Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и конечным результатом деятельности коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает выраженный в денежной форме чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Сущность прибыли состоит в том, что она является составной частью созданной стоимости готовой продукции, которая становится товаром при условии ее реализации. Стоимость товара включает затраты прошлого овеществленного и живого настоящего труда работников.
Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость, которая состоит из двух частей. Первая часть представляет собой заработную плату работников, изготавливающих продукцию. Вторая часть созданной стоимости отражает чистый доход, который образуется только после продажи произведенной продукции. Последнее и придает общественное признание полезности прибыли как экономической категории и основного обобщающего показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Для выявления финансового результата сопоставляют выручку от реализации продукции с совокупными затратами на производство и сбыт, то есть полной себестоимостью. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли; если выручка равна себестоимости, предприятие только лишь возместило затраты на производство и реализацию продукции. Если затраты превышают выручку, то предприятие не окупило понесенные расходы и является убыточным.
В общем виде показатель прибыли можно рассчитать по формуле
где – прибыль от реализации, руб.;
– выручка от продажи продукции, руб;
– себестоимость реализованной продукции, руб.
Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой соответствующее изменение прибыли. То есть все аспекты снабженческо-сбытовой и производственной деятельности находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материально-сырьевых ресурсов, основных средств, персонала, объем производства и реализации продукции, уровень цен.
Перечисленные факторы носят характер производственных, обусловленных уровнем организации производства, технологией, организацией и уровнем производительности труда, менеджментом, маркетинговой деятельностью.
В тоже время на эффективность производства существенное влияние оказывают и внепроизводственные факторы: организация снабжения, сбыта, экстенсивного и интенсивного воздействия. Сущность их в том, что в современной рыночной системе все шире реализуется идея интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых функции снабжения, производства, хранения и распределения материальных ресурсов, готовой продукции, ее продвижение на рынок, осуществлялись в виде единого организационно-технологического процесса, приобретая форму хозяйственной деятельности, основанную на логистическом менеджменте.
Под логистикой понимают процесс эффективного планирования, управления и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и соответствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления, т.е. до полного удовлетворения запросов потребителей.
Наибольшее распространение получила логистическая концепция «точно в срок» на предприятиях японской компании «Тоёта мотор», где с пятидесятых годов прошлого столетия внедрена микрологическая система «KANBAN» (карта). Сущность системы заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая получение готового продукта, изделия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа потребителя.
Ценность и преимущества системы единого организационно-технологического процесса и концепции «точно в срок» в том, что он позволяет:
· минимизировать запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;
· сократить производственный цикл изготовления продукции;
· иметь небольшие объемы производства готовой продукции и пополнения запасов;
· устанавливать взаимоотношения по закупам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков и ряд других преимуществ [10, с.457].
Внедрение концепции «точно в срок» минимизирует уровень запасов, в принципе изменяет фирменный стиль менеджмента, непроизводственные и коммерческие расходы.
В качестве экстенсивного фактора увеличения массы прибыли является количественное изменение объема ресурсов, интенсивного – эффективность использования средств производства и персонала.
В экономической теории различают два вида прибыли – бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и явными издержками, включающими денежные расходы, которые предприятие несет на приобретение основных средств, сырья, материалов, на выплату заработной платы персоналу, то есть те издержки, которые подлежат учету.
В тоже время, согласно логики, в совокупные экономические издержки должны входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются они на рынке или являются резервной собственностью фирмы (свободная производственная площадь, подсобные помещения, собственные предпринимательские способности, идеи). Владелец этих факторов не несет явных бухгалтерских денежных издержек, но теряет выгоду, жертвует получением дохода. Это упущенная выгода, альтернативный нереализованный доход, который должен входить в издержки. С точки зрения экономиста это неявные издержки, которые вместе с явными, образуют экономическую прибыль. В полные издержки должна входить и нормальная прибыль как минимальный доход или плата предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе.
В экономической практике различают номинальную, минимальную, максимальную, консолидированную, налогооблагаемую, льготируемую, чистую прибыль.
Номинальная, минимальная, максимальная, консолидированная прибыли – это, на наш взгляд, разновидности бухгалтерской прибыли, источниками которой являются:
· прибыль от реализации продукции, рассчитываемая как выручка от реализации продукции за исключением налогов, включаемых в цену и выплачиваемых из выручки, и себестоимости реализуемой продукции;
· прибыль от прочей реализации, рассчитываемой как выручка от реализации материальных ценностей минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки, и затраты, связанные с их реализацией;
· прибыль от внереализационных операций, образуемая путем вычитания из доходов, полученных в результате данных операций, расходов, связанных с их осуществлением (от дивидендов, долевого участия в совместной деятельности, акций и др.).
Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, рассчитанному за анализируемый период.
Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее величина определяется минимальным уровнем издержек производства и реализации продукции.
Консолидируемая прибыль – это прибыль, рассчитанная без автономного разграничения финансовых результатов предприятия на материнские и дочерние. Целесообразность ее применения обусловлена экономией на налоговых платежах и снижении рисков.
Налогооблагаемая, льготируемая и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, образуется в процессе формирования и распределения прибыли предприятия.
Прибыль, как важнейшая экономическая категория рыночных отношений выполняет ряд функций:
- как показатель, характеризующий финансовые результаты деятельности предприятия. Фактическое получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают понесенные расходы, связанные с производственной и хозяйственной деятельностью. Для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и величину общих затрат на изготовление и сбыт аналогичного количества товаров;
- финансирующую – часть прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;
- прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что наличие прибыли, не только является основным собственным источником финансирования расширения производственной деятельности, реконструкции и технического перевооружения предприятия, но составной частью фонда потребления для материального поощрения трудового коллектива, его социального развития;
- прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней, в качестве финансового механизма распределения и перераспределения прибавочной стоимости между предприятием и государством, работниками и собственником и тем самым гармонизировать их экономические интересы.
Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, отчислений в целевые фонды, сборы, которые государственные институты используют для решения социальных задач.
Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направлении на его развитие.
Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и получаемых ими дивидендов.
Планирование и распределение прибыли
Основными методами планирования прибыли являются:
1. Метод прямого счета. Наиболее распространен на предприятиях, выпускающих небольшой ассортимент продукции. Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной себестоимостью за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов. Расчет прибыли методом прямого счета рассмотрим на примере (таблица 13.1)
Таблица 13.1
Расчет прибыли методом прямого счета
Изделия | План реализации, штук | Оптовая цена изделия, тыс. руб. | Выручка от реализации (гр.2хгр.3) тыс.руб. | Полная себестои мость единицы изделия, тыс.руб. | Себестоимость реализованной продукции (гр.1хгр.5), тыс.руб. | Прибыль от реализации продукции (гр.4-гр.6), тыс.руб. |
А | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Г | ||||||
ИТОГО |
2. Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции. Позволяет определять влияние отдельных факторов на прибыль. Прибыль определяется по всей сравниваемой продукции в целом.
Этапы исчисления прибыли аналитическим методом включают: определение базовой рентабельности продукции; исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности продукции; учет влияния на плановую прибыль факторов.
Аналитический метод планирования прибыли базируется на основе показателя затрат на один рубль товарной продукции, а также процента базовой рентабельности.
Предположим объем товарной продукции 600 млн.руб., затраты на один рубль товарной продукции составляют 0,8 рубля, тогда прибыль определим по формуле
млн.руб.
При расчете влияния изменения ассортимента на прирост прибыли определяется: средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года и средний уровень рентабельности при структуре планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за сдвигов в ассортименте. При этом рентабельность изделия должна быть дана либо планируемого или отчетного года. Пример расчета в таблице 13.2.
Таблица 13.2
Расчет прибыли аналитическим методом
Продукт | Средняя рентабельность при структуре ассортимента отчетного года, в % | Средняя рентабельность при структуре ассортимента планируемого года, % | ||||
Удельный вес в выпуске отчетного года | Рентабельность планового года, % | Коэффициент рентабельности (гр.2хгр.3):100 | Удельный вес в выпуске планового года | Рентабельность планового года, % | Коэффициент рентабельности (гр.5хгр.6): | |
А | 9,6 | 10,8 | ||||
Б | 1,6 | 0,8 | ||||
ИТОГО | 11,2 | 11,6 |
Увеличение рентабельности в результате сдвигов в ассортименте продукции составил , а сумма прироста прибыли под воздействием этого фактора руб., где 40 000 тыс.руб. – объем выпуска продукции, 0,4 – процент роста рентабельности.
3. Совмещенный метод – это метод прямого счета и аналитического.
На формирование прибыли как финансового показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной статистической отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный законодательством порядок:
- формирование затрат на производство продукции (работ, услуг);
- учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
- определения внереализационных доходов и затрат;
- определения массы прибыли.
Таким образом, абсолютная величина прибыли предприятия зависит от конечных результатов, эффективности финансово-хозяйственной деятельности, сферы деятельности, определенных законодательством условий учета финансовых результатов.
Особенности распределения прибыли предприятия зависят от хозяйственно-правовой формы предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения прибыли является то, что предприятие из прибыли уплачивает налоги на доходы, недвижимость, прибыль, местные сборы и налоги.
Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником.
Механизм формирования показателей и распределения прибыли характеризует рис. 13.2.
Рис. 13.2. Механизм формирования показателей прибыли
Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров.
Прибыль от продаж является основной составляющей прибыли предприятия, поскольку отражает результат от непрерывно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий, являющихся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.
При распределении прибыли выделяют:
- прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы;
- прибыль, облагаемую налогом на прибыль;
- льготируемую прибыль.
Прибыль, облагаемая налогом на доходы, может быть получена от следующих источников:
- казино;
- видеосалонов;
- лотерей;
- акций, облигаций.
Ставки налога на доход дифференцированы по видам деятельности. В законе о бюджете 2007 года изменен порядок налогообложения дивидендов. Тот, кто выплачивает дивиденды не будет платить налог, а тот, кто их получит должен включать в налогооблагаемую базу, как внереализационные доходы и платить налог на прибыль.
Как видно из рисунка 13.2 из суммы прибыли предприятия (позиция 6) уплачивается налог на недвижимость (остаточную стоимость основных средств по годовой ставке 1%), затем рассчитываются налоги на доходы.
Часть прибыли в соответствии с законодательством льготируется, то есть освобождается от уплаты налога на прибыль. К льготируемой прибыли может быть отнесена прибыль предприятий:
- использующих труд инвалидов, если численность их не менее 50% от среднесписочной численности промышленно-производственного персонала;
- на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий;
- на НИОКР;
- на развитие производства, увеличение выпуска товаров народного потребления;
- на развитие топливно-энергетического комплекса;
- на увеличение строительных материалов.
Эти меры регулируются Законом РБ «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений и организаций».
Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между прибылью предприятия и налогами на недвижимость и доходы.
Из налогооблагаемой прибыли уплачивается налог на прибыль. Ставка налога на прибыль – 24%, но может составлять и 15%, если используется труд инвалидов и доля их в среднесписочной численности составляет от 30 до 50% или прибыль за год составляет до 5000 минимальных заработных плат и среднесписочная численность работающих не более 100 человек.
С 2006 года отменена норма, в соответствие с которой Совет Министров Республики Беларусь в праве был снизить в два раза ставку налога на прибыль, полученную от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства организациям, включенным в перечень высокотехнологичных организаций, утвержденных постановлением Совмина РБ 31.08.1999г. №1360.
Также с 2006г. прекратила свое существование льгота в части уменьшения облагаемой налогом прибыли на сумму фактически использованную на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с республиканской программой.
Кроме того, отменена льгота, в соответствии с которой льготировалась прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных заводов, подсобных хозяйств и других организаций, учреждений образования, полученная от практического обучения студентов и учащихся.
С 2007г. отменены налоговые отчисления на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС с фонда оплаты труда.
При применении льготы по льготированию суммы прибыли, направленной на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и используемых на эти цели, следует учитывать изменения, внесенные Законом, и нормы Указа Президента Республики Беларусь от 12.05.2005г.№221 «О некоторых мерах по сокращению объемов незавершенного сверхнормативного строительства».
Исходя из требований Закона и Указа, льгота на прибыль не представляется при наличии в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков объектов незавершенного сверхнормативного строительства производственного назначения. Указанная норма не распространяется на объекты, которые включены в перечень, определенный постановлением Совмина РБ от 18.11.2005г. №1293 «О сроках завершения строительства, продажи, перепрофилирования и сноса объектов незавершенного сверхнормативного строительства в 2005 (II полугодие) – 2010 годах».
Источником финансирования капвложений производственного назначения, а также погашения кредитов банков, в пределах которых может быть использована льгота, является чистая прибыль.
Чистая прибыль рассчитывается как разность: прибыль фактическая минус налог на недвижимость, минус налог на доходы, минус налог на прибыль, минус транспортный сбор по ставке 5%. Заключительным этапом распределения чистой прибыли (оставшейся в распоряжении предприятия), является установление направлений ее использования.
Основные направления распределения чистой прибыли оговариваются в учредительных документах и определяются в соответствии с положениями законодательства. В обобщенном виде чистая прибыль подразделяется на прибыль, направляемую на потребление, накопление и резервный фонд.
Прибыль, направляемая на накопление, служит источником финансирования расширения производства, развитие предприятия. Из прибыли, направляемой на потребление, предприятие выплачивает дивиденды владельцам капитала, производит социальные выплаты работникам предприятия, осуществляет премирование их.
С июня 2005г., на основании Инструкции о порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения, у государственных унитарных предприятий, являющихся субъектами естественных монополий, либо занимающих доминирующее положение на товарных рынках, изменен порядок и установлены единые требования ее распределения прибыли, пределы расходования в меру получаемых доходов с учетом финансового состояния государственных организаций, объектов социальной сферы, находящихся на балансе.
В связи с этим с 1 июля 2005г. не включаемые в расходы по видам деятельности расходы на потребление:
· денежные выплаты персоналу (заработную плату и материальное поощрение);
· расходы, связанные с содержанием обслуживающих производств и хозяйств;
· расходы социального характера, не связанные с созданием нового имущества, благотворительная помощь в соответствии с законодательством – отражаются в составе внереализационных. Общая сумма перечисленных расходов прибыльных государственных организаций не может превышать 40% прибыли, рассчитываемой как сумма нераспределенной прибыли.
Государственные организации должны согласовывать с республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в ведении которых находятся сметы расходования средств на накопление из прибыли и потребление – в составе внереализационных расходов с учетом приоритетов их осуществления.
Расходование средств сверх подтвержденных республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь запрещается.
Расчет прибыли остающейся после налогообложения для её распределения представлен в таблице 13.3.
Таблица 13.3
Расчет прибыли остающейся после налогообложения
№№ пп | Наименование показателей | Всего |
Доходы организации – всего в том числе: | ||
1.1 | Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, иных аналогичных обязательных платежей) | |
1.2 | Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) | |
1.3 | Внереализационные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) | |
Расходы организации – всего в том числе: | ||
2.1 | Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг | |
2.2 | Управленческие расходы | |
2.3 | Расходы на реализацию | |
2.4 | Операционные расходы | |
2.5 | Внереализационные расходы | |
Прибыль (убыток) за отчетный период (строка1 - строка2) | ||
Налоги (сборы) и другие обязательные платежи из прибыли – всего в том числе: | ||
4.1 | Налог на недвижимость | |
4.2 | Налог на прибыль | |
4.3 | Прочие налоги, сборы (пошлины), другие обязательные платежи в республиканский и местные бюджеты (за исключением санкций и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров), источником уплаты которых является прибыль | |
4.4 | Санкции и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение хозяйственных договоров, источником уплаты которых является прибыль | |
Расходы, исключаемые при расчете отчислений части прибыли государственных унитарных предприятий – всего в том числе | ||
5.1 | Расходы на создание и приобретение объектов основных средств и нематериальных активов (включая строительство, реконструкцию, достройку, дооборудование, модернизацию, другие работы капитального характера по поддержанию мощностей действующих предприятий в рабочем состоянии), а также средства на погашение кредитов и займов, полученных на эти цели, расходы на обслуживание и проценты и иные расходы в соответствии с законодательством | |
5.2 | Часть прибыли страховых организаций, полученная от размещения страховых резервов, сформулированных по операциям страхования жизни и дополнительной пенсии, и направляемая для выплаты гражданам | |
5.3 | Расходы, осуществляемые из прибыли на финансирование мероприятий и программ, определяемых Президентом, Советом министров РБ, местными исполнительными и распорядительными органами | |
5.4 | Прочие расходы в соответствии с законодательством | |
Сумма прибыли для расчета суммы отчислений части прибыли (стр.3-стр.4.1-стр.4.2-стр.4.3-стр.5) | ||
Норматив отчисления части прибыли | ||
Сумма отчислений части прибыли (строка 6 х строку 7:100) | ||
Сумма прибыли к распределению (строка 3 – строка 4 – строка 8) | ||
Направления использования прибыли: | ||
10.1 | ||
10.2 | и т.д. |
Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. Прирост прибыли за счет внутренних факторов:
· расчет влияния повышения качества продукции на прирост прибыли производится на основе коэффициентов сортности. Для его начисления определяется удельный вес каждого сорта в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цена первого сорта принимается за 100%, второго сорта – относится к цене первого сорта. Пример расчета в таблице 13.4.
Таблица 13.4
Сорта продукции | Отчетный год | Плановый год | ||||
Удельный вес в общем объеме, % | Соотношение цен, % | Коэффициент сортности (гр.2хгр.3): | Удельный вес в общем объеме, % | Соотношение цен, % | Коэффициент сортности (гр.5хгр.6):100 | |
I | ||||||
II | 8,1 | |||||
III | 2,4 | 1,6 | ||||
ИТОГО | 98,4 | 98,7 |
Коэффициент сортности в плановом году возрастет на 0,3% . Для расчета увеличения прибыли за счет повышения качества следует объем товарной продукции по себестоимости отчетного года умножить на разность коэффициентов (0,3).
где – объем товарной продукции, руб.;
– разность коэффициентов
руб. (цифры условные)
Прирост прибыли в результате увеличения объема выпуска и реализации продукции определяется по формуле
где – отпускная цена единицы – й продукции, руб.;
– себестоимость единицы – й продукции, руб.;
– объем реализации – й продукции, руб..
Прирост прибыли за счет внедрения новых товаров и завоевания новых рынков рассчитывается по формуле
где – рыночная цена нового или усовершенствованного товара, руб.;
– рыночная цена ранее выпускающегося товара, руб.;
– средние издержки нового или усовершенствованного товара, руб.;
– средние издержки ранее выпускавшегося товара, руб.;
– объем продаж нового или усовершенствованного товара, ед.
Прирост прибыли за счет роста производительности труда и уменьшения расходов по заработной плате можно рассчитать по формуле
где – индекс роста средней заработной платы;
– индекс роста производительности труда;
– удельный вес заработной платы в себестоимости изделия, %;
– издержки производства, руб.
Прирост прибыли за счет сокращения материальных затрат рассчитывается
где – индекс изменения удельных затрат сырья или материалов;
– индекс изменения цены единицы сырья или материалов;
– удельный вес издержек на сырье и материалы в издержках производства, %.
Прирост прибыли за счет внедрения мероприятий по совершенствованию организации и управлению производством (фактор роста производительности труда управленческого персонала)
где – индекс изменения административно-управленческих расходов;
– индекс роста объема выпуска продукции;
– удельный вес административно-управленческих расходов в издержках предприятия, %;
– издержки предприятия, руб.
Потери прибыли при несоответствии фактически установленного выпуска продукции равновесному объему можно определить формулой
где – оптимальный выпуск продукции, максимизирующий прибыль, ед.;
– фактически установленный выпуск продукции, ед.;
– предельные издержки производства при оптимальном выпуске, тыс.руб.;
– предельные издержки производства при фактически установленном выпуске, тыс.руб.
Таким образом, на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
· увеличение выпуска и реализации продукции;
· улучшение качества продукции;
· снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площади, рабочей силы и рабочего времени;
· диверсификация производства;
· продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
· расширение рынка продаж.