Тестовые задания по социологии для
«Общественное здравоохранение», «Фармация»,
«Сестринское дело», «Медико-профилактическое дело», «Технология фармацевтического дела».
~ Французский мыслитель вместе с А. Сен-Симоном поставивший задачу создания новой науки об обществе:
| О. Конт+
| Р. Оуэн
| Ж.-Ж.Руссо
| Ш. Фурье
| Монтескье
~ Представитель социологической науки, русско-американский социолог:
| П. Сорокин+
| Т. Парсонс
| Е. де Роберт
| М Ковалевский
| Радугин
~ Автор труда «О разделении общественного труда»:
| Э. Дюркгейм+
| М. Вебер
| Т. Парсонс
| П. Сорокин
| К. Маркс
~ С биологическим организмом, каждый орган которого выполняет определенные функции, сравнивал общество:
| Г. Спенсер+
| Э. Дюркгейм
| Т. Парсонс
| М. Вебер
| К. Маркс
~ В ориентированных друг на друга социальных действиях видел первооснову общества:
| М. Вебер +
| Э. Дюркгейм
| Т. Парсонс
| Г. Спенсер
| К. Маркс
~ Резкое возрастание роли знания и информации характерно для… общества.
| постиндустриального +
|
|
| индустриального
| доисторических
| традиционного
| патриархально-феодального
~ Элементы культуры, имеющие место во всех культурах:
| культурные универсалии+
| культурный пег
| социальные нормы
| социальные ценности
| традиции и обычаи
~ Культура отдельных социальных групп, слоев, общностей:
| субкультура+
| народная культура
| массовая культура
| элитарная культура
| контркультура
~ Зависимость между людьми, реализованная через социальное действие,- это:
| социальная связь+
| социальная общность
| социальный процесс
| социальный факт
| социальная жизнь
~ Покупка пассажиром газеты в привокзальном киоске является приемом социального контакта:
| обмена+
| заинтересованности
| пространственного
| общения
| делового
~ Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно обосновал в социологии:
| М. Вебер +
| Э. Дюркгейм
| О. Конт
| Т. Парсонс
| П. Сорокин
~ Понятие социальной структуры связано с рассмотрением общества как социальной:
|системы+
| реальности
| общности
| группы
| подсистемы
~ Формулировка «Модель устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению социальной:
|структуры+
| общности
| группы
| статуса
| роли
~ Социальная система характеризуется:
|социальной структурой+
| социальным статусом
| социальной сплоченностью
| социальным конфликтом
| социальной ролью
~ Социальная структура характеризуется:
|горизонтальной и вертикальной упорядоченностью+
| вертикальной упорядоченностью
| горизонтальной упорядоченностью
| отсутствием упорядоченности
| бессистемностью
~ Отражением уровня экономического развития общества выступает … структура.
|
|
| социально-классовая+
| социально-демографическая
| социально-конфессиональная
| социально-этническая
| социально-территориальная
~ Лидерство выступает проявлением:
| групповой динамики+
| социализации личности
| социальной стратификации
| социальной мобильности
| социальной маргинальности
~ Первичные социальные группы характеризуются… особенностями.
| эмоционально-психологическими+
| профессионально-квалификационными
| социально-экономическими
| возрастными
| социально-политическими
~ Престиж конкретных специальностей и учебных заведений влияет на формирование… структуры общества.
| социально-профессиональной +
| социально-конфессиональной
| социально-демографической
| социально-этнической
| социально-политическая
~ Наука относится к институтам:
| культуры+
| политическим
| правовым
| экономическим
| религиозным
~ Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:
| М. Вебер+
| Т. Веблен
| Р. Мертон
| Т. Парсонс
| Н. Луман
~ Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:
| М. Вебер+
| Т. Веблен
| Р. Мертон
| Т. Парсонс
| Э. Дюргейм
~ Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:
| проявлении индивидуальных личностных качеств+
| повышения в должностной иерархии
| вступления в профсоюзную организацию
| успешной сдачи служебной аттестации
| вступление в какую-либо политическую партию
~ Форма организации семьи, состоящей из родителей и их детей:
| нуклеарная+
| клановая
| расширенная
| родственная
| патриархальная
~ Форма брака, основанная на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы:
| экзогамия+
| полигамия
| моногамия
| эндогамия
| промискуитет
~ Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания:
| фундаментальное+
| пилотажное
| прикладное
| аналитическое
~ Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т. д.:
| пилотажное+
| аналитическое
| прикладное
| фундаментальное
~ Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации:
| полевое+
| оперативное
| аналитическое
| сплошное
| выборочное
~ Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа:
| открытый+
| контактный
| закрытый
| сложный
~ Социальный статус:
| конкретное место, позиция индивида в социальной системе+
| общественные указания
| описание типа поведения
| совокупность индивидуальных действий
| совокупность социальных отношений в социальной системе
~ Социальная структура:
| устойчивая связь элементов в социальной системе+
| совокупность социальных явлений и процессов
| целостная совокупность индивидов
| набор элементов социальной системы
| структура семейных отношений
~ Социальная стратификация:
| понятие, определяющее формы социального неравенства+
| процесс перехода индивидов из одной общности в другую
| понятие, характеризующее положение женщин
| процесс расслоения и обнищания
| процесс переселения
~ Поведение людей определяется:
| статусом и социальной ролью+
| национальной принадлежностью
| индивидуальными качествами
| материальным достатком
| темпераментом и привычками
~ "Харизма":
| природное свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в
их сверхчеловеческие способности+
| термин, означающий способ получения данных, при котором переменные
контролируются для установления причинно-следственных связей
| утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений
|
|
и гипотез
| система норм и ценностей
| религиозная организация
~ Эгалитарная семейная система - это система в которой власть:
| распределяется почти в равной мере междумужем и женой+
| принадлежит мужу
| принадлежит жене
| принадлежит старшему поколению
| принадлежит всем членам семьи
~ Экзогамия - правила, требующие чтобы:
| люди заключали браки с теми, кто не входит в определенные группы+
| люди заключали браки внутри определенных групп
| приняли обет безбрачия
| соблюдали обычаи и традиции
| молодожены жили с родителями
~ Термин мафия исследуется:
| социологией+
| экономической теорией
| психологией
| основы педагогикой
| философией
~ Древний социальный институт:
| семьи и брака+
| государство
| политика
| партия
| образование
~ В основе деления общества на классы лежит:
| собственность+
| престиж
| власть
| этические нормы
| традиции
~ Термин «институт» переводится с… языка.
| латинского+
| греческого
| арабского
| французского
| английского
~ Понятие «страта» означает:
| слой+
| диспозиция
| группа
| класс
| ориентация
~ Касты в Индии:
| брахманы, кшатрии, вайшья, шудры+
| брахманы, раджи, вайшья, шудры
| брахманы, кшатрии, шудры
| брахманы, кшатрии, вайшья,
| раджи, кшатрии, вайшья, шудры
~ Термин, введенный Вебером:
| легитимность+
| авторитет
| прогнозирование
| технократия
| демократия
~ Формы стратификации, выделенные П.Сорокиным:
| горизонтальная, вертикальная+
| этическая, классовая, партийная
| экономическая, классовая, профессиональная
| профессиональная, классовая
| экономическая, политическая, профессиональная
~ Анкета начинается с:
| обращения к респонденту+
| со сложных вопросов
| правила воронки
| вопросов, требующих анализа
| "паспортички"
~ В конце анкеты находится:
| паспортичка+
| обращение к респонденту
| сложные вопросы
| гипотеза
|задачи исследования
~ Беседа, основанная на личном контакте социолога с респондентом:
| интервью+
| экспертный опрос
| социометрический опрос
| анализ документов
| экспертный метод
|
|
~ Наука о населении:
| демография+
| дедукция
| социология семьи
| макросоциология
| экология
~ Основатель теории «человеческих отношений»:
| Мейо Э.+
| Тойнби А.
| Мах Э.
| Шилз Э.
| Шумпетер Й.
~ Социология – это наука:
| об обществе и общественных отношениях+
| о закономерностях, возникновении и развитии политических явлений
| о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
| об общих специфических закономерностях демографического развития
| о строении общества и поведении людей в нем
~ Объект социологии:
| социум, т.е. общество как целостная система и процессы, происходящие в нем+
| экономические и социальные процессы, происходящие в обществе
| социальная реальность
| поведение людей в обществе в зависимости от их социальной принадлежности
| объективная реальность, данная нам в ощущениях
~ Девиантное поведение:
| общее отклонение+
| преступление
| уклонение от законов
| сознательное игнорирование закона
| отклонение от социального стандарта
~ Подражание тому, как ведут себя в обществе другие люди:
| правовой конформизм+
| правовая активность
| правовой нигилизм
| правовое сознание
| правовое поведение
~ Важное средство, побуждающее человека действовать в желательном для общества направлении:
| принуждение+
| наказание
| социальный контроль
| убеждения
| разъяснения
~ Бродяжничество, наркомания, организованная преступность:
| типы организаций повседневной жизни+
| стиль жизни
| переходной образ жизни
| образ поведения
| мировоззрение
~ С качеством жизни в современных условиях связывают:
| ориентирование на постоянное творчество в своей жизни+
| уровень профессиональной подготовки
| патриотизм
| семейные отношения
| активную политическую позицию человека
~Девиантное поведение представляет:
| массовые формы деятельности, не соответствующие официально установленным или физически сложившимся нормам+
| противоречие общественного развития
| противоречие между физическим и умственным трудом
| неполную адаптацию развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования
| цепь случайных событий
~Главная причина девиантного поведения:
| экономические отношения+
| политические отношения
| социальные отношения
| семейные отношения
| ненормативные отношения
~ Внутренние конфликты определяются:
| противоречивостью индивидуального морального сознания+
| расхождением ценностных ориентаций
| столкновением различных моральных систем
| различием в нравственных позициях людей
| несовпадением уровней личной культуры людей
~ Равнодушие, грубость, высокомерие, жестокость, как типологическая группа отклоняющегося поведения это:
| нарушение гуманистических принципов в отношениях между людьми+
| нарушение принципов морали
| нарушение формирования общественного сознания
| великодержавный шовинизм
| религиозные предрассудки
~ Крайняя степень отклоняющегося поведения:
| преступность+
| наркомания
| бродяжничество
| алкоголизм
| токсикомания
~Особый вид регуляции социальной жизни, имеющий целью сохранение целостности общества:
| политика+
| власть
| семья
| идеология
| государство
~ Содержание политики как особого рода социальных регуляций заключается в:
| согласовании интересов различных групп, выработке правил и норм, осуществлении контроля за их выполнением+
| снижении риска производителя
| ориентировании на потребителей
| авторитете руководителей и их исключительном праве на осуществление функций руководства
| разрушении примитивного общества
~ Своеобразие политики как особого вида социального воздействия обусловлено:
| властью+
| конкуренцией
| принуждением
| коррупцией
| компромиссом
~ Основной политический институт власти:
| государство+
| общество
| общность
| класс
| нация
~ Политика — это вид социального взаимодействия, характеризующийся своим изначальным:
| неравенством+
| равенством
| паритетом
| господством
| принуждением
~ Пространство, в рамках которого протекает политика:
| политическая сфера+
| государство
| идеологическая сфера
| экономическая сфера
| социальная сфера
~ О приоритете политики над экономикой в 60-х годах ХІХ века вывод сделал:
| Р. Арон+
| К. Маркс
| Ф. Энгельс
| Э. Дюркгейм
| Д. Истой
~ Исходные элементы политической системы:
| политические роли, отношения, связи+
| конкретные индивиды
| общество в целом
| социальные общности
| политические цели
~ Понимание учения как «усвоения знаний» заложены психологом:
| С. Рубинштейном+
| Д. Лихачевым
| Д. Карнеги
| А. Леонтьевым
| Л. Выготским
~ Ассимиляция и аккомодация по мысли Ж. Пиаже — это форма усвоения:
| опыта в учении+
| знаний
| умении
| навыки
| жизненных установок
~ Концепция, в основе которой лежит подход к учению как к деятельному усвоению культуры, заложена:
| Л. Выготским+
| А. Леонтьевым
| Ж. Пиаже
| К Бернаром
| В. Лениным
~ Система институтов образования:
| семья, школа, учреждения культуры, СМИ+
| семья, наука, производственное предприятие
| семья, вуз, рынок
| профтехучилище, наука
| школа, семья, фабрика (завод)
~ Престиж образования определяется:
| признанием значимости знаний обществом+
| уровнем материального вознаграждения
| уровнем морального удовлетворения
| материальным обеспечением образования
| бесплатностью, всеобщностью образования
~ Образование осуществляет функцию:
| социальной мобильности+
| социальной защищенности
| генератора культурного достояния общества
| хранителя культурного достояния общества
| все вышеперечисленное
~ Семья как социальный институт возникла в период:
| первобытнообщинного строя+
| образования государства
| складывания нации
| складывания народности
| феодального строя
~ Основная функция семьи:
| репродуктивная+
| производственная
| воспитательная
| хозяйственная
| моральная ответственность
~ Для большинства городских семей характерно наличие:
| двух детей +
| двух-трех детей
| одного ребенка
| отсутствие детей
| менее трех детей
~ Социологические исследования семейно-брачных отношений в
СССР проводились под руководством:
| И. Кона+
| А. Сахарова
| Д. Лихачева
| Т. Заславской
| В. Староверова
~ Духовно-нравственные основы личности ребенка определяются:
| образом жизни, поведение и дисциплина взрослых+
| зависимостью от взрослых
| авторитетом силы взрослых
| страхом
| физиологической предрасположенностью
~ Главная причина разводов:
| несходство характеров+
| материальные трудности
| неуважение к друг другу
| пьянство
| отсутствие детей в семье
~ Основной институт общества:
| семья+
| адвокатура
| собственность
| власть
| образование
~ Признак современного общества это … семья.
| нуклеарная +
| пуналуальная
| парная
| неполная
| патриархальная
~ Первый запрет в человеческом обществе:
| кровосмешения+
| посягательства на личную собственность
| посягательства на частную собственность
| посягательства на общую собственность
| посягательства на человеческую жизнь
~ Первобытное общество состояло из:
| локальных родственных групп+
| патриархальных групп
| неродственных групп
| территориальных групп
| семей
~ Властные отношения проявляются в деятельности:
| государства+
| семьи
| общества
| нации
| племени
~Проведение политики есть призвание:
| государства+
| народа
| политических партий
| общественных организаций
| государственных деятелей
~ Централизация и бюрократизация власти отражается в:
| бесправии органов государственного управления+
| обострении национального вопроса
| обострении социальной напряженности
| ухудшении криминальной обстановки
| обнищании масс
~Общественное мнение относится к каналам:
| самоуправления+
| диктатуры
| общенародного государства
| тоталитарного государства
| правового государства
~ Преимущества социального института:
| предсказуемость, надежность, регулярность+
| спорадичность, непредсказуемость
| возможность эксперимента
| случайность, спонтанность
| хаотичность, нестабильность
~ Социальные институты дают основания для предположения, что:
| потребность будет удовлетворена на качественном уровне+
| определенная потребность будет удовлетворена в любом случае
| потребность будет удовлетворена в определенном случае
| не имеет смысла стремиться к удовлетворению потребности
| потребность может быть не удовлетворена
~ Институциональный аспект социальной жизни:
| утвердившийся, отложенный, регулярный+
| периодический, нерегулярный;
| регулярный, изменяющийся
| неизменный, застывший
| застывший
~ Отличительные черты образования как института:
| постоянные и глубокие взаимодействия между участниками этой связи+
| спорадические, случайные социальные связи
| отсутствие регламентации прав и обязанностей
| отсутствие специально подготовленных людей для передачи знаний
| отсутствие строго контроля за взаимодействием.участников социальных связей
~ Институт основывается, прежде всего, на:
| социальном регулировании взаимоотношений+
| взаимном интересе
| едином уровне потребностей
| социальном регулировании обязанностей
| обмене опытом
~ Обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, обосновывается:
| независимостью функционирования социального института+
| представлением о человеке как винтике
| сходными ролевыми ожиданиями
| нестабильностью функционирования социального института
| зависимостью функционирования социального института
~ Высокой эффективности институтов способствует:
| разделение труда и профессионализация+
| высокий уровень личной ответственности
| материальная заинтересованность
| моральная заинтересованность
| санкции
~ Социология – это наука:
| об обществе и общественных отношениях+
| о закономерностях, путях, формах, возникновении и развитии политических явлений
| о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
| об общих специфических закономерностях демографического развития
| о строении общества и поведении людей в нем
~ Гражданское общество - это объект изучения:
| политологии+
| социологии
| философии
| педагогики
| экономической науки
~ Запоздалое возникновение социологии объясняется:
| объективными закономерностями развития общества+
| сложностью ее объекта исследования
| тем, что ученые открывали социальные закономерности с меньшим успехом, чем законы мироздания
| общим недостаточным уровнем развития знаний к моменту ее возникновения
| тем, что естественные и точные науки считались более важными, нежели социальные
~ Социология как самостоятельная наука возникла в … веке.
| XIX+
| XVIII
| XX
| середине ХХ
| XVЙ
~ Первым применил термин «социология»:
| О.Конт+
| К.Маркс
| Аристотель
| Н. Макиавелли
| И. Кант
~ Раньше других стали исследовать … сферу общественной жизни.
| политическую+
| духовную
| экономическую
| социальную в широком смысле
| социальную в узком смысле
~ Цель социологической науки:
| выявить условия, при которых наука способствует социальному и научно – техническому прогрессу+
| выявить перспективные и бесперспективные научные проблемы
| привести в соответствие действующий экономический механизм и научно - технические достижения
| дать программу развития науки по конкретному направлению
| подготовка научных кадров
~ К социальной жизни общества относятся:
| отношения между общностями людей (классами. партиями, стратами, коллективами и т.д.)+
| политические отношения
| экономические отношения
| поведение людей в различных ситуациях
| отношения, складывающиеся в духовной сфере жизнедеятельности общества
~ Период запрещения многих научных направлений в истории советской науки
приходится на:
| 30 годы XX века+
| 20 годы XX века
| 40 годы XX века
| 10 годы XX века
| на 80 -90 годы XX века
~Первый специальный труд по социологии:
| «Курс позитивной философии» О.Конта+
| «Государь» Н.Макиавелли
| «Капитал» К.Маркса
| «Политика» Аристотеля
| «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса
~ Первичный агент социального взаимодействия и отношений:
| личность+
| общество
| государство
| род
| человеческое стадо
~ Основные положения и принципы, относящиеся к парадигмам социологии:
| общество как целостная социальная реальность+
| неразрывная взаимосвязь общественных и природных явлений
| концепция социального действия
| структурные интерпретивные парадигмы
| структурный функционализм
~ Помещения, медицинское оборудование, квалификация врачей, доверие со стороны клиентов для деятельности системы здравоохранения это:
| ресурсы+
| учреждения
| средства
| фонды
| условия
~ Неформальные социальные институциализированные связи:
| дружба+
| хозяйственная деятельность
| научный поиск
| образование
| рынок
~ Перерегуляция институциализированных социальных связей предполагает:
| замену одного института другим+
| уничтожение института
| утрату необходимости института
| применение соответствующих санкций
| кардинальное изменение регуляции социальных связей
~ Знание возможностей работника и условия их реализации это социология:
| труда+
| города
| науки
| власти
| личности
~ Основу отношения к труду составляют:
| потребности, установки, ценностные ориентации+
| межличностные отношения
| материальные потребности
| условия труда
| семейные традиции
~ Ухудшение экологической ситуации в значительной степени зависит от:
| неумения оптимально организовать деятельность человека+
| техники
| уровня индустриального развития
| климата
| демографической ситуации
~ Состояние экологической культуры зависит от:
| культурного уровня государства+
| экономического развития государства
| политического развития государства
| промышленного развития государства
| индустриального уровня государства
~ Люди, имеющие одинаковые задачи и функции и обусловленные ими статусы объединяются в… общности.
| социальные+
| этнические
| культурные
| экономические
| политические
~ Устойчивость связей в общности зависит от:
| эффекта, который дает индивиду общность+
| материальной заинтересованности
| принуждения
| привычки
| стремления человека стать членом общности
~ Социальная норма:
| мера допустимого поведения в данном обществе+
| профессионально-должностные инструкции
| регламентированные значения социальных показателей
| мысленные предвосхищения последствий деятельности
| социальные конфликты и социальные группы
~ Два типа социальных связей:
| социальные контакты и социальные взаимодействия+
| социальные контакты
| социальные взаимодействия и социальные роли
| социальные роли и социальные конфликты
| социальные конфликты и социальные группы
~ Общность, для согласования совместных усилий, есть:
| социальная группа+
| социальный круг
| социальная общность
| формальная группа
| целевая группа
~ Классовые, территориальные, национальные общности определяют как:
| формальные группы+
| социальный круг
| большие группы
| этнические группы
| малые группы
~ Профсоюзы и партии относятся к:
| формальным группам+
| неформальным группам
| малым группам
| социальным группам
| большим группам
~ Признаки внутренней организации группы:
| наличие органов управления и форм контроля+
| наличие органов управления и лидера
| политическая организация определенного социального слоя
| разделение функции и наличие лидера
| единые задачи
~ Общество:
| единая система социальных связей+
| взятые вне социальных связей индивиды, проживающие на одной территории
| наличие определенных органов управления социальной группой
| человек — существо уникальное по своей биологической природе
| социальная жизнь
~ Социокультурные основания перехода от индустриальной к постиндустриальной модели развития:
| ценности и социальные статусы, адекватные процессу перехода+
| прежние ценности
| ценности и социальные статусы будущих перемен
| ценности и социальные статусы, предшествующие процессу перехода
| новые поведенческие формы
~ Бегство индивида из общества (бродяги, алкоголики, наркоманы) объясняется:
| неудачами в стремлении достигнуть цели законодательными средствами+
| отсутствием государственной программы помощи указанным категориям
| недостатками школьного образования
| генетической предрасположенностью индивида
| стремлением самоутвердиться
~ В индустриально развитых странах потребности культуры являются сферой:
| больших капиталовложений+
| незначительных капиталовложений
| второстепенных капиталовложений
| финансирования по остаточному принципу
| не финансируется
~ «Культурные потребности» предполагают:
| знания, формирование своего эстетического видения мира+
| желаемый уровень образования
| желаемый уровень комфорта
| потребность в хорошей работе
| потребность в свободном времени
~ Хиппи, панки, рокеры и т. п. — это проявление:
| молодежной субкультуры+
| андеграунда
| неформальных объединений
| объединений людей по их социальному статусу
| непрофессионального искусства
~ Предназначение утилитарных и художественных предметов в быту состоит в:
| воспитании художественного вкуса+
| формировании эстетического идеала
| украшении быта
| улучшении эмоционального самочувствия
| проявлении уровня материального благосостояния
~ Эстетизация процесса производства товаров способствовала:
| развитию дизайна+
| повышению производительности труда
| увеличению спроса
| уменьшению текучести кадров
| увеличению свободного времени
~ Наиболее развитое направление в российской социологии XIX века:
| позитивизм+
| марксизм
| органицизм
| субъективизм
| идеализм
~ Специфика социологического исследования проявляется в изучении сфер жизни человека:
| «человека в обществе»+
| экономической
| политической
| социальной
| культурной
~ Макросоциология изучает:
| социальные явления и социальные процессы на уровне международных отношений и социальных систем+
| теорию социального обмена
| теорию социальной интеракции
| социальные явления и процессы в малых группах
| межличностные отношения
~ Методология как совокупность техники и процедур анализа социального рассматривается:
| эмпириками+
| традиционистами
| теоретиками
| марксистами
| функционалистами
~ Достигаемый статус человека:
| мать+
| негр
| король
| дворянин
| монах
~ Совокупность принципов организации и осуществления социологического исследования- это:
| методология+
| метод
| эксперимент
| прием
| инструмент
~ Первый социологический метод:
| сравнительно-исторический+
| эмпирический
| функциональный
| биологический
| биографический
~ Метод исторической интерпретации интересующих текстов:
| герменевтический+
| понимания
| эмпирический
| аналитический
| биографический
~ Наблюдение, интервью, анкетирование – это методы:
| эмпирические+
| социального измерения
| экспериментальные
| выборки
| способы социального измерения
~ Идея создания профессиональных корпораций – как органов общественной солидарности принадлежит:
| Дюркгейму+
| Веберу
| Сорокину
| Марксу
| Гегелю
~ Три аспекта социальной стратификации: богатство, социальный престиж, власть выделены:
| Вебером+
| Дюркгеймом
| Марксом
| Сорокином
| Зиммелем
~ Горизонтальная и вертикальная мобильности были выделены:
| Сорокиным+
| Мангеймом
| Марксом
| Вебером
| Моской
~ Структура семьи:
| совокупность отношений между членами семьи+
| совокупность факторов микро- и макросреды
| способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов
| нормы и традиции семьи
| совокупность семейных норм и традиций
~ Программа социологического исследования:
| методологическая и процедурная основы исследования социального объекта+
| метод сбора первичной социологической информации
| предварительный анализ социального объекта
| исходная гипотеза исследования
| гипотеза-основания
~ Формирование цели и задач исследования – это функция:
| методологическая+
| организационная
| методическая
| прогностическая
|регулятивная
~ Исходным пунктом социологического исследования является:
| проблемная ситуация+
| определение предмета исследования
| выдвижение гипотезы
| определение места проведения исследования
| определения объекта исследования
~ Опрос группы в количестве 20-30 человек, это:
| сплошной+
| выборочный
| генеральный
| репрезентативный
| вероятностный
~ Объект исследования, "локализованный" территориально и во времени:
| генеральная совокупность+
| выборочная совокупность
| репрезентативная выборка
| единица отбора
| единица анализа
~ Выборочный метод применяется при:
| опросе, включающем 100 человек и более+
| недостаточном исследовании социального процесса
| при большой "локализации" объекта
| отсутствии социальной проблемы
| нет такого метода
~ Выборочная совокупность:
| часть генеральной совокупности, отобранная по заданному правилу+
| опрос
| вероятностный опрос
| проблемная ситуация
| часть гипотезы
~Этапы социологического исследования:
| подготовка исследования и сбор первичной социологической информации+
| интервью
| собеседование
| диалог
| знакомство
~ Экспресс-опрос - это разновидность исследования:
| разведывательного, пилотажного, зондажного+
| гносеологического
| систематического
| описательного
| аналитического
~ По месту проведения выделяют наблюдение:
| полевое и лабораторное+
| включенное и невключенное
| неструктурализованное и структурализованное
| прямое
| пилотажное
~ Разновидность опроса:
| анкетирование, интервью+
| анализ документов
| эксперимент
| наблюдение
| экспертный метод
~ Интервью от анкетирования отличается:
| непосредственным осуществлением контакта между социологом и респондентом+
| степенью формализации
| широтой охвата
| репрезентативностью опроса
| минимальными ошибками выборки
~ Результаты социометрического опроса заносятся в:
| анкету+
| социограмму
| социоматрицу
| перфокарту
| опросник
~ Книги, письма, пресса - это документы:
| письменные, вербальные+
| официальные
| неофициальные
|фонетические
| служебные
~ Анкетирование – это опрос:
| опосредованный письменный+
| непосредственный устный
| почтовый письменный
| компетентных лиц
| телефонный
~ Включенное наблюдение, когда:
| наблюдатель находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности+
| исследователь находится вне изучаемого объекта
| исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать
| cоциолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования
|условия окружающий среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем
~ Репродуктивная функция семьи:
| биологическое воспроизводство населения+
| социально-культурное воспроизводство
| сексуальные потребности людей
| поддержание здоровья и уход за детьми
| воспроизводство социальной структуры общества
~ Семейная функция, обеспечивающая безопасность членов семьи:
| защитная+
| экономическая
| первичного социального контроля
| статусная
| хозяйственно-бытовая
~ Термин «социология» производное от слов:
| общество и наука+
| человек и общество
| наука и человек
| социальная система
| потребности общества
~ Социальное явление возникает, когда:
| поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида
или их группы (общности)+
| возникают многочисленные формы отклоняющегося поведения человека в
обществе
| существуют ценностные операции, характерные для общества
| возникают специфические элементы культуры
| изменяется социальная структура общества
~ Социологическое знание накапливалось в недрах:
| философии+
| физики
| математики
| истории
| психологии
~ Отрасли социологии:
| труд+
| государство
| класс
| социальная группа
| этнос
~ Не является социологом:
| И.Кант+
| Г.Спенсер
| Э.Дюркгейм
| М.Вебер
| О.Конт
~ Состояние общества, когда его члены относятся равнодушно к законам:
| аномия+
| точки флуктуации
| кризис
| катастрофа
| субстанция
~ Относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей:
| толпа+
| нация
| этнос
| гражданское общество
| студенческая группа
~Область социологии, изучающая формирование и развитие брачно-семейных
отношений:
| семьи+
| власти
| знания
| молодежи
| труда
~ Область социологии, изучающая политическую сферу общества:
| политики+
| образования
| знания
| молодежи
| города и деревни
~ Раздел социологии, изучающий образование как социальный институт:
| образования+
| власти
| политики
| молодежи
| религии
~ Социология молодежи изучает:
| поведение социально-демографической группы находящейся на переходной
стадии от детства к взрослому состоянию+
| молодежную музыку
| молодежь как потенциальный электорат
| девиантное поведение молодежи и подростков
| молодежный сленг
~ Нет специальной социологической теории:
| страсти+
| знания
| молодежи
| образования
| политики
~ Постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой:
| ассимиляция+
| социализация
| девиация
| революция
| миграция
~ Все люди, родившиеся в пределах одного года или нескольких лет:
| когорта+
| масса
| класс
| первичная группа
| вторичная группа
~ Семейная система, в которой приоритет принадлежит мужу и отцу:
| патриархат+
| матриархат
| фамилизм
| филантропия
| феминизм
~ Семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей:
| нуклеарная семья+
| семья
| матриархат
| первичная семья
| экзогамия
~ Правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп:
| эндогамия+
| экзогамия
| фамилизм
| матриархат
| первичная семья
~ Система коммуникации, осуществляемая на основе звуков и символов:
| язык+
| алфавит
| речь
| письмо
| текст
~ Система материальных и духовных ценностей, социокультурных норм:
| культура+
| политика
| общество
| прагма
| наука
~ Не относится к социальным институтам:
| философия+
| семья
| государство
| наука
| собственность
~ «Уровни научного познания»:
| эмпирия и теория+
| логика и истина
| знание и незнание
| выдумка философов
|математика и гармония
~ Говорил о пагубности роста населения:
| Мальтус+
| Маркс
| Мао Цзэдун
| Маркузе
| Маршалл
~ Самоотождествление индивида с другим человеком, группой,образцом:
| идентификация+
| волюнтаризм
| самореализация
| социализации
| коммуникация
~ Форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у духовенства или главы церкви:
| теократия+
| охлократия
| технократия
| аристократия
| монархия
~ Создатель современной теории элит:
| Г. Моска+
| Г. Спенсер
| З. Фрейд
| О. Конт
| Г. Зиммель
~ Социолог- создатель социологии знания:
| К. Мангейм+
| Т. Мальтус
| Г. Моска
| Ш. Монтескье
| Р. Мертон
~ Не существовало в истории социологии:
| механистический идеализм+
| альтернативная социология
| понимающая социология
| позитивизм
| органическая школа
~ Новая роль государства на современном этапе:
| формировать условия, в которых свободные граждане и частный сектор смогут
предпринять эффективные меры для себя+
| принимать все основные решения
| формировать общественное сознание
| не допустить конфронтации внутри общества
| контролировать миграционный поток
~ Ключевые понятия, характеризующие Казахстан в первой трети XXI века, —
это:
| процветание, безопасность, улучшение благосостояния всех казахстанцев+
| политическая стабильность, суверенитет
| правовое государство, правовая защищенность
| патриотизм и национализм
| здоровье нации, национальный менталитет
~ Долгосрочный приоритет № 1по Стратегии 2030:
| национальная безопасность+
| внутриполитическая стабильность
| энергетические ресурсы
| инфраструктура
| профессиональное государство
~ Модель будущего общества:
| конвергенция разных моделей+
| англо-саксонская
| азиатская
| новотюркская
| российская
~ Стратегия по борьбе с болезнями и укреплению здоровья в условиях отсутствия достаточных средств начинается с:
| подготовки граждан к здоровому образу жизни+
| иностранных инвестиций
| международной интеграции
| помощи благотворительных организаций, спонсоров
| ужесточения наказаний за ввоз и распространение наркотиков
~ Социология—это наука:
| об общих специфических закономерностях функционирования и развития общества+
| о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
| о закономерностях, путях, формах, возникновении и развитии политических явлений
| об обществе и демографических отношениях
| о строении общества и поведении людей в нем
~ Их работы подготовили возникновение социологии:
| Французских энциклопедистов+
| Аристотеля
| Платона
| Н. Макиавелли
| К. Маркса
~ Социальная жизнь общества:
| отношения между общностями людей (классами, партиями, стратами, коллективами и т. д.)+
| политические отношения
| экономические отношения
| поведение людей в различных ситуациях
| отношения, складывающиеся в духовной сфере жизнедеятельности общества
~ Р. Арон назвал философом в социологии и социологом в философии:
| О. Конта+
| Г. Спенсера
| М. Вебера
| П. Сорокина
| Э. Дюркгейма
~ Создал теорию общественного договора:
| Т. Гоббс+
| Ж. Руссо
| А. Смит
| О. Конт
| Ф. Энгельс
~ Первое направление в социологии:
| позитивизм+
| материализм
| идеализм
| интернационализм
| марксизм
~ За революционный путь развития общества выступали:
| К. Маркс+
| П. Сорокин
| М. Вебер
| А. Бебель
| Д. Риккардо
~ Является основоположником направления в социологии, называемого «социальный дарвинизм»:
| Г. Спенсер+
| Э. Дюркгейм
| П. Сорокин
| Ж. Руссо
| Ш. Фурье
~ Особенности российской социологии определяются:
| особенностями социально-политического развития России в XIX веке+
| общим отставанием развития России от стран Западной Европы
| отсталостью социально-политической мысли в России
| реакционным характером политического строя России
| наличием пережитков феодализма — самодержавия и крепостного права
~ Наиболее развитое направление в российской социологии XIX века:
| позитивизм+
| марксизм
| органицизм
| субъективизм
| идеализм
~ Социологический институт в России открылся в:
| 1919 г.+
| 1881 г.
| 1900 г.
| 1901 г.
| 1921 г.
~ Основоположник субъективной социологии в России:
| Н. К. Михайловский+
| Н. Я. Данилевский
| П. А. Сорокин
| Н. А. Бердяев
| М. М. Ковалевский
~ Выдающийся российский социолог XX века:
| П Сорокин+
| Н. А Бердяев
| С. М. Соловьев
| В. В. Луначарский
| В. И. Ленин
~ Истоки философских и общесоциологических взглядов П. А. Сорокина в:
| осознании важности и объективной необходимости понять и объяснить специфику российской действительности+
| немецкой классической философии
| актуальности социологических исследований в России
| открытии законов, управляющих возникновением и развитием российского социума
| его политических и философских взглядах
~ П. А. Сорокин - автор следующих концепций:
| социальной стратификации и мобильности+
| диалектического материализма
| исторического материализма
| теории культурно-исторических типов общества
| субъективного идеализма
~ Ч. Валиханов современное ему казахское общество определил как общество:
| патриархально-феодальное+
| рабовладельческое
| капиталистическое
| коммунистическое
| постиндустриальное
~ Политическую систему управления обществом Ч. Валиханов определял как:
| самоуправление народа.+
| управление ханами.
| управление царской чиновничьей администрацией.
| управление странами Запада.
| управление казахскими батырами.
~ Прирожденный статус человека:
| королева+
| жена
| безработный
| банкир
| студент
~ Ч. Валиханов о социальном положении казахов считал что:
| интересы знатных и богатых людей большей частью враждебны интересам массы, большинства+
| классовая борьба раздирает общество
| рост численности скота повышает благосостояние народа
| сохранение сословий способствует улучшению социального положения народа
| угнетение простого народа — историческая необходимость
~ Причины отставания казахского общества от передовой цивилизации Ы. Алтынсарин видел в:
| отставании дела просвещения среди казахов+
| рутинности скотоводческого хозяйства
| отсутствии развитой промышленности
| сохранении патриархально-феодального общества
| отсутствии иностранных инвестиций
~ Главные направления развития казахского кочевого общества Ы. Алтынсарин видел в:
| эволюционном развитий общества путем распространения просвещения, промыслов и перехода к земледелию и оседлости+
| развитий сети промышленных предприятий
| становлении рабочего класса
| развитии капиталистического рынка
| формировании сети автомобильных и железных дорог
~ Социально-классовую структуру казахского общества Ы. Алтынсарин представлял:
| баи-феодалы, середняки и бедные-жатаки+
| буржуазия, феодалы, бедняки
| бедняки, середняки, помещики
| рабочие, капиталисты, батраки
| крестьянство, кулачество, буржуазия
~ Причину социальной несправедливости в обществе Абай объяснял:
| разделением общества на богатых и бедных и противоречием их интересов+
| гололедицей (джутом), барымтой
| родоплеменными распрями
| бездействием принятых законов, обычаями и традициями
| отставанием науки, образования, культуры
~ Вклад Абая в совершенствование обычного права казахов:
| составление свода обычных прав+
| совершенствование семейно-брачных отношений
| овдовевшей женщине по аменгерству разрешалось выходить замуж за одного из родственников мужа
| составление законов для укрепления межжузовских отношений
| составление сборника законов
~ Наука по определению Абая:
| дает человеку свет, показывает путь выхода из невежества+
| практика без науки может дать все
| вещь наживная, ее можно добиться трудом, желанием
| дает возможность раскрыть тайны вселенной
| способствует творческой активности
~ Абай о социальной роли труда говорил что:
| все виды труда полезны, в т. ч. и наемный труд+
| барымта — один из путей обогащения, благосостояния
| способствует всестороннему развитию человека
| источником богатства могут быть спекуляция, рынок, воровство
| способствует накоплению капитала
~ Факторы, влияющие на социализацию личности, названные Абаем:
| стремление, труд, довольство, вдумчивость, благородство+
| лень, сутяжничество
| политика, религия, школа
| труд, промышленность
| рынок, богатство, благородство
~ Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология стала в:
| США+
| СССР
| России
| Германии
| Китае
~ Автор теории социальной интеракции (взаимодействия):
| Дж. Г. Мид+
| Дж. Э. Ладберг
| О. Конт
| А. К. Гастев
| Р. Мертон
~ Общество:
| совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их
взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей+
| большая группа людей, проживающих на одной территории и
говорящих на одном языке
| совокупность людей, проживающих в одной стране
| совокупность людей, объединенных общими интересами
| любое объединение двух и более людей
~ Основные пути развития общества:
| сочетание эволюционного и революционного+
| революционный
| эволюционный
| реформистский
| скачкообразный
~ Революцию «локомотивом истории» назвал:
| К. Маркс+
| В. И. Ленин
| М. Вебер
| П. Сорокин
| Г. В. Плеханов
~ Революция:
| коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества+
| частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни
| смена политического режима
| переворот, совершенный группой лиц
| переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому
~ Социальные условия - нормальные для развития общества:
| соответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений+
| все отправления социального организма, которые не вытекают из условий существования
| старые социальные нормы уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью установились
| демократическая форма правления
| тоталитарная форма правления
~ Системный подход к обществу это изучение:
| структурном, функциональном и динамическом ракурсах+
| экономическом аспекте
| социальном аспекте
| политическом аспекте
| культурном аспекте
~ Общие вопросы теории общества нашли развитие в трудах:
| П.Сорокина+
| К.Маркса
| Э. Дюркгейма
| П. Флоренского
| Н. Бердяева
~ «Общество — это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную идентичность» - дал определение:
| Н. Смелзер+
| Э. Дюркгейм
| М. Вебер
| П. Сорокин
| Т. Парсонс
~ Общество в социологическом понимании:
| мировое сообщество народов+
| мировая система капитализма
| развивающиеся страны
| цивилизованные страны
| Организация Объединенных Наций (ООН)
~ Первичный агент социального взаимодействия и отношений:
| личность+
| общество
| государство
| род
| человеческое стадо
~ Характеристика всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей – есть понятие:
| человек+
| личность
| индивид
| конкретный носитель всех человеческих качеств
| конкретный человек
~ Единичный представитель человеческого рода:
| индивид+
| человек
| личность
| человек разумный
| человек умелый
~ Личность:
| итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств+
| биологические свойства человека
| социологические и психологические черты человечества:
| понятие «конкретного человека»
| индивидуальность
~ Социологический подход к изучению личности выделяет:
| социально-типическое+
| темперамент
| характер
| волевые качества
| способности
~ Личность характеризуется:
| автономностью, определенной степенью независимости от общества+
| целостностью социальных качеств человека
| активной предметной деятельностью
| саморегуляцией социального поведения
| зависимостью от общества
~ Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках:
| жизненная позиция+
| самосознание
| самоанализ
| саморегуляция
| самоконтроль
~ Место, занимаемое индивидом в социальной системе:
| социальный статус+
| социальная роль
| социальное положение
| диспозиция личности
| личная независимость
~ Социальные связи и социальный состав:
| социальная структура+
| социальная система
| общество
| государство
| статус
~ Социальная структура:
| устойчивая связь элементов+
| набор элементов, составляющих социальные связи
| столкновение противоположных целей, позиций, мнений
| реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов
| социальные связи
~ Ядро социальной структуры согласно марксистской теории:
| классы+
| общественные слои
| социальные слои
| социальные группы
| межклассовый слой — «третье сословие»
~ Противостоит марксистскому учению об основе социальной структуры общества теория социальной:
| стратификации+
| интеграции
| диспозиции
| ориентации
| интересов
~ Понятие «страта» означает:
| слой+
| диспозиция
| группа
| класс
| ориентация
~ Социальная группа:
| совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию+
| совокупность всех социальных групп
| универсальный политический институт
| семья
| молодежная тусовка
~ Методологическая основа социальной мобильности - теория:
| социальной стратификации+
| социальных общностей
| эмпирических социальных исследований
| социальных изменений личности
| общественного договора
~ Термин «социальная мобильность» введен:
| П. Сорокиным+
| Б. Барбером
| А. Турэном
| Л. Уолнером
| Р. Дарендорфом
~ Причина развития общества по М Веберу:
| культурные ценности+
| экономические факторы
| социальные факторы
| конфликты
| политические факторы
~ Социальная мобильность — это изменение:
| индивидом или группой социального статуса+
| престижа профессии
| власти
| степени открытости общества
| религиозных и ритуальных позиций
~ Автор теории социального конфликта:
| К.Маркс+
| О.Конт
| П.Сорокин
| Т.Гоббс
| Э.Дюркгейм
~ Социальная организация возникает на основе:
| разделения труда и его специализации по функциональному признаку+
| изменения индивидом своего социального статуса
| изменения степени открытости общества
| социальной общности
| столкновения противоположных позиций, мнений
~ Организационный эффект на базе соединения различных элементов организации:
| объединение усилий всех членов+
| массовость организации
| энергия
| одновременность многих усилий
| организационный порядок:
~ Типы организаций:
| формальные и неформальные+
| специализированные и неспециализированные
| однонаправленные и разнонаправленные
| эффективные и неэффективные
| массовые и немассовые
~ Формальная организация есть:
| способ организационного построения на основе социальной формализации связей+
| высокая хозяйственно-экономическая эффективность производства
| спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий, норм
| однородность системы
| эффективность производственных отношений
~ Разделение труда выступает в виде системы:
| статусов—должностей+
| статусов — ролей
| статусов — социальных ступеней
| статусов — регуляторов
| статусов — социальных общностей
~ Бюрократию как положительную перспективу исторического процесса рассматривал:
| М. Вебер+
| Т. Парсонс
| А. Голдпер
| В. А. Ядов
| А. Пригожий
~ Крупная социальная организация общества:
| государство+
| человеческое стадо
| неформальная группа
| бюрократия
| класс
~ Научное управление обществом:
| приведение субъективной деятельности людей в соответствие с объективными
потребностями общественного развития+
| приведение объективной деятельности людей в соответствие с субъективными
потребностями развития общества
| поиск глубинных резервов второго и третьего порядка
| преодоление технократизма
| «очеловечивание» экономике
~ Сбор информация сводится к …
| обоснованию целей управления, разработке задач и средств их реализации.+
| кадровому обеспечению.
| разработке новых форм и методов управления.
| контролю.
| регулированию, направленному на поддержание и совершенствование управления.
~ Этнос:
| социальная общность+
| социальная организация
| социальный коллектив
| социальный институт
| социальное сообщество
~ Нация:
| совокупность людей, связанных общностью территории, языка, экономикой,
традициями+
| совокупность людей, проживающих на одной территории
| люди, объединенные общим языком
| люди, объединенные профессиональными интересами и навыками
| группы людей, отличающиеся друг от друга по их отношению к средствам производства
~ Нация сложилась при:
| капитализме+