Юридическая природа конституционных прав и свобод

При рассмотрении этого вопроса раскрываются основные конституционные понятия и гарантии прав согласно Конституции РФ, их субъективное и объективное значение.

1.1. Основные понятия.

Во-первых в Конституции закрепляется общее понятие «права и свободы человека и гражданина». Права и свободы человека и гражданина (ПСЧГ) признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Данные ПСЧГ можно назвать конституционными, они составляют основы правового статуса личности.

Во-вторых, в Конституции закрепляется понятие «основные права человека» (ОПЧ),которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). ОПЧ является базовой частью ПСЧГ. В числе ОПЧ есть важнейшие конституционные права (например, личные права).

В-третьих, в Конституции закрепляется понятие «основные права и свободы» (ОПС). Согласно ст.55 Конституции ОПС, перечисленные в Конституции, не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных ПСЧГ. Отсюда следует, что ОПС - это все ПСЧГ, закрепленные в Конституции, а также другие общепризнанные ПС, содержащиеся в основополагающих международно-правовых актах.

В-четвертых, в Конституции используется понятие «другие общепризнанные ПСЧГ». Это те права, которые являются общеобязательными согласно международно-правовым актам. Данные права обязывают Конституцию и государственную власть. Европейская конвенция 1950 г. не является общепризнанным (общеобязательным) актом, она не обязывает Конституцию, но обязывает законодателя.

Классификация прав и свобод. Чаще всего конституционные права и свободы по своему содержанию делятся на четыре группы:

А) права и свободы, выражающие равноправие граждан;

Б) личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности;

В) политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества;

Г) социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества.

По своему характеру права и свободы можно делить на естественные и позитивные. Определение естественных прав дается в доктрине конституционного права. На основе естественных прав формируются позитивные права, которые имеют юридическое выражение в конституциях или международных актах. Позитивные права и свободы можно также классифицировать на основные (предельно общие конституционные права) и дополнительные, которые вытекают из основных прав и конкретизируют их.

Кроме того, по классификации ООН принято различать права первого, второго, третьего и четвертого поколений. К первому поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях; ко второму – социально-экономические права; к третьему – права, связанные с коллективными требованиями народов (например, право народов на самоопределение); к четвертому – группу прав, связанную с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).

Наибольшую конституционную защиту среди конституционных прав и свобод человека и гражданина имеют основные права и свободы. При этом в литературе и конституциях понятия «основные права и свободы» и «конституционные права и свободы» нередко отождествляют. Представляется, что основные права и свободы – права и свободы, закрепленные в конституциях отдельных стран, а также в основополагающих международно-правовых актах, которые являются неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения и непосредственно вытекают из базовых конституционных принципов свободы и равенства человека.

Основные права и свободы согласно общепринятой точке зрения являются естественными, т. е. принадлежат каждому человеку от рождения как особому биосоциальному существу. Основные права не требуют признания со стороны государства, т. к. непосредственно не зависят от публичной власти, предшествуют ей и имеют перед ней приоритет. В своей совокупности они определяют свободу человека, его автономное существование в обществе, в силу этого они имеют примат перед правами общества и государства. Защита и соблюдение основных прав и свобод – обязанность государства.

В то же время в науке конституционного права высказана и другая точка зрения. Так в ряде стран права и свободы человека, по общему правилу, не рассматриваются как правопритязания, под которыми понимается право на побуждение государственных органов к действиям или право на действия органов государственной власти. Однако права и свободы могут рассматриваться как таковые в случае конституционного закрепления обязанности государства по реализации соответствующих прав, тогда они называются основными. Такой трактовки придерживаются ряд зарубежных конституций (ФРГ, Италия, Испания), которые считают основными только политические и гражданские права, в то время как социально-экономические не считаются правами в полном смысле слова, так как не обеспечены обязанностью государства по их реализации (право на труд, на жилище). В этих странах конституционные суды не могут рассматривать дела о нарушении социально-экономических прав граждан, так как их юрисдикция ограничена только основными правами.

Помимо основных прав и свобод выделяют также дополнительные права (они конкретизируют основные права), а также отраслевые права, регулируемые отдельными отраслями права.

Личные права и свободы. Для обеспечения правого статуса личности ключевое значение имеют личные (гражданские) права, которые входят в первое поколение прав и свобод человека.

Основным личным правом является право на жизнь, которое имеет двухзвенную структуру. Право на жизнь означает, во-первых, что никто не может быть произвольно лишен жизни, а во-вторых, что обязанностью государства является защищать жизнь человека. В Российской Федерации в силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 года № 1536-О-Р возможность применения в Российской Федерации смертной казни в будущем исключается навсегда.

Ограничение, а не отмена смертной казни, является неприемлемой в случае присоединения государства к универсальным и региональным международным документам в области прав и свобод человека. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность, никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. Уполномоченные на то законом государственные органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в течение 48 часов (Россия, Франция, Великобритания) или 72 часов (практически все зарубежные страны СНГ) должна быть проверена судом. В англо-саксонских странах процедура судебного задержания лица получила название Habeas corpus согласно наименованию нормативного акта, впервые установившего данную гарантию права личности.

В конституциях закрепляется, что каждый имеет право на уважение его достоинства. Как правило, в конституциях установлено, что никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению либо наказанию. Ни один человек без его добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В конституциях зарубежных стран СНГ и Балтии закрепляется право частной жизни, в состав которого входит право на личную и семейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; запрещение сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; право граждан на информирование об обстоятельствах, касающихся его частной жизни со стороны органов власти. На международном уровне данное право получило название habeas data.

Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции. Исключения из этого правила могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом. Каждый гражданин также имеет право знакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях с информацией, которая затрагивает его права и интересы и не является государственной или иной защищенной законом тайной (ст. 24 Конституции РФ).

К личным правам относится и право на неприкосновенность жилища. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

Свобода передвижения и выбора места жительства предусматривается в конституциях большинства зарубежных стран и России. Каждому, кто на законных основаниях находится на территории страны, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию страны, за исключением ограничений, установленных законом. Гражданин не может быть лишен права в любое время возвратиться в страну (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения есть для лиц, имеющих доступ к гостайне, уклоняющихся от службы в армии или уголовного преследования, имеющие задолженность более 10 тыс. рублей.

К числу личных прав и свобод можно отнести также и свободу совести. Это право включает свободу выбора религии или убеждений и свободу их проповеди, выражения посредством церковных церемоний и иных культовых обрядов как индивидуально, так и совместно с другими лицами (ст. 28 Конституции РФ).

Конституции зарубежных стран и России закрепляют право на национальную принадлежность, право пользования родным языком. Так, в ст. 26 Конституции РФ установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Напоследок следует отметить, что закрепление на конституционном уровне полного комплекса личных прав и свобод еще не означает их реального претворения в жизнь. Поэтому для обеспечения защиты и соблюдения личных прав и свобод конституции должны содержать достаточный набор конституционных гарантий и предусматривать механизм их неуклонного соблюдения как со стороны органов власти, так и со стороны каждого человека.

Политические права и свободы гражданина – определенная совокупность возможностей лица по осуществлению публичной власти или иной деятельности публичного характера. Политические права принадлежат, как правило, только гражданам.

Среди политических прав на первый план, прежде всего, выдвигается право на участие в управлении делами государства.

Дополнительным правом по отношению к праву на участие в управлении делами государства является право граждан избирать и быть избранными в органы власти, а также право участвовать в референдуме. Данное право принадлежит исключительно гражданам, хотя в России, странах Евросоюза и Великобритании на местных выборах и референдумах могут принимать участие иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующих муниципальных образований. Кроме того, граждане имеют право служить в государственных органах. Право на участие в управлении делами государства дополняет право на доступ граждан к осуществлению правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Граждане участвуют в отправлении правосудия как присяжные заседатели, народные заседатели (Украина, Беларусь), шеффены (ФРГ), ассизы (Италия).

К числу важных политических прав следует отнести право на индивидуальное или коллективное обращение в органы власти, право на критику деятельности органов власти. В интересах граждан петиции могут направлять общественные организации, членами которых граждане являются. На каждое обращение должен быть дан ответ в установленном законом порядке и сроки. Граждане обладают правом критиковать деятельность или работу государственных органов, их должностных лиц, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, а также деятельность или работу отдельных граждан. Преследование за критику запрещается. Однако оскорбление или клевета не могут считаться критикой и влекут применение мер ответственности. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» установил следующие положения:

Обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Одно из важнейших политических прав – свобода объединений граждан. К числу общественных объединений относятся профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается. Конституции зарубежных стран и России особо регулируют статус политических партий – основных участников политических отношений.

В России запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности страны, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ). Кроме того, в России запрещается создание партий на национальной и религиозной основе, а также региональных партий. В то время как подобные запреты не предусмотрены в ряде зарубежных стран (ФРГ, Великобритания, Таджикистан).

Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно конституцией и законами.

К числу важнейших политических прав и свобод граждан относится также и свобода собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетов. О проведении массовых форм волеизъявления граждан на открытом небе заблаговременно уведомляются органы государственной власти или органы местного самоуправления. Граждане вправе собираться только без оружия. Проведение собраний граждан в помещениях не требует обязательного уведомления (ст. 31 Конституции РФ).

ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установил следующие положения:

собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

Запрещены публичные мероприятия у объектов повышенной опасности, путепроводов, магистралей, у зданий суда, администрации президента, организаций исполнения наказаний, в пограничной зоне. Порядок проведения мероприятий на Красной площади определяется Президентом.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, как право иметь свои взгляды и убеждения. Свобода мысли неразрывно связано со свободой слова. Под свободой слова понимается право на свободное выражение своих взглядов и убеждений и иной информации устно, в печати, посредством изображений или иными другими возможными способами. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом по своему выбору.

Свобода слова, как и другие права, имеет свои границы. Так, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст. 29 Конституции РФ).

Государство гарантируют свободу средств массовой информации и иных информационных ресурсов, цензура запрещается. В целях обеспечения свободы средств массовых информаций в ряде стран предусмотрено, что государственное регулирование за ними осуществляется не правительственным органом, а парламентским (Украина), либо общественным советом (Германия). Эти нормы направлены на недопущение монополизации всех информационных ресурсов в руках государства или определенной партии.

В РФ принят Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Согласно ему происходит ранжирование информации и недопущение распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В частности, абсолютна запрещена 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий.

Информация, указанная в п. 1-5 не подлежит распространению на ТВ и радио в период между 4 и 23 часами. В указанное время она может распространяться лишь с указанием специального знака. Информация в п.6-8 вообще не может распространяться.

Есть информация, ограниченная в распространении:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, насилия или преступления;

2) вызывающая страх, ужас или панику;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова. Данная информация ранжируется по возрастам.

В Интернете информация о производстве и потреблении наркотиков, о способах совершения самоубийства, с порнографическими изображениями несовершеннолетних, об несовершеннолетнем, пострадавшем от противоправных действий подлежит удалению по требованию федерального органа исполнительной власти в суточный срок, в противном случае по истечении 3 суток подлежит блокированию данный сайт. Также подлежит блокированию сайт, содержащий запрещенную информацию по решению суда (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 27.06. 2006 №149).

Экстремистские сайты подлежат блокировке Роскомнадзором по обращению прокуратуры. Сайты, нарушающие интеллектуальные права, блокируются Роскомндазором при наличии судебного решения.

Блогеры, чьи сайты просматривают 3 тыс. чел., выделяются в особую группу СМИ (они обязаны маркировать информацию, проверять источники информации и пр.).

Социальные, экономические и культурные права человека и гражданина по классификации ООН относятся к правам и свободам второго поколения. Среди этих прав экономические права и свободы занимают особое место в связи с закреплением во многих зарубежных странах и в России Балтии начал рыночной экономики, частной инициативы граждан в экономической сфере. Плановая экономика до сих пор применяется на Кубе, Вьетнаме, Китае, но с ограничениями.

Экономические права и свободы человека и гражданина – совокупность определенных возможностей индивида в сфере производства, обмена, потребления материальных благ. Исходным экономическим правом человека и гражданина является право собственности, т. е. возможность обладания благами, способными удовлетворять различные потребности человека. Право собственности включает в себя право собственника самому или совместно с другими лицами владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в т. ч. движимым и недвижимым.

Собственность является неприкосновенной и находится под защитой государства. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 8-9 Конституции РФ).

Собственность – не только благо, но и бремя («собственность обязывает»). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36 Конституции РФ).

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ)

Тесно связано с правом собственности право на наследование. Право наследования призвано обеспечить право собственника распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, и создает возможность накопления богатства в руках одной семьи, поэтому право наследования гарантируется законом.

Одним из важнейших экономических прав человека и гражданина выступает свобода предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако данное право не является абсолютным. Государство сохраняет за собой право ограничивать свободу предпринимательской деятельности в интересах общества или экономически незащищенных лиц (потребителей). Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и пределы монополии определяются законом.

В конституциях установлены ограничения по субъектному составу для осуществления свободы предпринимательства. Так, предпринимательская деятельность депутатов и должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом.

Социальные права и свободы человека и гражданина – это совокупность предусмотренных законом правомочий, связанных с реализацией трудовых прав граждан и иных прав, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие индивида.

Основным социальным правом выступает право на труд, поскольку труд выступает сущностным признаком человека.

При этом в современных конституциях большинства стран (в том числе и в России) в отличие от конституций советского периода, закрепляется свобода труда и не предусмотрена обязанность граждан трудиться. Поэтому никто не может быть принужден к заключению трудового договора, а принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ). Но, провозглашая право на труд, Конституция РФ не возлагает на государство обеспечить трудом каждого человека, уровень безработицы в стране является тому подтверждением. Вообще, исходя из анализа ст. 37 Конституции РФ, можно сказать, что право на труд в современных условиях выступает комплексным трудовым правом человека, тесно связанным с о свободой труда и призванной гарантировать обеспечение иных трудовых прав (право на безопасные условия труда, право на справедливую заработную плату, на защиту от безработицы, на защиту от дискриминации в сфере трудовых отношений). Самостоятельного содержания право на труд не имеет, поэтому ряд авторов утверждает, что права на труд в России нет. Такая трактовка права на труд в России соответствует стандартам международного права (Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г.) и получила признание в ряде зарубежных стран (Италия, Украина, Испания). Стоит отметить, что во многих странах мира данное право конституционно не установлено (Великобритания, США, страны Балтии).Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Размер заработной платы трудящего не может быть менее установленного государством минимального размера оплаты труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. Помимо права на труд граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений). За трудящимися признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Трудящиеся имеют также право на отдых. Для работающих по найму право на отдых обеспечивается установлением дней еженедельного отдыха и рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время. Трудящиеся имеют право на предоставление не реже одного раза в год оплачиваемого отпуска (например, в Азербайджане его продолжительность равна не менее 21 календарного дня, в России – 28 календарных дней).

Следующее социальное право – право на социальное обеспечение со стороны государства. Россия и ряд зарубежных государств (Италия, ФРГ) провозгласили себя социальными государствами, политика которых направлена на обеспечение любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания. Таким образом, любое государство, которое претендует называть себя социальным, обязано гарантировать право на социальное обеспечение.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ). Право на социальное обеспечение гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения; созданием сети государственных, муниципальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.

К числу социальных прав следует отнести право на образование. В России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 39 Конституции РФ).

Получение основного общего образования в зарубежных странах СНГ и в России является обязательным и бесплатным. Высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. При этом стоимость высшего образования различно: наиболее высоко получение высшего образования обходится в США и Японии (около 30 тыс. долларов в год), в странах Европы эта стоимость ниже 10 000 долларов.

Государство обеспечивает в соответствии с законом свободу религиозного образования, однако государственное образование в большинстве стран Европы и Америки носит светский характер. Но в Литве даже в государственных и муниципальных учебных заведениях по просьбе родителей может изучаться Закон Божий.

Академические свободы, т. е. свобода обучения, преподавания в соответствие с взглядами и концепциями преподавателя также предусмотрены конституциями зарубежных стран и России.

Следующее социальное право – право на охрану здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность (ст. 41 Конституции РФ).

Конституции некоторых стран (России, Украины, Молдовы, Азербайджана, Беларуси, Литвы и Латвии) закрепляют право на благоприятную окружающую среду. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ)

Наиболее важным социальным правом человека и гражданина является право на жилище. Однако, в отличие от конституций советского периода, в конституциях зарубежных стран СНГ и в России не гарантируется предоставления жилья каждому человеку. Так, согласно ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

В конституциях предусмотрены культурные права и свободы человека и гражданина – совокупность возможностей лица, связанных с осуществлением его интересов в культурной жизни. Так, согласно ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Социальные, экономические и культурные права человека и гражданина связаны с защитой жизненно важных вопросов человека, его жизнеобеспечения. Государство, предоставляя социально-экономические и культурные права, соразмеряет их реализацию с имеющимися возможностями. Поэтому реализация таких прав напрямую зависит от уровня экономического развития конкретного государства и различается во всем мире. К сожалению, в ряде стран соответствующие нормы в настоящий момент являются только красивыми обещаниями или пожеланиями.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, Хабеас дата, свобода экономической деятельности, право на жилище и процессуальные гарантии личности).

Правовые гарантии прав человека – специальные меры, создающие условия для полноценной реализации прав человека. По своей природе, они также представляют собой определенные конституционные права и связанные с ними институты (презумпции, процедуры и пр.). В конституции закрепленные процессуальные гарантии личности.

В отдельных зарубежных странах (Франция, ФРГ, Италия, США, Великобритания, Грузия, Армения, Украина), а также в России подсудимый имеет право на рассмотрение его дело с участием присяжных. Обвиняемый, подозреваемый и подсудимый имеют право на получение юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Каждый имеет право пользоваться услугами защитника по своему выбору с момента задержания, выбора меры пресечения или предъявления обвинения. Каждый имеет право на пересмотр вынесенного в его отношении приговора суда вышестоящим судом в установленном законом порядке. Каждый осужденный имеет право на прошение о помиловании или смягчении назначенного наказания. Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в установленном законом порядке вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неподтвержденные подозрения толкуются в пользу обвиняемого. Никто не обязан давать показания против себя самого, своего супруга (супруги) или близких родственников. Запрещается использование доказательств, приобретенных с нарушением закона. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления. Каждый человек также имеет право на возмещение вреда, причиненного преступлением или незаконными действиями органов власти. Запрещена обратная сила уголовных законов.

В РФ принят ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» №68 от 30.04.2010.

Заявление может быть подано в суд или арбитражный суд

1) в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому было допущено нарушение;

2) до окончания производства по делу, по которому было допущено нарушение, в случае, если продолжительность рассмотрения данного дела превысила три года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство.

В случае установления подозреваемого или обвиняемого заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано до прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда, если продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Конституционные обязанности человека и гражданина – совокупность конституционных предписаний, определяющих меру должного поведения индивида. Конституционные обязанности являются составной частью института статуса личности, взаимно корреспондируют правам человека и сопутствуют им.

Конституции закрепляют принцип равенства обязанностей. Однако одни обязанности могут относиться только к отдельным категориям лиц, а другие – ко всем людям. Например, для граждан круг обязанностей шире, чем круг обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства. Обычно в конституциях предусмотрены следующие обязанности.

1. Обязанность человека соблюдать конституцию и законы, уважать и не нарушать права и свободы других лиц.

2. Защита Отечества, т. е. обязанность граждан по защите независимости и территориальной целостности страны. Защита Отечества – долг каждого, но для граждан мужского пола установлена всеобщая воинская обязанность. Если воинская служба противоречит религиозным убеждениям гражданина, исполнение этой обязанности может быть заменено альтернативной гражданской службой (Украина, Россия, ФРГ, Молдова, Литва, Эстония).

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Таким образом, воинская служба – особый вид трудовой деятельности.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность предусматривает призыв и прохождение службы и обучения.

Воинскую службу по призыву проходят лица мужского пола в возрасте с 18 до 27 лет. Срок службы 1 год рядовым. Призываются лиц, признанные годными, ограниченными годными к службе. Не призываются лица, имеющие право на отсрочку, признанные негодными, не подлежащие призыву. Призываются на службу рядового состава и офицерского состава, лицам, прошедшим подготовку в военных вузах, военно-учетных центрах.

Службу проходят по призыву и по контракту. По контракту службу проходят лица в возрасте с 18 до 40 лет (граждане РФ, иностранцы с 18 до 30 лет, как мужского, так и женского пола). Первый контракт заключается на 2-3 года, для иностранцев 5 лет. При этом допускается поступление на службу по контракту призывников (они выбирают срок 2 или 3 года).

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС). Перечень оснований замены – убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Порядок направления на АГС и прохождения АГС определяется ФЗ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу:

в организациях, органам исполнительной власти РФ, субъектов РФ;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Срок альтернативной гражданской службы составляет 21 месяц, а для лиц, проходящих ее в Вооруженных силах на гражданских должностях – 18 месяцев.

4. Обязанность человека уважать государственные символы.

5. Обязанность человека охранять памятники истории и культуры.

6. Обязанность человека охранять окружающую среду.

7. Обязанность человека платить налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ) При наличии соглашений между государствами об исключении двойного налогообложения иностранные граждане освобождаются от уплаты налогов в стране места своего нахождения.

8. Воспитание детей – право и долг (обязанность) родителей, совершеннолетние дети также обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

9. Обязанность обеспечить получение своими детьми основного общего образования.

Стоит отметить, что незнание законов не освобождает от ответственности, никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, противоречащих конституции и законам).

Подводя итог, следует подчеркнуть, что права и свободы охватывают также ответственность и обязанности каждого перед обществом и другими лицами. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: