Управление факторами роста экономической рентабельности организации

Одним из главных показателей эффективности дея-ти пред-я явл-ся рентабельность. Достижение эффективности пред-я (капитала) в целом и ее отдельных составляющих, а также ее повышение явл-ся главными задачами финансового менеждмента. Поэтому показатель рентабельности относится к критериям принятия управленческих решении. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие, и иные финансовые операции.

Экономическая рентабельность – рентабельность активов, имущества или производства. Этот показатель находится как отношение прибыли к активам хозяйствующего субъекта:

Рэ = Пс/ОК +ОБК х100% Коэффициент экономической рентабельности показывает эффективность тспользования всего имущества пред-я. При этом если в числители формулы будет находится показатель общей (балансовой) прибыли, то речь идет о показатели общей экономической рентабельности, а если показатель чистой прибыли, то речь идет о чистой экономической рентабельности. Коэффициент экономической рентабельности – один из основных показателей прибыльности, доходности капитала. Коэффициент экономической рентабельности показывает, сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль активов.

Управление формированием рентабельности включает в себя управление повышением рентабельности, профилактику ее снижения, планирование (прогнозирование) рентабельности, учет факторов рентабельности и пр. Если управление рентабельностью представить как систему, то ее подсистемами будут управление прибыль, с одной стороны, и управление расходами пред-я с другой стоны. В управлении рентабельностью важно соотношение доходности собственных операций и цены привлечения заемных средств. Если заемные средства приносят больше прибыли, чем сумма упрлачиваемых процентов на заемный капитал, то разница будет работать на повышение рентабельности собственного капитала, но если соотношение обратное, то привлечение заемных средств ухудшит показатель рентабельности, и потому допустимо только как экстренная мера. Если общие методы управления повышением рентабельности и специфические для данного предприятия, прямые и косвенные (когда рентабельность изменяется при проведении прямо не затрагивающих ее мероприятий)

Экономическая рентабельность активов - жизненно важный показатель предприятия, достаточный его уровень - свидетельство нынешних и залог будущих успехов. Если преобразовать формулу экономической рентабельности активов, умножив ее на отношение ОБОРОТ/ОБОРОТ =1, то величина экономической рентабельности не изменится, зато появляются два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ). ЭР= НРИА/АКТИВ х 100 х ОБОРОТ х ОБОРОТ = НРИА/ ОБОРОТ х 100 х ОБОРОТ/ АКТИВ = КМ х КТ (1.2) Коммерческая маржа показывает, какой результат использования активов дает каждый рубль оборота (обычно (КМ) выражается в процентах). По своей сути (КМ) - это рентабельность продаж или рентабельность реализованной продукции Коэффициент трансформации показывает, какую сумму оборота создает определенная величина активов. Коэффициент трансформации представляет собой показатель оборачиваемости активов. Он показывает, сколько раз за определенный период оборачивается вся сумма активов предприятия. ЧИСТАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ = ЧИСТАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = ЧИСТАЯ ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ АКТИВОВ Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе ее составляющие: коммерческую маржу, и коэффициент трансформации. На коммерческую маржу влияют много факторов, в т.ч. ценовая политика, объем реализации продукции, размер и структура затрат и т.п. Величина коэффициента трансформации складывается под воздействием отраслевых условий хозяйствования, стратегии предприятия и множества других факторов. Росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек; 3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен. Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов. Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода. Основными функциями рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая. Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения - между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

Система показателей рентабельности Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами. Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С): Рпрод = П / С Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс». Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал. Рвк = (ВК х УДвк) / (Сед х ОРнат), где: Рвк – рентабельность на вложенный капитал; ВК – вложенный в данное производство капитал; УДвк – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом; Сед – себестоимость единицы продукции; ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле: ROS = Прп / В, где: ROS – рентабельность продаж; Прп – прибыль от реализации; В – выручка от реализации. Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю при-были в выручке от реализации, следовательно, соотношения в ней при-были и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства. Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: