Рассмотренные двенадцать школ различным образом определяли предметную область маркетинга. Ранние школы определяли ее очень узко, изучая первоначально товары, особенно сельскохозяйственные (зерно, хлопок, молоко и т.п.), промышленные (сталь, ткань и т.п.) и нужды потребителей (жилище, еда, одежда и т.п.). При таком узком подходе товарная школа изучала сами товары; функциональная - функции, необходимые для сбыта этих товаров; институциональная школа рассматривала типы агентов, необходимых при движении товаров от производителей к потребителям.
Позднее исследователи пришли к выводу, что маркетинг применим для более широкого круга отношений обмена. Тем не менее, как и ранние, более современные школы также выделяют какой-то один аспект сферы маркетинга. Например, школа покупательского поведения изучает потребителя, управленческая школа подвергает анализу процесс производства товара и продвижение его потребителю, школа организационной динамики изучает институты маркетинга. Сейчас маркетинг применяется в более широкой области, включает множество отношений обмена (маркетинг услуг, промышленный, социальный, международный, некоммерческий, глобальный и т.д.). Тем не менее, отдельные школы маркетинга по-прежнему выделяют какую-то одну особенную сторону отношений обмена.
Каждая выделенная нами школа исходит из целей практики маркетинга. Общей теории пока не создано, маркетинг представляет собой совокупность различных теорий с различной предметной областью. Выделение и определение предмета исследования - первый этап на пути создания общей теории маркетинга. Второй этап предполагает обоснование науки, позволяющее доказать логические связи категорий, определить основные понятия. Затем необходимо доказать гносеологическую ценность систематизированных понятий, т.е. признать, что систематизация понятий помогает выявить новые свойства предмета науки. Такое исследование было проведено с помощью критерия метатеории.
Проведенный анализ позволил заключить, что наиболее полно критерию метатеории отвечают две школы: управленческая и покупательского поведения.
Управленческая школа основывалась на экономических концепциях эластичности и маржинального анализа. Школа покупательского поведения позаимствовала многое из психологии, социологии и антропологии,
Такие заимствования способствовали развитию собственных концепций маркетинга: жизненного цикла товара, маркетинга-микс, маркетинговой близорукости. Концепция сегментации рынка послужила в дальнейшем развитию новых концепций деловой стратегии - дифференциации товаров и рынков.
Д.Говард попытался свести воедино управленческую школу и школу покупательского поведения [158]. Однако его теория скорее управленческая.
В создании общей теории маркетинга можно выделить следующие основные моменты:
- маркетинг изучает поведение рынка, включающие в себя поведение покупателей, продавцов, посредников в отношениях обмена;
- единицей анализа в маркетинге должно быть рыночное взаимодействие (или трансакция рынка) двух или более сторон;
- необходимо учитывать фактор времени, т.е. рассматривать не единичный акт рыночного взаимодействия или продажи, долговременное взаимодействие между продавцом и покупателем;
- маркетинг как наука о поведении рынка должен содержать ограничения такого поведения. Эти ограничения могут быть как со стороны покупателей и производителей, так и со стороны внешних институтов, например, государства;
- маркетинг должен способствовать созданию и распределению благ и сокращать расхождения между ресурсами производителя и нуждами потребителя;
- общая теория маркетинга может быть признана, если все рассматриваемые ею термины логически связаны и обладают гносеологической ценностью.
Каждая из школ может в какой-то мере способствовать формированию общей теории маркетинга.
Эволюция функциональной школы привела к появлению концепции цепочки создания ценности М.Портера [49, С.84-85]. Стоимость создается различными видами деятельности: последовательное поступление материалов, превращение их в конечный продукт, перевозка конечной продукции, проведение маркетинга и послепродажное обслуживание. Дальнейшее развитие функциональной школы пойдет, по-видимому, с учетом данной концепции по пути кодификации, моделирования и эмпирической проверки различных маркетинговых функций.
Предметная область школы организационной динамики во многом пересекается с институциональной школой: рассматриваются основные институты маркетинга, но уже с позиций поведенческих наук.
Функционалистская школа впервые выдвинула системный подход в маркетинге, однако восприятие маркетинга как системы нашло отражение в рамках школы систем, перенявшей многое из области поведенческих наук.
Поскольку дальнейшее развитие маркетинга предполагает изучение социального обмена, именно эта школа будет основой формирования общей теории маркетинга. Подход метатеории позволил выявить наиболее существенные концепции, выработанные в ходе эволюции маркетинга. На этой основе можно обосновать концептуальную модель маркетинга, приемлемую для рыночного хозяйства с учетом особенностей развития любой страны.
Национальная маркетинговая политика должна предполагать партнерство правительства и бизнеса. Роль правительства сводится к регулированию создания и распределения стоимостей. Правительство при этом должно защищать интересы как потребителей, так и производителей. Практика защиты потребителя нашла отражение в концепциях деятельностной школы, но правительство должно защищать и производителей - учитывать такие формы девиантного поведения потребителей, как магазинные кражи, подделки кредитных карточек, вандализм, эмоциональное или физическое оскорбление занятых в сфере маркетинга.
Теория школы макромаркетинга, изучающая взаимодействие маркетинга и общества, также должна учитываться при разработке школ маркетинга..
Основные принципы маркетинговой политики должны опираться на концептуальную основу школ маркетинга.
На наш взгляд, эти принципы таковы:
1. Маркетинговая политика должна учитывать интересы как производителей, так и потребителей. Интересы потребителей изучаются и анализируются в рамках следующих школ: покупательского поведения, деятельностной, макромаркетинга, систем. Интересы производителей представлены функциональной, институциональной и школой организационной динамики, управленческой.
2. Основная цель маркетинга - способствовать социальному обмену. Поэтому изучение отношений обмена требует глубокой научной проработки.
3. При разработке маркетинговой политики важное значение придается взаимодействию продавцов и покупателей.
4. Должна учитываться "третья сила" - правительство, общественные организации, политические институты.
5. Маркетинговая политика должна учитывать внешние и внутренние факторы в системе.
6. Национальная маркетинговая политика должна вписываться в международный маркетинг.
7. Маркетинговая политика должна учитывать особенности национального рыночного хозяйства.
8. Разработку маркетинговой политики следует начинать с отдельного региона.
В основе регионального маркетинга лежат современные концепции стратегического, социально-ориентированного, индивидуального маркетинга, маркетинга отношении.
Очевидно, что цивилизованного и устойчивого рынка в России не будет до тех пор, основные отечественные субъекты экономической деятельности не начнут доводить до массового общественного сознания позитивную информацию о своей работе. Формирование положительного мнения о регионе предполагает проведение маркетинговой политики, направленной на создание привлекательного имиджа.
В последнее время руководители регионов стараются самостоятельно решать многие проблемы, в том числе в области внешнеэкономической деятельности и в привлечении инвестиций. Как показывают проводимые исследования, помимо наличия полезных ископаемых и других ресурсов, важным показателем деятельности региона является имидж региона, проецируемый на внешнюю среду.
Следовательно, большое значение приобретает информационная работа, ее активность и грамотность. В качестве наиболее важных факторов при формировании положительного имиджа региона следует выделить следующие:
1. динамичность социально-экономических процессов в регионе;
2. качество рабочей силы;
3. наличие передовых технологий;
4. забота о людях;
5. информационные поводы;
6. персональный имидж руководителя региона.
Ключевое звено региональной маркетинговой политики - использование компьютерных баз данных о покупателях, их предпочтениях и стилях покупок. Совершенствование персональных компьютеров, их программного обеспечения, развитие компьютерных сетей обусловили увеличение возможности доступа к маркетинговой информации и ее переработке для малого и среднего бизнеса.
По информации американских специалистов на июнь 1998г. в сети Интернет было 122 млн. пользователей. К 2002г. по прогнозам аналитиков пользователей будет около 230 млн., причем наибольший рост числа пользователей ожидается в России. С одной стороны, рыночные отношения в России характеризуются недоразвитостью и не цивилизованностью, законодательство несовершенно, реформы носят половинчатый характер. С другой стороны, у российских фирм усиливается потребность в маркетинге. Удовлетворению этой потребности способствует возрастание доступности информационных услуг через Интернет.
Практика развития маркетинга на российских предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимущественно как торгово-сбытовую или даже рекламную деятельность.
В дальнейшем приходит осознание того, что маркетинг - это не улучшение работы какого-либо "традиционного" подразделения предприятия (сбытового, производственного и т.п.), а выполнение принципиально новой функции по взаимодействию с рынком, когда на требования потребителей ориентируется вся деятельность предприятия.
По мере развития рыночных отношений маркетинг всё более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка.
Выявляется структура приоритетов маркетинговой деятельности российских предприятий. Так, в настоящее время самой приоритетной является работа, направленная на получение рыночной информации о спросе, конъюнктуре, конкурентах. Большинство предприятий нацелены начать свою работу с рынком в информационном плане.
Следующим по значимости приоритетом является маркетинговая деятельность, направленная на усиление конкурентных позиций предприятий, готовых работать на рынке. От маркетинга ждут оценки сильных и слабых сторон рыночного потенциала предприятия, способности формирования новых дилерско-дистрибьютерских сетей, установления гибких цен, эффективного проведения рекламных кампаний и т.п.
И пока что на третьем месте стоят приоритеты маркетинговой работы, которые формируют перспективную деятельность предприятия для рынка. Это изучение мотивации поведения потребителей, сегментация рынка и позиционирование, разработка продукции с улучшенными потребительскими параметрами, сервисное обслуживание клиентов, создание имиджа и товарной марки, работа с общественностью. Из-за отсутствия необходимого количества специалистов выполнение маркетинговых функций предприятия зачастую сосредоточено на уровне высшего руководства. Эти функции выполняются также работниками отделов сбыта, плановых, производственных отделов и другими подразделениями. Специализированные службы маркетинга только начинают формироваться, и востребованность в них практики неуклонно возрастает.
Становление и развитие маркетинга на российских предприятиях определяется рядом факторов.
Во-первых, это относится к условиям формирования отечественного рынка. Россия переживает достаточно сложный период перехода от нынешней (не всегда цивилизованной) к более высокой стадии развития рынка. Период, когда прибыль могла быть получена в основном за счёт дефицита, инфляции, разницы валютных курсов, высоких ставок банковских процентов, неуплаты налогов и т.п. безвозвратно уходит в прошлое. Поэтому маркетинг воспринимается сейчас, прежде всего, как средство выживания, направленное на гибкое использование имеющегося производственного, финансового, трудового потенциала для удовлетворения запросов потребителей в новых условиях.
Во-вторых, особенности маркетинговой деятельности во многом определяются поведением российского потребителя. Как показывает опыт, оно "нестандартно" по отношению к западным образцам. Появившийся выбор по-новому высветил менталитет российского потребителя. Только сейчас можно говорить о некоторых тенденциях и закономерностях, не укладывающихся в общепринятую маркетинговую типологию и требующих всестороннего изучения.
"Проведенные исследования по выявлению поведения российского потребителя позволили выделить 5 психологических типов. Купцы - хотят видеть в товаре надёжность и добротность. Не принимая западный образ жизни, хотят жить лучше, но по-русски. Казаки - активно пользуются престижными западными товарами, демонстрируя своё положение и финансовые возможности. Студенты - придерживаются широких взглядов на жизнь, активно требуя благ для себя, но к работе пассивны. Бизнесмены - стремятся активно работать на любом поприще. Товары, которые они покупают, должны быть надёжны и доступны, поскольку у них мало времени на их поиск и ремонт. Русская душа — малообеспеченные, плохо приспособленные к жизни люди. Сама возможность выбора товара часто приводит их в прострацию, и поэтому у товара должна существовать достаточно хорошая репутация".
В третьих, особенности маркетинга в нашей стране во многом обусловлены также характером развивающихся деловых отношенмй._Традиционная привычка к некоемому централизму, проявление коррумпированности в обществе, непонимание важности маркетинга как основы получения доходов - всё это и многое другое отодвигает на задний план кропотливую работу непосредственно с самим потребителем, клиентом, покупателем. Пока что ещё существует мнение, что она второстепенна и не самая главная.
В четвёртых, в российских условиях не все маркетинговые инструменты используются достаточно широко. Наиболее привлекательным является использование цены. На современном этапе именно цена во многих случаях даёт возможность, не привлекая другие средства, получить немедленный эффект. В то же время известно, что в США, например, особый приоритет в комплексе маркетинга занимают реклама и меры по стимулированию сбыта. В Европе преимущество отдаётся развитию каналов распределения. В Японии - инновациям в продуктовой политике и т.п.
Учитывая всё это можно предположить, что основные классические положения маркетинга, формирующие образ мышления в управлении предприятием и образ действия на рынке, станут для российских предприятий актуальными, фундаментальными и необходимыми. Что же касается конкретных маркетинговых действий, конкретных "рецептов", то здесь от "принятия всего зарубежного" следует перейти к "осмыслению всего российского".
"Российские специалисты, которые по долгу службы имеют дело с иностранными предпринимателями, развивающими торговый бизнес в России, свидетельствуют: главная беда зарубежных компаний в том, что они приносят сюда ту маркетинговую политику, какую привыкли исповедовать у себя дома, забывая, что приехали в другую страну. Например, использование рекламы на местах продажи - самплинг. Российские менеджеры утверждают, что отечественный потребитель должен пробовать новинку долго: самплинг продолжительностью минимум в три дня способен положительно повлиять на объёмы продаж. А один лишь день (как это предлагают делать зарубежные консультанты, опираясь на свой собственный опыт) поить покупателей бесплатным кофе в российском магазине - смысла не имеет, с тем же успехом напиток можно вылить в канализацию". (Деловой мир, март 1996г.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ
1. Абрамишвили Г.Г. Операция "Маркетинг". Стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. - М.: МО, 1976.
2. Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. - М.:
Международные отношения, 1984.
3. Абрамова Г.П. Маркетинг: вопросы и ответы. - М.: Агропромиздат, 1991. -159с.
4. Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. - М.: Экономика, 1992.
5. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.:
Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 224с.
6. Афанасьев B.C. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов XX века. (Очерк теории). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1986. - 351с.
7. Балабанова Л. В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. - М.: Экономика, 1990.-206с.
8. Беляевский И.К. Маркетинг: Курс лекций. Вып. 1-3. - М.: МЭСИ, 1996.
9. Березовский А. Русский купецъ или руководство для занимающихся или желающих заниматься коммерческими делами, для купеческих прикащиковъ, конторщиковъ, комиссионеровъ. Въ 8 частяхъ. Сост. А. Березовскимъ. - М.:
Богдановъ, 1867
10. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. - М.:Дело, 1994.
-688с.
11. Блейк Э., Леви Ф. Мифы о реструктуризации в России // Рынок ценных бумаг.
- 1998.-№6.-с. 24-29
12. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Ф.А.Крутиков. - М.: Экономика, 1991. - 271с.
13. Боргт Р. ван дер Торговля и торговая политика: Пер. съ нем. Подъ ред. Рагозина Е.И. - Спб: 1902
14. Браверман А. Макромаркетинг дает ориентиры инвестиционной политике // Российский экономический журнал. - 1996. - №11-12. - с. 62-75
15. Браверман А. Российский маркетинг: координация действий (первые шаги Российской ассоциации маркетинга) // Российский экономический журнал. -1995. -№8. -с. 79-82
16. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. - М.: Мысль, 1991. - 299с,
17. Бродель Ф. Динамика капитализма: Пер. с фр. - Смоленск: Полиграмма, 1993. - 128с.
18. Бызалов Д.Е., Стребулаев И.А., Тамбовцев В.Л. Эволюционная экономика и компьютерное моделирование // Вестник МГУ. - 1998. - № 1. - с. 3-14,
19. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 704с.
20. Веблен Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. / Вступ. статья С.Г.Сорокиной. Общ. ред. В.В.Мотылева. - М.: Прогресс, 1984. - 367с.
21. Веркор и Коронель Квота или "сторонники изобилия". - М.: Прогресс, 1970. -224с.
22. Верхан П.Х. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность: Пер. с нем. - Минск: Эрдиан, 1992. - 60с.
23. Виноградова З.И. Метатеория менеджмента. - М.: Дело, 1996, - 91с.
24. Власов В.В. Япония: производственная инфраструктура. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 182с.
25. Волков Ю.В. Очерк теории развития буржуазной политэкономии. - Л.:
Издательство Ленинградского университета, 1988. - 144с.
26. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. - М.:Дело, 1991. - 320с.
27. Гаузнер Н. Новая концепция трансформации капитализма, / Обзор книги Р. Drucker. Post-capitalist Society. - N.Y. Harper Business, 1993, 232pp. // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №10. - с. 180-184
28. Гегель Г. Философия права. - Соч. т.7. - М.:, 1935.
29. Герасименко В. Начал работать Московский маркетинг-клуб // Российский экономический журнал. - 1993. - №3. - с. 53-55
30. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. Учебник. -М.: Внешторгиздат, 1990. - 263с.
31. Глух Н.А. Деньги, торговля и рынки в американской экономической антропологии // Вестник МГУ, сер. 6, 1997. - №6. - с. 44-57
32. Глух Н.А. Сравнительная экономика К.Поланьи // Вестник МГУ, 1997. - №3. -с.21-39
33. Гэлбрейт Д.К. Жизнь в наше время: Воспоминания: Пер. с англ. - М.:
Прогресс, 1986. - 404с.
34. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. - М., 1976
35. Гэлбрейт Дж. К., Меньшиков С. Капитализм, социализм, сосуществование:
Пер. с англ. / Предисл. С. Меньшикова. - М.: Прогресс, 1988. - 200с.
36. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. -М.: Бук Чэмбэр Интернэшнл, 1992. - 362с.
37. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1991. - 416с.
38. Зименкова О.Н. Охрана прав потребителя в капиталистических странах:
Науч.-аналит. обзор / АН СССР, ИНИОН. - М.: ИНИОН АН СССР, 1987-Сер.: Проблемы гос-ва и права за рубежом.
39. Ивановский В. О необходимости маркетингового обеспечения инвестиций в производство новой продукции // Российский экономический журнал. - 1995, -№9.-с. 60-61
40. Идрисов М.-Ш. А. Маркетинг фирмы в условиях рыночных отношений в России.-СПб.:,1993.
41. Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Я. Мондена и др.; Науч. ред. и авт. предисл. Д.Н.Бобрышев. - М.: Экономика, 1989. - 262с.
42. Капиталистическое управление: уроки 80-х / М.В.Грачев, А.А.Соболевская, Д.В.Кузин, А.Р.Стерлин; Под ред. А.А.Дынкина, - М.: Экономика, 1991. -127с.
43. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В.А.Приписнов. - М.: Экономика, 1991. - 239с.
44. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для мелких предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. Е.М, Пеньковой. - М.: Прогресс, 1991. - 280с.
45. Кац И.Я., Жеглов А.П. Анализ эффективности международного сотрудничества предприятий. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 144с.
46. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. Общая ред. и предисл. Милейковского А.Г. и Осадчей И.М. - М.: Прогресс, 1978. -494с.
47. Классики кейнсианства: В 2-х т. Т.2. Экономические циклы и национальный доход, 4.III-IV. / Э.Хансен, Сост. А.Т.Худокормов. - М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1997. - 431с. - (Экономическое наследие)
48. Коган А.М. Деньги, цена и теория трудовой стоимости (Новая парадигма теории трудовой стоимости). - М.: Финансы и статистика, 1991. - 224с.
49. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. -896с.
50. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М,Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736с.
51. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание. - К., М., СПб.: Издат. дом "Вильяме", 1998. - 1056с.
52. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм:
Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р.Б.Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 1998. -787с.
53. Коцев И. От индустриального оптимизма к техническому пессимизму: Пер. с болг. - М.: Экономика, 1986, - 166с.
54. Коцци Дж. Взаимоотношения между маркетингом и технологией в совместном предприятии: общие методологические замечания // Италия-СССР: Совместные предприятия: Пер. с ит. / С предисл. Дж.Андреотти и К.Катушева. - М.: Прогресс, 1990. - с. 218-235
55. Красникова Е. Фигура предпринимателя в рыночной экономике // Российский экономический журнал. - 1995. - № 3. - с. 76-80
56. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с фр. -СПб.: Наука, 1996.-589с.
57. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика:
Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1990. - 415с.
58. Маджаро С. Международный маркетинг: Сокр. пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1979.
59. Макашева Н. В поисках объективного знания (С.В.Брагинский, Я.А.Певзнер. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления) // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - №2. - с. 91-96
60. Маркарян М. Лекция о маркетинге: Пер. с англ. - М.: АНХ при СМ СССР, 1990.-36с.
61. Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во ЭКМОС, 1998. - 320с.
62. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. - М.:
Внешторгиздат, 1989. - 152с.
63. Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. / Общая ред и предисл. Д.И.Костюхина. -М.: Прогресс, 1974. - 446с.
64. Маркетинг: Учебник / А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др.;
Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 560с.
65. Маркс К. Капитал. T.I. - Собр. соч., 2-е изд., т. 23.
66. Маршалл А. Принципы политической экономии: Пер. с англ. / Общ. ред. С.М.Никитина. Т. 2. - М.: Прогресс, 1984. - 310с.
67. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья д.э.н. Евенко Л.И. - М.: Дело, 1992. - 702с.
68. Ноув А. Государство и рынок в XX веке: о книге В.May "Реформы и догмы (1914-1929)"//Вопросы экономики,- 1994.-№5.-с. 153-160
69. Ойкен В. Основы национальной экономии: Пер. с нем. / Общ. ред. B.C. Автономова, В.П. Гутника, К.Херрманн-Пиллата. - М.:Экономика, 1996. -351с.
70. Ольсевич Ю. Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки // Вопросы экономики. - 1994. - №5. - с. 60-70
71. Орлов А.В. Рынок товаров народного потребления: социально-экономический аспект. - М.: Знание, 1988. - №7. - 64с.
72. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства как феномен культуры и самоорганизующая система/ МГУ. - М.: МГУ, 1990. - 381с.
73. Пилдич Дж. Путь к покупателю. О том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М.Пеньковой. - М.: Прогресс, 1991. -256с.
73.а. Пименов Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 1, с. 36-47
74. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Изд-во МГУ, 1991.- 152с.
75. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Политические исследования. - 1993. - №5. - с. 56-63
76. Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек - фирма - маркетинг: Пер. с англ. / При участии Р.Л.Шука. Вступ. ст. В.С.Загашвили. - М.: Прогресс, 1990.
-280с.
77. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики (Рекомендации научно-практической конференции, проведенной Советом Федерации РФ и ИЭ РАН) // Российский экономический журнал. - 1997. - №4.
-с. 3-16
78. Рубин Ю.Б. Бизнес и экономика. - М.: Знание, 1991. - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Экономика", №7)
79. Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Г.Я.Кипермана. - М.:
Политиздат, 1991. - 224с.
80. Савченко В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. - 1995. - № 9. - с. 45-50
81. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1981. - 624с.
82. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И.В.Корнеева, Е.Э.Автухова. Под ред. В.Е.Хруцкого. - М.: Финансы и статистика, 191. - 256с.
83. Статистический словарь. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 623с.
84. Столмов Л.Ф. Рынковедение: Учебник. - М.: Экономика, 1983.
85. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е.М.Пеньковой. - М.: Прогресс, 1989. - 630с.
86. Третьяк О,А. Система маркетинга как основа концепции и практики формирования развитого рынка. - СПб.:, 1992.
87. Туро К. О свободе международной торговли. Разборъ английской теории свободной торговли, соч. К.Туро: Пер. съ франц. - М. 1859-1860
88. Усоскин В.М. "Денежный мир" Милтона Фридмена". - М.: Мысль, 1989. -173с.
89. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. - М.: ИНФРА-М, Метаинформ, 1994. -304с.
90. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и нем. / Общ. ред. и авт. вступ. ст. И.С.Нарский. - М,: Прогресс, 1986. - 542с.
91. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения: Пер. с англ. / Научн. ред. д.э.н. Е.А.Кочерин. - Предисл. Проф. Н.С.Лаврова (1924г.). Послесл. Проф. И.Л.Андреева (1989г.). - М.: Финансы и статистика, 1989. - 206с.
92. Хайек Ф.А. фон Дорога к рабству: Пер. с англ./ Предисл. Н.Я.Петракова. -М.Экономика, 1992. - 176с.
93. Хайек Ф.А. фон Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. - 304с.
94. Хейлброннер Р. Научный анализ и видение в истории современной экономической мысли // Вопросы экономики. - 1993. - №12. - с.89-93
95. Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. /Общ. ред и вступ. ст. Р.М.Энтова. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 488с.
96. Хойер В. Как делать бизнес в Европе: Вступ. слова Ю.В.Пискулова. - М.:
Прогресс, 1990. -253с.
97. Хруцкий В. Реферат статьи П.Друкера "Труд и управление в современном мире" и послесловие к нему // Российский экономический журнал. - 1993. -№5. -с. 67-75
98. Штайнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего: Пер. с нем. - Ер.: Ной, 1992. - 140с.
99. Шумпетер И. А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С.Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 540с.
100. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): Пер с нем. - М.: Прогресс, 1982. - 455с.
101. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А.Горячев. - М.: Экономика, 1990. - 350с.
102. Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель (Экономика для начинающих и не только для них...): Пер. с швед. / Авт. предисл. В.В.Попов, Н.П.Шмелев, науч. ред. А.М.Волков. - М.: Экономика, 1991. - 349с,
103. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. /При участии У.Новака; Общ. ред. и вступ. ст. С.Ю.Медведкова. - М.: Прогресс, 1990. - 384с.
104. Alderson, Wroe. Dynamic Marketing Behavior: A Functionalist Theory of Marketing, Homewood, Illinois: Richard D. Irwin, Inc., 1965.
105. Andreasen, Alan R. Disadvantaged Hispanic Consumers: A Research Perspective and Agenda, The Journal of Consumer Affairs, 16 (Summer), 1982, pp. 46-61.
106. Arndt J. On Making Marketing Science More Scientific: Role of Orientations, Paradigms, Metaphors, and Puzzle Solving, Journal of Marketing, 1985, 49 (Summer), pp. 11-23.
107. Arndt J. Toward a Concept of Domesticated Markets, Journal of Marketing, 43 (Fall). 1979, pp. 69-75.
108. Bagozzi R. P. A Prospectus for Theory Construction in Marketing, Journal of Marketing, 1984, 48 (Winter), pp. 11-29.
109. Bagozzi R. P. Principles of Marketing Management, Chicago: Science Research Associates, 1986.
110. Balderston F. "Design of Marketing Channels" in Theory in Marketing, Reavis Cox, Wroe Alderson, and Stanley J.Shapiro, eds., Homewood, Illinois: Richard D. Irwm, Inc., 1964, pp. 163-175.
111. Barksdale H. C. "Wroe Alderson's Contributions to Marketing Theory", Theoretical Developments in Marketing, Charles W. Lamb, Jr., and Patrick M. Dunne, eds., Chicago: American Marketing Association, 1980, pp. 1-4.
112. Bartels R. Can Marketing Be a Science?, Journal of Marketing, 1951, 15 (January), pp. 319-328.
113. Bartels R. The Identity Crisis in Marketing, Journal of Marketing, 1974, 38 (October), pp. 73-76.
114. Bartels R. Marketing Theory and Metatheory, Homewood, Illinois: Richard D. Irwin.Inc., 1970,
115. Baner R. A. "Consumer Behavior as Risk Taking", in Dynamic Marketing for a Changing World, Robert S. Hancock, ed., Chicago: American Marketing Association, 1960, pp. 389-398.
116. Belk R. W, An Exploratory Assessment of Situational Effects in Buyer Behavior, Journal of Marketing, 1974, 38, pp. 156-163.
117. Bettman J. R. An Information Processing Theory of Consumer Choice, Reading, Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1979.
118. Black W. C., L. E. Ostlund, and R. A. Westbrook. Spatial Demand Models in an Intrabrand Contex, Journal of Marketing, 1985, 49 (Summer), pp. 106-113.
119. Bourne F, S. "Group Influence in Marketing and Public Relations", in Dimensions of Consumer Behavior, J. V. McNeal, ed.. New York: Appleton-Century-Crofts, 1965, pp. 137-146.
120. Brown S. W. And R. Fisk. Marketing Theory: Distinguished Contributions, New York: John Wiley & Sons, Inc., 1984.
121. Bucklin L. P. Postponement, Speculation and Structure of Distribution Channels, Journal of Marketing Research, 1965, 2 (February), pp. 26-31.
122. Buzzell R. D. Is Marketing a Science, Harvard Business Review, 1963, 41 (January/February), pp. 32-40, 166-170.
123. Cady J. Reasonable Rules and Rules of Reason: Vertical Restrictions on Distributors, Journal of Marketing, 1982, 46 (Summer), pp. 27-37.
124. Dawson L. Resolving the Crisis in Marketing Thought, Management International Review, 1979, 19 (3), pp. 74-84.
125. Day G. S. The Product Life Cycle: Analysis and Applications Issues, Journal of Marketing, 1981, 45 (Fall), pp. 60-67.
126. Day G. S., Aaker D, A. A Guide to Consumerism, Journal of Marketing, 1970, 31 (July), pp. 12-19.
127. Day G, S., Wensley R. Marketing Theory with a Strategic Orientation, Journal of Marketing, 1983, 47 (Fall), pp. 79-89.
128. Day R. L. and E. L. Landon, Jr. "Toward a Theory of Consumer Complaining Behavior", in Consumer and Industrial Buying Behavior, Arch G. Woodside, Jagdish N. Sheth, and Peter D. Bennett, eds.. New York: Elsevier North-Holland, Inc., 1977, pp. 425-437.
129. Dickson P. R., Ginter J. L. Market Segmentation, Product Differentiation, and Marketing Strategy, Journal of Marketing, 1987, 51 (April), pp. 1-10.
129.a,Dowlmg G. The Application of General Systems Theory to an Analysis of Marketing Systems, Journal ofMacromarketmg, 1983, № 3 (Fall), pp. 22-32.
130. Doyle P., Saunders J. Market Segmentation and Positioning in Specialized Industrial Markets, Journal of Marketing, 1985, 49 (Spring), pp. 24-32.
131. Drucker P. Management Task, Responsibilities and Practices, N.Y.: Harper Row, 1973
132. Drucker P. Post-capitalist Society, N.Y.: Harper Business, 1993. - 232pp.
133. Dunn S. W. "Regulation in Advertising" in Research in Marketing, Jagdish N. Sheth, ed.. Volume 4, Greenwich, Connecticut: JAI Press, Inc., 1981, pp. 117-141.
134. Dwyer F. R., Welsh M. Ann Environmental Relationships of the Internal Political Economy of Marketing Channels, Journal of Marketing Research, 1985, 22 (November), pp. 397-414.
135. Dwyer F.R., Schurr P.H., and Sejo Oh. Developing Buyer-Seller Relationships, Journal of Marketing, 1987, 51 (April), pp. 11-27.
136. El-Ansary A. I. "The General Theory of Marketing Revisited", in Conceptual and Theoretical Developments in Marketing, O.C. Ferrell, Stephen W. Brown, and Charles W. Lamb, Jr., Chicago: American Marketing Association, 1979, pp. 399-407.
137. Enis B.M., Roenng K.J. Product Classification Taxonomies: Synthesis and Consumer Implications, in Theoretical Developments in Marketing, Chicago:
American Marketing Association, 1980, pp. 186-189.
138. Enis B.M., Roenng K.J. "The Marketing of Services: Different Product Properties, Similar Marketing Strategies" Proceedings, Services Conference, Chicago: American Marketing Association, 1981.
139. Evans K.R., Beltramini R.F. A Theoretical Model of Consumer Negotiated Pricing: An Orientation Perspective, Journal of Marketing, 1987, 51 (April), pp. 58-73.
140. Fatt А.С. The Danger of 'Local' International Advertising, Journal of Marketing, 1967, (January), pp. 60-62.
141. Fisk G., Nason R.W., eds. Macro-Marketing: New Steps on the Learning Curve, Boulder: Business Research Division, Graduate School of Business Administration, University of Colorado, 1979.
142. Fisk G., ed. Marketing and Social Priorities, Chicago: American Marketing Association, 1974.
143. Fisk G., Arndt J., Gronhaug K., eds. Future Directions for Marketing, Cambridge, Massachusetts: Marketing Science Institute, 1978.
144. Fisk G., Nason R.W., Phillip D. White, eds. Macromarketmg: Evolution of Thought, Boulder: University of Colorado, Business Research Division, 1980.
145. Frazier G. L. Sheth J. N. An Attitude-Behavior Framework for Distribution Channel Management, Journal of Marketing, 1985, 49 (Summer), pp.38-48.
146. French W.A., Barksdale H.C, Perrault, Jr, W. D., Arndt J., and Zif J. The Problems of Older Consumers: A Comparison of England, Israel, Norway and the
United States, in 1983 AMA Educators' Proceedings, Chicago: American Marketing Association, 1983, pp. 390-395.
147. Galbraith J.K. Anatomy of Power. Boston, 1983.
148. Gatignon H. Competition as a Moderator of the Effect of Advertising on Sales, Journal of Marketing Research, 1984, 21 (November), pp. 387-398.
149. Goble R., Shaw R. Controversy and Dialogue in Marketing, Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1975.
150. Grether E.T. Regional-Spatial Analysis in Marketing, Journal of Marketing, 1983, 47 (Fall), pp. 36-43.
151. Grover R., Srmivasan V. A Simultaneous Approach to Market Segmentation and Market Structuring, Journal of Marketing Research, 1987, 24 (May), pp. 139-153.
152. Haas R. W. Industrial Marketing Management, 3rd Edition, Boston: Kent Publishing Company, 1986.
153. Halbert M. "The Requirements for Theory in Marketing", in Theory in Marketing, R. Cox, W, Alderson, and S. J. Shapiro, eds., Richard D. Irwin, Inc., 1964, pp. 17-36.
154. Hansen F. Consumer Choice Behavior: A Cognitive Theory, New York: The Free Press, 1972.
155. Hill R. M., Alexander R. S., Cross J. S. Industrial Marketing, 4th Edition, Homewood, Illinois: Richard D. Irwin, Inc., 1975.
156. Holbrook Moms В., Howard J. A. Frequently Purchased Nondurable Goods and Services, in Selected Aspects of Consumer Behavior: A Summary from the Perspective of Different Disciplines, Robert Ferber, ed., Washington, D.C.: National Science Foundation, Directorate for Research Applications, Research Applied to National Needs, 1977, pp. 189-222.
157. Holloway R. J., Hancoch R. S, eds. The Environment of Marketing Management:
Selections from the Literature, 3rd Edition, New York: John Wiley & Sons, Inc., 1974.
158. Howard J. A. Consumer Behavior in Marketing Strategy, Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1988.
159. Hunt S. D. The Nature and Scope of Marketing, Journal of Marketing, 1976b, 40 (July), pp. 17-28.
160. Hunt S. D. Marketing Theory: Conceptualizations of Research in Marketing, Columbus, Ohio: Grid Publishing, 1976.
161. Hunt S. D. Marketing Theory: The Philosophy of Marketing Science', Homewood, Illinois: Richard D. Irwin, Inc., 1983.
162. Hunt S. D., Muncy J. A., and Ray N. M. "Alderson's General Theory of Marketing: A Formalization", in Revview of Marketing 1981, Ben M. Enis and Kenneth J. Roenng, eds., Chicago: American Marketing Association, 1981, pp. 267-272.
163. Hutchmson К. D. Marketing as a Science: An Appraisal, Journal of Marketing, 1952, 16 (January), pp. 286-293.
164. Kangun N.. ed. Society and Marketing, New York: Harper and Row, Inc., 1972.
165. Kerin R. A. and R. A. Peterson. Perspectives on Strategic Marketing Management, 2nd Edition, Boston: Allyn annd Bacon, Inc., 1983.
166. K-ohli A. K. Some Unexplored Supervisory Behaviors and Their Influence on Salespeople's Role Clarity, Specific Self-Esteem, Job Satisfaction, and Motivation, Journal of Marketing Research, 1985, 22(November), pp. 424-433.
167. Kotler P. Marketing Management, 7th Edition, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1991
168. Kotler P., Levy S. J. Broadening the Concept of Marketing, Journal of Marketing, 1969, 33 (January), pp. 10-15.
169. Kotler P. A Generic Concept of Marketing, Journal of Marketing, 1972, 36 (April), pp. 46-54.
170. Kotler P. Global Standardization - Courting Danger, The Journal of Consumer Marketing, 1986, 3 (Spring), pp. 13-15.
171. Kotler P., Armstrong G. Marketing: An Introduction, Eglewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc., 1987.
172. Lazer W. Marketing Management: A Systems Perspective, New York, John Wiley & Sons, Inc., 1971.
173. Levitt T. Exploit the Product Life Cycle, 1965, Harvard Business Review, 43 (November/December), pp. 81-94.
174. Levitt T. Marketing Intangible Products and Product Intangibles, 1981, Harvard Business Review, 59 (May/June), pp. 94-102.
175. Levitt T. Marketing Myopia, Harvard Business Review, 1960, 38 (July/August), pp. 45-56.
176. Levitt T. The Globalization of Market, 1983, Harvard Business Review, 61 (May/June), pp. 92-102.
177. Lewis R. J., Enckon G. Marketing Functions and Marketing Systems: A Synthesis, Journal of Marketing, 1969, 33 (July), pp. 10-14.
178. Lucas G. H., Parasuraman A., Davis R. A., Enis В. М. "An Empirical Study of Salesforce Turnover", Journal of Marketing, 1987, 51 (July), pp. 34-59.
179. Luck D. J. Broadening the Concept of Marketing - Too Far, Journal of Marketing, 1969, 33 (July), pp. 53-55.
180. MacKenzie S. В., Lutz R. J,, Belch G. E. The Role of Attitude Toward the Ad as a Mediator of Advertising Effectiveness: A Test of Competing Explanations, Journal of Marketing Research, 1986, 23 (May), pp. 130-143.
181. McCammon В, Alternative Explanations of Institutional Change and Channel Evolution, in Toward Scientific Marketing, Stephen A. Greyser, ed., Chicago:
American Marketing Association, 1963, pp. 477-490.
182. McNeal J. U. Children as Consumers: Insights and Implications, Lexmgton, Massachusetts: Lexington Books, 1987.
183. Monieson D. D., Shapiro S. J. Biological and Evolutionary Dimensions of Aldersonian Thought: What He Borrowed Then and What He Might Have Borrowed Now, in Theoretical Developments in Marketing, Charles W. Lamb, Jr. and Patrick M. Dunne, eds., Chicago: American Marketing Association, 1980, pp. 7-12.
184. Morgan F. W. Marketing and Product Liability: A Review and Update, Journal of Marketing, 1982, 46 (Summer), pp. 69-78.
185. Murphy P. E., Enis B.M. Classifying Products Strategically, Journal of Marketing, 1986, 50 (July), pp. 24-42,
186. Nader R. Unsafe at Any Speed, New York: Crossman, 1965.
187. СУ Shaughnessy J., Ryan M. J. Marketing, Science and Technology, in Conceptual and Theoretical Developments in Marketing, O.C. Ferrell, Stephen W. Brown, and Charles W. Lamb, Jr., eds., Chicago: American Marketing Association, 1979, pp. 577-589.
188. Petroshms S. M., Monroe К. В. Effect of Product-Line Pricing Characteristics on Product Evaluations, Journal of Consumer Research, 1987, 13 (March), pp. 5 It-519.
189. Phillips L. W., Sternthal B. Age Differences in Information Processing: A Perspective on the Aged Consumer, Journal of Marketing Research, 1977, 14 (November), pp. 444-457.
190. Popper E., Ward S. Children's Purchasing Requests and Parental Responses, Boston: Marketing Science Institute, 1980.
191. Post J. E. Assessing the Nestle Boycott: Corporate Accountability and Human Rights, California Management Review, 1985, 27 (Winter), pp. 113-131.
192. Punj G., Staelm R. A Model of Consumer Information Search Behavior for New Automobiles, Journal of Consumer Research, 1983, 10 (March).pp. 366-380.
193. Ricks D. A., Arpan J. S., Fu M. Y. Pitfalls in Advertising Overseas, Journal of Advertising Research, 1974, (December), pp. 47-51.
194. Robin D. P. A Useful Scope for Marketing, Journal of the Academy of Marketing Science, 1978, 6 (Summer), pp. 288-238.
195. Ruekert R. W., Walker, Jr. О. С. Marketing's Interaction With Other Functional Units: A Conceptual Framework and Empirical Evidence, Journal of Marketing, 1987,51 (January), pp. 1-19.
196. Schewe С. D., ed. The Elderly Market: Selected Readings, Chicago: American Marketing Association, 1985.
197. Sethi S. P. Promises of the Good Life, Homewood, Illinois: Richard D. Irwin, Inc., 1979.
198. Sexton D. E., Jr. Comparing the Cost of Food to Black and to Whites - A Survey, Journal of Marketing, 1971, 35 (July), pp. 40-46.
199. Sheth J.N., Gardner P.M., Garrett P.E. Marketing theory: Evolution and evaluation, N.Y. etc: Wiley. 1988. -XI, 231pp.
200. Sheth J. N. Global Markets or Global Competition?, The Journal of Consumer Marketing, 1986. 3 (Spring), pp. 9-11.
201. Sheth J. N. The Specificity of Industrial Marketing, P. U. Management Review, 1979, 2 (December/January), pp. 53-56.
202. Sheth J. N.. Garret D.E. Marketing Theory: Classic and Contemporary Readings, Cincinnati, Ohio: South-Western Publishing Company, 1986.
203. Shugan S. M. Estimating Brand Positioning Maps Using Supermarket Scanning Data", Journal of Marketing Research, 1987, 24 (February), pp. 1-18.
204. Slater С. С., ed. Macro-Marketing: Distributive Processes from a Societal Perspective, Boulder: Business Research Division, Graduate School of Business Administration, University of Colorado, 1977.
205. Stern L. W., ed. Distribution Channels: Behavioral Dimensions, Boston:
Houghton Mifflin Company, 1969.
206. Sujan, Hansh. Smarter Versus Harder: An Exploratory Attributional Analysis of Salespeople's Motivation", Journal of Marketing Research, 1986, 23 (February), pp. 41-49.
207. Tellis, Gerard J. Beyond the Many Faces of Price: An Integration of Pricing Strategies, Journal of Marketing, 1986, 50 (October), pp. 146-160.
208. The Culture of Consumption. Critical Essays in American History 1880-1980, N.Y.,1983
209. Tweld D.W. How Important to Marketing Is the 'Heavy User117, Journal of Marketing. Vol.28, 1964, January, pp. 71-72.
210. Uhl К. P., Upah G. D. The Marketing of Services: Why and How is it Different, in Research in Marketing, 1983, Jagdish N. Sheth, ed.. Volume 6, Greenwich, Connecticut: JAI Press, Inc., pp. 231-257.
211. Weitz B. A. Effectiveness in Sales Interactions: A Contingency Framework, Journal of Marketing, 1981, 45 (Winter), pp. 85-103.
212. Williams К. С., Spiro R. L. Communication Style in the Salesperson-Customer Dyad, Journal of Marketing Research, 1985, 22 (November), pp. 434-442.
213. Wind Y., Thomas R. Conceptual and Methodological Issues in Organizational Buying Behavior, European Journal of Marketing, 1980, 14, (5/6), pp. 239-263.
214. Wind Y. The Myth of Globalization, The Journal of Consumer Marketing, 1986, 3 (Spring), pp. 23-26.
215. Zaitman G., Pinson C. R. A,, Angelinar R. Metatheory in Consumer Research, New York: Holt, Rmehart and Winston, Inc., 1973.
216. Zaitman G., К. LeMasters, and M. Heffring. Theory Construction in Marketing, New York: John Wiley & Sons, Inc., 1982.
217. Zeithami V. A., Parasuraman A., Berry L. L. Problems and Strategies in Services Marketing, Journal of Marketing, 1985, 49 (Spring), pp. 33-46.