Предисловие. Учебник подготовлен в соответствии с программой по дисциплине "конституционное право Российской Фе­дерации" и предназначен для студентов

Учебник подготовлен в соответствии с программой по дисциплине "Конституционное право Российской Фе­дерации" и предназначен для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция".

Изучение конституционного права Российской Фе­дерации является составной частью специальной подго­товки будущих правоведов. Цель учебника - вооружить обучаемых знаниями по вопросам содержания и места конституционного права в системе права Российской Федерации, сущности Конституции России, понятия и содержания основ конституционного строя страны, вза­имоотношений государства и личности, правового поло­жения и организации деятельности органов государ­ственной власти (законодательной, исполнительной, су­дебной) и органов местного самоуправления Российской Федерации.

Учебник разработан на базе Конституции Россий­ской Федерации 1993 года, законодательных актов, принятых в ее развитие, а также практики деятельности органов государственной власти и органов местного са­моуправления.

Структура учебника соответствует тематическому плану изучения курса "Конституционное право Россий­ской Федерации". Содержащиеся в учебнике проблем­ные вопросы по каждой теме дают возможность развить у обучаемых навыки творческого мышления, способ­ность принятия научно обоснованных решений. Про­блемные вопросы могут быть использованы как для об­суждения на семинарских и групповых занятиях, так и для подготовки научных сообщений или рефератов. С целью осуществления студентами самостоятельной про­верки качества полученных ими знаний в учебнике по­мещены контрольные вопросы.


Глава 1

Конституционное право • ведущая отрасль права Российской Федерации

§ I! Понятие конституционного права как отрасли права

Российское право представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установлен­ных, санкционированных государством.^ исполнение ко­торых обеспечивается^ также государством. Будучи еди­ным по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части - отрасли.

Отрасль права - это самостоятельная "часть право­вой системы, совокупность правовых норм,^регламенти-рующих специфическим методом" качественно однород­ные общественные отношения. К числу отраслей права относятся: конституционное, административное, граж­данское, "срйнансовоё, трудовое, уголовное, уголовно-процёссуально"ё',Экологическое и др.

Необходимость отраслевой дифференциации право­вой системы обусловлена широтой и многообразием об­щественных отношений, регулируемых правовыми нор­мами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов.

В юридической науке основными критериями де­ления права на отрасли являются предмет и метод пра­вового регулирования.

Дре^хепгправового регулирования составляют ка-^ествення-^днородные общественные отношения,.на, ко-^го^ые__направлено_воз действие J^ymM норм „той или иной отрасли права." ~

Под методом ^правового регулирования понимаются ^пегуя^ические приемы, способы воздействия на обще-, ственные отношения со стрдоны государства^ ^его орга­нов,)^ помощью правовых норм.

Следовательно, для уяснения понятия конституци­онного права необходимо определить его предмет и ме­тод.


Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Феде­рации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конститу­ции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и лич­ностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находя­щихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетен­ции Федерации и предмета совместного ведения Федера­ции и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т,д.;

4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судеб­ной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права многоаспектен, что обусловлено многообразием содержания и сложным характером общественных от­ношений, объединяемых предметом конституционного права. Понимая под методом совокупность специфиче-ских приемов, способов, средств воздействия на участ­ников этих отношений, можно выделить наиболее суще­ственные из них.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государ­ственно-властными полномочиями. Такой метод регули­рования получил в юридической науке наименование "метод властеотношений".

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться веле­ниям стороны, наделенной такими полномочиями.

Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения является установление кон-


кретных правомочий и обязанностейучастников отноше­ний (организация выборов, деятельность депутатов, реа­лизация компетенции государственными органами и др.).

Методу регулирования общественных отношений свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеа­лов и т.д.).

Метод конституционного права использует и такие классические способы воздействия на участников обще­ственных отношений, как дозволение, запрет, возложе­ние обязанностей, установление равенства сторон в от­ношениях.

Таким образом, определив предмет конституцион­ного права и особенности его метода, можно сформули­ровать понятие конституционного права как отрасли российского права.

KoHcmumjfy^HHoe^Jnj^ua^-^ma.JseQiwaa..олфаслъ

^оссицскогр^л^ав^.п^6^?^"8^^^ совокупность правовых норм, остановленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы консти­туционного строя Российской Федерации, взаимоотно­шений между государством и личностью, федеративно­го устройства^ России, организации и деятельности системы органов государственнойвласти, местного самоуправления,.

§ 2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права - это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, со­ставляющие предмет конституционного права.

Для норм конституционного права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобя­зательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гаран­тий, защита от нарушений принудительными средства­ми и т.д.

Вместе с тем нормам конституционного права при­сущ ряд специфических особенностей. Во-первых, нор­мы конституционного права регулируют наиболее важ­


ные, коренные общественные отношения. Во-вторых, они устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации и являются осно­вополагающими для норм других отраслей права. В-третьих, нормы конституционного права имеют свои структурные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, имеющих, как правило, три структур­ных элемента: гипотезу (условие, при котором приме­няется данное правило поведения), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на послед­ствия неисполнения обязанности), в статьях норматив­но-правовых актов, содержащих нормы конституцион­ного права, формулируются лишь диспозиция и гипоте­за, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административно­го права и т.д.).

Нормы конституционного права можно подразде­лить на группы, то есть классифицировать. Эта класси­фикация может быть проведена по различным призна­кам, критериям. В юридической науке существует не­мало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы консти­туционного строя Российской Федерации (глава 1 Кон­ституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Кон­ституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятель­ности системы органов государственной власти (главы 4 - 8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

Кроме того, нормы конституционного права подраз­деляются по характеру содержащихся предписаний на:

1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции РФ);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции РФ);


3) запрещающие (ст. 13 Койституции РФ);

по степени определенности содержащихся предпи­саний:

1) императивные (ст. 72 Конституции РФ);

2) диапозитивные (ст.66 Конституции РФ);

по юридической силе (форме закрепления):

1) конституционные (обладающие высшей юриди­ческой силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Таковы основные видга конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционно­го права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и республиканские и т.д.

Нормы конституционного права могут быть объ­единены в правовые институты по признаку регулиро­вания однородных и взаимосвязанных общественных. отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт гражданства, институт избирательного права и др.

Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

Для общественных отношений вообще и для право­отношений в частности характерно наличие как мини­мум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъ­ектами конституционно-правовых отношений выступа­ют:

- народ (проведение референдумов, выборов в выс­шие органы Федерации, органы субъектов);

- Российское федеративное государство;

- субъекты Российской Федерации <респу блики, края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, автономная область, автономные окру­га);

- административно-территориальные единицы (рай­оны, города, районы в городах, городские и муници­пальные округа, префектуры, поселки, села);


- государственные органы законодательной, испол­нительной и судебной власти;

- органы местного самоуправления;

- Президент Российской Федерации - глава Россий­ского государства;

- главы государств - субъектов Российской Федера­ции;

- общественные объединения граждан (партии, об­щественные организации, движения, комитеты и т.д.);

- депутаты представительных органов государ­ственной власти;

- комиссии и комитеты органов законодательной

власти;

- общие собрания граждан, сельские сходы;

- избирательные комиссии;

- граждане Российской Федерации;

- иностранцы и лица без гражданства (прием в рос­сийское гражданство).

Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельства­ми, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса "Теория государства и права" известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под дей­ствиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации является действием, порождающим возникновение кон­ституционно-правовых отношений между Федерацией и ее субъектом.

Событиями как юридическими фактами могут яв­ляться, например, рождение и смерть человека, которые влекут за собой возникновение или прекращение кон­ституционно-правовых отношений гражданства, пользо­вания конституционными правами и свободами.

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно разделить на отдельные группы. В основе такой


ID

классификации лежат те же признаки, что и при клас­сификации норм конституционного права. Наиболее распространенным критерием классификации в юриди­ческой науке являются субъекты конституционно-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, од­ной из сторон в которых являются перечисленные выше субъекты.

Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (право-установительные, правоохранительные), по времени дей­ствия (срочные, постоянные).

§ 3. Источники конституционного права

Под источником конституционного права (в юри­дическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, которые регулиру­ют общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет конституционного права.

Источниками российского конституционного права являются законодательные и иные правовые акты, кото­рые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации - глав­ный источник государственного права. Конституция -это основной закон любого государства. Ее нормы регу­лируют наиболее важные, коренные общественные от­ношения. Нормы Конституции обладают высшей юри­дической силой. Это означает, что никакой другой зако­нодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фунда­мент всего действующего законодательства. В соот­ветствии с ней строится вся нормотворческая деятель­ность в государстве.

2. Конституции республик, находящихся в со­ставе Российской Федерации. Они принимаются выс­шими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не должна про-


тиворечить Конституции России. Вместе с тем респу­бликанские Конституции учитывают особенности субъ­ектов Федерации, так как вне пределов ведения Россий­ской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов респу­блики обладают всей полнотой государственной власти.

3. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, авто­номных областей и округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников кон­ституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и испол­нительных органов этих субъектов Федерации (ст.66 п.З).

4. Законы, Российской Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает наличие двух видов законов: федеральные конституционные за­коны и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы принима­ются по вопросам, предусмотренным самой Конституци­ей, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Среди них вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст.56);

принятия в Федерацию и образования в ее составе ново­го субъекта, изменения статуса субъектов (ст.65,66);

утверждения описания и порядка использования госу­дарственных символов России (ст. 70); назначения и про­ведения референдумов (ст.84); определения режима во­енного положения (ст.87); введения чрезвычайного по­ложения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст.88); регулирования деятельности управо-моченного по правам человека в Государственной Думе (ст. 103); определения порядка деятельности Правитель­ства Российской Федерации (ст.114); установления су­дебной системы (ст. 118), а также закрепления порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128); установления оснований и порядка созыва Кон­ституционного Собрания (ст.135).


Федеральные законы, в соответствии со ст. 10 5 Кон­ституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обна-родуются Президентом Российской Федерации. Основ­ной круг вопросов, подлежащих регулированию феде­ральными законами, определен самой Конституцией РФ в более чем 40 статьях.

Так, регулированию федеральными законами под­лежат: ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст.З^; порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст.6); установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст.29); установление условий и порядка пользования землей (ст.Зб); регламентирование судопроизводства (ст.47, 49 - 51); утверждение оснований ограничения прав и свобод (ст.55); определение порядка несения во­енной или альтернативной службы (ст. 59); регламенти­рование вопросов двойного гражданства (ст.62); регули­рование отношений автономных округов с краем или областью (ст.66); установление статуса столицы (ст. 70);

установление системы налогов, взимаемых в федераль­ный бюджет (ст. 75); определение порядка выборов Пре­зидента Российской Федерации (ст.81); закрепление ста­туса Совета Безопасности (ст.83); установление порядка формирования Совета Федерации и выбора депутатов Государственной Думы (ст. 96); установление состава и порядка деятельности счетной палаты (ст.101); устано­вление статуса судей (ст.121-124); определение полномо­чий и порядка деятельности прокуратуры (ст. 129) и др.

Конституция закрепляет порядок принятия феде­ральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107), который будет под­робно рассмотрен в последующих главах учебника. В Конституции установлено также верховенство этих за­конов над всеми иными актами государственных орга­нов, а также над законами субъектов Федерации.

Принципиальный характер имеют также положе­ния, сформулированные в ст. 15 Конституции РФ, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, дол­жностных лиц, граждан и их объединений.


Для характеристики законов как источников кон­ституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубли­кованы официально для всеобщего сведения.

Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 года. Статья 2 Закона устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Фе­дерации. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газе­те" и "Собрании законодательства Российской Федера­ции". Закон вступает в силу одновременно на всей тер­ритории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

5. Указы и, распоряжения Президента. Российс­кой Федерации. Обладая широкими полномочиями. Пре­зидент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для испол­нения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции РФ подчеркивается, что указы и распо­ряжения Президента не должны противоречить Консти­туции Российской Федерации и федеральным законам.

В Конституции РФ предусмотрено также, что ука­зы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения подлежат утверждению Сове­том Федерации (ст. 102).

Согласно ст. 12 5 Конституции РФ соответствие ука­зов и распоряжений Президента РФ Конституции РФ разрешается Конституционным Судом Российской Феде-


рации по запросам Президента, Совета Федерации, Госу­дарственной Думы, одной пятой членов Совета Федера­ции или депутатов Государственной Думы, Правитель­ства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации.

6. Акты палат Федерального Собрания - парла­мента Российской Федерации, представительног9 и за­конодательного органа.

В соответствии -со ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации принимает постановления по вопросам, от­несенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Консти­туцией. Такой особый порядок установлен, например, для принятия федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст.108).

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Так, для утверждения федерального конституционного закона постановление Государственной Думы принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы.

7. Источником конституционного права являются также Декларации..

Именно в этой форме были приняты такие важ­нейшие акты, как'"Декларация о государственном суве­ренитете РСФСР" от 12 июня 1990 года, "Декларация о языках народов России" от 25 октября 1991 года и др. Как правило, в форме деклараций закрепляются общие принципы конституционно-правового развития.

8. Постановления и распоряжения Правитель­ства Российской Федерации. Они издаются на основа­нии и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти поста­новления и распоряжения обязательны к исполнению в


Российской Федерации. В случае их противоречия Кон­ституции, законам и указам они могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Кроме этих видов актов, Правительство принимает также заключения. Статья 104 Конституции РФ устана­вливает, что законопроекты о введении или отмене на­логов, освобождении от их уплаты, о выпуске государ­ственных займов, об изменении финансовых обяза­тельств государства, другие законопроекты, предусмат­ривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии за­ключения Правительства Российской Федерации.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирую­щие вопросы организации и деятельности Совета Феде­рации и Государственной Думы. Они применяются са­мой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Федеративный характер устройства России об­условливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации.

11. Договоры и соглашения, заключаемые Рос­сийской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

'12. После принятия Конституции Российской Фе­дерации 1993 года в числе источников конституционно­го права появился еще один вид актов. Статья 15 Конс­титуции РФ впервые в истории конституционного зако­нодательства устанавливает, что общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем международным договором, то применяются


правила международного договора. Из этих положе­ний следует, что в данных международно-правовых ак­тах содержатся нормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права, хотя очевидны пробле­мы, связанные с реализацией таких норм.

13. Решения Конституционного Суда Россий­ской Федерации - специфический источник конститу­ционного права. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный. Суд не может принимать нормативных актов. Вместе с тем его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они дей­ствуют непосредственно, не требуют подтверждения дру­гими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Большое значение для правильного понимания и приме­нения конституционно-правовых норм имеют поста­новления Конституционного Суда по толкованию Кон­ституции Российской Федерации.

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу, что обусловле­но особенностями исторического развития России на современном этапе. Как установлено в ст.2 второго раз­дела Конституции Российской Федерации "Заключи­тельные и переходные положения", законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Россий­ской Федерации до вступления в силу настоящей Кон­ституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

15. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, реализуя свои полно­мочия, установленные восьмой главой Конституции Рос­сийской Федерации, издают по вопросам своей компе­тенции правовые акты.

16. В отдельных случаях источником конституци­онного права могут: быть акты, издаваемые чрезвычай­ными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст.55 Конституции -РФ предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ог-


раничены федеральным законом в целях защиты кон­ституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В заключение следует подчеркнуть, что источни­ками конституционного права являются не все перечис­ленные выше акты, а только те из них, которые содер­жат нормы конституционного права.

§ 4. Место конституционного права в системе права Российской Федерации

Конституционное право занимает ведущее место в системе права в силу характера и содержания его основ­ного источника - Конституции Российской Федерации. В нормах конституционного права закреплены основопо­лагающие принципы всех других правовых отраслей. Так, например, положения ст.8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст.9 -земельного права; ст.37 - трудового права и т.д. В регу­лировании общественных отношений все иные отрасли права исходят из норм, институтов и принципов консти­туционного права. Как подчеркивается в ст. 15 Консти­туции РФ, "законы и иные правовые акты, прини­маемые в Российской Федерации, не должны противоре­чить Конституции Российской Федерации".

Ведущее место конституционного права опреде­ляется, таким образом, тем, что конституционные нор­мы и принципы лежат в основе всей текущей нор-мотворческой деятельности. Особенно эта роль возраста­ет с принятием новой Конституции, когда вслед за ней коренным образом совершенствуется, изменяется и до­полняется вся законодательная система государства.

Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ве­дущему положению конституционного права. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют прави­ла поведения, установленные нормами конституционно­го права. Нормы других отраслей права конкретизируют правила поведения, установленные нормами конститу­ционного права.

Конституционное право как отрасль права - единая

органичная система. Его ^птрт" ''"ру^р^г''"*^—^^ от-| Бмб-Убиотека

,1 |У1ГЭИ


дельным государственно-правовым институтам, с учетом специфики как содержания, так и значения в регулиро­вании тех или иных видов общественных отношений.

Система конституционного права как отрасли права включает следующие группы норм:

1) закрепляющие и регулирующие основы консти­туционного строя Российской Федерации;

2) устанавливающие основы взаимоотношений меж­ду государством и личностью; права, свободы и обязан­ности человека и гражданина;

3) закрепляющие национально-государственное уст­ройство Российской Федерации;

4) устанавливающие порядок образования и функ­ционирования, основы компетенции системы высших органов государственной власти, а также местного са­моуправления;

5) закрепляющие порядок внесения конституци­онных поправок и пересмотра Конституции, заключи­тельные и переходные положения.

Проблемные вопросы, темы:

В юридической науке вопрос о названии данной от­расли права является дискуссионным. Как в отечествен­ной, так и в зарубежной науке употребляются термины "конституционное право" и "государственное право". В основе терминологического различия лежит неодинако­вый подход к определению содержания и источников этой ведущей отрасли права. Кроме того, определенную роль играет сложившаяся научная традиция. Так, в США и Франции употребляется наименование "конституци­онное право", в Германии и России (до 1993 г.) наибо­лее часто употреблялся термин "государственное право".

Проблемными в научном отношений являются и вопросы о методе конституционного права, о соотноше­нии национального и международного права при опре­делении содержания конституционного права.

Контрольные вопросы:

1. Назовите критерии деления права на отрасли.

2. Определите понятие и содержание предмета консти­туционного права.


3. Перечислите общие и специфические признаки норм конституционного права.

4. Определите понятие конституционно-правовых отно­шений. Кто может являться их субъектами?

5. Приведите примеры юридических фактов каждого вида.

6. Определите роль конституционного права для профес­сиональной подготовки юриста.

Глава 2 Наука конституционного права

§ 1. Понятие и предмет науки конституционного права России

Следует отличать понятие конституционного права как науки от понятия конституционного права как ве­дущей отрасли национальной правовой системы.

Наука конституционного права - это отрасль право­ведения (государствоведения), которая изучает консти-туционногПравовые нормы и институты, а также обще­ственные отношения,, регулируемые ими, то есть кон­ституционно-правовые отношения, и практику реализа­ции норм и институтов конституционного права, анали­зирует закономерности их развития. На этой основе вы­рабатываются рекомендации по совершенствованию за­конодательной базы, а соответствующим государствен­ным органам,- рекомендации в области правопримени-тельной деятельности.

Наука конституционного права тесно связана с од­ноименной отраслью права и исследует закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных инсти­тутов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономи­ческих, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нор­мах конституционного права.

На основе изучения практики реализации консти­туционно-правовых норм и институтов наука призвана


осуществлять теоретическое прогнозирование и обосно­вание рекомендаций по совершенствованию конституци­онного законодательства.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний и включает следующие раз­делы.

1. Исследование понятийного аппарата, определе­ние понятий конституционного права как отрасли пра­ва, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом разви­тии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Феде­рации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и фбрмы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулиро­вания взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод чело­века и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государст­венного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предло­жений по учету национального вопроса в государствен­ном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирова­ния и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления су­дебной власти в Российской Федерации, а также орга­нов прокуратуры.

Ведущее место конституционного права как отрас­ли права определяет значимость и науки конституцион­ного права. Однако нельзя согласиться с высказываемой некоторыми учеными точкой зрения о ведущей роли этой науки в системе юридических наук. По нашему мнению, это место принадлежит общей теории госу­дарства и права, являющейся методологической базой для всей юридической науки.


Наука конституционного права в своих исследова­ниях использует следующие научные методы: материа­листической диалектики, формально-логического анали­за, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод и др.

Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основы­вается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят ме­тодологический характер. Конституционное право тесно связано с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления и разви­тия институтов конституционного права.

Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем что общепризнан­ные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 года включены в национальную пра­вовую систему, имеют приоритетный характер над внут­ренним законодательством, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с норма­ми международного права,

Источниками науки конституционного права яв­ляются:

1. Конституция и другие нормативно-правовые ак­ты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.

3. Законодательство зарубежных государств.

4. Международно-правовые Договоры, соглашения и

ДР.

5. Решения Конституционного Суда Российской Фе­дерации.

6. Доктринальные взгляды выдающихся отече­ственных и зарубежных исследователей конституцион­ного права.

7. Работы ведущих отечественных и зарубежных ученых-государствоведов.

Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия ис­тины. На основе изучения и обобщения практики наука


конституционного права определяет оптимальность дей­ствия норм и институтов, их эффективность, разрабаты­вает пути и способы совершенствования конституцион­ного законодательства.

§ 2. История развития науки конституционного права в России

Несмотря на отсутствие конституции в царской России, наука конституционного права существовала и развивалась. В основном этим занимался профессорско-преподавательский состав юридических учебных заве­дений. При написании учебников по конституционному праву использовался не только опыт государственного строительства России, но и широкий материал по кон­ституционному законодательству зарубежных, в основ­ном европейских государств.

В учебниках и монографиях на основе этого опыта российскими государствоведами разрабатывались кон­ституционно-правовые теории преобразования самодер­жавия в конституционную монархию. Наиболее широ­кое распространение получили труды И.Е.Андриевского, В.М.Гессена, А.Д.Градовского, В.В.Ивановского, М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, В.И.Сергеевича, Б.Н.Чичерина и др.

После Октябрьской революции 1917 года консти­туционно-правовая наука развивалась на базе марксист-ско-ленинской идеологии. Ее методологическую основу составили работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. По вопросам социалистического государства и права в этих работах были сформулированы принципиальные положения о диктатуре пролетариата; социалистическом государстве; руководящей.роли рабочего класса и его коммунистической партии в социалистическом государ­ственном строительстве; о роли народных масс в управ­лении государством; о сущности и содержании социа­листической демократии и самоуправления; о выборных представительных органах в лице Советов как полити­ческой основе государства; о социальной структуре об­щества; о положении личности в социалистическом об­ществе; о единстве прав и обязанностей граждан; о принципах и формах национально-государственного уст­


ройства при социализме; пролетарском интернациона­лизме и социалистическом федерализме, унитаризме и автономии; о системе органов социалистического госу­дарства и т.д.;

Эти теоретические идеи легли в основу деятель­ности по созданию и развитию социалистического госу­дарства и права. Они также составили методологи­ческую основу развития науки конституционного права на весь социалистический этап развития Российского государства. Следует подчеркнуть, что, несмотря на идеологическую заданность, принцип партийности и классовости в научных исследованиях, за последнее время было опубликовано большое число фундаменталь­ных работ по конституционному праву... Государствоведы принимали активное участие в подготовке проектов кон­ституций и других законодательных актов. Необходимо также отметить отсутствие глубоких исследований по истории развития науки конституционного права Рос­сии. Исключение составляет работа Н.Я.Куприца "Из истории науки советского государственного права" (М., 1970), которая, к сожалению, носит фрагментарный ха­рактер и в основном посвящена истории советского пе­риода.

После 1917 года Основы советской науки конститу­ционного права были заложены в работах П.И.Стучки, Н.В.Крыленко, Д.И.Курского, Е.Б.Пашуканиса, М.Н.Покровского, М.А.Рейснера и др.

В работах государствоведов послеоктябрьского пе­риода были исследованы вопросы становления и разви­тия древнерусской государственности, феодального этапа развития России. Эти вопросы проанализированы в тру­дах историков и государствоведов С.В.Юшкова, В.И.Невского, Б.Д.Грекова, Д.А.Магеровского, В.Н.Дур-деневского, К.А.Архипова. Государственно-правовые проблемы самодержавия периода абсолютизма и перехо­да к конституционной монархии исследованы в работах Б.А.Титлинова, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, П.А.Са-дикова, А.Е.Преснякова, Ю.В.Готье, И.Д.Мартысевича, К.А.Сафроненко, Ф.И.Калинычева.

В развитие науки конституционного права значи­тельный вклад внесли ученые-государствоведы, разраба­тывающие вопросы конституционной организации и


деятельности системы государственных органов России в рамках Союза ССР. Это И.А.Азовкин, М.В.Баглай, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов, Л.Д.Воеводин, А.И.Дени­сов, Д.Л.Златопольский, И.А.Исаев, М.П.Карева, М.Г.Кириченко, А.И.Ким, Е.И.Козлова, В.Ф.Коток, С.С.Кравчук, В.Н.Кудрявцев, И.Н.Кузнецов, Н.Я.Куп-риц, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев,. А.И.Лепешкин, Г.И.Литвинова, А.И.Лукьянов, Н.И.Матузов, Н.Г.Ми­шин, А.В.Мицкевич, Н.А.Михалева, Л.А.Морозова, В.С.Основин, В.А.Пертцйк, В.А.Ржевский, С.С.Сту-деникин, Б.Н.Топорнин, И.П.Трайнин, В.А.Туманов, Я.Н.Уманский, Н.П.Фарберов, О.И.Чистяков, К.Ф.Ше-ремет, Б.В.Щетинин, Б.С.Эбзеев и др.

Проблемные вопросы темы:

В науке конституционного права еще не нашли своего полного разрешения вопросы ее предмета, метода и места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы методологии и частных методов исследований. Мало исследована история развития науки конституци­онного права. В связи с провозглашением идеологиче­ского многообразия нуждаются в новых исследованиях, по существу, все основные институты и понятия госу-дарствоведения.

Самой острой проблемой науки конституционного права в настоящее время является разработка рекомен­даций по совершенствованию законодательства для ново­го исторического этапа развития Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Определите понятие и предмет науки конституцион­ного права.

2. Чем отличается наука от отрасли конституционного права?

3. Перечислите и дайте характеристику основных ис­точников науки конституционного права.

4. Какими методами исследований пользуется наука конституционного права?

5. Определите место науки конституционного права в системе общественных и юридических наук.


25 Глава 3 Учение о конституции

§ 1. Понятие, сущность и структура конституции как основного закона государства

Термин "конституция" (от лат. constitutio - устано­вление) был известен еще в Древнем Риме и использо­вался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели консти­туций как основного закона государства, 'в котором за­креплялось бы его устройство.

Конституции в собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политиче­ское господство буржуазии.

Под конституцией в юридической науке пони­мается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, ор­ганизации и деятельности системы государственных ор­ганов.

Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения полити­ческих сил, существующего на момент принятия основ­ного закона. Принятие новой конституции либо внесе­ние в нее серьезных изменений осуществляется классом, пришедшим к власти экономической и политической. Конституция есть результат экономической и полити­ческой борьбы в обществе, правовое закрепление дей­ствительного соотношения сил в этой борьбе.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что конституция как основной закон государства призвана служить инте­ресам всего общества. Именно поэтому многие госу­дарства устанавливают, что их конституции принимают­ся всем народом и служат интересам всего народа. Так, Конституция США использует формулу: "Мы, народ Соединенных Штатов Америки..."; ФРГ - "Немецкий на-


народ... принял в силу своей учредительной власти на­стоящий Основной Закон"; Франции - "Французский народ одобрил... Конституционный закон". Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 года начи­нается со слов: "Мы, многонациональный народ Россий­ской Федерации...". Такие формулировки подчеркивают идею о том, что главным источником учредительной конституционной власти является народ.

Структура конституций различных государств ми­ра многообразна. Вместе i тем анализ их содержания показывает, что практически каждая из них содержит нормы и институты, закрепляющие:

1. Основы общественного строя - политическую си­стему, принадлежность власти народу и формы реализа­ции народовластия, принцип разделения властей, осно­вы экономической системы, социальные отношения и политику государства.

2. Права, свободы и обязанности человека и граж­данина, порядок приобретения и утраты гражданства. Данные нормы и институты, по мнению большинства государствоведов, составляют главное назначение основ­ного закона, ибо в них содержатся правовые гарантии защиты граждан от произвола ^государства, его органов и должностных лиц.

3. Нормы, устанавливающие национально-государ­ственное устройство, субъектный состав федерации, ста­тус субъектов, основы разграничения предметов ведения и компетенции, установление государственной символи­ки, административное деление и т.д.

4. Систему, порядок формирования и основы ком­петенции высших органов государственной власти - за­конодательной, исполнительной и судебной, а также правовые основы взаимоотношений между органами различных ветвей власти.

5. Нормы, регламентирующие порядок принятия и изменения основного закона (как правило, более слож­ный, чем для текущего законодательства); порядок вступления в действие, а также нормы, придающие кон­ституции высшую юридическую силу, ставящие основ­ной закон на особое место в законодательной системе государства.


Для науки конституционного права важное значе­ние имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законо­дательство..

Различают действующие конституции:

1. По форме - писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государ­ственные институты и изложенные по определенной си­стеме. Неписаная - это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций (примером такой конституции служит английская конституция, содер­жащая совокупность множества актов, от Великой хар­тии вольностей 1215 года до Закона о министрах Коро­ны 1937 года, и базирующаяся на неписаном "общем праве" и судебных прецедентах).

2. По времени действия - временные и постоянные конституции, то есть имеющие ограниченный и неогра­ниченный срок действия. Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории были случаи принятия конституций на определенный срок. Зачастую временный характер конституций обусловлен неста­бильностью политической ситуации в стране, неустой­чивостью в соотношении политических сил в обществе.

. 3. В зависимости от способа принятия или изме­нения - гибкие (то есть изменяемые в обычном законо­дательном порядке) и жесткие (то есть принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом) кон­ституции.

4. По форме правления, определяемой самой кон­ституцией, - монархические и республиканские.

5. В зависимости от формы государственного уст­ройства - федеративные, унитарные и конфедера­тивные конституции.

6. По закрепленному политическому режиму - де­мократические, авторитарные и тоталитарные кон­ституции.


28 § 2. Развитие Конституции России

В Российском государстве основы конституционно­го строя и первые законодательные акты, которые носи­ли конституционный характер, возникли в начале XX века. Революция 1905 года привела к необходимости 'превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию/

Первым законодательным актом, имевшим консти­туционное значение, стал Манифест 17 октября 1905 года, который провозгласил введение гражданских сво­бод и создание законодательного органа в виде Государ­ственной думы, которая ограничивала самодержавную власть монарха. В апреле 1906 года были приняты "Основные государственные законы", определившие двухпалатную парламентскую систему, однако устана­вливающие, что вместе с Думой и Государственным со­ветом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретает силы. В октябре 1905 года актом "О мерах к укрепле­нию единства в деятельности министерств головных управлений" была осуществлена реорганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий орган. С 1906 года каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государ­ственного совета. Указом "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" от 11 декабря 1905 года значительно расширен круг избирателей.

О конституционном характере "Основных государ­ственных законов" свидетельствует то, что их изменение могло осуществляться только по инициативе императо­ра.

До 1917 года был принят ряд актов, развивающих положения основных законов: Закон о военно-полевых судах; Указ об уравнений крестьян в правах с другими сословиями; Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы; Новое положение о выборах; Закон о поряд­ке издания касающихся Финляндии законов и поста­новлений;. Указ о роспуске Государственной думы от 25 февраля 1917 года и др.

Ряд актов конституционного значения был принят в период между февральской и Октябрьской революция-


ми 1917 года. Они издавались Временным правительст­вом, способствовали демократизации общественной жиз­ни, однако в большинстве своем реализованы не были.

Победа Октябрьской революции в России привела к смене общественно-экономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило необходимость разработки и принятия кон­ституции социалистического типа. Первая Советская Конституция была принята 10 июля 1918 года V Все­российским съездом Советов. Она закрепляла:

- диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, устано­вление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации чело­века человеком;

- установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;

- создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности, равнопра­вие трудящихся.

Конституция РСФСР 1918 года носила четко вы­раженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим клас­сом. Она явилась образцом для конституций других не­зависимых советских республик: Белорусской (1919 го­да), Украинской (1919 года). Азербайджанской (1921 года), Армянской (1922 года), Грузинской (1922 года).

После образования Союза ССР в 1922 году на осно­ве Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая Конституция СССР 1924 года, а на ее основе - новая Конституция РСФСР 1925 года. Даль­нейшее развитие Конституции России шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.

В середине 30-х годов в советском союзном госу­дарстве было провозглашено построение основ социа­лизма. Социалистические общественные отношения ста­ли господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали кон­ституционного закрепления.


В декабре 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Со­ветов СССР принял новую общесоюзную Конституцию, на основе которой в 1937 году была принята новая Кон­ституция РСФСР. Она отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической си­стемы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерас­тание государства диктатуры пролетариата в общенарод­ное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избира­тельных прав; ввела новую систему представительных органов государственной власти; расширила конститу­ционно закрепленный круг прав и свобод граждан.

В 1977 году в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Консти­туция. На ее основе в 1978 году ^была принята Консти­туция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 года, хо­тя и со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991-1993 годах.

12 декабря 1993 года путем всенародного голосова­ния была принята новая Конституция Российской Феде­рации, которая явилась завершением очередного исто­рического этапа развития России, стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни рос­сийского общества. Сущность этих преобразований со­стоит в переходе от социалистической системы хо­зяйства к рыночной экономике, от авторитарной поли­тической системы к многопартийности, от всевластия Советов к разделению властей, к построению демократи­ческого правового государства. Многочисленные измене­ния и дополнения Конституции РСФСР 1978 года не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

В марте 1993 года после острого политического кризиса между законодательной и исполнительной влас­тями Президентом Российской Федерации был издан Указ о назначении на 25 апреля референдума о доверии Президенту и одновременно по проекту новой Конститу-


ции и проекту закона о выборах в парламент Россий­ской Федерации. По итогам референдума 60 процентов голосующих выразили доверие Президенту и высказа­лись за досрочное переизбрание депутатов. В мае 1993 года Президентом Российской Федерации был издан Указ № 660 "О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации", которым созыва­лось Конституционное совещание для завершения подго­товки проекта новой Конституции РФ. Для работы в этом органе были приглашены представители органов государственной власти (как федеральных, так и субъ­ектов), местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, религиозных организаций, товаропроизводителей, предпринимателей. В состав Кон­ституционного совещания были также приглашены чле­ны Конституционной комиссии Съезда народных депу­татов, представители от депутатских фракций. Прези­дента РФ, Правительства РФ, высших судебных органов и Генеральной прокуратуры РФ. Это совещание работало более месяца и изучило около 50 тысяч замечаний и предложений к проекту; внесено свыше 500 поправок и разработано около 40 принципиально новых норм-. 12 июля 1993 года Конституционное совещание одобрило проект.

12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных из­бирателей (54,8% от общего числа). За принятие Кон­ституции из них проголосовало свыше 54%, что означа­ло принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

Как нами уже отмечалось, конституция любого го­сударства с точки зрения ее сущности и предназначения является отражением объективных процессов обще­ственного развития, отражением сложившегося в об­ществе реального соотношения политических сил. Лю­бые крупные изменения этого соотношения, как пока­зывает опыт конституционного строительства, неизбеж­но влекут за собой изменения в содержании основного закона.

Какие принципиально новые положения содержат­ся в Конституции Российской Федерации 1993 года?


По-новому закреплены основополагающие принци­пы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 "Основы конституционного строя". Нормы эти практически полностью деидеологизированы в отличие' от ранее действовавших конституций России социали­стического, типа.

Российская Федерация провозглашается демокра­тическим федеративным правовым государством с рес­публиканской формой правления. В Конституции за­креплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России..

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей цен­ностью, а соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства.

В Конституции Российской Федерации 1993 года последовательно проведен классический принцип госу­дарственности - разделение законодательной, исполни­тельной и судебной властей, которые являются само­стоятельными (ст.10).

Важной конституционной новеллой является по­ложение об особой защите установленной системы госу­дарственной власти. В ст.З подчеркивается: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. За­хват власти или присвоение властных полномочий пре­следуется по федеральному закону".

В отличие от Конституции РСФСР 1978 года в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение в ней. В частности, конституционно закреплен институт частной собствен­ности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), устано­влено признание и равная защита частной, государ­ственной, муниципальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция Российской Федера­ции 1993 года устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Этот принцип дополняется признанием


многопартийности, установлением равенства обществен­ных объединений перед законом.

Впервые в российском законодательстве Конститу­ция РФ 1993 года определяет светский характер Рос­сийской Федерации. Никакая религия не может устана­вливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Российская Федерация провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации и ее прямом действии на всей территории государства; о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Россий­ской Федерации; об обязательности Конституции и за­конов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 года впервые устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативно-правовые акты, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, не могут применяться, если они не опубликова­ны официально для всеобщего сведения (ст. 15).

Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой си­стемы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены другие Правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила международ­ного договора.

Все положения, включенные в содержание главы 1 Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя Российской Федерации и нахо­дятся под повышенной правовой охраной даже по срав- ^ нению с другими нормами Конституции. В частности, установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конститу­ционного строя. Кроме того, предусмотрен особый поря­док изменения этих положений, которые не могут быть

23ак.235, •


пересмотрены Федеральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми от об­щего числа членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законодательством созывается Кон­ституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст. 135).

По сравнению с предшествующими конституциями Конституция Российской Федерации 1993 года внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие ин­ститут прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах главы 2 "Права и свободы человека и гражда­нина" в обобщенном виде использованы все действую­щие международно-правовые акты в этой области. За­креплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и при­надлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, наси­лия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определе­ния и указания национальности; право свободного пере­движения и выбора места жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность;

запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др.

Конституция Российской Федерации устанавли­вает, что перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление дру­гих общепризнанных прав и свобод.

Важное, значение имеет также впервые закреплен­ный в Конституции Российской Федерации принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В ней содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Фе­дерации, на сохранение России как единого федера­тивного государства. Важно отметить, что большинство этих положений включено в содержание основ консти­туционного строя, которые, как мы отмечали выше, на­ходятся под повышенной правовой защитой. В этом от­ношении принципиальный характер носят положения


3&

ст.4 и 5 Конституции России, в которых закреплено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; Конституция и законы Федерации имеют верховенство на всей территории Российской Фе­дерации; Российская Федерация обеспечивает целост­ность и неприкосновенность своей территории; федера­тивное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государ­ственной власти.

Для сохранения целостности и самого существова­ния России принципиальный, характер имеет ликвида­ция в Конституции 1993 года понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Кон­ституции установлено, что во взаимоотношениях с феде­ральными органами власти все субъекты Федерации равноправны. В отличие от ранее действовавших. Кон­ституция 1993 года более четко разграничивает предмет ведения Федерации и ее субъектов.

Конституция Российской Федерации 1993 года со­держит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция вы­водит Президента РФ из системы исполнительной влас­ти и ставит его на особое самостоятельное место в систе­ме высших органов. По существу. Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложено определение основных направлений внут­ренней и внешней политики, функции своеобразного ар­битра в спорах между органами власти Федерации и др.

Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 года внесла серьезные изменения в порядок формирова­ния и деятельности высшего представительного органа. Парламентом Российской Федерации является Феде­ральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Фе­дерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действовавших конституций, определявших принцип равенства палат Верховного Сов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: