Подписи сторон

От Продавца__________________ От Покупателя

(должность, (должность,

наименование организации) наименование организации)
________________ И. О.Фамилия __________^_ И.О.Фамилия

(подпись) (подпись)

Печать Печать

После заключения договора оптовой купли-продажи то­варов предприятие-продавец должно организовать четкий контроль за его выполнением, что также является одним из важных элементов коммерческой работы по оптовой продаже товаров. Четко налаженный контроль за выпол-. нением договоров оптовой купли-продажи позволяет тор-


говому предприятию своевременно исполнять свои обяза­тельства, что очень важно для поддержания долговремен­ных коммерческих отношений со своими клиентами.

5.3. Методы оптовой продажи товаров

Операции, связанные с оптовой продажей товаров, со­ставляют значительную часть коммерческой работы опто­вых предприятий, которая направлена на выполнение ими одной из основных функций оптовой торговли — органи­зацию товароснабжения розничной торговой сети. При этом важное значение имеет выбор наиболее рациональ­ной формы товародвижения.

При складской форме товародвижения оптовая прода­жа товаров осуществляется со складов, что позволяет про­изводить предварительную подсортировку товаров и в нужном ассортименте предлагать их оптовым покупателям (в основном розничным торговым предприятиям).

Наиболее распространенными методами оптовой про­дажи товаров со складов является продажа товаров:

• с личной отборкой;

• по письменным, телеграфным, телефонным и другим заявкам;

• через передвижные склады и разъездных товарове­дов;

• через передвижные комнаты товарных образцов.
Продажа товаров с личной отборкой представителем

розничной торговой организации или предприятия прак­тикуется по товарам сложного ассортимента. Отборка то­варов осуществляется в залах товарных образцов. Здесь представляется возможность детально ознакомиться с име­ющимся на базе ассортиментом товаров путем осмотра то­варных образцов, изучения каталогов. В залах товарных


образцов выставляются швейные и трикотажные изделия, ткани, головные уборы и многие другие непродовольст­венные и продовольственные товары. Товары размещают по группам и подгруппам. Хорошо известные, а также крупногабаритные товары в зале товарных образцов не) демонстрируют, на них должны быть списки о наличии Щ каталоги.

Для размещения товаров в зале товарных образцов ис­пользуют пристенные и островные горки, демонстрацион­ные стенды, прилавки-витрины. Выложенные на них об­разцы товаров должны быть снабжены ярлыками с указа-*) нием названия изделия, цены, артикула, а также наимено-1 вания предприятия-изготовителя.

В зале товарных образцов размещаются и рабочие места коммерсантов, занимающихся оптовой реализацией това­ров. Они консультируют покупателей, принимают от них, заявки на завоз товаров, оформляют отборочные листы или1 счета-фактуры, изучают спрос оптовых покупателей.

Иногда покупатели знакомятся с образцами товаров не! посредственно на складах. Однако такая форма личной отборки товаров не всегда оправдывает себя, так как соз-| даются неудобства в работе складского персонала и за-| трудняется процесс отборки товаров покупателем.

Продажа товаров по письменным, телеграфным,, тёк лефонным и другим заявкам применяется в том случае,] когда личное знакомство с образцами товаров не требует-1 ся. Этот метод оптовой продажи товаров особенно удобен при широком использовании централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть.

Для облегчения работы по составлению в магазинах]
заявок на завоз товаров и упрощения их обработки на оп­
товых предприятиях базы осуществляют предварительную
рассылку бланков заявок. |

Коммерсанты, занимающиеся оптовой продажей това-| ров, регистрируют заявки покупателей в специальном жур~ |


нале, проверяют их с точки зрения соответствия заключен­ному договору, уточняют и оформляют отборочный лист и счет-фактуру. Если на базе отсутствуют заказываемые то­вары, то она должна известить об этом покупателя и пред­ложить ему взаимозаменяемые товары.

В телеграфных, телефонных и телефаксных заявках со­держатся те же реквизиты, что и в письменных. На них распространяется такой же порядок приема и исполнения, что и на письменные заявки.

Продажа товаров может производиться и через пере­движные склады и разъездных товароведов.

Передвижные склады оборудуются на базе крытых ав­томашин. Их загружают товарами в соответствии с товар­ным ассортиментом магазинов, в которые осуществляется завоз товаров. Работники магазинов знакомятся с предла­гаемым ассортиментом товаров, определяют потребность в них. Кладовщик, сопровождающий склад, оформляет счет-фактуру и отпускает выписанные товары. Используют пе­редвижные склады при товароснабжении отдаленных не­больших розничных торговых предприятий, освобождая при этом работников магазинов от необходимости поездок на оптовые базы и значительно ускоряя доставку товаров на предприятия розничной торговли. Завоз товаров в ма­газины производится в соответствии с заранее разрабо­танными графиками.

С помощью разъездных товароведов (коммивояжеров) можно предложить магазинам многие непродовольственные и продовольственные товары. Для этого разъездные товаро-ВеДЬ1 направляются на розничные торговые предприятия, гДе они знакомятся с ассортиментом товаров, выявляют не­достающие и принимают на них заявки. Товароведы обес­печиваются альбомами, каталогами и проспектами на то-aPbi, имеющиеся на складе.

Передвижные комнаты товарных образцов — специ­ально оборудованные автомашины, укомплектованные не-


обходимыми товарными образцами, каталогами, альбома­ми. За комнатой товарных образцов закрепляется товаро­вед, в обязанности которого входят знакомство работни­ков магазинов с образцами товаров, оказание им помощи в подборе необходимых товаров, прием заявок на их завоз.

Наряду с продажей товаров оптовые предприятия ока-j зывают своим клиентам оптовые торговые услуги, кото­рые по своему назначению подразделяются на техно­логические (хранение, подсортировка товаров, их транспортировка и т. д.), коммерческие (помощь в рекламе товаров и услуг, предоставление информации и т. д.) и организационно-консультатив­ные (консультации по вопросам проведения маркетинго­вых исследований и т. д.).

В последние годы все большее развитие получает про-*, дажа товаров на оптовых рынках.

Ежегодно расширяется сеть оптовых продовольственны» рынков, где в качестве продавцов выступают товаропроиз­водители и оптовые коммерческие структуры, в качестве покупателей — предприятия розничной торговли, мелкооп­товые коммерческие структуры и другие покупатели.

Оптовый рынок позволяет решать следующие задачи:

1. Ускоряется и упрощается процесс продвижения то-; варов к потребителям, так как они концентрируются в од­ном месте.

2. Всем товаровладельцам и оптовым покупателям пре­доставляется право равного и свободного доступа на кон­курентный рынок. Наличие объективной информации о спросе и предложении товаров позволяет сформировать реальные рыночные цены на них с тенденцией на их об­щее снижение.

3. Осуществление экспертизы и сертификации продук-: ции способствует повышению безопасности и качества реализуемого сельскохозяйственного сырья и продовольст­венных товаров.


4. Он является удобным местом для организации товар-Hbix интервенций и стабилизационных закупок, размеще­ния на конкурсной основе заказов на закупку и поставку продовольствия среди хозяйствующих субъектов для фор­мирования продовольственных фондов. Это дает возмож­ность развивать систему поддержки товаропроизводите­лей при реализации товаров, применяя гарантированные минимальные цены.

В целом все это будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства как в сфере производст­ва, так и в сфере розничной торговли.

При размещении оптовых рынков учитывают следую­щие основные факторы:

размер зоны обслуживания, в границах которой нахо­дится достаточное количество потенциальных пользовате­лей услугами рынка;

наличие развитой транспортной инфраструктуры (авто­дороги, железные дороги и т. д.);

возможность расширения земельного участка в связи с ростом торговой активности рынка.

Оптовые рынки, в зависимости от ассортимента реали­зуемых товаров, могут быть специализирован-н ы е, реализующие товары отдельных групп, и уни­версальные, реализующие товары нескольких товар­ных групп.

Для обеспечения функционирования оптовых рынков на них создаются общесистемные службы, основными за­дачами которых является транспортное обслуживание, информационное обеспечение, сертификация и контроль качества продукции.

Торги на оптовом рынке осуществляются в торговом за­ле, который разделен на товарные секции. Каждая товар­ная секция предоставляется одному оптовому торговцу.

Для хранения товарных запасов оптовые рынки распо­лагают специально оборудованными помещениями.


Взаимоотношения между продавцами и покупателями на оптовом рынке регулируются гражданским законода-^ тельством. При этом признается равенство участников хо­зяйственных отношений, неприкосновенность их собст-3 венности, свобода заключения договора купли-продажи. Не допускается вмешательство администрации оптового рынка в коммерческую деятельность операторов. В ее обя­занность входит обеспечение соблюдения установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификации их участников. Работники оптового рынка, обслуживающие торговый процесс, не имеют права осуществлять торговые сделки.

Оптовый рынок предоставляет возможность осуществ! лять сделки на основе:

долгосрочного договора аренды торгового места;

краткосрочного договора аренды;

ежедневной оптовой торговли с ежедневной оплатой том гового места.

На оптовом рынке имеют право осуществлять торговлю: оптовые продавцы, зарегистрированные на нем и имею­щие лицензию на ведение торговой деятельности, серти­фикаты качества на реализуемые товары, а также доку­менты, подтверждающие медицинское освидетельство­вание продавцов.

Оптовый торговец обязан выполнять установленные пра­вила торговли и распорядок работы рынка, а также сани­тарные и противопожарные требования. Он должен иметь торговую марку и хорошо оформленную витрину.

Подбор формы торгов на оптовом рынке определяете^ собственником товара, если иное не предусмотрено зако­ном.

Экономическая эффективность функционирования оп­товых рынков обеспечивается за счет снижения потерь # расходов в системе распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сокращения разницы между от-


грускной ценой производителя продукции и ее розничной пеной. При этом важное значение имеет повышение эф­фективности общей системы снабжения и распределения Продовольствия в крупных городах, промышленных цен­трах и отдельных регионах страны.

Вместе с тем, как показывает мировой опыт, создание оптовых рынков — это лишь первый и необходимый этап структурной перестройки каналов товародвижения. Даль­нейшее их развитие идет в направлении углубления спе­циализации и укрупнения. Затем следует переход к тор­говле по образцам и к совершению сделок со стандартизи­рованной продукцией.

На мелкооптовых покупателей (розничных торговцев, владельцев мелкорозничных торговых предприятий и т. д.) рассчитаны мелкооптовые магазины «cash & carry».

Можно назвать четыре следующих основных взаимосвя­занных принципа функционирования этих магазинов:

1) прямой доступ клиента к товару;

2) оплата только наличными;

3) оптовые цены на мелкооптовые партии товаров;

4) самостоятельная погрузка товара клиентом.

В магазинах «cash & carry» товары разложены на стел­лажах. К ним имеется свободный доступ покупателей. Это позволяет покупателю самостоятельно ознакомиться с то­варами, имеющимися в продаже.

Оплата за приобретенный товар наличными ускоряет процесс его продажи и позволяет продавцу без задержки использовать выручку.

Очень важным принципом функционирования мелко­оптового магазина этого типа является установление опто­вых цен на мелкооптовые партии товаров. Это обеспечи­вается за счет того, что такие магазины не размещают в престижных районах с дорогой арендной платой за поме­щения, а также за счет минимальных накладных расходов.





Тесно связан с предыдущим и принцип — самостоя­тельная погрузка товара клиентом, что также позволяет магазину обеспечить соответствующую экономию и под­держание цен на сравнительно низком уровне.

Естественно, что к магазину должны вести хорошие подъ-| ездные пути. Он должен располагать достаточным местом для бесплатной парковки автомобилей покупателей. Необхо­димо, чтобы такой магазин работал без выходных дней и имел как можно большую продолжительность рабочего дня. Он должен иметь зал или отдел, где покупатель мог бы про­извести розничную покупку товаров.

Чаще всего мелкооптовые магазины торгуют продоволь-] ственными товарами. Вместе с тем, уже встречаются ма­газины «cash & carry», торгующие компьютерной техникой, парфюмерно-косметическими товарами, бытовой химией и галантереей.

5.4. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров

Как уже отмечалось, коммерческая деятельность на пред-) приятиях розничной торговли имеет свою специфику, кото­рая проявляется на всех ее этапах. Это связано прежде всего с тем, что розничный рынокэто потребительский рынок, где покупатели приобретают товары и услуги для лично­го потребления. Здесь представлено огромное количество отличающихся друг от друга по уровню доходов и потреб­ления, социальному положению, образованию и другим признакам покупателей.

Естественно, что эти обстоятельства должны учитывать работники розничных торговых предприятий в своей ком­мерческой деятельности, так как именно в магазинах И других пунктах розничной продажи осуществляется при"


знание или непризнание товара или услуги конечным по­требителем.

Успех коммерческой деятельности в розничной торговле во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно работники смогут разобраться в требованиях покупателей и удовлетворить их, от применяемых методов продажи, состояния и размещения розничной торговой се­ти и других факторов.

Для того чтобы обеспечить успешную реализацию това­ров конечным потребителям, на розничных торговых пред­приятиях должна проводиться повседневная работа по изучению и прогнозированию покупательского спроса на­селения. С этой целью в магазинах должен быть организо­ван учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, а также регистрация неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров. Учитывая, что эта работа доста­точно сложная и трудоемкая, учет движения товаров ши­рокого ассортимента возможен лишь на основе использо­вания современной компьютерной техники (кассовых терминалов и т. п.).

Для стимулирования сбыта товаров должны широко ис­пользоваться различные виды и средства рекламы.

Наиболее ответственным является завершающий этап коммерческой работы, который осуществляется на стадии розничной купли-продажи товаров. При этом розничное торговое предприятие по договору розничной купли-продажи обязуется передать покупателю товар, предна­значенный для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи является пуб­личным договором. Это означает, что розничное торговое предприятие обязано продавать товары каждому, Не оказывая предпочтения одному покупателю перед дру­гим. Он считается заключенным в надлежащей форме с


момента выдачи продавцом покупателю кассового либо товарного чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В то же время, отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссы­латься на свидетельские показания в подтверждение за­ключения договора и его условий.

Публичной офертой заключения договора розничной купли-продажи является реклама товаров в раз­личных ее формах. Выложенные в месте продажи (на при­лавках, в витринах и т. д.) товары, другие способы демон­страции образцов рекламируемых товаров, предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов и т. п.) в месте их продажи — все это признается публичной офертой, независимо от того, указаны ли цена и другие су­щественные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Розничное торговое предприятие обязано предоставить покупателю необходимую достоверную информацию о то­варе, предлагаемом к продаже. Покупатель вправе до по­купки осмотреть товар, потребовать проведения в его при­сутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования, если это не исключено ввиду характера то­вара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Продавец, не предоставивший покупателю воз­можность получить соответствующую информацию о то­варе, несет ответственность за недостатки товара, пере­данного покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Покупатель с продавцом вправе определить срок, в те­чение которого товар не может быть продан другому поку­пателю.

Договор розничной купли-продажи может быть заклю­чен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцам. В этом случае он счи-


тается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя.

Если продажа товаров производится через автоматы, то владелец автоматов должен донести до покупателя сведе­ния о продавце товаров (фирменном наименовании про­давца, месте его нахождения, режиме работы), а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения этих товаров. Эти сведения должны быть нанесены на автоматы или вывешены в месте, где распо­ложены автоматы.

Розничная купля-продажа может осуществляться с ус­ловием о доставке товаров покупателям. В этом случае до­говор считается исполненным с момента вручения товара покупателю или любому лицу, предъявившему квитанцию либо иной документ, свидетельствующий о заключении до­говора или об оформлении доставки товара.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной куп­ли-продажи. Если договором предусмотрена предвари­тельная оплата товара, отказ от оплаты покупателем това­ра в установленный договором срок признается отказом покупателя от договора.

Договором розничной купли-продажи может быть пре­дусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товаров в кредит).

Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с мо­мента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объяв­ленных продавцом, на аналогичный товар других разме­ров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплекта­ции, произведя в случае разницы в цене соответствующий Перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена т°вара покупатель вправе возвратить продавцу приобре-


тенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму.

Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употребле­нии, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Следует также иметь в виду, что отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-граж­данина регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федера­ции «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, о которых речь идет в специальных главах учеб­ника.

Одной из важных задач коммерческой деятельности! розничных торговых предприятий является обеспечение ими своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупате­лям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ас­сортименте, в необходимые сроки и на более выгодных ус­ловиях, чем у конкурентов.

Поэтому, оценивая свою конкурентоспособность и кон-J курентные позиции на розничном рынке, торговое пред­приятие должно выявить, сколько реальных и потенциаль­ных конкурентов оно имеет, информацию о них, их пози­цию на рынке и т. д.

Для того чтобы обеспечить высокую эффективность ра­боты торгового предприятия, а также увеличение объемов продажи товаров, необходимо использовать различные формы активизации и стимулирования сбыта. В частно­сти, активизации продажи товаров во многом способству­ет торговля через мелкорозничные предприятия, автомага­зины, суда-магазины, магазины-вагоны, а также организа­ция и проведение ярмарок, выставок-продаж.

В розничной торговле можно выделить ценовые и неце­новые средства стимулирования продажи товаров.


К ценовым средствам стимулирования относят распро­дажу по сниженным ценам, систему премий, продажу то­варов в кредит на льготных условиях.

К неценовым средствам увеличения продажи необходи­мо отнести высококачественную упаковку и рекламное оформление, рациональное размещение и выкладку това­ров в торговом зале магазина, предложение разнообразных дополнительных услуг покупателям.


ГЛАВА б

ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

6.1. Роль бирж

в развитии рыночной экономики,

их классификация

Товарная биржа является организованным рынком, так как представляет собой форму организации торговли то­варами по заранее установленным правилам. Основными ее характеристиками являются:

• регулярность торговли в строго определенном месте;

• унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки;

• ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов;

• заключение сделок с поставкой товаров как со скла­да, так и в будущем;

• котировка цен;

• арбитражное урегулирование споров;

• информационная деятельность и др.

Товарная биржа связывает свободно хозяйствующих предпринимателей с производством. Самостоятельно хо­зяйствующие субъекты встречаются здесь для того, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию и, с другой стороны, чтобы удовлетворить свой спрос. Процесс купли-продажи на бирже осуществляется через посредников по


ценам, зависящим от спроса и предложения. Она служит местом урегулирования рыночных цен, коммерческой ин­формации о состоянии рынка и способствует ускоренному продвижению товара из сферы материального производ­ства в сферу потребления.

Товарная биржа сама не осуществляет торгово-посред-ническую деятельность. Она создает для посреднической деятельности необходимые условия, а торговлю ведут бро­керские конторы и брокеры.

Правовым документом, регламентирующим деятельность товарных бирж в Российской Федерации, является Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле», введенный в действие с 1 марта 1992 года.

Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринима­тельства создана Комиссия по товарным биржам. В ее со­став включены представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, а также представители биржевых союзов и других общественных объединений предпринимателей, эксперты. Основными функциями Комиссии по товарным биржам яв­ляются:

• выдача лицензий на организацию биржевой торговли;

• осуществление лицензирования биржевых посредни­ков и биржевых брокеров;

• контроль над соблюдением законодательства о биржах;

• организация изучения деятельности и развития бирж;

• разработка методических рекомендаций по подго­товке биржевых документов;

• рассмотрение жалоб участников биржевой торговли;

• разработка и представление в законодательные орга­ны предложений по совершенствованию законода­тельства о товарных биржах.


Комиссия по товарным биржам имеет право приостано­вить или аннулировать действие лицензии, если биржа на­рушает законодательство, а также применить к ней или биржевому посреднику санкции. Она вправе назначать Государственного комиссара на биржу, организовывать аудиторские проверки деятельности бирж, требовать от биржи представления учетной документации.

Выдача лицензии осуществляется на основе следующих документов, представляемых в Комиссию по товарным бир­жам: заполненного по установленной форме заявления; уста­ва биржи; учредительного договора; свидетельства о госу­дарственной регистрации; правил торговли на бирже; доку­мента, подтверждающего перечисление требуемого мини­мального размера уставного капитала биржи в соответствии с порядком, предусмотренным для ее организационно-пра­вовой формы; ордера на помещение для проведения торгов или соответствующего договора аренды на это помещение; списка учредителей и распределения между ними долей (в процентах) в уставном капитале биржи с указанием для фи­зических лиц их должностей.

Решение о выдаче лицензии должно быть принято в те­чение двух месяцев. Если комиссия отказывает в выдаче лицензии, то при повторном обращении решение о выдаче лицензии должно быть принято в течение месяца со дня получения повторного заявления.

Функционирование товарных бирж осуществляется на основе устава, в котором, в соответствии с законом «О то­варных биржах и биржевой торговле», должны быть опре­делены:

• структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;

• размер уставного капитала;

• перечейь и порядок формирования постоянных фон­дов;

• максимальное количество членов биржи;
134


• порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;

• права и обязанности членов биржи и других участ­ников биржевой торговли;

• порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельно­сти биржи, ее филиалов и других обособленных под­разделений.

Одним из важных внутрибиржевых нормативных актов являются правила биржевой торговли. В них должны быть определены:

порядок проведения биржевых торгов;

виды биржевых сделок;

наименования товарных секций;

перечень основных структурных подразделений биржи;

порядок информирования участников биржевой тор­говли о предстоящих биржевых торгах;

порядок регистрации и учета биржевых сделок;

порядок котировки цен биржевых товаров;

порядок информирования участников биржевой тор­говли о биржевых сделках на существующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котиров­ке биржевых цен;

порядок информирования членов биржи и других уча­стников биржевой торговли о товарных рынках и рыноч­ной конъюнктуре биржевых товаров;

меры по контролю над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого повышения или за­нижения цен, сговора или распространения ложных слухов с Целью воздействия на цены;

перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются Штрафы с участников биржевой торговли, а также разме­ра штрафов и порядок их взимания;

размеры отчислений, сборов, тарифов и других плате­жей и порядок их взимания биржей.


В правилах биржевой торговли находят отражение ц другие вопросы.

Классифицируются биржи по следующим основным признакам:

• организационно-правовому статусу;

• месту и роли в мировой торговле;

• виду биржевых товаров;

• масштабу действия;

• характеру деятельности;

• характеру биржевых операций;

• степени участия посетителей в биржевых торгах;

• форме биржевой торговли.

В зависимости от организационно-правового статуса биржи подразделяются на государственные, частные, сме­шанные, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.

Государственные, или публично-пра-1 в о в ы е, биржи функционируют под государственным кон­тролем, их членом может стать любой предприниматель, включенный в национальный торговый реестр и имеющий определенный размер товарооборота. Совершать операции на такой бирже можно также, приобретая разовые билеты.

На частных биржах действуют только члены биржевой корпорации. Высшим управленческим органом здесь является совет директоров.

Смешанные биржи являются биржами полу-1 закрытого типа. Их деятельность всесторонне регламенти­руется государством. Участники биржевой торговли объе­динены в корпорацию. Из числа участников биржевой торговли избирается биржевой комитет, который строго подчиняется правительственному органу.

Созданные в виде акционерных обществ биржи могут быть зарегистрированы как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. |


Ассоциации представляют собой добровольное объединение биржи и физических лиц в области биржевой торговли.

По месту и роли в мировой торговле различают между­народные, национальные (федеральные) и региональные биржи.

По виду биржевых товаров товарные биржи подразде­ляют на биржи реального товара и фьючерсные биржи (см. деление бирж по характеру биржевых операций).

По масштабу действия биржи делятся на центральные, межрегиональные и локальные (региональные и местные), которые обслуживают соответствующий круг участников.

В зависимости от характера деятельности различают специализированные и универсальные биржи, организую­щие торговлю соответственно узким или более широким кругом товаров.

С учетом характера биржевых операций принято вы­делять биржи реального товара, фьючерсные и смешанные (в том числе электронные).

На биржах реального товара продажа кон­трактов сопровождается, как правило, последующей постав­кой товаров.

На фьючерсных биржах в основном прода­ют контракты о реализации товаров, которые будут про­изведены в будущем периоде.

На смешанных биржах осуществляются сдел­ки с реальным товаром с немедленной поставкой, сделки на реальный товар с поставкой в будущем. К этой группе бирж: относят и электронные биржи, на которых для подбора по­купателей и продавцов применяют алгоритм «цена/время».

По степени участия в биржевых торгах биржи подраз­деляют на открытые и закрытые. В торгах на о т к р ы -Tbix биржах помимо посредников участвуют и посе-тители. На закрытых биржах в торгах участвуют тОлько биржевые посредники (брокеры, дилеры и т. д.).


В зависимости от формы биржевой торговли различа­ют коммерческие и некоммерческие биржи.

Обычно биржи создаются учредителями и членами бирж для облегчения проведения коммерческих операций, для об­служивания потребностей учредителей и членов бирж, за­нимающихся торговлей.

В Российской Федерации появилась необходимость в| коммерческой деятельности бирж:, с тем чтобы обеспечи­вать дивиденды своим членам. Особенно это было харак­терно для начала 1990-х годов.

6.2. Органы управления

и структурные подразделения

товарных бирж

Органами управления товарной биржи являются:

общее собрание членов биржи (пайщиков) и учредите-] лей;

биржевой комитет (совет директоров);

исполнительная дирекция.

Общее собрание членов биржи и учредителей является] высшим органом управления биржи. Оно утверждает ус­тав биржи, положение о страховании сделок на бирже и другие документы, а также вносит в них изменения и до­полнения. В его компетенцию также входит:

рассмотрение и утверждение правил, периодичности и регламента проведения общего собрания и других бирже­вых собраний;

рассмотрение и утверждение положений, правил, инст­рукций и других документов, регламентирующих деятель­ность подразделений биржи;

рассмотрение жалоб и заявлений, касающихся работы совета директоров, генерального директора биржи и др.;


установление размеров вступительного и ежегодных членских взносов, уплачиваемых членами биржи, размера биржевого сбора со сделок, входной платы с посетителей, платы за услуги, оказываемые биржей, а также порядка взимания штрафных санкций за нарушение правил бир­жевой торговли;

выборы членов биржевого комитета и его председателя, членов ревизионной комиссии и ее председателя, арбит­ражной комиссии и ее председателя, а также установление срока действия перечисленных органов и освобождение их членов от выполняемых обязанностей;

рассмотрение и решение вопросов об исключении и принятии членов биржи;

рассмотрение заявлений о нарушении биржевым коми­тетом решений и правил, установленных биржей;

одобрение или отмена решений биржевого комитета;

внесение предложений об изменениях и дополнениях в документы, регламентирующие деятельность бирж;

рассмотрение и утверждение годовых отчетов биржево­го комитета о хозяйственно-финансовой деятельности бир­жи, отчетов ревизионной комиссии, а также отчетов о дея­тельности подразделений биржи.

Для принятия решения общего собрания необходимо, чтобы за него проголосовало квалифицированное боль­шинство учредителей и простое большинство присутст­вующих членов биржи.

Руководство биржей в период между общими собра­ниями ее членов осуществляет биржевой комитет (совет Директоров, биржевой совет). Он избирается на срок, уста­навливаемый общим собранием членов биржи. Члены бир­жевого комитета, а также председатель и его заместители избираются на основе персонального обсуждения каждой Кандидатуры. В его состав могут быть избраны полномоч­ные представители организаций и граждане, не являю­щиеся членами биржи, на которых возлагается выполнение


функций, требующих специальных знаний. Члены биржево­го комитета работают на общественных началах.

Биржевой комитет контролирует деятельность правле­ния биржи, а также распоряжается финансовыми средст­вами и прочим ее имуществом. Он осуществляет предста­вительство в государственных и иных организациях по всем делам биржи. В его компетенцию также входит: при­остановление деятельности членов биржи, нарушивших ее правила, прием в качестве временных (до утверждения общим собранием) новых членов; создание необходимых подразделений биржи, функционирующих на обществен­ных началах; реализация решений и постановлений обще­го собрания учредителей и членов биржи; осуществление контроля за соблюдением правил биржевой торговли его участниками и другие функции.

Для принятия решения необходимо, чтобы за него прого-| лосовало простое большинство членов биржевого комитета.

В период между заседаниями биржевого комитета об­щее руководство деятельностью биржи осуществляют председатель биржевого комитета и его заместители, пра­ва и ответственность которых определяются общим собра­нием учредителей и членов биржи.

В качестве исполнительного органа биржевой комитет создает исполнительную дирекцию, исполняющую функ­ции, не вошедшие в компетенцию общего собрания пай­щиков и биржевого комитета. Управляющий и сотрудники этого органа управления не являются членами биржи й| работают по найму.

К числу важнейших функций исполнительной дирекций] относятся:

текущее руководство комиссиями (отделами) биржи;

организация и ведение учета и отчетности, а также хо­зяйственно-финансовое обеспечение деятельности биржи;

организация публикаций биржевой коммерческой *иИ формации, рекламы деятельности биржи;


распоряжение финансовыми средствами и прочим иму­ществом биржи;

организация проверки соответствия стандартам образ­цов продукции, реализуемой или обмениваемой на бирже, проведение экспертизы, а в необходимых случаях — лабо­раторных анализов и контрольных испытаний;

организация оказания участникам биржевых торгов информационно-коммерческих, рекламных и консульта­ционных услуг, обеспечение их необходимыми средствами оргтехники и связи;

осуществление контроля за соблюдением участниками биржевых торгов, посетителями и гостями установленных биржей правил и другие функции.

Функционирование биржи осуществляется с помощью ее структурных подразделений (комиссий, комитетов, от­делов).

Так, заявки на принятие в члены биржи рассматривает комиссия по приему в члены биржи. Она также осуществ­ляет анализ хозяйственно-финансового положения пред­приятий или организаций, изъявивших желание вступить в члены биржи, готовит предложения о приеме новых чле­нов биржи.

Арбитражная комиссия занимается оформлением кон­трактов по сделкам, контролирует правильность оформле­ния сделок. Она заслушивает, расследует и урегулирует спорные вопросы, возникающие между членами биржи, а также между клиентами в процессе заключения и испол­нения сделок. В ее компетенцию входит также рассмотре­ние споров по качеству, срокам исполнения приказов кли­ентов, срокам поставки и др. Однако она не наделена Правом принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта.

Главная задача контрольной комиссии состоит в подго­товке к публикации биржевых котировок и анализе движе­ния цен. В ее состав кроме членов биржи входят эксперты.





Ревизионная комиссия осуществляет ревизию финансо­вой деятельности биржи, готовит материалы о результатах ревизий для заслушивания на общем собрании учредите­лей и членов биржи. Она также анализирует администра­тивно-хозяйственную деятельность биржи и вносит пред­ложения по ее совершенствованию.

Очень важную функцию выполняет комиссия по дело­вым операциям, которая расследует случаи манипулирова­ния ценами, придерживания товаров и др.

Комиссия по торговой (деловой) этике контролирует со­блюдение участниками биржевых торгов, сотрудниками, членами и посетителями биржи правил биржевой торговли и других правил, установленных биржей.

В компетенцию наблюдательного комитета входит рас­смотрение споров и вынесение решений по дисциплинарным вопросам, передаваемым ему комиссией по торговой этике.

Потенциальные возможности торговли новыми товара­ми на бирже изучает комитет по новым товарам.

Комитет по торговому залу следит за работой броке­ров при заключении сделок в биржевом кольце. Он может наказать члена биржи за нарушение правил поведения в биржевом кольце.

Основными функциями отдела биржевых товаров и его товарных секций являются: изучение и анализ материалов изучения спроса и конъюнктуры рынка товаров, реали­зуемых через биржу; контроль за качеством реализуемых товаров; анализ потребительских свойств новых видов то­варов и возможного рынка их сбыта; консультирование покупателей о свойствах товаров и т. д.

Отдел регистрации и контроля за исполнением бирже­вых сделок занимается регистрацией биржевых сделок по купле-продаже и обмену продукции производственно-технического назначения и контролирует ход их исполне­ния. Он также готовит для котировальной комиссии мате­риалы по заключенным биржевым сделкам.


Проведение взаимных расчетов между брокерскими фирмами и биржей обеспечивает отдел расчетов по биржевым сделкам или расчетная палата. Сюда поступа­ют сведения обо всех заключенных сделках. Он взимает комиссионные за совершенные сделки, собирает с клиен­тов страховые платежи, регистрирует закрытие сделок клиентом.

Транспортно-тарифный отдел оформляет расчеты за доставку грузов, организует и обеспечивает доставку ку­пленных на бирже товаров до места нахождения покупа­теля.

Основными функциями отдела организации и обеспе­чения биржевой торговли являются: содержание бирже­вого зала в надлежащем состоянии; обеспечение членов биржи и посетителей всем необходимым для заключения сделок.

Изысканием путей повышения эффективности и каче­ства работы биржи занимается отдел совершенствования биржевой торговли.

К числу других структурных подразделений товарной биржи относятся административно-хозяйственный отдел складского хозяйства и биржевой музей.

Биржевые торги осуществляются в биржевом зале, ко­торый разделен на секции, в каждой из которых ведется торговля только соответствующим товаром.

Место, где разрешено заключать биржевые сделки, на­зывается биржевой ямой. Эта часть торгового зала биржи находится на более низком уровне, чем пол всего зала.

Работу по информационному обслуживанию членов и посетителей биржи осуществляет информационно-справоч­ный центр.

Оперативная работа биржи обеспечивается с помощью Электронно-вычислительной системы, информационного табло, а также телефонной и других видов связи.


6.3. Организация торговых операций на бирже

Торговые операции по приобретению, продаже или об­мену биржевого товара осуществляются через биржевых посредников — брокеров, дилеров, трейдеров, маклеров, операторов, клерков.

Брокеры — официальные посредники, члены биржи. Они заключают контракты на продажу и покупку товаров от своего имени по поручению и за счет клиентов, получая при этом за свою работу комиссионное вознаграждение.

Дилеры также обладают местом на бирже и осуществ­ляют биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Их доходы образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой биржевого товара.

Трейдеры или биржевые спекулянты являются членами биржи. Торгуют для себя.

Маклеры, в отличие от брокеров, осуществляют сделки от своего имени и за свой счет. Они также обладают ме­стом на бирже.

Операторы фиксируют заключение сделок в своем кру-1 ге и являются помощниками маклера.

Для выполнения различных обязанностей, связанных с приемом заказов от клиентов, доставкой их к брокеру и т. д., используются клерки. Как и другие служащие (работ­ники юридического отдела, расчетной группы и др.) они являются физическими лицами, участвующими в деятель­ности бирж на основе контракта. Им запрещается участ­вовать в биржевых сделках и создавать собственные бро­керские фирмы, а также использовать служебную инфор­мацию в собственных интересах.

Контроль за соблюдением законодательства биржей и биржевыми посредниками осуществляет государственный комиссар, который в соответствии с законом «О товарных биржах и биржевой торговле» вправе:


присутствовать на биржевых торгах;

участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса;

знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржей и их решения, в том числе конфиден­циального характера;

вносить предложения и делать представления руковод­ству биржи;

вносить предложения в Комиссию по товарным бир­жам;

осуществлять контроль за исполнением решений Комис­сии по товарным биржам.

Государственный комиссар не вправе принимать само­стоятельные решения, обязательные к исполнению.

Ход биржевых торгов могут также контролировать чле­ны биржевого комитета (совета), члены ревизионной ко­миссии.

Посетители биржевых торгов могут быть посто­янными (брокерские конторы и независимые брокеры) и разовыми (с правом на совершение сделок на ре­альный товар от своего имени и за свой счет).

Биржевые торги осуществляются в биржевом зале, где каждому участнику торга создаются условия, необходимые Для совершения купли-продажи.

Законом Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» установлено, что под биржевым това­ром следует понимать неизъятый из оборота товар опреде­ленного рода и качества, в том числе стандартный кон­тракт и коносамент на указанный товар, допущенный в Установленном порядке биржей к биржевой торговле.

На биржах сам товар непосредственно в торгах не уча­ствует. Цена на него свободно устанавливается в зависи­мости от конъюнктуры рынка, а также социальных, эко-





номических и других факторов. Представленный для бир­жевой торговли товар должен быть однородным по качест­ву и определенным по количеству (числу, размеру или весу). Взаимоотношения клиентов и брокерских фирм скла­дываются на основе заключенных между ними договоров или соглашений. С клиентом может быть заключен договор на брокерское обслуживание, договор о представительстве или совместной деятельности и др.

Клиент выдает брокеру поручение на проведение сде­лок. Это может быть поручение купить или продать товар по текущей биржевой цене, купить или продать товар по усмот­рению брокера и т. д. Поручение оформляется в письменном виде, брокер при этом должен иметь доверенность на право действия от имени продавца.

Каждый находящийся в торговом зале биржи брокер должен иметь при себе информационный листок, содер­жащий перечень товаров с указанием их цены и количест­ва предложений, номер брокерской конторы и место ее на-'1 хождения, условия расчета и срок поставки товара. Торг в секции торгового зала ведет биржевой маклер. Участники биржевых торгов обязаны иметь при себе соот­ветствующие их статусу пропуска, доступные для визуального наблюдения лицом, ответственным за проведение торгов.

Основанием для заключения биржевых сделок служите устное согласие брокеров, достигнутое в результате гласно проведенных торгов и зафиксированное биржевым макле-1 ром. Если брокер отсутствует в секции в момент объявле- 1 ния маклером его предложения, то это расценивается как его неявка на торг, а преложенный им товар снимается с торгов, проводимых в данный биржевой день. При этом к брокеру применяются санкции, предусмотренные прави- I лами биржевой торговли.

В ходе биржевых торгов их участники пользуются язы­ком, состоящим из специальных жестов и особого бирже-, вого лексикона.


6.4. Виды биржевых сделок, их регистрация и оформление

Биржевая сделка определена в Законе Российской Феде­рации «О товарных биржах и биржевой торговле» как заре­гистрированный биржевой договор, заключенный участни­ками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Для признания ее биржевой она долж­на обладать совокупностью определенных признаков:

• предметом биржевой сделки должен быть биржевой товар;

• она должна быть заключена между участниками бир­жевой торговли;

• она должна быть заключена в ходе биржевых торгов и зарегистрирована на бирже.

Участниками биржевой торговли на российских биржах могут совершаться сделки, связанные с:

• взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии реального товара (сделки на наличный товар с немедленной поставкой);

• взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии реального товара с отсроченным сроком его по­ставки (форвардные сделки);

• взаимной передачей прав и обязанностей в отноше­нии стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

• уступкой прав на будущую передачу прав и обязан­
ностей в отношении биржевого товара или контракта
на поставку биржевого товара (опционные сделки).

Могут совершаться и другие сделки в отношении бир­жевого товара, контрактов или прав, установленные пра­вилами биржевой торговли.

Таким образом, биржевые сделки можно разделить на сДелки, совершенные с реальным товаром, и сделки на





срок без реального товара. Сделки с реальным товаром мо­гут быть с коротким сроком поставки (сделки «спот») или сделки с отсроченным сроком поставки реального товара (сделки «форвард» или форвардные сделки).

Цель сделок «спот» — действительное приобретение или отчуждение товара. По своей правовой природе такие сделки являются договором купли-продажи.

Форвардные сделки заключаются на поставку товаров в' определенный договором срок в будущем и являются дого­ворами поставки. Главными отличительными чертами та­ких сделок является то, что момент заключения сделок не совпадает с моментом их выполнения, и объектом таких сделок может выступать как наличный товар, так и товар, который будет произведен к сроку, установленному дого­вором.

В настоящее время на российских биржах преобладают сделки с немедленной поставкой товаров, по мере разви­тия рыночных отношений форвардные сделки должны стать основным видом сделок.

На определенном этапе своего развития рынок налично­го товара перестает соответствовать нуждам экономики, И> тогда начинает развиваться фьючерсная торговля.

Фьючерсные сделки осуществляются с товарами, кото­рых в момент заключения сделки в наличии нет. Объектом сделки здесь является биржевой контракт с унифициро­ванными условиями по количеству, качеству, срокам по-ставки..Цель таких сделок — получение доходов от разни­цы между ценой контракта в момент его заключения И ценой в день истечения контракта. Фьючерсные сделки обязательно регистрируются в расчетной палате.

В качестве самостоятельных биржевых сделок выступа­ют опционные сделки (или сделки с премиями), связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара. Опцион предоставляется за определен-


ное вознаграждение. Можно выделить три вида опциона:

• опцион с правом покупки — дает право, но не обязы­вает покупать определенный фьючерсный контракт, товар или нетоварную ценность по данной цене;

• опцион с правом продажи — дает право, но не обязы­вает продавать определенный фьючерсный контракт, товар или нетоварную ценность по данной цене;

• двойной опцион — дает право купить либо продать (но не купить и продать одновременно) контракт или другой вид ценностей по базисной цене. Он использу­ется в условиях чрезвычайно неустойчивой рыночной конъюнктуры.

При заключении сделки брокер-продавец выписывает би­лет (карточку-заказ), который подписывается покупателем и передается в отдел регистрации и контроля за исполнением биржевых сделок для подготовки договора (контракта). При этом брокер-продавец предоставляет гарантию поставки то­вара, а брокер-покупатель — гарантию оплаты товара. В ус­тановленный срок брокеры-участники сделки обязаны опла­тить бирже за услуги по заключению договора взнос, вели­чина которого определяется в процентах от суммы сделки. При оформлении и регистрации договоров брокеры подписы­вают три экземпляра документа, по одному из которых выда­ются сторонам сделки, а третий экземпляр остается на бирже. Договору присваивается регистрационный номер, и на всех его экземплярах проставляется штамп отдела регистрации биржевых сделок. Договор поставки может быть оформлен брокерами вне биржи, но при этом он обязательно должен быть зарегистрирован в установленный срок в отделе реги­страции биржевых сделок.

Оформленная в регистрационной книге или карточке сделка имеет юридическую силу. Она может быть расторг-нУта в порядке, установленном биржей. При этом не до­пускается расторжение сделок в одностороннем порядке.


Признание сделки недействительной осуществляется на] основании действующего законодательства и правил веде­ния торгов на бирже.

Если в процессе заключения и исполнения сделок между брокерами возникают споры, то они разрешаются через арбитражную комиссию, которая для этого формирует ар­битражную коллегию (третейский суд).

6.5. Роль торговых домов в биржевой торговле

Торговый дом — многопрофильное торговое предпри­ятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Обычно торговые дома представляют собой крупные1 коммерческие структуры, созданные преимущественно в форме холдинговых компаний, в состав которых могут входить производственные, транспортные, закупочные, сбытовые, сервисные и другие фирмы.

За рубежом большинство торговых домов представляют собой транснациональные корпорации. Они специализи­руются на широкой номенклатуре преимущественно по­требительских товаров, приобретая и сбывая их, зараба­тывая на разнице цен.

В начале прошлого столетия в России функционировало несколько тысяч торговых домов, основателями которых были известные предприниматели и торговцы. Они имели распространение на рынках продовольствия, текстиля и других товаров.

Развитие рыночных отношений в России, укрепление национальных финансово-промышленных групп и развитие в них современного экспортного производства позволяет создать сеть современных торговых домов на внутреннем и внешнем рынках, способных организовать производство и сбыт конкурентоспособных товаров, а также активно воз-150


действовать на структуру производства, в том числе путем инвестирования торгового капитала в производство.

Торговые дома могут представлять собой крупные тор­говые фирмы, торгующие за свой счет и на свой собствен­ный риск.

В качестве торговых домов могут выступать крупные брокерские фирмы, сочетающие эпизодические торговые операции на свой счет с традиционным для них посредни­чеством. Это брокерские фирмы особого рода, ведущие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю как бирже­вым, так и небиржевым товаром.

И, наконец, к торговым домам относятся дочерние об­разования сильных бирж с участием брокерских контор. Они могут осуществлять самостоятельную торговую дея­тельность, а также организовывать торги по номенкла­турным товарам. Это своего рода биржа небиржевых то­варов.

Торговые дома могут иметь различный организационно-правовой статус. Чаще всего это акционерные общества открытого или закрытого типа. Они могут выполнять кас­совые, встречные, бартерные сделки, сделки с реальным товаром и др.

Кассовые сделки совершают с товарами с условием не­медленной оплаты и поставкой товара в максимально ко­роткий срок.

Сделки с реальным товаром совершаются за собствен­ный счет или за счет производителей, потребителей или Других лиц, занятых торговлей данным товаром.

При встречных сделках продажа определенных видов товаров (услуг) является условием приобретения других видов товаров (услуг).

Бартерные сделки основаны на взаимном обмене про­дукцией без денежной оплаты.

К числу важнейших функций торговых домов следует отнести:


• организацию торговли продукцией производственно-технического назначения, сельхозпродукцией и това­рами народного потребления, в том числе через свою товаропроводящую сеть;

• оказание посреднических услуг по заключению кон­трактов по закупкам, сбыту или обмену продукции, в том числе через товарные биржи;

• организацию ярмарок и аукционов;

• маркетинговые исследования и оказание информа­ционных, рекламных и других видов услуг;

• инвестирование производства конкурентоспособной или новой продукции.

В торговых домах, являющихся акционерными общест­вами, высшим органом управления является общее собра­ние акционеров, которое избирает наблюдательный совет и ревизионную комиссию. Наблюдательному совету под­чиняется генеральная дирекция, которую возглавляет ге­неральный директор. Он несет персональную ответствен­ность за текущую финансово-хозяйственную деятельность торгового дома. В состав генеральной дирекции входят дирекции по направлениям деятельности (по финансам и инвестициям, по торгово-посредническим операциям, по информации, по филиальной сети) и отделы (планирова­ния и развития, юридический и т. д.).

Цели, функции и задачи центрального аппарата торго­вого дома и его дирекций определены в положениях, ут­верждаемых генеральным директором.


ГЛАВА 7

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ НА АУКЦИОНАХ

7.1. Сущность и виды аукционов

Аукционы являются особой разновидностью посредни­ческих организаций, способствующих обращению товаров. Торговля здесь ведется методом открытых торгов. Прода­же подлежат реальные товары, обладающие индивидуаль­ными свойствами.

Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица, являющиеся владель­цами товаров (имущества).

Объектами торгов могут быть предметы личного потреб­ления, имеющие индивидуальные особенности (антиква­риат, высокохудожественные авторские работы и т. д.), пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот и лоша­ди, табак, чай и т. д.

В качестве покупателей товаров на аукционах могут быть предприятия, организации или отдельные граждане.

На аукционе продавец назначает стартовую цену товара, Которая увеличивается в ходе торгов до своего предельного Уровня. На окончательную аукционную цену оказывает вли­яние сложившийся на данный товар спрос (в том числе в Римках самого аукциона), а также популярность аукциона и Реклама представленных на нем товаров.



Аукционы — коммерческие организации, располагающие необходимыми помещениями, оборудованием и соответст­вующим персоналом. Чаще всего распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ. Аукционная торговля может осуществляться и организациями, для кото­рых торги не являются основным видом деятельности, одна­ко уставом предусмотрено право на их проведение. Сюда относятся аукционы, проводимые биржами, постоянно дей­ствующими выставками, художественными салонами и т. д.

По масштабу деятельности аукционы делятся на нацио-\ налъные и международные.

Широкую известность не только в России, но и за рубе­жом получили пушной аукцион в Санкт-Петербурге и аук­цион по торговле племенными лошадьми в Москве. В роли покупателей на них выступают крупные оптовые фирмы зарубежных стран.

Различают несколько видов аукционов. Так, в зависимо­сти от порядка организации аукционы делят на доброволь­ные и принудительные, а с учетом технологии проведения — на согласные аукционы и аукционы с понижением цен.

Добровольные аукционы проводятся по инициативе владельцев товаров или имущества с целью наиболее выгодной их продажи.

Принудительные аукционы могут прово­диться государственными организациями с целью прода­жи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного имущества и т. п.

Согласный аукцион (с повышением цен) на-j чинается с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (над­дачи). Величина надбавки должна быть не ниже минималь­ной надбавки, установленной в правилах проведения торга. В случае если очередное повышение цены покупатели не предлагают, то товар считается проданным последнему по­купателю, предложившему наивысшую цену. Такой способ


ведения аукциона называется гласным. Если же после объ­явления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену на установленную величину надбавки с помощью условных знаков, а аукционист, объ­являя новую цену, не называет покупателя, то такой способ проведения аукциона принято называть негласным или не­мым. При этом способе торга сохраняется в тайне имя по­купателя. Чаще такой порядок аукционного торга применя­ется при продаже предметов искусства и драгоценностей.

На аукционах с понижением цен снача­ла называется явно завышенная стартовая цена, которая в процессе торгов постепенно понижается до получения со­гласия одного из покупателей на покупку товара. Пониже­ние цены проводится на заранее установленные скидки.

При организации работы аукциона руководствуются По­ложением об аукционе, утвержденным общим собранием акционеров и т. п. Подготовкой и проведением торгов руко­водит аукционный комитет, в состав которого входят: ди­ректор аукциона, коммерсант, эксперт, юрисконсульт, спе­циалист по маркетингу, бухгалтер и аукционист. Каждый из перечисленных членов аукционного комитета выполняет функции, определенные его должностными обязанностями.

7.2. Организация и техника аукционной торговли

Все торгово-технологические операции, совершаемые на аукционах, можно разделить на три этапа:

• подготовительные операции;

• операции, непосредственно связанные с проведением торгов;

• операции, связанные с взаимными расчетами между организаторами и участниками торгов (оформление аукционных сделок).


Основными операциями на первом этапе являются подго­товка аукциона к торгам и подготовка товаров к продаже.

Подготовка аукциона к торгам начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров, в предложениях указывают: полное наименование товаров и их краткое описание; характеристику потребительских свойств и качества; сведения о количестве экземпляров и основные реквизиты владельца. Полученные предложения анализируются. Затем владельцам товаров направляются приглашения для оформления аукционных соглашений.

К операциям по подготовке аукциона к торгам относят^ ся также: подготовка помещений для хранения и предпро­дажной подготовки товаров; определение сроков проведе­ния торгов; выпуск и продажа входных билетов; изготов­ление сигнальных табличек; информационно-рекламная работа.

Одной из операций, связанных с подготовкой товаров к продаже с аукциона, является их экспертиза, которая за­вершается установлением стартовой цены товара. Все ус­ловия аукционной продажи товара фиксируются в аукци­онном соглашении, которое визируется юрисконсультом, экспертом, аукционистом, директором аукциона и вла­дельцем товара. Оно оформляется в двух экземплярах.

Товары, принятые от владельцев, в случае необходимо­сти проходят дополнительную предпродажную подготовку, а затем сортируются в зависимости от качества по парти­ям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количест­во товаров в лоте зависит от традиций торговли данным видом товара. Каждому лоту присваивается номер, по ко­торому он будет продаваться с аукциона.

Для информации покупателей о предлагаемых к прода­же товарах аукцион выпускает каталог, в котором указа­ны составы и номера лотов. Каталоги с указанием начала работы аукциона и правил проведения торга рассылают традиционным покупателям.


Покупателям предоставляется возможность заблаговре­менно ознакомиться с выставленными товарами и поме­тить в каталогах интересующие их номера лотов. При про­даже продовольственных товаров для покупателей могут быть устроены дегустации.

Важнейшей стадией аукциона является торг, который на­чинается в заранее определенный день и час. Для его прове­дения обычно используют специальный аукционный зал.

Открывает торги аукционист, который дает краткую характеристику товара, выставленного под первым номе­ром. Характеристика товара содержится в информацион­ной карте. В ней указывается полное наименование това­ра, характеристика его потребительских свойств и качест­ва, стартовая цена. Назвав начальную цену, аукционист спрашивает: «Кто больше?».

Покупатель, желающий приобрести товар, с помощью сигнальной таблички объявляет цену, превышающую стар­товую.

Аукционист повторяет каждую предложенную покупа­телями цену и называет место, откуда поступило предло­жение о цене. Если очередное повышение цены не предла­гается, аукционист после троекратного повторения вопро­са «Кто больше?» — ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложив­шему наивысшую цену.

Ассистенты аукциониста помечают, какому покупателю и по какой цене продан соответствующий товар.

Аукционист имеет право снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсут­ствия интереса к данному товару не удается достичь на­меченной аукционом продажной цены.

На аукционах с понижением первоначально установ-ленной цены на заранее определенные скидки лот приоб­ретает тот, кто первым из покупателей скажет: «Да», а при проведении автоматизированных торгов — первым на-


жмет электрическую кнопку, останавливающую смену чи­сел на табло.

После окончания торгов по соответствующему лоту оформляется аукционная сделка. Владельцы пол


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: