Ключевые слова. Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов специального назначения у государства и хозяйствующих субъектов

Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов специального назначения у государства и хозяйствующих субъектов на основе распределения и перераспределения общественного продукта.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений. Основными звеньями финансовой системы выступают: 1) бюджеты различных уровней власти; 2) бюджеты и фонды социального, имущественного и личного страхования; 3) финансы предприятий, учреждений, организаций, населения.

Государственные финансы – это специфические денежные отношения по формированию и использованию денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства, для решения социально-экономических, культурных и политических задач.

Бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, области, района, города, отдельной организации населения на определенный период времени; это смета доходов и расходов хозяйствующего субъекта на год, утвержденная законом

Государственныйбюджет – централизованный денежный фонд государства; утвержденный парламентом план дохо­дов и расходов государства, состоящий из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов. В зависимости от соотношения между доходами и расходами гос­бюджета различают три его варианта: профицитный, сбалансированный и дефицитный.

Доходы государственного бюджета – налоговые поступления (80–90 % всех доходов); неналоговые доходы (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.).

Расходы государственного бюджета – денежные затраты государства, состоящие из закупок товаров и трансфертов. Содержание и характер государственных расходов(G) органически связаны с функциями государства. Все государственные расходы могут быть сгруппированы либо по направлениям: расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства, в частности внешнеэкономической, расходы на управление и т. п., либо по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, выплата процентов по государственному долгу.

Консолидированныйбюджет – свод бюджетов всех уровней, который включает: центральный бюджет (федеральный, республиканский), бюджет государственного социального страхования, региональные бюджеты территорий, местные, муниципальные бюджеты (административных групп — областей, районов, округов, городов, департаментов).

Бюджетныйфе­дерализм – принцип построения бюджетной системы федеративного государства, согласно которому за каждым бюджетом закреп­ляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов. Наличие соб­ственных источников доходов и право определять направления их использования и расходования обеспечивает самостоятельность бюджетов. При этом принцип бюджетного федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами. Бюджетный кодекс определяет правовые осно­вы, условия и порядок получения финансовой помощи, органами власти, испытывающими недостаток собственных средств. Такая помощь может оказываться в виде субвенций, дотаций, кредитов и др.

Профицит бюджета (от лат. proficere – двигать вперед, наращивать, повышать) – превышение доходов бюджета над расходами.

Сбалансиро­ванный бюджет – состояние бюджета, при котором имеется равновесие между доходами и расходами.

Дефицит бюджета (от лат. deficit – недостает) – состояние бюджета, при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы. Дефицит бюджета может быть «активным», возникающим в результате активной политики государства в области расходования средств, а также понижения уровня налогов; и «пассивным», т. е. следствием недостаточного уровня доходов.

Фактический дефицит бюджета – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства. Покрывается бюджетный дефицит, как правило, за счет займов или сокращения расходов бюджета через механизм секвестирования (уменьшения финансирования по основным незащищенным статьям).

Циклический дефицит бюджета – дефицит, вызванный спадом производства; представляет собой разницу между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом.

Структурный дефицит бюджета – дефицит,вызванный структурной политикой государства, то есть инвестированием отдельных отраслей. В такой ситуации причина дефицита связана с государственной политикой подъема производства. Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Субвенция (от лат. помощь) — средства, переданные бюджету другого уровня или юридическому лицу для осуществления целевых расходов.

Субсидня (от лат.помощь, поддержка) — средства, переданные бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу для долевого финансирования целевых расходов.

Дотация (от средневекового лат. дар) — средства, переданные бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов.

Внебюджетные фонды — это фонды, создаваемые вне госбюджета и муниципальных бюджетов. Внебюджетные фонды можно разделить на федеральные и местные, социального назначения (или социального страхования) и экономические фонды. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования.

Государственныйдолг — это 1) сумма задолженности государ­ства по еще не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда вхо­дят как сам долг, так и начисленные по нему проценты; 2) общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за минусом бюджетных излишков.

Управление госдолгом – действия государства, связанные с изучением конъюнктуры рынка ссудных капиталов, с погашением или отсрочкой долга.

Традиционный метод управления госдолгом – выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, т. к. у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Конверсия государственных займов – изменение первоначальных условий займов, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права.

Консолидация государственного долга – продление срока действия кратко- и среднесрочных займов или унификация ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Консолидация внешнего долгавозможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства (Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, Парижский клуб, который объединяет страны-кредиторы). Оба клуба неоднократно шли навстречу проблемам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ярде случаев частично списывали долги.

Рефинансирование госдолга – погашение старой государственной задолженности с помощью новых займов.

Налог – это обязательный платеж, отражающий экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами по поводу изъятия части созданного продукта в пользу общества с целью выполнения государством возложенных этим обществом на него экономических, социальных и политических функций.Налоги являются своеобразной оплатой услуг государства (обеспечения правопорядка, независимости страны, чистоты улиц, ихосвещения, наличия приличных дорог, школ, вузов, медицинских учреждений и т. п.) по отношению к своим гражданам. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Другая классификация налогов строится на основе соотношения между ставкой налога и доходом: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Третья классификация налогов учитывает направления распределения налоговых поступлений и используется для определения структуры налогообложения. При этом принимается во внимание специфика формирования многоуровневой бюджетной системы): федеральные (республиканские), региональные (областные, краевые) и местные (муниципальные) налоги.

Прямой налог — обязательный платеж, который взимается непосредственно с дохода и имущества физических и юридических лиц. Источником является прибыль, дивиденды, проценты, наследство и др. Прямые налоги обеспечивают более равномерное распределение налогового бремени, поскольку учитывают платежеспособность; воздействуют на потребительский спрос, образование капитала, размеры инвестиций; позволяют изымать сверхприбыль при использовании высоких прогрессивных ставок с целью финансирования за счет собираемых средств социальных программ. Различают прямой реальный налог (поземельный, подомовой, промысловый на ценные бумаги) и прямой личный налог (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на сверхприбыль, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала).

Косвенный налог – налог на товары и услуги, выплачиваемый опосредованно через цены товаров и тарифы услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее простым способом. Однако косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим цены повышаются, и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар на конечного потребителя. Соответственно уменьшаются объемы производства. Основными видами косвенных налоговявляются: налоги на потребление (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные сборы.

Прогрессивный налог – налог, у которого его средняя ставка повышается по мере возрастания облагаемого дохода.

Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого понижается по мере роста облагаемого дохода.

Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого остается неизменной независимо от размеров дохода.

Налоговая ставка – часть налоговой базы (в процентах), которую выплачивает государству налогоплательщик.

Налоговая база – сумма доходов экономического субъекта, служащая объектом налогообложения.

Налоговое бремя – уровень экономических ограничений, налагаемых на налогоплательщиков, вызванных отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно уровень налогового бремени есть отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности. К нал. бремени = Σ Нх / П = ДН / ПН, где Нх – средняя сумма налогов на душу населения; ДН – доход населения после уплаты налогов; ПН – платежеспособность населения. Другой способ исчисления налогового бремени – определение доли налогов в ВВП: К нал. бремени = Σ Н / Σ ВВП, где Н – сумма налогов, ВВП – валовой внутренний продукт. Налоговое бремя распределяется между производителями и потребителями, а также включает избыточное налоговое бремя.

Налоговое бремя потребителей – потери потребителей из-за введения налога (используется при анализе спроса и предложения. Налоговое бремя потребителя выражается в уменьшении излишка потребителя.

Налоговое бремя производителя – потери производителей из-за введения налога (используется при анализе спроса и предложения). Налоговое бремя производителя выражается в уменьшении излишка производителя.

Налоговое бремя избыточное – потеря для общества чистой выгоды вследствие падения уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, вызванного введением налогов.

Налоговая система – совокупность налогов, принципов и методов построения, способов их взимания, а также соответствующих учреждений.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – система мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения, формированию и использованию государственного бюджета и налоговой системы, направленных на обеспечение экономического роста, полной занятости и не инфляционного развития. Основными инструментами налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Налоговые регуляторы – инструменты фискальной политики, представленные изменениями видов налогов и платежей, их структуры, объектов обложения, субъектов платежей, источников налогов, ставок, льгот, санкций, сроков взимания, способов внесения.

Бюджетныерегуляторы инструменты фискальной политики, включающие: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

Дискреционная (стабилизационная, активная) фискальная политика – разновидность фискальной политики, основанная на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен. Осуществляется при помощи организации общественных работ, изменения уровня трансфертных платежей и налоговых ставок. Данный тип политики обычно приводит к дефициту бюджета во время экономического спада и, напротив, к положительному сальдо госбюджета в периоды подъема экономики. Дискреционная (стабилизационная) фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).

Стабилизационная политика – действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране с целью достижения полной занятости, поддержания низкого уровня инфляции, роста объема валового национального продукта с помощью бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов.

Сдерживающая дискреционная фискальная политика (фискальная рестрикция, рестрикционная фискальная политика) – ограничительная фискальная политика; проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

Стимулирующая (дефицитная) дискреционная фискальная политика (фискальная экспансия) – политика, которая осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.

Автоматическая (недискреционная, пассивная) фискальная политика – политика, которая формируется независимо от решений правительства. Она обусловлена возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий при помощи встроенных стабилизаторов.

Встроенный стабилизатор –любой инструмент, механизм, работающий в режиме саморегулирования, который позволяет компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций; увеличивать дефицит госбюджета в период кризиса или уменьшает дефицит во время экономического подъема без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: эффективные (не нуждающиеся в постоянной корректировке) налоговая система и система трансфертов (пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок).Встроенные стабилизаторы помогают избежать большойамплитуды циклических колебаний. Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом. В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики складывается противоположная ситуация.

Кривая Лаффера – кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Названа по имени автора кривой - американского экономиста Артура Лаффера (р. 1941). Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума. Взимание налогов сверх этого уровня приводит к уменьшению доходов государства, так как производителям становится невыгодно производить продукцию, и они сворачивают производство, вследствие чего снижается налогооблагаемая база, сумма.

Темы докладов:

1. Государственный долг страны и пути его реструктуризации.

2. Внебюджетные фонды как государственные финансы.

3. Стабилизационный фонд: значение, источники формирования и направления использования.

4. Фонд национального благосостояния и его роль в экономике.

5. Межбюджетные отношения в рамках бюджетного федерализма в России.

6. Налоги и налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: