В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. В централизованно планируемой экономике предприятие является просто подразделением в иерархии административного управления национальным хозяйством. В рыночной экономике предприятия выступают как самостоятельные и равноправные субъекты экономической деятельности.
Для экономиста, таким образом, термин предприятие означает не сумму материальных предметов, заключенных за оградой фермы или заводскими стенами, а прежде всего единицу организации и субъекта экономической деятельности по производству товаров или услуг.
Если иметь в виду рыночную экономику, то координация хозяйственной деятельности между предприятиями осуществляется рынком, а координация действий внутри предприятия - администрацией предприятия.
То, как предприятие будет действовать на рынке и каковы будут результаты его деятельности, зависит не только от технических условий производства, но и от того, кто принимает решения, какую ответственность несет и какие цели преследует. Поэтому знакомство с разделом микроэкономики, посвященным производству и затратам, мы начнем с краткой характеристики типов предприятий, распространенных в современной рыночной экономике.
Основными типами производственных организаций в рыночной экономике являются частные коммерческие (прибыльные) предприятия, государственные (общественные) предприятия и частные некоммерческие (неприбыльные) организации. Причины, по которым в одних сферах экономической деятельности преобладают одни типы предприятий, а в других - другие, мы рассмотрим ниже.
Частные коммерческие предприятия - это предприятия, которые созданы для извлечения экономических выгод (прибыли) и в своей деятельности преследуют эту цель. Деятельность таких предприятий направляется на удовлетворение потребности населения рыночным спросом, а не чьими-либо командами. Обычно государство облагает налогом прибыль предприятий еще до ее распределения между собственниками.
Частные некоммерческие организации - это организации, созданные для удовлетворения каких-либо общественных нужд и которые по закону не могут распределять между своими собственниками или управляющими полученные после возмещения затрат прибыли или излишки денежных поступлений.
Такие организации финансируются обычно за счет пожертвований, государственных дотаций и, возможно, за счет взимания платы за свои услуги или членских взносов. Обычно законом предоставляются налоговые льготы для этих организаций.
Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Обычно сфера и объем их деятельности определяются посредством политического процесса (т.е. через выборы в представительные органы власти, назначение правительства и т.п.), а не рынком.
В странах с рыночной экономикой основную долю товаров и услуг производят частные предприятия. Слово "частный", употребляемое в зарубежных странах, отличается от ставшего привычным у нас и в одном из своих значений просто совпадает с понятием "негосударственный".
Взаимоотношения частных предприятий, как и вообще частных лиц (физических и юридических), регулируются гражданским правом. Субъекты гражданского права полностью самостоятельны и равноправны. Они вольны добровольно принимать или не принимать на себя обязательства, руководствоваться выгодой или другими целями.
В отличие от частных лиц государство способно осуществлять власть, налагать обязанности, применять принуждение. Властные отношения регулируются публичным правом.
В странах, где частное предпринимательство разрешено законом, частное коммерческое предприятие является или индивидуальным предприятием, или партнерством (товариществом), или акционерной компанией.
4) Виды предприятий по масштабу деятельности
Согласно этой классификации, все предприятия делятся на малые, средние и крупные.
В современном правовом регулировании нет устоявшегося термина "малое предприятие". В Законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (1995 г., с последующими изменениями 2002 г.) предусмотрено, что предприятие считается малым, если оно отвечает трем условиям:
- доля участия в уставном капитале субъектов РФ, общественных, религиозных организаций, различных фондов не должна превышать 25%;
- доля, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников не должна превышать в
- 100 чел. в промышленности, строительстве и на транспорте,
- 60 чел. в сельском хозяйстве,
- 50 чел. в оптовой торговле,
- 30 чел. в розничной торговле и бытовом обслуживании, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Кроме этого основного критерия при классификации предприятий по размерам определенную роль играют также показатели величины основных производственных фондов, объем валовой продукции, максимальный уровень продаж, количество затраченных ресурсов и т.д.
Малое предприятие может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством.
Малые предприятия в рыночной экономике имеют достаточно широкое распространение. Они обладают большой приспособляемостью к рынку; обеспечивают прирост рабочих мест.
Если российское предприятие подпадает под приведенное выше определение малого предприятия, на него распространяются определенные льготы и преимущества, прежде всего в области налогообложения и бухгалтерского учета, возможности более льготного получения кредитов, дополнительных льгот по списанию амортизационных отчислений. В РФ принят ряд законов и постановлений, касающихся функционирования малых предприятий. Обратите особое внимание на Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". В Москве в соответствии с Законом "Об основах малого предпринимательства в Москве" установлены иные критерии предельного количества работающих: в промышленности – 200 человек, в других сферах материального производства – 100, в непроизводственной сфере – 60 человек. Район деятельности этих предприятий ограничен Московской областью. Эти предприятия не могут быть дочерними или зависимыми хозяйственными обществами, а также не должны быть фондовыми биржами, брокерскими или дилерскими фирмами, банками или кредитно-финансовыми организациями. Если предприятие будет претендовать на льготы и преимущества, в его уставном капитале доля государственных (муниципальных) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.
Субъекты малого предпринимательства могут претендовать на получение льгот, если они внесены в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы.
Льготы, на которые они могут рассчитывать в Москве:
- незначительное упрощение порядка их государственной регистрации;
- упрощение порядка получения различных лицензий;
- финансирование из государственного бюджета, выдача кредитов, предоставление гарантий кредитным и финансовым организациям, передача оборудования в лизинг;
- резервирование определенной доли заказов для производства нужной для города и области продукции и услуг;
- компенсация расходов, связанных с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков, проверкой иностранных партнеров, участием в международных выставках и ярмарках;
- информационное обеспечение субъектов малого бизнеса; облегчение условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещений, предоставление льгот по арендной плате;
- осуществление мер по предотвращению банкротства малых предприятий (предоставление заказов с предоплатой, посредничество при заключении мирового соглашения и др.).
Значение малых предприятий. Исторически малый бизнес являлся первой и на протяжении долгих веков основной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX веке.
1. Малые фирмы отличает высокая гибкость и мобильность. Они способно быстро переориентировать свое производство в ответ на меняющийся спрос потребителей. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капиталовложений.
2. Существование в экономике страны большого количества малых предприятий приводит к созданию конкурентной среды со всеми ее позитивными последствиями для потребителей, производителей и общества в целом (большое разнообразие продукции, повышение качества, снижение цены, дополнительные услуги, отсутствие и быстрое преодоление дефицита, повышение общей экономической эффективности и т.д.).
3. Некоторые из них, т.н. венчурные (wenture – риск) или рисковые фирмы отличает инновационная деятельность
4. Малые предприятия создают большое количество новых рабочих мест, тем самым, повышая занятость населения.
5. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивая значительную часть доходов бюджета государства.
6. Собственники малых и средних предприятий наряду с работниками здравоохранения и образования создают основу среднего класса общества. Который, в свою очередь, выступает гарантом стабильности любого общества.
Вместе с тем малый бизнес – это наиболее изменчивый сектор экономики, так как высока «смертность» малых предприятий, особенно вначале их деятельности (из 100 вновь созданных малых предприятий в течение года прекращает существование около 50). Однако на их месте, как правило, образуются новые.
Для современной России характерно недостаточное развитие малого бизнеса. Анализ современных данных показывает, что увеличение числа малых предприятий с конца 90-х годов происходит за счет развития индивидуального предпринимательства без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В сфере малого бизнеса занято около 15 млн. человек или 24% общей численности занятых в России. Сдерживающими факторами выступают: налоговый пресс, недостаточная поддержка малого бизнеса со стороны государства, большое количество «инспектирующих» инстанций, произвол чиновников и др.
В отраслевой структуре малого бизнеса современной России по удельному весу малых предприятий и численности работников лидируют торговля и общественное питание. По удельному весу произведенной продукции – промышленность. Третье место по всем трем показателям принадлежит строительству. Таким образом, малые предприятия преобладают в сфере бытовых услуг, розничной и мелкооптовой торговле и строительстве, а в сфере производства их недостаточно.
Развитие малого бизнеса в сфере производства сдерживает ряд факторов:
· отсутствие начального капитала;
· несовершенство нормативно-правовой базы;
· отсутствие реальной государственной поддержки и государственного регулирования;
· инфляция;
· более медленный по сравнению со сферой услуг оборот капитала;
· высокие налоги;
· нестабильность налоговой системы;
· малая доступность кредитов;
· неотработанность механизма субконтрактных отношений с крупными фирмами.
Территориальный анализ развития малого бизнеса в России показывает крайнюю неравномерность его размещения по регионам.
Подавляющее число малых предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе (43,14%). Затем с большим отрывом идет Приволжский, а далее Южный федеральный округ.
Это объясняется более высоким платежеспособным спросом населения и наличием определенных рыночных ниш в этих регионах.
Самой распространенной формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие, кроме того, они создаются и форме товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью. В 10 из 87 регионов России 90% субъектов малого бизнеса были представлены именно индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, в 62 регионах – более 80% (В поисках…, С.179). Для малого предпринимательства в России характерна высокая доля убыточных предприятий, особенно в сельском хозяйстве. И хотя по крупным и средним предприятиям этот показатель еще выше, для малых предприятий убыточность чаще всего означает полное разорение.
Крупные предприятия имеют особое значение для развития экономики страны. Крупными считаются предприятия, имеющие большую численность занятых, объем производства (продаж) и размер основных фондов.
Несмотря на их, не очень большую долю в общей численности предприятий страны, они, как правило, дают большую часть продукции страны. Только крупным предприятиям под силу выпуск стали, создание автомобилей, самолетов, судов и т.п.
Их высокая эффективность опирается на:
- экономию на масштабах производства;
- сокращение постоянных издержек при большом объеме производства;
- снижение внешних трансакционных издержек.
Таким образом, крупные, средние и малые предприятия имеют свои цели и функции в экономике, особенности и преимущества, что обуславливает их эффективное сосуществование в экономике страны.
4.2.4. Классификация предприятий по отраслевой принадлежности,
целям и масштабам деятельности, по уровню конкурентоспособности и по признаку доминирующего фактора производства.
Отрасль – это группа фирм, производящих одинаковую или в крайнем случае подобную продукцию.
По отраслевой принадлежности, виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций предприятия подразделяются на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, страховые, банковские, инвестиционные, лизинговые, торговые, консультационные, страховые, аудиторские, инжиниринговые, венчурные,
рекламные и др.
Промышленные фирмы занимаются производством промышленной продукции исходя из потребностей рынка, в некоторых случаях они осуществляют конструкторские разработки новых видов товаров.
Транспортные фирмы предоставляют услуги по доставке грузов всеми видами транспортных средств, в соответствии с потребностями заказчиков.
Торговые фирмы организуют торгово-закупочную деятельность, доводят произведенный продукт до конечного потребителя.
Страховые компании осуществляют образование за счет периодических взносов страхователей целевых фондов, для возмещения потерь от непредсказуемых случаев. Объектом страхования является чей-либо материальный интерес.
Инжиниринговые фирмы представляют комплекс услуг производственного, коммерческого, научно-технического характера. Эти услуги связаны с подготовкой производственного процесса (разработка планов капиталовложений, технико-экономическое обоснование проектов, оценка стоимости проектов и расходов по его созданию, подготовка рабочих чертежей и т.д.) и услуги, связанные с обеспечением эффективности функционирования самого производственного процесса.
Рекламные фирмы (агентства) по поручению заказчика информируют потенциальных потребителей о товаре, его производителе, создают имидж производителей. Средствами рекламной деятельности являются: рекламные объявления, проспекты, каталоги, информационные письма, товарные диски, выставки, фильмы и т.д.
Инвестиционные фирмы (компании) – это особый вид кредитно-финансовых институтов, специализирующихся на аккумуляции денежных средств частных инвесторов посредством эмиссии собственных ценных бумаг и дальнейшем вложением мобилизованных средств в акции и облигации других компаний и организаций.
Инвестиционные компании выполняют функции посредников на рынке ценных бумаг.
Лизинговые фирмы (компания, общество) - финансовые коммерческие организации, специализирующиеся на приобретении техники, оборудования и других элементов средств производства, а также недвижимого имущества, с целью их последующей передачи в долгосрочную аренду предприятиям, нуждающимся в такой технике, но не имеющим на это достаточных средств.
Лизинговая фирма, являясь арендодателем, выполняет функцию посредника между двумя предприятиями: производителем оборудования и его арендодателем.
Консультационные (консалтинговые) фирмы – организации, предоставляющие услуги консультационного характера и профессиональной экспертизы юридическим и физическим лицам на коммерческой основе.
Аудиторские фирмы – осуществляют независимую бухгалтерскую и финансовую ревизию состояния хозяйственной деятельности фирмы-заказчика.
Венчурная фирма – научно-техническое предприятие, специализирующееся на разработке и освоении новых видов изделий и технологий и действующее в областях с повышенной долей риска.
По целям деятельности выделяются коммерческие и некоммерческие предприятия.
Коммерческие предприятия – это предприятия, которые в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли.
Некоммерческие предприятия свой доход направляют на осуществление определенных социальных целей. К ним относятся: общественные, религиозные, благотворительные организации; фонды содействия и помощи науке, культуре, образованию, здравоохранению, спорту и т.д.
По масштабу деятельности различают локальные, республиканские, межреспубликанские и международные предприятия.
По уровню конкурентоспособности:
а) конкурентоспособные на мировом рынке;
б) неконкурентоспособные на мировом рынке;
в) предприятия – естественные монополии;
г) предприятия, не воспринимающие воздействие иностранных конкурентов.
По признаку доминирующего фактора производства выделяют капитало-, трудо-, материало-, наукоемкие предприятия. Этот признак оказывает большое влияние на размещение предприятия.
5) Внешняя среда предприятий, прямое и косвенное воздействие внешней среды на экономику предприятий
Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешняя среда - факторы, которые находятся вне организации и влияют на результаты её деятельности. Влияние факторов внешней среды на устойчивость положения компании на рынке получило признание лишь в 50-х гг. ХХ в., когда ряд стран встал на путь постиндустриального развития.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
1.3.2. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
1. Экономические факторы — состояние экономики страны в целом на данный момент времени. Экономическая ситуация может быть описана множеством факторов, таких как занятость, безработица, темп инфляции, процентные ставки, валютный курс. Все это влияет на уровень жизни, платежеспособность, прибыльность, уровень цен.Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
2. Социокультурные факторы — привычки, традиции, нормы потребителей, в соответствии с которыми они осуществляют свои потребительские расходы.
3. Технологические факторы подразумевают изменения в технологиях, нововведения, которые позволяют организации модернизировать либо переориентировать производство.
4. Международный фактор также играет важную роль для планирования деятельности. Фирма может использовать ресурсы и материалы другой страны, применить иностранную технологию.Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
5. Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
6. Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Наша страна располагает значительными энергетическими ресурсами, которые обеспечены работой атомных, тепло- и электростанций.
7. Демографические факторы. Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах страны оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
8. Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
9. Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
6) Государственное регулирование деятельности предприятий и организаций
Государственное регулирование – система политического, экономического, правового и социального обеспечения благоприятной среды с целью устойчивого развития и адаптации социально-экономической системы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим условиям.
Государственное регулирование деятельности предприятий носит характер прямого и косвенного воздействия. Косвенное регулирование управления деятельностью промышленных предприятий формирует систему мотивации, создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и выступает в таких формах, как налоговая система, ценовая и финансово-кредитная политика, государственный заказ. Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий независимо от формы собственности на средства производства осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.
К прямому государственному регулированию относятся разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений. В рамках прямого государственного регулирования основным инструментом регулирования экономических условий деятельности предприятий является издание законов и документов законодательного характера. Особенно важными являются для промышленных предприятий законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения, инвестиционной деятельности, организационно-правовых форм деятельности предприятий.
Правовую основу деятельности предприятий составляют законы, – регулирующие правовые отношения между государством и предприятием, указы и постановления органов власти по вопросам хозяйственной деятельности предприятий.
Основные функции государственного регулирования рыночной экономики:
1) организационно-стабилизационная – стимулирует экономическое развитие, обеспечивает стабильность и предсказуемость цен на социально важную продукцию, а также необходимый уровень занятости населения;
2) экономико-социальная – реализует справедливое распределение доходов в обществе” [65].
Такое вмешательство обычно направлено:
• на удовлетворение потребности в общественных благах (национальная обороноспособность, обеспечение законности и порядка, образование, здравоохранение, экология и т. д.);
• устранение негативных последствий и результатов экономической деятельности;
• решение проблем в условиях рыночной неопределенности;
• обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов;
• решение проблем развития отношений России в ВТО и др.
При осуществлении процессов в области ГРЭ государство использует систему методов и инструментов, изменяя подходы в зависимости от содержания поставленных задач, опыта решения аналогичных проблем, своих финансовых возможностей (рис. 1.3).
Административное регулирование охватывает:
• квотирование (количественное ограничение экспорта – импорта конкретных товаров);
• контингентирование (внешнеторговое регулирование в виде экспортно-импортных квот, законодательное ограничение эмиссии денег и т. д.);
• лицензирование и аккредитацию (выдачу лицензий на осуществление той или иной деятельности).

Рис. 1.3. Система методов и инструментов ГРЭ
Посредством этих методов и инструментов осуществляется систематический контроль над валютным курсом, ценами, процентом и другими макроэкономическими показателями.
Экономическое регулирование, как показано на рис. 1.3, может быть двух видов:
• косвенное (налоговое, амортизационное, таможенное, кредитно-денежное, валютное);
• прямое (государственные субсидии, государственное предпринимательство и программирование).
Правовое регулирование состоит в установлении “правил игры” для всех субъектов рынка. При этом устанавливаются нормы и правила, определяющие формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства различных субъектов, организационно-правовые формы предприятий и организаций.
Важным инструментом прямого ГРЭ являются антимонопольная политика государства и государственное программирование. Последнее представляет собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народно-хозяйственной проблемы размещения производства важнейшей продукции посредством контрактного финансирования госзаказов на предприятиях различных форм собственности на конкурсной (договорной) основе [65].
Порядок разработки госзаказа состоит в следующем: формирование состава госзаказа; проведение тендера (конкурсного отбора); заключение контракта с исполнителем. В контракте содержатся группы показателей:
• параметры конечного продукта;
• цена, объемы и сроки поставок;
• степень коммерческого и других видов риска;
• порядок распределения прибыли (убытков) между сторонами и др.
Разрабатываемые государственные программы формально не являются законами, но они являются важнейшим инструментом эффективного планирования и реализации национальных программ в масштабе народного хозяйства.