Учебник подготовлен в соответствии с программой по дисциплине "Конституционное право Российской Федерации" и предназначен для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция".
Изучение конституционного права Российской Федерации является составной частью специальной подготовки будущих правоведов. Цель учебника - вооружить обучаемых знаниями по вопросам содержания и места конституционного права в системе права Российской Федерации, сущности Конституции России, понятия и содержания основ конституционного строя страны, взаимоотношений государства и личности, правового положения и организации деятельности органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и органов местного самоуправления Российской Федерации.
Учебник разработан на базе Конституции Российской Федерации 1993 года, законодательных актов, принятых в ее развитие, а также практики деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
|
|
Структура учебника соответствует тематическому плану изучения курса "Конституционное право Российской Федерации". Содержащиеся в учебнике проблемные вопросы по каждой теме дают возможность развить у обучаемых навыки творческого мышления, способность принятия научно обоснованных решений. Проблемные вопросы могут быть использованы как для обсуждения на семинарских и групповых занятиях, так и для подготовки научных сообщений или рефератов. С целью осуществления студентами самостоятельной проверки качества полученных ими знаний в учебнике помещены контрольные вопросы.
Глава 1
Конституционное право • ведущая отрасль права Российской Федерации
§ I! Понятие конституционного права как отрасли права
Российское право представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных, санкционированных государством.^ исполнение которых обеспечивается^ также государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части - отрасли.
Отрасль права - это самостоятельная "часть правовой системы, совокупность правовых норм,^регламенти-рующих специфическим методом" качественно однородные общественные отношения. К числу отраслей права относятся: конституционное, административное, гражданское, "срйнансовоё, трудовое, уголовное, уголовно-процёссуально"ё',Экологическое и др.
Необходимость отраслевой дифференциации правовой системы обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов.
|
|
В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Дре^хепгправового регулирования составляют ка-^ествення-^днородные общественные отношения,.на, ко-^го^ые__направлено_воз действие J^ymM норм „той или иной отрасли права." ~
Под методом ^правового регулирования понимаются ^пегуя^ические приемы, способы воздействия на обще-, ственные отношения со стрдоны государства^ ^его органов,)^ помощью правовых норм.
Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.
Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т,д.;
4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.
Метод правового регулирования конституционного права многоаспектен, что обусловлено многообразием содержания и сложным характером общественных отношений, объединяемых предметом конституционного права. Понимая под методом совокупность специфиче-ских приемов, способов, средств воздействия на участников этих отношений, можно выделить наиболее существенные из них.
Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование "метод властеотношений".
Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.
Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения является установление кон-
кретных правомочий и обязанностейучастников отношений (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.).
Методу регулирования общественных отношений свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеалов и т.д.).
Метод конституционного права использует и такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.
Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности его метода, можно сформулировать понятие конституционного права как отрасли российского права.
KoHcmumjfy^HHoe^Jnj^ua^-^ma.JseQiwaa..олфаслъ
^оссицскогр^л^ав^.п^6^?^"8^^^ совокупность правовых норм, остановленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства^ России, организации и деятельности системы органов государственнойвласти, местного самоуправления,.
|
|
§ 2. Конституционно-правовые нормы и отношения
Нормы конституционного права - это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Для норм конституционного права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т.д.
Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. Во-первых, нормы конституционного права регулируют наиболее важ
ные, коренные общественные отношения. Во-вторых, они устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации и являются основополагающими для норм других отраслей права. В-третьих, нормы конституционного права имеют свои структурные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, имеющих, как правило, три структурных элемента: гипотезу (условие, при котором применяется данное правило поведения), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на последствия неисполнения обязанности), в статьях нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, формулируются лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административного права и т.д.).
Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть проведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существует немало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:
|
|
1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);
2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);
3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);
4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4 - 8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).
Кроме того, нормы конституционного права подразделяются по характеру содержащихся предписаний на:
1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции РФ);
2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции РФ);
3) запрещающие (ст. 13 Койституции РФ);
по степени определенности содержащихся предписаний:
1) императивные (ст. 72 Конституции РФ);
2) диапозитивные (ст.66 Конституции РФ);
по юридической силе (форме закрепления):
1) конституционные (обладающие высшей юридической силой);
2) содержащиеся в иных законодательных актах.
Таковы основные видга конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и республиканские и т.д.
Нормы конституционного права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных. отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт гражданства, институт избирательного права и др.
Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.
Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:
- народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы Федерации, органы субъектов);
- Российское федеративное государство;
- субъекты Российской Федерации <респу блики, края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа);
- административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села);
- государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
- органы местного самоуправления;
- Президент Российской Федерации - глава Российского государства;
- главы государств - субъектов Российской Федерации;
- общественные объединения граждан (партии, общественные организации, движения, комитеты и т.д.);
- депутаты представительных органов государственной власти;
- комиссии и комитеты органов законодательной
власти;
- общие собрания граждан, сельские сходы;
- избирательные комиссии;
- граждане Российской Федерации;
- иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).
Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса "Теория государства и права" известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации является действием, порождающим возникновение конституционно-правовых отношений между Федерацией и ее субъектом.
Событиями как юридическими фактами могут являться, например, рождение и смерть человека, которые влекут за собой возникновение или прекращение конституционно-правовых отношений гражданства, пользования конституционными правами и свободами.
Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно разделить на отдельные группы. В основе такой
ID
классификации лежат те же признаки, что и при классификации норм конституционного права. Наиболее распространенным критерием классификации в юридической науке являются субъекты конституционно-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные выше субъекты.
Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (право-установительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).
§ 3. Источники конституционного права
Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, которые регулируют общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет конституционного права.
Источниками российского конституционного права являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:
1. Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Конституция -это основной закон любого государства. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.
Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве.
2. Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не должна про-
тиворечить Конституции России. Вместе с тем республиканские Конституции учитывают особенности субъектов Федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти.
3. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.
Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст.66 п.З).
4. Законы, Российской Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает наличие двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Среди них вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст.56);
принятия в Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменения статуса субъектов (ст.65,66);
утверждения описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначения и проведения референдумов (ст.84); определения режима военного положения (ст.87); введения чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст.88); регулирования деятельности управо-моченного по правам человека в Государственной Думе (ст. 103); определения порядка деятельности Правительства Российской Федерации (ст.114); установления судебной системы (ст. 118), а также закрепления порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128); установления оснований и порядка созыва Конституционного Собрания (ст.135).
Федеральные законы, в соответствии со ст. 10 5 Конституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обна-родуются Президентом Российской Федерации. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральными законами, определен самой Конституцией РФ в более чем 40 статьях.
Так, регулированию федеральными законами подлежат: ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст.З^; порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст.6); установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст.29); установление условий и порядка пользования землей (ст.Зб); регламентирование судопроизводства (ст.47, 49 - 51); утверждение оснований ограничения прав и свобод (ст.55); определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59); регламентирование вопросов двойного гражданства (ст.62); регулирование отношений автономных округов с краем или областью (ст.66); установление статуса столицы (ст. 70);
установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет (ст. 75); определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст.81); закрепление статуса Совета Безопасности (ст.83); установление порядка формирования Совета Федерации и выбора депутатов Государственной Думы (ст. 96); установление состава и порядка деятельности счетной палаты (ст.101); установление статуса судей (ст.121-124); определение полномочий и порядка деятельности прокуратуры (ст. 129) и др.
Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107), который будет подробно рассмотрен в последующих главах учебника. В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов Федерации.
Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции РФ, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.
Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 года. Статья 2 Закона устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.
5. Указы и, распоряжения Президента. Российской Федерации. Обладая широкими полномочиями. Президент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции РФ подчеркивается, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В Конституции РФ предусмотрено также, что указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).
Согласно ст. 12 5 Конституции РФ соответствие указов и распоряжений Президента РФ Конституции РФ разрешается Конституционным Судом Российской Феде-
рации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6. Акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительног9 и законодательного органа.
В соответствии -со ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. Такой особый порядок установлен, например, для принятия федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст.108).
Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Так, для утверждения федерального конституционного закона постановление Государственной Думы принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
7. Источником конституционного права являются также Декларации..
Именно в этой форме были приняты такие важнейшие акты, как'"Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года, "Декларация о языках народов России" от 25 октября 1991 года и др. Как правило, в форме деклараций закрепляются общие принципы конституционно-правового развития.
8. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в
Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, законам и указам они могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).
Кроме этих видов актов, Правительство принимает также заключения. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.
10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации.
11. Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.
'12. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов. Статья 15 Конституции РФ впервые в истории конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем международным договором, то применяются
правила международного договора. Из этих положений следует, что в данных международно-правовых актах содержатся нормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права, хотя очевидны проблемы, связанные с реализацией таких норм.
13. Решения Конституционного Суда Российской Федерации - специфический источник конституционного права. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный. Суд не может принимать нормативных актов. Вместе с тем его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.
Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Большое значение для правильного понимания и применения конституционно-правовых норм имеют постановления Конституционного Суда по толкованию Конституции Российской Федерации.
14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу, что обусловлено особенностями исторического развития России на современном этапе. Как установлено в ст.2 второго раздела Конституции Российской Федерации "Заключительные и переходные положения", законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
15. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.
16. В отдельных случаях источником конституционного права могут: быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст.55 Конституции -РФ предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ог-
раничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В заключение следует подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы конституционного права.
§ 4. Место конституционного права в системе права Российской Федерации
Конституционное право занимает ведущее место в системе права в силу характера и содержания его основного источника - Конституции Российской Федерации. В нормах конституционного права закреплены основополагающие принципы всех других правовых отраслей. Так, например, положения ст.8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст.9 -земельного права; ст.37 - трудового права и т.д. В регулировании общественных отношений все иные отрасли права исходят из норм, институтов и принципов конституционного права. Как подчеркивается в ст. 15 Конституции РФ, "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
Ведущее место конституционного права определяется, таким образом, тем, что конституционные нормы и принципы лежат в основе всей текущей нор-мотворческой деятельности. Особенно эта роль возрастает с принятием новой Конституции, когда вслед за ней коренным образом совершенствуется, изменяется и дополняется вся законодательная система государства.
Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ведущему положению конституционного права. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права. Нормы других отраслей права конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного права.
Конституционное право как отрасль права - единая
органичная система. Его ^птрт" ''"ру^р^г''"*^—^^ от-| Бмб-Убиотека
,1 |У1ГЭИ
дельным государственно-правовым институтам, с учетом специфики как содержания, так и значения в регулировании тех или иных видов общественных отношений.
Система конституционного права как отрасли права включает следующие группы норм:
1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации;
2) устанавливающие основы взаимоотношений между государством и личностью; права, свободы и обязанности человека и гражданина;
3) закрепляющие национально-государственное устройство Российской Федерации;
4) устанавливающие порядок образования и функционирования, основы компетенции системы высших органов государственной власти, а также местного самоуправления;
5) закрепляющие порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции, заключительные и переходные положения.
Проблемные вопросы, темы:
В юридической науке вопрос о названии данной отрасли права является дискуссионным. Как в отечественной, так и в зарубежной науке употребляются термины "конституционное право" и "государственное право". В основе терминологического различия лежит неодинаковый подход к определению содержания и источников этой ведущей отрасли права. Кроме того, определенную роль играет сложившаяся научная традиция. Так, в США и Франции употребляется наименование "конституционное право", в Германии и России (до 1993 г.) наиболее часто употреблялся термин "государственное право".
Проблемными в научном отношений являются и вопросы о методе конституционного права, о соотношении национального и международного права при определении содержания конституционного права.
Контрольные вопросы:
1. Назовите критерии деления права на отрасли.
2. Определите понятие и содержание предмета конституционного права.
3. Перечислите общие и специфические признаки норм конституционного права.
4. Определите понятие конституционно-правовых отношений. Кто может являться их субъектами?
5. Приведите примеры юридических фактов каждого вида.
6. Определите роль конституционного права для профессиональной подготовки юриста.
Глава 2 Наука конституционного права
§ 1. Понятие и предмет науки конституционного права России
Следует отличать понятие конституционного права как науки от понятия конституционного права как ведущей отрасли национальной правовой системы.
Наука конституционного права - это отрасль правоведения (государствоведения), которая изучает консти-туционногПравовые нормы и институты, а также общественные отношения,, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения, и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития. На этой основе вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательной базы, а соответствующим государственным органам,- рекомендации в области правопримени-тельной деятельности.
Наука конституционного права тесно связана с одноименной отраслью права и исследует закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных институтов.
В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономических, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нормах конституционного права.
На основе изучения практики реализации конституционно-правовых норм и институтов наука призвана
осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.
Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний и включает следующие разделы.
1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
2. Учение о конституции в ее историческом развитии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации.
3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и фбрмы его осуществления.
4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина.
5. Исследование вопросов национально-государственного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве.
6. Комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.
7. Анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации, а также органов прокуратуры.
Ведущее место конституционного права как отрасли права определяет значимость и науки конституционного права. Однако нельзя согласиться с высказываемой некоторыми учеными точкой зрения о ведущей роли этой науки в системе юридических наук. По нашему мнению, это место принадлежит общей теории государства и права, являющейся методологической базой для всей юридической науки.
Наука конституционного права в своих исследованиях использует следующие научные методы: материалистической диалектики, формально-логического анализа, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод и др.
Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основывается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят методологический характер. Конституционное право тесно связано с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления и развития институтов конституционного права.
Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем что общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 года включены в национальную правовую систему, имеют приоритетный характер над внутренним законодательством, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с нормами международного права,
Источниками науки конституционного права являются:
1. Конституция и другие нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.
3. Законодательство зарубежных государств.
4. Международно-правовые Договоры, соглашения и
ДР.
5. Решения Конституционного Суда Российской Федерации.
6. Доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей конституционного права.
7. Работы ведущих отечественных и зарубежных ученых-государствоведов.
Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия истины. На основе изучения и обобщения практики наука
конституционного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.
§ 2. История развития науки конституционного права в России
Несмотря на отсутствие конституции в царской России, наука конституционного права существовала и развивалась. В основном этим занимался профессорско-преподавательский состав юридических учебных заведений. При написании учебников по конституционному праву использовался не только опыт государственного строительства России, но и широкий материал по конституционному законодательству зарубежных, в основном европейских государств.
В учебниках и монографиях на основе этого опыта российскими государствоведами разрабатывались конституционно-правовые теории преобразования самодержавия в конституционную монархию. Наиболее широкое распространение получили труды И.Е.Андриевского, В.М.Гессена, А.Д.Градовского, В.В.Ивановского, М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, В.И.Сергеевича, Б.Н.Чичерина и др.
После Октябрьской революции 1917 года конституционно-правовая наука развивалась на базе марксист-ско-ленинской идеологии. Ее методологическую основу составили работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. По вопросам социалистического государства и права в этих работах были сформулированы принципиальные положения о диктатуре пролетариата; социалистическом государстве; руководящей.роли рабочего класса и его коммунистической партии в социалистическом государственном строительстве; о роли народных масс в управлении государством; о сущности и содержании социалистической демократии и самоуправления; о выборных представительных органах в лице Советов как политической основе государства; о социальной структуре общества; о положении личности в социалистическом обществе; о единстве прав и обязанностей граждан; о принципах и формах национально-государственного уст
ройства при социализме; пролетарском интернационализме и социалистическом федерализме, унитаризме и автономии; о системе органов социалистического государства и т.д.;
Эти теоретические идеи легли в основу деятельности по созданию и развитию социалистического государства и права. Они также составили методологическую основу развития науки конституционного права на весь социалистический этап развития Российского государства. Следует подчеркнуть, что, несмотря на идеологическую заданность, принцип партийности и классовости в научных исследованиях, за последнее время было опубликовано большое число фундаментальных работ по конституционному праву... Государствоведы принимали активное участие в подготовке проектов конституций и других законодательных актов. Необходимо также отметить отсутствие глубоких исследований по истории развития науки конституционного права России. Исключение составляет работа Н.Я.Куприца "Из истории науки советского государственного права" (М., 1970), которая, к сожалению, носит фрагментарный характер и в основном посвящена истории советского периода.
После 1917 года Основы советской науки конституционного права были заложены в работах П.И.Стучки, Н.В.Крыленко, Д.И.Курского, Е.Б.Пашуканиса, М.Н.Покровского, М.А.Рейснера и др.
В работах государствоведов послеоктябрьского периода были исследованы вопросы становления и развития древнерусской государственности, феодального этапа развития России. Эти вопросы проанализированы в трудах историков и государствоведов С.В.Юшкова, В.И.Невского, Б.Д.Грекова, Д.А.Магеровского, В.Н.Дур-деневского, К.А.Архипова. Государственно-правовые проблемы самодержавия периода абсолютизма и перехода к конституционной монархии исследованы в работах Б.А.Титлинова, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, П.А.Са-дикова, А.Е.Преснякова, Ю.В.Готье, И.Д.Мартысевича, К.А.Сафроненко, Ф.И.Калинычева.
В развитие науки конституционного права значительный вклад внесли ученые-государствоведы, разрабатывающие вопросы конституционной организации и
деятельности системы государственных органов России в рамках Союза ССР. Это И.А.Азовкин, М.В.Баглай, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов, Л.Д.Воеводин, А.И.Денисов, Д.Л.Златопольский, И.А.Исаев, М.П.Карева, М.Г.Кириченко, А.И.Ким, Е.И.Козлова, В.Ф.Коток, С.С.Кравчук, В.Н.Кудрявцев, И.Н.Кузнецов, Н.Я.Куп-риц, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев,. А.И.Лепешкин, Г.И.Литвинова, А.И.Лукьянов, Н.И.Матузов, Н.Г.Мишин, А.В.Мицкевич, Н.А.Михалева, Л.А.Морозова, В.С.Основин, В.А.Пертцйк, В.А.Ржевский, С.С.Сту-деникин, Б.Н.Топорнин, И.П.Трайнин, В.А.Туманов, Я.Н.Уманский, Н.П.Фарберов, О.И.Чистяков, К.Ф.Ше-ремет, Б.В.Щетинин, Б.С.Эбзеев и др.
Проблемные вопросы темы:
В науке конституционного права еще не нашли своего полного разрешения вопросы ее предмета, метода и места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы методологии и частных методов исследований. Мало исследована история развития науки конституционного права. В связи с провозглашением идеологического многообразия нуждаются в новых исследованиях, по существу, все основные институты и понятия госу-дарствоведения.
Самой острой проблемой науки конституционного права в настоящее время является разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства для нового исторического этапа развития Российской Федерации.
Контрольные вопросы:
1. Определите понятие и предмет науки конституционного права.
2. Чем отличается наука от отрасли конституционного права?
3. Перечислите и дайте характеристику основных источников науки конституционного права.
4. Какими методами исследований пользуется наука конституционного права?
5. Определите место науки конституционного права в системе общественных и юридических наук.
25 Глава 3 Учение о конституции
§ 1. Понятие, сущность и структура конституции как основного закона государства
Термин "конституция" (от лат. constitutio - установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, 'в котором закреплялось бы его устройство.
Конституции в собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политическое господство буржуазии.
Под конституцией в юридической науке понимается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.
Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции либо внесение в нее серьезных изменений осуществляется классом, пришедшим к власти экономической и политической. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что конституция как основной закон государства призвана служить интересам всего общества. Именно поэтому многие государства устанавливают, что их конституции принимаются всем народом и служат интересам всего народа. Так, Конституция США использует формулу: "Мы, народ Соединенных Штатов Америки..."; ФРГ - "Немецкий на-
народ... принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной Закон"; Франции - "Французский народ одобрил... Конституционный закон". Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 года начинается со слов: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Такие формулировки подчеркивают идею о том, что главным источником учредительной конституционной власти является народ.
Структура конституций различных государств мира многообразна. Вместе i тем анализ их содержания показывает, что практически каждая из них содержит нормы и институты, закрепляющие:
1. Основы общественного строя - политическую систему, принадлежность власти народу и формы реализации народовластия, принцип разделения властей, основы экономической системы, социальные отношения и политику государства.
2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства. Данные нормы и институты, по мнению большинства государствоведов, составляют главное назначение основного закона, ибо в них содержатся правовые гарантии защиты граждан от произвола ^государства, его органов и должностных лиц.
3. Нормы, устанавливающие национально-государственное устройство, субъектный состав федерации, статус субъектов, основы разграничения предметов ведения и компетенции, установление государственной символики, административное деление и т.д.
4. Систему, порядок формирования и основы компетенции высших органов государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, а также правовые основы взаимоотношений между органами различных ветвей власти.
5. Нормы, регламентирующие порядок принятия и изменения основного закона (как правило, более сложный, чем для текущего законодательства); порядок вступления в действие, а также нормы, придающие конституции высшую юридическую силу, ставящие основной закон на особое место в законодательной системе государства.
Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство..
Различают действующие конституции:
1. По форме - писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная - это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций (примером такой конституции служит английская конституция, содержащая совокупность множества актов, от Великой хартии вольностей 1215 года до Закона о министрах Короны 1937 года, и базирующаяся на неписаном "общем праве" и судебных прецедентах).
2. По времени действия - временные и постоянные конституции, то есть имеющие ограниченный и неограниченный срок действия. Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории были случаи принятия конституций на определенный срок. Зачастую временный характер конституций обусловлен нестабильностью политической ситуации в стране, неустойчивостью в соотношении политических сил в обществе.
. 3. В зависимости от способа принятия или изменения - гибкие (то есть изменяемые в обычном законодательном порядке) и жесткие (то есть принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом) конституции.
4. По форме правления, определяемой самой конституцией, - монархические и республиканские.
5. В зависимости от формы государственного устройства - федеративные, унитарные и конфедеративные конституции.
6. По закрепленному политическому режиму - демократические, авторитарные и тоталитарные конституции.
28 § 2. Развитие Конституции России
В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, которые носили конституционный характер, возникли в начале XX века. Революция 1905 года привела к необходимости 'превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию/
Первым законодательным актом, имевшим конституционное значение, стал Манифест 17 октября 1905 года, который провозгласил введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Государственной думы, которая ограничивала самодержавную власть монарха. В апреле 1906 года были приняты "Основные государственные законы", определившие двухпалатную парламентскую систему, однако устанавливающие, что вместе с Думой и Государственным советом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретает силы. В октябре 1905 года актом "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений" была осуществлена реорганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий орган. С 1906 года каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. Указом "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" от 11 декабря 1905 года значительно расширен круг избирателей.
О конституционном характере "Основных государственных законов" свидетельствует то, что их изменение могло осуществляться только по инициативе императора.
До 1917 года был принят ряд актов, развивающих положения основных законов: Закон о военно-полевых судах; Указ об уравнений крестьян в правах с другими сословиями; Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы; Новое положение о выборах; Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений;. Указ о роспуске Государственной думы от 25 февраля 1917 года и др.
Ряд актов конституционного значения был принят в период между февральской и Октябрьской революция-
ми 1917 года. Они издавались Временным правительством, способствовали демократизации общественной жизни, однако в большинстве своем реализованы не были.
Победа Октябрьской революции в России привела к смене общественно-экономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило необходимость разработки и принятия конституции социалистического типа. Первая Советская Конституция была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов. Она закрепляла:
- диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации человека человеком;
- установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;
- создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности, равноправие трудящихся.
Конституция РСФСР 1918 года носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых советских республик: Белорусской (1919 года), Украинской (1919 года). Азербайджанской (1921 года), Армянской (1922 года), Грузинской (1922 года).
После образования Союза ССР в 1922 году на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая Конституция СССР 1924 года, а на ее основе - новая Конституция РСФСР 1925 года. Дальнейшее развитие Конституции России шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.
В середине 30-х годов в советском союзном государстве было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления.
В декабре 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую общесоюзную Конституцию, на основе которой в 1937 году была принята новая Конституция РСФСР. Она отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав; ввела новую систему представительных органов государственной власти; расширила конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан.
В 1977 году в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе в 1978 году ^была принята Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 года, хотя и со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991-1993 годах.
12 декабря 1993 года путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая явилась завершением очередного исторического этапа развития России, стала началом нового этапа конституционного развития страны.
Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни российского общества. Сущность этих преобразований состоит в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от всевластия Советов к разделению властей, к построению демократического правового государства. Многочисленные изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 года не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.
В марте 1993 года после острого политического кризиса между законодательной и исполнительной властями Президентом Российской Федерации был издан Указ о назначении на 25 апреля референдума о доверии Президенту и одновременно по проекту новой Конститу-
ции и проекту закона о выборах в парламент Российской Федерации. По итогам референдума 60 процентов голосующих выразили доверие Президенту и высказались за досрочное переизбрание депутатов. В мае 1993 года Президентом Российской Федерации был издан Указ № 660 "О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации", которым созывалось Конституционное совещание для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ. Для работы в этом органе были приглашены представители органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов), местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, религиозных организаций, товаропроизводителей, предпринимателей. В состав Конституционного совещания были также приглашены члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, представители от депутатских фракций. Президента РФ, Правительства РФ, высших судебных органов и Генеральной прокуратуры РФ. Это совещание работало более месяца и изучило около 50 тысяч замечаний и предложений к проекту; внесено свыше 500 поправок и разработано около 40 принципиально новых норм-. 12 июля 1993 года Конституционное совещание одобрило проект.
12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8% от общего числа). За принятие Конституции из них проголосовало свыше 54%, что означало принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.
Как нами уже отмечалось, конституция любого государства с точки зрения ее сущности и предназначения является отражением объективных процессов общественного развития, отражением сложившегося в обществе реального соотношения политических сил. Любые крупные изменения этого соотношения, как показывает опыт конституционного строительства, неизбежно влекут за собой изменения в содержании основного закона.
Какие принципиально новые положения содержатся в Конституции Российской Федерации 1993 года?
По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 "Основы конституционного строя". Нормы эти практически полностью деидеологизированы в отличие' от ранее действовавших конституций России социалистического, типа.
Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России..
К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства.
В Конституции Российской Федерации 1993 года последовательно проведен классический принцип государственности - разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст.10).
Важной конституционной новеллой является положение об особой защите установленной системы государственной власти. В ст.З подчеркивается: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".
В отличие от Конституции РСФСР 1978 года в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение в ней. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Этот принцип дополняется признанием
многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.
Впервые в российском законодательстве Конституция РФ 1993 года определяет светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Российская Федерация провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации и ее прямом действии на всей территории государства; о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации; об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 года впервые устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).
Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие Правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Все положения, включенные в содержание главы 1 Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя Российской Федерации и находятся под повышенной правовой охраной даже по срав- ^ нению с другими нормами Конституции. В частности, установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Кроме того, предусмотрен особый порядок изменения этих положений, которые не могут быть
23ак.235, •
пересмотрены Федеральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законодательством созывается Конституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст. 135).
По сравнению с предшествующими конституциями Конституция Российской Федерации 1993 года внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" в обобщенном виде использованы все действующие международно-правовые акты в этой области. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальности; право свободного передвижения и выбора места жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность;
запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод.
Важное, значение имеет также впервые закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В ней содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Важно отметить, что большинство этих положений включено в содержание основ конституционного строя, которые, как мы отмечали выше, находятся под повышенной правовой защитой. В этом отношении принципиальный характер носят положения
3&
ст.4 и 5 Конституции России, в которых закреплено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; Конституция и законы Федерации имеют верховенство на всей территории Российской Федерации; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.
Для сохранения целостности и самого существования России принципиальный, характер имеет ликвидация в Конституции 1993 года понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты Федерации равноправны. В отличие от ранее действовавших. Конституция 1993 года более четко разграничивает предмет ведения Федерации и ее субъектов.
Конституция Российской Федерации 1993 года содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и ставит его на особое самостоятельное место в системе высших органов. По существу. Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложено определение основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти Федерации и др.
Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 года внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего представительного органа. Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действовавших конституций, определявших принцип равенства палат Верховного Сов