военый коммунизм и нэп

истоки военного коммунизма:

война (введение директивно-чрезвычайных методов государственного регулирования политических и социально-экономических процессов в условиях военного разорения)

коммунистическая доктрина (концептуальная ориантация на создание нерыночного общества)

меры "военного коммунизма":

национализация промышленности

введение всеобщей трудовой повинности

натурализация и уравнительность в зарплате и бесплатность государственных услуг

попытка введения прямого продуктообмена между городом и деревней

продразверстка на основные с/х (сельскохозяйственные) продукты

запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу

запрещение аренды земли и наемного труда в с/х

последствия:

тяжелый экономический и социальный кризис, массовые крестьянские восстания ==> угроза основам советской власти ==> переход к нэпу

НЭП

цель: восстановление экономики

характерные черты нэпа:

замена продразверсттки натуральным налогом

восстановление торговли (государственной, кооперативной, частной) и товарно-денежных отношений в качестве основного механизма функционирования экономики

укрепление финансовой системы, переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг

перевод части государственных предприятий на хозрасчет и создание крупных трестов как основных управленческо-производственных звеньев в отраслях промышленности

допуск частного капитала в экономику при сохранении "командных высот" в руках государства (аренда госпредприятий частными лицами, создание смешанных обществ с участием иностранного капитала)

разрешение аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве

отмена трудовой повинности, обеспечение промышленности рабочей силой через биржи труда

2)политика коллективизации

цели:создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок

обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни

ликвидация кулачества как класса

перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный на нужды индустриализации

осуществление коллективизации:

1928 - начало форсированного создания колхозов

1929 - "сплошная коллективизация", "год великого перелома"

1930 - ликвидация кулачества как класса, "головокружение от успехов"

голод 1932-1933 (умерли от 5 до 7 млн человек) фактическое приостановление коллективизации

1934 - начало завершающего этапа создания колхозов

1935 - принятие новогоустава колхозов

1937 - завершение коллективизации. 93% крестьянских хозяйств объединены в колхозы

итоги и последствия:

ликвидация слоя зажиточных крестьян

уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве

отчуждение крестьян от собственностии и земли

потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве

замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране

3)однопартийная система

20-30-е годы стали временем еще большего усиления властных функций партийных органов. Партийные комитеты всех уровней беспрекословно осуществляли "генеральную линию", не обращая внимания на последствия.

Оформление монопартийной системы произошло на определенных идеологических, политических и социально-экономических основаниях при опоре на репрессивно-карательные органы. Это дает основание говорить не только о партии-государстве, но и о феномене советского тоталитаризма. Государство всецело принадлежало одной партии, руководители которой (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев) сосредоточили в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. На всех важнейших участках жизни общества были расставлены "кадры" - партийная номенклатура.

4)тоталитаризм

Тоталитаризм (лат. - весь, полный) - государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества при авторитарном режиме руководства. Отношение населения к советской власти было сложным и неоднозначным: не всё население одинаково реагировало на политику советской власти, не все стороны этой политики поддерживались. Подавляющее большинство рабочих, служащих, часть новой интеллигенции, крестьянской бедноты поддержали лозунги скорейшего строительства социалистического общества (общества трудящихся, общества равенства и социальной справедливости), надеясь уйти от эксплуатации, нищеты, к лучшей жизни, богатой и счастливой. Эта часть населения с энтузиазмом воспринимала лозунги ("Пятилетку - в 4 года!", "Даёшь Днепрогэс!", "Даёшь Турксиб!" и др.) и самоотверженно трудились на стройках индустрии, перенося неизбежные (но временные) трудности работы, жизни и другое.

Причины длительного существования тоталитаризма в СССР: власть партийной номенклатуры;

мощный репрессивно-карательный аппарат;

опора на гигантскую государственную собственность;

слабость демократических традиций, исторический опыт радикализма и политического террора;

страх перед репрессиями, ужас перед ГУЛАГом сковывали сопротивление режиму;

пропаганда "классового подхода", вовлечение всего населения в идеологические организации, создание "образа врага";

воспитание в людях, прежде всего в молодёжи слепой веры в коммунистический идеал, преданности Сталину - "вождю партии и всего советского народа", нетерпимости к иной идеологии и иному образу жизни, готовности не размышляя повиноваться "воле партии". Условия жизни и быта: низкий жизненный уровень, сохранение карточной системы до н.1930-х, коммунальные квартиры для большинства населения, низкий уровень благоустройства многих городов, поселков, тем более деревень. В духовной жизни утверждались коллективистские начала; духовная несвобода; преследование всякого отступления от предписанной идеологии, инакомыслия; по мере развертывания репрессий усиливалась атмосфера подозрительности, страха, доносительства, конформизма

35. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне.

Первой и основной предпосылкой формирования приведших к Второй мировой разногласий можно считать заложение после Первой мировой войны нерезультативной Версальско-Вашингтонской системы, которая должна была урегулировать мировой порядок, но взамен этого только усугубила взаимоотношения Франции, США, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии с проигравшей в 1-й мировой Германской империей - с одной стороны, и с Россией, которую государства жаждали максимально изолировать и отстранить от большой политики.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками.

Согласно условиям Версальско-Вашингтонской системы отношений капитулировавшая Германия была лишена колоний и некоторых земель, обязывалась выдавать странам Антанты компенсирование в качестве репараций за осуществленные во время 1-й мировой войны, ужата в возможности вооружения и в вооруженных силах.

1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 – Вторая мировая война. Длилась 6 лет. Участвовало 61 государство (80 % населения Земли). Было мобилизовано ок. 110 млн. человек. Погибло ок. 65 млн человек. Еще десятки млн были ранены, искалечены, остались без родных. Частью Второй мировой войны является война фашистов против СССР.

22 июня 1941 – 9 мая 1945 – Великая Отечественная война советского народа против фашизма 4 года. СССР потерял убитыми 27 млн. человек. Было разрушено более 1700 городов, более 70 тысяч сел и деревень, более 32 тысяч промышленных объектов, более 65 тысяч км железных дорог. Несколько млн детей родились мертвыми или умерли после рождения. Более 5 млн человек вернулось инвалидами и мучилось.

В боевиках показывают, что война – это забавное дело для крутых парней. Война – это безумие, разруха, голод, смерть или инвалидность. Война - это нищета, грязь, унижения, потеря всего, что дорого человеку.

Фашизм – это направление в политике, когда свой народ ставят выше всех, а другие народы начинают уничтожать и превращать в рабов.

ПРИЧИНЫ войны:

Создание фашизма в Европе, чтобы противостоять коммунизму.

Стремление Германии к мировому господству.

Ослабление СССР репрессиями Сталина (только в армии было арестовано и убито около 4 млн человек).

Стремление Японии к господству в Азии.

Пассивность Франции и Великобритании с целью натравить Гитлера на СССР.

Стремление каждой страны Европы достичь своих целей, участвуя в войне (например, Польша мечтала напасть на СССР, Италия мечтала захватить соседние земли).

1 сентября 1939 – фашисты Германии напали на Польшу, нарушив договор о мире. К июню 1941г. они захватили всю Европу кроме Швеции, Великобритании и Швейцарии.

22 июня 1941 – план «Барбаросса» - нападение фашистов на СССР. С этого дня началась Великая Отечественная война.

02 сентября 1945 — после разгрома, Япония подписала капитуляцию. Вторая мировая война закончилась. Продолжение следует.

22 июня 1941 – план «Барбаросса» - нападение фашистов на СССР. С этого дня началась Великая Отечественная война. К октябрю фашисты были уже возле Москвы. В плен попало около 3,8 млн бойцов Красной Армии. Сталин создал много проблем, из –за которых мы терпели крах. Ценой огромных потерь удалось победить врага под Москвой. В 1942 году новые ошибки привели к тому, что фашисты захватили земли до самой Волги.

Сентябрь 1941 – март 1942 – битва за Москву. Наша победа.Июль 1942 – февраль 1943 – победа в Сталинградской битве.

Лето 1943 – победа в битве на Курской дуге. Коренной перелом в войне. Фашисты потом больше никогда не наступали. Август – сентябрь 1943 – победа в битве за Днепр. Более 3-х тысяч человек получили звание Героя СССР. В 1943 году Красная армия переименована в Советскую, провели смену военной формы (петлицы на погоны), снабжали армию новыми видами оружия и техники. Военные заводы СССР работали в полную мощь.

1944 – 1945 – освобождение от фашизма территории СССР и стран Восточной Европы.

Апрель – май 1945 – битва за Берлин. Разгром фашизма в Европе. Великая победа!

ПРИЧИНЫ победы СССР:

Героизм солдат и офицеров (бросались с гранатами под танки, самолетами шли на таран, не сдавались в плен). Помощь и героизм народа (укрывали раненых, рискуя, что расстреляют всю семью, помогали солдатам едой, одеждой, были партизанами, трудились по 12 часов в день на заводах, боролись с фашистами в «подполье»).

Талант военачальников (Жукова, Конева, Рокоссовского, Василевского и др.). Повышение военного опыта солдат и офицеров.

Военная помощь союзников, движение Сопротивления в Европе против фашизма, поддержка народа. Ход Великой Отечественной войны был очень тяжелым, но победным. Но после мая 1945 года СССР продолжил участие во Второй мировой войне.

Август 1945 – разгром армии фашисткой Японии (более 1 млн человек) на территории Монголии, Китая и Кореи.2 сентября 1945 – Япония подписала акт о капитуляции. Вторая мировая война была закончена.

Заключение. Победа СССР в Великой Отечественной войне – великий подвиг советского народа.

Схватка с фашизмом убедительно показала, что подвиг во имя Отчизны – это норма для воинов и тружеников тыла.На советско-германском фронте было разгромлено или пленено 607 вражеских дивизий, в то время как англо-американские войска разгромили 176 дивизий Германии и её союзников. Советские войска уничтожили и большую часть личного состава и военной техники противника.

Победа над фашистской Германией - один из ключевых моментов как в истории нашей страны, так и в истории всего мира.

36. Руководство СССР И.В. Сталиным (1924-1953 гг.).

В конце 1922 года Политбюро ЦК РКП (б), если не учитывать больного В. И. Ленина, состояло из 6 человек — И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, А. И. Рыкова и М. П. Томского. Сталин, Зиновьев и Каменев организовали «тройку», основанную на противодействии Троцкому, к которому они относились отрицательно со времен гражданской войны.

Трудным для Сталина оказался XIII съезд РСДРП (б). Сталин на этом заседании впервые заявил об отставке. Каменев предложил решить вопрос голосованием. Большинство высказалось за оставление Сталина на посту генсека, против голосовали только сторонники Троцкого.

С начала 1930-х проводилась коллективизация сельского хозяйства — объединение всех крестьянских хозяйств в централизованные колхозы. В значительной мере ликвидация прав собственности на землю была следствием решения «классового вопроса». Снабжение города через нормальный товарообмен нарушилось, продналог в натуре был в 1924 году заменён на денежный. Коллективизация явилась катастрофой для сельского хозяйства

Проводимая Сталиным политика индустриализации требовала бо́льших средств и оборудования, получаемых от экспорта пшеницы и других товаров за рубеж. Для колхозов были установлены бо́льшие планы сдачи сельскохозяйственной продукции государству. Резкое падение уровня жизни крестьян и массовый голод 1932-33 гг., по мнению историков, стали следствием этих хлебозаготовительных кампаний. Средний уровень жизни населения в сельской местности за всю дальнейшую историю СССР никогда не вернулся на показатели 1929 г.

В советское время была принята точка зрения, что индустриализация и довоенное перевооружение сыграли решающую роль. Критики обращают внимание на то, что к началу зимы 1941 г. была оккупирована территория, на которой до войны проживало 42 % населения СССР, добывалось 63 % угля, выплавлялось 68 % чугуна и т. д.

Несмотря на стремительную урбанизацию начиная с 1928 г., к концу жизни Сталина большинство населения по-прежнему проживало в сельской местности, удалённой от крупных промышленных центров. С другой стороны, одним из результатов индустриализации стало формирование партийной и рабочей элиты. С учётом этих обстоятельств, изменение жизненного уровня на протяжении 1928—1952 гг. характеризуется следующими особенностями:

•Средний уровень жизни по стране претерпел значительные колебания (в особенности связанные с первой пятилеткой и войной), однако в 1938 г. и в 1952 г. он был выше или почти таким же, что и в 1928 г.

•Наибольший рост уровня жизни был среди партийной и рабочей элиты.

•Уровень жизни подавляющего большинства сельских жителей (и таким образом, большинства населения страны) по различным оценкам не улучшился или значительно ухудшился.

Сталинские методы индустриализации, коллективизация в деревне, ликвидация частной торговой системы привели к значительному снижению фонда потребления и, как следствие, уровня жизни по всей стране. Бурный рост городского населения привёл к ухудшению жилищного положения; вновь прошла полоса «уплотнений», прибывших из деревни рабочих селили в бараках. К концу 1929 года карточная система была распространена почти на все продовольственные товары, а затем — и на промышленные. Однако даже по карточкам нельзя было получить необходимый паёк, и в 1931 году были введены дополнительные «ордера». Продукты невозможно было купить, не простояв в огромных очередях.

Карточки на хлеб, крупы и макароны были отменены с 1 января 1935 года, а на остальные (в том числе непродовольственные) товары с 1 января 1936. Это сопровождалось повышением зарплат в промышленном секторе и ещё большим повышением государственных пайковых цен на все виды товаров. Комментируя отмену карточек, Сталин произнёс ставшую впоследствии крылатой фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее».

37. Холодная война. Создание НАТО и ОСВД. Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. и гонка вооружений.

Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая ду­бина для рус­ских пар­ней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней ре­ши­тельно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на ком­про­миссы… Я ус­тал нянчиться с Советами», – говорил американский лидер.

9 мая 1945 года советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон по­сольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют… Они ду­мают, что война закончилась. Она еще только начинается».

Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую миро­вую дер­жаву и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 года в меморандуме раз­ведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть под­верг­нуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 года американские генералы настаи­вали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до поло­вины насе­ления СССР и его капи­туляции планировалось расчленить страну на зоны ок­купа­ции. Затем пред­по­лагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское ру­ководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Вели­кобритании (СИС), с 1949 года был назначен на долж­ность офи­цера связи с Центральным раз­ведыватель­ным управлением (ЦРУ) и Феде­ральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обширные усилия западных раз­ведок в период с 1944 по 1951 год были безрезультат­ными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не де­лали», – при­знался позже один из американ­ских разведчиков[110].

Подобная информация была явно не способна укреплять дружеские чувства со­вет­ского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие высшие ру­ково­дители страны понимали опасность си­туации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитиче­ское положение СССР, восстановить разрушенное на­родное хозяй­ство и лик­видировать монополию США на обладание атомным ору­жием.

В марте 1946 года в университете американского города Фултона в присутствии прези­дента Г. Трумэна с яркой речью выступил быв­ший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «советской угро­зой». Вы­ступление Черчилля длительное время считали фактическим началом «холодной войны». На са­мом деле он лишь идео­логически обосновывал и представлял об­щественно­сти уже факти­че­ски проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф.Д.Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г.Трумэн занял жесткую позицию в от­ношении СССР. По одному из спорных вопросов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сен­тябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, кото­рый предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР.[111]

История в терминах – холодная война. Она представляла собой глобальное противоборство двух сверхдержав – США и СССР. Основными составляющими холодной войны были:

•- гонка вооружений, в первую очередь разработка и размещение новых видов оружия массового поражения, наращивание их количества

•- противостояние военно-политических блоков

•- прямое военное противостояние в локальных войнах

•- борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов

•- «психологическая война» – подрывная пропаганда, поддержка оппозиции

•- ожесточенное противоборство разведок, специальных служб.

Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере про­яв­ля­лась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внут­ренние дела других государств, поддержку реак­ционных режимов, отказ от со­труд­ничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих террито­риях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Запад­ной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских ост­ро­вах выполняла трой­ную функ­цию: создание реальной угрозы Советскому Союзу и со­циали­стическому содру­жеству; поддержка угодных США правительств; защита эко­но­мических интересов амери­канских мо­нополий.

Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри ка­пи­та­листического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успешно ис­поль­зовались советской дипломатией. Во второй половине 40–х годов США оказали колос­сальную по­мощь многим странам в рамках «плана Маршалла». Его осуществление спо­собствовало бы­строму восстанов­лению экономики Западной Европы с одновремен­ным усилением полити­че­ского и экономического влияния США. Общий объем помощи соста­вил 13,1 млрд. долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмездно в виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрения. В этих ус­ловиях США получали безоговорочную поддержку своих начинаний. Образовался во­енно-полити­ческий союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Ита­лия, Бельгия, Нидерланды, Люк­сембург, Португалия, Дания, Норвегия, Ис­ландия, Гре­ция, Турция, ФРГ, Испания. В дру­гих регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

США были инициатором или активным участником множества военных конфлик­тов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 года была образована Федератив­ная Республика Германия. В октябре 1949 года на территории, занятой советскими вой­сками, было провозглашено образование Германской Демо­кратической Республики.

За контроль над Берли­ном шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 года Западный Берлин был обнесен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздейст­вие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Ев­ропы возник постоянный очаг напря­женности, породивший немало опасных кон­фликтных ситуа­ций. Берлинская стена просуществовала до 1989 года. На терри­тории

ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

38. «Оттепель» в духовной сфере. Политика Н.С. Хрущева: изменения в советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС.

Дестабилизация:События:

1953г – Амнистия заключённым.

1953г – прекращено «дело врачей».

1954г – реабилитация по «Ленинградскому делу».

1954-56г – Ликвидированы ГУЛАГ, МГБ преобразовано в КГБ, реабилитация репрессированных, увольнение из органов КГБ людей, совершавших репрессии.

1956г февраль – ХХ съезд партии.

Доклад Хрущёва «О преодолении культа личности и его последствий»

Текст доклада содержал следующие основные тезисы:

•Осуждение культа личности Сталина;

•Цитаты из классиков марксизма, которые осуждали «культ индивидуума»;

•«Письмо к съезду» (ленинское завещание) и заметки Н. К. Крупской о личности Сталина;

•Использование Сталиным термина «враг народа» в качестве оружия политической борьбы; до этого, борьба с троцкистами и оппозицией была чисто идеологической;

•Нарушение Сталиным правил коллективного руководства; •Репрессирована большая часть «старых большевиков» и делегатов XVII Съезда, которые в основном происходили из рабочих и вступили в ВКП(б) до 1920 г.;

•После этих репрессий Сталин полностью перестал считаться с принципом коллегиальности;

•Подробности репрессий против известных членов партии; •Требование о проведении масштабных репрессий: НКВД «опоздал на 4 года» с реализацией тезиса Сталина об «усилении классовой борьбы»;

•Ежовщина, массовая фальсификация дел, направленная на выполнение «планов» по осуждённым и расстрелянным;

•Преувеличение роли Сталина в Великой Отечественной войне;

•Депортация целых народов;

•Дело врачей и Мингрельское дело;

•Проявления культа личности: песни, названия городов, и т. п.;

•Текст Гимна СССР в редакции 1944—1956 гг.;

•Неприсуждение Ленинской премии и замена на Сталинскую премию.

XXII Съезд КПСС. 1961г

-Н. С. Хрущёв во время своего выступления объявил, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

-Среди подарков XXII съезду КПСС была постройка и поныне самой крупной в Европе Волгоградской ГЭС и взрыв самой мощной в истории термоядерной бомбы на полигоне на Новой Земле.

XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза принял:

•Устав КПСС, который, в частности, содержал Моральный кодекс строителя коммунизма

•III Программу КПСС, в которой, в частности, утверждалось, что к 1980 году Советский народ будет жить при коммунизме.

Съезд избрал ЦК КПСС в количестве 175 членов и 155 кандидатов и Центральную ревизионную комиссию в составе 65 членов.

Съезд усилил меры борьбы с культом личности Сталина, начатые XX съездом в 1956. Именно после XXII съезда были переименованы города и объекты в СССР, названные в честь Сталина (в Восточной Европе этот процесс начался раньше), сняты памятники (кроме памятника на родине — в Гори), а его тело вынесено из Мавзолея.

Образование и наука:

•Реформа общего и среднего образования

•Формирование новых научных центров

•Отменены платы за обучение в старших классах

•Увеличение численности научных кадров

•1957г - Атомный ледокол «Ленин»

•Значительные успехи в развитии: Вычислительной техники, Атомной энергетики, Ракетной техники.

•1958г. – Обязательное восьмилетнее образование

•Ввод в действии первой в мире АЭС

•1957г. - Ввод в космос первого искусственного спутника Земли.

•1961г – Полёт в космос Ю. Гагарина

•Трудности и успехи в преодолении идеологизированности общ. наук;

Особенности:

•«Оттепель» в художественной культуры

•Реорганизация управления культурой

•Восстановление доброго имени деятелей культуры, подавление репрессий

•Партийный контроль за деятельностью интеллигенции

•Расширение международных культурных контактов

Художественная культура:

•Организация новых литературно-худ. кружков. («Новый мир» - Твордовский)

•Создание новых театральных коллективов

•Новые направления в худ. литературе и искусстве

•Борьба либерального и консервативного направлений в худ. творчестве (Выставка абстракционизма в Москве)

•Борьба за сохранение контроля партийности литературе

Литература:

•И. Эренбург «Оттепель»

•А. Салтыков-щедрин «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»

•Шолохов «Поднятие целины», «Судьба человека»

•Публикация Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Зощенко

Реформы периода Хрущёвской «Оттепели»

Общественно-политическая сфера:

•Критика культа личности Сталина, десталинизация.

•Реабилитация депортированных народов

•Раст? Прав автономий республик в сфере управления экономикой => Либерализация полит. Режима. Социальная сфера:

•Увеличение минимальной з/п

•Реформа пенсионной системы

•Введение денежной оплаты труда колхозников

•Установление 7-ми часового рабочего дня

- Повышение социального уровня населения

Внешняя политика 50х-60х готов

«Оттепель» во внешней политике 1953-1960гг

1954-55гг – Нормализация отношений с Югославией

1955г – Всемирная конференция: Инициатор СССР, «Прекращение гонки вооружения»

1956г – XX съезд партии: Необходимость сосуществования стран Социализма и Капитализма.

1958-59гг – Встреча Хрущёва и Эйзенхауэра (президент США)

1963г – Договор между СССР, США и Великобритании о запрещении ядерных испытаний в космосе, атмосфере, воде.

Ухудшение отношений с Западом. Новый виток холодной войны

Повод:

1960г. 1 мая – Под Свердловском сбит Американский самолёт разведчик => Массовая Антиамериканская компания.

1961г. – Сооружение Берлинской стены

1962г. 22-26 октября – Карибский кризис. Ядерное противостояние СССР и США

Отношение с соц. Странами:

1955г. – ОВД (Организация Варшавского Договора)

1956г. – Подавление народного восстания в Венгрии

С 1960г. – Ухудшение отношений с Китаем => Разрыв отношений

С 1962г. – Военные столкновения с Китаем.

39. Причины и попытки реформирования советской системы в 1985-1990 гг. Изменения экономического и политического строя в России в 1990-е годы.

нКурс на "обновление общества". В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма". Суть "обновления общества" его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении "лучшего социализма". Были намечены направления развития народного хозяйства и социальной сферы.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку "перестройки".

Политическая реформа. В 1985-1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А.Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-е начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов.

Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей (псевдовыборы главы государства по сути – не для экзамена).

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников "перестройки" по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.

Учреждался новый орган власти Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста.

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе.

Изменение отношения к религии. В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

Создание политических партий и движений. В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80-90-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М.С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.

Экономическая реформа. Первые годы "перестройки" мало затронули действующую экономическую систему.

Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общественности. Это явилось одной из причин глобального характера последствий катастрофы.

Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. О целесообразности развития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства говорилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июль 1990 г.).

На пути к рыночной экономике. На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлагались обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Создавались коммерческие и кооперативные банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства.

Экономическая реформа не улучшила положение дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица.

Антикризисные программы. Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике". Вслед за тем несколько групп видных экономистов и хозяйственников разработали проекты программ, получивших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них "Программа 500 дней" была группа экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Программа предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контроля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса. Но принята она не была.

Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста.

Новые внешнеполитические принципы.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец "холодной войне".

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что "ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей". Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран. Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

СССР и страны Восточной Европы.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М.С. Горбачева. Однако углубление "перестроечных" процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

СССР и страны мира.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы. Нормализовались политические и экономические взаимоотношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создали условия для урегулирования отношений с Китайской Народной Республикой. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

В ноябре 1990 года президенту СССР М.С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира. Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий "холодной войны", ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

Распад СССР. Обострение межнациональных конфликтов.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения. Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

"Парад суверенитетов". 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными республиками. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом — А.В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса. В апреле мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.

"Перестройка", задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса.

Продолжение курса реформ. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.

Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. Снизился уровень жизни населения. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

Приватизация госсобственности охватила, прежде всего, предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности.

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР.

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти.

Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

12 декабря 1993 года – выборы в Федеральное Собрание по смешанной системе, референдум по проекту Конституции. В Думу прошли: ЛДПР (Жириновский), КПРФ - (Зюганов), Аграрная партия, Выбор России (Гайдар), Женщины России (Лахова), Яблоко (Явлинский), Партия российского единства и согласия (Шахрай).

С 1994 года – контртеррористическая операция в Чечне (президент Дудаев). 1996 год – вторые выборы президента РФ (Ельцин – Зюганов). 1997 год – Закон о свободе совести, ограничение деятельности тоталитарных сект. 1998 год – премьер-министр С.Кириенко (дефолт – обесценивание вкладов, падение курса рубля, замораживание счетов).С сентября 1998 года – премьер-министр Е.Примаков. 1999 год – премьер-министры С.Степашин, В.Путин. 31 декабря 1999 года Б.Ельцин добровольно ушел в отставку и передал власть в стране премьер-министру В.Путину.

40. Мир на рубеже XX–XXI вв.: контакты и конфликты. Процессы глобализации и Соединенные Штаты Европы. Место России в системе мировой экономики и международных связей в нач. XXI в.

На рубеже XX–XXI вв. баланс сил в мире резко изменился. Разрушение мировой системы социализма во главе с СССР как геополитического противовеса системе капиталистических государств во главе с США создало новую геополитическую ситуацию — отсутствие геополитического противоцентра.

Современные войны начинаются с информационной войны. Ее физическая составляющая — электромагнитное подавление систем управления, связи и разведки противника. Психологическая составляющая — деморализация противника, в том числе и посредством мобилизации общественного мнения на осуждение действий его войск. Важным фактором психологического давления является осуждение со стороны международных правозащитных организаций и возможность последующих санкций со стороны международного сообщества, направленных на «принуждение к миру» государства, объявленного агрессором, совершающим «преступления против человечности». В данных условиях возрастает роль СМИ. Наибольшим политическим весом обладают т.н. «великие державы», государства, которые «благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений». Великими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Россия (до 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Их современный статус отражает их реальную роль в международной жизни; на них лежит главная ответственность за поддержание мира и всеобщей безопасности, что закреплено в Уставе ООН.

Геополитическая ситуация в мире в начале XXI в. развивается в условиях продолжающегося соперничества стран – лидеров. Геополитическая картина мира коренным образом изменилась на рубеже XX – XXI вв. Мир стал многополярным: распалась мировая система социализма, резко возросла роль Китая, Индии и стран Европейского союза. Улучшение социально – экономической ситуации России способствовало укреплению ее геополитического положения. Борьба за сохранение и передел сфер геополитического влияния ведется в условиях острой конкуренции и иногда приводит к возникновению вооруженных конфликтов.

В 3 тысячелетие н.э. человечество вступило под знаком глобализации. Под глобализацией понимается процесс всемирной экономической. Политической и культурной интеграции и унификации. Основными следствиями этого процесса являются мировое разделение труда, миграция и концентрация капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.

В политической сфере все больше полномочий получают ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, Мировой Банк. Велика и роль крупных транснациональных корпораций. Из-за свободного перемещения людей и капиталов за границу уменьшается власть государства по отношению к свои гражданам. Проблемы глобальной политики решаются на встречах мировых лидеров в рамках Большой восьмерки и Большой двадцатки. Многие проблемы международных отношений решаются в рамках крупных регионов, потому регионализация является составной частью глобализации.

В экономической сфере глобализация представляет собой резко возросшую интеграцию, взаимосвязанность экономик различных стран. Глобализация экономики связана с формированием глобального экономического пространства, в котором отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры. А экономические подъемы и спады приобретают глобальный, планетарный размах. Современные информационные системы позволяют финансовому капиталу быстро перемещаться, а финансовым рынкам круглосуточно работать в режиме реального времени. Глобализация в экономике весьма противоречива. Она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами. Создаются условия для доступа стран к передовым достижениям человечества. Обеспечивается экономия ресурсов. В то же время страны «золотого миллиарда» сохраняют свое привилегированное положение во многом за счет сырьевой периферии. Слабые страны, малый бизнес не выдерживают конкуренции. Сохраняются значительные различия в уровне жизни в разных странах и регионах. Современные экономические проблемы рассматриваются в различном формате, например в рамках Всемирного экономического форума.

В культурной сфере противоречие влияния глобализации также очевидно. С одной стороны, в культурной глобализации велика роль Интернета, международного туризма, доступности кинофильмов, книг и других продуктов духовного творчества. Происходит определенное нивелирование деловой и потребительской культуры. С другой стороны, возникает угроза угасания национальных культур на фоне популярности международных культурных влияний, часто не самого высокого качества.

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Голливуд выпускает значительную часть фильмов для мирового проката. В США берут свое начало мировые компании: Microsoft, Intel, Coca-Cola и т.д. Другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации – IKEA- появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле. Усилившееся влияние США во многих странах вызывает негативную реакцию.

Антиглобалисты считают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников.

Начавшиеся в 90-е годы 20 века либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира – США, Германией, Великобританией, Францией, Италией.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 года. В этот день террористы одной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Ответной мерой США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терроризмом стран Европы и Азии. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Была достигнута договоренность с ЕС о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 году в Москве во время встречи Путина с американским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако курс на укрепление сотрудничества не помешал США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.

Недостаточно эффективно развивались отношение России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками СНГ. В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях РФ с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими выборами возникли глубокие внутренние конфликты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: