ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ на зачет с оценкой
Примерный перечень
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие процедуры и технологии:
- практические контрольные задания (далее – ПКЗ), включающих одну или несколько задач (вопросов) в виде краткой формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить.
По сложности ПКЗ разделяются на:
1. простые задания (далее – простые ПКЗ);
2. комплексные задания (далее – комплексные ПКЗ).
Для оценивания умений – применяются простые ПКЗ.
Простые ПКЗ предполагают решение в одно или два действия. К ним можно отнести: простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием; несложные задания по выполнению конкретных действий.
Для оценивания владений – применяются комплексные ПКЗ.
Комплексные задания требуют многоходовых решений как в типичной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение практических действий или лабораторных работ.
|
|
В пунктах 1,2,3 приведены теоретические вопросы, простые и комплексные контрольные задания для проверки знаний, умений и владений студента по дисциплине, которые будут использованы в билетах на зачет.
Перечень вопросов на зачет с оценкой по дисциплине «Социологии» (для проверки знаний)
1. Объектно-предметная область, закономерности и категории социологии.
2. Структура социологического знания и методы социологии.
3. Функции, задачи социологии и значение социологических знаний в профессиональной деятельности юриста.
4. Социологическая мысль в античности и средневековье.
5. Социологические взгляды мыслителей Возрождения и Нового времени.
6. Особенности развития социологической мысли в России.
7. Определение общества и теоретические подходы к его анализу.
8. Культура как объект социального познания.
9. Понятие личности и ее социального статуса.
10. Социальная адаптация и социализация личности.
11. Девиантное поведение личности и его социальный контроль.
12. Общество как социокультурная система.
13. Государство и гражданское общество как социальные системы.
14. Цивилизация и культура как социальные системы.
15. Понятие личности и ее социальной адаптации и социализации.
16. Социальные потребности и их влияние на поведение человека.
17. Социальное регулирование девиантного поведения личности.
18. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества.
|
|
19. Социальная стратификация и социальная мобильность.
20. Сущность, виды и функции социальных институтов.
21. Семья как важнейший социальный институт.
22. Социальная организация и её структура.
23. Социальный контроль: сущность, разновидности.
24. Социальная мобильность: понятие, виды и каналы.
25. Понятие социального института и характеристика его разновидностей.
26. Структура социальной организации и социальный контроль.
27. Специфика социального взаимодействия.
28. Роль института права для развития общества.
29. Социологическое исследование в системе методов социального познания.
30. Программа социологического исследования.
31. Методика и техника сбора социологической информации.
32. Субъекты социального массового поведения.
33. Сущность социального движения и его разновидности.
34. Социально-политическая организация общества.
35. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире
36. Особенности духовной культуры в современной России.
37. Россия в мировом сообществе.
38. Социальные изменения в обществе. Виды социальных процессов.
39. Социальные движения и их характеристика.
40. Социальные конфликты: виды, характеристика.
41. Основные социальные процессы в обществе.
42. Социальные изменения и социальное развитие в обществе.
43. Понятие социального воспроизводства и анализ его пропорций.
44. Основные формы и направления социального развития.
По одному из вышеперечисленных вопросов (по номеру в списке группы - или по номеру указанному преподавателем) студент выполняет письменную контрольную работу.
Контрольная работа имеет целью проверить знания студентов, умения самостоятельно проводить анализ научных источников, учебной литературы, периодических изданий и Интернет-источников для дальнейшего решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований.
Требования к контрольной работе. Работа оформляется студентом аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научной работы. Оптимальный объем работы составляет от 5-7 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1 интервал, шрифт Times New Roman, размер – 14, выравнивание текста по ширине страницы с расстановкой переносов. Сноски на используемые источники печатаются внизу страницы, размер шрифта – 12.
Контрольная работа оценивается по 4-балльной системе – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, установленные преподавателем.
По содержанию контрольной работы студент делает презентацию и представляет ее во время ПЗ по дисциплине, которое состоится в следующую сессию перед зачетом.
Решение простых контрольных заданий (для проверки умений) – студент выбирает одно задание в соответствии с номером в списке группы или по номеру указанному преподавателем и представляет его решение на ПЗ в электронной форме.
1. Определите социальную структуру и дайте краткое описание современной структуры российского общества.
2. Проведите анализ процессов социальной мобильности индивидов в современном российском обществе.
3.Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления» на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.
4. Какие по вашему мнению социальные мотивы определяют поведение и деятельность индивидов в трудовых организациях. Дайте их краткую характеристику.
5. Какие методы социологической науки вы сможете использовать при взаимодействии в обществе и какие при решении профессиональных задач.
|
|
6. Какие функции практические социологической науки вы можете выделить при анализе социальных процессов и явлений в современном российском обществе. Объясните их.
7. Выявите и охарактеризуйте основные источники и причины социальные конфликтов в современном российском обществе.
8. Какие возможные пути и методы их разрешения современных социальных конфликтов в современном российском обществе вы видите. Объясните их.
9. Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста юридического профиля.
10. Какие умения сформированные в ходе изучения дисциплины и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
11. Какие методы социологической науки и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
12. Как вы сможете использовать результаты социологического исследования при выполнении должностных обязанностей.
13. Какой метод сбора социологических данных об изучении социальных отношений в коллективе вы сможете использовать.
14. Возможно ли использовать при изучении правоотношений метод контент-анализа и анкетирования. Да или нет – объясните почему?
15. Как вы охарактеризуете демографическую ситуацию в России середины 90-х годов XX века и в настоящее время.
16. Попытайтесь определить круг профессий, сфер занятости, которые в настоящее время открывают наибольшие возможности для индивида относительно вертикальной мобильности. Какие, по вашему мнению краткосрочные и долгосрочные перспективы этих социальных групп?
17. Определите в процессе социологического анализа с какими социальными проблемами сталкивается в настоящем и может столкнуться в будущем российское общество.
18. Какие социальные процессы происходят в современном российском обществе. Проведите анализ и объясните свое понимание этих процессов.
|
|
19. С точки зрения социализации дайте определение терминам конформист и нонконформист. Можно ли представить себе общество состоящее только из нонконформистов (только из конформистов)? Какие негативные последствия нонконформизма можно выделить с позиций основных функций социализации?
20. Профессор Иванов известен студентам как весьма либеральный преподаватель. Часто он ставит студентам зачет автоматом. Какую из нижеперечисленных форм контроля он при этом использует: а) образовательную; б) карательную; в) примирительную; г) компенсирующую;
д) терапевтическую. Объясните почему вы выбрали данную форму
21. С точки зрения социологии, главной формой девиации может быть названо: а) преступление против собственности; б) гомосексуализм; в) пьянство; д) измена Родине; е) самоубийство. Объясните почему.
22. Поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру:
1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.
Материальная культура | Духовная культура |
23. Какие функции образования как социального института выможете выделить:
• формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;
• воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;
• воспитание творчества и инициативы;
• трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);
• воспитание определенной мировоззренческой ориентации;
• социальная селекция;
• социальное и культурное изменение, укрепление социального и экономического неравенства.
Объясните ваш выбор.
Решение комплексных контрольных заданий (для проверки навыков) – студент выбирает одно задание в соответствии с номером в списке группы или по номеру указанному преподавателем и представляет его решение на ПЗ в электронной форме.
1. Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях различных ученых: О. Конт, М. Вебер, Э.Дюркгейм, П. Сорокин.
2. Давайте обратимся к стратификационной системе России. Опишите:
а) Как, по Вашему мнению, выглядит геометрическая модель стратификационной системы России в современных условиях?
б) В чем заключаются особенности этой модели, с чем они связаны, какими факторами определяются?
б) Какие основные признаки выделения страт можно определить для России XIX века, коммунистического этапа, современного этапа?
3. Когда европейские и американские работорговцы начали захватывать рабов в различных африканских обществах, они полагали, что помогают этим людям избавиться от грубой, варварской жизни и приобщают их к цивилизованной жизни. Объясните примером этноцентризма, культурного релятивизма, культурной интеграции или культурных универсалий являются эти взгляды работорговцев по отношению к традиционной африканской культуре.
4. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, приехавших в Ваш университет. Ваше первое задание - подготовить руководство (внутреннюю инструкцию) для этих студентов: что им необходимо знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде. Помните, что эти студенты совершенно не знают местных обычаев и символов, они в самом общем виде знакомы с ценностями, нормами и законами российского общества. Какую информацию, на Ваш взгляд, им целесообразно сообщить:
а) относительно особенностей обучения, поведения и традиций Вашего университета;
б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества;
в) что из приведенной информации сообщает о доминантной культуре в российском обществе?
г) если иностранные студенты не имеют российского консультанта, где, в каких организациях они могут получить необходимую информацию?
5. Попытайтесь идентифицировать себя (свою семью) с одной из страт (высшей, средней, низшей) общества. На основании каких признаков Вы это сделали? Что получилось? Каковы экономические показатели (доход) этой страты, каков ее престиж, отношение к власти? Есть ли у нее собственные нормы, ценности, отношения к актуальным социальным, политическим, экономическим, культурным, правовым и др.проблемам?
6. Известно, что с детства социализация мальчиков и девочек протекает различно. Определите:
а) с чем это связано;
б) с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения;
в) какие качества у мальчиков и девочек должны быть сформированы этими средствами;
г) к каким социальным последствиям это приводит;
д) какая форма социализации (мужская или женская) в большей степени соответствует требованиям современной профессиональной карьеры юриста?
7. Госпожа Иванова, описывая хулигана, вырвавшего у нее сумочку, дала емуследующую характеристику: «Маленький, лысый, типичный псих, явно из бедной семьи, да ещеи дикарь. Какому из нижеперечисленных направлений соответствует ее ответ: а) психологическому; б) биологическому; в) культурологическому; г) социологическому; д) всем. Объясните почему.
8. Пятилетний Алеша разбил любимую мамину вазу. Родители в наказание поставили его в угол на весь вечер. Какие из нижеперечисленных форм, методов, видов социального контроля при этом использовались: а) формальный контроль; б) внутренний контроль; в) репрессивный контроль; г) неформальный контроль; д) сдерживающий контроль. Объясните почему.
9.Сравните между собой приведенные ниже роли с точки зрения:
а) жесткости социального контроля за их исполнением;
б) сложности обучения им;
в) контроля за проявлением эмоций при их исполнении:
- организатор выставки и ее посетитель;
- библиотекарь и читатель;
- муж и жена;
- программист и юрист.
Объясните, какие условия влияют на успешность овладения данными ролями и их исполнения.
10. Всем хорошо известно начало Евгения Онегина:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог.
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день, и ночь.
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
Так думал молодой повеса.
Летя в пыли на почтовых.
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных...
Если внимательно вчитаться в этот отрывок, в какие ролевые ситуации ставит А.С. Пушкин своего героя? Можно ли говорить о межролевых и внутриролевых конфликтах, которые переживает молодой Онегин? Что можно сказать о ролевом поведении дяди Онегина?
11. Представьте, что Вам нужно собрать людей на митинг. Какие способы привлечения внимания Вы будете использовать, если Вы действуете:
а) на людных городских, улицах;
б) в Вашем институте;
в)в незнакомой Вам организации.
Какие особенности поведения и личности лидера могут оказать более сильное воздействие на собравшихся людей?
Составьте небольшую речь, посвященную, скажем, нетерпимому положению современного российского высшего образования и науки, которая, на Ваш взгляд, должна произвести впечатление на, толпу. Какие использованные в Вашей речи приемы могут побудить толпу к действию?
12. Студент А. является: третьекурсником нашего вуза, баскетболистом-разрядником, заботливым отцом трех летней дочери, верным и пылким супругом. Объясните какие социальные роли здесь по вашему мнению обозначены и какой у него социальный статус.
Студенты не представившие задания и не отчитавшиеся по нему, к зачету с оценкой НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.