double arrow

ЧАСТЬ I. Глава 1. О ирофессиограмме юриста

Глава 1. О ирофессиограмме юриста................................................................... 13

Глава 2. Юридические клиники............................................................................ 33

2.1. Юридические клиники в России....................................................... 37

2.2. Юридические клиники в США......................................................... 52

2.3. Клиническое юридическое образование в мире.............................. 62

Глава 3. Обучение профессиональным навыкам

(интерактивные методики)................................................................................... 80

Глава 4. Юридические клиники и некоторые вопросы

профессиональной этики юриста........................................................................ 110

ЧАСТЬ II

Глава 5. Интервьюирование клиента................................................................. 144

Глава 6. Консультирование.............................................................,„................ 180

Глава 7. Анализ дела как профессиональный навык юриста.......::............ х........ 199

Глава 8. Выработка и реализация позиции помелу..,.а^гГГ!7^7:...,^/,........... 223

8.1. Позиция но уголовному делу..... Ж....й-Щ^--.../^-'.--г,г.Ъ-.....;..... 223

8.2. Позиция по гражданскому делу............................................... '..... 23 1

Глава 9. Допрос в суде......................................... W"*\........ ;.............................. ''...... 249

9.1. Допрос свидетелей.............................k.*:.J.\.................'..,.......;..... 249

9.2. Допрос потерпевшего......................... S\.+V:.\v...."....... '.:....:-.;......... 257

* &Гп
Глава 10. Выступление адвоката в судебных прениях.............. :....1,..:....у/:... 270

10.1. Содержание выступления адвоката в еудебнй?г.:врен#я"х......... 271

10.2. Форма выступления адвоката в суде............................................ 278

Глава 11. Альтернативные способы разрешения споров.................................. 293

11.1. 1 1ереговоры...................................................................................... 297

11.2. Медиация........................................................................................ 312

11.3. Оценка вступительного слова сторонами..................................... 324


11.4. Оценка взаимодействия комедиаторов........................................ 324

11.5. Оценка медиационной сессии сторонами.................................... 325

11.6. Самооценка работы медиатора..................................................... 326

Глава 12 Юридическая техника.......................................................................... 328

12.1. Понятие юридической техники..................................................... 329

12.2. Правила юридической техники..................................................... 331

12.3. Средства юридической техники.................................................... 336

12.4. Приемы юридической техники..................................................... 339

ЧАСТЬ III

Глава 13. Эволюция правозащитного движения в России

и его влияние на изменение роли юриста в обществе....................................... 367

13.1. Зарождение.................................................................................... 368

13.2. Становление................................................................................... 377

13.3. Развитие.......................................................................................... 385

13.4. Трансформация.............................................................................. 396

13.5. Современное состояние................................................................. 403

Заключение.............................................................................................. 414


ВВЕДЕНИЕ

П

редлагаемая читателю книга - одна из немногих, посвящен­ных практическим навыкам юриста. Она охватывает ряд воп­росов пограничного характера, в равной мере актуальных как для юридической практики, так и для юридического образования. Со­временные проблемы обеспечения качества нормотворческой, пра­воохранительной и правоприменительной деятельности, необхо­димость гарантировать реализацию конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, трудно­сти обеспечения своевременности, доступности и качества юри­дических услуг для населения - все это предъявляет новые тре­бования и к уровню подготовки юристов в высших учебных заведениях.

Одна из проблем высшего юридического образования заклю­чается в том, что оно пока еще не в должной мере обеспечивает надлежащий уровень обучения практическим навыкам. Традици­онный академизм российского юридического образования не по­зволяет в необходимой мере обучать студентов профессиональ­ному ремеслу (в лучшем смысле этого слова).

Да и само ремесло юриста многогранно. Оно включает не толь­ко собственно навыки и умения выполнить ту или иную юриди­ческую работу (написать документ, выступить в суде, истолковать правовую норму), но и определенную ценностную ориентацию специалиста, овладение им особыми этическими нормами про­фессионального поведения. Поэтому авторы книги попытались показать зависимость профессионального мастерства от осозна­ния юристами системы правозащитных ценностей и этических норм.

Знания, навыки и личностные качества входят равнозначными элементами в профессиограмму юриста.

Выпускники современных юридических вузов, как правило, многое знают, но мало умеют. Желание как можно раньше приоб-


рести опыт приводит наиболее подготовленных и социально ак­тивных студентов к осознанию необходимости приобщиться к юридической практике в качестве волонтеров еще в студенческие годы. Чем раньше студент-юрист начинает реальную практику, тем больше у него шансов найти хорошую работу по окончании вуза, тем успешнее будет развиваться его карьера.

Однако осуществление такого вполне понятного желания сту­дентов вступает в противоречие с требованием профессионализ­ма, высокого качества юридических услуг. Это обстоятельство и побуждает нас начать систематическое обсуждение проблем прак­тического обучения юристов.

Следует признать, что рассматриваемые в книге вопросы обу­чения профессиональным навыкам актуальны не только для сту­дентов, но и для многих начинающих юристов. Материал книги может быть использован ими для самообразования с целью выра­ботки или тренировки таких навыков, если специалисты еще не­достаточно овладели ими.

В книге приводятся методики, с помощью которых объясня­ются технологии юридической работы, они могут быть использо­ваны и при организации стажировок адвокатами, следователями или судьями для своих помощников или стажеров.

Предлагаемая читателю книга - это размышления ее авторов не только о том, каким навыкам следует обучать юриста, но еще и о том. как это делать, как понятно изложить содержание навыков и способы обучения их технологии. Это значит, что на обсужде­ние выносятся два аспекта практического обучения юриста: чему учить и как, какими способами и методами.

В книге рассматриваются такие юридические навыки, как ин­тервьюирование и консультирование клиента, анализ дела и вы­работка позиции по делу, допрос в суде и выступление в судеб­ных прениях, а также навыки, необходимые при альтернативных способах разрешения конфликтов и использовании юридической техники.

Однако обсуждаемый в книге перечень профессиональных навыков юриста не следует воспринимать как исчерпывающий, окончательно сформулированный. Коллеги-юристы, очевидно, мо­гут его дополнить или вообще предложить иной, более упорядо­ченный их перечень. Возможно, кто-то захочет ограничиться об­суждением какого-то одного навыка, но при этом поделиться своими размышлениями о его значении, содержании и техноло­гии обучения.


Проблема обучения студентов или начинающих юристов прак­тическим навыкам весьма многогранна. Если связать ее с пробле­мами вузовского образования, то возникает необходимость обсу­дить:

• Когда, на каком курсе обучать студентов практическим на­
выкам?

• Как соединить теоретическое и практическое обучение?

• Как "вписать" практическое обучение в учебный план?

• Нужны ли специальные методики практического обучения
юристов и какими они должны быть?

• Что будут представлять собой учебники, учебно-методиче­
ские материалы и сборники практических материалов для
обучения профессиональным навыкам юриста?

На эти вопросы еще нет готовых и окончательных ответов.

Авторы отдают себе отчет и в том, что не может быть универ­сального, пригодного для всех опыта обучения практическим на­выкам. Практический навык всегда индивидуален и неповторим. Чудо юридической профессии заключается в том, что она не­отрывна от личности юриста. Профессиональный навык, даже если он доведен до автоматизма, всегда содержит черты индиви­дуальности конкретного человека. Поэтому обсуждение профес­сиональных навыков и обучение им в значительной мере базиру­ются на личном опыте обучающего.

Кто же авторы этой книги и каков их опыт?

Все они в той или иной мере связаны с юридическими вузами и юридической практикой. Многие из них - преподаватели юри­дических вузов, которые начинали свою карьеру как практикую­щие юристы и в настоящее время также продолжают практико­вать. Есть среди авторов и опытные адвокаты, которые совмещают адвокатскую практику с педагогической деятельностью.

Авторский коллектив объединяет также опыт работы в юри­дических клиниках. Термин "юридические клиники" уже извес­тен российскому читателю1. Работе юридических клиник в Рос­сии и ряде стран посвящена гл. 2 настоящей книги. С 1998 г. в России при поддержке Фонда Форда начали проводиться Летние и Зимние студенческие школы "Академия прав человека" для сту­дентов юридических вузов России. Летние и Зимние студенче­ские школы - это недельные обучающие семинары, которые про-

1 См.': Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. CI16.. 1999.


водятся один раз в год для студентов, обучающихся в юридичес­ких клиниках различных вузов России, в форме интерактивных занятий по обсуждению и тренировке практических юридичес­ких навыков. Все темы, рассматриваемые в данной книге, тради­ционно включаются в программу Летних и Зимних школ.

Предлагаемые в книге тексты "презентаций", методики, учеб­ные материалы-модули были неоднократно апробированы авто­рами не только в Летних и Зимних студенческих школах, но и на семинарах для преподавателей юридических вузов.

Авторы книги являются тренерами в программах юридиче­ского клинического образования. Они неоднократно участвовали как в российских, так и в международных семинарах, стажиров­ках, программах по проблемам организации и деятельности юри­дических клиник.

При этом авторы убеждены, что юридические клиники - это лишь один из возможных вариантов практического обучения сту­дентов-юристов.

Вполне возможно, что некоторые российские юридические вузы накопили иной опыт практического обучения юристов, даю­щий хорошие результаты. Методика преподавателей-новаторов должна стать достоянием юридического сообщества, получить его оценку - одобрение и критику.

Весьма актуальным для современной юридической практики является вопрос о социальной роли юриста. Теоретическое обу­чение в вузе не позволяет "погрузить" студента в мир повседнев­ных юридических коллизий и проблем, с которыми он столкнет­ся после окончания вуза, приступив к трудовой деятельности. Это испытание далеко не всегда юристы проходят успешно.

Обращение к социальным проблемам в процессе обучения, предоставление студентам возможности не только увидеть их "вблизи", но и принять самое живое участие в их решении, при­общение студентов с первых лет обучения к делу служения чело­веку и праву позволяют успешно формировать у них не только правосознание, но и чувство справедливости, сострадания, долга и чести. Без погружения в юридическую практику, опираясь только на теоретические курсы или отвлеченные от реалий жизни вос­питательные мероприятия, невозможно решать проблемы гума­низации и социализации подготовки юристов.

Убеждение авторов в том, что в юридической профессии зна­ния, навыки и личные качества - неразрывно связаны, обуслови­ло содержание и структуру данной книги.


В первой части книги рассматриваются вопросы, имеющие общее значение для юридического образования. В главах этой части раскрывается профессиограмма юриста, рассказывается о юридических клиниках как методе обучения и учебном "полиго­не'", об интерактивных методиках обучения, которые не только используются при обучении навыкам, но и с успехом могут вне­дряться в классические академические курсы. Наконец, особое внимание уделяется юридической этике как основе профессио­нальных качеств, единственной "путеводной нити" в современ­ных противоречивых условиях становления молодого специа­листа.

Во второй части рассматриваются отдельные профессиональ­ные навыки: дается их понятие и содержание, технология выпол­нения и методика обучения. В основе этого материала лежит лич­ный опыт авторов - как собственная юридическая практика, так и многолетняя работа по обучению студентов и молодых специа­листов.

В третьей части дан обзор истории развития правозащитного движения в России. Этот материал включен в книгу не случайно. Правозащитные ценности сегодня оказывают концептуальное вли­яние на изменение социальной роли юриста. Идеалы служения за­кону и государству сменяются идеалами служения праву и защи­те прав человека не без воздействия правозащитного движения в России.

В настоящее время многочисленные правозащитные органи­зации, негосударственные общественные объединения составля­ют еще один "полигон", где студенты юридических вузов могут получить первые навыки практической работы и первые уроки по освоению на практике системы ценностей правового государ­ства, которое строит Россия. В этой части книги читатель найдет информацию о различных правозащитных организациях и направ­лениях их деятельности. Современные методы правозащитной де­ятельности непременно включают создание общественых прием­ных, ведение приема и консультирования граждан, представление и отстаивание их интересов в различных государственных орга­нах. Именно поэтому авторы считают уместным и необходимым на каждой Летней школе хотя бы одно занятие посвящать пробле­мам правозащитной деятельности в России. Именно поэтому они сочли также уместным и необходимым включить в книгу главу, содержащую обзор истории правозащитного движения в России, и обозначить контур его современного состояния.


В процессе работы над книгой авторы получили большую по­мощь и поддержку от многих преподавателей юридических ву­зов, практикующих юристов, государственных и общественных организаций, представительств иностранных фондов в России.

Авторы книги выражают искреннюю благодарность и призна­тельность за критику, советы и замечания всем, кто участвовал в ее создании, и прежде всего:

• Американской ассоциации юристов и сотрудникам Москов­
ского представительства Программы правовых инициатив для
стран Центральной и Восточной Европы, Фонду Форда,
Институту "Открытое общество" (Фонд Сороса) - за фи­
нансовую, организационную, методическую и моральную
поддержку, предоставление возможности обмена опытом с
зарубежными коллегами;

• преподавателям-клиницистам из разных городов России, ко­
торые активно участвовали в обсуждении книги, ее отдель­
ных фрагментов, давали советы, делились опытом из своей
практики. Особая благодарность Наталье Баиевой, Алексею
Байкову, Ольге Блохиной, Юрию Гуку, Юлии Звездиной, Та­
тьяне Зыкиной, Николаю Кипнису, Елене Левиной, Наталье
Лопухиной, Ларисе Лысенко, Юлии Моисеевой, Евгению Ру­
бинштейну, Наталье Сперанской, Олегу Сперанскому;

• сотрудникам различных проектов клинического образования
в юридических вузах России: Елене Богдановой, Галине Во­
рониной, Вере Романовой, Михаилу Трофимову, Наталье
Улезько - за техническую помощь;

• студентам -участникам юридических клиник, Летних и Зим­
них школ - за очень хорошие вопросы и предоставленную
возможность "обкатать'" на них материал, положенный в ос­
нову этой книги.

Представляем вам нашу книгу и надеемся на деловое и конст­руктивное обсуждение помещенного в ней материала.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ВОСКОБИТОВА Лидия Алексеевна (Ставрополь)-канд. юрид. наук, доцент, декан юридического факультета Северо-Кавказского государ­ственного технического университета. С 1997 г. тесно связана с юриди­ческими клиниками, организатор лаборатории клинических методов обучения юридического факультета СевКавГТУ. С 1998 г. неоднократно работала тренером в Летних и Зимних студенческих школах, в семина­рах для преподавателей-клиницистов. Прошла стажировку по клиничес­кому образованию в США, участвовала в международных семинарах в Хорватии, на Украине, в России.

ГУТНИКОВ Аркадий Борисович (Санкт-Петербург) - первый про­ректор Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Оль-денбургского. Прошел стажировку по клиническому юридическому об­разованию в США и ЮАР, неоднократно участвовал в международных семинарах и конференциях в странах СНГ и Восточной Европы. Явля­ется тренером программ для студентов-клиницистов и преподавателей России и других стран. Организатор студенческой юридической клини­ки Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольден-бургского. Руководитель проекта "Клиническое юридическое образова­ние". Координатор программы и автор учебно-методических материалов "Живое право". Вице-президент Межрегиональной ассоциации "За граж­данское образование", член оргкомитета GAJE.

ЗАХАРОВ Владимир Викторович (Курск) - канд. юрид. наук, канд. ист. наук, доцент, декан юридического факультета Регионального откры­того социального института. Руководитель юридической клиники, сту­денты которой занимаются изучением регионального законодательства, подготовкой заключений на нормативные акты, разработкой правовых документов, в том числе по поручению органов местного самоуправле­ния. На протяжении нескольких лет принимал участие в семинарах и тренингах по клиническому юридическому образованию. С 2000 г. уча­ствует в качестве тренера в Летних и Зимних сгуденческих школах и учебно-методических семинарах для преподавателей юридических клиник.

МИХАЙЛОВА Людмила Петровна (Тверь) - канд. юрид. наук, до­цент Тверского государственного университета, руководитель юриди­ческой клиники. С 1998 г. является бессменным организатором, руково­дителем и тренером Тверской Летней студенческой школы "Академия прав человека". Неоднократно участвовала в качестве тренера в семи­нарах для преподавателей по методике клинического юридического об­разования в России. Болгарии, Польше, на Украине.


СЕРГЕЕВ Кирилл Николаевич (Санкт-Петербург) — директор юри­дической клиники Санкт-Петербургского института права имени Прин­ца П.Г. Ольденбургского. С 1999 г. неоднократно участвовал в качестве фенера в Летних и Зимних студенческих школах, а также конференци­ях, семинарах, посвященных клиническому юридическому образованию.

ТРАВИН Сергей Васильевич (Иваново) член Ивановской област­ной коллегии адвокатов. Специализация -> уголовное право. Соавтор учебного пособия "Защита по уголовному процессу", постоянный участ­ник и тренер Летних и Зимних студенческих школ.

ШАБЕЛЬНИКОВ Дмитрий Борисович (Москва)-ассистент по про­грамме "Права человека, правовая реформа и юридическое образова­ние" Фонда Форда. Принимал участие в подготовке и проведении не­скольких семинаров по клиническому образованию, Летних и Зимних студенческих школ, а также в переводе и адаптации различных матери­алов по клиническому юридическому образованию.

ШУГРИНА Екатерина Сергеевна (Барнаул) - канд. юрид. наук, про­фессор, управляющий директор программы клинического юридическо­го образования ABA/CEELI, г. Москва. С 1997 г. занимается клиничес­кими методами обучения студентов юридических вузов, неоднократно участвовала в стажировках в США, в семинарах по клиническому юри­дическому образованию в Индии, Болгарии, Киргизии. Является трене­ром студенческих Летних и Зимних школ, а также учебно-методических семинаров для преподавателей. Автор книги "Техника юридического письма" (М., 2000). Член оргкомитета GAJE.

Кроме того, в работе над книгой принимали участие и предоставили материал для отдельных разделов:

ЛИВИ Марша (США) - преподаватель Юридической школы "Ратд-жерс". Обучает студентов всем аспектам судебного спора, включая уго­ловное, семейное право и вопросы банкротства. Разработала проект уго­ловной защиты в Высшем суде. Директор программы интенсивного обучения практическим навыкам. Разработала и преподает программу по обучению студентов тому, как представлять дело в суде. Член колле­гий адвокатов штатов Нью-Йорк, Нью-Джерси и Орегон. Занимается адвокатской практикой в Восточном, Южном и Западном округах Нью-Йорка и во всех окружных судах штата Нью-Джерси.

ЛЫСЕНКО Лариса Анатольевна (Ставрополь)-старший препода­ватель юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета, руководитель юридической фирмы, специ­ализирующейся в области бизнес-адвокатуры. Является тренером Лет­ней студенческой школы в г. Ставрополе.


ЧАСТЬ I

Глава 1

О ПРОФЕССИОГРАММЕ ЮРИСТА

В

одном из юридических вузов занятия со студентами в первые дни их пребывания в институте начинаются с мозговых штур­мов. Они пытаются ответить на три вопроса: Каким юрист дол­жен быть? Что юрист должен знать? Что юрист должен уметь делать?

Удивительно, с какой легкостью отвечают студенты на первый вопрос. Они быстро набрасывают портрет "идеального" юриста -рыцаря без страха и упрека, фантастическое сочетание Джеймса Бонда и Павки Корчагина. Они в точности (часто дословно) вос­производят формулу настоящего чекиста: "чистые руки, горя­чее сердце, холодная голова" - и наделяют этого "идеального" юриста всеми качествами доброго защитника, заступника и про­сто хорошего человека, так, как это делали безымянные авторы народных сказок, описывая положительного героя. Кто-то из сту­дентов обязательно скажет: юрист должен быть профессионалом.

Так же легко дается первокурсникам ответ на второй вопрос: Законы! Конституцию! Систему государственных органов! Фи­лософию! Историю! Логику! Уголовное право! Гражданское пра­во! Иностранные языки!.. Наконец, чье-то чувство юмора не вы­держивает: Физкультуру!!! И всем становится ясно, что, в ответ на вопрос о знаниях цитируется учебный план, перечисляются его предметы. Первокурсники не разбираются в тонкостях состав­ления учебного плана: какие курсы обязательны или рекомендо­ваны в соответствии с государственным образовательным стан­дартом, какие включены по собственной традиции института, по желанию уважаемых и влиятельных профессоров или в угоду конъюнктуре, моде. Но все студенты уже заведомо согласились считать предписанный набор курсов описанием областей знаний, обязательных для юриста.

Самым трудным всегда оказывается третий вопрос. В обыден­ном сознании вопрос "'Что он делает?" тесно связан с вопросом


"Что он производит, каков результат его труда, в чем он выражен?". Бизнесмен получает прибыль, врач лечит пациента, учитель обу­чает детей. Что делает юрист? В этот момент обнаруживается, что многие студенты, представляя, где может работать юрист и как он должен выглядеть, понятия не имеют, чем он занимается, т.е. чем им предстоит ежедневно заниматься в ближайшем буду­щем. Их представления основаны на кинематографических обра­зах: обаятельные голливудские адвокаты и прокуроры весело об­щаются, красиво выступают в суде и много зарабатывают. А что скрывается за этим общением и выступлениями, за что юристу платят деньги? Студенты вспоминают некоторые подробности по­ведения юристов: задают вопросы, перечитывают законы, дают советы, обсуждают планы действий, составляют документы, ве­дут переговоры...

Так мы со студентами начинаем разговор о профессиональных навыках1.

Для начала надо определить, что такое "юрист-профессионал", кто такой юрист. Например, декан юридической школы одного из американских университетов Роско Паунд в 1953 г. так описал профессионализм: "занятие ученым искусством как публичным призванием в духе общественного служения"2. Очевидно, что это очень широкое определение, подходящее для многих профессий, например врача или учителя.

1 Здесь сразу возникают терминологические трудности. То. что необходимо юристу для профессиональною выполнения определенных действий, можно называть по-разному - способности, умения, навыки, подготовленность, обу-ченность. компетентность, собственно профессионализм. Мы выбрали термин "навык", хотя употреблять его будем в широком смысле, включающем тради­ционную педагогическую диаду: "умения и навыки". Можно сказать, что уме­ния включают и прикладные знания, и простые и сложные навыки, а последние в свою очередь также раскладываются на простые. При этом умение -- это не­что большее, чем сумма навыков, это более творческое, нестереотипное дей­ствие. Поэтому договоримся, что под "навыками" мы будем понимать и про­стое механическое (стереотипное) выполнение действий ("не держать руки в карманах во время выступления в суде"), и более сложные действия ("задавать открытые вопросы для получения первичной информации о событии"), и раз­личные комплексы действий в разнообразных ситуациях ("проводить допрос свидетеля, дающего показания в интересах противоположной стороны"), и в целом эффективную деятельность юриста на определенных этапах работы ("про­водить консультирование").

2 1 1ит. по: Teaching and Learning Professionalism. Report ol'the Professionalism
Committee. American Bar Association Section of Legal Education and Admissions
to the Bar. 1946. P.5. (


i 1ериодически предпринимаются попытки описать "идеальную модель" юриста-профессионала -составитьтак называемую про-фессиограмму. т.е. перечень знаний, навыков, ценностных уста­новок или качеств, которыми должен обладать юрист. Ведь без этого очень трудно организовать эффективную систему профес­сионального образования, принять образовательный стандарт. Но. размышляя о возможности составления такой единой и полной модели, надо принимать во внимание, что построение професси-ограммы требует глубоких и длительных исследований, а тем вре­менем под влиянием общественных перемен меняется структура общества, система ценностей и отношений в нем. следовательно, меняются и роль юриста, и требования к нему. Другая проблема: разнообразие направлений в юридической профессии, кажется, делает невозможным создание ''универсальной" модели, включа­ющей все знания, навыки, качества судьи, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта и т.д. Неизбежно в построенной моде­ли будет проявляться общественное представление о какой-то одной юридической специальности, именно той, представители которой и воплощают образ "идеального юриста". Для англосак­сонской правовой системы таковым, скорее всего, будет образ ад­воката, отстаивающего интересы своего клиента, в том числе кли­ента-государства1. Для континентальной системы "идеальный юрист" - это. вероятно, судья, выносящий решение по делу2.

Вообще обучение профессионализму сопровождается опасно­стью ложно понимаемой специализации, в частности, в праве -опасностью узкой отраслевой специализации. Мы сталкивались с вопросами студентов: "Зачем нам учиться консультировать кли­ента по уголовному делу, если мы хотим работать юристами в коммерческой фирме, а не адвокатами?" Стоит задуматься: а раз­ве юрисконсульт не занимается ежедневным консультированием руководителя фирмы, менеджеров, сотрудников, партнеров? А разве мала вероятность обращения к нему за помощью со сто­роны руководителя, сотрудников фирмы по уголовным делам, в

1 В фильме "Несколько хороших парней" американский прокурор-обвини­
тель говорит: представляю государство без симпатий и предубеждений, и у
моего клиента дело в суде'".

2 "Для российского юриста в принципе его деятельность направлена на ус­
тановление истины
и получение единственно правильного решения. Немецкий
юрист, как правило, избегает критики закона и ссылок на его недостаточность.
I лавная операция - с\бс\ мпция (квалификация деяния), т.е. подведение факта
под право" (Жашнский Л.'). Профессиональная деятельность юриста. М.. 1997.
С. 145-146).


первую очередь связанным с основной деятельностью фирмы? В реальной жизни, особенно в коммерческой сфере, возникаю­щие проблемы имеют, как правило, комплексный характер.

Если подойти к профессиограмме с точки зрения деятельнос­ти юриста, направленной на решение задач, которые ставит пе­ред ним общество, то можно предложить следующую формули­ровку: юрист "творит" справедливость, помогая разрешать социальные проблемы с помощью права1. Эта формулировка мис­сии может показаться кому-то слишком абстрактной, а кому-то слишком пафосной. но она позволяет определить рабочие инст­рументы, необходимые для достижения цели. В качестве инстру­ментов мы рассматриваем помимо собственно правовых знаний навыки разрешения социальных проблем с помощью права.

Необходимо сразу оговориться, что знания, навыки и качества проявляются в совокупности. Можно сказать, что навыки базиру­ются на знаниях и качествах специалиста. Владение только од­ним из этих компонентов не приведет к позитивному результату. Так, юрист, исходя из знания правовых норм, может прекрасно осознавать необходимость получения информации о юридиче­ских фактах, но отсутствие уважения к клиенту и желания ока­зать качественную профессиональную помощь может помешать ему установить контакт с клиентом и получить ответы на свои вопросы. Тактически грамотное ведение коллизионной защиты невозможно не только без знания процедуры и вероятных право­вых последствий, но и без этичного отношение к коллегам. Кро­ме того, знание правил составления процессуального документа в сочетании с уважительным отношением к судье приведет к вер­ному выбору стиля ходатайства.

Также важно отметить, что под знаниями как частью профес­сионализма мы понимаем знание не только права2, но и социаль­ного контекста деятельности юриста. Петербургский адвокат В.Г. Захаров так рассуждает в своем интервью: '\Я столкнулся од­нажды с двадцатилетним следователем. И мой двадцатилетний подзащитный общался с ним на "ты", что в каком-то смысле есте­ственно, потому что они - двое мальчишек, но в то же время и

' Недаром некоторые активисты движения за реформу современною юри­дического образования предлагают называть соответствующие учебные заве­дения не юридическими школами, факультетами, институтами, а школами спра­ведливости (School of Justice).

' Именно этому компоненту профессионализма традиционно и вполне оп­равданно уделяется основное внимание при подготовке юристов в высшей школе.


немыслимо... Так вот спрашивается, как можно требовать нор­мальной работы от двадцатилетнего мальчика, который при всей его добросовестности ничего не знает? И в первую очередь не имеет ни малейшего представления о человеческой жизни, о мо­тивах людских поступков"1. Это жесткое суждение отражает об­щую точку зрения, закрепленную в том числе законодательно: для занятия ряда наиболее ответственных должностей установлен возрастной ценз и наличие опыта профессиональной деятельнос­ти. А в условиях возрастающей конкуренции работодатели де-факто вводят аналогичные ограничения и для юристов, работаю­щих в бизнесе.

Действительно, опыт - необходимая составляющая на пути к профессионализму. Но наивно представлять себе этот путь как игру в лото с последовательным "закрыванием" квадратиков, в которых расписаны знания, навыки и качества. Профессионал -это понятие динамическое. Только постоянное обновление зна­ний, постоянное развитие навыков, постоянная самооценка ка­честв и отношения к работе, внутренний контроль позволяют раз­вивать и поддерживать профессионализм на уровне растущих требований общества, профессиональной корпорации, потреби­телей профессиональных услуг2.

Кто же выдвигает профессиональные требования к юристам, формируя тем самым профессиограмму? Во-первых, это делает государство в форме законов, государственных образовательных стандартов, должностных инструкций и т.п. Во-вторых, это дела­ют профессиональные корпорации в своих уставах и кодексах про­фессиональной этики. В-третьих, при формировании професси-ограммы должны быть учтены оценки бывших и ожидания потенциальных клиентов", мнение профессионалов, а также ис-

1 Захаров В.Г. Кто имеет право на ересь? // Смена. 2000. 13 окт.

' Формы овладения профессиональными знаниями, навыками и качества­ми, конечно, не ограничиваются традиционным обучением в вузе. Реальная профессиональная практика, повседневный опыт общения с людьми и разре­шения не только юридических, но и нравственных, экономических, бытовых и других проблем формируют юриста-профессионала. В свою очередь, профес­сиональные знания, навыки и качества позволяют юристу-профессионалу до­биваться успеха и разрешать проблемы за пределами профессиональной дея­тельности - в семейной жизни, в сферах образования и культуры, бизнеса и политики. Он легко каптируется к социальным изменениям, вплоть до пере­мены профессии

' Клиентом в широком смысле может быть и гражданин, и организация, и государство, i.e. потребители юридических услуг, которым необходима помощь профессионального юриста.


торический и зарубежный опыт, рекомендации и требования меж­дународных документов.

Однако в данный момент нас интересуют прежде всего про- фвссианатнш качества и навыки, которым и посвящена эта книга.

Для ряда юридических специальностей (прокуроров, адвока­тов, судей) квалификационные требования определяются законом. Однако закон, как правило, выдвигает такие требования, как на­личие высшего юридического образования и определенный стаж работы. Перечень и содержание профессиональных навыков, не­обходимых именно данной специальности, в законе не раскрыва­ется.

Требование высшего юридического образования по существу отсылает нас к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция" (ГОС) (утвержден 27 марта 2000 г. № 260 гум/сп).

Стандарт, в свою очередь, разделяет квалификационные тре­бования (п. 1.3) и требования к профессиональной подготовлен­ности юриста (п. 7.1), относя к последним умение "решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, указанным в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта".

В перечне квалификационных требований выделены профес­сиональные умения и навыки юриста. Что же должен уметь юрист?

• Толковать и применять законы и другие нормативные право­
вые акты;

• обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности
государственных органов, физических и юридических лиц;

• юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­
тельства;

• разрабатывать документы правового характера, осуществлять
правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифици­
рованные юридические заключения и консультации;

• принимать правовые решения и совершать иные юридиче­
ские действия в точном соответствии с законом;

• вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­
лять меры ответственности и наказания виновных; прини­
мать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

• систематически повышать свою профессиональную квали­
фикацию, изучать законодательство и практику его приме­
нения, ориентироваться в специальной литературе.


Перечисленные умения и навыки проявляются в той или иной степени в повседневной деятельности юриста в любой професси­ональной сфере, на любой должности. Содержащиеся в назван­ном выше стандарте требования к профессиональней подготов­ленности юриста не просто конкретизируют квалификационные требования. Они в определенной последовательности описыва­ют средства, с помощью которых юрист реализует свои функции. Эту последовательность можно назвать технологической цепоч­кой действий, алгоритмом поведения юриста, включающим:

» сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

• анализ юридических норм и правовых отношений, являю­
щихся объектами профессиональной деятельности;

• анализ судебной и административной практики;

• обоснование и принятие в пределах должностных обязанно­
стей решений, а также совершение действий, связанных с
реализацией правовых норм;

• составление соответствующих юридических документов;

• обеспечение реализации актов применения права;

• обеспечение законности и правопорядка, осуществление пра­
вовой пропаганды и правового воспитания в сфере профес­
сиональной деятельности.

Конечно, в приведенных перечнях наблюдается некоторое сме­шение целей, задач, функций, форм, элементов профессиональ­ной деятельности юриста. Можно долго спорить о формулиров­ках, выясняя, чем же умение "разрабатывать документы правового характера" (квалификационные требования) отличается от уме­ния "составлять соответствующие юридические документы" (тре­бования к профессиональной подготовленности) и т.д. Каждый администратор вуза, преподаватель, студент сможет интерпрети­ровать положения стандарта по-своему. Если взглянуть на требо­вания с точки зрения содержания учебных программ, можно за­метить, что учебные программы направлены в основном на то, чтобы дать студентам знания в области законодательства, научить их толковать законы и другие нормативные акты и юридически правильно квалифицировать факты. На наш взгляд, требования к профессиональной подготовленности значительно опережают со­держательную часть стандарта. Можно только подразумевать и надеяться, что среди преподавателей отдельных общепрофессио-


йальных дисциплин или дисциплин специализации найдутся те, кто в рамках своих курсов будет обучать тому, как собирать фак­тическую информацию, анализировать реальные правовые отно­шения, совершать действия, связанные с реализацией правовых норм, обеспечивать реализацию актов применения права и т.д. Обучить навыкам решения таких задач можно, только ''окунув" обучаемого в реальный контекст. Составители стандарта, види­мо, осознают эту проблему. Но, осознав, рискуют усугубить ее, четко противопоставив основной учебный процесс и практику. В пункте 6.5 стандарта "Требования к организации практики" за­писано: "Практика организуется и проводится с целью приобре­тения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков'". Итак, при­обрести и совершенствовать практические навыки предписы­вается в ходе практики. Эти навыки отделены от иных знаний, умений и навыков, которые уже получены на занятиях в вузовс­ких аудиториях. Значит ли это, что лишь на практике студенты впервые столкнутся с необходимостью выполнять обязанности по должностному предназначению?

Очевидно, такая интерпретация все-таки не самая конструк­тивная. И кажущиеся недостатки в содержании стандарта пред­ставляется возможным обратить в достоинства. Для этого препо­даватель должен в равной степени ориентироваться как на предусмотренное стандартом содержание соответствующей дис­циплины, так и на квалификационные требования (п. 1.3) и тре­бования к профессиональной подготовленности (п. 7.1). С уче­том этих требований просто необходимым окажется включение в учебный план практических занятий, практических курсов, прак­тикумов, целью которых будет приобретение практических на­выков в сфере профессиональной деятельности, соответствующей данной дисциплине. Тогда мы не будем подчеркивать отличие практических навыков, приобретаемых на практике вне вуза, от "аудиторных", "теоретических" навыков. Тогда студент будет от­правляться на практику вне вуза как на "один из видов занятий" (п. 6.5 ГОС). а не как на "первый бал Наташи Ростовой".

Требования к обязательному минимуму в содержании основ­ной образовательной программы подготовки юриста (раздел 4 ГОС) указывают нам в темах многих дисциплин, в особенности прикладных, процессуальных, на те функции юриста, элементы


технологической цепочки, которые не могут быть освоены лишь на теоретическом уровне, без развития практических навыков.

Например, изучить многие темы дисциплины "Гражданский процесс" можно, только отрабатывая одновременно практиче­ские навыки, указанные в "Требованиях к профессиональной под­готовленности". Это можно проиллюстрировать следующей таб­лицей:

Характерно, что формулировки, более ориентированные на практику, на прикладной характер знаний, упоминание отдель­ных навыков обнаруживаются в сравнительно новых, еще не "те-оретизированных" и "неюридических" частях стандарта, появле­ние которых вызвано требованиями времени. Например, в содержание рекомендованной (к сожалению, пока необязатель­ной) дисциплины "Русский язык и культура речи" включен ряд практически важных тем: Претила оформления документов; Под­готовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; Основные приемы поиска материала и вибы вспомогательных материалов; Понятность, информативность и выразительность публичной речи; Основные


направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

При отборе содержания такой обязательной дисциплины, как "Информатика и математика", после перечисления прочих воп­росов составители стандарта, словно вспомнив о цели изучения данного предмета, добавили два неброских слова - "компьютер­ный практикум". Невозможно не обратить внимания на эту ка­жущуюся ошибку: почему наряду с темами, содержание которых описывается (например, "Аксиоматический метод" или "'Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну'"), упомянута форма занятия - практикум? За этим прочи­тывается страстный призыв к преподавателю курса: просим вас, уважаемый профессор информатики, помимо изучения вероятно­стей и языков программирования не забудьте, пожалуйста, обу­чить будущих юристов работать на компьютере]

Жаль, что пока нет упоминания об аналогичных практикумах в описании таких дисциплин, как "Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)" или '"Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)". Но не надо забывать, что стандарт устанавливает лишь обязательный минимум содержания основ­ной образовательной программы подготовки юриста. Юрист дей­ствует в условиях нарастающей конкуренции (сегодня - из-за ро­ста количества выпускников российских вузов, а в перспективе -еще и в результате прихода зарубежных юристов на "'рынок юри­дических услуг") и серьезного профессионального риска (профес­сиональные ошибки могут привести к потере имиджа, дохода, должности). Любой здравомыслящий студент чувствует ответ­ственность за свое будущее и сам решает, стоит ли ограничивать­ся минимумом содержания, даже если все экзамены по этому ми­нимуму сданы на отлично.

Помочь таким ответственным студентам стремятся организа­торы программ клинического образования. Движение за внедре­ние клинического юридического образования может поставить перед собой разные цели: от выполнения "программы-минимум" -создания практического факультатива для ограниченного круга студентов до наиболее "экстремистской" - создания альтернатив­ной системы обучения. Оптимальный вариант-это гармоничное включение как содержания, так и методов клинического образо­вания в традиционный учебный процесс, постепенное "привыка­ние" к идеям и формам клинического образования и в результа­те - интенсификация всей работы факультета или института. Сама


природа клиническою юридического образования - обучение че­рез действие, обучение в сотрудничестве, обучение в социальном контексте - подсказывает направления такой интенсификации.

Зарубежный опыт обучения профессионализму, в том числе в юридических клиниках, чрезвычайно разнообразен. Британские преподаватели Хью Брэйн, Найджел Данкан и Ричард Граймз в книге "Клиническое юридическое образование: активное обуче­ние в вашей школе права"1 подчеркивают, что каждое учебное заведение по-своему формулирует учебные задачи и изменяет обучение по мере приобретения опыта. В этой связи они предла­гают следующий перечень знаний и навыков:

• навыки проведения правовых исследований, техники юри­
дического письма, коммуникативные навыки;

• понимание принципов группового и межличностного взаи­
модействия;

• способность принимать и отстаивать этические решения;

• знания о доступе к правосудию, его ограничениях и возмож­
ности улучшений;

• понимание персональной ответственности и обязанностей
юриста по отношению к клиентам;

• понимание взаимосвязи принципов права и юридических
процедур;

• понимание взаимосвязи правовой доктрины и ожиданий кли­
ента и предполагаемых результатов, определение слабых мест
и возможностей для реформирования права и процесса;

•f~» способность разрешать проблемы, определяя для этого стра­тегию;

• понимание связи права и других дисциплин, таких, как фи­
лософия, экономика, психология.

В юридических клиниках особенно остро стоит вопрос о той части профессиограммы. которая касается практических навыков. Обучение навыкам составляет основное содержание учебной ("аудиторной", имитационной) части клинической программы. Авторы клинического курса, существующего с 1976 г. в Школе права в Уорвике (Великобритания), выделяют отдельные группы навыков для обучения2:

1 Brain П.. Duncan №.. Grimes R Clinical Legal Education: Active Learning in Your Law School. London. 1998. P. 57. - Ibid. P. 190.


а) Формулирование (конструирование) правовой проблемы:
интервьюирование и сбор фактов;

фактическое исследование и доказательства; юридическое письмо.

б) Реализация правовых стратегий:
переговоры;

защита (выступление в интересах клиента); альтернативное разрешение споров.

Профессор Дэвид Барнхайзер (Школа права Кливлендского университета) на конференции в Великом Новгороде в мае 1999 г. выделял среди групп качеств и навыков для преподавания в про­граммах клинического обучения следующие ^технические навы­ки'" юриста:

• интервьюирование клиента;

• "расследование'" (сбор фактов);

• консультирование клиента;

• переговоры/медиацию;

• правовые исследования;

• составление правовых документов;

• судебную адвокатуру;

• апелляционную адвокатуру.

Профессор А.Э. Жалинский выделяет выполняемые, как пра­вило, по профессиональным методикам типовые элементы про­фессиональной деятельности юриста (или производства, рабочие комплексы, процедуры, операции, действия)':

1) правовую оценку представленных или встретившихся
фактов;

2) юридически программированные поиск, проверку и оцен­
ку фактической информации;

3) поиск правовой информации;

4) интеллектуальные процедуры применения права, т.е. оцен­
ку фактов, подбор правовых норм, получение юридического вы­
вода;

5) ведение в правовых рамках переговоров, выступления в
судах и других органах, посредничество для разрешения конф­
ликтов;

6) подготовку и оформление правовых документов в виде

' См.: Жалинский Л.Э. Профессиональная деятельность юриста. М.. 1997. С. 145-146.


решений, справок, предложений, разработку и обоснование по­зиций;

7) контроль за процессом и результатами чьей-либо деятель­ности и др.

Уже из этих примеров видно, как по-разному можно и форму­лировать, и классифицировать навыки. Можно разделять их на: общеюридические (навыки исследования фактов, нахождения и толкования нормативных актов, составления юридических доку­ментов, устных выступлений по юридическим вопросам и др.), общекоммуникативные и организационные1. Можно выделять навыки: 1) изучения проблемы и выработки позиции и 2) пред­ставления интересов клиента.

При этом следует учитывать, что любая классификация услов­на, а перечень практических навыков не является закрытым2. Он сильно зависит от уровня требований и предыдущей подготовки. Есть масса навыков, которые, как мы предполагаем, должны быть освоены в процессе допрофессиональной подготовки. Всегда хо­чется верить в лучшее, в то, что студенты уже владеют навыками деловой переписки (как минимум просто грамотного письма) или работы в команде (как минимум просто способностью формули­ровать свои мысли и слышать чужие) и т.п. В противном случае есть риск пойти по пути наполнения профессиограммы юриста огромным количеством навыков, отличающих всякого нормаль­но развитого и образованного человека от Маугли. Очевидно, сле-дуетисходить из действия принципа презумпции социальной гра­мотности людей, выбравших профессию юриста.

В то же время, возможно, стоит выделить некоторые общепро­фессиональные практические навыки, составляющие основу со­циальной компетентности. Условно их можно объединить снача­ла в две группы:

1. Организационные навыки:

планирование своей деятельности, управление временем;

организация рабочего места, работы офиса;

делопроизводство;

1 См.: Алексеев С.С. Яковлев В.Ф. О модели юриста и обучении в юриди­ческих вузах // Правоведение. 1976. № 4. С. 73.

1 Некоторые участники семинара для преподавателей юридических факуль­тетов России в Санкт-Петербурге в 1999 г. предлагали, например, прививать такие навыки, как искусство психологическою манипулирования или владение жаргоном.


управление и контроль выполнения решении;

планирование и поиск ресурсов;

учет и отчетность;

повышение квалификации (собственной и сотрудников);

поддержание общественных связей и др.

2. Коммуникативные навыки:

навыки работы с оргтехникой, в первую очередь с персо­нальным компьютером, в сети, с правовыми базами данных, Интернетом, листами рассылки и т.д.;

планирование контактов;

аргументация;

постановка вопросов;

публичные выступления;

установление и поддержание контакта;

использование различных языков и техник общения;

навыки работы с "трудными" партнерами и др.

Используя концепцию работы с клиентом (физическим лицом, группой лиц, юридическим лицом, государством) как достаточно универсальную модель любой юридической деятельности, мож­но попытаться сгруппировать некоторые другие практические навыки по технологическому принципу1:

3. Навыки изучения проблемы и выработки позиции:
интервьюирование (встреча, опрос, соглашение);
правовые исследования (работа с источниками);
анализ дела;

выработка позиции по делу;

консультирование;

разработка стратегии и планирование;

доказывание (собирание, проверка и оценка);

составление, анализ документов и др.

4. Навыки представления интересов клиента:
обращение в органы государственного управления;
работа с чиновниками;

' Данный принцип показал свею достаточную эффективность при планиро­вании программ обучения студентов-юристов в Летних школах "Академия прав человека" в 1998-2000гг. По такому же принципу построены программы обу­чения во многих юридических клиниках России. В зависимости от специфики программ обучения выделяют также навыки международной защиты прав че­ловека, мониторинга прав человека, законопроектной деятельности, навыки работы по отдельным категориям дел и др.


судебная адвокатура (обращение в суд, подготовка к судеб­ному разбирательству, представление, исследование и оценка доказательств, в том числе допрос, выступление в прениях и т.д.);

обжалование решений и др.

5. Навыки использования альтернативных способов разреше­ния споров:

переговоры; медиация и др.

Знания и навыки - это средства достижения цели, инструмен­ты разрешения проблем. Любое орудие можно использовать для получения разных, часто противоположных результатов. Эффект применения инструмента зависит не только оттого, насколько про­фессионально он используется, но и от того, в чьих руках он на­ходится, кто его использует. Реальный эффект использования про­фессиональных знаний и навыков также зависит от качеств юриста. Не стоит даже называть эти качества профессиональны­ми, поскольку специфика работы юриста как помощника по раз­решению социальных проблем, "творца справедливости" требу­ет присутствия в его характере качеств порядочного, доброго, неравнодушного человека, что неплохо для представителя любой профессии. Но для юриста эти качества обязательны! Об этом стоит говорить особенно сегодня, когда все общественные про­блемы и тенденции своеобразно влияют на профессиональную деятельность юриста. Приоритет государственной целесообраз­ности над правами личности вызывает у многих юристов граж­данскую пассивность, услужливость, исключительно "'государ-ственническую" трактовку норм. На фоне общей криминализации незазорным выглядит собственное неправомерное поведение, использование незаконных средств при осуществлении профес­сиональной деятельности, соучастие в коррупции. Индустриали­зация профессии, господство примитивного менеджмента делает работу механистичной, появляются представления об участниках конфликтов как об управляемых объектах. Профессиональный корпоративизм, который во все времена положительно отличал юристов, сегодня существует в виде многочисленных каст, осно­ванных на замкнутости, поддержании чести мундира любой це­ной, круговой поруке, что приводит к воспроизведению не самых лучших образцов поведения.


Проблема утраты юристами профессионализма не является специфической проблемой России или других государств, нахо­дящихся на переходном этапе. В отчете комитета по профессио­нализму секции юридического образования и допуска к практике Американской ассоциации юристов "Преподавание и обучение профессионализму"1 отмечается, что в публикациях по поводу снижения профессионализма фигурируют шесть основных тем:

1) утрата понимания юридической практики как призвания,
долга, миссии;

2) экономические изменения, которые трансформируют юри­
дическую практику из профессии в бизнес;

3) ощущение излишней враждебности, противостояния, вклю­
чая потерю уважительного отношения, вежливости, допускаемых
существующими процессуальными нормами;

4) ослабление традиционной роли юриста как независимого
консультанта;

5) озабоченность компетенцией юристов и их соответствием
этическим кодексам;

6) утрата чувства цели в работе юриста как результат измене­
ния традиционной концепции юристов служить общественному
благу в качестве посредников между интересами конфликтующих
сторон в обществе.

В документах Международной комиссии юристов приводятся рекомендации, особенно актуальные для стран, находящихся на переходном этапе развития:

"1. В изменяющемся и взаимозависимом мире юристы долж­ны играть ведущую роль в создании новых правовых концепций, институтов и механизмов, защищающих человека, помогающих ему преодолевать трудности и обеспечивающих удовлетворение интересов всех людей.

В настоящее время юрист не может ограничиваться рамками своей практической деятельности и отправления правосудия. Он не должен оставаться в стороне от важных изменений в экономи­ческой и социальной сферах; если он действительно юрист по призванию, он примет активное участие в общественных делах, содействуя экономическому развитию и укреплению в обществе

1 Teaching and Learning Professionalism. Report of the Professionalism Committee // American Bar Association Section of Legal Education and Admissions to the Bar. 1996. P. 3-4.


социальной справедливости. Опыт и знания юриста должны ис­пользоваться на благо не только клиентов, но и всего общества.

2. В каждой стране обязанностью юриста как в его практиче­
ской деятельности, так и в общественной жизни является всемер­
ное содействие тому, чтобы обеспечить существование ответствен­
ной законодательной власти, выбранной демократическим путем,
независимой, получающей адекватное вознаграждение судебной
власти и защиту гражданских прав и свобод человека.

3. Юристы обязаны отказываться от сотрудничества с любой
властью в осуществлении любых действий, нарушающих прин­
ципы правления права.

4. Юристы не должны спокойно смотреть на распространение
бедности, невежества и неравенства в обществе, а призваны иг­
рать ведущую роль в их искоренении, ибо, пока эти отрицатель­
ные общественные явления существуют, гражданские и полити­
ческие права не могут сами по себе обеспечить достойного
человека уровня жизни.

5. Юристы обязаны принимать активное участие в правовой
реформе. Если уровень общественного сознания невысок, особен­
но важно, чтобы именно юристы, поскольку они обладают специ­
альными знаниями, пересмотрели действующее законодательство
и представили в соответствующие органы программы реформ.

6. Юристы должны прилагать усилия к распространению пра­
вовых знаний и внушать уважение к принципам права, способ­
ствовать пониманию всеми людьми их прав и законных интере­
сов.

7. Так как юристы призваны исполнять свои обязанности в со­
ответствии с принципами права, им следует проявлять собствен­
ную инициативу и действовать через все возможные организации,
включая, в частности, самоуправляющиеся ассоциации юристов.
Такие ассоциации должны быть полностью свободны от вмеша­
тельства и контроля со стороны исполнительной власти.

13. Юрист должен стремиться неуклонно следовать таким иде­алам своей профессии, как неподкупность, компетентность, му­жество и полная самоотдача"1.

Профессиональное сообщество таких юристов, вероятно, смог­ло бы оказать влияние и на состояние юридического образования

1 См.: Правление права и права человека: Принципы и определения /Жене­ва: Международная комиссия юристов. 1966 (цит. по: Коишхин ПК). Идеи пра­вового государства: история и современность. СПб.. 1993. С. 146-147).



(в том числе и на формирование профессиограммы, квалифика­ционных требований, правил допуска к профессиональной дея­тельности), избавить общество от многих заблуждени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: