Меры административного сдерживания

Меры административно-правового сдерживания появились относительно недавно в связи с необходимостью гибкого государственного регулирования экономических процессов. Если восстановление связано с дачей распоряжения об устранении допущенных нарушений и оказанием государством организационной помощи в указанных целях, то меры административного сдерживания заключаются в непредоставлении в будущем льготного статуса или прав-льгот, которыми ранее в индивидуальном порядке был наделен правонарушитель. Названные меры создают ситуацию самостимулирования деликвентов к устранению нарушений.

В отличие от мер ответственности административное сдерживание не связано с лишением реально принадлежащих прав или возложением запретов и обязанностей. Лицо лишается возможности получения преимуществ от государства.

Административно-правовое сдерживание проявляется в: отмене упрощенного (льготного) порядка осуществления деятельности; установлении дополнительных оснований и условий ее ведения; непринятии актов, позволяющих осуществлять деятельность; непредоставлении персонального государственного содействия; непредставлении к поощрению.

Отмена упрощенного (льготного) порядка осуществления отдельных видов деятельности, предоставленного конкретным лицам, применяется при условии, что такой режим был введен в порядке исключения и не являлся следствием его распространения в отношении любого и каждого лица.

В соответствии с Соглашением об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах льготный порядок перемещения товаров и транспортных средств представляет собой постоянно действующий, общегосударственный режим. Изменение такого порядка регулирования связано с изменением государственной политики, но не применением мер принуждения.

Установление дополнительных оснований и условий признания возможности осуществления отдельных видов деятельности, требующих получения управомочивающего акта от органов исполнительной власти, видимо, должно применяться в связи с наличием в деятельности субъекта стабильных показателей, позволяющих установить ограничения, сдерживающие его активность.

Применение таких мер, видимо, допускается к субъектам, в отношении которых состоялись акты правопризнания или разрешения, ибо они направлены на видоизменение социальной среды. Субъект, внесший изменения в документацию, послужившую основанием для выдачи заключения государственной экологической экспертизы, обязан вновь пройти процедуры его получения, а нарушивший условия заключения, привлекается к ответственности.

Устанавливаемые обязанности не должны носить характера ответственности.

Распоряжением Санкт-Петербургской таможни от 24 февраля 1994 г. введена система регистрации участников внешнеэкономической деятельности. Если они ранее совершали НТП, то в выдаваемом свидетельстве указывалось требование об оформлении через конкретные таможенные посты. Легального основания для установления такого режима нет. Подобными методами исправляются недостатки в деятельности надзорных органов, не справляющихся с поставленными задачами.

В указе Президента России "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ" от 21 ноября 1995 г., установившим проведение расчетов только через счета резидентов, заключивших сделки, в уполномоченных банках, подписавших паспорта сделок, ограничивающий режим, введен до заявления заинтересованным лицом о начале деятельности. Ограничения названные субъекты принимают добровольно.

Непредоставление ограниченных сроком действия актов, позволяющих осуществлять отдельные виды деятельности, следует применять за нарушение специальных правил их ведения при отсутствии оснований для аннулирования или отзыва, а также, если орган, их предоставивший, считает в дальнейшем нецелесообразным наделение лица возникающими на их основании полномочиями.

Представляется необходимым ввести основания для непредставления в будущем персонального государственного содействия: нецелевое использование предоставленных средств, их невозврат, неперечисление процентов, непредставление сведений о нуждаемости в средствах, их получение с нарушением установленного порядка, неоформление или неисполнение документов, опосредующих движение средств. Данные меры могут применяться в случае, когда неполучение средств не создает угрозу жизненно важным интересам их получателя.

Согласно письму ГУФК Минфина России от 4 октября 1995 г. предусмотрено направление уведомления на уменьшение финансирования. Оно применяется в 40 % случаев по отношению к предписаниям о взыскании бюджетных средств, но эффективность ее применения значительна, так как в 97 % случаев ранее не перечисленные денежные средства возвращаются в федеральный бюджет. Отрицательно, что названная мера введена на основании ненормативного акта, но результаты ее применения требуют скорейшей легализации.

Непредставление к поощрению часто является последствием примененных дисциплинарных взысканий, однако в качестве самостоятельной меры принуждения оно не рассматривалось.

Безусловно, данная принудительная мера должна применяться к лицам, выполняющим постоянные публичные обязанности: государственным служащим, субъектам-исполнителям публичных договоров (таможенным брокерам), отдельных административных актов-поручений (уполномоченным банкам). Деятельность названных лиц оценивается государством на предмет правомерности, наличия заслуг или упущений, и, вероятно, нет оснований непризнания публичных заслуг лиц, постоянно необязанных перед государством, ранее привлеченных к ответственности, но совершивших поступки, достойные поощрения.

Представляет сложность введение оснований для непредставления к поощрению. Если предположить, что оно должно являться следствием неправомерного поведения, то в отношении наказанного дважды применяются карательная санкция и лишение юридической возможности быть поощренным. Если предположить, что его основанием является отсутствие особого усердия, старательности, рвения при выполнении обязанностей, когда в деяниях других субъектов имеются позитивные показатели, то в этом случае такой психологический фактор не имеет принудительного характера, поскольку не связан с неправомерным поведением, а за обычную законосообразную деятельность поощрять не стоит.

Непредставление к поощрению выступает последствием такого неэффективного выполнения административных правил, которое выражено в отсутствии творческого, инициативного отношения к исполнению публично-правовых обязанностей. В частности, в отношении сотрудников оперативного состава данные меры могут применяться вследствие непринятия адекватных мер и усилий по раскрытию правонарушений, розыску совершивших их лиц. Деятельность, основанная на противоборстве сторон, исключает формальное исполнение служебных обязанностей, однако часто за неудовлетворительные результаты расследования применяют дисциплинарные взыскания, не взирая на характер проведенных мероприятий, хотя вполне обоснованным было бы непредставление к поощрению.

Итак, правильное использование метода принуждения органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. Создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Таким образом, подводя итог данного раздела, можно сказать, что административное принуждение – это предусмотренная нормами административного права система мер физического, психологического либо экономического воздействия на сознание, поведение правонарушителей, применяемая компетентными субъектами управления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

В основном меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.

 


Глава 2. Процессуальный порядок и тактика административного задержания

 

2.1 Правовые основания административного задержания и доставления граждан в орган внутренних дел

 

Законом РФ "О милиции" милиция, как правоохранительный орган государства, наделена широкими правами в целях обеспечения выполнения возложенных на нее обязанностей. Работникам милиции, в частности, предоставлено право доставлять в орган внутренних дел и осуществлять административное задержание лиц, совершивших административные правонарушения.

Доставление нарушителя - это правовое средство, состоящее в перемещении его с места совершения административного правонарушения в милицию.

Общая цель доставления - составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным.

В ряде случаев Закон предусматривает достижение и других целей доставления нарушителя. Например, при совершении правонарушений, связанных с посягательствами на охраняемые объекты, нарушитель может быть доставлен для пресечения правонарушений, установления его личности.

Для применения доставления лиц, совершивших некоторые виды административных правонарушений, Законом установлены дополнительные условия.

Поскольку удаленность места совершения правонарушения от дежурной части органа внутренних дел может быть самой различной, то Закон не устанавливает предельного срока доставления и ограничивается указанием на то, что оно должно быть произведено в возможно короткий срок.

При установлении обоснованности доставления граждан в дежурную часть оперативному дежурному необходимо учитывать, что:

- Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью.

- Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

- Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

- Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

- Зарегистрированный кандидат в депутаты органов местного самоуправления не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно - процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.

- Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

- Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, задержанный по подозрению совершения преступления или иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

- На мирового судью, присяжного и народного заседателей во время исполнения ими своих обязанностей в суде также распространяются гарантии неприкосновенности судьи.

- Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя органов прокуратуры, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

- Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

- Обладает неприкосновенностью иностранный гражданин, пользующийся иммунитетом в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и члены его семьи.

В случае доставления в дежурную часть вышеперечисленных лиц, личность которых не могла быть известна до их доставления, после установления личности доставленного и невозможности его задержания, последний немедленно освобождается, о чем в Книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел производится соответствующая запись. О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника органа внутренних дел, информируется дежурная часть вышестоящего органа внутренних дел и прокурор.

При доставлении за правонарушения военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел оперативный дежурный обязан после выяснения оснований доставления, установления личности и места службы сообщить командиру части (военному коменданту), начальнику органа внутренних дел, а также передать задержанных и имеющиеся на них материалы прибывшим представителям.

Доставление лица, совершившего административное правонарушение, рассматривается как мера пресечения противоправных действий, и с этого момента начинается исчисление срока административного задержания, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Под административным задержанием понимается принудительное, как правило кратковременное, ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение.

Административное задержание — неотложное действие компетентных должностных лиц, обеспечивающее эффективность борьбы с административными правонарушениями.

В соответствии с законодательством административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Административное задержание может иметь место только при наличии правонарушения. Исключение составляет административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих.

Задержание в административном порядке в органах внутренних дел правомочны осуществлять: начальник ОВД (милиции), его заместитель, дежурный по органу внутренних дел. Они имеют право производить задержание по всем делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к юрисдикции органов внутренних дел, а также в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Принимая решение о задержании правонарушителя, оперативный дежурный должен строго руководствоваться законодательством и помнить о том, что он обязан выяснить, нет ли обстоятельств, могущих привести к тяжким последствиям в связи с задержанием правонарушителя (остановке процесса производства, размораживанию системы отопления, расхищению материальных ценностей, оставлению малолетних детей и лиц, нуждающихся в постоянном уходе, в обстановке, угрожающей их жизни, и т. п.). При наличии указанных обстоятельств оперативный дежурный обязан принять необходимые меры по предотвращению тяжких последствий.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

— сведения о задержанном лице;

— время, место и мотивы задержания.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа последнего от подписания протокола об этом делается запись. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или иных его законных представителей обязательно.

Всем задержанным, оперативный дежурный должен разъяснить их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.

По общему правилу административное задержание может длиться не более трех часов. Однако в связи с особой необходимостью законодательством устанавливаются и иные сроки. Например, лица, совершившие мелкое хулиганство, могут быть задержаны на срок, необходимый для рассмотрения дела, но не более чем на 48 часов.

В целях:

— недопущения самовольного ухода из здания органа внутренних дел;

— предотвращения нападения на лиц суточного наряда, других работников и граждан, находящихся в помещении;

— устранения возможности сокрытия ими вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;

— исключения возможности совершения этими лицами самоубийства или членовредительства, за поведением доставленных и задержанных в обязательном порядке обеспечивается постоянное наблюдение.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого в ОВД помещениях, либо в специальных учреждениях, созданных в установленном порядке, исключающих возможность их самовольного оставления и отвечающих санитарным требованиям.

В случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения осуществляется личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, осуществление рассматриваемых мер допустимо при отсутствии понятых. Закон также предусматривает возможность в случае необходимости применение фото- и киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств, о чем в в обязательном порядке делается запись в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице. В случае необходимости, у задержанного изымаются вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные либо на месте совершения правонарушения, либо при осуществлении личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Изъятие вещей и документов в обязательном порядке должно осуществляется в присутствии двух понятых.


2.2 Организация разбирательства с лицами, доставленными в дежурную часть за совершение административных правонарушений

 

Обязанности дежурной смены по разбирательству с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, урегулированы Наставлением по организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. № 174 дсп "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации" и административным законодательством. Разбирательство с лицом, доставленным в дежурную часть за административное правонарушение, осуществляется оперативным дежурным или по поручению начальника органа (его заместителя) другим сотрудником отдела (отделения) обеспечения охраны общественного порядка, участковым (старшим участковым) уполномоченным милиции, сотрудником отдела (отделения) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, отдела (отделения) ГИБДД и т. д. Законодательством не установлены конкретные сроки разбирательства с доставленными, но в соответствии с Наставлением по организации деятельности дежурных частей оно должно производиться, как правило, незамедлительно. В случае, если в дежурной части находятся несколько лиц, совершивших административные правонарушения, и приступить к разбирательству незамедлительно не представляется возможным, то оно проводится в порядке очередности доставления. Кроме того, оперативный дежурный должен помнить о том, что разбирательство не должно превышать сроки административного задержания.

При разбирательстве с правонарушителем, доставленным в дежурную часть сотрудниками милиции или гражданами, оперативный дежурный обязан:

1. Принять от сотрудника, доставившего правонарушителя, протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (письменный рапорт), а при доставлении гражданами — заявление. При подготовке протокола о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (письменного рапорта) или написании заявления дежурный должен обратить их внимание на то, чтобы в этом документе были четко изложены обстоятельства правонарушения, а также данные о правонарушителе, потерпевших и свидетелях (при их наличии).

2. Установить личность доставленного, его физическое состояние. Во всех случаях разбирательства с правонарушителем оперативный дежурный обязан точно установить его личность путем проверки имеющихся у задержанного документов, по адресному бюро, через отдел кадров предприятия, администрацию учреждения, по месту работы или учебы, ЖЭУ, а также родных и знакомых. Кроме того, он может быть лично знаком оперативному дежурному или другим сотрудникам ОВД, а также доставившим его гражданам. О том, каким образом установлена личность правонарушителя, оперативный дежурный обязан сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении.

Очень важным моментом в процессе разбирательства является установление физического состояния доставленного (опьянение, травмы, недомогание и т. д.). При доставлении в дежурную часть больных, которые по состоянию здоровья не могут сообщать о себе сведения, а также граждан, имеющих телесные повреждения либо обморожения, или в процессе разбирательства от них поступило заявление об ухудшении состояния здоровья, а равно было покушение на самоубийство или причинение себе телесных повреждений, оперативный дежурный обязан вызвать скорую помощь, обеспечить за ними постоянное наблюдение и доложить о случившемся руководителю органа внутренних дел и в выше стоящую дежурную часть. Решение о дальнейшем содержании и разбирательстве оперативный дежурный принимает в зависимости от заключения врача и указания руководителя ОВД. При скоропостижной смерти или самоубийстве доставленного оперативный дежурный обязан: вызвать скорую медицинскую помощь, доложить руководителю ОВД и в вышестоящую дежурную часть, проинформировать прокурора, принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия до прибытия лица, которому поручено расследование.

3. Установить личность свидетелей и потерпевших, организовать получение от них объяснений по существу правонарушения, совершенного доставленным. В практике нередки случаи, когда очевидцы правонарушения, не желая давать объективные показания, называют себя вымышленными именами и дают недостоверные сведения о месте жительства. В то же время их показания являются основными источниками доказательства по делу об административных правонарушениях, и может возникнуть необходимость в их присутствии во время принятия решения о назначении взыскания либо освобождения от административной ответственности.

4. Зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел. В книгу заносятся в обязательном порядке все без исключения лица, доставленные в дежурную часть независимо от вида и степени опасности правонарушения, срока пребывания правонарушителя в ОВД и принятого в отношении его решения. Заполнение всех граф обязательно. В случае доставления несовершеннолетних в графе "год и место рождения" проставляется дата, месяц, год рождения.

5. Выяснить наличие состава административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях.

6. Следует помнить о том, что крайняя необходимость (Статья 2.7 КоАП РФ), невменяемость (статья 2.8. КоАП РФ) означают, отсутствие административного правонарушения и потому исключают административную ответственность. Кроме того, производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато при недостижении лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста и при других обстоятельствах, указанных в статье 2.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Произвести личный досмотр и досмотр вещей в случаях, предусмотренных законом. Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании лица либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др. Досмотр должен производиться тщательно, профессионально грамотно, лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении, исключающем доступ посторонних лиц и отвечающем правилам санитарии и гигиены. При этом следует обеспечить безопасность и здоровье досматриваемого, его личное достоинство, сохранность сведений, компрометирующих досматриваемого, полученных при производстве досмотра. О проведенном досмотре составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании или в протоколе об административном правонарушении.

8. Изъять вещи и документы в предусмотренных законом случаях. Оперативным дежурным изымаются вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей. Факт изъятия оформляется протоколом либо о нем делается соответствующая запись в протоколах об административном задержании, о досмотре вещей и документов либо в протоколе об административном правонарушении.

9. Составить протокол об административном правонарушении, в котором указываются: где, когда и кто его составил, заносятся сведения о личности нарушителя, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства и работы; должность и размер заработанной платы; семейное положение; количество лиц, находящихся на иждивении нарушителя; наличие детей в возрасте до 12 лет, а также данные о привлечении его ранее к административной ответственности и о судимости). Существо правонарушения необходимо описать так, чтобы четко прослеживалось: где, в какое время оно было совершено и в каких действиях (бездействиях) выразилось. Предусматривается указание в протоколе фамилий и адресов свидетелей и потерпевших, если они имеются. В качестве нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение, указывается соответствующая статья Кодекса или иного нормативного акта, содержащего такую ответственность, но не включенного еще в установленном порядке в Кодекс. Кроме перечисленных сведений в протоколе могут быть отражены и другие данные, имеющие значение для разрешения отдельных категорий дел, например стоимость похищенного имущества с участием несовершеннолетних, сумма причиненного материального ущерба и т. д. Лицо, совершившее административное правонарушение, может внести в протокол собственноручное объяснение или замечания по существу содержания протокола, мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе.

10. Составить протокол об административном задержании.

В зависимости от вида административного проступка и категории граждан существуют некоторые особенности разбирательства с доставленными и задержанными за правонарушения. Например, при доставлении в дежурную часть лица, задержанного за управление транспортным средством в состоянии опьянения, оперативный дежурный после выполнения общих требований, предъявляемых к разбирательству, обязан:

— обеспечить подтверждение состояния алкогольного опьянения, которое может быть подтверждено одним из следующих документов: актом медицинского освидетельствования в специализированных кабинетах наркологических диспансеров врачами — психиатрами-наркологами, или в определяемых органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях, или в передвижных специализированных медицинских автолабораториях врачами — психиатрами-наркологами, невропатологами, а также специально подготовленными врачами других специальностей, составленными в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения и социального развития России; актом медвытрезвителя о принятии на вытрезвление лица, находящегося в состоянии опьянения; протоколом освидетельствования; протоколом о нарушении Правил дорожного движения и уклонении водителя от освидетельствования с указанием признаков опьянения и действий водителя;

— в установленном порядке изъять до рассмотрения материала удостоверение на право управления транспортным средством, о чем сделать запись в протоколе об административном правонарушении;

— обеспечить сохранность транспортного средства и находящегося в нем груза. Транспортное средство помещается на специальную охраняемую стоянку до устранения причины задержания.

 


Заключение

 

В системе отраслей российского законодательства важная роль принадлежит административному законодательству. Административное законодательство есть отрасль российского законодательства, регулирующие отношения, возникающие в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.

Исполнительная деятельность представляет собой претворение в жизнь требований российских законов и других нормативных актов, принимаемых органами государственной власти. Распорядительная же деятельность органов управления заключается в издании административно-правовых актов, обеспечиваемых в необходимых случаях мерами государственного принуждения.

Правильное использование метода принуждения органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. Создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Несомненно, законодательством органы власти наделены достаточно широкими полномочиями в области принуждения, что не исключает и нарушения допускаемые уполномоченными органами, осуществляющих государственное управление. В свези с этой проблемой законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан, организаций чьи права и интересы были нарушены. Согласно закону РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года, каждый гражданин имеет право обратится с жалобой в суд, если считает что его права были нарушены неправомерными действиями или решениями органов управления. К ним закон относит: нарушены права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

Законом определяется следующий порядок подачи жалоб, либо непосредственно в суд, либо вышестоящему государственному органу, лицу. Это даёт право выбора гражданину, чьи права были нарушены. Жалоба может быть как в письменной, так и в устной форме, её может подать как само лицо, так и уполномоченное. Приняв жалобу, суд или вышестоящее звено по общему правилу приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения.

Сроки подачи жалобы в суд согласно закону: 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, месяц со дня получения письменного отказа выше стоящего органа, а сроки обжалования постановления согласно КоАП – 10 дней со дня вынесения постановления.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом или правомочным лицом.

Общий срок рассмотрения жалобы вышестоящего органа один месяц Специальный срок - 15 дней (в без отлагательных случаях). Срок рассмотрения жалоб военнослужащих и членов их семей общий 15 дней, специальный 7 дней со дня поступления жалобы или заявления.

Жалоба в суде рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы в суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признаёт обжалуемое действие или решение незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применённые к нему меры ответственности либо иным путём восстанавливает его нарушенные права и свободы. А также согласно ст.7 закона гражданин имеет право на возмещение понесённым им убытков и морального вреда, который возмещается в порядке установленным ГК РФ. Если обжалованные действия или решение признаются законными, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Следует отметить, что судебное рассмотрение облагается государственной пошлиной, в установленном размере. Однако суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить её размер. Судебные издержки в конечном итоге возлагается на проигравшую в суде сторону. (Однако государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины, согласно ст.5 ФЗ "О государственной пошлине".) Что является отличительным моментом от рассмотрения жалобы вышестоящего органа управления. Который должен рассмотреть жалобу в срок один месяц. Практика показывает, что судебное рассмотрение является более правильным в отличие от рассмотрения жалобы вышестоящего органа.

Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому. Чтобы обеспечить: правомерность поведения участников управленческих отношений; функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания; существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Единое по своей природе государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений, которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения. Административное принуждение самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.

В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы: меры административного принуждения, меры административного пресечения и меры административного взыскания.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что административное принуждение – это предусмотренная нормами административного права система мер физического, психологического либо экономического воздействия на сознание, поведение правонарушителей, применяемая компетентными субъектами управления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности. В основном меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности. Проблема административной ответственности, безусловно, является актуальной в настоящее время в России. До сих пор не принято четкое определение административной ответственности, также не полностью раскрыты принципы и методы реализации ответственности, сущность ответственности не только граждан перед государством, но и государства перед гражданами. Особо следует сказать о проблемах, связанных с определением ответственности юридических лиц. Множество коммерческих предприятий не имеют, в отличие от государственных, четкой структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений. Поэтому следует сделать еще многое для улучшения системы норм права, связанных с ответственностью. Однако, несомненно, принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) явилось решительным шагом на пути по упорядочению российского законодательства об административных правонарушениях в современных российских условиях, в переходный для страны период. А приведение в ближайшем будущем в стройную систему норм права, касающихся совершенства ответственности за правонарушения в различных сферах деятельности, несомненно, облегчит задачу правоохранительных и правоприменительных органов и будет способствовать стабилизации правовой структуры страны.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации / Российская газета от 25.12.93 №237

2. Федеральный закон РФ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. // "Собрание законодательства РФ", 2002, № 1 ч. 1. ст. 2

3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, № 50 ст. 4855

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ, № 3, 2003

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 ч. 1 ст. 1

6. Агапов А.Б. Административная ответственность. – М.: Юристъ, 2000.

7. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к кодексу РФ "Об административных правонарушениях", расширенный, с использованием материалов судебной практики. 2-е издание, испр. и доп.в томах – М.: Статус, 2005.

8. Административная ответственность // Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. - М.: Юридическая литература, 2001.

9. Административное право РФ, в 2-х томах: Учебник. / Под ред. Л.В. Иногаловой-Хегат. – М.:Юристъ, 2005.

10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2003.

11. Атаманчук Г.В. Государственное управление: Организационно-функцио-нальные вопросы. – М.: Статус, 2000.

12. Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. — М.: Норма, 2006.

13. Бахрах Д.Н. Административное право. – М.: Норма, 2000.

14. Бачило И. Л., Гандилов Т. М., Гришковец А. А., Милюхин И. С., Пучкова М. В., Розенбаум Ю. А., Салищева Н.., Сергиенко Л. А., Тиновицкая Ю. И., Фомина С. В., Хаманева Н. Ю. Словарь административного права. – М.: Логос, 1999.

15. Ведель Ж. Административное право Франции. – М.: Наука, 1993.

16. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. – М.: Юридическая литература, 2005.

17. Виговский Е.В. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности. –М.: Главная книга, 2002.

18. Виговский Е.В. Субъекты административных правоотношений // Трудовое право – 2003 - № 5 – с.11-24.

19. Габричидзе Б.М. Чернявский А.Г. Административное право РФ: Учебник для вузов. –М.: Дело и Сервис, 2004.

20. Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. – М.: Дашковы и К, 2001.

21. Горбачев А. И. Теория и организация государственной службы. – М.: Логос, 2001.

22. Горшенев В. М. Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2003.

23. Дугенец А.С. Административный арест // Российский следователь – 2004 - № 2 – с.12-36.

24. Женетль С.З. // несогласованность некоторых норм в новых законах // Арбитражный и гражданский процесс. – 2005 - № 4 –с.21-39.

25. Збанацкий О. Об административных противоречиях. // ЭЖ-Юрист – 2004 - № 13 – с. 9-23.

26. Козлов Ю.М. Административное право. – М.: Юрист, 2001.

27. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. – М.: Юридическая литература, 2002.

28. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. – М.: Юридическая литература, 2004.

29. Несмеянова С.Э. К вопросу о конституционной ответственности // Конституционное и муниципальное право. – 2004 - № 4 – с.31-50.

30. Осинцев Д.В. Административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях (конспект лекций, схемы по предмету). УрАГС, 2001.

31. Осинцев Д.В. Административное право (конспект лекций и схемы по предмету). УрАГС, 2005.

32. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия. –Екатеринбург: УрАГС, 2001.

33. Осинцев Д.В. Нормативно-правовые основы деятельности государственной и муниципальной администрации (конспект лекций и схемы по предмету). УрАГС, 2001.

34. Осинцев Д.В. Система органов исполнительной власти в РФ (учебно-методическое пособие). УрАГС, 2002.

35. Россинский Б. В. Административное право. Вопросы и ответы. – М.: Наука, 2003.

36. Россинский Б. В. Административное право. Словарь-справочник. – М., 2000.

37. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. – М.: Юринформцентр, 2003.

 


Приложение №1

 

Об утверждении положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц

 

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627

В соответствии со статьей 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

2. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим право осуществлять административное задержание, обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных утвержденным настоящим постановлением Положением, за счет средств, выделяемых на текущее содержание указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Утверждено

Постановление Правительства

Российской Федерации

от 15 октября 2003 г. № 627

 

Положение

об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

1. Настоящее Положение определяет порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - задержанные лица).

2. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения).

3. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

4. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме N 3 суточного довольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1992 г. № 935 "Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

5. Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц.

6. Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица.

Об осуществлении указанных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе административного задержания.

Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду скорой помощи или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

Старший медицинский работник бригады скорой помощи или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют "Карту вызова", форма которой утверждается в установленном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7. В специальном помещении раздельно размещаются:

а) лица мужского пола и женского пола;

б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

8. Запрещается размещать в специальных помещениях:

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как "состояние средней тяжести" или "тяжелое";

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

9. Задержанные лица, указанные в подпунктах "а-в" пункта 8 настоящего Положения, не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из государственного или муниципального учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица.

10. За поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение.

11. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

12. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение.

13. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже + 18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.

14. Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам - в том числе протезы или костыли.

15. Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

16. Передаваемые задержанным лицам предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания проверяются и принимаются должностным лицом органа, в ведении которого находится специальное помещение, а также предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением должностных лиц органа, в ведении которого находится специальное помещение. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему.

17. Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

18. При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

19. При убытии задержанных лиц с инфекционными заболеваниями (в том числе туберкулезом) производится заключительная дезинфекция специальных помещений, где они содержались.

 


Приложение №2

 

Примерная форма протокола о доставлении

 


 

Образец заполнения протокола о доставлении

 


 


Примерная форма протокола об административном задержании

 


 


 


Образец заполнения протокола об административном задержании

 


административный пресечение задержание дежурный часть

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: