической работы — инфор­мирование. Это направление психопрофилактической работы реализуется в форме лекций, бесед, распростране­ния специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения ее способности к принятию кон­структивных решений.

Третья форма психопрофилактической работы — актив­ное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная мо­дель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов:

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиангное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвертая форма — организация деятельности, альтер­нативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с пред­ставлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности при­знаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение че­ловека достигать оптимального состояния и успешно противосто­ять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регуляр­ные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль осно­ван на экологическом мышлении и существенно зависит от уров­ня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Ак­тивные занятия подростков спортом, их творческое самовыраже­ние, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспе­чивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к не­гативному внешнему воздействию.

Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

В соответствии со спецификой девиантного поведения у подростков можно выделить следующие принципы психопрофилактиче­ской работы с данной категорией лиц, реализуемых на площадках «Нового поколения»:

комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

массовость (приоритет групповых форм работы);

позитивность информации;

минимизация негативных последствий;

личная заинтересованность и ответственность участников;

максимальная активность личности;

устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Таким образом, для эффективной профилактики девиантного поведения работа в этом направлении на площадках «Нового поколения» носит комплексный характер и проводиться постоянно.


[1] V - балл по шкале психологической склонности к алкоголизации.

[2] Сущность ошибок объяснена выше, в таблице «Начисление дополнительных баллов».

[3] Др — показатель склонности к депрессии (см. "Склонность к депрессии").

[4]Дискордантность характера — феномен, когда при диагностике определенного типа акцентуации характера одновременно оказывается достаточно высоким показатель такого типа, который с ним не совместим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: