Лечение хирургических больных производится в специально оборудованных и оснащенных хирургических отделениях. При правильной организации работы в небольших участковых больницах (на 25-50 коек), где может не быть хирургического отделения, предусматривается возможность оказания экстренной хирургической помощи и проведения небольших плановых операций. В таких больницах имеются специальные помещения для стерилизационной, операционной и перевязочной.
Одной из главных задач развертывания отделения является обеспечение профилактики внутрибольничной инфекции (ВБИ).
Хирургическое отделение обычно состоит из палат для пациентов; операционного блока; «чистой» и «гнойной» перевязочных; процедурного кабинета (для выполнения различных инъекционных процедур и децентрализованной стерилизации хирургических инструментов, шприц и игл); манипуляционного кабинета; санитарного узла (ванна, душ, туалет, гигиеническая комната для женщин); буфетной для раздачи пищи и столовой для больных; кабинета заведующего отделением; ординаторской; бельевой и пр.
Мягкой мебелью, предназначенной для отдыха пациентов, оборудуют холлы.
В больших больницах или клиниках создается несколько хирургических отделений, имеющих не менее 30 коек в каждом. В основу профилирования хирургических отделений должен быть положен медицинский принцип, т.е. особенности контингента больных, диагностики лечения заболеваний и оборудования палат. Обычно выделяются чистое, «гнойное» и травматическое отделения. Могут быть выделены специализированные хирургические отделения (онкологическое, кардиологическое, урологическое и т.д.).
В зависимости от профиля хирургического отделения в нем выделяют помещения для лечебных и диагностических служб.
Влажную уборку помещения проводят не менее 2 раз в сут. Вторая уборка проводится после окончания перевязок и остальных манипуляций с применением одного из дезинфектантов (0,75% раствор хлорамина и 0,5% моющего средства, 1% раствор хлорамина, 0,125% раствор гипохлорида натрия, 1% водный раствор хлоргексидина биг- люконата, 1% раствор перформа).
Палаты лечебного отделения должны быть просторными, светлыми, из расчета не более чем на 6 человек, площадью 6-7 м2 на одну штатную койку. Более удобными являются палаты на 2-4 койки.
Стены палат окрашивают масляной краской, полы покрывают линолеумом, оборудуют функциональными кроватями, тумбочками, стульями. Для тяжелобольных существуют надкроватные столики. В палате устанавливают холодильник для хранения продуктов, переданных пациентам родственниками. Вся больничная мебель должна легко мыться.
Хирургические отделения должны быть оборудованы водопроводом, центральным отоплением, канализацией и приточно-вытяжной вентиляцией.
Тяжелобольных и пациентов, страдающих недержанием мочи и кала, выделяющих зловонную мокроту, помещают в небольшие (на 1-2 человек) палаты.
На каждые 25-30 коек в отделении имеется сестринский пост, оснащенный соответствующим образом. Располагают его так, чтобы сестринскому персоналу были видны все палаты. На посту должна быть связь с тяжелобольными, а также список телефонов всех больничных подразделений, включая дежурного слесаря, электрика и т.д.
Особенно важно в работе хирургического отделения раздельное размещение больных с гнойно-септическими процессами и больных, не имеющих воспалительных процессов (профилактика ВБИ).
Хирургическая деятельность медицинской сестры
Работа в поликлинике. Свою деятельность хирургическая медицинская сестра поликлиники осуществляет в хирургическом кабинете (хирургическом отделении), где осуществляется лечение больных с хирургическими заболеваниями, не требующими их нахождения в стационаре. Это большая группа пациентов с легкими гнойно-воспалительными заболеваниями. Основная масса пациентов с хирургическими заболеваниями проходит обследование в поликлинике и направляется на оперативное лечение в стационар. Здесь также осуществляется лечение оперированных и проходит их реабилитация.
Основными задачами медицинской сестры хирургического кабинета являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-хирурга в поликлинике и участие в организации специализированной медицинской помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники, а также рабочим и служащим прикрепленных предприятий. Назначение и увольнение медицинской сестры хирургического кабинета осуществляется главным врачом поликлиники в соответствии с действующим законодательством.
Медицинская сестра хирургического кабинета подчиняется непосредственно врачу-хирургу и работает под его началом. В своей работе медсестра руководствуется должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинического учреждения.
Работа медицинской сестры поликлиники многообразна. Медицинская сестра хирургического кабинета:
- готовит перед амбулаторным приемом врача-хирурга рабочие места, контролируя наличие необходимого медицинского инструментария, инвентаря, документации, проверяя исправность аппаратуры и средств оргтехники;
- получает из центрального стерилизационного отделения (ЦСО) необходимый хирургический материал для работы в операционной и перевязочной;
- накрывает стерильный столик для инструментов и перевязочного материала на 5-10 перевязок и экстренных операций;
- передает в регистратуру листы самозаписи больных, талоны на прием к врачу на текущую неделю;
- приносит перед началом приема из картохранилища медицинские карты амбулаторных больных, подобранные регистраторами в соответствии с листами самозаписи;
- своевременно получает результаты исследований и расклеивает их в медицинские карты амбулаторных больных;
- регулирует поток посетителей путем фиксирования соответствующего времени в листах самозаписи для повторных больных и выдачи им талонов;
- сообщает в картохранилище обо всех случаях передачи медицинских карт амбулаторных больных в другие кабинеты для внесения соответствующей записи в карте-заменителе;
- принимает самое активное участие в приеме больных, при необходимости помогает больным подготовиться к осмотру врача;
- помогает хирургу при выполнении амбулаторных операций и наложении повязок. В связи с этим она должна в совершенстве владеть десмургией, делать перевязки, инъекции и венепункции, владеть навыками операционной сестры, знать методы профилактики хирургической инфекции (строго соблюдать асептику и антисептику);
- объясняет больным способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям;
- путем выписки требования на медикаменты и перевязочный материал получает их у главной медицинской медсестры в поликлинике;
- после приема и проведения операций и перевязок медицинская сестра приводит в порядок операционную, перевязочную, моет и сушит хирургический инструментарий, пополняет запасы лекарственных средств;
- оформляет под контролем врача медицинскую документацию: направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты, статистические талоны, санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт амбулаторных больных, листки нетрудоспособности, справки о временной нетрудоспособности, направления на контрольно-экспертную комиссию (КЭК) и медико- социальную экспертизу (МСЭК), журналы записи амбулаторных операций, ежедневные статические отчеты, дневник работы среднего медицинского персонала и др.;
- участвует в проведении санитарно-просветительной работы среди больных;
- систематически повышает свою квалификацию путем изучения соответствующей литературы, участия в конференциях, семинарах.
Медицинская сестра хирургического кабинета имеет право:
- предъявлять требования администрации поликлиники по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное выполнение своих должностных обязанностей;
- принимать участие в совещаниях (собраниях) при обсуждении работы хирургического кабинета, получать необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от врача-хирурга, старшей медицинской сестры отделения (ответственной по кабинету), главной медицинской сестры;
- требовать от посетителей соблюдения правил внутреннего распорядка поликлиники; овладевать смежной специальностью;
- давать указания и контролировать работу младшего медицинского персонала хирургического кабинета;
- повышать свою квалификацию на рабочем месте и курсах усовершенствования в установленном порядке.
Оценка работы медицинской сестры хирургического кабинета проводится врачом-хирургом, главной (старшей) медицинской сестрой на основании учета выполнения ею своих функциональных обязанностей, соблюдения правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, морально-этических норм, общественной активности. Медицинская сестра хирургического кабинета несет ответственность за выполнение своих обязанностей. Виды персональной ответственности определяются в соответствии с действующим законодательством.
Работа в хирургическом стационаре
Палатная (постовая) медицинская сестра — наименование должности среднего медицинского работника. На эту должность в соответствии с Приказом МЗ РФ от 19.08.1997 № 249 может назначаться человек, имеющий специальность «Сестринское дело» и «Сестринское дело в педиатрии».
В нем приводится Положение о специалисте по сестринскому делу. Перечисленные в нем знания, умения и манипуляции составляют программу подготовки специалиста по этой специальности, а также его сертификации (экзамен на право работать самостоятельно) и аттестации (проверки для присвоения квалификационной категории). Положение о специалисте по сестринскому делу можно рассматривать как основу для составления должностной инструкции палатной медицинской сестры.
На должность палатной медицинской сестры принимаются лица, имеющие законченное медицинское образование и допущенные к медицинской деятельности в данной должности в установленном законом порядке. Принимаются и увольняются они главным врачом больницы по представлению главной медсестры. Перед поступлением на работу медсестра проходит обязательное медицинское обследование.
Палатная медицинская сестра находится в непосредственном подчинении у заведующего отделением и старшей медицинской сестры отделения. Работает под руководством ординатора отделения и старшей медицинской сестры, а в период их отсутствия — дежурного врача. В непосредственном подчинении у палатной медсестры находятся санитарки — уборщицы обслуживаемых ею палат.
Палатная медицинская сестра отделения работает по графику, составленному старшей медицинской сестрой, утвержденному заведующим отделением, заместителем главного врача соответствующего профиля и согласованному с профсоюзным комитетом. Изменение графика работы допускается только с согласия старшей медицинской сестры и заведующего отделением.
Палатная медицинская сестра должна быть образцом дисциплинированности, чистоты и опрятности, заботливо и чутко относиться к больным, поддерживая и укрепляя их моральное состояние; точно и четко выполнять все указания врачей и порученные ей медицинские манипуляции (разрешенные для выполнения среднему медицинскому работнику); постоянно совершенствовать свои медицинские знания путем чтения специальной литературы, посещения и участия в производственной учебе на отделении и в больнице, обучаясь не реже 1 раза в 5 лет на курсах усовершенствования для средних медицинских работников по профилю выполняемой работы, владеть всеми смежными специальностями отделения для обеспечения полной взаимозаменяемости медицинских сестер; строго руководствоваться в работе принципами медицинской деонтологии, этики, сохранять медицинскую тайну.
В вечернее время обо всех чрезвычайных происшествиях сообщать ответственному дежурному врачу по больнице, знать его номер телефона он находится.
Ключи от пожарных лестниц должны находиться в определенном месте на посту у медицинской сестры. Проход на лестницу должен быть свободен.
Сестра должна знать телефоны:
- дежурного врача приемного отделения;
- заведующего отделением (домашний телефон);
- старшей медсестры отделения (домашний телефон).
Палатная медицинская сестра отделения обязана:
- осуществлять прием вновь поступивших больных в отделение;
- проводить осмотр на наличие педикулеза (контроль за работой приемного отделения больницы), оценивать общее гигиеническое состояние больного (проведение ванны, смена белья, подстригание ногтей и т.д.);
- осуществлять транспортировку или сопровождение больного в палату, обеспечивать его сразу же при поступлении индивидуальными предметами ухода, стаканом, ложкой для приема воды (лекарства);
- знакомить с расположением помещений отделения и правилами внутреннего распорядка и режимом дня, правилами личной гигиены в стационаре;
- осуществлять сбор материала от больных для лабораторных исследований (моча, кал, мокрота и т.д.) и организовывать своевременную отправку их в лабораторию: своевременное получение результатов исследования и подклеивание их в историю болезни;
- проводить подготовку историй болезни, направление больных по назначению врачей на клинико-диагностические, функциональные исследования, в операционные, перевязочные и в случае необходимости их транспортировку, совместно с младшим медицинским персоналом отделения, контроль за возвращением историй болезни в отделение с результатами исследования;
- подготавливать полотенца, специальные средства для дезинфекции рук врача, принимать непосредственное участие в обходе больных врачом-ординатором или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии здоровья больных;
- производить измерение температуры тела больным утром и вечером, а по назначению врача и в другое время дня вести запись
температуры в температурный лист, счет пульса и дыхания; измерять суточное количество мочи, мокроты, вносить эти данные в историю болезни;
- осуществлять плановое наблюдение, организацию ухода за лежачими и тяжелобольными, профилактику пролежней;
- вести активное наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больных, за своевременным приемом ванн, сменой белья — нательного и постельного;
- делать личную явку к больному по первому его зову;
- проводить контроль за выполнением пациентом установленного врачом режима питания, соответствием продуктов, принесенных больному родственниками, разрешенному ассортименту, ежедневный контроль за состоянием тумбочек, холодильников в палатах;
- осуществлять составление порционных требований на диетстолы старшей медсестре для передачи их ею для приготовления диетпитания;
- производить раздачу пищи пациентам отделения, кормление больных;
- вести контроль за выполнением правил работы младшим обслуживающим персоналом;
- делать отметки в листе врачебных назначений об их выполнении с росписью за выполнение каждого назначения;
- быть гуманной, тактично вести себя при агонирующих больных, осуществлять правильное документальное оформление, укладку и передачу тела умершего для транспортировки в патологоанато- мическое отделение; обслуживание больных в этот период поручается медицинскому персоналу другого поста;
- принимать непосредственное участие в санитарно-просвети- тельной работе среди больных и населения на темы санитарно- гигиенические, ухода за больными, профилактики заболеваний, здорового образа жизни и т.д.;
- производить прием и передачу пациентов только у постели больного;
- осуществлять регулярный (не реже 1 раза в 7 дней) осмотр больных на наличие педикулеза (с отметкой об этом в соответствующем документе), а также организацию (в случае необходимости) противопедикулезных мероприятий;
- ежедневно утром передавать старшей медицинской сестре список требуемых на пост лекарственных препаратов, предметов ухода за больными, а также делать это в течение смены;
- составлять в ночное время список пациентов своего поста, сведения о них по утвержденной в больнице схеме, передавать полученные сведения утром в приемное отделение больницы для справочного бюро (8.00);
- проводить кварцевание палат, закрепленных за постом, а также других помещений согласно графику, разработанному старшей медицинской сестрой отделения совместно с врачом-эпидемиологом больницы;
- работать без права сна и не отлучаться из отделения без разрешения старшей медсестры или заведующего отделением, а в период их отсутствия — дежурного врача;
- знать и обеспечить готовность к оказанию доврачебной медицинской помощи при ухудшении состояния больного, неотложных состояниях, обеспечить правильную и быструю транспортировку.
Палатная медицинская сестра обязана уметь:
- вести наблюдение за состоянием больного и правильно оценивать его;
- накладывать асептические повязки на раны и ожоговые поверхности;
- останавливать наружные кровотечения;
- проводить транспортную иммобилизацию;
- накладывать гипсовые повязки (после специальной подготовки);
- накладывать повязку при открытом пневмотораксе;
- определять групповую принадлежность крови;
- выполнять внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции;
- проводить трансфузии (включая переливание крови и кровезаменителей) под наблюдением врача, а также аутогемотерапию;
- делать искусственное дыхание с использованием соответствующих аппаратов;
- проводить непрямой массаж сердца;
- осуществлять промывание желудка, взятие желудочного сока, дуоденального содержимого;
- проводить постановку клизм, очистительной, питательной, лекарственной, капельной, сифонной (под руководством и наблюдением врача);
- вводить газоотводные трубки;
- катетеризировать мочевой пузырь мягким резиновым катетером;
- промывать мочевой пузырь;
- спринцевать влагалище;
- проводить постановку горчичников, пиявок, компрессов;
- втирать лекарственные вещества;
- измерять артериальное давление;
- проводить функциональные пробы, физиопроцедуры, электрокардиографические исследования (после специальной подготовки);
- осуществлять подготовку больных к рентгеноскопии, рентгенографии, эндоскопическим исследованиям, операциям, лабораторным исследованиям;
- проводить сбор материала для лабораторного исследования, включая мазки из зева и половых органов;
- осуществлять дезинфекцию и подготовку к стерилизации (в случае необходимости) инструментов, оборудования, предметов ухода, закрепленных за постом;
- проводить (по назначению врача после специальной подготовки) кожные пробы;
- четко и грамотно вести закрепленную за постом медицинскую документацию;
- ассистировать врачу при различных процедурах и манипуляциях;
- проводить правильную подготовку трупов для передачи в патоло- гоанатомическое отделение;
- владеть работой во всех манипуляционных кабинетах отделения.
Ответственность
Палатная медицинская сестра несет непосредственную ответственность за:
- своевременное и качественное выполнение назначений лечащего и дежурного врача;
- организацию ухода за больными;
- ведение медицинской документации на своем рабочем месте;
- соблюдение санитарно-противоэпидемического режима при выполнении своих обязанностей;
- соблюдение правил приема лекарств больными, учета лекарственных препаратов на посту, соблюдение условий их хранения;
- своевременное и четкое информирование лечащего или дежурного врача об ухудшении состояния пациента, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций;
- соблюдение больными назначенного врачом режима;
- качественную и своевременную подготовку больных к различного вида исследованиям, процедурам, операциям;
- правильную транспортировку больных внутри отделения в соответствии с диагнозом и состоянием;
- сохранность медицинской тайны;
- правильную работу и выполнение обязанностей закрепленной за постом санитарки;
- сохранность медицинского и хозяйственного инвентаря поста;
- соблюдение пациентами и посетителями правил внутреннего распорядка.
Права
Палатная сестра имеет право:
- делать замечания пациенту обслуживаемых ею палат о несоблюдении им рекомендаций врача и режима учреждения;
- вносить предложения заведующему отделением, старшей медсестре о поощрении санитарки поста или наложении ей взыскания;
- получать необходимую для четкого выполнения своих обязанностей информацию;
- требовать от старшей медсестры отделения обеспечения поста необходимым инвентарем, инструментарием, предметами ухода за больными и т.д.;
- вносить предложения по совершенствованию работы медсестер отделения;
- проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий;
- участвовать в мероприятиях, проводимых для средних медработников больницы.
Работа операционной сестры
На должность операционной сестры назначается лицо со средним образованием, прошедшее специальную подготовку по работе в опе- рационно-перевязочном блоке. Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению главной медсестры в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется старшей операционной медсестре, в процессе подготовки к операции во время ее проведения — врачу-хирургу и его ассистентам, в период дежурства — дежурному врачу отделения (больницы). В своей работе руководствуется правилами инструкции по выполняемому разделу работы, распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц.
Обязанности
Старшая операционная медсестра распределяет работу между операционными медсестрами. Практика показывает, что для повышения ответственности и лучшей организации труда целесообразно выделить каждой медсестре определенный участок работы, например, одна медсестра отвечает за качество стерилизации, другая — за порядок в инструментальных шкафах и т.д. В наиболее ответственных операциях старшая операционная медсестра может принимать участие сама.
Каждая операционная медсестра должна:
- в совершенстве владеть методикой приготовления как шовного, так и перевязочного материала;
- уметь помогать врачу при эндоскопических и лапароскопических исследованиях, овладеть техникой гемотрансфузии, а также других манипуляций;
- обеспечить полное оснащение операции;
- быть в постоянной готовности к плановым и экстренным операциям;
- подчиняться ответственному хирургу и не отлучаться с работы без разрешения старшего в дежурной бригаде (если операционная сестра входит в дежурную бригаду, состоящую из разных специалистов);
- отвечать за асептическую подготовку больного, поступающего на операцию, а также за асептику операционного блока — ей подчиняются все, кто находится в операционной,
- владеть техникой предстерилизационной подготовки и стерилизации всех видов материалов;
- знать все типичные операции, следить за их ходом и обеспечивать необходимую квалифицированную помощь хирургу;
- уметь правильно и своевременно подавать инструменты хирургу;
- вести строгий подсчет инструментов, салфеток, тампонов перед операцией, во время и после нее;
- наблюдать за тем, чтобы записи о проведенной операции были своевременными и сделаны по общепринятой форме в специальном операционном журнале;
- следить за сохранностью и исправностью оборудования, заботиться о пополнении и ремонте неисправного инвентаря, а также за абсолютной чистотой операционного блока и перевязочной, за исправностью обычного и аварийного освещения;
- систематически пополнять операционную необходимыми медикаментами, перевязочными материалами и операционным бельем, подбирать нужные наборы инструментов;
Старшая операционная медсестра ежемесячно проводит проверку стерильности методом бактериологического контроля.
Работа в процедурном кабинете
Процедурный кабинет предназначен для забора крови на различные исследования, выполнения всех видов инъекций, внутривенных введений лекарственных веществ, подготовки к переливанию крови, ее компонентов, кровезаменителей.
Последовательность действий медицинской сестры:
- подготовить емкости для дезинфекции использованного инструментария и материала;
- сдать накануне подготовленные биксы с материалом в ЦСО;
- доставить стерильные биксы из ЦСО;
- приготовить маркированные лотки для внутривенных и внутримышечных инъекций;
- подготовить стерильные биксы к работе;
- надеть маску, провести гигиеническую антисептику рук, надеть стерильные перчатки;
- накрыть стерильные лотки стерильной пеленкой с помощью стерильных пинцетов и разделить лоток на три условные зоны:
1 — зона, на которую с помощью пинцета выложить стерильные шарики, — под верхний слой стерильной пеленки;
2 — зона для стерильных шприцов, заполненных инъекционными растворами и закрытых иглой с колпачком;
3 — зона, в которую уложить стерильный пинцет для работы на лотке.
- при заборе крови с вены рекомендуется после каждого пациента проводить смену перчаток и обработку валика, жгута дезинфицирующим раствором;
- после окончания забора крови у всех больных сбросить пеленку в мешок для грязного белья,
- перекрыть стерильный лоток.
Примечание. Выполнять все процедуры и манипуляции только в стерильных перчатках, кроме уборки кабинета. Работу, не связанную с проведением инъекций, необходимо выполнять в другом медицинском халате (хранится отдельно). Уборку процедурного кабинета проводить с использованием дезинфицирующих средств. Текущая уборка проводится в течение рабочего дня. Заключительная уборка — в конце рабочего дня, генеральная уборка — 1 раз в неделю, кварцевание кабинета — каждые 2 часа по 15 мин.
Работа перевязочной медсестры
Перевязочная — специально оборудованное помещение для производства перевязок, осмотра ран и проведения ряда процедур, выполняемых в процессе лечения ран. В перевязочной могут производиться также инъекции, трансфузии и небольшие операции (первичная хирургическая обработка небольших ран, вскрытие поверхностно расположенных гнойников и т.п.).
Современные перевязочные развертываются как в стационарах, так и в амбулаториях.
Число перевязочных и столов определяется числом коек в ЖГУ и его профилем. Площадь перевязочной исчисляется из расчета 15-20 м2 на один перевязочный стол.
Размеры амбулаторной перевязочной определяют в зависимости от предполагаемой пропускной способности учреждения.
В перевязочной стены, пол и потолки должны быть удобными для механической очистки во время уборки.
Перевязочная оборудуется соответствующим набором предметов, оснащается необходимыми хирургическими инструментами, медикаментозными средствами и перевязочным материалом.
Перевязочная медсестра несет ответственность за соблюдение асептики в перевязочной, во время перевязок руководит ее работой. Рабочий день начинают с осмотра перевязочной. После этого медсестра получает список всех перевязок на день, устанавливает их очередность.
Убедившись в готовности перевязочной, медсестра накрывает стерильный инструментально-материальный перевязочный стол.
Последовательность действий:
- медсестра надевает маску, заправив перед этим волосы под шапочку, моет и обеззараживает руки, надевает стерильный халат и перчатки;
- нажав на педаль, открывает бикс со стерильным бельем, достает стерильную простыню, разворачивает ее так, чтобы она осталась двухслойной, и ею покрывает передвижной столик;
- на этот столик ставят сетку со стерильным инструментарием и другими предметами, извлеченными из стерилизатора;
- перевязочный стол вначале покрывают стерильной клеенкой, затем в 4 слоя простынями так, чтобы края свисали на 30-40 см книзу;
- верхнюю двухслойную простыню запрокидывают к задней части стола и к ней по углам крепят цапки или кровоостанавливающие зажимы;
- стерильным корнцангом медсестра переносит инструменты из сетки на перевязочный стол и раскладывает их в определенном порядке по назначению;
- на столе должны быть пинцеты, кровоостанавливающие зажимы, кусачки, иглодержатели, корнцанги, пуговчатые и желобоватые зонды, почкообразные тазики, шприцы, стаканы для растворов, катетеры, дренажи, ножницы, крючки Фарабефа, трех-четы- рехзубчатые крючки, готовые наклейки, салфетки, турунды и шарики;
- простыней, сложенной вдвое, медсестра закрывает перевязочный стол;
- края нижней и верхней простыней скрепляют цапками сзади и с боков;
- прикрепляют бирку в левом дальнем углу, на которой указывают дату, время накрытия стола и фамилию медсестры. Стол считается стерильным 1 сут.
Примерная схема расположения инструментов и материала на перевязочном столе показана на рис. 1.
Организация перевязок
Палатная медсестра и санитарка помогают больному снять верхнюю одежду и лечь на перевязочный стол, затем закрывают его чистой простыней. При перевязке должен присутствовать лечащий врач — наиболее ответственные перевязки он делает лично.
Рис. 1. Расположение инструментов и материала на перевязочном столе |
Медицинский персонал после каждой перевязки моет руки с мылом, вытирает их стерильным полотенцем или простыней и обрабатывает спиртом при помощи спиртового шарика.
Каждая перевязка осуществляется с помощью инструментов.
Последовательность действий:
- снимают старую повязку с помощью пинцетов; вдоль раны, придерживая сухим шариком кожу и не давая ей тянуться за повязкой, снимают ее поверхностные слои; присохнувшую повязку рекомендуется отслаивать шариком, смоченным в 3% растворе перекиси водорода; прочно присохшую повязку на кисти и стопе лучше удалять после ванны из теплого 0,5% раствора перманга- ната калия;
- осматривают рану и окружающую ее область;
- кожу вокруг раны освобождают от гнойных корок стерильными марлевыми шариками, затем от края раны к периферии обрабатывают кожу вокруг раны спиртом;
- меняют пинцет; производят туалет раны стерильными салфетками (удаление гноя промоканием, смыванием перекисью водорода, раствором фурацилина и другими антисептиками);
- рану осушают стерильными салфетками;
- обрабатывают кожу вокруг раны 5% раствором йода;
- с помощью пинцета и зонда дренируют раны резиновыми трубками (тампонами и турундами, смоченными антисептиками или мазями на водорастворимой основе);
- накладывают новую повязку;
- фиксируют повязку наклейкой, бинтом и т.д.
После удаления старой повязки и окончания перевязки медсестра моет руки (в перчатках) с мылом, дважды их намыливая, ополаскивает проточной водой и вытирает индивидуальным полотенцем. Во время перевязок больных с нагноительными процессами медсестра надевает дополнительно клеенчатый фартук, который обеззараживается после каждой перевязки протиранием ветошью, смоченной 3% раствором хлорамина, 0,05% раствором нейтрального анолита, 0,6% раствором нейтрального гипохлорита натрия.
Используемые перчатки сбрасываются в емкость с дезинфицирующим раствором, а руки подвергаются гигиенической обработке. Инструменты после перевязок также обеззараживают в растворах. Кушетка (стол для перевязок) обеззараживается после каждой перевязки ветошью, смоченной дезраствором. Использованный перевязочный материал перед уничтожением подвергается предварительному обеззараживанию в течение двух часов одним из дезрастворов: 3% раствором хлорамина, 0,5% активированным раствором хлорамина и др.
При лечении хирургических больных, имеющих дренажи в полых органах или гнойных полостях, уход за дренажной трубкой и раной вокруг нее производится врачом во время перевязки. Один раз в сутки постовая сестра меняет все соединительные трубки, которые подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. Банки с отделяемым меняют на стерильные. Содержимое банок сливают в канализацию. После опорожнения банки погружают в дезраствор, моют и стерилизуют. Банки для дренажной системы нельзя ставить на пол, их подвязывают к кровати больного или ставят рядом на подставки.
В структуре хирургического отделения необходимо иметь две перевязочные (для «чистых» и «гнойных» перевязок). Если перевязочная одна, обработку гнойных ран производят после проведения чистых манипуляций с последующей тщательной обработкой помещения и всего оборудования дезинфицирующими растворами.
Медсестра во время перевязок больных с нагноительными процессами надевает клеенчатый фартук, который после каждой перевязки протирает ветошью, смоченной в 0,25% растворе гипохлорита натрия, с интервалом 15 мин, с последующим временем воздействия 60 мин, и обрабатывает руки. В качестве средств для дезинфекции рук применяют 80% этиловый спирт, 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 0,5% (с 0,125% содержанием активного хлора) раствор хлорамина. Рабочий раствор указанных препаратов готовит аптека ЛПУ. Емкость с раствором устанавливают в перевязочной.
При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином препарат наносят на ладонные поверхности кистей в количестве 5-8 мл и втирают его в кожу в течение 2 мин. Обработку рук растворами хлоргексидина производят в тазу. В таз наливают 3 л раствора. Руки погружают в препарат и моют в течение 2 мин. Раствор пригоден для 10 обработок рук.
Уборка перевязочной
Слаженная работа в перевязочной обеспечивается четким распорядком дня, строгой последовательностью выполнения манипуляций. Предусматривается текущая уборка по ходу выполнения перевязок.
После окончания перевязок и сбора перевязочного материала в специально выделенные емкости производят заключительную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Инфицированный перевязочный материал подлежит дезинфекционной обработке и утилизации. Не реже 1 раза в неделю проводят генеральную уборку. Уборка в перевязочной проводится аналогично уборке в операционной (с. 494).
Подготовка перевязочной для дальнейшей работы
После уборки перевязочная медсестра вместе с санитаркой готовят и закладывают в биксы перевязочный материал, белье и наборы для венесекции, трахеостомии и т.д. Санитарка сдает биксы в стерилизационную.
Для круглосуточной готовности перевязочной к срочным перевязкам медсестра стерилизует необходимый набор инструментов в сухожаровом шкафу и накрывает инструментальный перевязочный стол, создает необходимый запас инструментов. Кроме того, на ночь и на выходные дни перевязочная медсестра оставляет на видном месте биксы со стерильным материалом и бельем. На каждом биксе делают надпись, указывающую, когда расходовать его содержимое.
Перед уходом с работы перевязочная медсестра должна принять меры к тому, чтобы:
- были наполнены банки с антисептическими и дезинфицирующими растворами;
- имелось достаточное количество бинтов, стерильного материала;
- в любое время можно было простерилизовать нужные инструменты.
Кроме того, медсестра должна проверить, имеются ли в перевязочной необходимые медикаменты на следующий день, и, если нужно, выписать их в аптеке. По окончании работы перевязочная медсестра включает бактерицидные лампы и уходит из перевязочной, заперев дверь на ключ. Ключи от шкафов и от перевязочной в отсутствие перевязочной медсестры должны находиться у дежурной медсестры хирургического отделения, которая обязана выключить бактерицидные лампы через 8-9 ч после их включения.
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС У ПАЦИЕНТОВ С ХИРУРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
В России начата реформа сестринского дела.
На сегодняшний день существует множество моделей сестринского ухода. Во многих странах мира практикующие сестры одновременно используют несколько из них.
Необходимо осмыслить уже разработанные модели и выбрать те, которые необходимы для конкретного пациента. Модель помогает акцентировать внимание при обследовании пациента на ее целях и вмешательствах.
При планировании ухода можно выбрать отдельные элементы из различных моделей.
В нашей стране сестрам, планирующим применение сестринского процесса в рамках Европейского регионального бюро ВОЗ, рекомендуется использовать модель, учитывающую физиологические, психологические и социальные потребности пациента и его семьи. Использование модели ВОЗ заключается в осуществлении переноса сестринской помощи с состояния болезни на состояние здоровья. Для оказания помощи сестры производят оценку здоровья человека и выясняют потребности его в самопомощи, помощи на дому, профессиональной помощи. В рамках реформы сестринского дела в России предстоит утвердить профессиональную идеологию сестринского дела. Это возможно при освоении сестринским персоналом нового вида деятельности — осуществления сестринского процесса.
Под сестринским процессом понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента. Его цель заключается в предупреждении проблем и возникающих трудностей. Сестринское обследование касается физических, психологических, социальных, духовных, эмоциональных потребностей пациента.
Цель сестринского процесса у хирургического пациента заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у него.
Такими проблемами и трудностями у хирургических больных являются боль, стресс, диспептические нарушения, расстройства различных функций организма, дефицит самоухода и общения. Постоянное присутствие сестры и контакт с пациентом делают ее основным звеном между ним и внешним миром. Осуществляя уход за хирургическими больными, медицинская сестра видит те чувства, которые испытывают они и их семьи, и выражает сочувствие. Сестра должна облегчить состояние пациента, помочь в выздоровлении.
Способность самоухода у пациентов с хирургической патологией сильно ограничена, поэтому своевременная внимательная сестринская помощь по выполнению необходимых элементов лечения будет первым шагом к выздоровлению. Сестринский процесс дает возможность медицинской сестре квалифицированно и профессионально решить проблемы пациента, связанные с его выздоровлением.
Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи. Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформулированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблемы пациента.
В основе сестринского процесса находится пациент, как личность, требующая комплексного подхода. Одним из непременных условий осуществления сестринского процесса является участие пациента (членов его семьи) в принятии решений относительно целей ухода, плана и способов сестринского вмешательства. Оценка результата ухода также осуществляется совместно с пациентом (членами его семьи).
Слово «процесс» означает ход событий. В данном случае это последовательность, предпринятая сестрой при оказании сестринской помощи пациенту, нацеленная на удовлетворение физических, психических, социальных, духовных, эмоциональных потребностей пациента.
Сестринский процесс состоит из пяти последовательных этапов:
1. Сестринское обследование пациентов.
2. Диагностирование его состояния (определение потребностей) и выявление проблем пациента, их приоритетности.
3. Планирование сестринской помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем).
4. Выполнение (реализация) плана сестринского вмешательства.
5. Оценка эффективности, полученных результатов сестринского вмешательства и новое планирование ухода.
Сестринское обследование касается различных потребностей пациента, его оценки и взаимосвязи информации, которая затем фиксируется в сестринской истории болезни.
Так как информация о пациенте может быть субъективной и объективной, сестра должна провести опрос пациента и беседу с ним, его семьей, соседями по палате, другими медицинскими работниками (лечащим врачом) и т.д., а также обследование пациента (дать оценку состоянию его тканей и органов), использовать данные истории его болезни, амбулаторной карты, результаты консультаций специалистов и дополнительных методов исследования (ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ, рентгенологического и эндоскопического исследования и т.д.).
Анализируя полученные данные, медицинская сестра на втором этапе сестринского процесса формулирует сестринский диагноз (установить существующие и потенциальные проблемы, возникающие у пациента в виде реакций организма на его состояние (болезнь), факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем; личностные особенности пациента, способствующие предупреждению или разрешению этих проблем).
Когда медсестра выявляет проблемы пациента, она решает, кто из медицинских работников может помочь ему.
Проблемы, которые медсестра может разрешить или предупредить самостоятельно, являются сестринским диагнозом.
Сестринский диагноз, в отличие от врачебного, нацелен на выявление боли, гипертермии, слабости, беспокойства и т.п., как выявление ответных реакций организма на заболевание. Медицинской сестре необходимо очень точно сформулировать диагнозы и установить их приоритетность и значимость для пациента.
Врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз может меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяется реакция организма на болезнь. Сестринский диагноз предполагает сестринское лечение в пределах компетенции медицинской сестры.
Врачебный диагноз связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме, сестринский — с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.
Сестринский диагноз — это клинический диагноз, устанавливаемый профессиональной сестрой и характеризующий существующие или потенциальные проблемы здоровья пациента, которые сестра вследствие полученного ею образования и приобретенного опыта может и имеет право лечить. Так, например, боль, пролежни, страх, сложности адаптации представляют собой различные типы сестринского диагноза. В 1982 г. появилось определение: «Сестринский диагноз — состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства с ее стороны».
Впервые международная классификация сестринских диагнозов была предложена в 1986 г. и дополнена в 1991 г. Всего перечень сестринских диагнозов включает 114 ключевых наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, дефицит гигиенических навыков и санитарных условий, беспокойство, пониженная физическая активность, сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых реакций, излишнее питание, высокий риск инфицирования и др.
Разработана терминология и система классификации сестринских диагнозов по примеру врачебных, иначе сестры не смогут общаться на понятном для всех профессиональном языке.
Существует несколько классификаций сестринских диагнозов. Выделяют физиологические, психологические, социальные, а также настоящие (одышка, кашель, кровотечение) и потенциальные (риск возникновения пролежней) сестринские диагнозы.
В настоящее время пользуются диагнозами, разработанными на уровне ЛПУ или учебного заведения.
Сестринских диагнозов может быть несколько, поэтому сестра выделяет диагнозы, на которые она будет реагировать в первую очередь. Это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Например, под наблюдением находится пациент 30 лет, с острым панкреатитом. У больного строгий постельный режим. Проблемы пациента, беспокоящие его в данное время, — опоясывающая боль, стрессовое состояние, тошнота, неукротимая рвота, слабость, отсутствие аппетита и сна, дефицит общения.
С течением времени и прогрессированием заболевания могут появиться потенциальные проблемы, которые в настоящее время не существуют у пациента: присоединение инфекции, риск развития гнойного перитонита, некроза и гнойного расплавления поджелудочной железы. В этих случаях пациенту потребуется экстренная операция. Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределения сил, времени и ресурсов сестры. Приоритетных проблем не должно быть много — не более 2—3.
Давайте рассмотрим их с учетом приоритетов у нашего пациента. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медицинская сестра, это болевой синдром, неукротимая рвота, стресс. Другие проблемы — вторичные. Из потенциальных проблем, на которые в первую очередь необходимо будет обратить внимание при их возникновении, приоритетная — страх перед предстоящей операцией.
Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. Совершенно очевидно, что в случаях угрозы жизни сестра сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь.
Первоначальными иногда могут быть и потенциальные проблемы. При наличии у пациента нескольких проблем невозможно удовлетворить их одновременно. Поэтому при разработке плана ухода сестре следует обсудить с пациентом (его семьей) первоочередность проблем.
На третьем этапе медсестра должна заниматься планированием медицинской помощи для каждой приоритетной проблемы, она формирует цели и план ухода.
Цели должны быть:
- реальными, достижимыми (нельзя ставить недостижимые цели);
- с конкретно установленными сроками достижения каждой цели (краткосрочные и долгосрочные);
- в пределах компетенции сестры;
- в формулировке термина пациента, а не сестры (пациент продемонстрирует умение пользоваться ингалятором к определенному сроку).
Каждая цель включает три компонента действия, критерий (дата, время, расстояние), условие (с помощью чего-то или кого-то). Таким образом, цель — это то, чего хотят добиться пациент и сестра в результате реализации плана по уходу. Цели должны быть ориентированы на пациента и записаны простыми словами, чтобы каждая сестра понимала их однозначно.
Цели предусматривают только положительный результат:
- уменьшение или полное исчезновение симптомов, вызывающих страх у пациента или тревогу у сестры;
- улучшение самочувствия;
- расширение возможностей самоухода в рамках фундаментальных потребностей; изменения отношения к своему здоровью.
После формирования целей медсестра составляет план реализации целей (оказание медицинской помощи — уход за пациентом) с тем, чтобы больной и его семья смогли бы адаптироваться к изменениям, которые возможны в связи с проблемами со здоровьем. План должен быть конкретным, недопустимы общие фразы и рассуждения.
В частности, примерный индивидуальный план ухода за нашим пациентом с острым панкреатитом может иметь следующий вид:
- решение существующих проблем — ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью разговора, дать седативное средство, ввести противорвотное средство, чаще беседовать с пациентом, дать снотворное и т.п.;
- решение потенциальных проблем — голод, холод и покой, введение антибиотиков, лечение перитонита, при необходимости операции убедить пациента, что она является единственным способом лечения перитонита, вселить в него уверенность в ее благополучном исходе.
Планирование осуществляется на основе стандартов сестринского вмешательства. В стандарте невозможно учесть все разнообразие клинических операций, поэтому их нельзя применять необдуманно.
План ухода обязательно записывается в сестринскую историю болезни, что обеспечивает его преемственность, контроль, последовательность.
Сестра обязана согласовать свой план с пациентом, который должен активно участвовать в лечебном процессе.
Спланировав все мероприятия, медицинская сестра претворяет их в жизнь. Это будет четвертый этап сестринского процесса — осуществление плана сестринских вмешательств. Сестринские вмешательства, записанные в плане ухода, — перечень действий, которые предпринимает сестра для решения проблем конкретного пациента.
В плане по уходу может быть записано несколько возможных сестринских вмешательств для решения одной проблемы. Это позволяет и сестре, и пациенту чувствовать уверенность, что для достижения поставленных целей могут быть предприняты разные действия, а не только единственное вмешательство.
Сестринские вмешательства должны быть:
- основаны на научных принципах;
- конкретными и ясными, чтобы любая сестра могла выполнить то или иное действие;
- реальными для отведенного времени и квалификации сестры;
- направлены на решение конкретной проблемы и достижение поставленной цели.
Сестринские действия подразумевают три типа сестринских вмешательств: зависимые, независимые, взаимозависимые.
При зависимом вмешательстве действия сестры осуществляются по требованию или под наблюдением врача. Однако сестра в этом случае не должна автоматически выполнять указания врача. Она обязана определить правильно дозу, учесть противопоказания к назначению препарата, проверить, совместим ли он с другими и т.д. Уточнение назначений входит в компетенцию сестры. Медсестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и в той же степени ответственна за последствия.
При независимом вмешательстве действия сестры осуществляются по собственной инициативе. Это оказание помощи пациенту в самообслуживании, обучение пациента различным приемам лечения и ухода за собой, организация досуга, советы пациенту относительно его здоровья, наблюдение за реакциями пациента на болезнь и лечение.
При взаимозависимом вмешательстве сестра сотрудничает с другими медицинскими работниками, пациентом и его родственниками, учитывая их планы и возможности. Сестринское вмешательство осуществляется сестрой в соответствии с установленным сестринским диагнозом для достижения определенного результата. Его целью является обеспечение соответствующего ухода за пациентом, т.е. оказание ему помощи в выполнении жизненных потребностей; обучение и консультирование при необходимости пациента и его семьи.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной, реабилитирующей, в зависимости от вида и тяжести травмы. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода при обострениях заболеваний и после хирургических вмешательств и т.д. Постоянная помощь пациенту требуется на протяжении всей жизни при реконструктивных операциях на пищеводе, желудке, кишечнике и др.
Известно, что реабилитация должна начинаться сразу же после операции, чтобы предотвратить возможные осложнения и помочь пациенту и его близким нормально действовать в новой для них сложной жизненной ситуации. Реабилитация — процесс длительный, порой продолжающийся всю жизнь. Важная роль в этом процессе отводится медицинской сестре, выполняющей роль сиделки, работающей в составе группы по уходу за пациентом, в сотрудничестве с его близкими, с целью удовлетворения всех потребностей пациента.
Примером реабилитирующей помощи являются массаж, ЛФК, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом. Среди методов осуществления мероприятий по уходу за пациентом с хирургическими заболеваниями большую роль играют беседа с пациентом и совет, который может дать медицинская сестра в определенной ситуации. Совет — это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пациенту подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при обострении заболевания. Сестринский уход нужен для того, чтобы помочь пациенту решить возникающие проблемы со здоровьем, предотвратить появление потенциальных проблем и поддержать его здоровье.
На заключительном (пятом) этапе процесса осуществляется оценка результата сестринского вмешательства (ухода). Его целью является оценка качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.
Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. В ходе оценки сестра судит об успехе этапов ухода, проверяя реакцию пациента и сравнивая ее с ожидаемой реакцией.
Оценка показывает, была ли достигнута конечная цель. Оценка всего сестринского процесса проводится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение или если он экзотировал.
Оценка производится постоянно, у неэкстренных больных — в начале и в конце смены. Если цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину, для чего она анализирует весь сестринский процесс для выявления ошибки. В результате может быть изменена сама цель, могут быть пересмотрены критерии (сроки, расстояния), может быть откорректирован план сестринского вмешательства.
Таким образом, сестринский процесс играет важную роль в уходе и лечении пациента с хирургическими заболеваниями.
Он помогает медицинской сестре понять важность и значимость ее деятельности в процессе лечения пациента. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. Чем больше соберет информации медсестра, тем больше она будет знать о своем подопечном и в плане заболевания, и в плане психологическом. Это помогает ей точнее выявить проблемы пациента и облегчить взаимоотношения с ним. От того, какие устанавливаются отношения между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Определить эффективность сестринского ухода можно, прежде всего, установив, достигнуты ли поставленные совместно с пациентом цели при их измеряемости и реальности. Они записываются в виде поведенческих реакций пациента, его словесной реакции, оценки сестрой тех или иных физиологических параметров. Время или дата проведения оценки указываются для каждой выявленной проблемы. Например, при оценке действия обезболивающего препарата оценка проводится через короткий промежуток времени, при выполнении других проблем — через продолжительное время; при образовании пролежней и оценке их состояния — ежедневно. Медсестра совместно с пациентом прогнозирует, когда они смогут достигнуть ожидаемого результата и провести его оценку.
Различают объективную оценку (реакция пациента на сестринский уход) и субъективную оценку (мнение пациента о достижении цели). В результате оценки можно отметить достижение цели, отсутствие ожидаемого результата или ухудшение состояния пациента, несмотря на проводимые сестринские вмешательства. Если поставленная цель достигнута, делается четкая запись в плане ухода: «Цель достигнута».
Определяя эффективность сестринского вмешательства, следует обсудить с пациентом его собственный вклад, а также вклад членов его семьи в достижение поставленной цели.
План по уходу целесообразен и дает положительный результат только в том случае, если он подвергается коррекции и пересматривается, когда в этом есть необходимость. Это особенно актуально при уходе за тяжелобольными, когда их состояние быстро изменяется.
Основания для изменения плана:
- цель достигнута, проблема снята;
- цель не достигнута;
- цель достигнута не полностью;
- возникла новая проблема или прежняя перестала быть столь актуальной.
Медицинская сестра, проводя текущую оценку эффективности сестринского ухода, должна постоянно задавать себе следующие вопросы:
- Имеется ли у меня вся необходимая информация?
- Правильно ли я определила приоритетность действующих и потенциальных проблем?
- Может ли быть достигнут ожидаемый результат?
- Правильно ли выбраны вмешательства для достижения поставленной цели?
- Обеспечивает ли уход положительные изменения в состоянии пациента?
- Понимают ли все то, что я пишу в плане ухода?
Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует медицинскую сестру и пациента. Оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медицинской сестре установить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности.
Итак, итоговая оценка, являясь последним этапом сестринского процесса, так же важна, как и предыдущие этапы. Критическая оценка письменного плана по уходу может гарантировать разработку и выполнение высоких стандартов ухода.
Применительно к медицинской деятельности, стандарт — это разработанный целенаправленный нормативный документ индивидуального плана по выполнению соответствующего типа квалифицированного хирургического сестринского ухода за конкретным пациентом, по выполнению ею медицинских манипуляций — модель алгоритма последовательных действий медсестры, обеспечивающих безопасность и качественное проведение сестринских процедур.
В настоящее время по инициативе Ассоциации медсестер России началась работа по нормированию профессиональной деятельности средних медицинских работников в соответствии с «Основными положениями стандартизации в здравоохранении». Впервые сделана попытка разработать комплексные стандарты по специальности «Сестринское дело». Данные стандарты содержат обязательный минимум требований к качеству медицинских услуг, оказываемых сестринским персоналом, имеющим базовый уровень среднего профессионального образования по специальности. Эти стандарты необходимо внедрять в практику выполнения сестринского процесса и апробации в различных регионах России.
Методические подходы к постановке сестринских диагнозов
При организации рабочего процесса нужен рабочий вариант классификации сестринских диагнозов. В его основу положены нарушения основных процессов жизнедеятельности организма (уже имеющиеся или возможные в будущем), что позволило распределить разнообразные сестринские диагнозы в 14 групп.
Это диагнозы, связанные с нарушением процессов:
- движения (снижение двигательной активности, нарушение координации движений и др.);
- дыхания (затруднение дыхания, кашель продуктивный и не продуктивный, удушье и т.д.);
- кровообращения (отеки, аритмия и др.);
- питания (питание, значительно превышающее потребности организма, ухудшение питания в связи с нарушением вкусовых ощущений, анорексия и др.);
- пищеварения (нарушение глотания, тошнота, рвота, запор и т.д.);
- мочевыделения (задержка мочи острая и хроническая, недержание мочи и др.);
- всех видов гомеостаза (гипертермия, гипотермия, обезвоживание, снижение иммунитета и др.);
- поведения (отказ от приема лекарств, социальная самоизоляция, суицид и др.);
- восприятия и ощущения (нарушение слуха, зрения, вкуса, боль и др.);
- внимания (произвольного и непроизвольного);
- памяти (гипомнезия, амнезия, гипермнезия);
- мышления (снижение интеллекта, нарушение пространственной ориентации);
- изменения в эмоциональной и чувствительной сферах (страх, беспокойство, апатия, эйфория, отрицательное отношение к личности медицинского работника, оказывающего помощь, к качеству проводимых манипуляций, одиночество и др.);
- изменения гигиенических потребностей (недостаток гигиенических знаний, навыков, дефицит заботы о своем здоровье, проблемы с медицинским обслуживанием и др.).-