Экономическая сущность совместного предприятия и его роль в рыночной экономике

В настоящее время совместное предприятие необходимо рассматривать как:

- организационную форму обслуживания иностранных рынков, преимущества СП при оценке альтернативных способов проникновения на рынок;

- результат роста влияния государства-реципиента на политику ТНК, СП – наиболее эффективная форма привлечения иностранного капитала;

- международную межфирменную систему, организованную на основе технологической связи;

- способ ограничения влияния нестабильности рынка на производственный процесс;

- средство концентрации усилий предприятий и монополизации отраслей;

- форма международной межфирменной кооперации, на основе объединения собственности, разделения рисков, прибылей и совместного управления;

- средство достижения стратегических целей; особенности сотрудничества включают возникновение новой компании и взаимное влияние партнеров друг на друга и на СП.

Особенности деятельности совместного предприятия заключаются в следующем:

– в процессе создания и хозяйствования СП взаимодействуют предприятия различных стран;

- сотрудничество оказывает влияние на стратегическое положение субъектов кооперации;

- результатом межфирменной кооперации является появление нового предприятия;

- СП объединяет взаимодополняющие и однородные ресурсы предприятий;

- объединение ресурсов и их особенности создают основу для разделения прибылей/убытков, управленческих функций и рисков деятельности.

Обычно СП существует в двух видах:

- предприятия совместного владения;

- акционерные совместные предприятия.

Экономический смысл создания СП состоит в возможности интеграции конкурентных преимуществ нескольких предприятий и представляемых ими стран. Методология СП сходна с основными типами прямых иностранных инвестиций (ПИИ); однако, если последние представляют в общем-то равноправные тенденции международных экономических отношений, то создание СП обусловлено двумя основными группами мотивов: борьба за основные рынки сбыта и сырья и ограничение конкуренции (ПИИ)-поиск рынков и ресурсов) и интеграции конкурентных преимуществ предприятий / стран (ПИИ-поиск созданных активов и эффективной структуры).

Первый тип СП используется крупными ТНК во взаимоотношениях с фирмами-конкурентами на мировом рынке (в этом случае СП становится легальным органом для выработки единой линии поведения) и для ограничение конкуренции на местном рынке при наличии протекционистских мер правительства (в этом случае средства потенциальных конкурентов оттягиваются в СП и ТНК впоследствии действует комиссия, регулирующая концентрацию производства, происходящую в том числе и через совместные предприятия.

Экономический смысл СП полностью реализуется во втором типе совместных предприятий, когда сотрудничают равноправные партнеры и главная цель интеграции их деятельности – повышение конкурентоспособности предприятий. В большинстве случаев СП данного типа возникают как результат развития межфирменной кооперации, интенсивность и расширение масштаба которой обусловливает необходимость появления новой, более сложной организационной структуры.

По данным ООН наиболее частым мотивом преобразования кооперационных соглашений в СП является расширение и диверсификация видов деятельности. Большая часть контрактов о промышленной кооперации, вовлекающей производство, основывается на лицензиях, которые включают ограничения по объемам производства, рынкам сбыта и использованию торговых марок. Создание же СП позволяет значительно расширить спектр видов деятельности, связанных с производством: совершенствование продукции на основе совместного ведении исследований и разработок, маркетинг, постпродажное обслуживание. Эти соображения легли в основу решения японского Фуджитсу Фанук Лимитед о расширении и преобразовании производственных, продажных и лицензионных соглашений с болгарскими предприятиями в СП. Созданное с торговой фирмой Машиноэкспорт и двумя болгарскими производственными предприятиями СП «Фанук Машинекс Лимитед» обеспечило новую структуру для расширения деятельности, осуществляемой четырьмя партнерами. В результате сотрудничество расширилось до совместного ведения исследований и разработок, производства более широкой номенклатуры продукции и сервисного ее обслуживания.

Часть кооперационных соглашений преобразуется в СП для осуществления крупномасштабного производства сложной продукции, а также для расширения объема и номенклатуры выпускаемой продукции. так, 15 крупных компаний, включая «Боинг», «Контрол Дата», «Ханивелл», «Диджитад Еквипмент», «Кодак», «Локхид», «ЗМ», «Мотролла», «Нешнл Семикондактор», «Роквелл», объединили свои ресурсы в СП МКК («Мискроэлектронная компьютерная корпорация») с целью разделения затрат на разработку технологий производства полупроводниковых материалов, компьютеров и программного обеспечения для улучшения собственных стратегических позиций и эффективной конкуренции с японскими фирмами. В 1987 г. было создано подобное СП «Сематек» с участием четырнадцати высокотехнологичных компьютеров, способных конкурировать с последними достижениями японской промышленности.

СП используются также в создании формальной структуры для передачи сложных патентованных технологий. Западные производители новейших продуктов не расположены к передаче технологий производства конечной продукции. Лицензионное производство такой продукции требует передачи большого количества не только патентованных технологий, но и других производственных ноу-хау. Другим препятствием к крупномасштабной передаче лицензионных технологий является необходимость для западного партнера контролировать качество конечной продукции. контроль простирается до адаптации продукции к требованиям конкретных потребителей, что в большинстве случаев может осуществить только собственник технологии. Поэтому в таких случаях используется, как правило, промышленная кооперация, когда каждый партнер специализируется на производстве определенной части продукции, которая затем собирается в конечный продукт. Для осуществления же интеграции производственных процессов создается новая организационная структура – совместное предприятие.

Создание совместного предприятия может явиться предпочтительным способом выхода на внешний рынок по следующим причинам:

1. если фирма испытывает недостаток финансовых, технологических, управленческих и других ресурсов для самостоятельного освоения зарубежного рынка;

2. если по политическим и экономическим мотивам правительство не допускает на свой рынок зарубежные фирмы или филиалы без участия местного капитала;

3. когда компании по экономическим соображениям выгоднее объединиться с иностранной фирмой для совместного производства продукции, продажа которой обеспечит компании высокие прибыли благодаря низкой стоимости используемых местных ресурсов (сырья, рабочей силы и т.д.).

Создание СП позволяет компаниям полностью использовать преимущества интернационализации предпринимательства, убирает любые барьеры для выхода фирмы на иностранные рынки (табл.7.1).

Таблица 7.1.

Преимущества интернационализации предпринимательства

№№ Преимущество Особенности
  Преимущества собственности Возникают благодаря наличию в собственности предприятия более производительных ресурсов по сравнению с ресурсами фирм-конкурентов (созданные активы, реальные ресурсы)
  Преимущества интернационализации Обусловлены формированием системы связей географических рассредоточенными филиалами, позволяющими, например, использовать механизм трансфертного ценообразования, снизить транспортные издержки, получить опыт международного предпринимательства, использовать стимулы страны базирования
  Преимущества интернализации Обусловлены монополизацией бизнес-среды ТНК, позволяющей снижать стоимость ресурсов и повышать стоимость продукции, уменьшать трансакционные издержки
  Преимущества расположения Обусловлены возможностью доступа ТНК к наиболее привлекательным рынка ресурсов и сбыта, использованием стимулов страны-реципиента

Влияние СП на стратегическое положение партнеров может оцениваться по следующим направлениям:

- изменение уровня стратегических капиталовложений (привлечение дополнительных капиталовложений, разделение расходов, эффект синергии);

- повышение эффективности текущего потенциала фирмы (изучение новых методов управления, организация обучения персонала, ограничение конкуренции, экономия масштабов и т.д.);

- изменение стратегии роста фирмы.

Использование СП позволяет предприятиям обеспечить оптимальный уровень стратегических вложений в определенной области. В первую очередь это происходит за счет перераспределения ресурсов партнеров в пользу СП и их концентрации. Кроме того, благодаря эффекту синергии – «разнице между совокупным эффектом нескольких факторов и простой суммой частных эффектов использования этих факторов» -- повышается эффективность капиталовложений в СП по сравнению со среднеотраслевой эффективностью. Именно благодаря последнему СП приобрели такую универсальность и могут использоваться практически в любой стране и любыми предприятиями. И, что примечательно, СП между фирмами-конкурентами преобладают: по некоторым данным, их количество составляет более 71 % соглашений о международной кооперации, тогда как доля вертикальных СП (отношения типа «покупатель-продавец») составляет около 14 %.

Однако при всех преимуществах использования СП для выхода и присутствия на зарубежном рынке имеет свои проблемы, основными из которых являются следующие:

1) между партнерами в СП могут возникнуть противоречия, связанные с различными точками зрения на использование прибыли предприятия, методов управления и осуществления деятельности, основные направления инвестиций и др.;

2) необходимость тесного партнерства при создании и финансировании совместного предприятия может затруднить осуществление транснациональной корпорацией собственной, универсальной для всех стран производственной и маркетинговой политики.

Отношение к иностранным инвесторам стало в последнее время либеральное. Это связано, в первую очередь, с тем, что правительства осознали ведущую роль ведущую роль ТНК в стимулировании экономического роста; кроме того, мировой спрос на капитал значительно превышал предложение. Государства пытаются облегчить доступ иностранных инвесторов на местный рынок и повысить привлекательность капиталовложений, в том числе и совершенствуя законодательство. По данным ООН в период с 1995 по 2000 гг. в среднем 50 стран вносили изменения в инвестиционные режимы, число таких изменений в сторону либерализации колебалось от 76 до 106 в год, в сторону контроля – 2,3 % общего их числа.

Общая тенденция к либерализации административного регулирования иностранных инвестиций нашла отражение в разрабатываемом международными организациями генеральном соглашении о ПИИ. Оно устанавливает основные нормы регулирования иностранных инвестиций и должно дополнить существующее соглашение о тарифах и торговле. В соответствии с соглашением страны-участницы исключают из национальных инвестиционных режимов ограничения по отраслям, в которых могут действовать иностранные инвесторы, по доле иностранной собственности в предприятиях-резидентах; предпочтения отдельным нациям или регионам; отменяются такие требования к деятельности иностранных инвесторов, как содержание местного сырья и полуфабрикатов в конечной продукции, доля экспорта в торговых операциях, вклада в платежный баланс, требования к национальности управляющих и национальной структуре рабочей силы. В соглашении предполагается включить положения о прозрачности национального законодательства, защите инвестиций со стороны государства, принципах перемещения прибылей и вложенного капитала; предлагается унифицировать требования к поведению предприятий: действиям по ограничению конкуренции, защите окружающей среды, занятости, оценке переданных технологий; процедурные вопросы – порядок изучения и одобрения предложений по инвестированию, порядок разрешения споров, возможные санкции.

В заключение следует отметить, что значительная часть национального законодательства по иностранным инвестициям в большинстве стран посвящена деятельности совместных предприятий, поскольку этот вид международного экономического сотрудничества является наиболее продуктивным для экономики принимающей страны. На микроуровне интеграции с более экономически развитыми партнерами обеспечивает доступ к новым производственным и управленческим технологиям, расширение и диверсификацию производства. Влияние деятельности СП на макроуровне проявляется, в первую очередь, в распространении внутри экономики знаний и опыта иностранного партнера, что стимулирует увеличение созданных активов страны и укрепляет ее конкурентные преимущества в глобальной экономике.

7.3. Бизнес-план и маркетинговая программа совместного предприятия

В Республике Беларусь разработаны рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1999 г. N 326 «О совершенствовании методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов субъектов хозяйствования».

Данный документ устанавливает основные рекомендации по составлению бизнес-планов, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам Государственной программы импортозамещения), представляемых в соответствии с действующими в республике нормативно-правовыми актами на рассмотрение органам государственного управления всех уровней.

Согласно этому документу, в структуру бизнес-плана входит 12 разделов (табл.7.2).

Важной частью бизнес-плана выступает план маркетинга (маркетинговая программа), в котором определяются приоритетные цели и действия по мере вхождения на рынок. Маркетинговая программа составляется и на совместном предприятии. В данном разделе указываются:

- анализ и оценка рыночных возможностей;

- маркетинговая среда;

- набор контролируемых переменных, с помощью которых обеспечивается нужная реакция рынка (товар, цена, сбыт и продвижение);

- подготовка персонала;

- оценка эффективности затрат.

Таблица 7.2.

Структура бизнес-плана

Номер Наименование раздела
Первый Резюме
Второй Характеристика предприятия и стратегия его развития
Третий Описание продукции (услуги)
Четвертый Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга
Пятый Производственный план
Шестой Организационный план
Седьмой План реализации проекта
Восьмой Инвестиционный план
Девятый Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности
Десятый Показатели эффективности проекта
Одиннадцатый Юридический план
Двенадцатый Информация о разработчике бизнес-плана

Кроме того, излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Анализ рынков должен включать:

1. общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт товаров (услуг) предприятия, оценку их размера;

2. долю предприятия на разных рынках;

3. динамику развития рынка и прогноз тенденций изменения его в будущем;

4. основные факторы, влияющие на изменение рынка;

5. основные требования потребителей к продукции (услуге);

6. оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции - технический уровень, цена, уровень качества;

7. технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции (услуги);

8. преимущества предприятия перед конкурентами.

Для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при прогнозировании цены учитываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения и требования, выдвигаемые страной-импортером. Кроме того, в отдельной таблице приводится перечень имеющихся контрактных и предконтрактных документов о приобретении продукции с указанием сроков их действия, объемов и названий фирм-потребителей, а также излагаются основные требования заказчиков, предъявляемые к качеству товара.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражается:

1) стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки и т.д.);

2) расчет и обоснование цены с учетом соответствующего законодательства и политики регулирования цен на государственном уровне, а также сегмента рынка;

3) обоснование правильности выбора стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции - новизны, качества и т.д.);

4) тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.);

5) политика по послепродажному обслуживанию (предприятием на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и т.д.) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;

6) оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;

7) обоснование затрат на маркетинг и рекламу;

8) план мероприятий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы реализации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: