Тема 1: Предмет, метод и задачи статистики. Организация государственной статистики в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ»

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Цикловая комиссия Экономики и бухгалтерского учета

Кравченко Анна Ивановна

 

СТАТИСТИКА

 

 

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Социально- экономического профиля

заочной формы обучения

 

Керчь, 2016 г.

 

Составитель: Кравченко А.И., преподаватель первой категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

 

Рецензент: Харькова Э.А. преподаватель первой категории СМТ ФГБОУ ВО СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол №_____ от _____________ 2016 г.

Председатель ЦК _________________ Э.А.Харькова

 

 

Методические указания утверждены на заседании учебно-методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»

Протокол №_____ от _____________ 2016 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

ВОПРОСОВ КУРСА 7

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ                                                                                                      51

ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ63

 

ВВЕДЕНИЕ

Статистика — это одна из наиболее важных отраслей научной дисциплины, которая занимается количественной характеристикой массовых явлений и процессов в экономике.

Наиболее простыми показателями количественных измерений экономических явлений являются показатели динамики цен, объема произведенной продукции, численности населения и трудовых ресурсов, безработицы, степени равномерности распределения доходов, наличия основных и оборотных фондов и т. д. Однако в некоторых случаях в экономической статистике количественно измеряются более сложные экономические процессы и явления, а также устанавливаются взаимосвязи между ними, например, с помощью межотраслевого баланса дается цифровая характеристика межотраслевых связей, зависимости между выпуском продукции отраслей народного хозяйства и конечным продуктом, т. е. продукцией, используемой для потребления и накопления.

Данные экономической статистики позволяют обеспечить систематическое количественное описание всех основных аспектов экономического процесса и экономики в целом. Они необходимы прежде всего органам государственного управления для решения вопросов, связанных с регулированием экономики и разработкой экономической политики.

Учебная дисциплина «Статистика» относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин.

Рабочей программой учебной дисциплины для заочной формы обучения предусматривается написание контрольной работыстудентами заочной форы обучения специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Целью изучения дисциплины является обеспечение знания и понимания студентами теоретических и практических основ статистики, что включает овладение статистической методологией и практическими навыками сбора, обработки и анализа статистических данных, характеризующих современное экономическое и социальное развитие общества.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– предмет, метод и задачи статистики;

– общие основы статистической науки;

– принципы организации государственной статистики;

– современные тенденции развития статистического учёта;

– основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

– основные формы и виды действующей статистической отчётности;

– технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально–экономические явления.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– собирать и регистрировать статистическую информацию;

– проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

– выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

– осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, с использованием средств вычислительной техники.

Задание контрольной работы состоит из двух теоретических вопросов и двух задач, задание представлено на странице 52 методических указаний.

    Основные требования к написанию контрольной работы:

    - к оформлению: контрольная работа должна быть представлена в печатном виде на бумажном носителе, с соблюдением основных правил оформления, таких как – должен быть использован шрифт TimesNewRoman, номер шрифта-14, интервал в 1,5 строки, с соблюдением абзацев, отступов и стандартных полей документа формата Word.

    - к объему работы: объем работы не должен превышать 15 печатных листов, с учетом титульного листа и списка литературы.

    - к срокам предоставления в цикловую комиссию: контрольная работа должна быть представлена на рецензирование в Цикловую комиссию Экономики и бухгалтерского учета за 7 дней до начала текущей экзаменационной сессии.

    - к порядку защиты: контрольная работа подлежит защите на первом практическом занятии по данной дисциплине на текущей экзаменационной сессии.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ КУРСА

Тема 1: Предмет, метод и задачи статистики. Организация государственной статистики в Российской Федерации

 

Экономическая статистика представляет собой самостоятельную научную дисциплину, однако, как будет подробно показано ниже, количественное измерение экономических процессов и явлений основывается на положениях экономической теории, результатах изучения качественных аспектов экономических процессов, полученных в рамках общей экономической теории и различных прикладных разделов экономической науки. В свою очередь в экономической теории используются результаты статистического описания экономических процессов для проверки, а в ряде случаев — для уточнения отдельных постулатов, концепций, положений и выводов. Например, еще 300 лет назад выдающийся английский экономист В. Пегги предположил, что со временем доля услуг будет повышаться, а доля производства товаров — сокращаться.

Экономическая статистика с помощью своих методов не только проверяет корректностьэтой гипотезы, ной подтверждает конкретными цифровыми характеристиками развитие этой тенденции во времени.

Другой пример в этой области относится к исследованию статистическими методами постулированной экономической теории о тенденции к снижению со временем эффективности использования экономических ресурсов в результате их ограниченности и постепенного вовлечения в оборот относительно менее качественных ресурсов (например, использование менее плодородных земель, разработка менее благоприятных для добычи запасов природных ископаемых и т. д.). Исследования показали, что в некоторых высокотехнологичных отраслях экономики уже в течение длительного периода не наблюдается тенденция к снижению эффективности использования экономических ресурсов. Таким образом, характер взаимодействия экономической статистики с экономической теорией достаточно сложный.

Главный этап исчисления показателей — разработка методологии определения их содержания (состава), т. е. тех элементов, которые должны быть охвачены тем или иным показателем. Например, для исчисления показателя продукции промышленности необходимо определить, что именно должно быть включено в этот показатель (объем реализованной продукции, стоимость продукции, отпущенной на непромышленные цели, прирост запасов готовой, но не реализованной продукции и незавершенного производства и др.), а также способы оценки отдельных элементов показателей, например тип цен для оценки продукции (должны ли эти цены включать налоги и если да, то какие именно налоги, и следует ли при оценке учитывать субсидии). Одним из важных требований к статистической методологии является обеспечение сравнимости данных во времени и пространстве (по регионам), а также в международном плане.

При определении содержания показателей проводится качественный анализ изучаемых процессов и явлений, который, как правило, основывается на концепциях политэкономического характера. Эти концепции в основном распространяются на наиболее важные макроэкономические показатели, такие, как ВВП, национальный доход, сбережение и др. Например, согласно одной из политэкономических концепций, используемых в СНС, предусматривается определение видов деятельности, в результате которых создается стоимость, производится национальный продукт. На основе другой важной концепции политэкономического характера определяется содержание системы показателей доходов: первичного дохода, располагаемого дохода, национального дохода.

В других случаях в статистике используются результаты исследований, полученные в рамках прикладных разделов экономической науки. Например, методология исчисления показателей финансовой статистики основывается на положениях того раздела экономической науки, в котором изучаются кредит, финансы и денежное обращение. С учетом этих общих, положений экономическая статистика трансформирует их в форму, удобную для количественного измерения соответствующих явлений, привязывает их к конкретным особенностям организации экономики. Например, при определении размеров дефицита государственного бюджета экономическая статистика устанавливает круг государственных учреждений и организаций, доходы и расходы которых должны быть учтены при подсчете дефицита, а также конкретные правила для определения различных. видов поступлений (налоговые, неналоговые) и т. д. Однако во многих случаях качественный анализ экономических процессов полностью зависит от уровня квалификации статистиков, их способности интерпретировать содержание экономических процессов.

Другим методом количественной характеристики изучаемых явлений и процессов, который также основывается на их качественном анализе, являются экономические классификации, предполагающие определение критериев для распределения общей совокупности на однородные группы. Классификации позволяют установить количественные характеристики отдельных групп, их удельный вес. Например, в результате классификации отраслей народного хозяйства можно определить долю отдельных отраслей в экономике, а в результате классификации доходов государственного бюджета — долю отдельных видов налогов в формировании государственного бюджета и т. д. Классификации способствуют упорядочению данных, созданию основы для их кодирования.

Следует отметить, что задачи статистики тесно связаны с социально-политическим устройством, организацией экономического процесса. Например, в недалеком прошлом в СССР одной из основных функций статистики было осуществление контроля за выполнением заданий государственного плана, а также обеспечение органов, ответственных за составление планов, соответствующей исходной информацией. Это предопределяло содержание статистических показателей, так как наблюдение за выполнением плана предполагает методологическое единство плановых и отчетных показателей. В системе статистических показателей основное внимание уделялось показателям производства и использования товаров. Обобщающие показатели, такие, как валовой общественный продукт (ВОП) и национальный доход (НД), исчислялись в рамках баланса народного хозяйства (БНХ) — системы макроэкономической информации, основанной на концепциях марксистской политэкономии и приспособленной к задачам, структуре и механизмам централизованно управляемой экономики. Ввиду того, что в экономике, основанной на общественной собственности на средства производства и централизованном распределении материальных ресурсов, такие инструменты, как прибыль, цена, финансы, играют подчиненную роль, статистике этих рыночных категорий в СССР уделялось второстепенное внимание.

Как было отмечено выше, при переходе к рыночной экономике происходит существенная переориентация (трансформация) деятельности статистических органов, основной задачей которой является введение в статистическую практику показателей и классификаций, предназначенных для описания и анализа рыночной экономики. В новых условиях основное внимание сосредоточивается на обеспечении информацией органов государственного управления для разработки экономической политики, мер по предотвращению негативных тенденций развития рынка (недогрузка производственных мощностей, рост безработицы, инфляция и т. д.), а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой на макроуровне, а также по социальным проблемам.В этих условиях особое внимание уделяется исчислению наиболее общих макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт (ВВП), потребление и накопление, сбережение, показатели занятости и инфляции, дефицита государственного бюджета, денежной массы, доходов населения и др. Значительная часть этих показателей исчисляется в рамках СНС — системы макроэкономических показателей, разработанной для описания и анализа функционирования рыночной экономики.

Хотя статистические органы продолжают наблюдать за производством продукции важнейших отраслей экономики, число позиций значительно меньше, чем в условиях плановой экономики. В некоторых странах мира, например в Германии и Франции, статистические органы изучают заказы, поступающие промышленным предприятиям. Эти показатели имеют большое значение для оценки изменений в экономике и подготовки прогнозов. Проводится также статистическое наблюдение за изменением экономической конъюнктуры.

При развитии внешнеэкономических связей, постепенной интеграции экономики России в мировую экономику не только повышается заинтересованность в надежных статистических данных о внешней торговле, но и возникает необходимость в систематическом изучении всех внешнеэкономических операций резидентов данной страны с остальным миром (в частности, операций с капиталом и финансовыми инструментами). Для этого необходимо составить в статистической практике платежный баланс, стандартная методология составления которого разработана М ВФ. В связи с этим нужно проводить статистическое наблюдение за валютными курсами, анализировать факторы, влияющие на уровень и динамику валютных курсов. Важной функцией статистических органов является проведение сложных расчетов для определения паритетов покупательной способности валют (ППСВ), которые более точно, чем официальные валютные курсы, отражают соотношения между ценами различных стран. ППСВ широко применяются для международных сопоставлений ВВП и его компонентов, они также представляют интерес для центральных банков, на которые возложена задача установления валютного курса и проведения валютной политики.

Актуальной задачей статистики является изучение функционирования фондового и денежного рынков, а также влияния этих рынков на формирование основных макроэкономических показателей. Например, представляет интерес исследование рынка государственных ценных бумаг, операции с которыми в России на современном этапе являются важным источником неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета.

Статистические операции на Руси, как и в других странах, зародились в глубокой древности и были вызваны «жизненными потребностями», прежде всего необходимостью сбора податей с населения. Однако история свидетельствует, что вплоть до 18 в. учетно-статистические операции на Руси носили бессистемный характер.

Вначале 18 в., особенно в период царствования Петра I, в России произошли изменения в развитии производительных сил и в организации системы государственного управления, что в свою очередь привело к расширению учетно-статистических операций.

Высшим центральным руководящим правительственным учреждением страны был Сенат. В нем и сосредоточивались все учетно-статистические данные.

Петр I понимал практическую потребность вразличного рода статистических сведениях для управления государством. В 1718 г. он издал указ, согласно которому к концу 1719 г. должны быть получены так называемые ревизские «сказки» с указанием, сколько в каждой деревне душ мужского пола. Ревизия преследовала чисто фискальные цели, поэтому главное внимание уделялось определению численности только мужского населения, относящегося к податному сословию; о женщинах и неподатных сословиях сведения давались приблизительные. Эта ревизия проходила с большими трудностями и была закончена лишь к 1724 г. Но она положила начало более-менее систематическому учету населения в России.

При Петре I в России был введен и текущий учет населения: регистрация церковью браков, рождений, смертей, а также ведение по приходам списков прихожан (православных), в которых содержались сведения о поле, возрасте, сословии прихожан. Проводился также учет городов и городского населения.

В 1724 г. был издан указ об обязательной регистрации новых фабрик и заводов и отчетности всех действующих фабрик, а также организован учет урожайности, цен на хлеб, налажен учет внешней торговли и пр.

После Петра I в 1732, 1736, 1741 гг. были проведены специальные переписи рабочих с весьма интересной программой. Так, по каждому рабочему учитывались его происхождение, возраст, семейное положение, выполняемая работа, форма и размер заработной платы и др. Эти сведения, как и многие другие, к сожалению, широко не обобщались, а использовались главным образом в оперативных целях. Однако проведение различных учетно-статистических операций способствовало приобретению опыта статистической работы, формированию кадров, разработке программ и организации наблюдения и т. д.

К концу 18 в. собираемые факты уже использовались не только в узко оперативных целях, но и для широкого обобщения, характеристики отдельных сторон социально-экономической жизни.

Изменения в системе государственного управления, естественно, повлекли за собой изменения в системе сбора информации.

В 1802 г. в России создаются министерства, на которые возлагалась обязанность собирать данные по отраслям. В это же время была восстановлена отчетность губерний, направляемая в Министерство внутренних дел (МВД) и содержащая сведения о населении губернии, промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр.

В МВД сведения о губерниях сводились в целом по России. В 1810 г. эта функция обобщения данных была передана Министерству полиции, а в 1811 г. было официально создано Статистическое отделение при Министерстве полиции как центральный орган правительственной статистики. Первым руководителем этого Статистического отделения был академик К.Ф. Герман (1767—1838).

В 1819 г. Министерство полиции было упразднено, а Статистическое отделение было передано в Министерство внутреннихдел, но официально оно лишьв 1834г. было оформлено как Статистическое отделение при МВД. Его начальником (руководителем) был назначен академик К.И. Ар-сеньев (1789—1865) —достойный ученик К. Германа и продолжатель его дела, инициатор создания Русского географического общества (РГО). Он возглавлял Статистическое отделение при МВД с 1835 по 1852 г. Под его руководством создавались губернские статистические комитеты, проводились описания губерний, составлялись и издавались статистические сборники.

В 1852 г. Статистическое отделение было преобразовано в Статистический комитет, а в 1858 г. переименовано в Центральный статистический комитет (ЦСК) при МВД, что, несомненно, было шагом вперед в организации статистической службы в России.

Одновременно с губернскими комитетами после отмены крепостного права в России были созданы земства, при которых образованы статистические бюро, внесшие значительный вклад в развитие статистической науки.

С отменой крепостного права ревизии как источник данных о населении изжили себя и возникла необходимость в организации одномоментной всеобщей переписи населения, как это уже имело место в Европе. Вопрос о проведении всеобщей переписи населения в России поднимался еще в 1857 г. Русским географическим обществом, но решен он был только в 1897 г., и в этом большая заслуга П.П. Семенова. Всеобщая перепись населения России проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 г. Руководил ею непосредственно П.П. Семенов. Перепись прошла успешно. Она явилась результатом тридцатилетних усилий П.П. Семенова для осуществления своей идеи — введения в России точных подсчетов населения как основы государственной статистики. До проведения Всероссийской переписи с 1862 по 1897 г. в России было проведено около ста местных переписей населения. В частности, в 1869 г. по инициативе ЦСК под непосредственным руководством П.П. Семенова была проведена перепись населения г. Петербурга, явившаяся прообразом Всероссийской переписи 1897 г. Семенову принадлежит заслуга обработки материалов Всероссийской переписи (как и Петербургской). Результаты переписи 1897 г. были опубликованы в двух томах Общего свода по Империи, отдельных томах по губерниям и четырем городам: Петербургу, Москве, Одессе, Варшаве.

П.П. Семенов придавал большое значение изданию разных справочных материалов. Под его редакцией издавался сборник ЦСК «Статистический временник Российской Империи». Это был первый русский статистический ежегодник.

Как глава русской правительственной статистики П.П. Семенов участвовал в работе международных статистических конгрессов, что способствовало изучению положительного опыта и перенесению его в практику российской статистики. Придавая большое значение организации статистического дела, П.П. Семенов провел в 1870 г. Первый статистический съезд в России.

Работа ЦСК по проведению статистических исследований продолжалась. В 1900 и 1908 гг. по инициативе и под руководством В.Е. Варзара (1851 — 1940) были проведены две первые переписи промышленности, в 1903 и 1910 гг. — переписи сельскохозяйственных машин и орудий; с 1904 по 1915 гг. ежегодно учитывалась численность скота; в 1916 г. проведена впервые общегосударственная перепись сельскохозяйственных предприятий и т. д.

После революции 1917 г., в июне 1918 г. в России был проведен Первый Всероссийский съезд статистиков, на котором был обсужден проект Положения о государственной статистике, а 25 июля это Положение было подписано, и в соответствии с ним был создан высший орган государственной статистики — Центральное статистическое управление (ЦСУ) на правах народного комиссариата. Первым управляющим ЦСУ был назначен П.И. Попов (1872—1950), имевший практику работы в земствах. В сентябре 1918 г. было утверждено Положение об организации местных статистических учреждений, в соответствии с которым во всех губерниях и уездах были созданы статистические бюро. Так начала функционировать единая централизованная система государственной статистики в России после 1917г.

В условиях гражданской войны и разрухи народного хозяйства в работе органов статистики преобладали специально организованные обследования, различного рода переписи: 1918г. — промышленно-профессио-нальная перепись, 1919 г. — выборочное обследование крестьянских хозяйств, 1920 г. — совместная комплексная перепись населения, промышленности и сельского хозяйства, 1923 г. — городская перепись населения, 1925 г. — Всесоюзное обследование мелкой (нецензовой) и кустарно-ремесленной промышленности.

Наиболее значительными работами ЦСУ в 20-х гг. можно назвать составление баланса народного хозяйства СССР 1923—1924 гг. (под руководством П.И. Попова) и Всесоюзную перепись населения 1926г., результаты которой и в настоящее время не потеряли своего значения и изучаются широким кругом пользователей.

Одновременно с проведением специальных обследований в эти годы налаживался текущий учет на предприятиях, была введена статистическая отчетность как основной источник данных текущей статистики.

В последующие годы органы статистики неоднократно подвергались реорганизации. Так, в 1930 г. ЦСУ было передано в ведение Госплана и в 1931 г. переименовано в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР, чем подчеркивалось подчинение Деятельности органов статистики нуждам планирования.

В 1932 г. были созданы районные и городские инспектуры народнохозяйственного учета, одновременно укреплялся аппарат ведомственной статистики. В ведомствах создавались сектора учета и статистики, которые собирали сведения от подведомственных предприятий для своих нужд и в обобщенном виде направляли отчетность в статистические органы.

В 1940 г. ЦУНХУ снова было преобразовано в ЦСУ при Госплане СССР. Начальником ЦСУ с 1940 по 1975 г. был В.Н. Старовский.

В годы войны деятельность органов государственной статистики как никогда была, направлена на точный и оперативный учет материальных и трудовых ресурсов, выявление возможных резервов. Для решения этой задачи широко применялся особый вид учета — срочные переписи. Всего за годы войны и два послевоенных года было проведено 142 переписи; большинство из них осуществлялись за 7—15 дней, а некоторые и менее чем за 5 дней.

В 1948 г. ЦСУ вышло из состава Госплана и превратилось в самостоятельный орган — ЦСУ при Совете Министров СССР.

В 50-е гг. после ликвидации промышленных министерств (1956 г.) и создания совнархозов роль органов ЦСУ СССР резко возросла, увеличился объем их работы, так как на них возлагалась разработка отчетности по отраслям.

Возросший объем работы по обработке отчетности в органах ЦСУ СССР привел к усиленному развитию механизации и автоматизации статистических работ, созданию вычислительных центров, оснащенных современной электронно-вычислительной техникой, что в свою очередь привело в 70-е гг. к созданию Автоматизированной системы государственной статистики (АСГС) и Автоматизированного банка данных (АБД).

В 1987 г. с целью дальнейшего усовершенствования организации статистики в стране ЦСУ СССР было преобразовано в Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).

В 80-х гг., когда в связи с процессом гласности расширился круг исследуемых явлений и многое из того, что было «закрыто» раньше, стало публиковаться: дефицит госбюджета, младенческая смертность, продолжительность жизни и др., — начался переход от баланса народного хозяйства к международной системе национальных счетов (СНС).

После распада СССР и образования самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).

В Положении о Госкомстате России (1994 г.) сказано, что он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой, а также то, что Госкомстат России, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах, подведомственные предприятия, организации, учебные заведения составляют единую систему государственной статистики.

Согласно Положению основными задачами Госкомстата России являются: предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей международным стандартам; координация статистической деятельности федеральных и территориальных органов исполнительной власти; разработка и анализ экономико-статистической информации; составление национальных счетов, балансовых расчетов.

В соответствии с возложенными на него задачами Госкомстат России организует сбор необходимой информации, ее обработку и хранение; согласовывает программы проведения отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений; обеспечивает функционирование Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), созданного для единого государственного учета всех хозяйствующих субъектов на территории России с присвоением им идентификационных кодов исходя из общероссийских классификаторов; взаимодействует с региональными и отраслевыми информационно-вычислительными системами; внедряет новейшие технологии обработки информации. Кроме того, Госкомстат России выпускает справочные информационно-аналитические издания, издает журналы и др.

Госкомстат России вправе получать государственную отчетность и иные необходимые материалы от всех юридических и других хозяйствующих субъектов; издавать в установленном порядке постановления и инструкции по вопросам статистики и осуществлять контроль за их исполнением; заключать в предусмотренном законодательством порядке договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств; созывать совещания по вопросам статистики; вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: