Характерные черты системы школьного исторического образования

n поиск новой идеологической основы системы образования, новых духовно-нравственных ориентиров, способствующих консолидации общества;

n придание системе образования относительно демократического и открытого для общественности характера вместо существовавшего ранее «закрытого», ведомственного характера;

nстановление государственно-общественного механизма управления системой образования вместо ведомственного характера;

nпризнание идеи вариативности образования как ценности, отвечающей гуманистической сущности человека, преодоление унификации и избыточной централизации системы образования;

nпоиск оптимального баланса между федеральным и региональным компонентами системы образования;

nпризнание поликультурности, многонациональности и поликонфессиональности российского общества как фундаментальных факторов.

Важнейшим фактором достижения целей модернизации образования является профессиональная и личная готовность педагогических кадров

nвоспринять новые ценности и цели образования,

nобеспечить изменения

в области содержания образования,

в образовательных технологиях,

в способах измерения образовательных достижений,

в решении всего комплекса социально-педагогических задач

Формирование системы непрерывного образования педагогов-историков и обществоведов – актуальная задача.

Педагогические вузы и учреждения системы дополнительного профессионального образования постепенно определяют свою специфическую роль в этом процессе, формулируют ценностные, целевые и содержательные ориентиры своей образовательной деятельности, а также обусловленные ими содержание, формы и методы реализации образовательных программ, направленных на подготовку и повышение квалификации учителей истории. Однако практика показывает, что эти процессы происходят болезненно. Так, в частности, еще недостаточно развиты дистанционные и сетевые формы повышения квалификации педагогических кадров.

Большое влияние оказывает мировой опыт на систему повышения квалификации педагогов-историков.

nОбразовательная политика России в области повышения квалификации педагогов-историков в определенной степени учитывает рекомендации Совета Европы. В системе повышения квалификации педагогов-историков России были сделаны акценты на обеспечение прав и основных свобод человека, развитие плюрализма, демократии, укрепление доверия и взаимопонимания между народами, формирование готовности к межкультурному диалогу, толерантности.

Разработка современной концепции исторического образования во многом связана с анализом состояния исторического образования в образовательных учреждениях в контексте современных требований к образовательным системам, показывает, что его эффективность и качественный уровень далеко не в полной мере соответствуют индивидуальным и общественным запросам. Так, в частности, можно констатировать, что не завершено создание целостной системы исторического образования, отвечающей идеологии и ценностям формирующего в России гражданского общества.

Большое влияние на развитие системы образования оказывают противоречия в самой системе образования. Это противоречия между необходимостью четко определить приоритеты и направления развития российской системы исторического образования в условиях глобализирующегося и динамично развивающегося мира, развития информационных ресурсов и явно недостаточным уровнем научной разработки этой проблематики; между концептуальными идеями, определяющими содержание, формы и методы школьного исторического образования в современном мире, и реальными возможностями государства, общества, учреждений системы образования адекватно реализовать их в педагогической практике; между поликультурным характером российского общества и существующей традицией построения образовательного процесса преимущественно на основе ценностей и культурных предпочтений титульного большинства населения в субъектах Российской Федерации; между запросами граждан на получение качественного образования и недостаточным уровнем научного осмысления тенденций и перспектив развития образования, отвечающего стратегии развития России в условиях глобализации; между современными концепциями исторического образования, определяющими цели, содержание и методы реализации исторического образования, и ожидаемыми результатами подготовки и повышения квалификации преподавателей истории в учреждениях высшего профессионального образования и институтах повышения квалификации педагогических кадров.

В современной системе образования так же сохраняются проблемы и негативные тенденции. К их числу можно отнести такие как: слабая в ряде случаев заинтересованность образовательных учреждений в удовлетворении изменившихся образовательных запросов граждан, направленных на получение качественного образования, отвечающего современным требованиям личности, общества и государства; недостаточное внимание к поиску эффективных подходов к развитию личности, формированию гражданственности, российской идентичности молодежи; недостаточный уровень восприятия отечественной системой образования мировых тенденций развития образования, которые выражаются в формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях; недостаточное внимание к теории и практике поликультурного, многоперспективного и компетентностного подходов в содержании подготовки и повышения квалификации самих педагогов, которые в большинстве случаев просто не знают о мировом педагогическом опыте.

Цели современного образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, принятыми сегодня как набор компитенций, формируемых. Такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения.

Конкретными направлениями освоения деятельностного подхода является приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям; реализация поликультурного подхода требует соответствующего анализа и учета интересов, образовательных потребностей разных групп населения.

Открытым остается вопрос о целях исторического образования как вектора его развития. Попыткой сформулировать государственные требования к системе исторического образования, включая цели изучения истории, стала разработка федерального компонента государственного образовательного стандарта и его принятие приказом Министерства образования РФ в 2004 г. Вступивший в силу в 2013 г. Закон образовании предусматривает многовекторность процесса, а следовательно т ипология целей исторического образования вбирает в себя п атриотическое или гражданско-патриотическое воспитание, г лавная задача которго – воспитание достойных граждан средствами исторического образования.

Содержание исторического образования является средством для воспитания. В качестве варианта - воспитание толерантной личности, способной к коммуникациям в многомерном поликультурном пространстве (воспитание «культуры мира», «человека мира»). В основе этого подхода - воспитательная, коммуникативная парадигма.

Одной из задач исторического образования становится выяснение «достоверного хода событий». В основе – объективистский взгляд на историю и историческое образование. Этот подход можно считать традиционным. Еще одним стал Инструментальный подход, цель которогоприобрести опыт анализа исторических источников, научить сравнивать, сопоставлять, анализировать, а в результате - сформировать у школьников способность к историческому мышлению, критическому анализу информации.

Можно выделить и Интегративный подход, целью которого выступает определенное сочетание образовательных, развивающих и воспитательных задач в их единстве. Полагаем, что этот подход наиболее перспективен в качестве ориентира для развития современной системы исторического образования.

Важен и анализ структуры школьного исторического образования. З арубежный опыт показывает, что в мировой практике не доминирует линейная или концентрическая структура образования. В каждой стране есть свои особенности построения национальной системы исторического образования. Анализ мирового опыта не выявил однозначного преимущества той или другой структуры. Под структурой исторического образования обычнопонимается «порядок преподавания курсов отечественной и всеобщей (всемирной) истории в учебных заведениях».

В педагогическом сообществе существуют разные и противоречивые интерпретации понятий «модель», «структура», «система» исторического образования. Понятийная путаница приводит к неэффективной коммуникации в вопросах о достоинствах и недостатках двух моделей исторического образования.

Учитывая введения в Российской Федерации обязательного полного среднего образования, представляется вероятным переход к комбинированной (концентрической без повторов) структуре по мере создания для этого социально-педагогических условий. Однако, в связи с этим возникает п роблема образовательного стандарта нового поколения. С тандарт первого поколения фактически разрабатывался как стандарт содержания образования, новый подход трактует стандарт как систему требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Стандарт первого поколения как «программа программ», содержащая минимальный набор учебных знаний, умений и навыков по отдельным предметам, обязательный для предъявления. Авторы нового стандарта в качестве основного результата образования видят овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Сегодня речь идет о наборе универсальных учебных действий, компитенций, которые ученики могут применять в любой области знаний.

Таким образом модернизация системы исторического образования предполагает необходимость постоянных обновлений, совершенствование не только содержательной составляющей предмета, но и видоизменений технологий обучения, учет меняющихся требований и возможностей постиндустриального общества.

Лекция 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: