Открытие и закрытие предприятий. Проблема банкротства

Создание предприятия (организации) базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции — производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.

Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников — владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:

возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

подбор соучредителей предприятия (организации);

определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;

разработка учредительных документов и бизнес-плана;

проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности; осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;

изготовление печатей, штампов;

постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и др.

Важное место в процессе создания предприятия имеет подбор руководящих работников предприятия, специалистов, определение их функций, прав, ответственности, наем на работу других сотрудников, установление форм и методов их стимулирования (мотивации), разработка правил внутреннего распорядка в соответствии с действующим законодательством, формирование условий и подсистем механизма функционирования предприятия.

Учредителями предприятия в зависимости от формы собственности могут быть:

1) государственные органы или органы местного самоуправления — при создании (учреждении) государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели — при создании хозяйственных товариществ и обществ;

3) индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации — при создании хозяйственных товариществ;

4) юридические лица (коммерческие организации) — при формировании сложных объединений предприятий и организаций (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);

5) хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия — при создании дочерних обществ и предприятий;

6) иностранные граждане и юридические лица и российские граждане и юридические лица — при создании совместных предприятий (предприятий с иностранными инвестициями);

7) добровольные объединения граждан на основе их членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов — при учреждении производственных кооперативов;

8) фонды — при создании хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности. Фонды имеют право участвовать в деятельности хозяйственных обществ.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществе на вере.с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Но государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. На базе имущества, находящегося

в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, т. е. федеральное казенное предприятие.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных граждан в хозяйственных товариществах, за исключением открытых акционерных обществ. Это положение касается государственных служащих, военнослужащих и других категорий граждан.

Некоммерческие организации, как известно, основной своей целью не преследуют извлечение прибыли, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

В соответствии с ГК РФ предприятия как коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

В зависимости от формы участия в образовании имущества предприятия (организации) как юридические лица могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Так, к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

Предприятия (организации) могут учреждаться (создаваться) на базе государственной, муниципальной собственности, собственности граждан (физических лиц) и (или) юридических лиц, на коллективной и смешанной собственности. Количество учредителей (участников) создаваемого (учреждаемого предприятия (организации) законодательными актами не ограничивается, кроме закрытого акционерного общества. Так, ГК РФ установлено что число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого года — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела (п. 2 ст. 97 ГК РФ). В Законе РФ об акционерных обществах предел численности учредителей закрытого акционерного общества установлен в количестве 50 человек. Число учредителей открытого общества не ограничено.

Гражданским законодательством установлено ограничение по участию лиц в хозяйственных товариществах. Так, одно лицо может быть участником только одного полного товарищества, одно лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере, а участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Количество участников полного товарищества ГК РФ не ограничено, однако оно ликвидируется, когда в полном товариществе остается единственный участник, который вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в порядке, установленном первой частью ГК РФ.

Товарищество на вере может быть создано при участии неограниченного числа полных товарищей и вкладчиков, оно сохраняется, если в товариществе на вере остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик (п. 1 ст. 86 ГК РФ). Следовательно, товарищество на вере (коммандитное товарищество) может учреждаться, если в его создании принимает участие один полный товарищ и один вкладчик. Однако такое товарищество будет неустойчивым, так как при выбытии всех вкладчиков товарищество на вере ликвидируется, однако полные товарищи — участники коммандитного товарищества — вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Число работников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью, т. е. не более 50 учредителей. В противном случае оно должно быть преобразовано в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока подлежит ликвидации, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ст. 88 ГК РФ). Как правило, число учредителей такого общества должно быть не менее трех, но общество может быть создано одним лицом.

Число учредителей открытого акционерного общества ГК РФ предельно не ограничено. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Данные об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения. Однако акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 6 ст. 98 ГК РФ).

Законодательством установлено, что число членов производственного кооператива не должно быть менее пяти. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразовываться в хозяйственное товарищество или общество.

Уставный капитал предприятия. Размер уставного капитала (фонда) предприятия (организации) при его создании (учреждении) регулируется ГК РФ, законами об отдельных организационно-правовых формах участия гражданского оборота. Так, в соответствии с «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», размер уставного капитала (фонда) акционерного общества, предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия независимо от их организационно-правовой формы) должен быть не менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц на дату представления учредительных документов для государственной регистрации. Размер уставного капитала предприятий других организационно-правовых форм должен быть не менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.

ГК РФ устанавливает, что уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его уставный фонд должен быть полностью обеспечен собственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это предприятие, и возмещения убытков. Следовательно, уменьшение размера уставного фонда приводит к сокращению финансовых возможностей предприятия и усилению ответственности перед кредиторами. Хозяйственные товарищества и общества в процессе учреждения формируют уставный (складочный) капитал, вкладом в который могут быть деньги, ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Так, участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участниками полного товарищества в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении этой обязанности участник полного товарищества обязан уплатить товариществу 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не установлены учредительным договором.

Складочный капитал товарищества на вере формируется из вкладов полных товарищей и вкладчиков, внесение вклада последними удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом. В учредительном договоре товарищества на вере наряду с другими обязательными сведениями должны быть следующие сведения о складочном капитале: условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками (п. 2 ст. 83 ГК РФ).

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (ООО) составляется из стоимости вкладов его участников, он определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов общества. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью, т. е. не менее 100 МРОТ. Не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета требований к обществу.

На момент регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества должна быть оплачена его участниками в течение первого года деятельности общества. Если не будет выполнена эта обязанность, общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

Уставный капитал общества может быть увеличен после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО или АО окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если же стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Уменьшение уставного капитала ООО допускается после уведомления всех кредиторов, которые вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

В соответствии с законодательством (ст. 99 ГК РФ) уставный капитал акционерного общества (АО) состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Он не должен быть менее размера, установленного законом об АО. В Федеральном законе об акционерных обществах установлено, что минимальный уставный капитал общества открытого типа должен составлять не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества — не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу. Открытая подписка на акции АО не допускается до полной уплаты уставного капитала. При учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей.

По решению общего собрания акционеров АО имеет право увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Однако увеличение уставного капитала АО допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала АО не допускается для покрытия понесенных им убытков. По решению общего собрания акционеров АО может уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Но уменьшение уставного капитала АО допускается после уведомления всех кредиторов АО, которые могут потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

АО имеет право выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала.

АО не имеет права объявлять и выплачивать владельцам акций дивиденды в следующих случаях:

1) до полной оплаты всего уставного капитала;

2) если стоимость чистых активов АО меньше уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

«Дивиденды общества» Федерального закона об акционерных обществах.

Разработка учредительных документов является важным (определяющим) этапом как в процессе создания предприятия (организации), так и в процессе его функционирования, поэтому законодательными актами установлены определенные сведения, которые должны содержать учредительные документы. Учредительные документы (особенно устав предприятия) представляют собой свод прав, обязанностей, условий функционирования предприятия, его трудового коллектива, конституирующих статус предприятия.

В законодательных актах, регулирующих деятельность предприятий (организаций), установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор. В ст. 52 ГК РФ установлено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий и для казенных предприятий основным учредительным документом является устав предприятия. Устав предприятия разрабатывается и утверждается его учредителями (участниками), а учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Содержание типового устава казенного предприятия приведено в разделе «Государственные и муниципальные унитарные предприятия». Унитарное предприятие, создающее в качестве юридического лица другое унитарное предприятие, утверждает устав вновь созданного предприятия.

В Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлено, что устав должен в обязательном порядке содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, нахождении предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия.

В ГК РФ установлено, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Для отдельных видов юридических лиц в учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности.

В учредительном договоре должно быть установлено, что учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной

деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества, участия в его деятельности, порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлено, что договор учредителей должен содержать сведения о наименовании и юридическом статусе учредителей, их местонахождении, государственной регистрации, размере уставного капитала предприятия, долей участия (паев, количества акций), принадлежащих каждому учредителю, размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций).

Хозяйственные товарищества создаются и действуют на основе учредительного договора, который в полном товариществе подписывается всеми его участниками, а в товариществе на вере — всеми его полными товарищами. Учредительный договор полного товарищества, помимо сведений, указанных выше, должен содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. В учредительном договоре полного товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда управление производится не только по общему согласию всех участников, но и когда решение принимается большинством голосов участников. Учредительным договором может быть предусмотрен и иной порядок определения количества голосов его участников. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников, но не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или убытках (п. 1 ст. 74 ГК РФ). В учредительном договоре полного товарищества могут быть установлены и другие условия создания и функционирования товарищества в соответствии с ГК РФ и другими нормативными актами.

Учредительный договор товарищества на вере должен содержать сведения (помимо установленных для других юридических лиц — п. 2 ст. 52 ГК РФ): условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. В учредительном договоре товарищества на вере должны быть установлены права не только полных товарищей, но и вкладчиков в соответствии со ст. 85 ГК РФ.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью (ООО) являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав, утвержденный учредителем. Учредительные документы ООО, помимо сведений, установленных для всех юридических лиц, должны содержать условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством, а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом об обществах с ограниченной ответственностью.

В уставе ООО необходимо зафиксировать вопросы, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (в соответствии со ст. 91 ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью) и другие сведения в соответствии с законодательством, особенно вопросы мотивации труда наемных работников, управления персоналом и т.д.

Учредительным документом акционерного общества является устав, утвержденный учредителями. В заключенном договоре учредители АО должны определить порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их распределения, а также иные условия, предусмотренные Законом об акционерных обществах.

Устав АО помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества, о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе в вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством; об уменьшении уставного капитала общества путем покупки и погашения части акций; о компетенции общего собрания акционеров в соответствии со ст. 103 ГК РФ и Законом об акционерных обществах. В уставе могут быть и другие сведения и условия функционирования АО.

В Федеральном законе об акционерных обществах говорится, что требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Устав АО должен содержать следующие сведения:

полное и сокращенное фирменные наименования общества;

местонахождение общества;

тип общества (открытое или закрытое);

количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);

размер уставного капитала общества;

структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;

порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

сведения о филиалах и представительствах общества;

иные положения, предусмотренные Федеральным законом.

Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. В уставе могут быть и другие сведения и условия функционирования АО.

Предприятие как юридическое лицо должно иметь свое фирменное наименование, которое устанавливается в учредительных документах, включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Фирменное наименование предприятия как коммерческой организации после государственной регистрации приобретает статус нематериального актива, а предприятие, фирменное наименование которого в установленном порядке зарегистрировано, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество».

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова: «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью», а фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что оно является акционерным. В Федеральном законе об акционерных обществах указано, что общество имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). АО вправе иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, на иностранных языках и языках народов РФ. АО, фирменное наименование которого в установленном порядке зарегистрировано, имеет исключительное право его использования (ст. 4).

Фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенными.

В соответствии с законодательством вновь созданные или реорганизованные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. В соответствии со ст. 51 ГК РФ нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Как отказ в государственной регистрации, так и уклонение от такой регистрации учредители юридического лица могут обжаловать в суд. Правоспособность предприятия возникает в момент его создания, т. е. с момента его государственной регистрации, и прекращается в момент его ликвидации.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, то индивидуальный предприниматель принимает де-факто статус предприятия. Этот вывод подтверждает содержание ст. 25 ГК РФ о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация предприятий осуществляется при представлении следующих документов:

1) заявления о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителем (учредителями) предприятия;

2)учредительного договора или решения (если предприятие создается одним учредителем) о создании предприятия;

3) устава предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утвержденного учредителями. В уставе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, имеющих право на ведение предпринимательской деятельности, обязательно должен быть указан вид деятельности, осуществляемой этими предприятиями;

4) документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;

5) свидетельства об уплате государственной пошлины;

6) документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательством РФ;

7) документа о согласовании с соответствующим комитетом по управлению имуществом или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий-учредителей) предприятия.

Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов, указанных выше.

При государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах.

Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрационного органа, номером и датой на первой странице (титульном месте) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону.

Уведомление об отказе в государственной регистрации в 3-дневный срок со дня представления документов на регистрацию направляется заявителю (заявителям) по указанному им адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистрацию, с обязательным указанием всех документов или сведений, не представленных на регистрацию.

Если установлены недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, нарушение порядка создания предприятия, а;также несоответствие учредительных документов законодательству РФ, 'регистрирующий орган обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить предприятие о необходимости внесения соответствующих дополнений и (или) изменений в учредительный документ. Предприятие в течение 7 календарных дней с даты получения им указанного уведомления обязано внести соответствующие дополнения и (или) изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществляющий регистрацию. Если в установленные сроки предприятие этого не сделает, то орган, осуществляющий регистрацию предприятия, обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) документов предприятия. Любое заинтересованное лицо вправе в течение 6 календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитражный суд) о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично).

Решение суда или арбитражного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации предприятия (предпринимателя). Аннулирование производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрационным органом судебного решения. Регистрационный орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предприятию (предпринимателю) письменное уведомление об этом факте.

Регистрационный орган в недельный срок обязан сообщить налоговой инспекции о регистрации предприятия для включения его в Единый государственный реестр и об аннулировании государственной регистрации предприятия — для исключения его из Единого государственного реестра. Сведения о включении предприятия в Единый государственный реестр и исключении из Единого государственного реестра подлежат публикации в установленном порядке.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде (арбитражном суде).

Особенности регистрации отдельных типов предприятий (с иностранным участником, банков и др.) определяются соответствующими нормативными документами.

При соответствии всех представленных на регистрацию предприятия документов установленным требованиям заявители получают свидетельство о регистрации.

В течение 10 дней после дня государственной регистрации предприятие (организация)-налогоплательщик должно встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, представив следующие документы:

заявление по установленной налоговой службой форме; карту постановки на учет налогоплательщика в трех экземплярах; копии заверенных в установленном порядке учредительных документов (в зависимости от организационно-правовой формы); копию свидетельства о государственной регистрации; копии других документов в соответствии с действующим законодательством.

При постановке на учет в налоговой инспекции предприятию (организации) присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговых органах по всей территории страны. ИНН налогоплательщика представляет собой десятизначный цифровой код, в котором установлен код (номер) госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика; собственно порядковый номер налогоплательщика-организации и контрольное число, рассчитанное по утвержденному Министерством по налогам и сборам РФ алгоритму. ИНН проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, письмах, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными актами.

Если все предъявленные в государственную налоговую инспекцию документы соответствуют установленным требованиям, последняя не позднее 5 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком-организацией полного пакета документов обязана поставить ее на учет. Сведения о налогоплательщике и присвоенном ему ИНН включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АНС «Налог»), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, — также в Государственный реестр предприятий и организаций.

После постановки на налоговый учет предприятию (организации) выдается первый экземпляр карты постановки на учет налогоплательщика за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции, скрепленной гербовой печатью госналогинспекции, и информационное письмо с указанием ИНН по установленной форме.

Для открытия в банке или иной кредитной организации расчетного (текущего) или иных счетов налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. За несвоевременную постановку на налоговый учет первой частью Налогового кодекса установлена ответственность в форме штрафа.

Предприятие (организация) в любой кредитной организации может открыть следующие счета:

а) расчетный (текущий) по основной деятельности при предъявлении подлинника справки о постановке на налоговый учет;

б) валютные счета (по мере необходимости); по каждой валюте может быть открыт в одном или нескольких банках. Открываются только по представлении подлинника справки налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет;

в) ссудные депозитные счета (по мере необходимости) — при предъявлении справки налогового органа, удостоверяющей факт уведомления налогового органа о намерении открыть в банке соответствующий счет;

г) бюджетные счета (по необходимости) — открываются в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами РФ;

д) корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ и дополнительные корреспондентские счета для банков и иных кредитных учреждений. Открываются только при представлении подлинника справки налогового органа о постановке на учет.

После открытия счетов предприятие обязано в пятидневный срок сообщить об этом налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет. Юридическое лицо обязано также встать на учет в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и других государственных внебюджетных социальных фондов.

Прекращение данного предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ, законом об отдельных видах юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

2) в связи с истечением сроков, на которые создано юридическое лицо;

3) в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо;

4) в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

5) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми актами;

6) вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, о чем рассказано ниже.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пп. 1—5, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.

Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации: Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации предприятия.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окончания срока для предъявления требований кредиторов — составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

в четвертую — погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Порядок удовлетворения требований кредиторов регулируется положениями ст. 64 ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом).

Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Очередность удовлетворения требований кредиторов предприятия (организации), признанного несостоятельным (банкротом), изложена в § 5 раздела IV Справочника.

I. Общая характеристика банкротства

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление до-судебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия (организации).

Механизм банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей ранее действовал в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.92 г., ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами. С 1 марта 1998 г. в действие введен Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, в соответствии с которым осуществляются процедуры банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей, а также граждан-должников. В отношении последних установленные процедуры банкротства вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.

Таким образом, положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Все вышеназванные хозяйствующие субъекты, признанные должником, могут быть объявлены арбитражным судом банкротом. Должником считается гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленные законом сроки. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством.

Признаки банкротства. Признаком банкротства предприятия (организации) считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника-предприятия (организации), вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

При определении наличия признаков банкротства предприятия должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом заявление о признании предприятия (организации) банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать предприятие-должник, кредиторы и прокурор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей - предприятие-должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда занятости населения, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования).

Так, предприятие-должник имеет право обратиться в арбитражный. суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии

обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Федеральным законом (ст. 8) установлены случаи, при наступлении которых предприятие-должник обязано подать заявление в арбитражный суд.

Кредиторы предприятия-должника. Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании предприятия-должника банкротом обладают конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника-предприятия (организации) по обязательствам, вытекающим из такого участия. При проведении процедур банкротства интересы кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, поэтому все действия в отношении предприятия-должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов, которые свои функции осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Следует подчеркнуть, что участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются только конкурсные кредиторы, а в части требования по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов может принимать участие представитель работников предприятия-должника.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее i/j общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе из конкурсных кредиторов. Реестр требований кредиторов к должнику ведет арбитражный управляющий. В реестре требований кредиторов должны указываться сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.

Арбитражные управляющие. В соответствии с Федеральным законом арбитражным управляющим является лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством. Арбитражные управляющие в зависимости от проведения процедур банкротства подразделяются на: временных управляющих (процедура наблюдения), внешних управляющих (внешнее управление должником), конкурсных управляющих (конкурсное производство). Арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника (предприятия, организации, гражданина) и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой Федеральной службой по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (далее - ФСДН). Арбитражными управляющими не могут быть назначены: лица, осуществлявшие ранее управление делами должника-предприятия (организации); лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица); лица, имеющие судимость. Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих установлены ст. 20 и 21 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении дела о банкротстве должника-предприятия (организации) применяются следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом. Порядок проведения вышеназванных процедур банкротства должника изложен ниже, однако очень важно осуществить меры по предупреждению банкротства, по финансовому оздоровлению должника, о чем рассказывается в п. 9 данного раздела Справочника. Так, ФСДН должна вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и представлять предложения по финансовому оздоровлению в Правительство РФ.

В соответствии с Федеральным законом в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должны принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, которые могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Досудебная санация. Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника (предприятия, организации), применяемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия (организации). При этом должник-предприятие (организация) или иное лицо могут (должны) принимать на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших должнику финансовую помощь. Как показывает практика, основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем как предоставления финансовой помощи, так и проведения других мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.

Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов на условиях, установленных законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: