SWOT – анализ

SWOT-анализ это один из самых распространённых видов маркетингового анализа. Оно помогает проанализировать рынок сразу с нескольких сторон. В SWOT-анализе учитываются преимущества и недостатки планируемого предприятия, а также возможности и угрозу, которые могут появиться по мере его реализации.

Результаты анализа сводятся в так называемую матрицу SWOT-анализа. Приведём матрицу SWOT-анализа для нашего ателье (Таблица 3):

Таблица 3

Таблица SWOT-анализа для автомойки

Strenght (преимущества) Квалифицированный персонал Конкурентоспособные цены Современное оборудование Удобное место расположения Weaknesses (недостатки) Отсутствие опыта в подобной деятельности Изменчивая экономическая среда
Opportunities (возможности) Рост уровня доходов населения Ухудшение позиций конкурентов Увеличение количества жителей города Threats (угрозы) Появление новых конкурентов Крупные аварии, пожары, стихийные бедствия Рост налогов Снижение уровня жизни населения Безработица

План маркетинга

Данный раздел бизнес-плана включает в себя:

- анализ ценовой политики и методы ценообразования;

- реклама;

- формирование общественного мнения.

Предприятия сервиса в настоящее время должны быть ориентированны на маркетинг, поскольку в рыночной экономике главную ценность представляет маркетинговая деятельность и сбыт услуг. Услуги являются наиболее важнейшей составляющей маркетинговой политики предприятия, наряду с учетом запросов потенциальных клиентов и ориентации на имидж торговой марки.

Одна из важнейших задач сферы обслуживания состоит в быстрейшей ликвидации дефицита на услуги. Кроме того, необходимо формировать спрос и на новые виды услуг.

Жесткая рыночная конкуренция, постоянно возрастающие требования потребителя вынуждают предприятия сервиса постоянно улучшать оказываемые виды услуг.

Цена играет важную роль в оценке возможности сбыта и услуг. Цена – это средство борьбы за клиента. Она во многом определяется соотношением спроса и предложения на рынке. В настоящее время в ценовой политике большое значение приобретают функциональные особенности услуг, то есть удобства (польза), которую они способны обеспечить. Эти показатели играют главенствующую роль. Поэтому важнейшая проблема – это установление правильной цены на услугу с учетом ценовых и неценовых факторов.

Цена может устанавливаться тремя методами:

- установление цены за счет прибавки к суммарным издержкам определенной наценки;

- установление цены с учетом спроса на услугу;

- установление цены исходя из уровня цен у конкурентов.

Цены на услуги автомойки "АвтоКлин" представлены в таблице 4.

Таблица 4

Цены на услуги автомойки "АвтоКлин"

Виды услуг Классификация автомобилей
малый класс средний класс бизнес класс представительский класс, среднеразмерные внедорожники/минивэны крупные внедорожники/минивэны
  Бесконтактная мойка кузова          
(коврики 4 шт., пороги)
  Тщательная мойка подкрылок от 50
(цена за 1 шт.)
  Комплексная мойка (включает №1 + №5)          
  Расширенная комплексная мойка (включает №1, 5,6, 7, 8, 9, 10)          
  Пылесос салона          
Чистка стёкол изнутри          
Чистка пластика          
  Пылесос багажника          
  Жидкий воск          
  Чистка дисков спецсредством 50–100
(цена за 1 шт.)4
  Чернение резины  
  Горячий воск          
  Мойка двигателя          
  Мойка и продувка радиатора          
  Снятие консерванта от 400 от 500 от 600 от 700 от 800
  Снятие битума от 400 от 500 от 600 от 700 от 800
  Снятие насекомых со стекол, фар, бампера и т.п. от 50
  Снятие зимнего реагента с лакокрасочного покрытия от 400 от 500 от 600 от 700 от 800
  – Продувка замков          
– Смазка замков          
– Продувка иных узлов а/м от 50 от 50 от 50 от 50 от 50
Силиконовая смазка уплотнителей          
  Подкачка колес (цена за 1 шт.)  
  Полировка          
Тефлоновая          
Восстанавливающая          
  Химчистка (салона целиком) 4500– 5500 5000– 6000 6000– 7000 7000–8500 8500–10 000
Отдельных элементов салона:          
– Потолка          
– Сидений          
– Дверей          
– Пола          
– Ковриков (4 шт.)          
– Багажника          
  Бесконтактная мойка велосипедов  
и мопедов
  Бесконтактная мойка мотоциклов  

Очень важной задачей маркетинга услуг является продвижение услуги на рынок, под которым понимается совокупность мероприятий по информированию потенциальных клиентов о достоинствах (пользе) услуг и стимулированию желания приобрести эти услуги.

Стимулирование сбыта – это разнообразные действия, способствующие совершению покупки. К ним относятся стимулирование:

- потребителей;

- сферы торговли;

- торгового персонала фирмы.

Цель рекламной компании автомойки – доведение до большего числа потенциальных клиентов информации об оказываемой услуге.

Рекламная компания направлена на автовладельцев различных социальных групп.

Распространение рекламы будет проходить в основном ряду через средства массовой информации: газеты, интернет, местное телевидение. Также будут заказываться в типографии выпуск буклетов и календарей для распространения между клиентами.

Печать объявления в газете – сравнительно недорогая реклама по сравнению с рекламой на телевидении и на радио. Выбранная для рекламы газета направлена на жителей города Истра. Объявления будут подаваться в каждом выпуске газеты на протяжении первых 6 месяцев от начала деятельности предприятия.

Реклама на телевидении дается в вечернее время, когда потенциальные клиенты дома, так как телевизор смотрят в основном дома.

Имидж автомойки, пройдя все этапы организации и проведя все необходимые расходы, будет создаваться после результатов обслуживания первых клиентов, которые могут привлечь своих знакомых, порекомендовать им воспользоваться услугами именно нашей автомойки.

Отдельное место отводится общению с клиентами, так как в этом заключается искусство успешного маркетинга, созданию благоприятной обстановки.

Главные задачи автомойки при оказании услуг конкретному клиенту:

- Максимум удобств;

- Сокращение затрат времени на получение услуг.

Услуга оплачивается во время её выполнения, пока клиент ожидает окончания мойки автомобиля.

В дальнейшем по мере развития автомойки предполагается продажа сопутствующих товаров.

7. Производственный план

В этой главе определяется производственная программа автомойки, потребность в персонале и заработной плате, осуществляется выбор и характеристика применяемого оборудования.

Для организации производственного процесса автомойки необходимо следующее оборудование:

1. Профессиональный аппарат высокого давления без нагрева Kranzle Profi 195 TS T (4 штуки) – 200 000 руб.

2. Пылесос для влажной и сухой уборки IPC Soteco Nevada 515 (2 штуки) – 20400 руб.

3. Ковровый экстрактор IPC Soteco Rio – 15600 руб.

4. Пеногенератор NSOFROO 24 (2 штуки) – 17200 руб.

5. Система очистки воды Арос-5 – 90000 руб.

Общий размер вложений в оборудование составляет 343 200 рублей.

Также будут закупаться чистящие средства для мойки и химической чистки, воски, полироль, тряпки для протирки, тряпки для натирания воском и полиролью.

Потребность в инвестициях

Необходимые размеры инвестиций связаны с запуском автомойки "АвтоКлин". В связи с этим требуется проведение ремонтных работ и закупка оборудования.

Для этого необходимо следующее:

- Приобретение оборудования;

- Монтажные работы, связанные с монтажом оборудования;

- Необходимые ремонтные и отделочные работы;

Общая потребность в инвестициях составляет 1 872 170 рублей.

Затраты на аренду эта первая статья расходов. Автомойка занимает площадь в 300 квадратных метров. Арендная плата вносится ежемесячно на счет арендодателя и составляет 100 000 рублей.

Затем следуют траты на закупку оборудования и материалов для работы.

Прочие расходы включают в себя закупку чистящих средств, тряпок, пластиковых чашек для кофе/чая, кофе, чай, салфетки, полироль, воск и т.д..

Потребности в инвестициях представлены в таблице 5.

Таблица 5

Потребность в инвестициях.

Наименование Стоимость, руб. Количество, ед. Стоимость, руб.
Перечень оборудования
Профессиональный аппарат высокого давления без нагрева Kranzle Profi 195 TS T      
Пылесос для влажной и сухой уборки IPC Soteco Nevada 515      
Ковровый экстрактор IPC Soteco Rio      
Пеногенератор NSOFROO 24      
Система очистки воды Арос-5      
Кассовый аппарат АЛЬФА-400К д/я      
Холодильный шкаф для напитков Liebherr Fkvesf 1802      
Автоматическая кофемашина Bosch TES 50328 RW VeroCafe Latte      
Термопот REDMOND RTP-M801      
Шкаф для чистящих средств и тряпок      
Столы, стулья для кафе      
Барная стойка      
Компьютер      
Вешалка напольная      
Телевизор      
Прочие затраты
Организационные расходы      
Закупка расходных материалов      
Ремонт помещения   20 кв.м.  
Аренда помещения на 1-2 кварталы 2014г.   6 месяца  
Реклама на 1 квартал 2014г.      
Коммунальные платежи на 1 квартал 2014г.      
Итого     1 872 170

Всего на открытие автомойки "АвтоКлин" потребуется 1 872 170 рублей.

Расчёт заработной платы.

Расчет заработной платы персонала автомойки произведён исходя из средней оплаты труда по Московской области на аналогичных предприятиях.

Все расчеты приведены в таблице 6

Таблица 6

Расчет численности и заработной платы персонала

Название должности Кол-во штатных ед. з/п (руб.) Итого
Директор   30 000 30 000
Мойщик (оклад 10 000 + 3%)   20 000 240 000
Кассир (оклад)   16 000 48 000
Бухгалтер (оклад)   25 000 25 000
Уборщица (оклад)   15 000 45 000

Итого за месяц: 388 000 руб.

План по сбыту

Исходя из того, что среднее время на выполнение одной услуги составляет 20 мин., а одновременно может оказываться 4 услуги, за сутки автомойка способна оказать 80 услуг. Однако загруженность автомойки, даже хорошо раскрученной, на 100% невозможна. Поэтому мы снижаем это количество на 15% до 68 услуг в сутки.

Предполагается, что в первые 3 месяца после открытия загруженность автомойки будет составлять 50%, т.е. 34 услуги в сутки, в следующие 3 месяца – 70% или 47 услуг, в следующие 3 месяца – 85% или 58 услуг. Далее каждый год загруженность будет увеличиваться на 2%.

В связи с тем, что мы не знаем точное количество определённых услуг, которые будут оказываться нашей автомойкой в течение суток, возьмём среднюю стоимость всех услуг равную 750 руб.

Подробный расчёт месячного дохода автомойки по периодам представлен в таблице 7.

Таблица 7.

Месячный доход автомойки по периодам

Период Макс. кол-во услуг в день Плановая загрузка Средняя цена услуги Выручка в месяц Расход материалов, % Расход в руб. Прибыль с услуги
2 квартал 2014 года   50%   765 000 5% 38 250 726 750
3 квартал 2014 года   70%   1 057 500 5% 52 875 1 004 625
4 квартал 2014 года   85%   1 305 000 5% 65 250 1 239 750
2015 год   87%   1 331 100 5% 66 555 1 264 545
2016 год   89%   1 361 700 5% 68 085 1 293 615
2017 год   91%   1 392 300 5% 69 615 1 322 685
2018 год   93%   1 422 900 5% 71 145 1 351 755

8. Организационный план

Всего в деятельности общества планируется задействовать 20 человек

Рис. 3 Организационная схема управления автомойкой

Поиск персонала возможен через службу занятости и на сайтах по поиску вакансий. Прием будет вестись на основе собеседования, возможно с испытательным сроком.

Для каждого сотрудника обязательны:

- Добросовестность;

- Дисциплинированность;

- Порядочность;

- Честность.

Распределение обязанностей:

Директор занимается кадрами (приемом, увольнением), координирует работу персонала, при необходимости инспектирует рабочий процесс.

Бухгалтер ведет бухгалтерский учет всего предприятия (начисление и уплата налогов, расчет и выдача заработной платы и т.п.).

Мойщики занимаются непосредственным оказанием услуг мойки.

Кассир принимает оплату за услуги автомойки, продает чай, кофе, воды.

Уборщица занимается уборкой помещения, причём в сухую погоду уборка производится утром и вечером, в дождливую погоду или зимой – по мере загрязнения.

9. Финансовый план

В разделе бизнес-плана обобщены все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представлены в стоимостном выражении. Финансовый план подразумевает выполнение расчетов:

- расчёт амортизационных отчислений

- расчёт страховых отчислений

- расчёт чистой прибыли

- расчёт дисконтированных потоков

- расчёт чистой стоимости проекта

- расчёт индекса прибыльности

- расчёт срока окупаемости

- расчёт рентабельности продаж

- расчёт рентабельности продукции (услуг)

Расчёт амортизационных отчислений.

1) Срок службы аппарата высокого давления без нагрева – 10 лет. Первоначальная стоимость 4 аппаратов 200 000 руб., ежегодные амортизационные отчисления:

200000/10 = 20000 руб. в год

2) Срок службы пылесоса для влажной и сухой уборки -10 лет, первоначальная стоимость 2 пылесосов составляет 20400 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

20400/10 = 2040 руб. в год.

3) Срок службы компьютера – 3 года. Первоначальная стоимость 25000 руб., ежегодные амортизационные отчисления составят:

25000/3 = 8400 руб. в год.

4) Срок службы телевизора – 10 лет, первоначальная стоимость составляет 12000 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

12000/10 = 1200 руб. в год

5) Срок службы коврового экстрактора – 10 лет, первоначальная стоимость составляет 15600 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

15600/10 = 1560 руб. в год

6) Срок службы пеногенератора – 5 года, первоначальная стоимость 2 штук составляет 17200 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

17200/5 = 3440 руб.

8) Срок службы термопота и кофемашины – 3 года, их общая первоначальная стоимость составляет 7500 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

21750/3 = 7250 руб.

9) Срок службы мебели – 10 лет, первоначальная стоимость составляет 45000 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

45000/10 = 4500 руб.

10) Срок службы системы очистки воды – 10 лет, первоначальная стоимость составляет 90000 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

90000/10 = 9000 руб.

11) Срок службы кассового аппарата – 5 лет, первоначальная стоимость составляет 14000 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

14000/5 = 2800 руб.

12) Срок службы холодильника – 10 лет, первоначальная стоимость составляет 31220 руб. Ежегодные амортизационные отчисления:

31220/10 = 3122 руб.

ИТОГО амортизационные отчисления за год составят: 63 312 руб.

Страховые выплаты.

Отчисления по страховым выплатам в 2014 году производятся из расчёта:

ФОТ*30%

Отчисления в 2014 году = 3 492 000*30% = 1 047 600 руб.

Отчисления в 2015 году = 4 656 000*30% = 1 396 800 руб.

Отчисления в 2016 году = 4 656 000*30% = 1 396 800 руб.

Отчисления в 2017 году = 4 656 000*30% = 1 396 800 руб.

Отчисления в 2018 году = 4 656 000*30% = 1 396 800 руб.

Расчёт чистой прибыли.

Чистая прибыль = чистая выручка – издержки

2014 год:

Чистая прибыль = 8 527 680 – 5 822 037 = 3 249 963 руб.

2015 год:

Чистая прибыль = 14 264 068 – 8 314 772 = 5 949 296 руб.

2016 год:

Чистая прибыль = 14 591 978 – 8 333 132 = 6 258 846 руб.

2017 год:

Чистая прибыль = 14 919 887 – 8 351 492 = 6 568 395 руб.

2018 год:

Чистая прибыль = 15 247 797 – 8 369 852 = 6 877 945 руб.

План доходов и расходов и расчет чистой прибыли представлен в Приложении 1.

Отчет о движении денежных средств (Cash Flow) представлен в

Приложении 2.

Расчёт дисконтированных потоков.

Дисконтная ставка составляет 12%.

Коэффициент дисконтирования равен:

R1=1/(1+0,12) 1=0,9

R2=1/(1+0,12) 2=1,7

R3=1/(1+0,12) 3=2,5

R4=1/(1+0,12) 4=3,3

R5=1/(1+0,12) 5=4,2

Расчет интегральных показателей производится на основе дисконтированных потоков.

Дисконтированный поток за 2014 год:

833 473 * 0,9 = 750 125,7 руб.

Дисконтированный поток за 2015 год:

6 809 769* 1,7 = 11 576 607 руб.

Дисконтированный поток за 2016 год:

13095614 * 2,5 = 32 739 035 руб.

Дисконтированный поток за 2017 год:

19691009 * 3,3 = 64 980 329 руб.

Дисконтированный поток за 2018 год:

26589953 * 4,2 = 111 677 802,6 руб.

Показатели эффективности проекта рассчитаем, исходя из эффективности общей суммы инвестиций, вкладывающей в себя как инвестиции в основной капитал, так и в оборотные активы

I = 1 872 170 руб.

Расчёт чистой стоимости проекта.

Расчёт чистой стоимости проекта производится нахождением разности между приведенной суммой дисконтированных поступлений и суммой инвестиций:

NPV = (750 125,7 + 11 576 607 + 32 739 035 + 64 980 329 +

+ 111 677 802,6) – 1 872 170 = 119 851 729,3 руб.

Так как чистая стоимость проекта больше 0, проект можно признать эффективным.

Расчёт индекса прибыльности.

Рассчитаем индекс прибыльности или относительный показатель эффективности инвестиций. Для этого сумму дисконтированных поступлений разделим на размер инвестиций:

Ip = 121 723 899,3 / 1 872 170 = 65,02

В нашем случае индекс прибыльности больше единицы, что указывает на приемлемый результат для проекта.

Расчёт срока окупаемости.

Срок окупаемости инвестиций рассчитывается методом приблизительной оценки по формуле:

Ток ≈ t- – NPV (t-) / (NPV (t+) – NPV (t-)), где:

t- – последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат принимает отрицательное значение

NPV (t-) – последнее отрицательное значение

NPV (t+) – первое положительное значение

NPV (t-) = -582568

NPV (t+) = 833473

t- = 3

Ток ≈ 3 – (-582568) / (833473 – (-582568)) = 3,41 квартала = 10 месяцев

Расчёт рентабельности продаж.

Рентабельность продаж – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определённый период к чистому объёму продаж за тот же период.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

ROS = 5949296 / 15174540 = 0,4

Расчёт рентабельности продукции.

Рентабельность продукции – это отношение прибыли производства и реализации продукции к ее полной себестоимости, выраженное в процентах.

Рентабельность продукции = (Чистая прибыль / Издержки) * 100

ROC = (5949296 / 8314772) * 100 = 71%

Сведём полученные значения в единую таблицу 8 для наглядного рассмотрения результатов анализа эффективности проекта.

Таблица 8

Эффективность инвестиций

Показатель Значение
Ставка дисконтирования, %  
Рентабельность продаж, %  
Чистый приведенный доход 121723899,3
Индекс прибыльности 65,02 > 1
Рентабельность продукции, %  
Период окупаемости, мес.  

При расчёте проекта, были получены оптимальные значения для данного бизнеса. Окупаемость проекта произойдёт через 10 месяцев, что соответствует норме. Индекс прибыльности больше оптимального уровня (2), что говорит о запасе устойчивости.

Пример второй

Назначение бизнеса: Открытие автомойки

Цель проекта: Оказание владельцам транспортных средств комплекса услуг по очистке корпуса, колёс, днища и подкрылков автомобиля от загрязнений; уборке и химчистке салона и багажника; полировке кузова и мойке двигателя.

Спрос: Услуги автомойки пользуются стабильным спросом, а, с постоянным увеличением количества автовладельцев, потребность в таких услугах будет только расти.

Помещение под автомойку: Самым удобным местоположением автомойки считается нахождение вблизи автосервисов, магазинов запчастей и автозаправочных станций.

В качестве варианта расширение бизнеса хорошим решением будет открытие магазина запчастей и оказание услуг шиномонтажа

Описание проекта. Автомобили давно перестали быть роскошью и стали необходимым средством передвижения. Большинство из нас водит автомобиль, ведь это удобно, комфортно и позволяет быть более мобильными и успевать решать собственные дела. Особенно приятно, когда авто чистое и имеет ухоженный вид. Именно поэтому каждый из нас периодически использует услуги автомоек. Мы хотим доверить это дело настоящим профессионалам, а школьники с грязными тряпками и ведрами ушли в далекое прошлое. Именно поэтому открытие автомойки может стать очень выгодным бизнесом

В наше время не найти грязного автомобиля, припаркованного возле торгового центра или офиса. Вымытый, блестящий автомобиль – важная составляющая имиджа и показатель культуры его владельца. Естественно, регулярная мойка машины собственными руками не всегда доступна. Вследствие ли отсутствия времени, или не желания выполнять непривычную своей натуре работу. Эти предпосылки обуславливают существование такого бизнеса, как частные автомойки.

В нашей стране распространено три типа автомоек – ручные, мобильные и портальные. Мобильная автомойка создается на базе транспортного средства (например, Газели) и позволяет обслуживать клиентов в любом приспособленном для этого месте. Портальные мойки оснащены автоматическими средствами для мойки автомобилей. Они имеют высокую пропускную способность, однако существует риск порчи лакокрасочного покрытия автомобиля. Поэтому сейчас наиболее распространены ручные автомойки, где мойку автомобиля осуществляет рабочий, используя для этого специальные устройства подачи воды под давлением.

Ключевой фактор успешности этого бизнеса – местоположение. Автомойка должна располагаться вблизи автосервисов, стоянок, оживленных трасс (на которых не создаются затрудняющие подъезд к мойке пробки), бизнес центров.

Несмотря на временный спад услуг по автокредитованию, за последние годы число автомобилей выросло в разы. Соответственно, возросла потребность в услугах по обслуживанию автомобилей. В нашей стране люди привыкли сами мыть машину у себя во дворе. Но, в связи с неуклонным ростом числа людей, которых мы относим к среднему классу, предоставление услуг по мойке автомобилей является актуальным. Эта услуга востребована менеджерами среднего звена и предпринимателями всех категорий. Так же важен корпоративный сегмент, где присутствуют большие автопарки. Бизнес план автомойки, а именно – его маркетинговая составляющая, должен учитывать такую специфику целевой аудитории, как востребованность услуг от одного поставщика. Другими словами, люди предпочитают мыть автомобиль в одном и том же месте, а корпоративные клиенты – иметь дело с одним поставщиком услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: