Анализ экономических результатов деятельности предприятия

Таблица 8.2.

Таблица 8.1.

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8.1. Понятие экономической состоятельности предприятия.

Экономическая состоятельность предприятия – это важнейшая характеристика его деловой активности и надежности. Она является важной составляющей в оценке потенциала предприятия, в определении его конкурентоспособности. Экономическая состоятельность характеризует устойчивое положение предприятия, его способность работать прибыльно.

Экономическая состоятельность является одним из условий эффективного хозяйствования. Составными видами экономической состоятельности являются производственная, инвестиционная, финансовая, коммерческая, социальная и экологическая состоятельность (табл. 8.1). Определяющей является производственная состоятельность, которая выступает основанием для других видов состоятельности хозяйствующего субъекта. В свою очередь, производственная состоятельность зависит от технической, технологической и организационной состоятельности предприятия.

Сравнительные характеристики видов состоятельности предприятия

Виды состоятельности Характеристика видов состоятельности
Экономическая Производственная Инвестиционная Финансовая Коммерческая Социальная Экологическая Эффективность, конкурентоспособность Техническая, технологическая, организационная состоятельность л. Инвестиционный потенциал Платежеспособность, финансовая устойчивость Скорость оборачиваемости активов Социальная стабильность коллектива Уровень охраны окружающей среды

Экономические условия хозяйствования призваны обеспечить производственную состоятельность предприятия и на этой основе другие виды его состоятельности. Как отмечалось, производственная состоятельность зависит от достижения технической, технологической состоятельности и др. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными видами состоятельности объясняется с множественностью и неразрывностью функций экономической состоятельности. К числу этих функций относятся воспроизводственная, социальная, экологическая, стимулирующая, финансовая, рыночная, бюджетообразующая. Не менее важно и рассмотрение времени управления, т. е. промежутка времени от начала сбора информации до выдачи распоряжений в управляемой системе. Чем меньше время управления, тем экономически устойчивее предприятие.

Условиями экономической состоятельности предприятия являются:

• ресурсное обеспечение;

• уровень технического состояния;

• организация труда и производства.

Экономическая состоятельность во многом зависит от инвестиционного обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При определении объема инвестиций следует учитывать потребность предприятия в сырье, материалах, средствах на реализацию продукции (оборотном капитале). Используемая схема инвестиционного обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия должна: обеспечить объем инвестиций, необходимый для планомерного выполнения проекта; действовать в направлении оптимизации структуры инвестиций и налоговых платежей; обеспечивать снижение капитальных затрат и риска проекта; обеспечивать баланс между объемом привлеченных финансовых ресурсов и величиной получаемой прибыли

В основе комплексной оценки экономической состоятельности финансово-хозяйственной деятельности предприятия лежит использование системы различных показателей. Система показателей для проведения комплексного экономического анализа представлена в табл. 8.2.


Система показателей для проведения комплексного анализа экономического состояния предприятия

Группа Показатель Методика расчета
Относительные показатели
Показатели оценки Коэффициент Реинвестированная прибыль /
прибыльности реинвестирования Прибыль после уплаты налогов
и эффективности    
хозяйственной Коэффициент роста Собственный капитал на начало
деятельности собственного периода / Собственный капитал
  капитала на конец периода
  Коэффициент рен- А. Рентабельность чистых акти
  табельности соб- вов х (1 - Ставка налога на при
  ственного капитала быль) (1 - Средняя учетная
    ставка Центрального банка РФ)
    Б. Прибыль после выплаты на
    логов / Собственный капитал
  Коэффициент эко- Коэффициент реинвестирова
  номического роста ния х Коэффициент роста соб
    ственного капитала х Коэффи
    циент рентабельности собст
    венного капитала
  Рентабельность Рентабельность продаж х Обо
  чистых активов рачиваемость чистых активов
  Рентабельность Прибыль до налогообложения /
  продаж Выручка от реализации
       

Окончание табл. 8.2

Группа Показатель Методика расчета  
Относительные показатели  
  Оборачиваемость Выручка от реализации / Чистые  
  чистых активов активы  
  Оборачиваемость Выручка от реализации / Обо-  
Показатели оценки оборотных фондов ротные фонды  
деловой активности Оборачиваемость Выручка от реализации / Запасы  
  запасов    
  Оборачиваемость Выручка от реализации / Кре-  
  кредиторской диторская задолженность  
  задолженности    
  Оборачиваемость Выручка от реализации / Деби-  
  дебиторской торская задолженность  
  задолженности    
Показатели оценки Коэффициент Заемный капитал / Собствен-  
ликвидности и финансовой зависимости ный капитал  
рыночной устойчивости      
  Коэффициент текущей ликвидности Оборотные средства / Краткосрочные пассивы
  Коэффициент критической ликвидности (Дебиторская задолженность + Денежные средства) / Краткосрочные пассивы
  Коэффициент автономии собственных средств Собственный капитал / Актив баланса
  Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами Собственные оборотные средства / Запасы
  Индекс постоянного актива Внеоборотные активы / Собственный капитал
Абсолютные показатели
  Чистая прибыль Прибыль до налогообложения -- Проценты по кредиту - Налог на прибыль
  Скорректированный на величину убытков собственный капитал Собственный капитал - Убытки прошлых лет и отчетного периода
  Чистые активы Дебиторская задолженность + Запасы + Прочие текущие активы + Краткосрочные кредиты - Кредиторская задолженность - Прочие текущие пассивы + Основные средства
  Собственные оборотные средства Собственный капитал - Внеоборотные активы
             

Коэффициент экономического роста складывается из трех коэффициентов:

• рентабельности собственного капитала (объем чистой прибыли на собственный капитал);

• реинвестирования (доля чистой прибыли, направленной на расширение производства);

• роста собственного капитала (на конец отчетного периода )

Коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по распределению прибыли. Чем выше этот коэффициент, тем выше экономический рост компании. Коэффициент роста собственного капитала показывает рост собственного капитала относительно его значения на начало отчетного периода. На величину собственного капитала могут оказывать влияние изменения размера уставного и добавочного капитала, реинвестированной прибыли, целевое финансирование и другие поступления. Наряду с расчетом коэффициента экономического роста для анализа и диагностики экономических результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходим расчет всех показателей, приведенных в таблице. Это позволит оценить все стороны хозяйственной деятельности предприятия, касающиеся структуры его капитала, кредитоспособности и пр.

Однако результаты коэффициентного анализа не могут служить единственным основанием для заключения о состоянии предприятия, а лишь позволяют сделать отдельные выводы о сильных и слабых сторонах его экономической деятельности. Коэффициентный анализ является одним из этапов проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Экономическая состоятельность предприятия также зависит от того, в какой стадии делового экономического цикла оно находится. Деловой цикл, описывающий периоды подъема или упадка экономики в целом, оказывает существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Он характеризуется динамикой следующих факторов:

• тенденции потребительских ожиданий и потребительских расходов;

• действия, предпринимаемые правительством по сокращению или увеличению денежной массы;

• тенденции движения процентных ставок (рефинансирования Центрального банка РФ и доходности по ГКО);

• правительственный прогноз индекса инфляции и индекса цен;

• повышение или снижение налоговых ставок;

• накопление или ликвидация товарно-материальных запасов фирмы;

• программа капиталовложений предпринимательского сектора в новые производственные мощности и оборудование;

• государственные расходы на оборону и социальные нужды;

• оценка финансового состояния экономики в целом. Деловой цикл финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит от общей экономической динамики страны, региона. Он формируется под влиянием международной торговли, межгосударственных валютных курсов, а также конкуренции со стороны зарубежных товаров и услуг.

Внутренние факторы состоятельности это производственно-хозяйственные факторы (состояние и обеспеченность финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами), определяющие результаты деятельности предприятия. Результатами влияния этих факторов являются состояние активов и их оборачиваемость.

Имеется ряд факторов, имеющих комплексный характер. Например, в современных условиях хозяйствования существенно возросла роль фактора неопределенности и риска. Отсюда и повышенный интерес к применению таких методов обоснования решений, которые дают возможность их учета. Методы обоснования решений в условиях неопределенности должны помочь найти такой вариант решения, который давал бы хорошие результаты в предсказуемых условиях при достаточно высокой вероятности того, что при возникновении непредвиденных обстоятельствон принесет также положительные результаты. Руководитель должен знать, какое влияние на принимаемые решения может оказать фактор неопределенности, когда, где и с какой вероятностью он может возникнуть и какие меры следует принять, чтобы смягчить его последствия.

Различают процессы, которые прямо и косвенно влияют на деловой цикл. Например, уровень инфляции прямо влияет на деловой цикл. Следует заметить, что уровень инфляции, в свою очередь, зависит от стадии делового цикла. Таким образом, инфляция и деловой цикл находятся в тесной связи. Причиной инфляции, или удешевления денег из-за повышения цен, являются, по мнению многих экономистов, чрезмерные государственные расходы. Инфляция, в свою очередь, непосредственно влияет на инвестиционный потенциал предприятия.

Анализ, диагностика и контроль, за состоянием делового цикла финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются одной из основных функций коммерческого мониторинга, главное содержание которого состоит в детальном анализе конъюнктуры рынка, цен, себестоимости, сбытовой политики предприятия. В целом экономическая состоятельность предприятия характеризуется конкретными результатами финансово-хозяйственной деятельности.

Основными экономическими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются объем выпущенной реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия. Экономические результаты работы предприятия зависят от конкурентоспособности, востребованности его продукции (работ, услуг), уровня рейтинга, деловой активности и деловой репутации. На результаты экономической деятельности предприятия влияют уровень безубыточности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность использования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятия.

Экономические результаты деятельности предприятия связаны с эффективностью использования экономических методов управления, действие которых основано на широком применении экономических регуляторов (рычагов). Оценить влияние экономических рычагов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень сложно, так как они противоречивы в своей основе. Особенно это относится к таким экономическим рычагам, как материальные стимулы, льготы, компенсации, санкции, дотации, обязательные платежи во внебюджетные фонды, налоги. Данные экономические рычаги должны создать заинтересованность в развитии производства. Неправильное использование налоговых льгот, например, может нарушить пропорции между производством и потреблением. Непродуманная система материального стимулирования и налогообложения имеет негативные социально-экономические последствия. При прогрессивных налоговых ставках, когда при относительно низкой величине дохода значительная его часть идет в уплату налога, наиболее способная, творческая часть населения вынуждена ограничивать свою деятельность, так как оказывается, что чем больше люди работают, тем большую часть времени они работают бесплатно.

Объем реализованной продукции бесспорно является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это показатель сводного характера, характеризующий общие результаты экономической деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств. Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя путем реализации изготовленной продукции (работ, услуг). Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия, имеющую огромное значение для его нормальной хозяйственной деятельности.

Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой в полном объеме поступили средства на счет поставщика. Выручка от реализации представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Она служит основным источником денежных доходов предприятия. Выручка от реализации является важнейшей финансовой категорией, выражающей денежные отношения между поставщиком и потребителем товара. Будучи финансовой категорией, выручка выступает как один из главных источников поступления финансовых ресурсов предприятия и денежных средств. Отметим, что под финансовыми ресурсами понимается валовой доход, распределяемый на формирование фонда оплаты труда и денежных накоплений, а денежные средства – оборотные средства и амортизация.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) зависит от организации маркетинга и ценообразования. Цели маркетинга состоят в следующем:

• изучение рынка ресурсов для переработки и рынков сбыта готовой продукции;

• содействие продвижению на рынок и реализации продукции (работ, услуг);

• привлечение постоянных потребителей путем их обслуживания с использованием системы скидок;

• реклама в местной печати, на радио и телевидении;

• обоснование уровня цен;

• прогнозирование сбалансированности спроса и потребления.

Маркетинговые исследования в настоящее время приобретают большее значение в связи с тем, что в результате экономических преобразований последних лет нарушились четкие, годами отлаженные производственно-экономические связи. С одной стороны, хозяйствующие субъекты получили абсолютную финансовую свободу, а с другой – полностью зависимы от конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности. В условиях диспаритета цен на промышленную продукцию, горюче-смазочные материалы, топливо и электроэнергию повышается роль правильной стратегии и тактики технико-экономической деятельности предприятия.

Ценообразование является важным процессом определения реальной стоимости выпущенной продукции (работ, услуг). Цены являются конкретным выражением производственных результатов технико-экономической деятельности предприятия. Цена, согласно классическому определению экономической теории, является денежным выражением стоимости товара (услуги). Понятие цены тесно связано с понятием рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость понимается как общепризнанная стоимость произведенного товара, определяемая затратами общественно необходимого труда. Цена тесно связана с действием закона спроса и предложения. Соотношение спроса и предложения определяет в значительной степени общий уровень цен. В России классический механизм действия закона спроса и предложения корректируется на инфляцию и кризис неплатежей. Очень часто цены искусственно завышаются из-за обесценения денег, задержек платежей из-за отсутствия денег на счетах,

Основными факторами ценообразования являются: спрос, предложение, конкуренция. К основным принципам ценообразования общепринято относить следующие:

• отражение издержек производства, распределения, обмена и потребления;

• соответствие минимального уровня цены общему уровню издержек производства;

• отражение в цене качественных характеристик товара.

Рыночная цена отражает конечный результат общественного производства – непосредственную реализацию товаров и услуг потребителю, реальное соотношение спроса и предложения. При формировании рыночной цены большое значение имеют потребительские свойства и уровень качества, уровень цен на аналогичные товары и услуги, взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг, реальное соотношение спроса и предложения, покупательная способность населения в данный момент времени.

Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены с налогом на добавленную стоимость и торговой надбавки. Свободные (рыночные) цены на импортные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены (включая таможенные пошлины и сборы, акцизы) и торговой надбавки. Торговая надбавка определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные и другие расходы продавца, наценки оптовых и розничных торговых предприятий, а также налог на добавленную стоимость. В целом уровень цены реализации отражает востребованность, конкурентоспособность продукции (работ, услуг).

В условиях рыночных отношений основной целью финансово-хозяйственной деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия; на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Все это является отрицательной тенденцией.

Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия также характеризуются распределением и использованием прибыли. К основным направлениям распределения "прибыли относятся налоги, уплачиваемые за счет прибыли, купонные (процентные) выплаты по долговым ценным бумагам (облигациям, векселям), дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям, отчисления в фонды предприятия (накопления, развития производства, потребления, материального стимулирования, социально-культурного развития и др.).

Важным экономическим результатом финансово-хозяйственной стельности предприятия является рыночная стоимость его имущественного комплекса. Стоимость предприятия (имущественного комплекса) является базовой характеристикой его экономической этой деятельности. Имущественный комплекс предприятия включает имущество, находящееся на балансе предприятия в данном периоде.

Рыночная стоимость имущества может рассматриваться как объективная цена, отражающая соотношение спроса и предложения на определенную дату. Рыночная стоимость имущественного комплекс предприятия зависит от ряда факторов. Основными факторами являются: отраслевая принадлежность, территориальное расположение, деловая репутация, торговая марка, стоимость основных, стоимость ноу-хау, стоимость товарно-материальных запасов и нематериальных активов. Достаточно большое влияние на стоимость имущественного комплекса предприятия оказывает его рыночная доходность, стоимость аналогичных комплексов, ликвидность. Под ликвидностью в данном случае понимается способность имущественного комплекса (в целом или его части) быть использованным. Важное значение для определения действительной рыночной стоимости имущественного комплекса предприятия имеет достоверность бухгалтерского баланса, т. е. соответствие значений показателей объективной реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: