Схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности, реализуемого в большинстве предприятий

Существует общая схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности, реализуемого в большинстве предприятий (рис. 1.1).

Рис.1.1. Общая схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В этом процессе можно выделить три основных этапа: (1) определение проблем анализа и методов их решения, (2) сбор и анализ данных, (3) рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.

Первый этап – определение проблем анализа и методов их решения – образует основание (базу) всего процесса анализа. На этом этапе необходимо выполнить подготовку к проведению ана­лиза, включающую в себя: определение цели и задач анализа, вы­бор объектов анализа, определение ограничений, выбор техниче­ских средств для обработки информации, выработку концепту­альной схемы анализа.

Подготовка к проведению анализа ü Определение цели и задач анализа ü Выбор объектов анализа ü Определение ограничений ü Выбор технических средств для обработки информации ü Выработка концептуальной схемы анализа
Этап 1. Определение проблем анализа и методов их решения
Выбор исходных предпосылок и сбор данных ü Определение методов и техники сбора данных ü Определение источников информации ü Разработка организационной процедуры сбора данных
Этап 2. Сбор и анализ данных
Анализ и диагностика ü Проверка достоверности первичной информации ü Определение методов анализа ü Выбор системы показателей для анализа ü Разработка указаний по организации анализа ü Определение последовательности и периодичности проведения анализа и диагностики
Выработка рекомендаций ü Определение круга пользователей результатов анализа ü Выявление лучших альтернатив рекомендаций ü Оценка издержек и выгод по каждой рекомендации ü Подготовка аналитической записки и презентация результатов анализа
Этап 3. Рекомендации по эффективности деятельности предприятия
Процедура эвристического анализа

Под целью анализа, в общем, понимается решение пробле­мы путем совершенствования определенной стороны деятельно­сти конкретного предприятия (отдела, службы, рабочего места). Реализация поставленной цели выявляет необходимость решения ряда взаимосвязанных задач.

Система ограничений определяет рамки и условия, свойст­венные только для данного предприятия (отрасли), подлежащие сохранению элементы организационной структуры, процедур и (или) технологий производства продукции, присутствующих в данной системе.

Объектами анализа могут являться структурные подразде­ления предприятия (их элементы) или предприятие в целом.

Выработка концептуальной схемы анализа представляется достаточно трудной частью первого этапа процесса анализа и за­дает основные направления всестороннего изучения ситуации. Под концептуальной схемой анализа понимается описание сис­темы исследования объектов анализа, свойственных определен­ному виду деятельности и типу предприятия.

Содержание второго этапа процесса анализа и диагностики - сбор и анализ данных - составляют: выбор исходных предпо­сылок и сбор данных; собственно анализ и диагностика.

Первый шаг этапа 2 – выбор исходных предпосылок и сбор данных - включает в себя: определение методов и техники сбора данных, определение источников информации, разработку орга­низационной процедуры сбора данных. Получение результатов анализа и оценка деятельности предприятия всегда основаны на избираемых для этого методах и техники сбора первичной ин­формации. К ним, как правило, относят социологические методы (анкетирование, интервью, наблюдение и др.).

Сбор данных всегда начинается с оценки их наличия, дос­тупности и тесно связан с определением источников информа­ции. Под источниками информации подразумевается любой объ­ект, из которого можно почерпнуть необходимую информацию для анализа. Определив методы и технику сбора данных, источ­ники информации, можно приступать собственно к сбору дан­ных. Причем нужно не только накопить необходимые данные, но и придать им пригодный, удобный для анализа вид (например, аналитические таблицы, графики, схемы и др.).

Второй шаг этапа 2 – анализ и диагностика - включает в се­бя: проверку достоверности первичной информации, определение методов анализа результатов финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия, выбор системы показателей для анализа, раз­работку указаний по организации анализа, определение последо­вательности и периодичности проведения анализа и диагностики.

Проверка достоверности первичной информации преду­сматривает процедуру сопоставления полученной информации с контрольными данными, соответствия между фактическими по­казателями (или нормативными) за прошлые периоды времени и полученными предприятием в анализируемом периоде результа­тами деятельности. Цель такого сопоставления - поиск расхож­дений и выявление причин возможных ошибок.

Определение методов анализа результатов финансово- хозяйственной деятельности предприятия зависит от цели, объек­та и глубины анализа, технических возможностей и опыта анали­тика. Усовершенствование инструментария научного исследова­ния по конкретной проблеме имеет большое значение и является основой успеха а также эффективности аналитической работы. Разработка системы показателей для анализа является важным методологическим вопросом и от того, насколько эти показатели полно и точно отразят сущность изучаемых явлений, будут зави­сеть результаты анализа. Так как в анализе используется большое количество разноименных показателей, необходима их структу­ризация.

Третий этап процесса анализа и диагностики - разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия – является заключительным. В соответствии с полу­ченными в ходе анализа результатами разрабатываются рекомен­дации для руководства предприятия. При этом: определяется круг пользователей результатов анализа, выявляются лучшие альтер­нативы рекомендаций, оцениваются издержки и выгоды каждой из них, подготавливаются аналитическая записка и презентация результатов.

2. Виды анализа, их классификация и характеристика.

Раскрытию содержания анализа способствует его структу­ризация и классификация.

1. По времени проведения и характеру принимаемых решений можно выделить предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ – это анализ, который предшест­вует совершению хозяйственных процессов. На основе оценки достигнутого уровня производства продукции, эффективности использования ресурсов в прошлом и степени обеспеченности ими на будущее прогнозируется выполнение показателей на ко­нец отчетного периода.

Оперативный анализ – это такой анализ, когда по данным повседневного учета и контроля за ходом работы предприятия немедленно фиксируются нарушения в организации производст­ва и одновременно устанавливаются причины нарушений. Этот анализ позволяет достаточно активно вмешиваться в ход произ­водства, влиять на его результаты, а не только делать выводы на будущее.

Итоговый анализ – это анализ, который обеспечивает оцен­ку результатов деятельности предприятия за изучаемый период времени. На основании объективной оценки работы предприятия принимаются решения по выявлению резервов и экономическому стимулированию персонала организации. Итоговой анализ явля­ется базой для перспективного анализа, выявляющего основные тенденции развитии предприятия.

2. По направлениям исследования различают анализ ситуа­ционный, финансово-экономический, производственно-хозяйственный, организационно-управленческий, кадрового по­тенциала и др.

Ситуационный анализ – это анализ, предназначенный для определения ситуации, в которой находится предприятие, то есть для установления места, которое оно занимает на рынке продук­ции и услуг, основных факторов, воздействующих на функцио­нирование организации, а также ее укрупненных характеристик в целом. Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, опре­деляют весь ход дальнейшей аналитической процедуры - цель, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являют­ся основными исходными данными для разработки стратегии развития предприятия

Финансово-экономический анализ раскрывает содержание финансовых показателей в их связи с производственными. В ходе финансово-экономического анализа оценивают результаты и эффективность деятельности предприятия по основным обобщаю­щим показателям – объему производимой продукции, себестои­мости, прибыли и т.д.

Однако характер и содержание финансово-экономического анализа не позволяют выделить и тем более измерить влияние технических, организационных, демографических и психологи­ческих факторов производства

Производственно-хозяйственный анализ – это анализ, по­зволяющий оценить уровень эффективности использования производственных ресурсов, выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентирована ор­ганизация. Этот анализ хотя и связан непосредственно с эконо­мическими показателями деятельности предприятия, касается и технических вопросов производства: повышения надежности ра­боты основных фондов, снижения материальных затрат на произ­водство продукции, совершенствования технологии производства и др.

Организационно-управленческий анализ позволяет оценить текущее состояние системы управления предприятия. По его ре­зультатам делают общие выводы об организационно- управленческом потенциале предприятия и разрабатываются конкретные рекомендации по решению выявленных в ходе ана­лиза проблем

Анализ кадрового потенциала ориентирован на оценку за­трат времени работников предприятия, соответствия профессио­нальных и квалификационных параметров работников по содер­жанию и степени сложности выполняемой ими работы, состояния социально-психологического климата в коллективе. На основании анализа принимаются решения о планировании кадрового резерва или перемещении персонала, о качестве работы персона­ла и методах воздействия на него.

3. По изучаемым объектам разные виды анализа могут быть объединены в следующие группы: анализ рабочего места и бри­гады, анализ видов продукции, анализ функциональных служб и отделов предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия и др.

4. По кругу изучаемых вопросов анализ может быть ком­плексный (полный) или тематический (целевой).

Комплексный анализ – это такой анализ, который проводит­ся по всему кругу вопросов: имущественное положение предпри­ятия и его активов; объем, качество и структура продукции; обеспеченность ресурсами, их состояние и использование; затра­ты на все виды деятельности; финансовые результаты и рентабельность производства; потенциал предприятия и диагностика его развития.

Тематический анализ проводится для изучения отдельных сторон деятельности предприятия, представляющих в определен­ный момент наибольший интерес, например, при снижении уров­ня какого-либо показателя требуется изучить относительно узкий комплекс вопросов, от которых зависит повышение эффективно­сти деятельности предприятия. К проведению такого тематиче­ского (целевого) анализа привлекаются специалисты различных служб предприятия.

5. По периодичности проведения и охвату изучаемых явлений анализ делится на систематический, периодичность которого определяется его повторяемостью, и единовременный (сплошной или выборочный).

Систематическим анализом можно считать анализ, прово­димый по данным отчетности и оперативным сводкам. Перио­дичность его зависит от того, за какой срок подводятся итоги деятельности предприятия или его структурного подразделения.

В некоторых случаях, когда информация об интересующем объекте анализа систематически не обобщается и получение ее затруднено, анализ может проводиться единовременно. В зави­симости от содержания собранной информации единовременный анализ может быть сплошным или выборочным.

6. По методике проведения анализ подразделяется на срав­нительный и факторный.

Сравнительный анализ отличается от других видов анализа тем, что при изучении и оценке деятельности анализируемого объекта проводится сопоставление его текущих показателей с данными прошлых лет, а также с показателями аналогичных объ­ектов, нормативными показателями, среднеотраслевыми показа­телями, показателями, достигнутыми предприятиями- конкурентами и т.п.

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей деятельности предприятия. Такой анализ предполагает: качест­венное изучение объектов и обусловливающих их изменения причин; моделирование связей между большим числом отобран­ных факторов и результативными показателями; построение моделей; интерпретацию полученных результатов. Глубокий фак­торный анализ невозможен без использования специальных эко­номико-математических методов и специальных компьютерных аналитических пакетов

7. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный

Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений

При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, достигнутый прогрессивными предпри­ятиями, резервы, недостатки производства и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности анали­зируемого предприятия.

8. По субъектам (пользователям анализа) различают внут­ренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долго­срочного управления производственной, коммерческой и финан­совой деятельностью.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

9. По методике изучения объектов различают качествен­ный, количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический и т.д.

Качественный анализ – это способ исследования, основан­ный на качественных сравнительных характеристиках и эксперт­ных оценках.

Количественный (факторный) анализ – основан на количе­ственных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ – представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных призна­ков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ – представляет собой углублен­ное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструмента.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих явлений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестои­мости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбира­ется наиболее оптимальный вариант решения экономической за­дачи, выявляются резервы повышения эффективности производ­ства.

10. По функциональному признаку и той роли и задачам, кото­рую он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, мар­кетинговый, инвестиционный, социально-экономический, эконо­мико-экологический, функционально-стоимостной, логистиче­ский и др. виды анализа.

Финансовый анализ – процесс познания сущности финансо­вого механизма функционирования субъектов хозяйствования.

Управленческий анализ – проводится с целью предоставле­ния руководству информации, необходимой для принятия опти­мальных управленческих решений и выработке стратегии и так­тики предприятия.

Технико-экономический анализ изучает взаимодействие эко­номических и технических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический анализ – изучает взаимосвязь со­циальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-экологический анализ – исследует взаимодейст­вие экологических и экономических процессов, связанных с со­хранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду функцио­нирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продук­ции, ее конкурентноспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки так­тики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ – используется для разработки про­граммы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостной анализ – исследует функции, выполняемые объектом и методы из реализации. Его основное назначение состоит в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты.

Каждый из названных видов анализа финансово-хозяйственной деятельности своеобразен по содержанию, орга­низации и методике его проведения.

3. Методика экономического анализа деятельности предприятия.

Метод анализа финансово-хозяйственной деятельно­сти

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для разных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АФХД) базируются на всеобщем диалектическом методе позна­ния.

Метод это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность дей­ствий, приемов, операций.

Основу экономического анализа составляет система разно­образных методов его проведения, без которой невозможно ис­следование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Многочисленные методы, используемые в экономическом анали­зе, заимствованы из других дисциплинарных направлений: мате­матики, статистики, бухгалтерского учета, социологии и др. Эко­номический анализ, приспосабливая эти методы к изучению сво­его предмета, вносит в них необходимые изменения.

Важной методологической чертой анализа является то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать их количественную характеристику, т.е. обес­печивать измерение влияния факторов на результаты деятельно­сти. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными. Еще одной чертой АФХД является разра­ботка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной дея­тельности предприятия.

Таким образом, метод АФХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, от­четности с целью повышения эффективности функционирова­ния организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: