Сегментация (сегментирование) - процесс разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным признакам, позволяет сконцентрировать средства на наиболее эффективном направлении.
Целевой сегмент (рынок) – сегмент, выбранный в результате исследования рынков сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности.
Как правило, для сегментации рынков потребительских товаров используют следующие критерии:
· Географический (район, регион, область, город, плотность)
· Демографический (возраст, пол, размер семьи, уровень дохода, образование, религия, национальность, род занятий)
· Психографический (тип личности, образ жизни, мораль, социальная группа)
· Поведенческий (регулярность покупок, полезность покупок, готовность к совершению покупки, время признания товара, реакция на изменение условий продажи, рекламу).
При сегментации рынка продукции производственного назначения используются следующие критерии:
· демографический/географический (отрасль, размер
· операционный (технология, обьем требуемых товаров)
· закупочный (организация снабжения, критерий закупок)
· ситуационный (срочность, область применения, размер заказа)
· покупательский (отношение к риску, лояльность)
Сегменты рынка товаров:
· Рынок нетрадиционных товаров
· Рынок биржевых товаров(стандартность потребительских свойств, взаимозаменяемость, хранимость, транспортируемость, дробимость партий)
· Рынок потребительских товаров
· Рынок товаров особого спроса
· Рынок товаров повседневного спроса
· Рынок товаров пассивного интереса
Сегменты рынка услуг:
· Рынок деловых услуг (технических, интеллектуальных, финансовых)
· Рынок социальных услуг (образовательных, медицинских)
10. Миссия и стратегические цели организации.
Миссия – главная цель организации, раскрывающая её философию, предназначение и смысл существования.
Ответственность за разработку миссии лежит на высшем руководстве.
Значение миссии:
1 дает объектам внешней среды общее представление об организации и ее цели
2 способствует созданию корпоративного духа, единению внутри организации
3дает возможность для более эффективного управ. организацией.
Миссия должна разрабатываться с учетом 5-ти факторов:
1. История фирмы
2. Стиль поведения, предпочтение и способ действия собственника и управленческого аппарата
3. Рыночная среда
4. Ресурсы, которые имеются для достижения поставленной цели
5. Деловые способности и возможности
Выбирая и формулируя миссию организации нужно ответить на 3 вопроса: 1 Чем занимаемся? 2 Куда идём? 3 Зачем мы нужны обществу?
Цель – желаемое состояние системы или результат ее деятельности, достигаемый в пределах некоторого интервала времени.
При установлении цели необходимо ответить на 3 вопроса:
1Каких результатов надо достичь? 2Когда необходимо достичь? 3Кто за это отвечает?
Цели зависят от:
1.Специфики фирмы(производство, услуги, торговля)
2.Жизненный цикл фирмы
В настоящее время выделяется 8 ключевых пространств в рамках которых организация определяет свои цели: по Друмеру
1. Положение на рынке; Инновации;Производительность; Ресурсы; Прибыльность; Управленческие аспекты (обеспечение эффективного менеджмента); Персонал;Социальная ответственность.
Критерии качества поставленных целей:
1. Цели должны быть конкретными и измеренными
2. Конкретность горизонта планирования, т.е. наличие краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей;3.Цель должна быть достижима; 4.Цели должны быть гибкими и иметь пространства для корректировок в случае изменения внешней среды.
Процесс установления целей:
1.Выявление и анализ тенденций во внешней среде;2.Установление общеорганизационных целей;3.Построение иерархии целей;4.Установление индивидуальных целей.
Виды целей:
По периодам - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
По важности- стратегические, тактические(промежуточные цели).
Специальных целей: экономические, рыночные, социальные и тд.
Стратегия – генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели.
Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организацию разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
Конечным продуктом стратегического управления являются внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. В предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предусматривают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений.
11. Функции, стадии и механизмы антикризисного управления. Стратегия и тактика антикризисного управления.
Антикризисное управление – это управление, в котором определенным образом поставлено предвидение кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование факторов кризиса для последующего развития.
Сущность АУ
Выражается в следующих постулатах:
1.Кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
2.Кризисы можно ускорять, предварять, отодвигать;
3.К кризисам необходимо готовиться;
4.Кризисы можно смягчать;
5.Управление в условиях кризиса требует специальных знаний;
6.кризисы управляемы
7.Управление кризисом способно снизить отрицательные последствия кризиса;
Функции АУ
1.Предкризисное управление;
2.Управление в условиях кризиса;
3.Управление процессом выхода из кризиса;
4.Минимизация потерь от кризиса;
5.Своевременное принятие решений;
Стадии АУ
1. Стадия досудебной санации (оздоровление);
На этой стадии решается стратегический вопрос предупреждения банкротства предприятий. Проводится мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятий. Эта стадия предшествует судебным процедурам банкротства.
2.Стадия судебных процедур банкротства (несостоятельности);
В соответствии с ФЗ № 127 эта стадия состоит из 5 процедур банкротства:
- наблюдение (цель стадии – поставить заслон практики руководства предприятия передавать имущество в другие структуры)
- финансовое оздоровление (предусматривается возможность для предприятия-должника получить отсрочку или рассрочку уплаты долгов на 2 года)
- внешнее управление (состоит как в удовлетворении требований кредиторов, так и в восстановлении платежеспособности кризисного предприятия, а также в восстановлении производства. АУ в этот период эффективно, если оно осуществляется специалистами высокого класса.)
- конкурсное производство (заключается в обеспечении максимального удовлетворении требований кредитов, при этом, как правило, предприятие ликвидируется)
- мировое соглашение (оно может быть достигнуто между должниками и кредиторами на любой стадии АУ)
Стратегия и тактика АУ
В настоящее время в результате глубокого экономического кризиса в РФ число убыточных предприятий составляет 80%. В результате этого неплатежи предприятий достигли астрономической величины, более 800 трлн. руб. Даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране не будет не платежеспособных предприятий. Даже в развитых западных государствах ежегодно регистрируется 50-60 тыс. банкротств, поэтому необходимо проводить антикризисное управление на предприятии и правильно выбирать стратегию АУ.
Виды стратегий АУ:
1. Стратегия выживания
2. Стратегия развития
3. Конкурсная стратегия
Экономический кризис выдвигает на первое место из перечисленных стратегий стратегию выживания, т.к.необходимо сохранить производство на должном уровне, сохранить технологию производства, а также кадры предприятия. Предпочтительно выбирать многовариантные стратегии, но в любом случаи при выборе любой стратегии предполагается совершенствование организации, стратегии управления с целью повышения управляемости предпринимательской деятельности.
Тактика АУ
Как правило для реализации выбранной стратегии необходимы следующие мероприятия по выходу из экономического кризиса:
1. Сокращение расходов ан предприятии
2. Закрытие нерентабельных производств
3. Сокращение персонала
4. Уменьшение объема производства и сбыт
5. Активные маркетинговые исследования
6. Повышение цен на производимую продукцию
7. Выявление и использование внутренних резервов предприятия
8. Получение кредитов, в т.ч. иностранных
9. Укрепление трудовой и организационной дисциплин
Т.о правильно выбранная стратегия АУ позволяет сделать деятельность предприятия-банкрота рентабельным, а само предприятие финансово привлекательным и динамичным.