методы исследования:
| А.Методы эмпирического уровня исследования. Б. Методы теоретического уровня исследования. | 1)изучение продуктов деятельности; 2) метод сопутствующих изменений; 3)изучение и обобщение педагогического опыта; 4) собеседования; 5) индукция и дедукция; 6) анкеты; 7)эксперимент; 8) анализ и синтез; 9) абстрагирование; 10) наблюдения; 1 1) метод сходства и различия. |
Ключ: А – 1); 3); 4); 6); 7); 10); Б – 2); 5); 8); 9); 11).
12. Найти соответствие между методологическим параметром исследования и его характеристикой:
| 1. Проблема. 2. Тема. 3. Актуальность. 4. Объект исследования. 5. Предмет исследования. 6. Цель. 7. Задачи исследования. 8. Гипотеза. | А.Отражает движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержит момент столкновения старого с новым. Б. Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. В. Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Г. Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления; причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Д. Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время. Е. Представление о результатах. Ж. То, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. З. Представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. |
Ключ: 1 –В; 2 –А; 3 – Д; 4 – Б; 5 - Ж; 6 – Е; 7 – З; 8 –Г.
Варианты тестового контроля знаний по теме:
«Методологические основы психолого-педагогического исследования»
Вариант 1
1.Дополните предложение.
Методология – система … и … организации и построения … и … деятельности, а также учение об ….
Ответ: принципов и способов, теоретической и практической, этой системе
2. … функция методологии предполагает предвидение развития природных и общественных явлений, каких-либо событий, развития личности.
Ответ: прогностическая
3. Какой уровень методологии представляет собой совокупность принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Ответ: конкретно-научный.
4. Философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления – это …
а) экзистенциализм
б) неотомизм
в) неопозитивизм
г) прагматизм
Ответ: диалектический материализм
5. Назовите представителей экзистенциализма.
1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.
Ответ: 6, 10, 12.
6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:
Слабость педагогики они усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты; приоритет отдаётся методам познания, а не его содержанию: главное «не знания, а методы их приобретения».
Ответ: неопозитивизм
7. Утверждается представление о социальной, деятельной творческой сущности человека, как личности. Этот подход означает ориентацию при конструировании педагогического процесса на личность как и на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.
1. Системный подход
2. Личностный подход
5. Этнопедагогический подход
Ответ: личностный подход
8. Дополните утверждение
Исследование - это характерный для науки способ производства ….
Ответ: нового знания
9. Формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теорий на:
1) эмпирическом уровне исследования;
2) теоретическом уровне исследования;
3) методологическом уровне исследования.
Ответ: 3
10. Прескриптивное научное знание
а) служит ориентиром в процессе исследования;
б) направлено на регуляцию деятельности.
Ответ: б
11. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:
Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Ответ: объект исследования
12. Решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания:
1) фундаментальные педагогические исследования;
2) прикладные педагогические исследования;
3) исследования – разработки
Ответ: 2
13. Процедурная часть исследования включает в себя:
а) определение проблемы исследования
б) составление плана исследования
в) описание методов исследования и техники сбора данных;
г) формулировку гипотез;
д) определение параметра исследования
Ответ: б, в, д
14. Этот подход предполагает системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
Ответ: антропологический
15. … - учение, которое в целях усиления влияния церкви на людей признаёт разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм.
Ответ: неотомизм
16. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:
Отражает движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержит момент столкновения старого с новым
Ответ: тема
Вариант 2
1.Дополните утверждение.
Методология педагогики –это учение о …, процессе … и ….
Ответ: Методология педагогики –это учение о педагогическом знании, процессе его добывания и практическом исследовании.
2. … функция методологии связана с согласованием путей и организации действий с условиями окружающего нас мира, с теми реальными обстоятельствами, которые складываются в данной ситуации.
Ответ: организующая
3. Этот уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
Ответ:философский
4.Учение, которое в целях усиления влияния церкви на людей признаёт разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм, называется …
а) Экзистенциализм
б) Неотомизм
в) Неопозитивизм
г) Прагматизм
Ответ: б
5. Назовите представителей неотомизма
1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.
Ответ: 2, 3, 7
6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:
Ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности; учитель должен представить ученику полную свободу в их усвоении; это учение выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Ответ: экзистенциализм
7. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системой ценностей. Он требует освоения культуры, как системы ценностей, способствует развитию самого человека, с одной стороны, и, с другой стороны, становлению его как творческой личности.
1. Системный подход
2. Личностный подход
5. Этнопедагогический подход
Ответ: 4
8. Дополните утверждение
Научное педагогическое учение – это процесс формирования …, один из видов познавательной деятельности, направленной на открытие объективных … обучения, воспитания, развития.
Ответ: новых педагогических знаний, закономерностей
9. Выявляются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты на:
1) эмпирическом уровне исследования;
2) теоретическом уровне исследования;
3) методологическом уровне исследования.
Ответ: 2
10. Дескриптивное научное знание
а) служит ориентиром в процессе исследования;
б) направлено на регуляцию деятельности.
Ответ: а
11. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:
Представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Ответ: задачи исследования
12.Содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности ученика:
1) фундаментальные педагогические исследования;
2) прикладные педагогические исследования;
3) исследования – разработки
Ответ: 3
13. Методологическая часть исследования включает в себя:
а) определение проблемы исследования
б) составление плана исследования
в) описание методов исследования и техники сбора данных;
г) формулировку гипотез;
д) определение параметра исследования
Ответ: а, г.
14. В этом подходе деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Этот подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания и общения.
Ответ: деятельностный
15. … философия существования, переживание человеком своего быта в мире.
Ответ: экзистенциализм
16. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:
Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предложения, которые наука может дать в настоящее время.
Ответ: актуальность.
Вариант 3
1.Дополните утверждение.
Научное педагогическое исследование – это процесс формирования …, один из видов познавательной деятельности, направленной на открытие … обучения, воспитания, развития.
Ответ: Новых педагогических знаний, основных закономерностей
2. … функция методологии удовлетворяет потребность в знаниях существенных связей и отношений окружающего мира, в познании его законов.
Ответ: гносеологическая
3. Этот уровень составляет методика и техника исследования.
Ответ: технологическая методология
4.Основатели этого философского направления познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека.
а) Экзистенциализм
б) Неотомизм
в) Неопозитивизм
г) Прагматизм
Ответ: г
5. Назовитепредставителей прагматизма
1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.
Ответ: 1, 5, 11
6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:
Личность есть объект и субъект общественных отношений; её развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека.
Ответ: диалектико-материалистическая педагогика
7. Относительно самостоятельные компоненты обучения рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Этот подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.
1. Системный подход
2. Личностный подход
5. Этнопедагогический подход
Ответ: системный подход
8. Дополните утверждение
Методология – это учение о … и преобразовании мира.
Ответ: методе научного познания.
9. Устанавливаются новые факты науки на:
1) эмпирическом уровне исследования;
2) теоретическом уровне исследования;
3) методологическом уровне исследования.
Ответ: 1
10. Служит ориентиром в процессе исследования
1) Прескриптивное научное знание
2) Дескриптивное научное знание
Ответ: 2
11. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:
Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.
Ответ: проблема
12. Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей науки:
1) фундаментальные педагогические исследования;
2) прикладные педагогические исследования;
3) исследования – разработки
Ответ: 1
13. Определите, какая часть исследования включает в себя составление плана исследования
1) Методологическая часть исследования
2) Процедурная часть исследования
Ответ: 2
14. Этот подход предполагает образование с опорой на национальные традиции народов, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.
Ответ: этнопедагогический
15. … философское учение о наиболее общи законах движения и развития природы, общества, мышления.
Ответ: диалектический материализм
16. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:
Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления; причём этот вывод нельзя считать, вполне доказанным.
Ответ: гипотеза
Вариант 4
1.Дополните утверждение.
Исследование – характерный для науки способ производства ….
