актуальные проблемы права

Курс лекций

Тема 1. Предмет теории права и государства

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Без предмета, как замечал Г. Гегель, не может быть и самой науки. Предмет определяет самостоятельность науки, ее право на существование.

Наряду с предметом науковедение выделяет объект науки. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками, и каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, т.е. определенные участок, «срез», сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Таким образом, предмет науки — это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте и знания о чем должны войти в систему науки.

Для общей теории права и государства в качестве объектов выступают право и государство, которые в то же время изучаются и другими науками, как юридическими, так и неюридическими (философией, политической наукой, социологией и др.).

В общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов. Вместе с тем нужно учитывать, что теория права и государства может выходить на разные уровни обобщения, и можно вести речь о закономерностях и свойствах определенного круга государственно-правовых явлений (например, когда речь идет о том или ином типе права и государства).

Предмет теории права и государства — достаточно сложное образование, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. В результате, говоря о предмете теории права и государства, следует характеризовать:

ü сущность права и государства;

ü общие черты, присущие праву и государству любого типа и любой системы;

ü общие закономерности генезиса (происхождения) права и государства;

ü типы и формы права и государства;

ü общие закономерности, принципы, механизмы развития и функционирования права и государства;

ü общие закономерности связи права и государства друг с другом и другими социальными явлениями и др.

Таким образом, в отличие от других юридических наук данная наука занимается такими сторонами права и государства, которые присущи праву и государству любой страны независимо от времени ее существования и места расположения. Поэтому не может быть таких наук, как «теория права и государства России» или «теория права и государства Франции» (в отличие от истории права и государства России или истории права и государства Франции).

Тема 2. Методология теории
права и государства

Метод в науке — это знание, с помощью которого добывается новое знание. Один и тот же фрагмент знания может рассматриваться, с одной стороны, как теория (разрабатываемое знание), а с другой — как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Это в полной мере относится к общей теории права и государства, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, но в то же время система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.

Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко: как (а) учение о методе и (б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории. В основе методологии (системы методов) общей теории права и государства лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить три аспекта методологической роли философии.

1. Законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (например, формы и содержания правоотношения).

2. В рамках философии разрабатывается общее учение о методе — теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: анализ и синтез, качественный и количественный анализ, исторический и логический методы, формализация и содержательное изучение, абстрагирование и конкретизация, сравнение и обобщение, раскрытие причинно-следственных связей и т.п.

3. Философское знание служит базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства.

Переходными от философских категорий к специально-научным понятиям выступают так называемые общенаучные категории, которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но тем не менее имеют общенаучное значение. Общенаучные категории — это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания. Он выступает теоретическим основанием новых методологических подходов: системного (а также структурного и функционального как его разновидностей), информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др.

В последнее время в философии уделяется довольно много внимания синергетике и синергетическому подходу как общенаучному методу исследования. Суть синергетического подхода как общенаучного метода можно определить так: он объясняет появление систем способностью явлений и процессов к спонтанной, не обусловленной их предыдущим количественным развитием самоорганизации в сложные и целостные объекты. В юриспруденции уже имеются попытки применить синергетику в объяснении явлений права и государства.

Специфическим общенаучным методом является математический, предмет которого — количественная сторона явлений, немаловажная в изучении права и государства. В свое время И. Кант утверждал, что наука становится наукой только тогда, когда использует математику.

Практика использования философских и общенаучных методов в исследовании права и государства обусловливает их специфическое преломление. Теперь они предстают в виде:

ü историко-правового метода;

ü метода сравнительного право- и государствоведения;

ü метода правового моделирования и др.

Они приобретают название частных методов правовой науки.

Частнонаучные методы правоведения, в том числе общей теории права и государства, могут складываться и путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук: статистики, социологии, кибернетики, психологии и др.

В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к которым относят, в частности, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толкования. Иногда к этой группе причисляют сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-догматический метод выделяют не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования — догме права. Толкование права отличает его особая цель — практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.

Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения: сравнительное правоведение представляет собой, по существу, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода был Аристотель, который сравнил конституции более полутора сотен греческих и варварских городов. Объектом данного метода являются аналогичные, или сходные, институты двух или нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

• изучение сравниваемых институтов по отдельности;

• сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;

• оценку результатов.

По своей природе этот метод является комплексным (как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает формально-логические, специально-юридические и другие приемы.

Конкретно-социологический метод также представляет особое направление общетеоретических исследований — социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Данный метод отличают прежде всего целевое назначение и содержание, а приемы используются традиционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др.

Большое значение для познания общих закономерностей права и государства имеет метод аналогии, который лежит в основе метода моделирования, метода экстраполяции и др. Так, основной признак и назначение модели — быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, т.е. выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение — к другому (прототипу, т.е. моделируемому явлению).

В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т.е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

Тема 3. Функции теории права и государства

Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освоении. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией.

Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая вытекает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юридических наук, является методологическая функция. Знания, вырабатываемые общей теорией права и государства, в основном используются как средство решения отраслевых теоретических проблем.

Методологическое значение общей теории права и государства обусловлено и тем, что в ее рамках разрабатываются вопросы методологии правоведения в целом (т.е. использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции), создается определенная система такой методологии.

Большое значение имеет идеологическая функция теории права и государства. Общая теория права и государства как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о ее мировоззренческой роли, особенно на современном этапе развития нашего общества, когда происходит становление новой социальной и правовой идеологии.

Близка к идеологической воспитательная функция теории права и государства, к содержанию которой относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.

В литературе называют и прогностическую (или прогнозную) функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. Таким образом, речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, выдвижения научно обоснованных гипотез.

Прикладная функция теории права и государства непосредственно связана с правотворческой и правореализующей практикой. Выполнение этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

Тема 4. Теория права и государства
в системе наук

Место теории права и государства в системе юридических наук в частности и в системе наук вообще определяется ее функциями и взаимодействием (информационным обменом) с другими науками.

Отношение теории права и государства к отраслевым юридическим наукам двойственно: с одной стороны, она (и в первую очередь общая теория права) выполняет по отношению к ним важнейшую функцию — методологическую, а с другой — использует теоретические данные отраслевых наук.

Основной смысл связи теории права и государства с другими науками состоит в том, что она использует их теоретический продукт в качестве средства решения своих проблем, в целях разработки своего предмета, т.е. в методологических целях. Прежде всего это касается философии, социологии, логики, а также математики, кибернетики, информационной теории и ряда других наук. Наиболее тесно теория права и государства связана с науками, имеющими тот же объект (право и государство). В первую очередь речь идет об истории права и государства и политической науке (политологии).

Теория права и государства и история права и государства изучают один и тот же объект (право и государство), но предметы исследования этого объекта у них разные: если задача истории — в хронологическом порядке конкретно реконструировать процессы, происходящие с правом и государством в истории общества, то теорию интересуют лишь общие закономерности этих процессов, очищенные от наслоений случайных исторических фактов. В то же время именно историческая наука дает теории права и государства материал для обобщений.

Теория права и государства и политическая наука (политология) взаимосвязаны прежде всего по отношению к государству. Разница в их подходах к этому объекту состоит в том, что теория изучает государство в основном с внутренней стороны (сущность, строение, механизм и т.п.), а политология рассматривает его как элемент политической системы общества. Вместе с тем оба эти подхода взаимно обогащают друг друга. Кроме того, в рамках политической науки разрабатываются весьма важные как для теории государства, так и для общей теории права вопросы политической власти.

Большое значение для теории права и государства имеют ее связи с экономической теорией. Без анализа экономической структуры общества, материальных факторов понять природу права и государства невозможно.

Тема 5. Понятийный аппарат теории права и государства.

Каждая наука имеет свой категориальный (или, как еще иногда говорят, - «категорийный») аппарат – систему основных, узловых понятий, служащую своего рода каркасом, на котором строится вся информационная система науки. Категориальный аппарат – это основной понятийный ряд, знание которого является первичным условием изучения той или иной учебной дисциплины. Категории - это те же понятия, только понятия основные, понятия большого объема.

Студенты зачастую на семинаре или экзамене на вопрос опонятии того или иного правового явления отвечают лишь его определением, что, разумеется, неверно.

Следует различать элементы цепочки: «явление — понятие — определение — термин». Понятие, как форма мышления и некая абстракция, имеет для своего содержания объективную основу в виде общих характерных качеств, свойств у конкретных, реально существующих объектов, предметов данного класса. Так, в реальной жизни нет нормы права вообще. Имеется множество конкретных правовых норм. Однако в нашем мышлении объективно существует понятие «норма права», которое в абстрактной форме, отвлекаясь от частностей, отражает общие черты всех правовых норм, отличающие их от других правовых явлений.

По ходу дела заметим, что в этой связи не имеют под собой логической основы и практически лишены смысла встречающиеся в учебной, да и в научной, литературе такие словосочетания, как «понятие и признаки» (если, конечно, не придавать слову «понятие» его бытовое, обиходное значение, когда выражение «иметь понятие» означает наличие самого общего представления о чем-либо). Сформулировать понятие — это и значит раскрыть признаки, характеризующие данное явление (класс объектов), дать развернутую характеристику этих признаков.

Определение есть краткая и целостная по форме характеристика понятия, в сжатом, «свернутом» виде выражающая его содержание, достигнутая тем или иным формально-логическим способом (операцией с понятием). Определение есть своего рода «ключ» к понятию, однако подменить понятие оно не может. Определения одного и того же понятия могут учитывать, раскрывать разные моменты в его содержании, опираться на разные признаки явления, поэтому определений может быть объективно много. Зная содержание понятия, можно самостоятельно сформулировать его определение.

Термин же — это словесное обозначение понятия, его научное имя. Термины могут состоять и из нескольких слов, представлять собой определенные словосочетания. Например, такой термин, как «субъективное юридическое право».

Студенты должны учитывать то обстоятельство, что определений одного и того же явления существуетмного. Поэтому не должно смущать то обстоятельство, что в разных учебниках и других источниках одно и то же юридическое явление определяется по-разному. Это вполне естественно и в какой-то мере даже полезно (особенно, если это касается сложных государственно-правовых явлений, например, таких, как право), поскольку такое многообразие позволяет составить о соответствующем понятии (и явлении) более полное, объемное представление.

Другое дело — понятие какого-либо юридического явления. Понятие (как и то явление, которое оно отражает) объективно, в принципе должно трактоваться единообразно, поскольку оно призвано адекватно отражать реально существующие качества, свойства того или иного объекта. Различия в трактовке содержания правовых понятий обусловлены субъективными взглядами исследователей на признаки того или иного юридического явления.

 

Тема 6. Власть и ее виды.
Особенности государственной власти

Власть представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Власть имеет ряд признаков.

• Власть — это явление социальное, т.е. общественное.

• Она является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития, поскольку общество постоянно нуждается в управлении посредством власти. С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть.

• Власть может функционировать лишь в рамках общественных отношений, т.е. таких отношений, которые существуют между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношений власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой).

• Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.

• Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным. С общесоциальной точки зрения оба они являются именно субъектами, т.е. людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.

• Власть всегда базируется на силе. Это — ее важнейший признак, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу. Это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т.п. Не следует путать силу с насилием: «авторитет силы» и «сила авторитета» — это разные вещи. Насилие предполагает воздействие на субъекта вопреки его воле посредством физического принуждения или под угрозой такого принуждения.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, по ее социальному уровню можно различать власть:

ü в масштабе всего общества;

ü внутри того или иного коллектива (организации);

ü в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую.

Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, т.е. средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:

• власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим);

• государственная власть;

• власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.

Политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями теневой власти могут выступать неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.

Говоря об особенностях государственной власти, ее качествах и признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать, неразрывную связь государственной власти с государством; во-вторых, то, что государственная власть и государство — это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают, и подходы к их характеристике должны быть различными.

Перечислим особые свойства государственной власти.

• Силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

• Государственная власть публична. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

• Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

• Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

• Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

• Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Тема 7. Понятие государства

Термин «государство» появился в XVI в. Его ввел итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.

Характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

• «по вертикали» — отличие государства от органов власти общинно-родового строя;

• «по горизонтали» — отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает ряд особенностей.

1. Признак «публичной» власти. Хотя публичной является всякая власть, в данном случае в этот термин вкладывается особый смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект — объект»). Это проявляется в существовании профессионального государственного аппарата. Органы власти первобытного общества в отличие от государства функционировали по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, т.е. субъект и объект власти совпадали (полностью или частично).

С позиций названного признака государство характеризуется как организация политической публичной власти.

2. В родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории. Таким образом, власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна.

3. Признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, т.е. все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

От других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон: независимости государства извне; верховенства государства внутри страны.

Независимость государства извне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода конкретного индивида ограничивается свободой других людей). Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки, отличающие его от иных политических организаций. В частности, государство:

• распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

• имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

• обладает исключительным правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы), при этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

• обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

• имеет такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т.п.).

Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. По поводу сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, однако, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. Как всякая система государство должно быть целостным: и во властно-организационном плане, и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Сложность государства как социального явления приводит и к многообразию его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется, например, как «форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов) или как «публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В. И. Гойман-Червонюк).

Сам термин «государство» может употребляться двояко. Государство в узком смысле, или собственно государство, понимается как особая политическая организация, аппарат публичной власти. Государство в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность, расположенная на определенной территории. Именно к послед-нему пониманию имеет отношение термин «страна», и лишь в этом случае можно сказать, что мы живем «в государстве».

Тема 8. Государство и бюрократия

Слово «бюрократия» образовано от фр. bureau — стол, канцелярия и греч. kratos — власть и буквально означает столоначальство, власть канцелярии, конторы.

Основные черты бюрократии следующие:

• бюрократия — это явление общественное, социальное, присущее только социуму (обществу);

• бюрократия, как и демократия, неразрывно связана с таким социальным явлением, как власть. Не случайно в составе обоих слов содержится указание на власть. Бюрократия и демократия — это два различных, а точнее, противоположных способа организации власти в социальном коллективе;

• бюрократия, как и демократия, может касаться не только власти государственной, но и власти в любой общественной организации (например, в партии). Однако бюрократия в отличие от демократии может существовать только в том случае, когда субъект и объект власти разделены, отчуждены друг от друга (что характерно для государственной власти). В этом и состоит объективная основа бюрократии, постоянно таящая в себе ее ростки.

Каким же образом разделение субъекта и объекта власти в общественных (социальных) организациях способствует появлению бюрократии? Дело в том, что субъект власти в том или ином социальном образовании (коллективе, организации, обществе) наделен властью в интересах этого коллектива или общества в целом в целях его эффективного, социально полезного управления. Однако реальное несовпадение субъекта и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (неполное совпадение) их интересов. Это потенциально таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы и входящих в нее членов (в том случае, если властная система имеет коллективный характер). Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность. А такие распространенные в общественном мнении признаки бюрократизма, как бездушие, формализм, волокита, бумаготворчество и т.п., являются лишь внешним проявлением его антиобщественной сути.

Как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

Бюрократия — это определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях, а бюрократизм — это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм — это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях.

Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, т.е. во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем чем больше в системе бюрократизма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократизмом возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на следующее обстоятельство.

Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является изменение самого принципа управления, т.е. переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В таких случаях должна быть разработана и применена система тактических мер борьбы с бюрократизмом. Общая задача этой системы — создание устойчивой обратной связи субъекта власти и объекта.

В механизме государства разные системы органов в разной степени подвержены бюрократизации. Представления о бюрократии и бюрократизме связываются прежде всего с управленческим, профессиональным чиновничьим аппаратом государства, который в наибольшей степени закрыт для общества и подвержен бюрократическому перерождению. А вот представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Хотя и здесь могут иметь место бюрократические тенденции: ориентация депутатов на свои личные интересы или бюрократические интересы парламента как особой системы государственных органов, «проталкивание» законопроектов, угодных узкой группе лиц («заказных» законов), и т.п.

Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще правоохранительными): ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и в случае ориентации на интересы своей системы и формальные показатели ее деятельности могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны факты, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет прежде всего бюрократические интересы своей системы (а в конечном счете — интересы лиц, функционирующих в этой системе).

Итак, можно выделить черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти.

• Это явление общественное, присущее только социуму (обществу).

• Бюрократизм неразрывно связан с таким социальным явлением, как власть.

• Он может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти (именно так организована государственная власть).

• Проблема бюрократизма характерна для официально оформленных общественных образований (коллективов, организаций), хотя по существу она является частным проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта в условиях их разделенности.

• Объективной основой бюрократизма является разделение субъекта власти и ее объекта, их отчуждение друг от друга. Оно таит в себе опасность обращения властвующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использования ее для удовлетворения интересов властной системы. В этом состоит суть бюрократизма, его сущность.

• Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом.

• Бюрократизм представляет собой явление динамическое: во властно-управленческой системе его может быть больше или меньше. Это обстоятельство определяет возможность и необходимость борьбы с бюрократизмом.

• Различные системы государственных органов подвержены бюрократизму в разной степени. В наибольшей степени к бюрократизации склонен профессиональный аппарат управляющих, государственных служащих, составляющих костяк исполнительной власти, а в меньшей — государственные органы, образуемые демократическим путем.

• Бюрократия — это способ организации власти, а бюрократизм — совокупность качеств, свойств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управляющую систему.

• Бюрократия и демократия — антиподы: они представляют собой противоположные по своей сущности способы организации власти.

• Радикальным средством борьбы с бюрократизмом является смена самого принципа организации власти и управления — переход на самоуправление. Однако такой переход возможен не в любых социальных условиях и не для всех властных систем. В этих случаях должна быть налажена устойчивая обратная связь субъекта и объекта власти.

Тема 9. Государство и демократия

Слово «демократия» образовано от греч. demos — народ и kratos — власть; буквально означает власть народа, народовластие. Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V—IV вв. до н.э.), где демос — крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства (полиса) через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, избрании высших должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского государства был положен в основу создания современных демократических государств.

Демократию следует отличать от охлократии (греч. — власть толпы). Охлократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности, произвола. При охлократии толпа выступает хозяином положения, устраивает мятежи, погромы, беспорядки.

Термин «демократия» может обозначать:

• особую форму организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);

• форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с властью, это способ (один из способов) организации власти. Демократия означает, прежде всего, признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива (общества, государства, общественной организации и т.п.) в осуществлении функционирующей в этом коллективе власти. При этом демократия может быть как политической, так и неполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой первобытное, естественное самоуправление.

Американский президент Aвраам Линкольн (1809—1865) определял демократическое государство как «правление народа, избранное народом и для народа».

Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие общие принципы:

• признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета;

• выборность основных органов государства;

• равноправие граждан и прежде всего равенство их избирательных прав;

• подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

Современные концепции демократии, основанные на ценностях либерализма (от лат. liberalis — свободный), дополняют названные принципы новыми, такими как:

ü уважение прав человека;

ü конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

ü уважение права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

ü верховенство закона;

ü разделение властей; и др.

Здесь как бы осуществляется переход от демократии большинства к демократии консенсуса. В современном демократическом государстве управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому решения принимаются как путем голосования, так и согласования.

В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти. Демократия государства складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии.

Непосредственной демократией принято считать волеизъявление народа или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и др.).

Действующая Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) определяет две формы прямого осуществления народовластия: референдум и свободные выборы. Всенародное обсуждение как правовой институт на конституционном уровне не предусмотрено.

Референдум — это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим важным вопросам общегосударственного значения, затрагивающим интересы народа. (Родиной референдума принято считать Швейцарию, а первой датой его проведения — 1439 г.)

Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия означает осуществление власти народом через представительные органы.

Такие органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — депутатов и призваны выражать волю народа, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, например всенародно избираемый президент.

Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

В демократически организованном обществе государственные формы демократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они не входят в систему органов государства) или различных негосударственных (общественных) организаций, основанных на демократических принципах.

Статья 1 Конституции PФ провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, а ст. 3 гласит:

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Однако с точки зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.

Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное самоуправление. Вообще самоуправление — это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Но применительно к обществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере в обозримой перспективе), «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения» (В. П. Пугачев). Следует, видимо, учитывать, что существует две разновидности самоуправления:

ü когда субъект и объект власти совпадают полностью;

ü когда они совпадают частично.

Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект управления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой — старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объекта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом направлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволяет сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.

В последнее время демократии зачастую дается позитивная оценка не как способу реализации власти народом, а как методу смены власти мирным, бескровным путем.

Разумеется, демократия как форма организации государственной власти не лишена недостатков и не всегда дает нужный социальный эффект. Для нее необходимо соответствие политической культуры и ментальности населения. Переход к ней происходит постепенно, в течение длительного промежутка времени (во Франции процесс демократизации общества длился около 200 лет, в Англии — на протяжении 500—600 лет).

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях: в периоды войн, острых кризисов и т.п. Вместе с тем, как говорил Уинстон Черчилль, «у демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего». Хотя нужно понимать, что время постепенно, но неуклонно исторически сжимается, и то, что раньше происходило за 200 лет, сейчас происходит за 20 лет или того меньше.

Следует также отметить, что в последнее время на Планете разговоры о «демократии» стали служить некоторым государственным образованиям, технически развитым, но не обладающим высокими цивилизационными ценностями, лишь прикрытием для вмешательства, в том числе и военного, в дела других, суверенных государств с целью реализации своих сугубо экономических, меркантильных интересов.

 

Тема 23. Понятие и определение права (объективного права)

Можно выделить следующие признаки права.

• Право — это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

• Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:

ü людей;

ü отношения между людьми (общественные отношения);

ü поведение субъектов общественных отношений.

• Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.

• Право по своей природе есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.

• Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности.

• Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возрастом, вменяемостью, общими характеристиками юридического лица и т.п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.

• Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т.п.), т.е. к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).

• Нормы права должны быть объективированы извне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

• С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

• Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.

• Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но и здесь процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

• Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения, имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведение иначе, чем через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознанной, детерминирует волю и поведение субъектов.

• Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), т.е. «возводит в закон». Оно также контролирует выполнение юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.

• Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).

• Признанием необходимости государственной охраны права в его понятие вводится категория правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. Таким образом, в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с поведением, отклоняющимся от нормы.

С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, которая призвана регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

Тема 24. Субъективное юридическое право
и субъективная юридическая обязанность

Субъективное юридическое право — это мера возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, предоставленная субъекту права юридическими нормами в целях удовлетворения его интересов, обеспеченная соответствующей обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированная государством. Данное определение базируется на следующих признаках.

• Речь идет о возможности определенного поведения.

• Эта возможность может быть предоставлена не кому-либо, а именно субъекту права (лицу правоспособному).

• Она дается субъекту права в целях удовлетворения его интересов.

• Эта возможность существует в правоотношении.

• Она имеет свои границы, будучи мерой поведения. Нарушение этой меры есть злоупотребление правом.

• Субъективное юридическое право не может существовать вне связи с соответствующей юридической обязанностью, без выполнения которой не может быть реализовано и само право.

• Реализация юридической обязанности гарантируется возможностью государственного принуждения по отношению к носителю соответствующей юридической обязанности или иными способами правовой защиты.

• Субъективное юридическое право имеет юридическую природу, которая проявляется в том, что:

— возможность определенного поведения предоставляется юридическими нормами;

— осуществление этой возможности гарантируется государством.

Диалектической противоположностью субъективного юридического права является субъективная юридическая обязанность. Они неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга. Право одного субъекта не может быть реализовано без выполнения соответствующей обязанности другого субъекта. Существование обязанности вне связи с субъективным правом также лишено смысла.

Субъективная юридическая обязанность — это возложенная на субъекта права юридическими нормами в целях удовлетворения интересов управомоченного субъекта мера должного поведения в правоотношении, реализация которой обеспечена возможностью государственного принуждения.

Определение субъективной юридической обязанности отражает ее характерные черты.

• Речь идет о необходимости (долженствовании) определенного поведения.

• Такая обязанность может быть возложена лишь на право- и дееспособное лицо.

• Она возлагается на субъект права в целях удовлетворения интересов управомоченного субъекта.

• Обязаность существует в правоотношении.

• Должное поведение имеет свои границы (меру).

• Подобная обязанность не может существовать вне связи с субъективным юридическим правом.

• Реализация обязанности обеспечена возможностью государственного принуждения.

• Указанная обязанность имеет юридическую природу, которая выражается в том, что:

— необходимость определенного поведения возлагается на субъектов юридическими нормами;

— реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Субъективные юридические права и обязанности, как и всякие диалектические противоположности, имеют общие черты и в то же время существенно отличаются друг от друга. Их объединяет, во-первых, общая юридическая природа (и право, и обязанность вытекают из юридических норм и гарантируются государством), во-вторых, и право, и обязанность являются мерами поведения. Вместе с тем право — это мера возможного поведения, а обязанность — мера поведения должного. Суть этого различия состоит в том, что реализация права зависит от воли управомоченного, а воля обязанного лица в этом отношении детерминирована жестко: оно должно реализовать свою обязанность. Различие права и обязанности заключается также в том, что первое содержит благо для своего обладателя, а вторая осуществляется не в интересах своего носителя, а в интересах другого лица — управомоченного.

Тема 25. Формы (источники) права:
понятие и виды

Следует различать «форму права» и «правовую форму». Правовой формой именуют правовые средства в целом, когда они используются для регулирования тех или иных социальных процессов, решения определенных социальных задач, например, когда речь идет о правовых формах регулирования экономики. А форма права — это способ фиксации, установления юридических норм, их закрепления вовне.

Наряду с формами объективирования права, которые в этом случае называют внешней формой, выделяют внутреннюю форму права, под которой понимают форму его внутренней организации, способ связи элементов (то, что в теории системного подхода более точно именуется структурой).

Формы внешнего выражения норм права называют еще источниками права. Однако и этот термин неоднозначен. Выделяют:

ü источники в формальном смысле (формы права);

ü источники в материальном смысле (материальные условия жизни общества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимость правового регулирования);

ü источники знаний о праве (тексты законов прошлых эпох, летописи, исторические хроники и т.п.).

Говорят об источниках права также и в идеологическом смысле: правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины.

Исторически первой формой права (источником права в формальном смысле) явился правовой обычай — обычай, санкционированный государством.

По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, каким был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-принудительной реализации: если в процессе его нормальной реализации не сработает сила привычки, к делу подключится государство.

Существует два способа государственного санкционирования обычая:

ü указание на него в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

ü использование его в качестве нормативной основы судебного решения.

В том случае, если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, обычай не обретает качества самостоятельного источника права (правового обычая): его норма начинает существовать в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.

В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота». Часть первая этой статьи гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Великобритании, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.

Второй вид источников права — судебный прецедент, который признавался еще в Древнем Риме (преторское право), был распространен в Средние века. В настоящее время он является важным источником права в государствах, где действует англосаксонское общее право (в Великобритании, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание судебной системы и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля.

Суды не «творят», не изобретают прецеденты, а с их помощью лишь официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. В Великобритании, например, к таким инстанциям относятся Высокий суд, Апелляционный суд, Палата лордов.

В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан, хотя в литературе отмечается тенденция к такому признанию.

В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент.

Итак, юридический прецедент (судебный или административный) — это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Строго говоря, судебный прецедент — это судебное решение (даже единичное), в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения дела.

Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила.

Договор имеет наибольшее значение для международного и конституционного права, а с развитием рыночных отношений распространяется в сфере гражданского и трудового права. Можно говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм.

Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-правовой акт (см. тему 25).

В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве). Существенное значение она имела в Древнем Риме. Наиболее известным римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов. В настоящее время доктрина признается источником норм в мусульманском праве. В Великобритании судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых.

Тема 26. Нормативно-правовой акт:
понятие и виды

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым писаным правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой — разновидностью правовых актов. И как результат этой двуединой природы нормативно-правовой акт:

ü содержит юридические нормы;

ü представляет собой официальный письменный акт-документ;

ü является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

Данный акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенных процедурных формах:

ü компетентными органами государства;

ü в порядке делегированного законодательства;

ü на референдуме.

Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов — индивидуальных юридических, а главное — от актов применения права. С послед-ними их объединяет общая юридическая природа: и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у правоприменительных актов эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.

Основная задача нормативно-правового акта — хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать управление общественными процессами.

Нормативно-правовые акты делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:

• принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;

• имеет высшую юридическую силу и верховенство относительно других источников права;

• принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

• регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

• должен отражать волю и интересы общества в целом;

• исключительно нормативен (содержит только нормы права в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные и обыкновенные. К числу конституционных относятся:

ü конституции (основные политико-правовые акты страны);

ü законы, которые вносят изменения и дополнения в текст конституции;

ü законы, необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией.

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: