double arrow

Качество жизни и его критерии

Качество жизни – универсальный критерий для оценки состояния основных функций человека: физических, психических, социальных и духовных. В последние годы повышение качества жизни и качества сферы услуг становится приоритетным направлением в социальной политике государства. Однако из-за отсутствия единого понятийного аппарата, научных подходов к определению стандартов качества услуг индустрия сервиса пока не занимает соответствующего ее ресурсам места в обеспечении качества жизни.

Исследование и анализ жизнедеятельности человека во всем ее многообразии, обсуждение проблем, схожих по звучанию с проблематикой качества жизни, можно встретить в работах ученых и мыслителей у самых истоков развития социального знания. Причем на разных этапах развития человеческой мысли проблематика качества жизни получала свое специфическое звучание. Проблемы, связанные с определением и содержанием понятия «качество жизни», обсуждались представителями разных наук с древних времен.

Современные исследователи выделяют несколько стадий в разработке проблемы качества жизни в социологии: эмбриональную, квантификационную, концептуальную и разработку международных индикаторов качества жизни.

На первом – эмбриональном этапе (конец 50-х – середина 60-х годов XX века) социологическое понятие «качество жизни» только формируется, акцент с приоритета получения материальных благ смещается к удовлетворению духовных потребностей. Для квалификационного этапа (70-е годы XX века) характерна разработка социальных показателей и индикаторов оценки качества жизни. На третьем этапе происходит концептуализация двух основных направлений – «глобального моделирования» и «субъективного качества жизни». На четвертом этапе разрабатывается концепция устойчивого социально-экономического развития общества, целью которого является достижение высокого качества жизни людей.

Понятие «качество жизни» тесно связано с понятиями «стиль жизни», «уровень жизни», «способ и образ жизни».

Современные российские исследователи рассматривают качество жизни как систему и совокупность свойств человека и среды. Так, А.И. Субетто определяет качество жизни как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических качеств. В этой системе выявляется уровень реализации родовых сил человека, творческий смысл его жизни.

Исследователи ВНИИТЭ рассматривают качество жизни через совокупность жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой.

В.Е. Сарансков и Е.С. Грузина под качеством жизни понимают совокупность определенных свойств, характеризующих жизнедеятельность человека (общности) в объективно существующих взаимосвязанных и взаимообусловленных естественных, искусственных и социальных условиях.

В концепции жизненных сил социального объекта в рамках социологического витализма качество жизни рассматривается как интегральная, комплексная, специфическая характеристика общества и человека, человека и общества. Качество жизни отражает определенность, целостность социальных отношений, человеческой деятельности и условий жизни. Другими словами, качество жизни социального субъекта – это уровень реализации потребностей, степень комфортности природной и социальной среды.

Реальная ситуация, сложившаяся в социальных науках по поводу осмысления сущности и содержания качества жизни дает возможность выделить в имеющихся научных подходах базовые методологические предпосылки и синтезировать имеющиеся подходы с использованием категорий большей степени общности, а именно жизнь и жизнедеятельность человека (общности) в целом. В этих рамках может быть описан весь теоретический и практический опыт изучения качества жизни. В самом общем виде жизнь – это способ и высшая форма существования живой материи.

Сущностью поддержания людьми своего родовидового существования является удовлетворение потребностей и интересов, обеспечивающих личностно-социальную целостность и достижение индивидуальных целей.

Потребности, по общепринятому определению, представляют собой необходимость, нужду или недостаток в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом и рассматриваются как внутренняя причина его жизнедеятельности.

Исходя из этого, качество жизни человека определяется как системообразующее свойство его жизнедеятельности, как результат и как критерий оценки эффективности целенаправленной деятельности органов государственного и муниципального управления, бизнеса, институтов гражданского общества и самого человека, а с другой стороны, как результат воздействия естественной среды по созданию оптимальных условий для удовлетворения базовых потребностей человека и поддержаний его родовидового существования.

Существующие теории общества потребления, хорошо освещенные в отечественной и зарубежной литературе, в свое время нередко подвергались справедливой критике. Общепринято качество жизни рассматривать в связи со степенью удовлетворения потребностей. В подтверждение исследователями выделяется большое количество человеческих потребностей, удовлетворение которых, по мнению авторов, должно обеспечить высокое качество жизни. В этом ряду находится и социальная система, предоставляющая услуги, – сервис.

Трактовка понятия качества жизни в связи с удовлетворением потребностей обусловлена западной цивилизационной моделью, она складывалась в течение длительного времени и характеризуется высоким уровнем удовлетворения потребностей и наличием социально-этических механизмов регуляции сферы потребления.

Рассматривая психологию потребления, следует отметить особую роль феномена психофизической зависимости человека от желаний и потребностей (алкоголь, наркотики, азартные игры т.п.). В таких случаях распространение получают потребности низшего уровня. Удовлетворение потребностей, основанных на безусловных рефлексах, становится формой бытия, стилем жизни. Потребности более высокого уровня реализуются в досугово-рекреационной сфере и мире азартных увлечений, а не в творческо-профессиональной креативной сфере. Человек становится заложником потребностей, рабом желаний, нередко при этом нарушает этические нормы и вступает в конфликт с обществом. Меняются ценностная ориентация личности, социальная деятельность, жизненные цели.

Общество, основанное, с одной стороны, на принципе политической свободы, а с другой, на принципе рынка как регулятора всех экономических, а, следовательно, и социальных отношений, порождает экономическую структуру с особой иерархией ценностей. Капитал господствует над трудом; нагромождение вещей, - то, что мертво, - имеет более высокую ценность, чем труд, человеческие силы, - то, что живо. Духовное и живое заменяется материальным и мертвым в погоне за самовыраженем эгоистических наклонностей характера.

Психосоциальные потребности лишают смысла в жизни человека вне общества, коллектива. Предоставление услуги не может служить показателем качества жизни, если рассматривается без учета ментальности народа и контекста реальной обстановки. Однако в настоящее время в России морально-этические, нравственные принципы социального служения общему делу, которые всегда были первоосновой российского общества, подменяются идеологическими понятиями, чуждыми национальной ментальности.

Сформированные установки, соблюдение традиций побуждают к действию по удовлетворению жизнеутверждающих, позитивных потребностей, создающих условия благополучия для всех членов общества, способствуют социальному функционированию человека в обществе. Поэтому потребности и услуги должны основываться на принципе социальной справедливости.

Для сервиса как системы взаимоотношений личности и общества в процессе удовлетворения потребности имеет значение социально-гуманитарная позиция, с точки зрения которой получает объяснение мотивация и реализация потребностей, необходимых человеку для жизнедеятельности и обществу для развития в конкретный период.

Качество жизни определяется не столько самой услугой, удовлетворяющей потребность, сколько позитивной направленностью складывающихся при ее предоставлении взаимоотношений. Качество жизни можно выразить опосредованно через воздействие, которое оказывает удовлетворение конкретной потребности на создание условий, способствующих всестороннему развитию и полноценному функционированию индивидуума в социуме, обеспечению физического, духовного и социального благополучия отдельных членов общества и общества в целом.

Направленное на создание жизненного благополучия, комфортности человека предоставление услуги, своевременно реализующей потребность, помогает обеспечить социальное равновесие. Содержание и качество потребностей, культивируемых в обществе, является показателем здоровья и жизнеспособности социума. И лишь разумность по отношению к потребностям, услугам и их реализации становятся компонентами понятия качества жизни, а само понятие качества жизни представляется основой социального благополучия.

Удовлетворение потребности с акцентом на высокую материальную ценностную стоимость оплачиваемых услуг, если оно служит самоцелью, формой решения личных претензий, обусловлено ложным чувством сопричастности к элитарным слоям и его нельзя рассматривать как признак «качества жизни».

«Осознание потребности» и развитие соответствующего направления сферы услуг – это социально-нравственный процесс, который должен базироваться и основываться на ценностных приоритетах общества и ментальности народа. Духовное состояние, мораль, нравственность, социальные нормы общества и, что особенно важно, развивающаяся сфера сервиса, должны стать критериями, обеспечивающими развитие общества, формирующими общественное сознание.

Молодые люди, которым сейчас 18–23 лет – это представители поколения Сети, взросление которых происходило в общем информационном пространстве Интернета. Они отлично владеют компьютерными программами, легко общаются со сверстниками на разных языках в виртуальном и реальном режимах, имеют возможность учиться и отдыхать за границей.

Их подростковые и юношеские годы в целом совпали с подъемом российской экономики, возникшем после дефолта 1998 г. Данный факт наложил на них свой, позитивный, отпечаток: они свободны, раскованны, уверены в себе, разбираются в брендах, стильно одеваются, имеют широкие интересы, творческие хобби и увлечения. В настоящее время нередко учатся и одновременно работают, чтобы параллельно с образованием получить профессиональный опыт. В России их ценности близки к ценностям всех молодых людей планеты этого возраста: уверенность в себе; свобода; легкость в общении; изменения; позитивность; общительность; творчество; фрилансинг; свободный дресс-код; компьютерная и техническая грамотность; патриотизм.

На формирование ценностей поколения Y повлияли такие факторы, как глобализация, теракты, распад СССР (если говорить о России), рыночные реформы и политическая либерализация. Помимо этого на поколения Y, конечно, оказало влияние бурное развитие информационных технологий. Мобильные телефоны и сеть Интернет для них — это неотъемлемая часть жизни. Представители поколения Y общительны, оптимистичны, наивны, уверены в себе и хорошо разбираются в технике[8].

Выделяют следующие ценности поколения Y:

• ответственность;

• разнообразие;

• изменения;

• удовольствие;

• немедленное вознаграждение;

• достижения;

• время;

• гибкость.

Y-ки наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие - им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. В связи с этим, одно из прозвищ, которым социологи нарекли Y-ов, - «поколение большого пальца», от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах.

Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. При этом долг и мораль в их системе ценностей занимают гораздо больше места, чем у их предшественников.

Они лучше других разбираются в моде. Мода - это вообще их кредо, а цель жизни - получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. И лучшим спортивным снарядом для них становится байк, скейт или ролики.

Молодые сотрудники, являющиеся представителями поколения Сети, характеризуются высокой обучаемостью, стремлением получить опыт работы в конкретной компании, нередко выбирают крупное предприятие, известное на рынке. Они амбициозны, энергичны, активны, и, что называется, «легки на подъем». Не обремененные семейными узами, они легко выезжают в командировки, участвуют в общих корпоративных мероприятиях. При этом стремятся осваивать профессию, подчиняются корпоративным стандартам. При приеме на работу их называют «белыми листами», подразумевая тот факт, что таких сотрудников нужно доучивать на рабочем месте. Для бизнеса эти молодые люди интересны тем, что им можно платить сравнительно невысокую заработную плату, однако их надо обучать, что в кризисных условиях не приветствуется менеджментом компании, т. к. выливается в дополнительные затраты. Надо сказать, что молодежь способна эффективно трудиться, если в компании есть продуктивная корпоративная культура, разработан корпоративный кодекс, в котором описаны краткая история развития бизнеса, миссия компании, дано видение ее будущих целей, ее ценностей, правил корпоративной бизнес-этики и корпоративных традиций. В такой компании молодой сотрудник сможет реализовать свою потребность в развитии карьеры и общении на корпоративных мероприятиях.

Формируя цели на будущее и принимая молодежь на работу, компания вносит изменения в корпоративную культуру, поощряя самообразование молодых сотрудников. Кроме того, руководство компании организует малобюджетные формы обучения, такие как наставничество, обучение на рабочем месте, инструктаж, оперативные совещания, участие в перспективных проектах, внутренние стажировки, внутреннее консультирование и обучение в формате корпоративного университета (обучение своими силами). Повышению эффективности молодых людей в возрасте до 23 лет, в первую очередь, способствуют имиджевые мотиваторы. Если компания крупная и известная на рынке, то есть уверенность, что она успешно пройдет кризисный период, сделает прорыв к новым достижениям и опередит своих конкурентов. Если же бизнес небольшой, то немаловажное значение имеет тот факт, что в докризисных условиях компания динамично развивалась, а в условиях наступившего кризиса руководство компании принимает решение не сокращать расходы на бизнес, а повышать его интенсивность. Такое решение позволяет молодым людям иметь реальные перспективы карьерного роста и профессионального развития. Дух бизнес-прорыва, преодоления кризиса, оптимистичный взгляд в будущее – такие мотиваторы способствуют тому, что молодежь будет трудиться, не покладая рук, а компания обеспечит себе молодые кадры на тот период, когда кризис сменится подъемом и ростом.

Молодые люди 24–35 лет – это поколение Перестройки, их подростковые годы прошли в условиях социализма, а юность совпала с глобальными изменениями в общественном устройстве России. Менялась политическая система страны, формировались новые взгляды на отечественную историю, переименовывались города и улицы, возникали новые виды бизнеса, институты, профессии. Многие родители молодых людей в непростое время перестройки были дезориентированы, теряли работу и уверенность в себе. Подавляющее большинство молодых людей поколения Перестройки рано начали работать.

Х-ы в детстве могли самостоятельно бродить по городу, они сами разогревали себе обед, с детства умели готовить яичницу. Все это привело к тому, что, повзрослев, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт.

К чужой помощи X прибегает крайне редко и неохотно. X - индивидуалист, противник всяческой толпы, тусовок. Даже выбирая себе для занятий вид спорта, он останавливает выбор обычно на борьбе и боксе для мальчиков либо на гимнастике и фигурном катании для девочек.

Главная ценность для него - возможность выбора. Если «бумер» был рад работать токарем при условии, что он был лучшим токарем на заводе, то Х-а такая работа уже не устраивает. Потому что он сам должен выбирать, какие ему детали точить. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления. А лучший отдых - пансионат, санаторий, пляж.

При этом Х-ы довольно циничны и прагматичны. Воспитанные за «железным занавесом», они не чувствовали на себе влияния других стран, поэтому понятие «патриотизм» у них ослаблено. Родина для Х-а - это его семья, близкие, дети. Еще одна ценность для Х-а - время. Поэтому они «уважают» полуфабрикаты, а заболев, идут не в поликлинику, где надо стоять в очереди, а в платную больницу. Хотя и в неё они идут только в крайнем случае, не доверяя врачам и предпочитая лечиться самостоятельно.

Всё это приводит к тому, что из Х-ов получаются прекрасные бизнесмены. Их ценности: выживание; надежда на себя; трудоголизм; конкуренция, деловая агрессия; утрата общественных ценностей и выработка собственных ценностных ориентиров, индивидуализм; критика родителей, утрата родственных связей; ориентация на бренды; стремление к профессиональному успеху; материальная мотивация; прагматизм, экономность, рачительность. В российском консалтинге сотрудников данной возрастной группы называют «золотой кадровой группой». Это выносливые, энергичные, ответственные и работящие сотрудники. Они направлены на успех и достижения, обладают высокой ответственностью, самостоятельностью и умением решать сложные задачи. Часто имеют прекрасное и современное образование, готовы непрерывно учиться, понимают, что постоянное получение новой информации – важнейшее условие успешной карьеры. Готовы заниматься самообразованием, вкладывать в себя деньги, активно строить собственную карьеру. Важно, что они имеют богатый профессиональный опыт работы в новых условиях молодого российского капитализма, опыт завершенных проектов, ориентированы на получение результата, способны руководить. Это интересные сотрудники для компании, их охотно приглашают на работу не только в благоприятных условиях, но и в период кризиса. Их не нужно доучивать или переучивать, они имеют готовые, эффективные навыки работы и сами способны быть наставниками, передавая свой опыт.

Нематериальными мотивами, влияющими на эффективность работы сотрудников поколения Перестройки является перспектива развития их карьеры: вертикальной, горизонтальной или ускоренной, центростремительной. Молодые люди 30–35 лет способны самостоятельно платить за обучение, понимая, что в период кризиса необходимо повышать свою компетентность и готовиться к прорыву, который обычно наступает после кризиса.

При получении опыта завершения успешных проектов, а также после прохождения компанией кризиса, они планируют стать руководителями и стремятся влиять на политику компании.

Для них весьма ценно то, что компания идет по пути инновации и модернизации, внедрения новых технологий и направлений. Они отлично работают в условиях конкуренции, воспринимая бизнес, «как азартную игру на деньги». Призыв высшего руководства выстоять в период кризиса, обогнать конкурентов и стать ведущей компанией на рынке сотрудники поколения Перестройки воспринимают как личный вызов и повышают самоотдачу в работе.

Сотрудников «золотой кадровой группы» необходимо специально удерживать. Поскольку они нуждаются в стратегической информации, с ними нужно общаться, разъясняя цели компании в условиях кризиса, их нужно вовлекать в принятие управленческих решений по поводу будущего роста бизнеса. Особое внимание необходимо уделить позитивному PR непопулярных решений, которое руководство вынуждено принимает в неблагоприятных условиях. Для общения с сотрудниками «золотой кадровой группы» руководству необходимо выделять специальное время и место, поскольку именно они составляют самую динамичную группу из всей структуры персонала. Если в компании не реализуются интересные для них мотиваторы, они способны искать новые места работы, и не только в благополучный период, но и в кризисных условиях. Именно они делают карьеру в период кризиса, улучшая не только свое положение, но и материальное благополучие.

Итак, теория поколений отражает ценности различных возрастных групп сотрудников компании. И, несмотря на то, что в одном офисе нередко работают люди, сформировавшиеся в разных исторических эпохах, успешность бизнеса зависит как раз от того, насколько эффективно они взаимодействуют между собой, способны сплотиться и выстоять в условиях кризиса.

Анализ теоретических подходов представителей различных научных направлений и школ к проблеме качества жизни, показал следующее. Очевидная историческая цикличность развития идей качества жизни непреходящая дилемма «индивидуального» и «общественного», сменяющих друг друга на всем протяжении развития социальной мысли, в целом соответствует и цикличности развития общества. Схожие тенденции наблюдаются и в современных концепциях качества жизни. Доминирование теорий «общественного» всегда сменяется теориями «индивидуального» - развития, адаптации, совершенствования личности.

Становится возможным выделение трех групп концептуальных моделей качества жизни, ориентированных на каждый из указанных уровней управления социума: ориентированные на личность, ориентированные на организацию и ориентированные на институты общества.

Анализ так же позволил выделить три группы причин, препятствующих проведению серьезного концептуального исследования феномена «качества жизни». Во-первых, будучи по сути предметом междисциплинарного исследования, проблематика качества жизни не нашла завершенного теоретического воплощения ни в одной из общественных наук.

Во-вторых, зачастую «пренебрежение интегративной сущностью категории качества жизни, господство фрагментарного, преимущественно описательного подхода к его изучению, практикующего фактически изолированное рассмотрение наиболее важных сфер человеческой активности». Идея целостности жизнедеятельности при таком понимании качества жизни фактически растворяется, поскольку анализу подвергаются лишь его отдельные элементы.

В-третьих, несмотря на высокий объяснительный потенциал многих теорий, результаты проводимых исследований трудно использовать в области выработки социально-политических решений, поскольку практически ни в одной из анализируемых теорий не показан и не описан эталон, на основании которого можно было бы делать управленческие выводы.

Качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощренные виды его определения, например, жизненные стандарты (livinq standarts), поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих (как правило, не менее 5) критериев качества жизни.

Частные критерии оценки качества социальной услуги могут быть сведены в интегральный показатель качества социальных услуг. Для российского потребителя по-прежнему важнейшую роль играет ценовой фактор. Интегральный показатель качества социальных услуг можно вычислить по следующей формуле:

,

где К - интегральный показатель качества социальных услуг; γ - значимость цены социальной услуги для ее потребителя, γ ∈ [0; 1], γ = 0, если цена не имеет значения, γ = 0,5 отражает равенство предпочтений; Ц ф - фактическая цена анализируемой социальной услуги; Ц max - максимальное значение цены среди сравниваемых социальных услуг.

Все формальные модели, так или иначе затрагивающие качество населения, исходят из того, что основой здесь является удовлетворение его базовых потребностей. Можно выделить ряд таких потребностей: увеличение продолжительности жизни, лучшее образование, наличие семьи, детей, хорошо оплачиваемой и интересной работы. Потребности, входящие в эту группу, правомерно считать базовыми. Каждой из них соответствует эмпирически наблюдаемая фундаментальная качественная характеристика населения: здоровье; образование; национальный доход; суммарный коэффициент рождаемости; квалификация.

Информационной базой для исследования качества жизни населения являются данные статистики, социологических опросов, экспертные оценки.

Общий принцип совершенствования качества жизни населения - пропорциональное изменение значимости соответствующих качественных характеристик. Уровень качества жизни населения соответствует тому, насколько реальное положение соответствует оптимальному, а временной ряд таких индексов характеризует скорость приближения к оптимальному уровню. Комплексная оценка состояния качественных характеристик и их взаимосвязь описываются индексом качества населения:

где IKH - индекс качества населения; Ij - индекс j-й качественной характеристики; Xj - величина показателя j-й качественной характеристики; Xjonm - оптимальная величина j-й качественной характеристики; Хjхуд - наихудшая величина j-й качественной характеристики; Rj - значимость (рейтинг) j-й качественной характеристики.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) качество жизни – комплексное восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых он живет в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума[9].

То есть, качество жизни является интегральной характеристикой физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека (здорового или больного), основанной на его субъективном восприятии особенностей и характеристик окружающей среды.

Для оценки качества жизни ВОЗ рекомендует использовать следующие основополагающие критерии:

- физические - сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;

- психологические - положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания;

- уровень независимости - повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения;

- жизнь в обществе - личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность;

- окружающая среда - благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология (загрязнители, шум, населенность, климат);

- духовность - религия, личные убеждения.

Эти шесть критериев оценки заложены в ВОЗовский опросник качества жизни WHO QOL-100 (опросник ВОЗ КЖ-100), (англ. - quality of life, сокр. - QOL).

«Качество жизни» не тождественно понятию «уровень жизни», но органически связано с ним, поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих критериев качества жизни, которые для разных социальных групп населения часто не совпадают. Это вполне естественно. Категория, характеризующая возможность человека удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности определяет его жизненный уровень. При определении жизненного уровня в расчет принимаются потребности, считающиеся в обществе «нормальными», «средними», «общепринятыми», так как индивидуальные представления людей о том, каковы их потребности и какими благами они должны удовлетворяться, весьма различны. Однако в целостном обществе должен быть соблюден некоторый баланс потребностей, интересов и целей людей. Помимо дифференцированных по социальным группам и критериям качества жизни должны быть общие для всего социума критерии качества жизни.

Для сравнительной оценки качества жизни населения разных регионов или (и) разных социальных групп необходимо иметь стандартизированную номенклатуру показателей.

Предлагаемая общероссийская унифицированная номенклатура качества жизни населения России имеет иерархическую структуру. Она включает группу показателей, характеризующих качество жизни населения и условий его жизни, таких как благосостояние, здоровье населения и состояние системы здравоохранения, образованность, демографический потенциал, социальная и экологическая безопасность, духовно-психологический потенциал и др., и группу показателей, характеризующих качество жизнедеятельности населения в сферах труда и семейной жизни, в сфере досуга и общественно-политической деятельности. Имеется также целостный показатель субъективного качества жизни, значение которого определяется путем социологического опроса населения.

Номенклатура построена с использованием как объективных, так и субъективно-оценочных показателей. В медицине, экономике, социологии, политологии могут оцениваться различные показатели различных сфер жизни, которые связывают с понятием качества жизни. Поскольку в большинстве случаев оценка качества жизни носит сравнительный, а не абсолютный характер, важнейшей задачей является выбор критериев этого сравнения. Это могут быть различного рода индексы, характеристики доходов и расходов, медицинские параметры, статистические показатели, результаты социологических опросов и тестирования, экспертные суждения и т.д., зафиксированные в различных нормативных актах, рекомендациях, законах и научных публикациях.

Для оценки качества жизни конкретного человека используются два критерия: объективный (показатели физического здоровья и результаты обследования – клинические, лабораторные, инструментальные) и субъективный (оценка самим человеком своего благополучия). Собственно, введение в медицине понятия «качество жизни» обусловлено акцентом в нем на субъективной составляющей, в то время как объективный компонент традиционно называется «здоровьем».

Методы изучения качества жизни основываются на определении человеком уровня своего благополучия в физическом, психическом, социальном и экономическом отношениях. Все эти компоненты могут быть проанализированы отдельно или в целом с помощью различных анкет, тестов, шкал, индексов.

В настоящее время в медицине по существующим стандартам определения качества жизни для каждой конкретной нозологии используются базовые составляющие, утвержденные приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В отраслевых стандартах по каждому заболеванию предлагается простая субъективная оценка качества жизни с помощью различных опросников и так называемых аналоговых шкал.

Наиболее известными опросниками для исследования качества жизни больных являются следующие:

- опросник оценки качества жизни Европейской группы изучения качества жизни (EUROQOL - EuroQOL Group);

- краткая форма оценки здоровья (Medical Outcomes Study-Short Form [MOS-SF-36]) - 8 шкал, 36 вопросов;

- индекс общего психологического благополучия (Psychological General Well-Being Index);

- профиль влияния болезни (Sickness Impact Profile) - 12 категорий, 136 вопросов;

- Ноттингемский профиль здоровья (Nottingham Health Profile) - 6 параметров оценки переживаний, 38 вопросов; 7 параметров оценки повседневной жизни, 7 вопросов;

- шкала беспокойства и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale [HAD]); Индекс благополучия (Quality of Well-Being Index [QWBI]);

- опросник здоровья Мак Мастера (McMaster Health Index Questionnaire [MHIQ]);

- опросник детского здоровья (Child Health Questionnaire [CHQ]);

- опросник оценки качества жизни в педиатрии (PedsQL);

- обобщенная шкала оценки качества жизни (Overall Quality of Life Scale);

- индекс качества жизни (Quality of Life Index).

Существующие опросники (шкалы) состоят из определенного перечня категорий или параметров, могут быть использованы для различных возрастных категорий (в том числе и пожилых людей) и включают заданное количество вопросов. Оценка осуществляется по полярным шкалам или каждый ответ выражается в баллах. При этом параметр может отражать какую-либо сторону жизни пациента.

Опросник должен охватывать несколько аспектов жизнедеятельности человека:

- достаточность физических (функциональных) возможностей больного для самообслуживания, толерантность к физическим, социальным, эмоциональным нагрузкам, необходимость иметь адекватный сон и отдых, мобильность и независимость;

- социально-экономические связи пациента (место в семье и участие в ее жизни, материальное обеспечение и расходы на лечение, профессиональные обязанности, общение с друзьями и активный отдых);

- положительное эмоциональное восприятие жизни (ощущение себя обузой для семьи и близких, потеря контроля над жизнью и над собой, страх за будущее и безысходность).

Как следствие, к опросникам предъявляются определенные требования: они должны иметь высокую валидность (способность методики измерять те параметры, которые необходимы для целей исследования) и чувствительность (степень согласованности двух независимо полученных серий показателей, которую характеризует коэффициент корреляции).

В качестве «золотого стандарта» используется опросник «SF-36» (русскоязычная версия, созданная и рекомендованная международным центром изучения качества жизни), который применяется более 10 лет ведущими университетами мира (Приложение 3).

Опросник включает 8 шкал: определение физической функции (ФФ), физической роли (РФФ), физической боли (Б), жизнеспособности (ЖЗ), социальной роли (СФ), эмоциональной роли (РЭФ), общего (ОЗ) и психического здоровья (ПЗ).

Опросник «SF-36» предполагает дифференцированный подход к оценке составляющих «качество жизни» в зависимости от пола и возраста.

Все шкалы опросника объединены в 2 суммарных измерения – «физический компонент здоровья» (1 – 4 шкалы) и «психический компонент здоровья» (5 – 8 шкалы).

Ответы на вопросы кодируют в баллах от 0 до 100. Большее количество баллов соответствует более высокому уровню качества жизни.

Существующие опросники для оценки качества жизни и здоровья могут быть разделены на неспецифические (общего типа), т.е. применяемые независимо от нозологической формы, и специфические (для лиц с определенным заболеванием).

Преимущество общих опросников заключается в том, что их валидность установлена для различных нозологий; это позволяет проводить сравнительную оценку влияния разнообразных социально-медицинских программ на качество жизни как отдельных субъектов, так и всей популяции. Недостатком является неадекватная чувствительность к изменениям состояния здоровья в рамках конкретного заболевания.

Большинство авторов считает, что предпочтение следует отдавать специфическим опросникам, причем они должны быть стандартизированы для применения в многоцентровых исследованиях и сопоставления результатов различных испытаний. Однако в связи с региональными особенностями социального, психологического и экономического статуса требуется их адаптация, либо разработка новых методик оценки качества жизни.

Третье положение концепции качества жизни определяет пути решения задачи повышения качества жизни населения. Основополагающим является положение о том, что основой социальной политики должна быть разработка мер по социальной защите определенной части населения и создание экономических и политических условий для того, чтобы люди могли эффективно работать и зарабатывать [56].

Ведущим инструментом улучшения качества жизни должна стать система государственного регулирования качества жизни [57].

Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (материальный достаток, качество жилища, питания, удовлетворенность работой и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для оценки этих показателей используются социологические опросы населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств.

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своих», «не сотвори себе кумира» и др.

В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, о нарушении соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния общества хуже.

В правовом отношении качество жизни является реализацией права человека на достойную жизнь и свободное развитие человека.

Целью государственного регулирования качества жизни россиян является улучшение качества жизни всех слоев и социальных групп, каждого члена российского общества.

Для достижения этой цели необходимо решать три взаимосвязанные задачи: формирующую, стимулирующую и результативную.

Первая задача заключается в формировании у граждан социально-позитивных потребностей, интересов и ценностных ориентаций.

Вторая задача заключается в повышении качества жизни в части решения социально-демографических проблем, здоровья, удовлетворения активно-деятельностных потребностей и интересов людей. Это должно повысить уровень человеческого потенциала и создать условия для его возможно полной реализации в экономической, социокультурной и других сферах жизнедеятельности общества.

Третья задача заключается в повышении качества жизни в части удовлетворения базовых материальных и социокультурных потребностей, интересов и стремлений людей.

В числе приоритетных направлений государственного регулирования в области улучшения качества жизни должны быть:

- создание условий для самореализации граждан, в первую очередь, тех, кто имеет установку на инициативу и достижения в социально позитивных видах деятельности;

- формирование привычки к здоровому образу жизни и создание необходимых для этого условий;

- формирование в сознании людей социально позитивных потребностей, ценностных ориентаций, норм поведения и эталонов качества жизни.

Таким образом, современная концепция качества жизни представляет собой понятие, важное для всех сфер жизнедеятельности человека и современного общества, так как конечная цель ее реализации - это благополучие человека.

Изучение современной концепции и показателей качества жизни используется для того, чтобы определить важность ориентации социально-экономической политики государства на повышение качества жизни населения и эффективность тех или иных мероприятий, направленных на улучшение и сохранение здоровья людей. Проблема измерения и оценки качества жизни населения России в настоящее время перешла в решение конкретных практических задач.

В современном обществе качество жизни населения определяется жизненными потенциалами общества, входящих в него социальных групп (в том числе пожилых людей), отдельных граждан и соответствием средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, духовному (психическому) и социальному явлению.

В современном российском обществе предоставление услуги, своевременно реализующей потребность, помогает обеспечить социальное равновесие, но не гарантирует качества жизни.

В настоящее время сформировались группы потребителей (получателей) услуг, отличающиеся друг от друга условиями и факторами социализации. Развивающаяся сфера сервиса должна учитывать их ценностные приоритеты и гуманизировать процесс взаимоотношений получателей социальных услуг и организаций, их предоставляющих.

Контрольные вопросы

1. Определите содержание словосочетания «качество жизни».

2. В чем отличие образа жизни от качества жизни?

3. Найдите и проанализируйте не менее 3-х определений качества жизни.

4. Раскройте социологический подход к качеству жизни.

5. Опишите качество жизни современного студента очной формы обучения.

6. Раскройте суть теории потребностей. Приведите иерархию потребностей.

7. Что Вы понимаете под «обществом потребления»? Можно ли сформировать (воспитать) разумного потребителя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: