Студенты не представившие задания и не отчитавшиеся по нему, к зачету с оценкой не допускаются

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ на зачет с оценкой

Примерный перечень

Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие процедуры и технологии:

- практические контрольные задания (далее – ПКЗ), включающих одну или несколько задач (вопросов) в виде краткой формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить.

По сложности ПКЗ разделяются на:

1. простые задания (далее – простые ПКЗ);

2. комплексные задания (далее – комплексные ПКЗ).

 

Для оценивания умений применяются простые ПКЗ.

Простые ПКЗ предполагают решение в одно или два действия. К ним можно отнести: простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием; несложные задания по выполнению конкретных действий.

Для оценивания владений применяются комплексные ПКЗ.

Комплексные задания требуют многоходовых решений как в типичной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение практических действий или лабораторных работ.

В пунктах 1,2,3 приведены теоретические вопросы, простые и комплексные контрольные задания для проверки знаний, умений и владений студента по дисциплине, которые будут использованы в билетах на зачет.

Перечень вопросов на зачет с оценкой по дисциплине «Социологии» (для проверки знаний)

1. Объектно-предметная область, закономерности и категории социологии.

2. Структура социологического знания и методы социологии.

3. Функции, задачи социологии и значение социологических знаний в профессиональной деятельности юриста.

4. Социологическая мысль в античности и средневековье.

5. Социологические взгляды мыслителей Возрождения и Нового времени.

6. Особенности развития социологической мысли в России.

7. Определение общества и теоретические подходы к его анализу.

8. Культура как объект социального познания.

9. Понятие личности и ее социального статуса.

10. Социальная адаптация и социализация личности.

11. Девиантное поведение личности и его социальный контроль.

12. Общество как социокультурная система.

13. Государство и гражданское общество как социальные системы.

14. Цивилизация и культура как социальные системы.

15. Понятие личности и ее социальной адаптации и социализации.

16. Социальные потребности и их влияние на поведение человека.

17. Социальное регулирование девиантного поведения личности.

18. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества.

19. Социальная стратификация и социальная мобильность.

20. Сущность, виды и функции социальных институтов.

21. Семья как важнейший социальный институт.

22. Социальная организация и её структура.

23. Социальный контроль: сущность, разновидности.

24. Социальная мобильность: понятие, виды и каналы.

25. Понятие социального института и характеристика его разновидностей.

26. Структура социальной организации и социальный контроль.

27. Специфика социального взаимодействия.

28. Роль института права для развития общества.

29. Социологическое исследование в системе методов социального познания.

30. Программа социологического исследования.

31. Методика и техника сбора социологической информации.

32. Субъекты социального массового поведения.

33. Сущность социального движения и его разновидности.

34. Социально-политическая организация общества.

35. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире

36. Особенности духовной культуры в современной России.

37. Россия в мировом сообществе.

38. Социальные изменения в обществе. Виды социальных процессов.

39. Социальные движения и их характеристика.

40. Социальные конфликты: виды, характеристика.

41. Основные социальные процессы в обществе.

42. Социальные изменения и социальное развитие в обществе.

43. Понятие социального воспроизводства и анализ его пропорций.

44. Основные формы и направления социального развития.

 

По одному из вышеперечисленных вопросов (по номеру в списке группы - или по номеру указанному преподавателем) студент выполняет письменную контрольную работу.

Контрольная работа имеет целью проверить знания студентов, умения самостоятельно проводить анализ научных источников, учебной литературы, периодических изданий и Интернет-источников для дальнейшего реше­ния конкретных практических задач, привить навыки самостоятельно­го проведения научных исследований.

Требования к контрольной работе. Работа оформляется студентом аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научной работы. Оптимальный объем работы составляет от 5-7 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1 интервал, шрифт Times New Roman, размер – 14, выравнивание текста по ширине страницы с расстановкой переносов. Сноски на используемые источники печатаются внизу страницы, размер шрифта – 12.

Контрольная работа оценивается по 4-балльной системе – «отлич­но», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При получении неудовлетворительной оценки студент повтор­но выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, установленные преподавателем.

По содержанию контрольной работы студент делает презентацию и представляет ее во время ПЗ по дисциплине, которое состоится в следующую сессию перед зачетом.

Решение простых контрольных заданий (для проверки умений) – студент выбирает одно задание в соответствии с номером в списке группы или по номеру указанному преподавателем и представляет его решение на ПЗ в электронной форме.

 

1. Определите социальную структуру и дайте краткое описание современной структуры российского общества.

2. Проведите анализ процессов социальной мобильности индивидов в современном российском обществе.

3.Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления» на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.

4. Какие по вашему мнению социальные мотивы определяют поведение и деятельность индивидов в трудовых организациях. Дайте их краткую характеристику.

5. Какие методы социологической науки вы сможете использовать при взаимодействии в обществе и какие при решении профессиональных задач.

6. Какие функции практические социологической науки вы можете выделить при анализе социальных процессов и явлений в современном российском обществе. Объясните их.

7. Выявите и охарактеризуйте основные источники и причины социальные конфликтов в современном российском обществе.

8. Какие возможные пути и методы их разрешения современных социальных конфликтов в современном российском обществе вы видите. Объясните их.

9. Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста юридического профиля.

10. Какие умения сформированные в ходе изучения дисциплины и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.

11. Какие методы социологической науки и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.

12. Как вы сможете использовать результаты социологического исследования при выполнении должностных обязанностей.

13. Какой метод сбора социологических данных об изучении социальных отношений в коллективе вы сможете использовать.

14. Возможно ли использовать при изучении правоотношений метод контент-анализа и анкетирования. Да или нет – объясните почему?

15. Как вы охарактеризуете демографическую ситуацию в России середины 90-х годов XX века и в настоящее время.

16. Попытайтесь определить круг профессий, сфер занятости, которые в настоящее время открывают наибольшие возможности для индивида относительно вертикальной мобильности. Какие, по вашему мнению краткосрочные и долгосрочные перспективы этих социальных групп?

17. Определите в процессе социологического анализа с какими социальными проблемами сталкивается в настоящем и может столкнуться в будущем российское общество. 

18. Какие социальные процессы происходят в современном российском обществе. Проведите анализ и объясните свое понимание этих процессов.

19. С точки зрения социализации дайте определение терминам конформист и нонконформист. Можно ли представить себе общество состоящее только из нонконформистов (только из конформистов)? Какие негативные последствия нонконформизма можно выделить с позиций основных функций социализации?

20. Профессор Иванов известен студентам как весьма либеральный преподаватель. Часто он ставит студентам зачет автоматом. Какую из нижеперечисленных форм контроля он при этом использует: а) образовательную; б) карательную; в) примирительную; г) компенсирующую;

д) терапевтическую. Объясните почему вы выбрали данную форму

21. С точки зрения социологии, главной формой девиации может быть названо: а) преступление против собственности; б) гомосексуализм; в) пьянство; д) измена Родине; е) самоубийство. Объясните почему.

22. Поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру:

1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.

Материальная культура Духовная культура  

23. Какие функции образования как социального института выможете выделить:

• формирование у подрастающего поколения установок, цен­ностей, жизненных идеалов, господствующих в данном об­ществе;

• воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

• воспитание творчества и инициативы;

• трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, при­сущих различным профессиям);

• воспитание определенной мировоззренческой ориентации;

• социальная селекция;

• социальное и культурное изменение, укрепление социально­го и экономического неравенства.

Объясните ваш выбор.

Решение комплексных контрольных заданий (для проверки навыков) – студент выбирает одно задание в соответствии с номером в списке группы или по номеру указанному преподавателем и представляет его решение на ПЗ в электронной форме.

1. Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях различных ученых: О. Конт, М. Вебер, Э.Дюркгейм, П. Сорокин.

2. Давайте обратимся к стратификационной системе России. Опишите:

а) Как, по Вашему мнению, выглядит геометрическая модель стратификационной системы России в современных условиях?

б) В чем заключаются особенности этой модели, с чем они связаны, какими факторами определяются?

б) Какие основные признаки выделения страт можно определить для России XIX века, коммунистического этапа, современного этапа?

3. Когда европейские и американские работорговцы начали захватывать рабов в различных африканских обществах, они полагали, что помогают этим людям избавиться от грубой, варварской жизни и приобщают их к цивилизованной жизни. Объясните примером этноцентризма, культурного релятивизма, культурной интеграции или культурных универсалий являются эти взгляды работорговцев по отношению к традиционной африканской культуре.

4. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, приехавших в Ваш университет. Ваше первое задание - подготовить руководство (внутреннюю инструкцию) для этих студентов: что им необходимо знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде. Помните, что эти студенты совершенно не знают местных обычаев и символов, они в самом общем виде знакомы с ценностями, нормами и законами российского общества. Какую информацию, на Ваш взгляд, им целесообразно сообщить:

а) относительно особенностей обучения, поведения и традиций Вашего университета;

б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества;

в) что из приведенной информации сообщает о доминантной культуре в российском обществе?

г) если иностранные студенты не имеют российского консультанта, где, в каких организациях они могут получить необходимую информацию?

5. Попытайтесь идентифицировать себя (свою семью) с одной из страт (высшей, средней, низшей) общества. На основании каких признаков Вы это сделали? Что получилось? Каковы экономические показатели (доход) этой страты, каков ее престиж, отношение к власти? Есть ли у нее собственные нормы, ценности, отношения к актуальным социальным, политическим, экономическим, культурным, правовым и др.проблемам?

6. Известно, что с детства социализация мальчиков и девочек протекает различно. Определите:

а) с чем это связано;

б) с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения;

в) какие качества у мальчиков и девочек должны быть сформированы этими средствами;

г) к каким социальным последствиям это приводит;

д) какая форма социализации (мужская или женская) в большей степени соответствует требованиям современной профессиональной карьеры юриста?

7. Госпожа Иванова, описывая хулигана, вырвавшего у нее сумочку, дала емуследующую характеристику: «Маленький, лысый, типичный псих, явно из бедной семьи, да ещеи дикарь. Какому из нижеперечисленных направлений соответствует ее ответ: а) психологическому; б) биологическому; в) культурологическому; г) социологическому; д) всем. Объясните почему.

8. Пятилетний Алеша разбил любимую мамину вазу. Родители в наказание поставили его в угол на весь вечер. Какие из нижеперечисленных форм, методов, видов социального контроля при этом использовались: а) формальный контроль; б) внутренний контроль; в) репрессивный контроль; г) неформальный контроль; д) сдерживающий контроль. Объясните почему.

9.Сравните между собой приведенные ниже роли с точки зрения:

а) жесткости социального контроля за их исполнением;

б) сложности обучения им;

в) контроля за проявлением эмоций при их исполнении:

- организатор выставки и ее посетитель;

- библиотекарь и читатель;

- муж и жена;

- программист и юрист.

Объясните, какие условия влияют на успешность овладения данными ролями и их исполнения.

10. Всем хорошо известно начало Евгения Онегина:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог.

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день, и ночь.

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса.

Летя в пыли на почтовых.

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных...

Если внимательно вчитаться в этот отрывок, в какие ролевые ситуации ставит А.С. Пушкин своего героя? Можно ли говорить о межролевых и внутриролевых конфликтах, которые переживает молодой Онегин? Что можно сказать о ролевом поведении дяди Онегина?

11. Представьте, что Вам нужно собрать людей на митинг. Какие способы привлечения внимания Вы будете использовать, если Вы действуете:

а) на людных городских, улицах;

б) в Вашем институте;

в)в незнакомой Вам организации.

Какие особенности поведения и личности лидера могут оказать более сильное воздействие на собравшихся людей?

Составьте небольшую речь, посвященную, скажем, нетерпимому положению современного российского высшего образования и науки, которая, на Ваш взгляд, должна произвести впечатление на, толпу. Какие использованные в Вашей речи приемы могут побудить толпу к действию?

12. Студент А. является: третьекурсником нашего вуза, баскетболистом-разрядником, заботливым отцом трех летней дочери, верным и пылким супругом. Объясните какие социальные роли здесь по вашему мнению обозначены и какой у него социальный статус.

Студенты не представившие задания и не отчитавшиеся по нему, к зачету с оценкой НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: