Д). Практикум

1. Иванова А., и Петров Б. зарегистрировали брак. Через два месяца Иванова обратилась в суд с иском о признании брака недействительным, ссылаясь на то, что Петров Б. вступил с ней в брак не с целью создания семьи, а для получения московской прописки. Какие необходимо привести доказательства для того, чтобы суд признал брак фиктивным?

2. До брака Попов В. имел в собственности гараж и однокомнатную квартиру. В период брака он продал гараж. Вырученные от продажи деньги добавил к однокомнатной квартире и совершил ее обмен на двухкомнатную с доплатой (деньги от продажи гаража). Является ли приобретенная двухкомнатная квартира совместной собственностью или собственностью Попова В.?

3. Супруги Николаевы в 2005 году заключили соглашение о разделе общего имущества в простой письменной форме. В 2007 году Николаева, обратилась с исковым заявлением о расторжении брака в суд. В заявлении она указала, что общее имущество супругов не разделено, поскольку соглашение не удостоверено нотариально и попросила суд разделить общее имущество. Какое решение примет суд. Ответ обоснуйте

4. Двоюродная сестра 19-летнего Михаила, оставшегося без попечения родителей хотела его усыновить. Однако, суд вынес решение об отказе в усыновлении. При наличии каких обстоятельств суд должен был принять именно такое решение?

5. При расторжении брака суд определил, что ребенок останется с матерью, и возложил на отца алиментные обязательства по содержанию ребенка.

Отец ребенка не работает, своей собственности не имеет, живет у своих родителей. Какие правовые механизмы существуют для обеспечения содержания ребенка в этих обстоятельствах?

Литература:

1. Семейный кодекс РФ

2. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. М., 2004

3. Антокольская М. Семейное право. – М.. – 1997.

4. Антокольская М. Алименты на содержание детей // Российская юстиция. – 1995 – № 3.

5. Игнатенко А.А. Брачный договор. Законный режим имущества супругов: Коммент. к Семейному кодексу. М., 1997

6. Кабышев О.А. Брак и развод. М., 1998

7. Кабышев О.А. Личные и имущественные права и обязанности супругов по российскому законодательству. М., 1998

8. Кабышев О.А. Права родителей и детей: Комментарий к Семейному кодексу. М., 1998

9. Королев Ю. А. Семья как субъект права //Журнал российского права. 2000. № 10 3. 61-65

10. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. М., 2001

11. Максимович, Л.Б. Брачный договор (контракт): Правовые режимы имущества супругов. Понятие и сущность брачного договора. Порядок заключения, изменения и расторжения брачного договора. М., 2001.

12. Право жить в семье: опека, усыновление и другие формы семейного устройства детей -сирот. М., 2002

13. Столбов М.Г. Алименты: Правовое регулирование. Порядок взыскания. Размеры алиментов. Образцы заявлений. М., 2001

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Охарактеризуйте основные принципы семейного права

2. Дайте понятие брака. Каков порядок заключения брака.

3. Назовите условия, препятствия для заключения брака

4. Каковы основания и последствия признания недействительности брака?

5. Каков порядок расторжения брака?

6. Охарактеризуйте личные права и обязанности супругов.

7. Раскройте основные положения законного режима собственности супругов

8. В чем особенности договорного режима собственности супругов?

9. Каков порядок заключения, изменения, расторжения брачного договора?

10. Перечислите права ребенка в семье.

11. Что является основанием для возникновения и прекращения алиментных обязательств?

12. Кем осуществляется защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей?

13. Какие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены семейным законодательством? Охарактеризуйте их.

Часть III. Учебно-методическое обеспечение курса.

1.Методика подготовки и проведения семинара.

Методика проведения семинара при изучении правовых дисциплин имеет свои особенности, определяющиеся содержанием данной дисциплины.

Вид семинара определяется содержанием темы.

Наиболее распространенным видом семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает: подготовку всех студентов по всем вопросам семинара с единым перечнем рекомендуемой литературы, выступления студентов, обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом. Этот вид семинара следует проводить при изучении таких тем раздела «Теория государства и права», как: «Происхождение государства и права», «Понятие права, формы права», «Правоотношения. Правонарушения. Виды юридической ответственности». В разделе «конституционное право» данная форма рекомендуется для изучения тем: «Основы конституционного строя», «Конституционно-правовой статус человека и гражданина». Это чисто теоретические темы, и развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум студентов.

Чтобы часть студентов не оставалась пассивной, нужно предоставить студентам возможность дополнять, корректировать доклады сокурсников.

Обсуждение рефератов. Обычно под рефератом понимается письменная работа, посвященная анализу той или иной отрасли или института права, или какой-нибудь проблеме. Реферат нужно публично защитить. Желательно, чтобы студенты сами выбирали тематику рефератов.

Реферативный метод активизирует семинарские занятия и позволяет затронуть те вопросы, которые не предусмотрены в программе курса. Поощряя самостоятельный поиск студента, преподаватель должен помогать студенту в подборе литературы. Работа над рефератом и его защита учитывается при выставлении зачета.

Решение задач. Этот метод целесообразен при изучении основ семейного, гражданского, трудового, уголовного права. Задача является своеобразной тренировкой. Цель этого вида работы – провести связь между теоретическими положениями и практикой. Задачи должны учитывать знания, полученные ранее на лекциях. Так, после лекции по семейному праву студентам предлагается решить задачи на такие темы, как расторжение брака, алиментные обязательства и др.

При решении задач обязательно следует использовать нормативно-правовые акты. Решение не должно строиться на уровне обыденного правосознания. Подтверждением решения должны выступать статьи закона. Поэтому у таких семинаров есть еще одна цель – приобретение навыков работы с нормативно-правовыми актами.

По таким темам, как «трудовой договор», «Защита прав потребителей», можно предложить задания в виде тестов. Например,

Вопрос: Сроки обмена обуви, не подошедшей покупателю по размеру.

Варианты ответов: 1. В день покупки. 2. В 7-дневный срок. 3. В течение 14 дней. 4. В течение месяца.

Задачи эффективны при организации массовой проверки знаний студентов.

Еще одна разновидность работы на семинарских занятиях – составление правовых документов. На семинарском занятии по трудовому праву студенты составляют трудовой контракт, по потребительскому – претензию к магазину, исковое заявление об устранении недостатков, взыскании неустойки, возмещении морального вреда. При этом главной целью является изучение механизма защиты прав граждан, осознанное применение правовых норм.

Следует варьировать виды семинарских занятий, т.к. каждый вид имеет свои положительные и отрицательные стороны. Успех семинара в целом зависти от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.

2. Методические материалы и рекомендации.

Рекомендации к написанию контрольных и самостоятельных работ.

Контрольная работа выполняется по теме, выбранной студентом. Объем контрольной работы – приблизительно 10 страниц обычного рукописного текста или 5 страниц машинописного. Объем реферата – 16 – 24 страницы. Для замечаний преподавателя должны быть оставлены поля (20 мм справа).

Работа начинается с плана (обычно не более 3-4 пунктов). Изложение вопроса должно быть самостоятельным, при цитировании следует ссылаться на источник. Цитата оформляется так же, как это обычно делается в книгах.

Например:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. - М.: Юрист, 1999. С. 9;

2. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. — М.: Юридическая литература, 1993. С. 11

3. Попов В.В. Основы гражданского права // Правоведение: учебник для вузов / под. ред. Абдулаева М.И. – М., 2006. С.394).

В конце работы приводится список используемой литературы. Минимальный перечень литературы указан в программе курса.

4. Темы рефератов и контрольных работ.

Контрольные работы:

1. Государство: понятие, признаки, социальное назначение.

2. Понятие и социальное назначение права

3. Понятие и виды источников (форм) современного российского права.

4. Система нормативно-правовых актов в современной России.

5. Норма права: понятие, структура и классификация.

6. Система основных прав и свобод по Конституции РФ.

7. Административная ответственность.

8. Уголовная ответственность и уголовное наказание.

9. Трудовой договор. Понятие и виды.

10. Условия трудового договора.

11. Увольнение работников по инициативе администрации.

12. Правовые основы охраны труда

13. Гражданско-правовой договор. Понятие и виды.

14. Понятие и содержание права собственности.

15. Свобода договора в гражданском праве.

16. Защита гражданских прав.

17. Понятие семьи и брака в российском законодательстве.

18. Обязанности родителей по содержанию своих детей

19. Ответственность за экологические преступления.

20. Служебная и коммерческая тайна как объект правового регулирования.

Рефераты:

1. Правосознание и правовая культура.

2. Соотношение государства и права.

3. Юридический прецедент в российской правовой системе.

4. Законотворчество в Российской Федерации.

5. Место законности в жизни общества.

6. Соотношение позитивной и негативной ответственности.

7. Становление конституционализма в России.

8. Проблемы федерализма в России.

9. Практика обращения российских граждан в Европейский Суд по правам человека.

10. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

11. Нормативно-правовой договор и корпоративные нормы в сфере трудового права как источники права.

12. Правовое регулирование занятости.

13. Гарантии и компенсации работникам.

14. Льготы и компенсации молодежи и студентам по трудовому законодательству.

15. Особенности правового регулирования договора розничной купли-продажи.

16. Правовые основы защиты прав потребителя

17. Возмещение морального вреда в гражданском праве.

18. Правовое регулирование образовательной деятельности в России

19. Право социального обеспечения.

20. Правовое регулирование природопользования.

21. Коммерческая тайна в гражданском праве.

* В качестве тем для рефератов можно также выбирать прилагаемые к семинарским занятиям темы докладов и сообщений.

4. Вопросы к экзамену или зачету.

1. Государство и право: их взаимосвязь и относительная самостоятельность. Признаки государства

2. Форма государства: понятие, структура (правление, режим, территориальное устройство)

3. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации.

4. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права.

5. Принципы и функции права

6. Источники (форма) права: понятие, виды (краткая характеристика).

7. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки, место в системе источников права.

8. Виды нормативно правовых актов (классификация по юридической силе).

9. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

10. Норма права: понятие, признаки, структура.

11. Виды правовых норм. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

12. Система права. Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отраслей права.

13. Характеристика отраслей современного права.

14. Правоотношения: понятие, структура.

15. Юридические факты как основа для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

16. Правонарушения: понятие, признаки, состав, виды.

17. Юридическая ответственность – понятие, признаки, виды

18. Принципы юридической ответственности. Основания возникновения и освобождения от юридической ответственности.

19. Правомерное поведение: понятие, виды

20. Понятие и виды конституций. Характеристика Конституции РФ 1993 г

21. Основы конституционного строя Российской Федерации

22. Система органов государственной власти России

23. Особенности федеративного устройства России

24. Правовой статус личности. Гарантии защиты и обеспечения прав и свобод личности.

25. Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.

26. Правовые основы гражданства в РФ.

27. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации: понятие, система и полномочия.

28. Понятие и предмет административного права.

29. Административное правонарушение: понятие, признаки, виды.

30. Административная ответственность: понятие и основные черты.

31. Административное наказание: понятие, цели и виды. Назначение административного наказания.

32.. Предмет и принципы уголовного права

33. Понятие, признаки и классификация преступлений

34. Субъект уголовного права. Понятие, признаки и формы соучастия в преступлении. Виды соучастников.

35. Уголовная ответственность: понятие, виды. Уголовная ответственность и уголовное наказание. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

36. Трудовые отношения: понятие, принципы

37. Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения, виды

38. Изменение и прекращения трудового договора

39. Рабочее время и время отдыха

40. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Минимальная заработная плата. Случаи удержания из заработной платы

41. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации. Поощрения за труд. Дисциплинарные взыскания: виды, порядок их применения и снятия.

42. Материальная ответственность работодателя и работника

43. Способы защиты трудовых прав работников.

44. Общая характеристика трудовых споров. Органы, рассматривающие трудовые споры

45. Понятие, предмет и метод гражданского права. Принципы гражданского права.

46. Гражданская правоспособность и дееспособность.

47. Понятие, признаки и виды юридических лиц.

48. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

49. Понятие и классификация объектов гражданского права.

50. Представительство и доверенность в гражданском праве. Виды доверенности, требования, предъявляемые к доверенности. Обстоятельства, прекращающие действие доверенности.

51. Понятие и содержание права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности

52. Понятие, особенности и виды ограниченных вещных прав.

53. Гражданско-правовые способы защиты права собственности. Виндикационный и негаторный иски.

54. Сроки и исковая давность в гражданском праве.

55. Сделки и договоры в гражданском праве (понятие, заключение, изменение и расторжение)

56. Правовые основы наследования в Российской Федерации

57. Семейное право. Принципы семейного права

58. Брак: понятие, порядок и условия заключения. Основания признания брака недействительным. Расторжение брака

59. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор

60. Права и обязанности родителей. Условия и порядок лишения родительских прав

61. Алиментные обязательства родителей и других членов семьи.

62. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

63. Понятие, предмет и органы защиты государственной тайны. Порядок обращения с информацией, составляющей государственную тайну.

64. Понятие, предмет и порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую и служебную тайну

65. Понятие и виды экологических правоотношений.

66. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

5. Тестовые задания.

1. Политический (государственный) режим – это совокупность…

а) приемов и методов осуществления государственного руководства обществом;

б) политических приемов и методов осуществления международных связей;

в) норм и правил прихода к власти главы государства;

г) приемов и методов разделения территории государства на части

2. Основным признаком парламентарной республики является то, что…

а) глава правительства назначается монархом;

б) правительство формируется из представителей партии, получившей большинство голосов на выборах парламента;

в) парламент не имеет отношения к формированию правительства;

г) главой государства является председатель парламента.

3. Основным признаком унитарного государства является то, что …

а) части государства имеют право на самоопределение;

б) в центре и на местах имеются свои конституции (уставы);

в) части государства не имеют своих законодательных органов;

г) части государства имеют все ветви государственной власти.

4. Государственная власть РФ в соответствии с ее Конституцией разделена на ветви..

а) президентскую, правительственную, парламентскую, судебную;

б) законодательную, исполнительную, судебную;

в) Федеральную, субъектов Федерации, местного самоуправления;

г) законодательную, исполнительную, судебную, средств массовой информации.

5. Демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с ним – это:

а) светское государство в) социальное государство

б) правовое государство г) тоталитарное государство

6. Право в субъективном смысле – это:

а) исходящие от государства юридические веления

б) возможность гражданина беспрепятственно осуществлять свою волю

в) возможность индивида свободно осуществлять свою волю под защитой государства и с учетом свободы воли других лиц

г) нормы равенства и справедливости регулирующие борьбу свободных интересов

7. К признакам права не относится …

а) Социальность права; в) зависимость от жизненных ситуаций;

б) Формальная определенность права; г) объективность права.

8. Нормы права – это …

а) общее правило поведения, установленное или санкционированное государством, из которого вытекают права и обязанности;

б) общее правило поведения, установленное и принятое обществом;

в) общее правило определения правомерности поведения;

г) часть нормативного правового акта, устанавливающая права гражданина.

9. Институт права – это …

а) группа взаимосвязанных в одном законе норм права, регулирующих различные общественные отношения;

б) обособленная группа взаимосвязанных норм права, регулирующих однородные общественные отношения;

в) глава подотраслевого кодекса;

г) раздел отраслевого кодекса.

10. Санкция нормы права - это

а) примечание к норме права;

б) запрещения действия правой нормы;

в) условия применения нормы права;

г) принудительные или поощрительные меры, подлежащие применению за нарушение или выполнение нормы права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: