double arrow

Финансовая независимость организации: показатели оценки, обоснование оптимальных значений

Под финансовой независимостью понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Она характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Финансовая независимость может быть устойчивой, неустойчивой и кризисной. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его полной финансовой независимости

Финансовая независимость предприятия (ФНП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовую независимость предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

Задачи проведения анализа финансовой независимости предприятия Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.При этом необходимо решать следующие задачи.1. На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансовой независимости предприятия. Для оценки устойчивости ФНП используется целая система показателей, характеризующих изменения: а) структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;б) эффективности и интенсивности его использования;в) платежеспособности и кредитоспособности предприятия;м г) запаса его финансовой устойчивости.

Анализ ФНП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФНП.

Порядок проведения анализа финансовой независимости Основными источниками информации для анализа финансовой независимости предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. По своей форме бухгалтерский баланс представляет таблицу, в которой, с одной стороны (в активе), отражаются средства предприятия, а с другой (в пассиве) - источники их образования.

76. Управление ценовой политикой организации: этапы разработки и методы ценообразования. Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. Стратегии ценообразования и управления ценами Цена — единственный элемент традиционного маркетинга, обеспечивающий предприятию реальный доход. Рыночная цена не является независимой переменной, ее значение зависит от значения других элементов маркетинга, а также от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики.

Основной задачей стратегии ценообразования в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объеме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Структура ценовой стратегии состоит из стратегии ценообразования и стратегии управления ценами. Стратегия ценообразования позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообразование всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, ее полезности, значимости и покупательной способности потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию-заменитель.

Стратегия управления ценами есть комплекс мер по поддержанию условных цен при фактическом их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке.

Основные шаги разработки ценовой стратегии: 1. Анализ цен (включает получение ответов на следующие вопросы):определены ли ценовые нормы;учтена ли характеристика потребителя;обоснована ли дифференциация цен;учтена ли возможная тенденция изменения цен;достаточно ли ценовые нормы увязаны с другими маркетинговыми средствами;позволяют ли они участвовать в конкурентной борьбе;учтена ли гибкость спроса при установлении цены;учтена ли реакция конкурентов на цену данного вида продукции;соответствует ли цена имиджу продукции;учтен ли при установлении цены этап жизненного цикла продукции;правильно ли определены нормы скидок;предусматривается ли дифференциация цен (по регионам, категориям потребителей, временам года и др.);определение задач ценовой стратегии.

2. Установление целей и направлений ценообразования:цели ценообразования — прибыль, выручка, поддержание цен, противодействие конкуренции;направления ценообразования — по уровню цен, регулированию цен, системе скидок. 3. Окончательное принятие решения по ценовой стратегии. Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные (рыночное) цены, величина которых определяется спросом и предложением. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции.

Методы ценообразованияВыделяют следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии: определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов;определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок.

Применяются следующие основные методы расчета базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом:

1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing). К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

2. Метод стоимости изготовления (Conversion Cost Pricing). Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:

о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;

об отказе или продолжении конкурентной борьбы;

об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;

по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.

3. Метод маржинальных издержек (Direct Costing System) предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.

4. Метод рентабельности инвестиций (Return on Investment Pricing) основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.

5. Методы маркетинговых оценок (Pricing based on Market Considerations). Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

77. Финансовое планирование: сущность, этапы, виды финансовых планов Планирование дея-сти пред-я рассматривают в двух аспектах: во-первых, с позиции теории фирмы и ее природы; а во-вторых, с конкретно – управленческой точки зрения – как одну из функций фин-го менеджмента (т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать это на практике). Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны. Возможность и необходимость последнего как определенного вида деятельности управленческого персонала обусловлена логикой совершения хозяйственных связей на пред-ии. С помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для фирмы. Кроме того, устраняют излишние транзакционные издержки внутри фирмы по торговым сделкам (контрактам, договорам) – например, издержки на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов. Таким образом, финансовое планирование представляет собой деятельность органов управления предприятием, которая выражается в формировании и распределении капитала, доходов и денежных потоков. Значение финансового планирования заключается в том, что с его помощью можно оценить: -уровень развития предприятия (его экономический потенциал) и результаты его финансово-хозяйственной деятельности; - объем финансовых ресурсов, при к4оторых могут быть достигнуты цели предприятия; -отдачу вложенных предприятием средств в конкретные инвестиционные проекты (программы); -результаты запланированных работ и мотивацию персонала (на базе запланированных показателей).

Задачи финансового планирования. В процессе фин-го планирования решают следующие задачи: обеспечение производственного, научно – технического и социального развития пред-я, прежде всего за счет собственных средств; увеличение прибыли – преимущественно за счет роста объема продаж товаров (работ, услуг), а также снижения издержек производства и обращения; обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и гибкости пред-я, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов; снижение коммерческих расходов на основе использования приемов риск – менеджмента; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

Фин-ый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта, и оказывает большое влияние на экономику пред-ия. Фин-ое планирование оказывает воздействие на все стороны деяте-ти хозя-го субъекта посредством выборы объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Процесс планирования включает несколько этапов. На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию. Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит истинной базой на первой стадии планирования. Западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляемый для публикации, по ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.), показывает уменьшенные размеры прибыли.

На втором этапе составляются основные прогнозные документы: прогнозы баланса, отчета о прибылях и убытках, движение денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. Процесс финансового планирования завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. С позиции количественных оценок планирование текущей де6ятельности заключается в построении генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных текущих и финансовых бюджетов. Процесс построения таких бюджетов в долго- и краткосрочной перспективе называется бюджетированием, которое включает составление плана развития (текущего) и финансового плана. Текущий план (бюджет) состоит из плана сбыта (бюджета продаж); производственного плана (бюджета производства); сметы (бюджета) прямых затрат на материалы; сметы (бюджета) прямых затрат на оплату труда; сметы (бюджета) общезаводских накладных расходов на производство; сметы (бюджета) запасов сырья, готовой продукции; смета (бюджета) управленческих и коммерческих расходов; сметы (бюджета) себестоимости реализованной продукции. Финансовый план (бюджет) состоит: из кассового плана; прогнозного отчета о прибылях и убытках; прогнозного балансового отчета.

Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное стратегическое).

Перспективное финансовое планирование Период от 1 до 3 лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы. Текущее финансовое планирование Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода. Текущее финансовое планирование состоит в разработке трех основных документов:1.плана движения денежных средств;2.плана отчета о прибылях и убытках;3.плана бухгалтерского баланса.Основная цель этих документов - оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.Годовой финансовый план разбивается поквартально или помесячно, в зависимости от потребности в финансовых средствах. Более конкретных план позволяет более точно скоординировать движение денежных средств, сопоставить доходы и расходы, ликвидировать кассовые разрывы. Оперативное финансовое планирование. Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: