Муниципальные правовые акты главы местной администрации. 9 страница

3) участие в слушаниях, семинарах, совещаниях, организуемых представительным органом;

4) участие в выполнении поручений представительного органа;

5) обращение с депутатским запросом;

6) депутатское расследование;

7) участие в работе депутатских групп.

8) работа с избирателями;

Соответственно, формы деятельности депутата в избирательном округе - формы взаимоотношений депутата представительного органа местного самоуправления с избирателями. Основными формами работы с избирателями являются: а) обеспечение прав, свобод и законных интересов избирателей; б) рассмотрение поступивших от избирателей предложений, заявлений и жалоб; в) прием граждан; г) изучение общественного мнения; д) внесение предложений в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Основными правилами организации деятельности представительного органа муниципального образования, повышающими его эффективность, являются:

1) четкое определение задач, функций и полномочий всех структурных подразделений представительного органа;

2) распределение задач и обязанностей каждого депутата и работника аппарата представительного органа;

3) постоянное осуществление контроля за деятельностью всех структурных подразделений;

4) установление персональной ответственности.

7.2. Совещание в местной администрации:

понятие, виды, общая характеристика

Совещание - это форма внутриорганизационных действий в местной администрации в целях выработки согласованных решений, координации деятельности муниципальных структур. Служебные совещания можно классифицировать по различным основаниям:

1) по режиму проведения: периодические и внеплановые,

2) по месту проведения: выездные и стационарные,

3) по уровню проведения: на уровне департамента, комитета, управления и на уровне отдела;

4) по целям организации и проведения: проблемные, инструктивные, оперативные, постановочные, итоговые совещания.

Периодическое совещание планируется и проводится через определенные промежутки времени. В отличие от него внеплановое совещание созывается по вопросам, не терпящим отлагательства. Время проведения внепланового совещания утверждается распоряжением главы местной администрации. Кроме того, возможна организация выездного совещания, т.е. с выездом на объект. Выездное совещание, как правило, проводится по вопросам строительства, предпринимательства, сельского хозяйства и т.п.

Проблемное совещание - форма внутриорганизационных действий с целью поиска управленческого решения возникшей проблемы. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих задач: анализ информации о возникшей проблеме; выработка оптимального решения; разработка мероприятий по реализации решения; определение непосредственных исполнителей решения; определение необходимых трудовых и материальных ресурсов; установление обоснованных сроков, системы контроля и отчетности за выполнением заданий.

Инструктивное совещание - форма внутриорганизационных действий, целью которой является передача руководителем подчиненным работникам распоряжений, указаний и необходимой для их выполнения информации. Основными задачами инструктивного совещания являются: доведение до сведения участников общей задачи выполнения распоряжения; конкретизация общей задачи для каждого присутствующего с четкими указаниями его роли и места; определение сроков исполнения поставленной задачи; установление системы контроля за решением поставленной задачи.

Оперативное совещание - форма внутриорганизационных действий с целью регулирования хода выполнения распорядительных документов (постановлений, решений, распоряжений) или конкретной деятельности на одном из порученных руководителю участков работы. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих задач: информирование участниками совещания руководителя о состоянии дел на их участках работы; определение причин, тормозящих работу; принятие решений по устранению помех, мешающих выполнению работы.

Постановочное совещание - форма внутриорганизационных действий, целью которой является постановка задач руководителем перед участниками совещания в общем виде. Для достижения данной цели выполняются следующие задачи: информирование участников совещания; обмен мнениями; принятие оптимального управленческого решения; определение сроков исполнения и системы контроля за выполнением задания.

Итоговое совещание - форма внутриорганизационных действий с целью подведения итогов работы отдела или органа в целом за определенный период времени. Его основными задачами являются: информирование участников совещания о результатах деятельности; обмен мнениями; оценка работы; постановка новых задач на будущее.

Для каждого совещания необходимо определить такие вопросы, как:

1) тема совещания;

2) цель и задачи совещания;

3) состав и количество участников;

4) место и время проведения совещания;

5) форма итоговых документов (решение или рекомендация).

Подготовку и проведение служебного совещания осуществляет организационный отдел аппарата местной администрации. К его функциям относится решение следующих вопросов:

а) уточнение темы, цели, задач, контингента, места и времени проведения совещания;

б) определение докладчиков, содокладчиков и желательного состава выступающих;

в) подготовка проекта решения, организация его размножения;

г) бронирование мест в гостиницах для иногородних участников;

д) организация культурного обслуживания и питания участников совещания;

е) рассылка приглашений;

ж) дежурство во время проведения совещания для поддержания порядка.

На подготовку и проведение служебного совещания руководителем затрачивается до 12% рабочего времени <1>. В целях повышения эффективности служебного совещания рекомендуется осуществлять следующие меры:

--------------------------------

<1> Атаев А.А. Научная организация управленческого труда. М.: Экономика, 1980.

1) время проведения совещания должно планироваться в строгом соответствии с утвержденным распорядком работы местной администрации;

2) по каждому виду или тематике совещаний должен быть определен контингент участников (в идеальном варианте на совещании должны присутствовать лица, либо обладающие знанием проблемы, либо заинтересованные в ее решении);

3) на совещание должны выноситься только вопросы, решение которых связано с определенными трудностями;

4) четкая разработка повестки совещания (фиксирование обсуждаемых вопросов; определение последовательности выступлений; учет таких аспектов, как кто может высказаться, как заставить высказаться, как сдержать многословие и т.п.; краткие резюме по каждому рассмотренному вопросу);

5) по каждому вопросу совещания предварительно должен быть составлен регламент его обсуждения и решения;

6) участники совещания должны быть заранее ознакомлены с содержанием повестки дня, а по важным вопросом - и с проектом решения;

7) проводить совещания в любой день недели за исключением понедельника и пятницы (т.к. в эти дни необходимо присутствие руководителей структурных подразделений местной администрации на своих рабочих местах);

8) соблюдать оптимальное время продолжительности совещания (1 - 1,5 часа), т.к. при длительном времени совещания его эффективность значительно снижается из-за усталости участников;

9) во время подведения итогов совещания необходимо учитывать следующие аспекты: с одной стороны, нельзя слишком затягивать обсуждение, с другой стороны, не следует завершать совещание, если не достигнуто хотя бы частичное соглашение всех присутствующих.

В завершении совещания перечисляются вопросы, по которым были приняты решения, и вопросы, по которым решение принято не было. При подведении итогов также определяется, была ли достигнута цель совещания, если нет, то почему.

Коллегия - это и форма деятельности местной администрации, и орган с совещательными полномочиями, созданный при главе администрации для обсуждения наиболее важных вопросов комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Задачами коллегии являются:

1) определение приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования;

2) обеспечение эффективного взаимодействия органов управления и структурных подразделений местной администрации;

3) контроль за ходом и результативностью исполнения муниципальных правовых актов.

На коллегии рассматриваются проекты правовых актов главы местной администрации по актуальным социально-экономическим вопросам; анализируется работа заместителей главы администрации; заслушиваются отчеты руководителей отделов, департаментов, комитетов и управлений местной администрации и иные вопросы, требующие коллегиального обсуждения.

В работе коллегии принимают участие руководители муниципальных органов власти, а также предприятий, учреждений, организаций, представителей общественных организаций, СМИ, органов территориального общественного самоуправления. Решения коллегии носят рекомендательный характер.

7.3. Планирование, координация, контроль как основные

методы деятельности органов муниципального управления

Деятельность органов местного самоуправления и их структурных подразделений осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей. Под методами в данном случае понимают способы, средства и приемы практического осуществления управленческой деятельности; воздействия одного субъекта правоотношений на другого; инструменты для принятия управленческих решений. Соответственно, методы муниципального управления - это конкретные способы, средства и приемы воздействия органов местного самоуправления на объекты управления для достижения поставленных целей. При классификации выделяют следующие группы методов муниципального управления:

1) правовые, административные, экономические методы;

2) методы властной, материальной и моральной мотивации;

3) диспозитивный и императивный методы;

4) прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль, учет и т.п.

Правовые методы муниципального управления представляют собой систему правовых актов, регулирующих деятельность субъектов управления и хозяйствования, устанавливающих статус всех звеньев системы муниципального управления.

Административные (организационно-распорядительные) методы - это система распределения прав, задач, функций и обязанностей, а также установления ответственности и форм взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления, позволяющая быстро и компетентно реагировать на проблемные ситуации.

Экономические методы составляют систему воздействия посредством экономических рычагов (стимулов) на социальные и экономические процессы в целях обеспечения эффективной муниципальной политики.

Методы муниципального управления на основе властной мотивации включают в себя административные и иные организационно-правовые методы. Административные методы управления осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в форме актов управления: постановления, распоряжения, приказы, указания. Организационно-правовые методы управления разделяются на организационное регламентирование, организационное нормирование, организационно-методическое инструктирование, договоры.

Методы муниципального управления на основе материальной мотивации включают в себя экономические методы, которые базируются на материальных интересах людей. К ним относятся экономическое стимулирование, экономическая ответственность, экономическое прогнозирование.

Методы муниципального управления на основе моральной мотивации ориентированы на моральные интересы людей, связанные с самоутверждением и самовыражением человека в трудовом коллективе, в обществе. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное стимулирование, методы психологического побуждения и т.п.

Метод диспозитивный - метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий равноправное положение субъектов и предоставляющий им право на самостоятельный выбор своего поведения. Метод императивный - метод правового регулирования муниципальных отношений, предполагающий положение субъектов, построенное на субординации и прямом подчинении.

Наиболее универсальными методами организации деятельности муниципального управления являются прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль и учет.

Прогнозирование - профессиональное и научное предвидение развития каких-либо событий или процессов на основе учета и анализа соответствующих статистических данных и достижений науки <1>.

--------------------------------

<1> Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Изд-во "Эксмо", 2005. С. 633.

Планирование - определение направлений, целей, задач, пропорций, этапов, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов, а также достижения определенных результатов.

Роль и ндивидуальных планов в работе руководителей органов муниципального управления очень велика. Индивидуальные планы являются одним из методов научной организации труда работников органов муниципального управления, т.к. они: 1) содействуют эффективному использованию рабочего времени, 2) определяют главные и второстепенные направления деятельности, 3) обеспечивают упорядоченность и ритмичность работы. Индивидуальные планы составляются на очередной день, на неделю (недельный план), на месяц (месячный), на квартал (квартальный), на год (годовой), на 4 года (перспективный, стратегический).

В разделах индивидуальных планов указывается: что необходимо сделать, где необходимо быть (дата, час), кого вызвать (дата, час), кому позвонить, что проверить, кого принять (дата, час). Примерными основными элементами недельного индивидуального плана главы местной администрации являются следующие разделы:

1) ознакомление с почтой;

2) работа с заместителями;

3) прием руководителей структурных подразделений администрации;

4) прием организаций и граждан;

5) работа с подчиненными органами;

6) работа с помощниками;

7) посещение объектов и организаций;

8) служебные совещания;

9) участие в работе заседания представительного органа муниципального образования;

10) подготовка коллегии и ее проведение;

11) встречи с представителями общественности и СМИ.

Организация - это создание наиболее благоприятных условий для функционирования органов муниципального управления, включающих в себя определение форм, разграничение компетенции и т.п. Организация как метод управления имеет своей целью сформировать управляемую и управляющую системы. Например, организовать работу муниципальных служащих означает определить их функции, права и обязанности, а также структуру отделов и штаты, наделить материальными и денежными средствами, подобрать и расставить кадры, своевременно направить их на переподготовку и повышение квалификации.

Регулирование - метод муниципального управления, который призван установить режим, рамки и порядок какой-либо деятельности, поведения управляемых объектов, а также осуществить их корректировку с учетом требований изменений внешней и внутренней среды.

Оперативное распорядительство означает издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.

Согласование - это координация, объединение действий различных субъектов муниципального управления в целях достижения общих задач.

Контроль - метод, устанавливающий соответствие или несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданным параметрам. Контроль в сфере муниципального управления также заключается в проверке фактического исполнения законов и муниципальных правовых актов, анализе путей и средств их выполнения <1>.

--------------------------------

<1> Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 17.

Учет - выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о результатах выполнения управленческих решений, о наличии и движении документов, о наличии и расходе ресурсов (материальных, финансовых и т.п.).

Таким образом, муниципальное управление представляет собой единый процесс планирования, регулирования, организации, координации и контроля для достижения поставленных целей.

7.4. Связь с общественностью

Связь с общественностью в местной администрации осуществляет пресс-служба (или пресс-секретарь). Правовой основой деятельности пресс-службы являются следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", Закон "О средствах массовой информации", указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

2. Нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации.

3. Устав муниципального образования, решения представительного органа муниципального образования города, постановления и распоряжения главы муниципального образования и главы местной администрации, Положение о пресс-службе.

Пресс-служба - структурное подразделение аппарата местной администрации, в основные функции которого входят:

1) обеспечение взаимосвязей главы администрации с общественностью и средствами массовой информации;

2) обзор и анализ периодической печати;

3) сбор и распространение информации о ходе политических и социально-экономических преобразований в муниципальном образовании;

4) информирование главы местной администрации о существующей и возможной реакции на проводимую им политику;

5) представление представителям средств массовой информации наиболее полной информации о деятельности органов местного самоуправления;

6) формирование через средства массовой информации положительного имиджа главы местной администрации и администрации в целом;

7) информирование жителей муниципального образования о деятельности местной администрации и ее структурных подразделений, представительного органа муниципального образования, разъяснения экономической и социальной политики, проводимой органами местного самоуправления.

Соответственно, к основным задачам пресс-службы относится решение следующих вопросов:

а) формирование единой информационной политики местной администрации и представительного органа муниципального образования, стратегии и тактики информирования населения;

б) разъяснение экономической и социальной политики органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ и Российской Федерации;

в) распространение по поручению главы муниципального образования, главы администрации в средствах массовой информации заявлений, сообщений и других официальных информационных материалов;

г) оказание помощи главе муниципального образования, главе местной администрации, руководителям ее структурных подразделений при подготовке их к выступлениям в средствах массовой информации;

д) формирование через средства массовой информации, официальный WEB-сайт местной администрации и представительного органа муниципального образования объективного общественного мнения об органах местного самоуправления;

е) обеспечение средствам массовой информации условий для свободного получения необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, создание условий для встреч журналистов с официальными представителями и должностными лицами местного самоуправления;

ж) обеспечение информационного сопровождения мероприятий, проводимых органами местного самоуправления;

з) обновление на официальном WEB-сайте местной администрации и представительного органа муниципального образования информации о деятельности органов местного самоуправления;

и) разработка и реализация мероприятий по правовой и организационной поддержке средств массовой информации;

к) развитие деловых и творческих связей со средствами массовой информации, информационными службами как внутри, так и за пределами муниципального образования.

Пресс-служба создается, реорганизуется и ликвидируется распоряжением главы местной администрации, в своей деятельности подчиняется первому заместителю главы местной администрации. Местная администрация и представительный орган муниципального образования обеспечивает пресс-службу всеми необходимыми инструктивными и обзорными материалами. Пресс-служба финансируется за счет средств местного бюджета. Она не обладает правами юридического лица, а для осуществления своей деятельности имеет бланк со своим наименованием.

Основными формами деятельности пресс-службы являются организация и проведение информационных мероприятий: пресс-конференций, брифингов, круглых столов по актуальным вопросам текущей деятельности местной администрации, встреч руководителей администрации и ее структурных подразделений с журналистами и коллективами редакций. Оказание содействия в проведении подобных мероприятий официальным лицам и делегациям, выезжающим с деловыми визитами за пределы муниципального образования.

7.5. Организация приема граждан органами муниципального

управления. Прием иностранных делегаций

Устное обращение - это обращение гражданина, изложенное на приеме в местной администрации или поступившее на "горячий" телефон общественной приемной. Организацию и координацию личного приема граждан в органах местного самоуправления осуществляет отдел аппарата местной администрации, который может называться отдел организационной работы и обращений граждан, общественная приемная и т.п.

Проведение личного приема граждан руководителями органов местного самоуправления регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

1) законодательство Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

2) законы субъектов РФ (например, закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение в органы государственной власти Саратовской области и органы местного самоуправления");

3) муниципальные правовые акты: устав муниципального образования, решения представительного органа муниципального образования города, постановления и распоряжения главы муниципального образования и главы местной администрации, положение об общественной приемной и т.п.

Личный прием является дополнительной гарантией реализации права граждан на обращения. Прием граждан в органах местного самоуправления осуществляют:

а) глава муниципального образования;

б) глава местной администрации

в) заместители главы местной администрации;

г) начальники департаментов местной администрации;

д) начальники управлений местной администрации;

е) председатели комитетов местной администрации;

ж) главы администраций районов города, их первые заместители;

з) начальник и специалисты общественной приемной.

Если должностное лицо по уважительным причинам (командировка, временная нетрудоспособность, отпуск) не может принять гражданина, прием переносится на ближайший день приема с обязательным уведомлением гражданина или прием осуществляет его заместитель.

К работе по организации личного приема граждан также привлекаются специалисты отделов аппарата местной администрации, помощники и секретари приемных, специалисты структурных подразделений местной администрации. Личный прием граждан проводится как в помещениях общественной приемной и кабинетах руководителей местной администрации, так и на выезде - в помещениях территориальных администраций.

Личный прием граждан проводится руководителями и иными должностными лицами органов муниципального управления по заранее утвержденному графику, заблаговременно доведенному до сведения населения. В графике приема жителей указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, руководителя структурного подразделения местной администрации; должность; день, час и место приема. График приема граждан ежеквартально готовится общественной приемной и утверждается распоряжением главы местной администрации об утверждении плана работы администрации на квартал. График и информация о личных приемах граждан размещаются на стендах в здании местной администрации. Значение графика приема граждан достаточно велико, т.к. он позволяет:

1) упорядочить прием населения муниципального образования;

2) обеспечить возможность жителям муниципального образования обращаться непосредственно к должностным лицам местного самоуправления по личным вопросам;

3) защитить права и законные интересы жителей муниципального образования на личный прием;

4) повысить ответственность руководителей структурных подразделений местной администрации за своевременное и эффективное рассмотрение обращений и подготовку ответов гражданам;

5) усилить контроль за проведение личных приемов руководителями структурных подразделений местной администрации.

При организации проведения личного приема граждан устанавливается очередность приема граждан. Запись на прием к должностным лицам местной администрации осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) вопрос относится к компетенции данного должностного лица;

б) заявителем получен отрицательный ответ на обращение в соответствующем структурном подразделении местной администрации;

в) представлены необходимые материалы и документы, обосновывающие или поясняющие суть вопроса, в том числе ответ соответствующего структурного подразделения местной администрации.

Преимущество внеочередного приема предоставляется гражданам в соответствии с действующим законодательством. Предварительная запись на личный прием граждан к главе местной администрации, его заместителям и руководителям структурных подразделений мэрии осуществляется в общественной приемной в рабочие дни и заканчивается за один рабочий день до приема.

Начальники отделов, управлений, департаментов, комитетов местной администрации, как правило, проводят прием граждан по личным вопросам еженедельно, в специально отведенные часы. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Во время личного приема гражданину обеспечивается право сделать устное заявление или оставить письменное обращение по существу поставленных им вопросов. При необходимости для рассмотрения поставленных заявителем вопросов на личный прием может быть приглашен специалист соответствующего структурного подразделения местной администрации.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина, в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Карточка приема со всеми сопутствующими документами не позднее чем за 3 дня до дня приема направляется соответствующему должностному лицу. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию местной администрации или должностного лица местного самоуправления, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

На выездном приеме граждан руководителями местной администрации рассматриваются как личные, так и коллективные обращения граждан. Дата, место и время выездного приема граждан доводятся до сведения населения, публикуются в средствах массовой информации.

Итогом приема граждан является резолюция должностного лица в карточке личного приема:

1) "Снято с контроля", если: а) вопрос решен положительно; б) дан обоснованный отказ; в) дано разъяснение на все поставленные заявителем вопросы;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: