Организационная сущность управления

Организационное поведение следует понимать, прежде всего, как управленческий процесс. В связи с этим важное место занимает вопрос о том, какую роль в управленческом процессе играет руководитель.

Управленческие отношения в организации проявляются как формализованные и персонализованные, взаимодополняя друг друга. Их комбинации в каждой фирме, в каждом подразделении могут быть различными. Суть организационного управления и заключает­ся в том, чтобы найти их оптимальные сочетания на разных стадиях развития фирмы.

Формализованные управленческие отношения могут превра­щаться в односторонние способы воздействия «сверху вниз»:

- автократические - работники подчиняются силе (воле) ру­ководителя;

- технократические - подчиняются производственному про­цессу;

- бюрократические - подчиняются организационному поряд­ку нередко в ущерб делу.

Персонализованные управленческие отношения могут быть:

- демократизаторскими - руководитель постоянно учитывает мнение работников в корректировке рабочего процесса;

- гуманизаторскими - уважает человеческое достоинство ра­ботников, проявляя заботу о них;

- инноваторскими – предоставляет свободу творчества работникам, организует внедрение инициативных предложений.

Для определения сочетания формализованных и персонализированных управленческих отношений, а также выявления степени выраженности той или иной ориентации, был использован метод опроса. Структура опросника и шкала оценивания – как в предыдущем пространстве.

Таблица 9 Определение управленческих ориентаций руководителя

Вопрос Варианты/Балл Ответ
Формализованные управленческие отношения
1.1 Бюрократическая ориентация руководителя
  В нашей организации имеет место необоснованно большое количество совещаний. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Для нашей организации характерна замедленная реакция на требования рынка. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  В нашей организации имеет место непомерное расширение товарно-материальных запасов. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  В нашей организации процесс принятия управленческих решений весьма сложен. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Для нашей организации характерна передача проблем из одного отдела в другой. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Итого:    
1.2 Технократическая ориентация управления
  В нашей организации степень вовлеченности работников в производственный процесс оценивается только с точки зрения исполнителей рабочих функций: «Мое предприятие должно работать как отлаженный часовой механизм». Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  В нашей организации социальные процессы подгоняются под жесткие дисциплинарные схемы. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  В нашей организации не уделяют внимания пониманию психологических проблем. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  У руководства возникают трудности с делегированием полномочий, с управленческим взаимодействием по «горизонтали» на уровне межличностного общения. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  В нашей организации количественные критерии оценки работы преобладают над качественными. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Итого:    
1.3 Автократическая ориентация руководителя
  Для нашего руководящего состава характерно стремление подчинить работников своей воле, вопреки нашим интересам. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Для нашего руководства характерна категоричность в суждениях, грубость, жесткий контроль. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Для нашего руководства характерна прямолинейность оценок, непримиримость к критике. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Наш руководитель совмещает в себе роли собственника, предпринимателя и менеджера. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Про наше руководство можно сказать, что оно потеряло «обратную связь» с работниками. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Итого:    
Персонализированные управленческие отношения
2.1 Гуманизаторская ориентация руководителя
  Можно сказать, что наш руководитель воспринимает рабочий коллектив как «большую семью». Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Деловые и личные качества работников используются руководством для профессионального роста. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Руководство относится к работникам как к главному ресурсу производства. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Руководитель помогает работникам решать их личные проблемы. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Руководитель ценит межличностные отношения больше, чем деловые. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Итого:    
2.2 Демократизаторская ориентация руководителя
  Наш руководитель отслеживает «обратные связи» от работников, чтобы лучше корректировать управленческие ситуации. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Наш руководитель выслушивает не только мнение узкого круга лиц, но и точки зрения низовых работников. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Руководитель всегда выносит свои идеи на обсуждение компетентных лиц. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Руководитель предпочитает использовать компромиссные решения проблем при оценке баланса интересов. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Можно сказать, что руководитель культивирует либерализм в управленческих отношениях. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Итого:    
2.3 Инноваторская ориентация руководителя
  Руководитель всячески поддерживает нововведения работников. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Руководитель стремится создать творческую обстановку для постоянного обновления новаторских идей. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Для нашего руководства характерна постоянная модернизация, смена идей. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Наше руководство имеет банк инициативных предложений. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Если руководитель видит рациональное зерно в новаторских предложениях работника, то он представляет ему необходимые полномочия. Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0  
  Итого:    

Согласно полученным результатам строим графическую модель управленческих ориентаций руководителя (рисунок 6). При этом отображаем только пять плоскостей пространства, так как шестое – бюрократическая ориентация руководителя, у анализируемого руководства не выражена.

Рисунок 6 Графическая модель управленческих ориентаций руководителя

Из модели видно, что в формализованном управленческом отношении доминирует автократическая ориентация, а в персонализированном управленческом отношении – пропорционально сочетаются все ориентации, с некоторым рецессированием инноваторской.

В первом случае преобладание автократической ориентации связано, прежде всего, с тем, что оба руководителя (генеральный директор и его заместитель) совмещают роли собственников, предпринимателей и менеджеров. Внутренний конфликт между этими тремя базовыми ролями, который так или иначе возникает в сознании каждого из них, преодолевается путем подавления роли менеджера ролью собственника и ролью предпринимателя.

Для авторитарной установки характерна категоричность в суждениях, прямолинейность оценок, непримиримость к критике, и т.п. Все это, в конечном итоге, отрицательно сказывается на эффективности управления.

Во втором случае наблюдается баланс среди персонализованных управленческих отношений, что, в принципе, положительно влияет на эффективность управления.

Я бы порекомендовала усилить демократизаторскую и инноваторскую ориентации. Усиление демократизаторской позволит руководителю более точно отслеживать «обратные связи» от работников, что будет способствовать улучшению корректировке управленческих ситуаций. Усиление же инноваторской ориентации по объективным причинам является необходимой составляющей залога успеха организации, что связано с динамичностью рекламной отрасли, ее тесной связи с научно-техническим прогрессом.


Использованная литература

1) Психология делового общения. / Авт.-сост. Фомин Ю.А. – М.: Амалфея. 1999 – 352с.

2) Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, Н.А.Нартов и др.; Под общей ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995 – 160с.

3) Социальная психология: ключевые идеи / Р.Бэрон, Д.Бирн, БДжонсон. – 4е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 512с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

4) Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. -2еизд. – М.: ИНФРА – М, 2006 – 295с. – (Высшее образование).

5) В.И.Курбатов «Стратегия делового успеха». Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону. Изд-во Феникс, 1995 – 416с.

6) П

7) Красовсикй Ю.Д. Организационное поведение: Учеб.пособие для вузов. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЭНИТИ-ДАНА, 2003. – 511с.

8)


Приложение 1 Экспресс-тестирование

Здравствуйте, уважаемые сотрудники рекламной группы «ААА».

Для внесения «изюминки» в рабочий день, и поднятия настроения, предлагаю Вам немного отвлечься от серьезной работы, и уделить пару минут для оказания посильной поддержки студентке в написании научной работы J.

Речь идет об экспресс-тестировании, направленном на определение ваших социотипов.

Что же это за фрукт, и с чем его едят?

Социотипы – это базовые категории соционики – науки, которая изучает закономерности индивидуального и коллективного мышления, особенности прохождения информации через человеческое сознание, так называемый «информационный метаболизм».

Всего выделяют 16 социотипов.

Экспресс-тестирование состоит из трех этапов:

Первый – это дихотомический тест определения личности Вайсбанда.

Второй – так называемый цифровой тест.

Третий – опросник Гуленко.

По результатам исследования Вы сможете:

- получить полную характеристику соционических отношений внутри личности;

- получить характеристику интертипных отношений (будут выявлены социотипы, которые в максимальной степени подходят друг другу; определен сам тип межличностных отношений, в том числе, в области профессиональной деятельности);

- узнать степень своей комфортности в группе.

Удачи!

И огромно спасибо! Наука Вас не забудет! J

Ф.И.О. тестируемого:__________________________________________

Дихотомический тест определения личности Вайсбанда

Инструкция: в первом столбике выберете из двух характеристик (печатными и прописными буквами соответственно) ту, которая соответствует Вам в большей степени. Таким образом Вы придете к определенной аббревиатуре.

1.Импровизация. Свобода от обязательств. Действия по ситуации. Гибкая воля. Реальность, а не догмы. Работа по вдохновению. Поиск. Использовать шанс. Приспособление к меняющемуся миру. Уловить ситуацию и тенденции. Импульсивные поступки, эмоции, решения. Удовольствия от начинаний. 3.Абстракция. Теория. Интересные задачи. Понять суть, смысл вещей, перспектив. Уступить в мелочах. Весь мир — в будущем. 7.Азарт открытия. Увлечение людьми и начинаниями. 15.Вдохновляющие идеи. Начинания и теории. ИЛЭ
16.Интересные, талантливые люди, общение. ИЭЭ
8.Интуиция. Духовность. Самопознание. Время и история. 17.Скептическое предвидение. Профессионализм. ИЛИ
18.Эмоциональное предчувствие. Поэтичность. ИЭИ
4.Конкретная практика. Полезные дела. Понять расстановку сил, влияний. Добиться своего. Моя жизнь — сегодня. 9.Воля. Преодоление трудностей. Сила и красота. 19.Кто хочет — тот добьется. Логика борьбы. СЛЭ
20.Энергия. Влияние на людей, на их чувства. СЭЭ
10.Воля. Преодоление трудностей. Сила и красота. 21.Условия жизни. Умелые руки. Независимость. СЛИ
22.Ощущения, природа. Теплое общение и эмоции. СЭИ
2.Планомерное продвижение. Заблаговременная подготовка. Системная работа. Не отложить на последнюю минуту. Довести начатое до конца. Сделать и полюбоваться результатом. Решительность. Устойчивость мнений. Правильные поступки, эмоции и решения. Удовольствие от завершения 5.Рассудок. Холодный анализ. Логика. Объективный подход. Трезвое мышление. Непредвзятость. Сдержанность. 11.Правильные действия. Логика поступков. Мое право. 23.Я все делаю быстро, эффективно, с пользой. ЛИЭ
24.Добросовестность дел. Надежность, качество. ЛСЭ
12.Спокойное мышление. Логика отношений. Мое место. 25.Равенство, справедливость. Система знаний. ЛИИ
26.Логика системы. Волевое внедрение. ЛСИ
6.Чувства, эмоции. Сопереживание людям. Симпатии, антипатии. Любовь и ненависть. Неравнодушие. Сердечность. 13.Эмоциональная открытость. Порыв любви, гнева. 27.Радость, эмоции, праздник. Доброе настроение. ЭСЭ
28.Драматизм, трагедия. Сопереживание. ЭИЭ
14.Скрытый мир чувств. Добро и зло. Приязнь, осуждение. 29.Вера, надежда, любовь. Преданность близким. ЭИИ
30.Неприятие зла. Воля к моральной чистоте. ЭСИ

Цифровой тест

Инструкция: прочитайте пары слов, и выберите то, что соответствует Вашему духовному складу или что Вы выполняете с меньшим напряжением.

Анализируемая пара описаний
  Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меня­ется только по определенным, из­вестным Вам причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться уста­новленных правил, строгой дисцип­лины. Вам нравится порядок во всем. Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может ме­няться без видимых причин. Периоды подъемов сменяются спадами активности. Вы часто действуете без подго­товки, рассчитывая на везенье. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.  
  Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, объ­ективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать те­мы личной жизни как своей, так и других. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Вас интересуют чувства и взаи­моотношения между людьми. Стараетесь сделать другим при­ятное, часто говорите комплименты.  
  Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны и деятельны, уве­рены в себе. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу, тщательно за­нимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного Вами и другими. Вы можете предвидеть будущее, часто вспоминаете прошлое. Стремитесь к новизне и переме­нам. Склонны к колебаниям и сомне­ниям, не всегда уверены в себе, рас­сеяны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.  
  Вы осмотрительны, сдержаны, мало­инициативные в общении, недоверчи­вы к новым людям. Контролируете себя, не любите вы­ставлять свои заслуги на показ. Стараетесь сдерживать себя в споре, чтобы не сказать лишнее. Вы легко сходитесь с новыми людь­ми, стремитесь расширить круг своих знакомых. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсив­ны и откровенны. Часто склонны к риску и опро­метчивости, несдержанны.  
  Вывод: например, 2367 – Бальзак.  

Опросник Гуленко

Инструкция: в каждой паре утверждений выберите лишь одно, с которым Вы больше согласны:

1. Расходую энергии больше, чем сохраняю
2. Сохраняю энергию легче, чем расходую ее

3. Нередко сожалею об излишней активности
4. Нередко сожалею о недостаточной активности

5. Контакты с незнакомыми не напрягают меня
6. Контакты с незнакомыми требуют усилий

7. Я — человек открытый
8. Не могу раскрываться полностью

9. Моя деятельность свободно растет вширь
10. Моя деятельность скорее углубляется, чем расширяется

11. Принимаюсь за новые и новые дела
12. Постоянно ограничиваю круг забот

13. Лучше рассуждаю, чем воспринимаю
14. Лучше воспринимаю, чем рассуждаю

15. Последователен и надежен, но не хватает гибкости
16. Гибок я изменчив, но не хватает последовательности

17. Лучше, если продумываю заранее
18. Лучше, если поступаю по ситуации

19. Спокоен лишь тогда, когда все отлажено
20. Не могу без постоянной смены впечатлений

21. Легче концентрируюсь, чем расслабляюсь
22. Легче расслабляюсь, чем концентрируюсь

23. Обладаю равномерной работоспособностью
24. Живу ритмическими подъемами и спадами

25. Получаю ощутимый результат сегодня
26. Повседневные запросы откладываю на завтра

27. Я скорее практик, чем экспериментатор
28. Я скорее экспериментатор, чем практик

29. Успешно занимаюсь тем, что проверено и надежно
30. Эффективен в необычном, непонятном

31. Больше воплощаю, чем задумываю
32. Больше задумываю, чем воплощаю

33. Если ничего не ясно, активно собираю сведения
34. Если ничего не ясно, полагаюсь на свою интуицию

35. С моей практичностью я нигде не пропаду
36. Моя непрактичность беспокоит моих близких

37. Эмоции никогда не затрагивают меня глубоко
38. Я — человек переживаний и чувств

39. Окружающие больше ценят мою логичность
40. Окружающие больше ценят мою человечность

41. Во всем опираюсь на критерии и расчеты
42. Тонко чувствую отношения и симпатии

43. Сдержанно благодарю
44. Эмоционально откликаюсь

45. Умом живу больше, чем сердцем
46. Сердцем живу больше, чем умом

47. Охотнее анализирую и упорядочиваю
48. Охотнее общаюсь с близкими людьми

Спасибо!

Дата заполнения:_____________.

Ключ к опроснику:


Экстраверсия — 01, 03, 05, 07, 09, 11

Интроверсия — 02, 04, 06, 08, 10, 12;

Рациональность — 13, 15, 17, 19, 21, 23

Иррациональность — 14, 16, 18, 20, 22, 24;

Сенсорика — 25, 27, 29, 31, 33, 35

Интуиция — 26, 28, 30, 32, 34, 36;

Логика — 37, 39, 41, 43, 45, 47

Этика — 38, 40, 42, 44, 46, 48.



Приложение 2 Должностная инструкция генерального директора

Назначение на должность: решением общего собрания учредителей (акционеров).

Подотчетность: общему собранию учредителей (акционеров).

Цель деятельности: получение фирмой (предприятием, учреждением) максимальной прибыли посредством рациональной организации уставной деятельности.

Должностные обязанности и права:

· руководить работой фирмы в соответствии с законодательством РФ;

· организовывать хозяйственную деятельность фирмы на основе методов научно обоснованного планирования;

· разрабатывать стратегию и тактику развития фирмы, и координировать работу ее структурных подразделений;

· совершенствовать систему управления, разрабатывать мероприятия, обеспечивающие постоянное социальное развитие фирмы;

· выполнять решения общих собраний учредителей (акционеров);

· при осуществлении уставной деятельности обеспечивать соблюдение административно-хозяйственного и налогового законодательства;

· активно использовать правовые средства для совершенствования управления, укрепления договорной дисциплины;

· принимать меры по обеспечению фирмы квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда с максимальной производительностью;

· представлять фирму в органах государственной власти и во взаимоотношениях с партнерами;

· издавать приказы;

· обеспечивать необходимый режим конфиденциальности в деятельности фирмы;

· осуществлять непосредственный контроль и координацию деятельности структурных подразделений, находящихся в прямом подчинении генерального директора;

· устанавливать пределы компетенции руководителей структурных подразделений;

· решать вопросы, связанные с заключением контрактов, соглашений и договоров, выходящих за пределы компетенции подчиненных работников;

· распоряжаться имуществом фирмы в пределах прав, предоставленных ему учредительными документами и собраниями учредителей;

· право первой подписи финансово-хозяйственных документов;

· принимать, увольнять, проводить кадровые назначения работников;

· принимать решения о предъявлении в судах от имени фирмы претензий и судебных исков, совершать иные юридические акты;

· открывать в банках счета фирмы;

· подготавливать проекты нормативных документов, требующих утверждения Совета учредителей;

· принимать участие в разрешении трудовых конфликтов между подчиненными сотрудниками;

Ответственность:

· за соблюдение Устава фирмы;

· за выполнение решений общих собраний учредителей;

· за надлежащее выполнение функций всеми подразделениями фирмы;

· за соблюдение порядка обращения с конфиденциальной информацией, состояние трудовой дисциплины;

· за выполнение требований внутренних нормативных, регламентирующих документов и за поддержание необходимого высокоэффективного взаимодействия всех структурных подразделений.

Должен знать:

· законодательные акты РФ, связанные с производственной, финансовой и коммерческой деятельностью;

· организационные основы производственной деятельности;

· трудовое право;

· основы менеджмента и маркетинга;

· требования к разработке конструкторской и технологической документации;

· основы нормирования труда и расхода материалов;

· основы делопроизводства;

· методы ведения деловых бесед и переговоров;

· методики разработки деловых документов;

· организацию кадровой работы;

· правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Квалификационные требования:

Высшее инженерно-экономическое или инженерно-техническое образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

Приложение 3 Должностная инструкция заместителя генерального директора

Назначение на должность: Заместитель Генерального директора назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора решением общего собрания учредителей (акционеров).

Подотчетность: Заместитель Генерального директора подчиняется непосредственно Генеральному директору.

Должностные обязанности:

· Организует работу на предприятии по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности;

· Обеспечивает насыщение предприятия товарами в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем и потребительским спросом;

· Разрабатывает обязательный ассортиментный перечень услуг и товаров на основе изучения потребительского спроса, контролирует его соблюдение;

· Участвует в составлении заказов и договоров на оказание услуг, контролирует их исполнение;

· Информирует Генерального директора об имеющихся недостатках в работе предприятия, принимаемых мерах по их ликвидации.

· Соблюдает сам и контролирует соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, гражданской обороны.

· Обеспечивает доведение до сведения работников и исполнение ими распоряжений и
приказов Генерального директора предприятия;

· Постоянно изучает отечественный и зарубежный опыт работы предприятий рекламы;

· Не дает интервью, не проводит встреч и переговоров, касающихся деятельности предприятия, без разрешения Генерального директора предприятия.

Права:
Заместитель Генерального директора имеет право:

· Давать распоряжения и указания работникам предприятия по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности;

· Предпринимать соответствующие действия по устранению причин, создавших конфликтную ситуацию;

· Контролировать соблюдение правил труда работниками предприятия, принимать
соответствующие меры в случае их нарушения;

· Вносить предложения Генеральному директору предприятия по улучшению работы
предприятия.законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и руководящие документы, касающиеся работы предприятия рекламы.

Должен знать:

· законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и руководящие документы, касающиеся работы предприятия рекламы;

· товароведение, стандарты и технические условия на товары, основные их свойства,
качественные характеристики;

· организацию складского хозяйства, условия хранения и транспортировки товаров;

· поставщиков, партнеров, ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции;

· структуру управления, права и обязанности работников и режим их работы;

· основы экономики, организации труда и управления;

· основы маркетинга и организации рекламы;

· основы эстетики и социальной психологии;

· законодательство о труде;

· Правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда;

· правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны.

Ответственность:

Заместитель Генерального директора несет ответственность:

· За невыполнение своих функциональных обязанностей;

· За недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и
поручений, нарушение сроков их исполнения;

· За невыполнение приказов, распоряжений Генерального директора;

· За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.

· За разглашение коммерческой тайны.

· За несохранность, порчу товаров и иных материальных ценностей, если несохранность, порча произошли по вине Заместителя Генерального директора.

Условия работы:

Режим работы Заместителя Генерального директора определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии

Квалификационные требования:

На должность Заместителя Генерального директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж управленческой работы не менее 2 лет.

Приложение 4 Должностные обязанности главного бухгалтера

I. Общие положения
1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей.
2. Квалификационные требования: на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессио-нальное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
3. Назначение на должность главного бухгалтера и освобождение от нее производится директором предприятия.
4. Главный бухгалтер должен знать:
4.1. Законодательство о бухгалтерском учете.
4.2. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нор-мативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
4.3. Гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство.
4.4. Структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития.
4.5. Положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения.
4.6. Порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам уче-та.
4.7. Формы и порядок финансовых расчетов.
4.8. Методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов.
4.9. Порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.
4.10. Правила расчета с дебиторами и кредиторами.
4.11. Условия налогообложения юридических и физических лиц.
4.12. Порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
4.13. Правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей.
4.14. Порядок и сроки составления бухгалтерского баланса и отчетности.
4.15. Правил проведения проверок и документальных ревизий.
4.16. Современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
4.17. Передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета.
4.18. Экономику, организацию производства, труда и управления.
4.19. Основы технологии производства.
4.20. Рыночные методы хозяйствования.
4.21. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.
4.22. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

II. Должностные обязанности:
Главный бухгалтер:
1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.
3. Возглавляет работу по:
3.1. Подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов внутренней бухгалтерской отчетности.
3.2. Обеспечению порядка проведения инвентаризаций.
3.3. Контролю за проведением хозяйственных операций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
4. Обеспечивает:
4.1. Рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрес-сивных форм и методов учета и контроля.
4.2. Формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах.
4.3. Разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.
5. Организует:
5.1. Учет имущества обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
5.2. Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.
5.2. Учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
5.3. Учет финансовых, расчетных и кредитных операций.
6. Обеспечивает:
6.1. Законность, своевременность и правильность оформления документов.
6.2. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг).
6.3. Расчеты по заработной плате.
6.4. Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений.
6.5. Погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам.
6.6. Отчисления средств на материальное стимулирование работников предприятия.
7. Осуществляет контроль за:
7.1. Соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств.
7.2. Расходованием фонда оплаты труда.
7.3. Установлением должностных окладов работникам предприятия.
7.4. Проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
8. Организует проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в структурных подразделениях предприятия.
9. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятель-ности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.
10. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
11. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует (обеспечивает) передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.
12. Осуществляет:
12.1. Взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
12.2. Контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.
13. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.
14. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.
15. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
16. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
17. Сообщает директору предприятия о всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
18. Руководит работниками бухгалтерии организации.
19 Устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению их исполнения.
20. Согласовывает назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц.
21. Проводит инструктаж материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
223.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: