Основные проблемы и пути совершенствования организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях малого бизнеса

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на неё. Являясь частью процесса управления он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятии решений.

Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости.

Главный бухгалтер и аппарат бухгалтерии осуществляют контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением платежей и финансовой дисциплины.

В условиях рыночной экономики возрастает роль специалистов бухгалтерской службы. В связи с этим должна быть улучшена их подготовка. Специалист по бухгалтерскому учету должен способствовать эффективному ведению хозяйства, уметь быстро и безошибочно ориентироваться в хозяйственной обстановке, понимать рыночную ситуацию и её тенденции.

В новых экономических условиях бухгалтерский учет на малых предприятиях должен быть более оперативным, нетрудоемким, обеспечивать экономное использование материальных ресурсов, сокращение издержек обращения, повышение рентабельности.

Выше были рассмотрены две формы бухгалтерского учета: журнально-ордерная и упрощенная. У каждой из этих форм бухгалтерского учета, применяемых на малых предприятиях, наблюдаются свои преимущества и недостатки.

Преимуществом журнально-ордерной формы является точность отражения данных в бухгалтерских регистрах. Положительными особенностями упрощенной формы учета являются: сокращенный план счетов, использование только одного учетного регистра синтетического и аналитического учета.

При наличии всех перечисленных преимуществ у обеих форм бухгалтерского учета существует единственный недостаток – трудоемкость документирования хозяйственных операций.

Чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средствам автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейших средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций. Созданные средства вычислительной техники и разработанные специальные методики регистрации первичной информации позволяют осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного документа.

Использование для автоматизации учетных работ ЭВМ обусловлено необходимостью внедрения автоматизированной формы учета, отвечающей эксплуатационным возможностям современной вычислительной техники и учитывающей новую технологию, порожденную этой техникой.

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более современных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Использование средств вычислительной техники дает возможность создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация (АРМ) бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования учетной информации в управлении малым предприятием. В настоящее время существует огромный выбор компьютерной техники и прикладных программ к ним, таких как "Инфо-бухгалтер", "1С Бухгалтерия", и др.

Важную роль в новых условиях хозяйствования играет оперативный учет и контроль выполнения плановых заданий по реализации прибыли. Одним из важнейших направлений совершенствования методики и технологии учета является учет информации по методу отклонений в хозяйственной практике. Развитие методологии бухгалтерского учета, улучшение его методики и организации, и, в конечном счете, повышение роли учета и контроля в совершенствовании хозяйственного механизма требует активизации научных исследований в этой области и широкого внедрения их результатов в практику работы малых предприятий.

В условиях рыночной экономики возникла проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным учетным стандартам. Организациям предложено ввести в учетную практику ряд международных учетных принципов: принцип начисления (по реализации продукции), принцип осторожности (создавать резервы сомнительных долгов) и др. Однако адаптация бухгалтерского учета России к международным учетным стандартам сопряжена с определенными трудностями и проблемами.

России предстоит сделать выбор между англо американо-голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского учета.

Первая ориентирована на потребности инвесторов и кредиторов, является гибкой и либеральной с точки зрения регламентации.

Вторая отличается большей регламентацией бухгалтерского учета на государственном уровне и зависит от банковского кредитования.

Очень важной проблемой для России является установление соотношения правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения.

России предстоит выбрать систему нормативных документов по регламентации бухгалтерского учета. В настоящее время 4-х уровневая система нормативных документов: первый - законодательный; второй уровень - стандартизации; третий - методические рекомендации; четвертый - рабочие документы по бухгалтерскому учету предприятий.

Резкое расширение бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики обуславливает необходимость выделять из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных финансовый и управленческий учет (для получения внутренней информации нужной для управления и производством и т. д.).

Использование англо-америко-голландской и континентальной систем бухгалтерского учета предусматривает высокий образовательный уровень как профессионалов так и всего населения. Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам предъявляет новые требования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету. Важное условие совершенствования бухгалтерского учета - обучение его основам всего населения. Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета и адаптации к международным стандартам - повышение механизации и автоматизации учета, а это и разработка программ регистрации и обработки бухгалтерских данных. Надо совершенствовать систему управления бухгалтерского учета, подразумевая участие в этом процессе и государственных (Минфин РФ) и общественных организаций (ассоциация бухгалтеров, аудиторов).

Адаптация зависит и от системы развития рыночных отношений в деятельности организаций. При недостаточной стабильности хозяйственных связей между организациями многие вынуждены создавать сверхнормативные запасы, что затрудняет оценку остатков запасов, а следовательно и оценку израсходованных материальных ресурсов. При существующей налоговой системе часть организаций сознательной искажают учетные данные влияющие на объем реализации, прибыли и следовательно налоги.

Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 “Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности” предусматривает осуществление комплекса мероприятий по трем направлениям:

- методологическое обеспечение реформы;

- реорганизация системы управления учетом;

- подготовка и переподготовка кадров.

Главная задача реформирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении заинтересованных пользователей объективной информацией о финансовом положении и результатах деятельности хозяйственных субъектов.

Сближению с международными рыночными стандартами бухгалтерского учета и отчетности нам мешает находящийся в начальной стадии развития фондовый рынок, отсутствие земельного рынка, без которого не может существовать нормальный рынок недвижимости, закрытая национальная валюта и не реформированные, доставшиеся в наследство от административной экономики механизмы ценообразования и налогообложения, юридическая неразрешенность вопросов текущего регулирования изменений величины собственного капитала (“разрешительный принцип” регистрации уставного капитала).

Намечено несколько направлений проведения реформирования бухгалтерского учета, которые можно объединить в три составные части программы: совершенствование системы нормированного регулирования системы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.

Первая часть - нормативное обеспечение.

В течение ближайших двух лет предстоит разработать большой комплекс документов, в первую очередь касается законодательной базы.

В области перехода на международные стандарты финансовой отчетности главная задача - разработка около 20 новых национальных стандартов и обновление ранее утвержденных, переработка плана счетов, параллельно с этим будет вестись работа по регистрации бухгалтерского учета.

Несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности в последние годы, все же имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

Вторая - становление профессии бухгалтера.

Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера - работа по аттестации, цель которой повышение квалификационного уровня специалистов (особенно в обществах, где обязателен аудит, это 60 тысяч акционерных обществ открытого типа в России).

Третья - учебно-методическая.

За два года подготовить новые программы и учебные пособия.

В России 4 уровня документов: законодательные, стандартные, методические указания и рабочие документы организации.

С принятием Решения Правительства РФ от 21 мая 1998 года предлагается разработать три группы стандартов, первая связана с бухгалтерской отчетностью. Главный для нас стандарт ПБУ/4, сейчас видятся возможности его совершенствования.

Большое значение придается стандарту по сводной бухгалтерской отчетности. Надо иметь новый стандарт.

Вторая группа стандартов связана с имуществом, обязательствами организации (доверительное управление имуществом, аренда основных средств, финансовые вложения).

Третья группа связана с финансовыми результатами. Два стандарта финансовых результатов (доходы, расходы) дают возможность подходить к их определению и учету. Должен быть стандарт по расчетам налогов. Чтобы наша профессия действительно была Профессией, каждый бухгалтер должен активно включаться в работу по реформированию бухгалтерского учета.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

 

Заключение

Управление экономикой в организациях различных форм собственности невозможно без существенного повышения роли бухгалтерского учета. В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность компании в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. Данные отчетности необходимы как внешним пользователям, так и сотрудникам организации, ее руководству для осуществления оперативного управления, а также для принятия решений стратегического характера.

Целью написания курсовой работы являлось изучение бухгалтерской отчетности, проведение аудиторской проверки и проведение анализа основных показателей отчетности предприятия, с целью выявления резервов их роста на материалах ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал».

Основной деятельностью ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» является производство реагента, хлеба и хлебобулочных изделий, в июне 2010 года будет сдан в эксплуатацию мини-цех по розливу безалкогольных напитков, работает станция технического обслуживания автомобилей.

Проведенный анализ экономических показателей за 2008-2009гг. показал, что все мероприятия по улучшению деятельности предприятия дают экономический эффект. В течение анализируемого периода организация получила прибыль от продаж в размере 613 тыс. руб., что равняется 11,8% выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль выросла на 276 тыс. руб. или на 81,9%.

    По сравнению с прошлым периодом в текущем году увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 2094 и 1818 тыс. руб. соответственно). Причем в процентном соотношении изменение выручки (+67,3%) опережает изменение расходов (+65,6%).

Итоговые показатели показывают, что предприятие работает рентабельно и получила хорошие финансовые результаты.    Однако следует отметить, что в 4 квартале 2009 года, в связи с отсутствием заказа, предприятие не могло отвечать по всем обязательствам (в основном по текущим).

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением. Работа бухгалтерии организована с учетом финансово - экономической деятельности предприятия и его подразделений.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет ответственность бухгалтер (главный бухгалтер). Требования бухгалтера (главного бухгалтера) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов соблюдаются следующие условия: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех материальных ценностей и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности на исследуемом предприятии предшествует значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов. До начала этой работы осуществляются все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» проводит инвентаризацию материальных ценностей, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливаются директором предприятия.

В бухгалтерскую отчетность включаются показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» представляет квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года в Федеральную службу по налогам и сборам.

Внутрихозяйственный контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности осуществляет руководитель и главный бухгалтер.

Бухгалтер правильно заносит данные в отчетность из главной книги и регистров синтетического учета.

Общее состояние бухгалтерского учета в ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» является хорошим, за все годы деятельности предприятия серьезных нарушений не было, что подтверждает сделанный вывод.

Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Агрофирма «Яльчикский крахмал» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2009г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2009г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

                                                                                                                 

 

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 15 мая 2001 г.)// Собрание Законодательства Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ//Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 212.

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от26.12.1995 г. № 208-ФЗ.

4. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  от 24.07.2007г. № 209-ФЗ

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено приказом Минфина РФ №34н от 29.07.1998г.

6. ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»: Утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008, № 106-н.

7. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»: Утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999, № 43-н.

8. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»: Утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001, № 44-н.

9. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: Утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001, № 26-н.

10. ПБУ 9/99 «Доходы организации»: Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999, № 32-н.

11. ПБУ 10/99 «Расходы организации»: Утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999, № 33-н.

12. ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов»: Утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007, № 153-н.

13. ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»: Утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008, № 107-н.

14. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»: Утв. Приказом Минфина РФ  от 19.11.2002 № 114.

15. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»: Утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002, № 126-н.

15.Андросов А.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / А.М.Андросов, Е.В. Викулова. – М.: Андросов, 2007. – 1020 с

 16.Анисимов Е.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Е.М.Анисимов, Е.В. Викулова. – М.: Андросов, 2007. – 1020 с.

17. Балабанов М.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / М.Т. Балабанов. - М: Финансы и статистика, 2005. – 412 с.

18. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. / Т.Б. Бердникова – М:. Инфра-М, 2006. – 380с.

19. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова, Н.Н. Хахонова. Изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 576с.

20. Белова О.А. Автоматизация бухгалтерского учета. Учет материалов в РС: Предприятие 8.0: Практическое пособие / О.А. Белова М.: Финансы и статистика, 2007. – 208 с.

21. Богатая И.Н. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / И.Н. Богатая, Н.Н. Хахонова – 4-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 859с.

22. Божко П.Г. Формирование фактической себестоимости материально-производственных запасов // «Бухгалтерский учет», № 7, 2009. С 24-26.

23. Булавина Л.Н. Бухгалтерский учет и аудит бухгалтерской отчетности: Учебное пособие для вузов / Л.Н. Булавина – М.: Финансы и статистика, 2007. – 144с.

24. Викторов П.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / П.П. Викторов – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2007 – 303с.

25. Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет финансовых результатов / Н.Д.Врублевский, Н.Ф.Крылов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 103с.

26. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии: На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Налогового кодекса РФ: Эффективное учебное и практическое пособие по бухгалтерскому учету. – 8-е изд., доп. и перераб. – М.: КноРус: Новомынск: Экор, 2007. – 797 с.

27. Доценко Е. Помощник бухгалтера – новый уровень консультационного сервиса // Компьютер в бух. учете и аудите. – 2009 г. - №4. – С. 63-65 

28. Иванова Н.В. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.В. Иванова – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2007 – 303с.

29. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет отечественная система и международные стандарты / П.И. Камышанов, И. В. Барсукова, И.М. Густеков. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2007. – 519 с.

30. Дрокина Н.В. Аудит финансовых результатов / ОН.В. Дрокина // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2009. - №16. – С.78-79

31. Ежек Д.Ю. Учет финансовых результатов и использования прибыли/ Д.Ю. Ежек // Российский налоговый курьер. – 2009 - №1-2 – С.42-45

32. Коваль Л.С. Международные стандарты и теория бухгалтерского учета: Учеб.-метод. Пособие. / Л.С. Коваль. – М.:Гелиос АРВ, 2007. – 144с.

33. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие для вузов / Н.П. Кондраков – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 718 с.

34. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н Галанина. – 4-е изд., переаб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 798 с.

35. Кувшинов М.С. Бухгалтерский учет. Экспресс-курс: учебное пособие / М.С. Кувшинов – М.: КноРУС, 2008. – 292с.

36. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Н.П.Любушин, В.Б.Лещеева, В.Г.Дьякова; Под ред. Н.П.Любушина.–М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2005. – 471 с.

37.  Макарьева В.И. Практические советы по применению ПБУ-1-ПБУ-21: В ред. приказа Минфина России от 30.03.2001 № 27н / В.И. Макарьева // Налоговый вестник. – 2008. – С. 335. Прил. № 3 к журналу «Налоговый вестник».

38. Макарьева В.И. Учет финансовых результатов // Налоговый вестник. – 2008. – С.235. Приложение № 1 к журналу «Налоговый вестник».

39. Никонова А. Материальные запасы в российском учете и МСФО. Наглядные сравнения // Главбух. – 2009. - №3. – С.77-82

40. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов / Б.В. Прыкин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 360 с.

41. Суглобов А.Е. Анализ доходов и расходов предприятий // «Консультант бухгалтера». - 2006 - №9.

42. Томило Н.Н. Условные факты хозяйственной деятельности: правила бухучета в 2008 году // «БУХ.1С». – 2009. - №3.

43. Сотникова Л.В. Учет прочих доходов и расходов // Бухгалтерский учет. – 2008. - №20 – С. 44-50

44. Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет и аудит: учебник / А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова – М.: Экономистъ, 2009 – 493с.

45. Феокистов И.А. Инвентаризация материальных ценностей перед составлением годовой бухгалтерской отчетности // Главбух. – 2009. - №1. – С.21-28

46. Ширкина Е.И. Учет прочих доходов и расходов // «Бухгалтерский учет». – 2009. - №10. – с.155

47. Шуремов Е.Л. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита. / Е.Л. Шуремов, Э.А. Умнова -М.: Перспектива, 2009.- 215с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: