Существует общая схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности, реализуемого в большинстве предприятий (рис. 1.1).
Рис.1.1. Общая схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В этом процессе можно выделить три основных этапа: (1) определение проблем анализа и методов их решения, (2) сбор и анализ данных, (3) рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.
Первый этап – определение проблем анализа и методов их решения – образует основание (базу) всего процесса анализа. На этом этапе необходимо выполнить подготовку к проведению анализа, включающую в себя: определение цели и задач анализа, выбор объектов анализа, определение ограничений, выбор технических средств для обработки информации, выработку концептуальной схемы анализа.
Подготовка к проведению анализа ü Определение цели и задач анализа ü Выбор объектов анализа ü Определение ограничений ü Выбор технических средств для обработки информации ü Выработка концептуальной схемы анализа |
Этап 1. Определение проблем анализа и методов их решения |
Выбор исходных предпосылок и сбор данных ü Определение методов и техники сбора данных ü Определение источников информации ü Разработка организационной процедуры сбора данных |
Этап 2. Сбор и анализ данных |
Анализ и диагностика ü Проверка достоверности первичной информации ü Определение методов анализа ü Выбор системы показателей для анализа ü Разработка указаний по организации анализа ü Определение последовательности и периодичности проведения анализа и диагностики |
Выработка рекомендаций ü Определение круга пользователей результатов анализа ü Выявление лучших альтернатив рекомендаций ü Оценка издержек и выгод по каждой рекомендации ü Подготовка аналитической записки и презентация результатов анализа |
Этап 3. Рекомендации по эффективности деятельности предприятия |
Процедура эвристического анализа |
Под целью анализа, в общем, понимается решение проблемы путем совершенствования определенной стороны деятельности конкретного предприятия (отдела, службы, рабочего места). Реализация поставленной цели выявляет необходимость решения ряда взаимосвязанных задач.
|
|
Система ограничений определяет рамки и условия, свойственные только для данного предприятия (отрасли), подлежащие сохранению элементы организационной структуры, процедур и (или) технологий производства продукции, присутствующих в данной системе.
Объектами анализа могут являться структурные подразделения предприятия (их элементы) или предприятие в целом.
|
|
Выработка концептуальной схемы анализа представляется достаточно трудной частью первого этапа процесса анализа и задает основные направления всестороннего изучения ситуации. Под концептуальной схемой анализа понимается описание системы исследования объектов анализа, свойственных определенному виду деятельности и типу предприятия.
Содержание второго этапа процесса анализа и диагностики - сбор и анализ данных - составляют: выбор исходных предпосылок и сбор данных; собственно анализ и диагностика.
Первый шаг этапа 2 – выбор исходных предпосылок и сбор данных - включает в себя: определение методов и техники сбора данных, определение источников информации, разработку организационной процедуры сбора данных. Получение результатов анализа и оценка деятельности предприятия всегда основаны на избираемых для этого методах и техники сбора первичной информации. К ним, как правило, относят социологические методы (анкетирование, интервью, наблюдение и др.).
Сбор данных всегда начинается с оценки их наличия, доступности и тесно связан с определением источников информации. Под источниками информации подразумевается любой объект, из которого можно почерпнуть необходимую информацию для анализа. Определив методы и технику сбора данных, источники информации, можно приступать собственно к сбору данных. Причем нужно не только накопить необходимые данные, но и придать им пригодный, удобный для анализа вид (например, аналитические таблицы, графики, схемы и др.).
Второй шаг этапа 2 – анализ и диагностика - включает в себя: проверку достоверности первичной информации, определение методов анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выбор системы показателей для анализа, разработку указаний по организации анализа, определение последовательности и периодичности проведения анализа и диагностики.
Проверка достоверности первичной информации предусматривает процедуру сопоставления полученной информации с контрольными данными, соответствия между фактическими показателями (или нормативными) за прошлые периоды времени и полученными предприятием в анализируемом периоде результатами деятельности. Цель такого сопоставления - поиск расхождений и выявление причин возможных ошибок.
Определение методов анализа результатов финансово- хозяйственной деятельности предприятия зависит от цели, объекта и глубины анализа, технических возможностей и опыта аналитика. Усовершенствование инструментария научного исследования по конкретной проблеме имеет большое значение и является основой успеха а также эффективности аналитической работы. Разработка системы показателей для анализа является важным методологическим вопросом и от того, насколько эти показатели полно и точно отразят сущность изучаемых явлений, будут зависеть результаты анализа. Так как в анализе используется большое количество разноименных показателей, необходима их структуризация.
Третий этап процесса анализа и диагностики - разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия – является заключительным. В соответствии с полученными в ходе анализа результатами разрабатываются рекомендации для руководства предприятия. При этом: определяется круг пользователей результатов анализа, выявляются лучшие альтернативы рекомендаций, оцениваются издержки и выгоды каждой из них, подготавливаются аналитическая записка и презентация результатов.
2. Виды анализа, их классификация и характеристика.
Раскрытию содержания анализа способствует его структуризация и классификация.
|
|
1. По времени проведения и характеру принимаемых решений можно выделить предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.
Предварительный анализ – это анализ, который предшествует совершению хозяйственных процессов. На основе оценки достигнутого уровня производства продукции, эффективности использования ресурсов в прошлом и степени обеспеченности ими на будущее прогнозируется выполнение показателей на конец отчетного периода.
Оперативный анализ – это такой анализ, когда по данным повседневного учета и контроля за ходом работы предприятия немедленно фиксируются нарушения в организации производства и одновременно устанавливаются причины нарушений. Этот анализ позволяет достаточно активно вмешиваться в ход производства, влиять на его результаты, а не только делать выводы на будущее.
Итоговый анализ – это анализ, который обеспечивает оценку результатов деятельности предприятия за изучаемый период времени. На основании объективной оценки работы предприятия принимаются решения по выявлению резервов и экономическому стимулированию персонала организации. Итоговой анализ является базой для перспективного анализа, выявляющего основные тенденции развитии предприятия.
2. По направлениям исследования различают анализ ситуационный, финансово-экономический, производственно-хозяйственный, организационно-управленческий, кадрового потенциала и др.
Ситуационный анализ – это анализ, предназначенный для определения ситуации, в которой находится предприятие, то есть для установления места, которое оно занимает на рынке продукции и услуг, основных факторов, воздействующих на функционирование организации, а также ее укрупненных характеристик в целом. Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей аналитической процедуры - цель, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являются основными исходными данными для разработки стратегии развития предприятия
|
|
Финансово-экономический анализ раскрывает содержание финансовых показателей в их связи с производственными. В ходе финансово-экономического анализа оценивают результаты и эффективность деятельности предприятия по основным обобщающим показателям – объему производимой продукции, себестоимости, прибыли и т.д.
Однако характер и содержание финансово-экономического анализа не позволяют выделить и тем более измерить влияние технических, организационных, демографических и психологических факторов производства
Производственно-хозяйственный анализ – это анализ, позволяющий оценить уровень эффективности использования производственных ресурсов, выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентирована организация. Этот анализ хотя и связан непосредственно с экономическими показателями деятельности предприятия, касается и технических вопросов производства: повышения надежности работы основных фондов, снижения материальных затрат на производство продукции, совершенствования технологии производства и др.
Организационно-управленческий анализ позволяет оценить текущее состояние системы управления предприятия. По его результатам делают общие выводы об организационно- управленческом потенциале предприятия и разрабатываются конкретные рекомендации по решению выявленных в ходе анализа проблем
Анализ кадрового потенциала ориентирован на оценку затрат времени работников предприятия, соответствия профессиональных и квалификационных параметров работников по содержанию и степени сложности выполняемой ими работы, состояния социально-психологического климата в коллективе. На основании анализа принимаются решения о планировании кадрового резерва или перемещении персонала, о качестве работы персонала и методах воздействия на него.
3. По изучаемым объектам разные виды анализа могут быть объединены в следующие группы: анализ рабочего места и бригады, анализ видов продукции, анализ функциональных служб и отделов предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
4. По кругу изучаемых вопросов анализ может быть комплексный (полный) или тематический (целевой).
Комплексный анализ – это такой анализ, который проводится по всему кругу вопросов: имущественное положение предприятия и его активов; объем, качество и структура продукции; обеспеченность ресурсами, их состояние и использование; затраты на все виды деятельности; финансовые результаты и рентабельность производства; потенциал предприятия и диагностика его развития.
Тематический анализ проводится для изучения отдельных сторон деятельности предприятия, представляющих в определенный момент наибольший интерес, например, при снижении уровня какого-либо показателя требуется изучить относительно узкий комплекс вопросов, от которых зависит повышение эффективности деятельности предприятия. К проведению такого тематического (целевого) анализа привлекаются специалисты различных служб предприятия.
5. По периодичности проведения и охвату изучаемых явлений анализ делится на систематический, периодичность которого определяется его повторяемостью, и единовременный (сплошной или выборочный).
Систематическим анализом можно считать анализ, проводимый по данным отчетности и оперативным сводкам. Периодичность его зависит от того, за какой срок подводятся итоги деятельности предприятия или его структурного подразделения.
В некоторых случаях, когда информация об интересующем объекте анализа систематически не обобщается и получение ее затруднено, анализ может проводиться единовременно. В зависимости от содержания собранной информации единовременный анализ может быть сплошным или выборочным.
6. По методике проведения анализ подразделяется на сравнительный и факторный.
Сравнительный анализ отличается от других видов анализа тем, что при изучении и оценке деятельности анализируемого объекта проводится сопоставление его текущих показателей с данными прошлых лет, а также с показателями аналогичных объектов, нормативными показателями, среднеотраслевыми показателями, показателями, достигнутыми предприятиями- конкурентами и т.п.
Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей деятельности предприятия. Такой анализ предполагает: качественное изучение объектов и обусловливающих их изменения причин; моделирование связей между большим числом отобранных факторов и результативными показателями; построение моделей; интерпретацию полученных результатов. Глубокий факторный анализ невозможен без использования специальных экономико-математических методов и специальных компьютерных аналитических пакетов
7. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный
Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений
При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, достигнутый прогрессивными предприятиями, резервы, недостатки производства и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности анализируемого предприятия.
8. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.
Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
9. По методике изучения объектов различают качественный, количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический и т.д.
Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках.
Количественный (факторный) анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ – представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
Фундаментальный анализ – представляет собой углубленное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструмента.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих явлений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства.
10. По функциональному признаку и той роли и задачам, которую он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологический, функционально-стоимостной, логистический и др. виды анализа.
Финансовый анализ – процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования.
Управленческий анализ – проводится с целью предоставления руководству информации, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений и выработке стратегии и тактики предприятия.
Технико-экономический анализ изучает взаимодействие экономических и технических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.
Социально-экономический анализ – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Экономико-экологический анализ – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ – используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Функционально-стоимостной анализ – исследует функции, выполняемые объектом и методы из реализации. Его основное назначение состоит в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты.
Каждый из названных видов анализа финансово-хозяйственной деятельности своеобразен по содержанию, организации и методике его проведения.
3. Методика экономического анализа деятельности предприятия.
Метод анализа финансово-хозяйственной деятельности
Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для разных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АФХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.
Метод это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Основу экономического анализа составляет система разнообразных методов его проведения, без которой невозможно исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Многочисленные методы, используемые в экономическом анализе, заимствованы из других дисциплинарных направлений: математики, статистики, бухгалтерского учета, социологии и др. Экономический анализ, приспосабливая эти методы к изучению своего предмета, вносит в них необходимые изменения.
Важной методологической чертой анализа является то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать их количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными. Еще одной чертой АФХД является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, метод АФХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности с целью повышения эффективности функционирования организации.