Общая характеристика возможностей развития личности в межличностном взаимодействии

Одной из важнейших характеристик межличностного взаимодействия личности является уровень ее развития социально-психологической перцепции и рефлексии. Под социально-психологической перцепцией мы понимаем процесс адекватного восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует. Под социально-психологической рефлексией понимается процесс отражения личностью собственного "Я", понимания, переживания своих отношений с другими людьми. В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формируются личностная перцепция и рефлексия - психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с людьми. В современной психологии известно, что социометрический статус, уровень социально-психологического комфорта, наличие первого круга желаемого общения, мотивация межличностных отношений, социально-психологическая перцепция и рефлексия является важнейшими характеристиками развития личности и находятся в неразрывной связи со всеми компонентами структуры личности. Однако не учитывается еще одна из значимых характеристик межличностного взаимодействия, которая определяется как его уровень. Чаще всего, в отечественной психологии рассматривались в данном контексте уровни общения. Мы согласны с тем, что на более низких уровнях (примитивном, манипулятивном, деловом), в большей мере активность личности проявляется в поведении, а именно в общении. На более высоких уровнях (интимно-личностном, духовном) огромную роль играет внутренняя активность личности (мысли, переживания, отношения).

Межличностное взаимодействие состоит из контактов. Любой контакт человека с другим человеком имеет свою структуру и, как правило, включает в себя пять следующих фаз: мотивация, вхождение в контакт, действие, выход из контакта, анализ. Развернутое взаимодействие протекает по следующей схеме:

Мотивация Вхождение в контакт Действие Выход из контакта Анализ

Первая фаза контакта представляет собой осознание цели и мотивов общения, отношений с конкретным человеком, а также гипотетические построения во внутреннем плане возможных вариантов осуществления контакта. На этой стадии контакта человек может продумывать выгодные позиции для осуществления целей общения. Так, например, если человеку необходимо просто удовлетворить эмоциональную потребность в общении, то он может выбрать позицию "рядом" (по Э.Берну "взрослый-взрослый"). При желании подчинить собеседника выбирается позиция "сверху"(по Э.Берну "взрослый - ребенок"), при необходимости вызвать сочувствие предпочитают позицию "снизу" (по Э.Берну "ребенок- взрослый").

Вторая фаза - "вхождение в контакт" - включает в себя уточнение

конкретной ситуации общения на месте, восприятие собеседника, его позы, выражения лица, расположения к общению, расстояния до собеседника. На этой стадии имеет огромное значение для дальнейшего развития общения обаяние собеседника. Различают различную природу обаяния. Можно наблюдать "обаяние молодости", о которой сами молодые люди и не задумываются. Блеск глаз, непосредственность движений, открытые позы - эти реакции могут часто вызвать желание общаться. Есть обаяние эффектной внешности, обаяние юмора, обаяние женственности и мужское обаяние, обаяние интеллигентности и обаяние неудержимой силы. Обаяние зависит не только от природных данных, но может достигаться специальными психологическими приемами и способами. В психологии существует термин "фасцинация", который переводится как "завораживание". Среди способов фасцинации можно выделить особый подкупающий взгляд (строгий, но добрый), богатый в тембровом отношении особый голос, специальный ритм речи (в нужные моменты может успокоить или возбудить), особый склад ума, позволяющий строить словесные конструкции в соответствии с ситуацией и целесообразно пользоваться паузами. На этой фазе общения происходит взаимное оценивание собеседников, улавливается актуальная роль и формируется готовность к непосредственному действию общения.

Третья фаза "действие" предполагает информирование собеседника вербальными и невербальными средствами, установление обратной связи, получение информации от собеседника и дальнейший обмен информацией, эмоциями, состояниями. На этом этапе важны специальные средства и приемы, чтобы общение поддержать. В случае, если общение прерывается, собеседники возвращаются во вторую, а иногда и в первую фазу общения. Неоднократное возвращение одного из собеседников в первую фазу может разрушить его мотивацию общения.

Четвертая фаза "выход из контакта" включает в себя вербальные и невербальные средства, готовящие партнеров по общению к его завершению. Это могут быть определенные движения (поглядывание на часы или на посторонних людей), неадекватные реакции на контакты (сверхдлинные паузы, скептическая улыбка, выражение мимикой и жестами неудовольствия и желания прекратить общение), подведение итогов разговора, перенос продолжения разговора в более удобное место и на более удобное время.

Пятая фаза "анализ контакта" предполагает анализ общения, в котором каждый собеседник во внутреннем плане подводит итоги общения, сопоставляет первоначальные цели общения с его результатами, осознаёт свои преимущества в технике и содержании общения, критически оценивает просчеты в выборе позиций и средств общения. В этой фазе общения необходимо снять все отрицательные эмоции (раздражительность, агрессия, озлобленность, зависть и т.п.), связанные с возможной неудовлетворенностью общением и психологически подготовить себя к новым контактам с разными людьми.

Чтобы развивать межличностное взаимодействие с людьми, необходимо объективно анализировать уровень собственного общения, общения сотрудников, клиентов, а для такого анализа необходимы знания структуры контакта и об его фазах.

Межличностное общение имеет следующие уровни: примитивный, манипулятивный, деловой уровень, уровень общение-развлечение, уровень общение-игра, интимно-личностный уровень, духовный уровень.

Характеризуем взаимодействие разных уровней. На трех первых уровнях можно фиксировать поведенческие акты, как правило, акты, которые проявляются в общении. Последующие уровни взаимодействия предполагают в большее мере включение характеристик общения, совместной деятельности и межличностных отношений.

Примитивный уровень характеризуется тем, что в общении такого

уровня трудно выявить средства всех фаз за исключением третьей -

"действия". Личность осознанно не ставит перед собой цели взаимодействия, общение детерминируется неосознанными мотивами (влечением, инстинктами, неосознанными потребностями), человек не ищет целесообразных средств для установления контакта с собеседником, не прогнозирует общение, а сразу действует. После действия не пытается выйти из контакта и анализу свой акт поведения не подвергает. К примитивному уровню можно отнести и "общение-маску", при котором человек обращается к другому человеку и получает ответ на свое обращение почти механически, не меняя даже выражение лица, не устанавливая визуального контакта.

Манипулятивный уровень предполагает общение, в котором, как

правило, можно обнаружить акты двух фаз: первой - "побуждение к контакту" и третьей фазы - "действие". При манипуляции человек знает, что хочет, он хорошо осознает мотив взаимодействия. При таком уровне взаимодействия чаще всего прослеживается эгоистическая его направленность и поэтому игнорируется акты, относящиеся ко второй фазе "вхождение в контакт", и сразу же реализуется акты "действия": информирование собеседника или получение информации, передача своего настроения и т.п. На таком уровне общения нет необходимости и в актах четвертой и пятой фаз.

Деловой уровень взаимодействия. Для этого уровня характерно наличие актов трех фаз: первой, третьей и пятой. Деловое общение отличается осознанными целями и мотивами, как правило, заранее прогнозируются результаты общения, то есть явно выделяется фаза "побуждение к общению". В деловом общении не обнаруживаются акты фаз "вхождение в контакт" и "выход из контакта" так, как человек, который общается, не считает нужным знать состояние собеседника, его переживаний, - главное для него решить достичь собственных целей во взаимодействии. Акты третьей фазы "действия" обусловлены совместной деятельностью и по своему содержанию отличаются направленностью на решение поставленных задач. Результаты делового общения, как правило, подвергаются тщательному анализу, а вот средства и сам процесс общения выпадают из анализа. Деловые люди часто придерживаются такого уровня общения и не могут понять, что эффективность его не высока, только потому, что оно не является развернутым и полным по структуре.

"Общение-развлечение" представляет собой достаточно высокий уровень взаимодействия, так как содержит акты всех пяти фаз. Слово "развлечение" в названии этого уровня позаимствовано из работ Э.Берна и означает, что оно образно напоминает, например, развлечение людей в ситуации свободного поведения. Мотивы уровня взаимодействия "общения-развлечения" могут быть слабо осознанными или осознанными. Например, человек, который собирается идти в гости, знает о мотивах своего участия, предполагает о составе компании, примерном содержании общения, о возможных невербальных средствах общения отдельных гостей и приглашающих (одежда, макияж, украшения, эмоциональные состояния и т.п.). В таком взаимодействии можно выделить акты фазы "вхождения в контакт". Например, гости особым образом приветствуют хозяев и всех присутствующих, как правило, улыбкой, располагающим взглядом и жестами, рукопожатиями, а с отдельными собеседниками и располагающими физическими контактами: символическими объятиями, поцелуями, притрагиванием, похлопыванием, вручением цветов, сувениров, подарков и т.п. Акты фазы "действие" также отличаются развернутостью, открытостью. Акты фазы "выход из контакта" также хорошо выражены. Люди, которые завершают общение, тепло прощаются, как и в актах второй фазы, общение сопровождается богатым арсеналом невербальных средств, назначают встречи, обмениваются телефонными номерами, обещают и т.п. Человек, завершивший общение на таком уровне, не раз возвращается в мыслях к происшедшему, фактически анализирует, как правило, все его акты. Следует отметить, что все акты "общения-развлечения", и особенно из фазы "действие" эгоистически направлены. Весь процесс и содержание такого уровня взаимодействия направлены на то, чтобы получить личное удовлетворения, и не только удовлетворить свои потребности в общении, но самоутвердиться, самореализоваться, но и иногда решить личные деловые вопросы.

Уровень "общение-игра" представляет собой полное развернутое во всех фазах общение, как и на уровне "общение-развлечение". Главное отличие "общения-игры" заключается в том, что оно ориентировано не на удовлетворения эгоистических потребностей личности, а на сам процесс общения. Все акты, начиная с первой фазы взаимодействия, направлены на то, как организовать, развернуть, сохранить и продолжить общение. Сначала, человек в соответствии с осознанными мотивами, ставит цель, формулирует для себя задачи, которые необходимо решить в общении, продумывает такую технику общения, чтобы взаимодействие не прекратилось до тех пор, пока поставленные задачи не будут решены. Акты фазы "вхождение в контакт" предполагает первичную оценку психологического состояния собеседника, его позы, мышечной скованности, открытости к общению, его реакций на установление контакта с собеседником с помощью взгляда. Затем выбирается собственная поза, конгруэнтная позе собеседника, мысленно устанавливается как бы "ниточка" между своими глазами и глазами собеседника, используются и другие технические приемы установления контакта, и затем только начинается разговор на значимую для собеседника тему, доминирующим в котором может быть слушание его, и как правило, и выражение полного согласия с собеседником невербальными средствами. После того, как возникло доверие у собеседника, поза стала более открытой, снялось мышечное напряжение, взгляд становится открытым, необходимо приступать к актам фазы "действия", подводить собеседник к решению вопросов, которые определены целью общения. В "общении-игре" и на этом этапе необходимо постоянно следить за проявлением интереса собеседника в общении и всячески ее поддерживать. На четвертой фазе "выход из контакта" главными задачами являются сохранение установившихся доверительных отношений в общении, создание потребности в продолжении контактов и их перспективности, создании морального удовлетворения у собеседника от процесса общения. Анализ такого общения является благоприятным для делового человека тем, что при таком уровне, как правило, результаты наиболее эффективны, сама личность испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса общения, ищет более совершенных средств и приемов общения с новыми партнерами по деятельности.

Интимно-личностный уровень взаимодействия представляет собой развернутый, как и "общение-игра", процесс с обязательным наличием актов всех отмеченных выше фаз и отличается выраженной направленностью на собеседника, на удовлетворение всех его выраженных потребностей. Самым трудным на этом уровне является определение ведущих потребностей собеседника. Именно поэтому наиболее часто встречающей причиной, что этот уровень взаимодействия не достигается, является приписывание собственных побуждений к общению своему собеседнику, и тогда общение представляет собой не что иное, как манипуляцию.

Духовный уровень взаимодействия отличается от всех ранее описанных уровней общения уж тем, что человек не планирует, не продумывает задач общения, его средств и приемов, не стремится управлять другими людьми, а все его акты в развернутом виде представлены внутри самого процесса. Духовный уровень общения определяется уровнем развития личности, при котором гармонично, как в природе, у человека в мыслях, чувствах, поступках главенствуют принципы истины, красоты, добра и изобилия. На таком уровне общения, человек и в мыслях не допускает эгоистические побуждения по отношению к другим людям, при общении с собеседником видит его добрым и красивым, желает ему благополучия и счастья, умеет бескорыстно прощать невоспитанность и нравственную слепоту собеседника. В общении отсутствует стремление владеть другими людьми, выражается потребность оказать помощь людям, нуждающимся в ней. Духовный уровень взаимодействия является оптимальным для развития личности. Представленные теоретические положения показывают то, что взаимодействие, как и любой процесс, развивается, и развитие его обусловлено не только природными способностями личности к общению и социальным ее окружением, а и сознательной активностью самой личности, ее желаниями, знаниями, умениями.

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература:

1. Бадмаев Методика преподавания психологии. - М., 2001.

2. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе - М., 1998.

3. Боярчук Е.В. Методологические аспекты методики преподавания психологии.- Воронеж, 1970.

4. Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии. – М.: Гардарика, 1995.

5. В помощь преподавателю психологии в средней школе / Под ред. Б.Г. Ананьева.- Ленинград, 1948.

6. Емельянов Ю.Н. Активные методы социально-психологического обучения. – М.: ИЛУ, 1985.

7. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе.- М., 1994.

8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия. – Мн., 1993.

9. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. М., 2005.

10. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии.-М.,1989

11. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. - М.,1971.

12. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе.-М.: НИЦ “Коррекция”,1994.

13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения.-М.,1995.

14. Психология: учебное пособие для начальной школы / Под ред. И.В.Дубровиной.- М.: Гардарика,1998.

15. Психология педагогического взаимодействия. Межвузовский научный сборник.- Мн.: «Народная асвета», 1993.

16. Самарин Ю.А. Очерки по методике преподавания психологии в средней школе. М.: АПН РСФСР, 1950.

17. Самоукина Н.В. Игровые методы обучения и воспитания.-М.,1992.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Эта книжка про тебя, если ты считаешь себя большим. - Брест,1994.

2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей.-М.:”Совершенство”,1997.

3. Дьяченко М.И.,Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.-Мн.,1993.

4. Климов Е.А. Психология: Учебник для средних школ.- М., 1997.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Ковалёв Б.П. Развитие и коррекция педагогической рефлексии учителя // Практическая психология. – Мн.: «А. I В.», 1997.

7. Коломинский Я.Л. Программа по психологии для 10-11 классов// Народная асвета.-1994.- N3,N4.

8. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат./ Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М.: Педагогика, 1990.

9. Ольшанский Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека//Проблемы медицинской психологии М.,1980.

10. Панько Е.А. Психология труда воспитателя. – Мн., 1994.

11. Рамуль К.А. Классные опыты по психологии в средней школе// В помощь преподавателю психологии в средней школе/ Под ред. Б.Г. Ананьева,- Ленинград,1948.

12. Рожина Л.Н. Художественная литература в курсе психологии. – Мн., 1994.

13. Рожина Л.Н. Психология человека в художественных образах: учебно-методическое пособие. - Мн., 1997.

14. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека.- М., 1994.

15. Сизанов А.Н. Проблемы семьи и брака: школьный практикум. – Мн., 1993.

16. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.-М.:”Просвещение”,1979.

17. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественных произведений // Избранные психол. Труды. – Т.1.

18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.-Москва-Рига,1995.

19. Чеснокова И.И. О психологических основах самовоспитания//Психология формирования и развития личности. -М., 1981.

20. Щевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995.

21. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. - М.: Новая школа, 1995.

22. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет, задачи и место методики преподавания в системе психолого-педагогических наук.

2. Психология как учебная дисциплина в средней школе.

3. Особенности преподавания психологических дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях.

4. Преемственность в преподавании психологии в школе и вузе.

5. Психологическая культура личности и ее структура.

6. Психологическое образование на доконцептуальном уровне.

7. Особенности формирования психологической культуры детей дошкольного возраста.

8. Формы и содержания психологического образования младших школьников.

9. Методика проведения занятий по психологии с учащимися 5-8 классов.

10. Учет возрастных закономерностей в обучении психологии школьников подросткового возраста.

11. Методика проведения занятий по психологии с учащимися 9 – 11 классов.

12. Анализ учебных планов и программ факультативных курсов по психологии для школьников.

13. Внеклассная работа по психологии в школе.

14. Связь диагностической, коррекционной работы школьного психолога с формами и содержанием обучения психологии.

15. Методика психологического просвещения родителей.

16. Принципы построения содержания психологических дисциплин в средних специальных учебных заведениях.

17. Характеристика содержания психологических дисциплин в высших учебных заведениях.

18. Особенности преподавания психологии на специальных психологических факультетах.

19. Учет возрастных закономерностей в преподавании психологии учащимся и студентам юношеского возраста.

20. Особенности психологического образования лиц зрелого возраста.

21. Использование элементов истории психологии и биографий выдающихся психологов в преподавании.

22. Общие дидактические принципы преподавания психологии.

23. Специфические принципы преподавания психологии (Принципы личностной вовлечённости, интроспективного проецирования и др.)

24. Роль наглядности в преподавании психологии. Виды наглядности.

25. Организационные формы обучения психологии и их характеристика.

26. Урок как организационная форма обучения психологии. Виды урока.

27. Психологический анализ урока психологии.

28. Лекция как организационная форма преподавания психологии. Виды лекций.

29. Методика чтения лекции.

30. Семинарские занятия и их виды. Психологический анализ семинарского занятия.

31. Методика проведения семинарского занятия.

32. Практические занятие и их виды. Методика проведения практического занятия.

33. Лабораторные занятия и методика их проведения.

34. Активные и нетрадиционные методы преподавания психологии.

35. Использование психологических приемов и техник в преподавании психологии (элементов психоанализа, НЛП, приемов гештальтпсихологии).

36. Деловые и имитационные игры в преподавании психологии.

37. Основные методические принципы проведения психологического тренинга

38. Создание малых проблемных групп в учебных целях.

39. Использование технических средств в преподавании психологии.

40. Организация и руководство самостоятельной работой учащихся и студентов при изучении психологии.

41. Методические особенности работы учащихся и студентов с учебниками и учебными пособиями.

42. Особенности работы студентов с научной психологической литературой (монографиями, научными статьями и т.п.).

43. Научно-исследовательская работа студентов, ее организация и руководство.

44. Развитие умений и навыков психологического анализа художественной литературы.

45. Формирование умений психологического анализа явлений и фактов повседневной жизни.

46. Развитие психологической наблюдательности в преподавании психологии.

47. Методы проверки знаний при изучении психологии.

48. Контроль и оценка при обучении психологии.

49. Развитие самооценки и самоконтроля в обучении психологии. Роль саморегуляции в личностном развитии учащихся и студентов.

50. Методика руководства и написания контрольных работ.

51. Методика проведения индивидуальных и групповых консультаций при обучении психологии.

52. Методика проведения зачетов и экзаменов по психологии.

53. Методика руководства курсовыми работами и проведения исследований при написании курсовых работ.

54. Методика и технология написания и защиты дипломной работы

55. Методика проведения олимпиад по психологии.

56. Роль личностного развития преподавателя психологии в эффективности его деятельности.

57. Педагогическое взаимодействие в преподавании психологии.

58. Стиль педагогического общения преподавателя психологии.

59. Уровни педагогического общения в преподавании психологии.

60. Межличностные отношения преподавателя психологии с студентами.

61. Консультационная, психотерапевтическая, просветительская деятельность преподавателя психологии.

62. Педагогическое мастерство преподавателя психологии. Предпосылки развития мастерства.

63. Педагогическая технология и технические приемы.

64. Дифференцированное обучение психологии.

65. Программированное обучение психологии.

66. Индивидуальный подход в обучении психологии.

67. Самообразование и самовоспитание преподавателя психологии.

68. Идеологическое воспитание личности в процессе обучения психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: