Специализация предприятий основана на сочетании отраслей, каждая из которых выполняет определенную роль в их экономике и имеет свои отличительные признаки. Это обусловлено необходимостью рационального использования земли, биологическими особенностями растений и животных, сезонностью поступления продукции, неравномерностью трудовых затрат и другими факторами, характерными для сельского хозяйства.
Под отраслью в хозяйстве понимают часть сельскохозяйственного производства, отличающуюся видом и назначением получаемой продукции, предметами и орудиями труда, технологией и организацией производства, профессиональными качествами работников.
Наиболее крупными растениеводческими отраслями являются полеводство, овощеводство, садоводство, виноградарство и кормопроизводство, а животноводческими — скотоводство, свиноводство, овцеводство и птицеводство. Каждая из них состоит из нескольких отраслей, например: полеводство — из производства зерна, семян подсолнечника, свекловодства, льноводства, картофелеводства и других отраслей; овощеводство — из овощеводства открытого грунта, защищенного грунта и бахчеводства; садоводство — из плодоводства, ягодоводства, цитрусоводства, питомниководства и декоративного садоводства; виноградарство — из производства винограда и саженцев.
В свою очередь, некоторые из них тоже представляют группы отраслей. Так, овощеводство открытого грунта включает производство продовольственных овощей и семеноводство, а защищенного грунта — выращивание ранних овощей, рассады и шампиньонов. На специализированных предприятиях самостоятельной отраслью может быть возделывание одной овощной (томата, лука на репку, зеленого горошка и т. д.), плодовой (яблоня), ягодной (земляника) или другой культуры. Во всех случаях для выделения отрасли необходимо наличие указанных выше признаков и прежде всего внедрение специальной системы машин, технологии и организации производства.
По экономическому значению сельскохозяйственные отрасли подразделяют на главную (ведущую) и дополнительные, которые вместе составляют основное производство.
Главная отрасль дает наибольшую часть товарной продукции и определяет специализацию хозяйства. Дополнительные отрасли имеют второстепенное значение и организуются в целях создания благоприятных условий для развития главной отрасли, и лучшего использования земельных, трудовых и материально-технических ресурсов. В отдельных хозяйствах в силу сложившихся условий (например, сады или виноградники не вступили в полное плодоношение или не закончено строительство тепличного комбината) главная отрасль может временно не занимать ведущего положения, и тогда на первый план выдвигается более крупная дополнительная товарная отрасль.
Дополнительные отрасли могут быть товарными и нетоварными. Так, в большинстве хозяйств развивается скотоводство и кормопроизводство. Первое дает продукцию для реализации, второе — для внутрихозяйственных потребностей. Многие предприятия имеют пчеловодство для лучшего опыления сельскохозяйственных культур и получения меда на продажу. В тепличных же хозяйствах эта отрасль нетоварная, поскольку имеет лишь опылительное направление.
В хозяйствах создаются также несельскохозяйственные отрасли, которые включают подсобные промышленные производства и промыслы, вспомогательные производства и обслуживающие производства. К подсобным промышленным производствам и промыслам относятся переработка сельскохозяйственной продукции, добыча торфа и известковых удобрений, деревообработка, изготовление продукции из промышленного сырья, кирпичное, гончарное производства и др., а также производство художественных изделий. Они позволяют полнее использовать трудовые ресурсы, закреплять кадры на селе, иметь дополнительный источник прибыли, а переработка продукции, кроме того, сокращает ее потери.
Для обеспечения нормальной работы сельскохозяйственного (основного) и подсобных промышленных производств организуют вспомогательные производства (ремонтно-механическая мастерская, машинный двор, автомобильный, тракторный и гужевой транспорт, электро-, тепло-, газо-, хладо- и водоснабжение) и строительно-ремонтные подразделения.
Состав и соотношение главной, дополнительных отраслей, подсобных промышленных и вспомогательных производств, строительно-ремонтных подразделений представляют собой производственную структуру предприятия. Она постоянно совершенствуется на основе углубления специализации хозяйства, которое заключается в уменьшении количества товарных отраслей при одновременном увеличении размеров тех из них, для развития которых имеются наиболее благоприятные условия.
Кроме того, сельскохозяйственные предприятия имеют обслуживающие производства (жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады и ясли, подразделения общественного питания и др.).
Практика показывает, что многие хозяйства успешно развивают несколько отраслей. Большое количество их (до 4—5) экономически оправдано на крупных предприятиях, где возможна внутрихозяйственная и внутриотраслевая специализация. Если же такой возможности нет, кроме главной отрасли целесообразно иметь 1—2 дополнительные. При определенных условиях эффективны одноотраслевые предприятия, например тепличные (на ограниченной территории), виноградарские (в горно-долинных районах), пчеловодческие (в лесных районах Сибири и Дальнего Востока) и др.
Сочетание отраслей не может быть произвольным и устанавливается с учетом природных и экономических условий, а также особенностей организации производства отдельных видов продукции растениеводства и животноводства. При этом рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
1. сочетание отраслей должно способствовать более полному и эффективному использованию земли (с одновременным сохранением и повышением плодородия почвы), трудовых ресурсов, техники, побочной (солома, ботва, навоз и др.) и нестандартной продукции, а также преодолению сезонности сельскохозяйственного труда и ускорению окупаемости капитальных вложений;
2. каждая отрасль должна иметь достаточно крупные размеры для применения прогрессивной техники, технологии и организации производства;
3. дополнительные отрасли должны быть технологически, организационно или экономически взаимосвязаны с главной отраслью и способствовать ее развитию.
Наблюдается большое разнообразие вариантов сочетания отраслей, но их можно считать рациональными в том случае, если они обеспечивают получение наибольших сумм прибыли и количества продукции с 1 га сельскохозяйственных угодий при наименьших затратах и приемлемы для конкретных условий хозяйств.
В процессе развития специализации и совершенствования сочетания отраслей формируются производственные типы сельскохозяйственных предприятий, каждый из которых представляет группу предприятий, близких по своим задачам и условиям деятельности, составу и пропорции основных элементов производства, уровню его интенсивности и системе ведения хозяйства. В составе одного производственного типа могут быть полностью сложившиеся предприятия и только еще формирующиеся, а так же достигшие высоких показателей и отстающие, но, несмотря на это, все они характеризуются общими для данного типа устойчивыми признаками, отличающими их от хозяйств других типов.
Кроме того, в каждом производственном типе имеются подтипы или группы предприятий, выделяющиеся по отдельным признакам. Чем шире ареал распространения производственного типа по зонам страны, тем больше наблюдается подтипов, и наоборот. Так, плодовые хозяйства расположены почти во всех районах товарного садоводства, в результате в этом типе встречается несколько подтипов с различным составом дополнительных отраслей: производством зерна, картофеля, подсолнечника, сахарной свеклы, молока, мяса и др. А плодово-ягодные хозяйства сосредоточены лишь в пригородных зонах крупных городов и промышленных центров. Здесь сложились в основном два подтипа: плодово-ягодные с развитым молочным скотоводством и плодово-ягодные с овощеводством защищенного грунта и молочным скотоводством.
Выявление производственных типов и подтипов и изучение их на примере передовых хозяйств позволяет определить прогрессивные тенденции в развитии и правильные пропорции в построении производства, обосновать рациональные типы сельскохозяйственных предприятий. Вопросы типизации предприятий и рационального сочетания в них главной отрасли с дополнительными подробно рассматриваются в последующих главах.
3. Показатели специализации и сочетания отраслей
Специализацию и сочетание отраслей характеризуют две группы показателей: уровень специализации и соотношение между отдельными отраслями, их эффективность.
Основной показатель уровня специализации предприятия — структура выручки от реализации товарной сельскохозяйственной продукции. По ней судят о том, в какой мере специализировано хозяйство и какую роль оно играет в создании совокупного общественного продукта.
В зависимости от уровня специализации предприятия можно подразделить на три группы: узкоспециализированные, имеющие одну отрасль и получающие от нее всю товарную продукцию; специализированные, в которых на долю главной отрасли приходится более 50 % товарной продукции, и с недостаточно выраженной специализацией, где главная отрасль в структуре товарной продукции занимает менее 50 %. Соответственно на узкоспециализированных и специализированных предприятиях специализация определяется по главной отрасли. На предприятиях с недостаточно выраженной специализацией специализация может определяться по главной и дополнительной отраслям, если каждая из них занимает не менее 25 % в структуре денежной выручки. В остальных случаях специализацию не определяют и сельскохозяйственные предприятия относят к многоотраслевым.
Более точно уровень специализации сельскохозяйственных предприятий характеризует коэффициент специализации (Кс). Его рассчитывают по формуле:
где УТ — доля отдельных отраслей в структуре выручки от реализации продукции, %; Н - порядковый номер отдельных отраслей по доле каждого вида продукции в ранжированном ряду.
При коэффициенте 0,6 уровень специализации считается очень высоким, от 0,4 до 0,6 — высоким, от 0,2 до 0,4 — средним и менее 0,2 — низким.
Соотношение отраслей характеризует структура валовой сельскохозяйственной продукции, которая включает не только товарную, но и продукцию собственного производства, используемую для внутрихозяйственных целей (семена, рассада, саженцы, корма и др.). Этот показатель применяют также для определения специализации отделений, цехов, бригад и других подразделений, так как они участвуют в общественном разделении труда через специализацию предприятия в целом, а их продукция может быть товарной и нетоварной.
Уровень специализации и соотношение отраслей характеризуют в определенной мере структура посевных площадей и многолетних насаждений, основных фондов основного вида деятельности, затрат труда, прибыли и уровень товарности производства.
Структура посевных площадей и многолетних насаждений — один из определяющих факторов развития специализации предприятия и его подразделений, дающих представление о том, какое место в этом процессе занимает та или иная культура и какое направление имеет соответствующая отрасль растениеводства. Например, если в структуре многолетних насаждений садоводческого предприятия достигнут или планируется высокий удельный вес ягодных культур (25—35 %), направление главной отрасли плодово-ягодное.
Необходимо иметь в виду, что удельный вес одной культуры или группы однородных культур в структуре посевов не всегда соответствует их значению на предприятии. Так, во многих свекловичных, льноводческих и овощеводческих хозяйствах под сахарной свеклой, льном-долгунцом и овощными культурами занята незначительная доля всех посевов, а дают они более половины товарной продукции. То же самое отмечается на некоторых садоводческих и виноградарских предприятиях, где под многолетними насаждениями земли в обработке меньше, чем под другими культурами. Такое положение объясняется более интенсивным использованием сельскохозяйственных угодий при выращивании сахарной свеклы, льна-долгунца, овощей, плодов, ягод и винограда.
Развитие специализации и совершенствование сочетания отраслей зависят от укрепления материально-технической базы и повышения уровня механизации трудоемких процессов. Поэтому важно определить, какое место занимают отдельные отрасли в структуре основных фондов основного вида деятельности и структуре затрат труда. Особое значение эти показатели имеют для выявления роли главной отрасли на тех садоводческих и виноградарских предприятиях, где многолетние насаждения не вступили в полное плодоношение и главная отрасль временно имеет незначительный удельный вес в структуре товарной продукции. Однако использование таких показателей затруднено, так как в годовой бухгалтерской и статистической отчетности предприятий сведения об основных фондах и затратах труда даются только в целом по растениеводству и животноводству. Чтобы получить их по каждой отрасли, необходимо выбрать соответствующие данные из документов бухгалтерского учета и провести специальные расчеты.
В условиях совершенствования рыночных отношений возрастает значение такого показателя, как структура прибыли, получаемой от основного производства. По ней можно судить о том, насколько успешно осуществляется развитие главной и дополнительных отраслей и какое место они занимают в экономике предприятия.
О степени участия хозяйства в общественном разделении труда дает представление уровень товарности производства. Его определяют как отношение товарной продукции к валовой, выраженное в процентах. Он показывает, какая часть продукции, полученной в отдельных отраслях и в целом по предприятию, реализуется и какая часть потребляется для внутрихозяйственных нужд. При установлении уровня товарности производства отдельных видов или однородных групп продукции (зерно, картофель, овощи и т.д.) используют ее количество в натуре. Если требуется рассчитать этот показатель по отрасли, от которой поступают разнородные виды продукции (например, по льноводству — семена, треста и солома или по садоводству — плоды, ягоды и саженцы), а также по предприятию в целом, продукцию переводят в стоимостное выражение по сопоставимым ценам.
Эффективность специализации и сочетания отраслей характеризуют следующие показатели: объем валовой продукции растениеводства и животноводства в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий (продуктивность земли) и на одного среднегодового работника, занятого в этих отраслях (производительность труда); себестоимость единицы продукции; прибыль от основного производства в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий; уровень рентабельности предприятия и окупаемость капитальных вложений.
4. Концентрация производства и размеры сельскохозяйственных предприятий
Развитие специализации, совершенствование сочетания отраслей органически взаимосвязано с концентрацией производства, под которой понимают процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на предприятиях, в отраслях и подразделениях, сопровождающийся увеличением объема выпускаемой продукции. Чем выше уровень концентрации производства, тем полнее раскрываются положительные стороны специализации, и наоборот, углубление ее позволяет укрупнять размеры предприятий и подразделений.
Концентрация – это объективный процесс, обусловленный преимуществами крупного производства, из которых основным является возможность применять более совершенную технику, технологию и организацию производства и в результате повышать производительность труда, снижать себестоимость продукции, улучшать ее качество.
Осуществляется концентрация производства двумя путями: за счет централизации производства и на основе его интенсификации и специализации.
Централизация – это расширение производства путем объединения двух или более предприятий в одно или присоединения части сельскохозяйственных угодий одного хозяйства к другому. В широких масштабах централизация проводилась в 40-е и 50-е годы прошлого столетия, когда были укрупнены все колхозы, а на базе некоторых из них (в основном экономически слабых) созданы совхозы. Однако практика показала, что чрезмерное увеличение размеров совхозов не дало положительных результатов. Они стали трудноуправляемыми, резко выросли транспортные расходы и т. д. Поэтому в 70-е годы многие из них, созданные на базе нескольких колхозов, были разукрупнены.
В дальнейшем концентрация производства проводилась на основе последовательной интенсификации и углубления специализации в пределах сложившихся территориальных границ предприятий. Этому способствовало осуществление системы мероприятий по укреплению материально-технической базы, совершенствованию управления и экономического стимулирования производства, внедрению научно-технических достижений. В последние годы этот процесс по существу приостановлен в связи с глубоким кризисом сельского хозяйства. Необходимы меры по восстановлению, укреплению и развитию сельскохозяйственных предприятий, и прежде всего крупные капитальные вложения в основное производство.
Каждому этапу развития производительных сил, общественного разделения труда и научно-технического прогресса соответствует определенный уровень концентрации производства. Он находит свое конкретное выражение в рациональных для данного этапа размерах сельскохозяйственных предприятий по их производственным типам, а также отраслей и подразделений.
Под рациональными размерами предприятия понимают такие, которые обеспечивают при прочих равных условиях лучшие результаты деятельности. Они создают возможность наиболее эффективного использования земельных, трудовых и материально-технических ресурсов, применения совершенной системы управления производством, социального развития коллектива. При этом разнообразие природных и экономических условий, уровень развития материально-технической базы, обеспеченности трудовыми ресурсами вызывают необходимость сочетания крупного производства со средним и мелким как в рамках одного сельскохозяйственного предприятия, так и административного образования.
Размеры сельскохозяйственных предприятий, их отраслей и подразделений характеризует группа показателей, из которых наиболее точным и обобщающим является объем валовой продукции в сопоставимых ценах. Валовая продукция позволяет сравнивать размеры предприятий, отраслей и подразделений независимо от зоны расположения, специализации и других условий, а также по годам. Однако этот показатель результативный, он формируется под влиянием многих факторов (уровня интенсивности производства, погодных условий, периодичности плодоношения семечковых культур и др.) и колеблется по годам.
Поэтому о размерах предприятий судят также по имеющимся ресурсам. К ним относят общую площадь земли, в том числе сельскохозяйственных угодий (в отраслях и подразделениях площадь посевов и многолетних насаждений), инвентарную площадь культивационных сооружений защищенного грунта, среднесписочную численность всех работников, в том числе занятых в сельскохозяйственном производстве, стоимость основных фондов, в том числе основного вида деятельности на конец года (в подразделениях, кроме того, количество закрепленных тракторов и их суммарную мощность), энергетические мощности, поголовье скота и птицы (в переводе на крупный рогатый скот).
Наиболее стабильный и широко используемый на практике показатель — это площадь сельскохозяйственных угодий как главного средства производства (пашни, посевов, защищенного грунта, многолетних насаждений, природных сенокосов и пастбищ). С их размерами связаны объемы работ в растениеводческих отраслях, возможности развития животноводства, потребность в средствах производства и рабочей силе, размещение и строительство производственных, жилых, культурно-бытовых и других объектов, территориальная рассредоточенность, управляемость хозяйством и его подразделениями.
Перечисленные показатели применяют не только при сравнении фактических размеров, но и при обосновании рациональных размеров предприятий по их производственным типам, а также отраслей и подразделений. Эту работу проводят научно-исследовательские институты совместно с сельскохозяйственными органами и специалистами предприятий, используя статистический, монографический, расчетно-конструктивный и экономико-математический методы. Сначала обрабатывают массовые статистические данные путем группировки хозяйств определенной зоны по уровню концентрации и специализации главной отрасли и тем самым выявляют группу предприятий, которая характеризуется наивысшей эффективностью производства. Затем анализируют деятельность передовых, типичных для этой группы хозяйств и разрабатывают планы их организационно-хозяйственного устройства, что позволяет с помощью планово-конструктивных и вариантных расчетов построить модель предприятия для соответствующего производственного типа или подтипа специализированных хозяйств.
При этом учитывают факторы, влияющие на размеры предприятий, отраслей и подразделений: природные условия, размещение землепользования и населенных пунктов, наличие трудовых ресурсов, удаленность от пунктов реализации продукции, специализация и взаимосвязи между отраслями, уровень механизации работ, затраты на внутрихозяйственные перевозки, удобства управления производством и др. Поэтому размеры сельскохозяйственных предприятий существенно различаются не только по производственным типам, но и по зонам страны.
Рекомендованы следующие рациональные размеры хозяйств по площади пашни (тыс. га): овощеводческих предприятий (кроме тепличных хозяйств, расположенных на ограниченной территории) в Северо-Западном районе 1,8—2, в Центральном — 4—4,5, в Северо-Кавказском — 4,5—5; садоводческих предприятий, расположенных в зонах товарного садоводства с ровным и слабоволнистым рельефом, — от 2 до 3, с особо благоприятными условиями — до 4, в горно-долинных районах — от 0,9 до 1,8, в районах Нечерноземной зоны, Западном и Северо-Западном — от 1 до 2,5.
Для Северного Кавказа рекомендованы в качестве рациональных виноградарские предприятия с общей земельной площадью от 2,2 до 2,8 тыс. га, в том числе занятой виноградниками, садами и пашней от 1,1 до 2,2 тыс. га. Эти площади дифференцированы в зависимости от зоны размещения хозяйств, технологии возделывания винограда на богарных и орошаемых землях, при укрывной и неукрывной культуре.
Рациональные размеры других сельскохозяйственных предприятий увеличиваются по площади пашни в направлении с северо-запада (с 2—4 тыс. га) на юг и юго-восток (до 7—15 тыс. га и более), что обусловлено в основном наличием здесь крупных сплошных земельных массивов и территориальной (зональной) специализацией, при которой в структуре посевов возрастает доля менее трудоемких зерновых культур.
Под концентрацией производства на сельскохозяйственных предприятиях понимают процесс сосредоточения средств и труда с целью повышения его эффективности.
Концентрация производства отражается на размерах предприятий. Каждому уровню развития производственных сил, интенсивности и специализации сельскохозяйственного производства соответствуют свои определенные размеры предприятий. Под рациональным понимают такой размер предприятия, который при прочих равных условиях обеспечивает лучший результат его производственной деятельности.
Равенство прочих условий не всегда представляется возможным учесть в полной мере, в силу чего крупные предприятия не всегда являются более эффективными по сравнению со средними и мелкими.
О сравнительной степени концентрации и соотношении крупного и мелкого производства следует судить прежде всего с учетом производственного направления, сложившейся специализации и в целом производственного типа предприятия. Если сравнивать размеры по обрабатываемой площади, то они окажутся самыми крупными на предприятиях зернового направления, самыми мелкими - в производстве технических и овощных культур.
Другим условием, которое надо учитывать при оценке степени концентрации и размеров предприятий, является уровень интенсификации. Крупное производство в интенсивных отраслях можно вести при меньших земельных площадях, менее интенсивные отрасли требуют более обширной площади обрабатываемой земли.
Размеры предприятий, а следовательно и производства, в большой степени зависят от зональных условий размещения сельского хозяйства. Районы с большими массивами полевых земель допускают организацию производства более крупных размеров земельной площади. В районах же Нечерноземной зоны, где массивы сельскохозяйственной земли и особенно пашни рассредоточены небольшими контурами, предприятия одних и тех же производственных направлений неизбежно будут меньшими.
Следует упомянуть еще об одном условии – товарном характере производства. Нельзя сравнивать и оценивать размеры, например, натуральных и товарных хозяйств.
На размеры и степень концентрации производства оказывает влияние и социально-экономический тип сельскохозяйственного предприятия. Нельзя сравнивать крупное предприятие с единоличным крестьянским (фермерским) хозяйством.
Уместно сослаться на положения по концентрации производства, выдвинутые К. Марксом, поскольку они актуальны и в наше время. Он отмечал: «В экономическом смысле под интенсивной культурой мы понимаем не что иное, как концентрацию капитала на одной и той же земельной площади». По мнению классика экономической теории, концентрация капитала осуществляется двумя путями: накоплением и централизацией. В форме накопления она происходит за счет увеличения средств производства и средств обращения в рамках одного и того же предприятия, в тех же территориальных границах. Накопление в одних территориальных границах формирует предпосылки для централизации производства – объединение нескольких хозяйств и установление в нем единого руководства.
Как показывает практика, рост потенциала технической оснащенности, научно-технических прогресс ведут к тому, что нередко рамки одного предприятия становятся тесными для развития производства. Возникает необходимость в кооперации и интеграции, создании объединений предприятий.
Размеры сельскохозяйственного предприятия, как отражение концентрации производства, характеризуют показатели: основные – стоимость валовой продукции, стоимость товарной продукции (выручка от реализации); дополнительные – площадь земельных угодий, наличие основных средств производства, численность работников, поголовье животных, площадь многолетних насаждений.
5 Факторы концентрации производства
В сельском хозяйстве проявляется ряд факторов, способствующих концентрации производства.
Большое влияние на концентрацию сельскохозяйственного производства оказывают характер сельскохозяйственных угодий, рельеф почвы. Так, равнинный рельеф, однородность почв и угодий позволяют организовать крупные предприятия. Наоборот концентрация производства ограничивается в условиях пересеченности местности, мелкоконтурности земельных участков, наличия многих почвенных разностей на небольшой территории.
На крупных по размеру землепользования предприятиях эффективно используются современная высокопроизводительная техника, система машин по возделыванию культур, обеспечивающие соблюдение принципов рациональной организации рабочих процессов, снижение затрат на выполнение механизированных работ.
Укрупнение производства позволяет использовать совершенный транспорт большой грузоподъемности, лучше организовать перевозку, снизить транспортные издержки на единицу продукции и работы.
Крупное производство позволяет улучшить систему руководства введением логистической, маркетинговой и других служб, дистанционного управления процессами производства.
Укрупнение животноводческих отраслей способствует улучшению использования природных кормовых ресурсов, освоению прогрессивных способов содержания животных, технологий производства продукции, современной техники и оборудования, передовых форм организации труда и производственных процессов, обеспечению в результате снижения затрат на единицу продукции.
Крупное производство оказывает большое влияние на внутрихозяйственную специализацию. На крупных предприятиях могут быть введены специальные севообороты, организованы свои семенные и племенные базы с подбором лучших сортов сельскохозяйственных культур, пород скота, созданы специализированные фермы групп животных.
Укрупнение сельскохозяйственного производства обусловливает также экономию в капитальных затратах в расчете на гектар земли, на голову скота, единицу продукции.
Чем крупнее производство, тем лучше могут быть использованы трудовые ресурсы за счет механизации и автоматизации производства. На крупных предприятиях растет профессиональное мастерство работников.
На крупных предприятиях лучше организуется экономическая работа, больше возможностей для внедрения действенного хозяйственного расчета, освоения механизмов рыночной экономики.
Вместе с тем следует указать и на факторы, в определенной мере сдерживающие процесс концентрации производства. К ним можно отнести увеличение с ростом размеров предприятий объема грузоперевозок и транспортных расходов, потребности в трудовых ресурсах, повышение требований к квалификации работников, необходимость больших капиталовложений в производственную и социальную инфраструктуру, на охрану окружающей среды.
К этим факторам можно отнести также наличие на территории мелких населенных пунктов, мелкие подразделения с преобладание ручного труда, неспециализированность первичных подразделений, многоотраслевой характер в организации и работе бригад и ферм, слабая развитость внутрихозяйственной дорожной сети, отсутствие организационной и технической самостоятельности производственных подразделений.
Серьезным препятствием могут стать последствия ускоренных аграрных преобразований, затяжной спад производства.
ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА»
План
1 Факторы эффективной организации использования транспортных средств.
2 Определение потребности хозяйства в транспортных средствах.
3 Оценка уровня организации использования грузовых автомобилей
1 Факторы эффективной организации использования
транспортных средств
Транспортные работы тесно связаны с организацией труда и производства как в отраслях, так и в хозяйстве в целом. Своевременная подвозка семян, перевозка убранного урожая и т. д. во многом предопределяют успех выполнения отдельных работ, результаты деятельности предприятий. Расходы на содержание и использование транспортных средств составляют 20—30 % общей суммы затрат на производство продукции растениеводства и животноводства. Объем грузов, которые ежегодно необходимо перевозить на каждом предприятии, зависит от местных условий, специализации и сочетания отраслей, уровня интенсивности производства. В среднем по стране он составляет 35 - 40 т на 1 га угодий с колебанием от 20 до 55 т.
По характеру грузопотоков перевозки подразделяют на внутрихозяйственные и межхозяйственные. На долю первых (в пределах бригад, отделений, животноводческих ферм) приходится более 80 % всех перевозок в тоннах и свыше 45 % грузооборота, измеряемого в тонно-километрах. Межхозяйственные перевозки (поставка продукции потребителям, транспортировка минеральных удобрений, осуществление других производственных связей) составляют соответственно 20 и 55 %.
Для автомобильного транспорта в соответствии с принятой классификацией установлены следующие три группы дорог:
с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонные, цементо-бетонные, брусчатые, гудронированные);
с твердым покрытием (булыжные, гравийные, щебенчатые) и грунтовые улучшенные; естественные грунтовые.
Все грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств подразделяются на четыре класса: I - 100 %, II – 99-71, III – 70-51, IV - до 50 %. К I классу относятся такие группы, как зерно (при упаковке в мешках); ко II - сахарная свекла, картофель; к III - помидоры, арбузы; к IV - сено, солома (непрессованные). Масса кубического метра указанных грузов соответственно составляет, кг: 750-800, 650-700, 500-600, 40-70.
Различия в удельном весе сельскохозяйственных грузов обусловливают большие колебания в издержках на их погрузку, транспортировку, оказывают существенное влияние на уровень использования транспортных средств. При перевозке объемных грузов расходы в 2—3 раза выше, а уровень использования транспортных средств в 1,5—2 раза ниже, чем при транспортировке грузов с большим удельным весом.
Для перевозки в сельском хозяйстве применяются автомобили, тракторы, живая тягловая сила, а на большие расстояния — речной, воздушный и железнодорожный транспорт. На животноводческих фермах распространены разного рода наземные трубопроводы, подвесные дороги и т. д. Для сравнительной экономической оценки транспортных средств используют следующие основные показатели: затраты труда на единицу работы, ее себестоимость, сумма приведенных затрат.
Исследования и опыт передовых предприятий показывают, что наибольший экономический эффект достигается при использовании автомобилей, особенно при транспортировке грузов на большие расстояния, то есть на межхозяйственных перевозках. Это объясняется тем, что при перевозках на короткие расстояния скорость автомашин значительно снижается: при транспортировке грузов на 10 км — на 1 %, на 1,5 км — почти на 17 %.
На внутрихозяйственных перевозках экономически целесообразно использовать тракторы, особенно при отсутствии хороших дорог. С ростом парка машин доля гужевого транспорта в общем объеме выполняемых работ значительно снижается. Он необходим при транспортировке внутрифермских грузов, на обслуживании машинно-тракторных агрегатов, а также при выполнении многих других хозяйственных работ. Расчеты показывают, что себестоимость тонно-километра при перевозке грузов тракторами в 3—4 раза, а лошадьми в 4—5 раз выше, чем автомобилями.
Однако это не означает, что тракторный парк и конный транспорт не должны использоваться на перевозке сельскохозяйственных грузов. Наоборот, в целях сокращения сроков выполнения работ, особенно в наиболее напряженные периоды года (весенний сев, уборка урожая), следует в максимальной степени использовать все имеющиеся в хозяйстве транспортные средства, а в случае необходимости и при наличии реальной возможности привлекать дополнительно транспорт специализированных и других организаций. Наряду с прямым эффектом (экономией затрат труда и средств) необходимо учитывать совокупный эффект, получаемый хозяйством в результате проведения важнейших работ в лучшие агротехнические сроки и сокращения потерь выращенного урожая. Прибавка урожая в данном случае окупает дополнительные затраты.
2 Определение потребности хозяйства в транспортных средствах
Важная составная часть организации производства — определение потребности хозяйства в транспортных средствах. При определении необходимого числа грузовых автомашин для выполнения тех или иных работ следует иметь данные, характеризующие объем, расстояние перевозок, продолжительность рабочего периода, фактическую грузоподъемность, состояние дорог.
Объем перевозок рассчитывают, исходя из валового сбора продукции сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, объемов перемещаемых минеральных и органических удобрений, строительных материалов, кормов, семян, нефтепродуктов и т. д. При этом учитывают расстояние и повторность транспортировок, например поступление зерна с поля на зерноочистительный ток, с тока в хранилище или на заготовительный пункт.
Общий объем грузоперевозок (с учетом экономической целесообразности и реальных возможностей хозяйства) распределяют по видам транспортных средств — на грузовые автомашины, тракторы и живую тягловую силу.
Среднесписочную потребность хозяйства в автомобилях на расчетный период устанавливают на основе объема грузоперевозок и средней производительности одной автомашины за период.
Потребность хозяйства в транспортных прицепах рассчитывают, исходя из наличия колесных тракторов, используемых на транспортных и других хозяйственных работах. При этом на 1 трактор планируется иметь 1 прицеп.
Потребность в специальных автомашинах (автопередвижные ремонтные мастерские, механизированные заправочные агрегаты и т. д.) определяют на основе объема тех или иных работ и норм нагрузки, установленных в хозяйстве на 1 специальную машину (агрегат).
Важное значение имеет расчет потребности в транспортных средствах для выполнения отдельных работ в определенный отрезок рабочего времени. Его можно произвести по схеме, предложенной Н. И. Толкачевым.
Время одного рейса (Тр) определяют по формуле, ч:
где l - длина пути в один конец, км; VСР — средняя скорость движения, км в 1 ч; tП — время на погрузку, ч; tР— время на разгрузку, ч.
Число рейсов одной автомашины (NP) рассчитывают так:
где NРД — число рабочих дней за период; ТН — продолжительность работы машины в наряде, ч.
Объем грузоперевозок одной автомашины за рабочий период (Qа) будет равен, т:
где Га — среднефактическая грузоподъемность одной автомашины, т.
Число автомашин, необходимое для перевозки грузов (Nа), определяют по формуле:
где QП - объем грузов, подлежащих перевозке за рабочий период, т.
Потребность в автомобилях на перевозке зерна от комбайнов на ток при средних условиях организации производства в значительной мере зависит от числа комбайнов в уборочно-транспортном подразделении. Эта потребность резко возрастает при уменьшении числа комбайнов в подразделении, так как соответственно возрастают простои автомобилей в ожидании погрузки. С другой стороны, излишняя численность комбайнов усложняет управление работой подразделения и учет ее качества.
При невозможности своевременно выполнить расчетный объем грузоперевозок фактическим парком автомашин на транспортных работах используют тракторы и грузовые автомобили, привлеченные со стороны.
3 Оценка уровня организации использования грузовых автомобилей
При оценке уровня организации использования грузовых автомобилей применяются следующие показатели.
Коэффициент технической готовности автомобиля
где Тр — время работы автомобиля за расчетный период, ч; ТП — время простоев по техническим причинам, ч.
Коэффициент использования грузоподъемности (КГ):
где Гф — грузоподъемность автомобиля фактическая, т; Гт — грузоподъемность техническая, т.
Число отработанных дней на одну автомашину за расчетный период (год).
Коэффициент использования запаса рабочего времени в расчетный период (КТ):
где NФРД, — фактически отработанное число дней за период; NЗРД, - запас (фонд) рабочих дней.
Коэффициент использования годового календарного времени (КГТ).
Может определяться как по каждому автомобилю, так и в среднем по автопарку. В среднем по автопарку данный показатель равен:
где Σ NРДА — сумма отработанных за год машино-дней всеми автомобилями; Σ Nа *365 - число машино-дней пребывания в году всех автомобилей.
Общий за расчетный период или среднесуточный пробег автомобиля (l), км.
Общий за расчетный период или среднесуточный пробег автомобиля с грузом (l г), км.
Коэффициент использования пробега (Кпр), который в данном случае равен lг/l.
Выработка на один автомобиль (за расчетный период, день), т-км.
Себестоимость 1 т-км автотранспортных работу руб.
Эффективность использования грузовых автомобилей во многом зависит от степени механизации погрузочных и разгрузочных работ. В структуре рабочего времени смены на их долю приходится 15—20% и более. Повышение уровня механизации трудоемких процессов значительно сократит простои транспортных средств, создаст необходимые предпосылки для увеличения их производительности и снижения себестоимости выполняемых работ.
Большое значение имеют создание и внедрение эффективных транспортных средств, отвечающих особенностям сельскохозяйственного производства. Требуют решения такие проблемы, как повышение грузоподъемности машин, увеличение их проходимости, скорости движения, объема кузова, расширение выпуска автомобилей специального назначения, а также прицепов и полуприцепов, обеспечивающих механизированную разгрузку перевозимых грузов, и т. д.
Крупный резерв повышения эффективности сельскохозяйственного производства - строительство благоустроенных дорог. В ряде районов страны они находятся в неудовлетворительном состоянии, что наносит большой ущерб предприятиям и государству в целом. Задерживается доставка продукции, увеличивается износ транспортных средств, возрастают издержки. Практика свидетельствует, что затраты на сооружение хороших дорог имеют высокую отдачу, окупаются за сравнительно небольшой промежуток времени - два-три года (за счет сокращения потерь выращенного урожая и значительной экономии расходов, связанных с содержанием и использованием транспорта).
Весьма важен выбор формы организации внутрихозяйственного транспорта. Исследования и практика свидетельствуют, что наибольший эффект достигается, когда на базе автопарка предприятия создают автотранспортный кооператив, оказывающий услуги по перевозке грузов за плату, самостоятельно формирующий и распределяющий свои доходы и организующий работу с предприятием и обслуживаемыми подразделениями на договорной основе.
В условиях, позволяющих иметь грузовые автомобили в личной собственности, целесообразна организация их использования на индивидуальной договорной основе.
Предприятие имеет возможность использовать централизованный на внехозяйственном уровне автотранспорт, брать на прокат специализированные грузовые автомобили для осуществления случайных кратковременных перевозок грузов и др.
Широкие возможности применения различных форм организации грузового автотранспорта создают условия для конкуренции и в конечном итоге для повышения эффективности его работы.