Ответ: новых знаний
2. … функция методологии заключается в том, что методы исследования способствуют не только объяснению изучаемых явлений, но, что очень важно, служат также инструментом действенного изменения жизни, общественных явлений.
Ответ: преобразовательная
3. Этот уровень методологии представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Ответ: общенаучная
4. Для этого философского направления характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими.
а) Экзистенциализм
б) Неотомизм
в) Неопозитивизм
г) Прагматизм
Ответ: в
5. Назовите представителей диалектического материализма:
1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.
Ответ: 6, 9
6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:
Человек не должен руководствоваться в своём поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами, он ведёт себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель; нравственно всё, что помогает достижению личного успеха.
Ответ: прагматизм
7. Образование с опорой на национальные традиции народов, его культуру, национально-этическую обрядность, обычаи, привычки.
1. Системный подход
2. Личностный подход
5. Этнопедагогический подход
Ответ: 5
8. Дополните определение
Методология – система … и … организации и построения … и … деятельности, а также учение об ….
Ответ: принципов и способов, теоретической и практической, этой системе.
9. На эмпирическом уровне исследования
1) формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений
2) выявляются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты
3) устанавливаются новые факты науки
Ответ: 3
10. Направлено на регуляцию деятельности.
1) Прескриптивное научное знание
2) Дескриптивное научное знание.
Ответ: 1
11. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:
То, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения.
Ответ: Предмет исследования
12. Фундаментальные педагогические исследования
1) Решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания
2) Выявляются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты
3) Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей науки
Ответ: 3
13. Определите какая часть исследования включает в себя описание методов исследования и техники сбора данных
1) Процедурная часть исследования
2) Методологическая часть исследования
Ответ: 1
14. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системы ценностей. Он требует освоения культуры, как системы ценностей, способствует развитию самого человека, с одной стороны, и, с другой стороны, становлению его как творческой личности.
Ответ: культурологический
15. Для философского учения … характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими.
Ответ: неопозитивизм
16. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:
Представление о результатах.
Ответ: цель исследования
Варианты итогового тестового контроля знаний по курсу:
«Методология и методы психолого-педагогического исследования»
ВАРИАНТ 1
1. ______ наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.
2. Функция методологии, предполагающая предвидение развития природных и общественных явлений, каких-либо событий, развития личности называется
1. гносеологической
2. прогностической
3. преобразовательной
4. организующаяей
3. На теоретическом уровне исследования:
1) выдвигаются и формулируются основные общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты
2) формируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теорий
3) устанавливаются новые факты науки
4. Методика и техника исследования составляет ________ уровень методологии.
5. Содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности ученика:
1) фундаментальные педагогические исследования
2) прикладные педагогические исследования
3) исследования-разработки
6. Сжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике является:
реферированием
конспектированием
аннотированием
цитированием
7. Наблюдение, которое ощущается через уполномоченные лица, называется ___________наблюдением.
8. Среди данных ниже ответов найти соответствие между методологическим параметром исследования и его характеристикой:
А) Актуальность
В) Цель
1). Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
2). Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время.
3). То, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения.
4). Представление о результатах.
9. Какой методологический подход рассматривает образование с опорой на национальные традиции народов, его культуру, национально этническую обрядность, обычаи, привычки.
1. Системный подход
2. Личностный подход
5. Этнопедагогический подход
10. Методологическая часть исследования включает в себя:
а) определение проблемы исследования;
б) составление плана исследования;
в) описание методов исследования и техники сбора данных;
г) формулировка гипотез;
д) определение предмета исследования.
11. Какой вид наблюдения приведён ниже
Наблюдение, охватывающее возможно большее количество в разной мере взаимосвязанных явлений.
12. Эксперимент, при котором экспериментальная и контрольная группы меняются местами в каждой последующей серии опытов и обнаруживаются изменения под влиянием экспериментальной системы мер, называется:
2) перекрёстный эксперимент;
3) комплексный эксперимент.
13. Характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующее средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу, называется:
1) валидность;
2) надёжность;
3) норма.
14. Применяется в исследовании, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость:
1) медиана;
2) дисперсия;
3) мода;
15. Прескриптивное научное знание
а) служит ориентиром в процессе исследования;
б) направлено на регуляцию деятельности.
16. Определите, к какой группе можно отнести перечисленные методы исследования
А. Методы эмпирического уровня исследования
Б. Методы теоретического уровня исследования
1. изучение продуктов деятельности;
2. метод сопутствующих изменений;
3. изучение и обобщение педагогического опыта;
4. собеседования;
5. индукция и дедукция;
6. анкеты;
7. эксперимент;
8. анализ и синтез;
9. абстрагирование;
10. наблюдения;
11. метод сходства и различия.
17. Определите последовательность этапов наблюдения
1) сбор данных наблюдения, записей, протоколов, таблиц и т.д.;
2) выбор объекта, определение очевидных и вероятных возможностей наблюдения, выбор вида наблюдения;
3) анализ результатов и выводы наблюдения;
4) составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протокола наблюдений, инструкций наблюдателя и оборудования;
5) обработка и оформление результатов наблюдения.
18. Выделите основные характеристики конспекта
1. содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания;
1) в каждом положении заключается одна мысль;
2) служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии;
3) выделяются, «извлекаются» из текста;
4) воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними;
5) сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу;
6) составляется с целью сохранения в памяти;
7) сжимает, «уплотняет» оригинальный текст.
19. Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов называется
1) доклад;
2) рецензия;
3) монография;
20. Система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска называется
1) теория;
2) идея;
3) концепция.
21. По описанию исследовательского метода определить его вид.
Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) для того, чтобы выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам._____________
22. Совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности и основанных на осознанном или неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и состояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей:
1) личностные тесты;
2) проективные тесты;
ВАРИАНТ 2
1. Функция методологии, связанная с согласованием путей и организации действий с условиями окружающего нас мира, с теми реальными обстоятельствами, которые складываются в данной ситуации называется:
1) гносеологическая
2) прогностическая
3) преобразовательная
4) организующая
2. Совокупность принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, составляет _______ уровень методологии.
3. _________ - это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
4. На эмпирическом уровне исследования
1) выдвигаются и формируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;
2) устанавливаются новые факты науки;
3) формируются общие принципы и методы исследования педагогических явления, построения теории.
5. Какие исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания
1) фундаментальные педагогические исследования;
2) прикладные педагогические исследования;
3) исследования-разработки.
6. Метод, предполагающий присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам называется
1) регистрация;
2) ранжирование;
3) шкалирование.
7. Методологический параметр, который характеризует степень расхождения на научные ипрактические рекомендации и предложения, которые наука может дать в настоящее время называется _________
8. Характеристика какого методологического подхода приведена ниже:
Утверждается представление о социальной, деятельной творческой сущности человека как личности. Этот подход означает ориентацию педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.
9. Процедурная часть исследования включает в себя:
а) определение проблемы исследования;
б) составление плана исследования;
в) описание методов исследования и техники сбора данных;
г) формулировка гипотез;
д) определение предмета исследования.
10. Какой вид наблюдения приведен ниже _______________.
Наблюдение, которое ощущается через уполномоченные лица, работающие по программе и заданиям исследователя.
11. Эксперимент, который дает возможность уточнить результаты проведения работы, выявить эффективность способов педагогических воздействий, называется:
3) параллельный эксперимент.
12. Характеристика методики, отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свойства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи дан методики результаты к действию посторонних и случайных факторов, называется:
1) норма;
2) валидность;
3) надёжность.
13. Мера среднего положения, характеризующая значение признака на упорядоченной шкале, которая соответствует середине исследуемой совокупности, называется:
2) медиана;
3) мода;
4) дисперсия.
14. Критическое рассмотрение одного или нескольких произведений в свете требований, представляющихся автору обязательными, является:
1) докладом;
2) рецензией;
3) монографией;
4) методическими рекомендациями.
15. Учение, система идей или принципов, совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел называется
1) идея;
2) теория;
3) концепция.
16. По кратким описаниям основных методов психологии определить вид каждого из них.
Сущность метода - сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться, условны баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей.
17.Расположить этапы формирующего эксперимента в порядке их реализации
1) построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведёт к формированию личностных качеств;
2) определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием личностных качеств;
3) определение проектируемых качеств личности учащихся;
4) психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;
5) методические поиски средств реализации деятельности по формированию качеств личности.
18. Найти соответствие между методологическим параметром исследования и его характеристикой.
| а) Актуальность | 1.Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. |
| b) Объект исследования | 2.Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время. |
| c) Цель | 3.Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время. |
| 4.Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время. |
19. Выберите, какие исследовательские действия включает в себя методологическая часть исследования:
2) определение темы;
3) составление плана исследования;
4) определение объекта и предмета;
5) описание методов и техник сбора данных;
7) уточнение терминологии;
8) интерпретация и обобщение результатов; формулировка целей, задач, гипотезы.
20. ___________ - процесс и результат научной деятельности, направленный на получения общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме, обучении и воспитании, теории и истории педагогики.
21. Характеристика какого методологического параметра дана ниже:
Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.
22. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом составляет _________ уровень методологии.
ВАРИАНТ 3
1. Решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания.
1) фундаментальные педагогические исследования
2) прикладною педагогические исследования
3) исследования-разработки
2. На методологическом уровне исследования:
1) выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;
2) устанавливаются новые факты науки;
3) формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
3. _________ - наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.
4. Функция методологии, удовлетворяющая потребность в знаниях существенных связей и отношений окружающего мира, в познании его законов называется:
1) гносеологическая
2) прогностическая
3) организующая
4) преобразовательная
5. Характеристика какого методологического параметра дана ниже:
Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
___________
6. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом составляет _________ уровень методологии.
7. Характеристика какого способа фиксации содержания изучаемого материала дана ниже:
Введение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы. ________________
8. Назовите метод математической статистики, который соответствует данной характеристике:
Выявление определённого качества у явлений данного класса и подсчёт количества по наличию или отсутствию данного качества ___________
9. Какой вид наблюдения приведён ниже:
Наблюдение, при котором между объектом и его исследованием имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, переходов.__________________
10. Прескриптивное научное знание
а) служит ориентиром в процессе исследования;
б) направлено на регуляцию деятельности.
11. Эксперимент, который позволяет определить актуальный уровень развития изучаемого свойств испытуемого или группы испытуемых, называется:
1) длительный эксперимент;
2) констатирующий эксперимент;
3) масштабный эксперимент.
12. Характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующими средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу, называется:
4) валидность;
5) надёжность;
6) норма.
13. Наиболее часто встречающееся типичное значение признака среди других значений называется:
1) дисперсия;
2) мода;
3) медиана;
14. Выделите основные характеристики тезисов:
1) содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания;
2) в каждом положении заключается одна мысль;
3) служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии;
4) выделяются, «извлекаются» из текста;
5) воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними;
6) сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу;
7) составляется с целью сохранения в памяти;
8) сжимает, «уплотняет» оригинальный текст.
15. Подробное последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие её значения, истории развития, изложение результатов работы, выводы и рекомендации, называется:
2) монография;
3) рецензия;
4) доклад.
16. Мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели называется:
1) идея;
2) концепция;
3) теория.
17.По кратким описаниям основных методов психологии определить вид каждого из них:
Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребёнка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.__________________
18.Определите последовательность этапов наблюдения:
1) сбор данных наблюдения, записей, протоколов, таблиц и т.д.;
2) выбор объекта, определение очевидных и вероятных возможностей наблюдения, выбор вида наблюдения;
3) анализ результатов и выводы наблюдения;
4) составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протокола наблюдений инструкций наблюдателя и оборудования;
5) обработка и оформление результатов наблюдения.
19.Расположить этапы формирующего эксперимента в порядке их реализации:
1. построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведёт к формированию личностных качеств;
2. определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием личностных качеств;
3. определение проектируемых качеств личности учащихся;
4. психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;
5. методические поиски средств реализации деятельности по формированию качеств личности.
20.Какие исследовательские действия включает в себя процедурная часть исследования:
2) определение темы;
3) составление плана исследования;
4) определение объекта и предмета;
5) описание методов и техник сбора данных;
7) уточнение терминологии;
8) интерпретация и обобщение результатов;
9) формулировка целей, задач, гипотезы.
21.Совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности и основанных на осознанном или неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и состояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей:
а) личностные тесты;
b) проективные тесты;
22.Найдите соответствие:
| а) Концепция | Мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели; |
| b) Идея | Система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска; |
| с) Теория | Учение, система идей или принцип совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел. |
ВАРИАНТ 4
1. На теоретическом уровне исследования:
1) выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;
2) формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории;
3) устанавливаются новые факты науки.
2. Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей науки
1) фундаментальные педагогические исследования;
2) прикладные педагогические исследования;
3) исследования-разработки.
3. _________ - это учение о методе научного познания и преобразовании мира.
4. Функция методологии, заключающаяся в том, что методы исследования способствуют не только объяснению изучаемых явлений, но, что очень важно, служат также инструментом действенного изменения жизни, общественных явлений называется
1) гносеологическая;
2) прогностическая;
3) преобразовательная;
4) организующая.
5. Характеристика какого методологического параметра дана ниже:
Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки____________
6. Совокупность принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, составляет _____ уровень методологии.
7. Определите, характеристика какого способа фиксации содержания изучаемого материала дана ниже.
Перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой.______________
8. Назовите метод математической статистики, который соответствует данной характеристике
Расположение собранных данных в определённой последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов. _________________
9. Какой вид наблюдения приведён ниже:
Наблюдение, которое протекает в условиях осознанного факта присутствия посторонних. ______________
10. Дескриптивное научное знание:
а) служит ориентиром в процессе исследования;
б) направлено на регуляцию деятельности.
11. Содержанием формирующего этапа эксперимента является:
1) выявление эффективности изучаемых способов педагогических воздействий;
2) изучение влияния новых условий на повышение эффективности обучения и воспитания;
3) проверка выдвинутой гипотезы;
4) выяснение состояния изучаемого явления на практике.
12. Характеристика методики, отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свойства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи данной методики результаты к действию посторонних и случайных факторов, называется:
1) норма;
2) валидность;
3) надёжность.
13. Применяется в исследовании, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость:
1) медиана;
2) дисперсия;
3) мода;
14. Краткое изложение современных научных данных и практических рекомендаций в какой-либо области называется:
1) монография;
2) рецензия;
3) доклад;
15. Найдите соответствие
| A. Концепция | 1. Мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели; |
| Б. Теория | 2. Система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска |
| B. Идея | 3. Учение, система идей или принцип совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел |
16.По описанию исследовательского метода психологии определите его вид:
Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.__________________
17.Расположите этапы формирующего эксперимента в порядке их реализации:
1. построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведёт к формированию личностных качеств;
2. определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием личностных качеств;
3. определение проектируемых качеств личности учащихся;
4. психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;
5. методические поиски средств реализации деятельности по формированию качеств личности.
18._________ - процесс и результат научной деятельности, направленный на венно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме, нии, теории и истории педагогики.
19.Какие исследовательские действия включает в себя процедурная часть исследования:
2) определение темы;
3) составление плана исследования;
4) определение объекта и предмета;
5) описание методов и техник сбора данных;
7) уточнение терминологии;
8) интерпретация и обобщение результатов;
9) формулировка целей, задач, гипотезы.
20._____________- наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.
21.По описанию исследовательского метода психологии определите его вид.
Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребёнка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.______________
22. Статистический метод, который применяется в исследовании, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямая пропорциональная зависимость, называется:
а) медиана;
b) дисперсия;
c) мода;






